какое отношение к руси имеет город тмутаракань
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Русское княжество Тмутаракань. Каким оно было и почему исчезло
Все ещё в школе на уроках истории слышали это странное название – Тмутаракань. Так называлась столица одного из древнерусских княжеств. Мало кто задумывался над этим именем, оно просто казалось смешным. Вроде «тьма тараканов». Мало кто мог показать на школьной карте, где оно находилось.
Тмутаракань – искажённое русскими имя греческого города Таматарха, которое, впрочем, представляет собой уже греческое искажение исходного слова. Где была расположена Тмутаракань, запомнить проще простого. Ведь от этого названия, в очередной раз искажённого и сокращённого, происходит нынешняя Тамань. Правда, чтобы показать на карте западную оконечность Кубани, уже надо хоть немного знать географию.
Древнегреческая Гермонасса
В античные времена, в Боспорском царстве, на этом месте располагался город Гермонасса. Он возник не позднее 6 века до н.э. – раньше, чем в Афинах стал править знаменитый Перикл и чем произнёс своё первое поучение Сократ. Уже древние знали по меньшей мере две версии происхождения названия города.
Флавий Арриан считал, что первые греческие колонисты, основавшие город, очень почитали вдову своего предводителя. Она долго правила ими после его смерти, и в память о ней они и наименовали город. А звали её Гермонассой. Дионисий Галикарнасский же считал, что город был основан выходцами из Гермона, что в Ионии на западе Малой Азии. Как бы там ни было, в первоначальном имени города присутствует имя греческого бога Гермеса.
Особая единица управления Хазарии
Гермонассу постигла участь других городов Боспорского царства, разорённых кочевниками в 6 веке н.э. С того времени данное место стало называться Тумен-Таркан, что указывает на его важное стратегическое значение в Хазарском каганате. Ведь тумен это армейский отряд в десяток тысяч человек, а таркан – войсковой начальник. Получается нечто вроде «штаб армии». Вот это название и было заимствовано в русский язык в форме Тмутаракань, когда русские (тогда – лишь временно) стали хозяевами Керченского пролива.
Стратегическое значение Керченского пролива подчёркивал арабский географ Ибн аль-Факих в самом начале 10 века, указывая, что у Хазарского каганата здесь особый режим управления. По берегам Керченского пролива правит генерал-губернатор, которого аль-Факих называет «Самкуш-еврей», и без его тщательного осмотра и разрешения, и без уплаты пошлины, ни одно судно не может ни войти в Азовское море, ни выйти из него.
В составе Древнерусского государства
Естественно, что когда в 965 году русский князь Святослав Игоревич обратил свой меч на Хазарский каганат, то предметом его особого интереса должны были стать ворота между Азовским и Чёрным морями.
Отдельного русского князя в Тмутаракани мы не видим до начала 11 века. Очевидно, столь важным пунктом правил наместник киевского князя.
Владимир Святой отправил княжить в Тмутаракань своего старшего сына – Мстислава, рождённого ещё от одной из языческих жён Владимира. Следовательно, по новым, христианским понятиям, Мстислав не считался наследником главного трона. В Тмутаракани Мстислав развернул бурную военную деятельность. Русским летописям и черкесскому фольклору хорошо известно, как он сразил в поединке князя черкесов Редедю.
Мстислав не вмешивался в усобицу, развернувшуюся после смерти Владимира между сыновьями того. Но когда Ярослав утвердился в Киеве, Мстислав стал предъявлять претензии на часть государства. Распря закончилась тем, что Ярослав признал власть Мстислава на все русские земли к востоку от Днепра. Свою столицу Мстислав утвердил теперь в Чернигове. И до его смерти в 1036 году нельзя было понять, у кого больше власти на Руси – у Ярослава или же у Мстислава.
В дальнейшем мы знаем, что один из внуков Ярослава Мудрого – Глеб Святославич – какое-то время правил в Тмутаракани. Об этом свидетельствует камень с надписью, случайно найденный в 1792 году на Тамани. Надпись гласит, что в 1068 году Глеб лично измерил шагами по льду ширину Керченского пролива.
В 1079 году его брат Олег, княживший в Тмутаракани, был схвачен по навету его врага – киевского князя Всеволода Ярославича (его дяди) – и отправлен в заключение на территорию Византии. Однако там Олег Святославич сумел найти покровительство. Спустя четыре года он вернулся с византийским флотом и снова овладел Тмутараканью.
В 1094 году Олег овладел Черниговом и сделал его своей столицей. Считается, что в благодарность за помощь, оказанную ему в борьбе за черниговский трон, Олег Святославич отказался от прав на Тмутаракань в пользу Византии. С того времени упоминания о русской Тмутаракани навсегда исчезают со страниц летописей.
Впрочем, «русской» её можно назвать только условно. Население там было разноплеменным, а русскими были только правитель и его дружина. Русь владела ею со стороны.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Тмутаракань – загадочный, отрезанный от Руси Великой степью полис, был оплотом русской государственности на Таманском полуострове. Неожиданно появившись в конце X века, Тмутараканское княжество также неожиданно исчезло в середине XII века. Долгое время повести о русской колонии в Тамани считались сказками, пока развалины древнего города не были обнаружены современными археологами.
Как за тысячу километров от Древней Руси образовалась русская колония? Куда исчезла Тмутаракань и, что случилось с его жителями?
Считается город был основан греками в VI веке до н.э. и в то время назывался Гермонасса. Как и другие колониальные полисы Эллады, Гермонасса состояла из двухэтажных каменных домов с мраморной облицовкой, имела мощеные улицы, зернохранилище и высокие кирпичные крепостные стены.
В IV веке до н.э. город вошел в состав Боспорского царства, спустя 900 лет захвачен Византией, а позже отвоеван Тюркским каганатом. Именно кочевники переименовали Гермонассу в Тумен-тархан (с тюркского «армия князя»). После распада кочевой империи, власть над городом забрал Хазарский каганат.
Многочисленные пертурбации и смена хозяев повлияла как на внешний вид, так и на состав населения полиса. В Тумен-тархане жили адыги, греки, аланы, хазары, армяне. Город стал славянским после походов киевского князя Святослава на хазар. Под давлением огузов с востока и славян с запада каганат пал и был разделен между победителями.
Тумен-тархан, на русский лад Тмутаракань, а также Керчь и Саркел отошли Святославу. Все новоприобретения сложились в Тмутараканское княжество. В период расцвета в первой половине XI века Тмутаракань на равных боролась с Киевским княжеством за гегемонию в регионе.
Почему погибло Тмутараканское княжество и куда исчезли местные славяне?
Расцвету города благоприятствовало выгодное географическое положение. Через Тмутаракань шло экономическое и политическое сообщение между русскими княжествами, племенами Северного Кавказа и Византийской империей.
Судя по археологическим данным, полис являлся неприступным и не был захвачен штурмом вплоть до XIII века. Тем не менее, уже в 1094 году в русских и византийских летописях известия о княжестве исчезают.
До XIII века византийцы отмечали эту территорию, как свои владения, но о государственном образовании, как и существование самого города, хронисты уже не упоминали.
Тем не менее, в последний раз о неком русском городе в Керченском проливе упоминал арабский географ ал-Идриси в 1159 году. Таким образом, считается, русское княжество просуществовало здесь, как минимум, до второй половины XII века, пока, действительно, не было включено в состав греческой империи.
Разумеется, славяне никуда не делись и продолжали жить в городе. Конец русскому присутствию положили монголо-татары. Предполагается, они стали единственными людьми, кто взял крепость приступом. Согласно арабскому хронисту Ибн аль-Асира, перед этим русские бежали из города спасая свои жизни и имущество. Окончательно город был заброшен в XV веке после завоевательных походов Османской империи.
Тмутараканское княжество
В русской разговорной речи слово Тьмутаракань ассоциируется с чем-то недосягаемо далёким и неизвестным, сродни за семью морями, неизвестно где — обычно с пренебрежительным оттенком — как синоним слова «глушь». Вместе с тем, это один из древнейших городов Киевской Руси.
Впервые название Тмутаракань встречается в 988 г. На протяжении ста лет Тмутаракань упоминается в известной «Повести временных лет». Спустя век появляется в «Слове о полку Игореве», а затем возникает молчание на пять столетий.
В начале XVII в. с появлением первых русских поселений на Северном Кавказе, в частности на нижнем Тереке и затем на нижней Кубани, возникает интерес к этому региону. Ученый монах Дмитрий Ростовский одним из первых задается вопросом «Где находилась Тмутаракань?». Через 30 лет академик Готлиб Байер (1694-1738), немецкий историк и филолог, заметил, что «Тмутаракань это то самое место, которое у Константина Багрянородного называется Таматаркою и полагается против Босфора или Корчи. Ныне это Темрюк и лежит против крепости Тамана». Однако видные российские историки XVIII в В.Н.Татищев, а затем и М.М.Щербатов не были уверены в этом.
Разрозненные данные русских и греческих источников не позволяли составить целостную картину. А археологические исследования затруднялись тем, что местное население употребляло найденные материальные свидетельства в строительных целях.
Тмутараканский камень, на котором князь Глеб отметил расстояние между важнейшими городами княжества — Тмутороканя и Корчева (Керчи)
По сей день не существует специального исследования истории Тмутаракани. Еще в начале XX в известный русский археолог А.Спицын, позднее В.Смирнов в статье «Что такое Тмутаракань?», а затем в 1956г советский византиевед А.П.Каждан замечали, что история Тмутаракани «темна». Правда, в 1970-80 гг. появились серьезные работы советского археолога А.В.Гадло, позволившие значительно продвинуться в изучении этой темы.
Следует отметить, что некоторые сведения о Тмутаракани сохранились и в ряде адыгских преданий
В VI веке Гермонасса меняет своего владельца и, соответственно, имя – Тумен-Тархан (захвативший ее Тюркский каганат дает новое название городу). Историки спорят о происхождении этого названия и, согласно одной из версий, первая часть – Тумен – произошла от обозначения воинского подразделения, которое включало в себя десять тысяч воинов, а тархан – тюркское звание.
После исчезновения каганата Тумен-Тархан переходит «в руки» хазарам. В летописях встречается его новое название – Самкерц. Если во времена Боспорского царства в центре города был акрополь, а вокруг преимущественно каменные двухэтажные дома с зернохранилищами, то ко времени владения хазарами он уже был укрепленной крепостью. Но в постройках влияния кочевников жители избежали – юрт и землянок археологи не обнаружили. Многовековая греческая и византийская история оказалась сильна в архитектуре.
Здесь соседствовали совершенно разные этносы – греки, армяне, аланы, хазары.Также терпимо соседствовали и разные вероисповедания жителей – иудаизм, христианство, тенгрианство. Город жил торговлей и виноделием.
В 988 г. после захвата ряда крымских городов дружинами князя Владимира Святославовича, часть русов высадилась и овладела некоторыми районами Таманского полуострова. Так было положено начало Тмутараканского княжества, в состав которого вошли часть Тамани и Крымского побережья с городом Корчев и его окрестностями. В 988г. в Тмутаракань на княжение был посажен Мстислав Владимирович, который правил около 34 лет.
Помимо руссов в Тмутаракани проживали хазары, греки, аланы, касоги (адыги), «обезы» (абазины). Соседние племена платили дань и поставляли воинов князю Мстиславу. Несколько раз прибрежные адыги пытались избавиться от Тмутараканской зависимости. Хорошо известна попытка 1022г., когда выступление возглавил адыгский князь Редедя. В личном поединке Мстислав одолел Редедю, и по их договоренности перед боем он, как отметил летописец «шедъ в землю его, взя всё именье его и жену его и дети его, и дань возложи на касогы». Сыновей Редеди крестили и дали им имена Юрий и Роман. С Романом Мстислав даже породнился – выдал за него свою дочь.
Это родство с детьми погибшего князя ставило Мстислава главой адыгской общности, что давало ему право облагать данью подвластное население (подобное родство регулировалось горскими адатами). Таким образом, Мстислав стал полновластным хозяином над народами, до него принадлежавшим Редеде. Этим правом пользовались и все последующие Тмутараканские князья. Причем дань бралась не только с касогов, но и с других племен граничащих с адыгами. В память об этой победе была построена церковь в 1023г., ее фундамент был обнаружен во время раскопок 1952-55 гг. известным ученым Б.А.Рыбаковым.
В 1023г. Мстислав вступает в борьбу со своим братом Ярославом за отцовское наследство. Он не раз приводил под Киев дружины, где было немало хазар, алан и адыгов.
В 1024г. Ярослав терпит поражение при попытке выдворить брата из Чернигова (битва при Листвене) и заключает с Мстиславом договор, по которому все левобережье Днепра достается Мстиславу, а Чернигов становится столицей Мстиславского княжества. С этого момента Тмутаракань определяется вотчиной черниговских князей.
Следует отметить, что спустя несколько лет после похода Мстислава 1022г., касоги собрали большое войско, и с целью отомстить за любимого богатыря Редедю разорили «Тамтаракайскую» область. Считается, что с 1023 по 1029 гг. Тмутаракань временно была потеряна русскими князьями, и ею владели касоги.
Хотя территория Тмутараканского княжества была относительно невелика, оно явилось крупным политическим и экономическим центром, и контролировало Подонье, Кубань и нижнюю Волгу. Наивысший рассвет княжества пришелся на правление Мстислава, который ко всему прочему правил княжеством независимо от киевского князя Ярослава Мудрого.
После смерти Мстислава в 1036 г. власть над Тмутараканью, как и впрочем над всеми киевскими землями переходит к Ярославу. А после смерти Ярослава в 1054г. черниговская земля и «вся страна восточнее и до Мурома» переходит к его четвертому сыну Святославу. Святослав, понимая, что такой далекий город оставлять нельзя передает власть над Тмутараканью своему сыну Глебу.
Любопытно отметить, что в 1059 и 1077гг. Тмутаракань посещает игумен Киево-Печерского монастыря Никон, который строит там вторую церковь и проводит антигреческую политику.
В 1064 г. князь-изгой Ростислав Владимирович (внук Ярослава Мудрого) выгоняет Глеба и захватывает Тмутараканский престол. В результате заговора Ростислав был отравлен и на княжение в Тмутаракань вернулся Глеб, который в 1068г. измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева.
В марте 1073г. Святослав Ярославович захватил великокняжеский престол и отправил на тмутараканское княжение сына Романа (брата Глеба). После гибели Романа Тмутараканью управляет Ратибор. 18 мая 1081г. в Тмутаракани появляются два князя-изгоя Давид Игоревич и сын Ростислава Тмутараканского Володарь, которые берут в плен Ратибора.
Город становится излюбленным местом изгнанных князей, представлявших черниговскую ветвь и враждовавших с Киевом, которые рассчитывали найти не только безопасное убежище, но и военную помощь в лице северокавказских народов или половцев. К тому же Тмутаракань, представлявшая собой богатый торговый центр, вполне обеспечивала безбедное существование самих князей.
В результате очередных междоусобиц русские князья не могли проводить твердую внешнюю политику и контролировать отдаленные владения. Свою роль сыграли и враждебные половецкие орды, отрезавшие Приазовье и северное Причерноморье от остальной территории Руси.
Закономерным итогом этих событий становится то, что примерно с 1094г. Тмутаракань переходит под византийское владычество, но, несмотря на это, туда продолжают прибывать и торговать русские купцы.
Следует подчеркнуть, что внук Олега, Новгород-Северский князь Игорь Святославович хотел вернуть Тмутаракань, но его попытки не увенчались успехом. А правнукам Олега было уже не до Тмутаракани – на пороге стоял новый враг – татаро-монгольские завоеватели.
Период господства Византии закончился с падением Константинополя (1204) в ходе 4-го крестового похода.
В XIII—XV веках город является колонией Генуи, одновременно им управляют адыгские князья. Под 1419 год упомянут династический брак знатного генуэзца Винченцо де Гизольфи и дочери адыгского князя Берозоха — Биха-ханум. Правителем города стал сын от этого брака Захария де Гизольфи. Однако в 1475 году турки захватили Матрегу и присоединили к своим владениям. Тем не менее, дипломатическая активность Захарии помогла ему сохранить за собой пост главы города. Турецкая крепость Хункала была построена к востоку от города, на развалинах генуэзской крепости, сам город получил название Таман (XVI — конец XVIII).
Под владение России город вернулся только через несколько сотен лет. В конце восемнадцатого века на полуостров пришли запорожские казаки, которые и основали станицу Тамань.
Тмутараканское княжество было надежным форпостом Киевского государства для налаживания торгово-экономических и политических связей с Востоком и народами Северного Кавказа, а также для охраны южных рубежей Руси от кочевников. Но в силу ряда политических обстоятельств Тмутараканское княжество перестало существовать, а затем бурные события и столетия войн на Северном Кавказе помогли «успешно забыть», что когда-то на отдаленной окраине Древнерусского государства существовало княжество с необычным для русского слуха названием Тмутаракань.
Лига историков
8.1K постов 35.6K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Мой однокурсник копал там в начале 90-х. Я его спросил:
— Паша, а почему такое странное название?
да, хороший сериал можно было сделать по этой теме, в духе ИП или Викингов)
Выбор веры у хазар
Историк Владимир Петрухин о соперничестве Хазарии с Византией, арабо-хазарских войнах и положении иудеев
Пожалуй, первой страной, которая должна была заняться этим «выбором веры», выбором языка, на котором она должна разговаривать с миром цивилизации, в пределах нынешней Российской Федерации оказалась Хазария — та Хазария, которая объединяла Северный Кавказ, причерноморские степи, чьи владения доходили до Среднего Днепра, до нынешнего киевского Поднепровья на Украине и почти до Подмосковья, до Оки в верховьях Воронежа. Большая страна, которую объединяла довольно сильная тюркоязычная элита. Хазары появились где то в VI веке н.э. в районе Северного Кавказа, скорее всего в предгорном Дагестане, к северу от Каспийских ворот и Дербента. Одним из первых — в середине VI века — о хазарах упоминает хронист Захария Ритор. По его сведениям, хазары были кочевниками, которых тогда традиционно относили к гуннам, потрясшим в IV-V веках всю Евразию.
В действительности же хазары были одним из небольших тюркоязычных народов и, видимо, подчинялись поначалу власти тюркского кагана, владыки огромной степной “кочевой” империи, зародившейся на просторах Центральной Азии. Благодаря своему строю, кочевники-тюрки были в состоянии быстро организовать огромную мобильную армию, в результате чего контролировали колоссальные территории, претендуя на дань, которую они брали как с Китая, так и с Ирана. Кроме того, каганат активно вмешивался в отношения между Ираном и Византией. В конце концов, дело дошло до того, что тюрки стали претендовать на контроль над Боспором. Вот в составе этой империи и развивались хазары, которые поначалу ничем не были знамениты.
Однако когда распалась Тюркская империя, хазары оказались свободными от своих обязательств в отношении к центральной власти. Кроме того, во главе хазар скорее всего встал предводитель из аристократического тюркского рода Ашина, из которого, по всей видимости, мог происходить и тюркский каган. Как мы знаем, каган — титул, который приравнивался в раннем Средневековье к императорскому, то есть это был правитель, который правил не одним племенным объединением и не одной страной, а многими народами. Вот этот самый каган и возглавил хазар в предгорьях и степях Дагестана.
Местоположение его орды было чрезвычайно выгодным. Рядом был проход в Закавказье с его богатейшими провинциями, степи и горные пастбища, где можно было спокойно пасти скот, что было немаловажным для кочевников. Наконец, неподалеку обитали народы, которые давно уже владели не только искусством земледелия, но и искусством строительства крепостей. В основном это были аланы, обитавшие на западе Северного Кавказа. Впоследствии хазары заключили с аланами прочный союз, сохранявшийся на протяжении почти всей истории Хазарского каганата. В общем, воспользовавшись своим положением, выгодным как экономически, так и географически, хазары продолжили ту экспансию, в которой они участвовали, будучи еще подданными тюркского кагана, и оказались в состоянии не только влиять на внутреннее положение дел в Закавказье, потеснив там Сасанидский Иран, но и опять-таки вмешиваться в постоянные распри Ирана и Византии. Одним из важнейших стратегических пунктов для каганата стало Северное Причерноморье.
В первой трети VII века эту территорию контролировала Болгарская Орда. Болгары были такими же кочевниками, как и хазары, об этом говорят даже их созвучные тюркские имена. Уже к середине VII века болгары были разгромлены, и часть орды во главе с Аспарухом по разрешению Византии переселилась на территорию нынешней Болгарии. Другая же часть ушла в междуречье Волги и Камы, где образовала Волжскую Булгарию, знаменитое раннесредневековое государство, просуществовавшее до XIII века и павшее под ударами войск Чингисхана. Но, тем не менее, большая часть болгар осталась на прежних кочевьях, влившись в состав победившего их народа. Так, в войнах, прошел VII век, в ходе которого хазарам удалось овладеть Боспором и даже угрожать Херсонесу. В результате этой экспансии и возник Хазарский каганат, и надо сказать, что каган действительно соответствовал этому имперскому титулу.
Тюркоязычные кочевники всегда были сильны тем, как и все кочевники, что они хорошо организованы, без этого невозможно заниматься кочевым скотоводством: у тебя угонят скот или просто его перебьют, и твой народ погибнет. Надо было иметь мощную военизированную культуру, чем славились кочевники, в том числе и хазары, которые поначалу воевали, пытались добыть мечом то, что не удавалось добыть трудом или наукой. Но в конце концов хазары оказались в сложном положении, ибо помимо Византии, с которой приходилось иметь дело в Причерноморье, в том же Крыму, — все это вечные горячие точки российской истории: Северный Кавказ, Крым, нынешняя Украина вплоть до Киева. Левобережная Украина входила в состав Хазарии, на правом берегу расселялись независимые от хазар славянские племена. Но, так или иначе, хазарам приходилось иметь дело с христианской Византией, приходилось договариваться, хотя и хотелось просто отнять то, что было в Крыму, что издревле, со времен Геродота, принадлежало грекам, основному населению Византии. Может быть, хазары бы и справились с этим, но всегда на одного такого агрессора во всемирной истории находится другой, посильнее.
Вскоре после ряда удачных завоеваний хазары столкнулись в Закавказье с хищником пострашнее и посильнее, чем этот в общем-то рядовой тюркоязычный народ. В этот период арабы под зеленым знаменем пророка Мухаммеда начали священную войну, стремясь обратить в истинную веру язычников и потеснить христиан, в первую очередь Византию. Они вторглись в Закавказье, где и столкнулись с хазарами. Хазары были хорошими воинами: арабы обладали мощной экономической базой, имели богатый опыт боевых действий и регулярную армию, но смогли справиться с хазарами только в первой трети уже VIII века. Это произошло после того, как армию мусульман возглавил великий полководец и будущий халиф Мерван. Ему удалось разгромить войска каганата, ворваться в его северокавказские земли и захватить столицу — Семендер. Хазарский каганат потерпел сокрушительное поражение. Хазарский правитель, который именовался каганом, ханом ханов, — у него было много народов в подчинении, поэтому он был почти что равным императору, — бежал в дельту Волги, где найти его было невозможно, потому что в этих 70 ериках Волги можно погубить не одну армию, пока будешь искать там своего противника. А арабы вышли в степь и увидели, что ничего здесь сделать нельзя, но хазары вынуждены были все-таки говорить с ними о мире.
Чтобы договориться с арабами, которые вели священную войну, нужно было принять их веру, иначе они бы не поняли, о чем вообще идет речь.
Язычник, если он не поклоняется единому богу, — а хазары были язычниками, поклонялись многим племенным богам — с ним нельзя договариваться, ведь он поклоняется бесам. Боги язычников считались бесами у всех носителей монотеистических религий. Так что пришлось кагану принять ислам — об этом сообщают арабские авторы, правда, поздние. И что там было — это одна из загадок нашей истории, да и всемирной истории тоже, потому что, как выяснилось через некоторое время, никакого ислама хазарский каган не принимал, а должен был дальше договариваться с арабами и византийцами-христианами о том, как он будет жить между двух огней, между довольно агрессивными, по-прежнему ведущими священную войну арабами и греками, которые не хотели делиться с хазарами своими причерноморскими владениями. Так что надо было заниматься тем, чем пришлось заниматься многим правителям нашей страны, — выбирать веру, с кем ты будешь.
Можно было, конечно, быть с арабами и даже воевать с греками на стороне арабов или же со своими же близкородственными тюрками, которые обретались в степях Северной Евразии. Но этого, конечно, кагану делать не хотелось, ему хотелось мира, договориться со всеми и получать выгоду ото всех.
Поэтому каган пошел на поразительный выбор веры, который до сих пор вызывает недоверие у историков, — он выбрал веру иудеев. Как только он заявил, что склоняется к вере иудеев, к нему прибыли посольства и от арабов-мусульман, и от греков-христиан, которые сказали, что он безумен, ибо иудеи повсюду гонимый народ, и сам он, если примет их веру, станет гонимым, почитаемым за раба, а не за равноправного правителя. Тогда каган пошел на хитрость — документы сохранили этот исторический анекдот. Сначала он вызвал муфтия, специалиста в области мусульманского канона, и спросил у него, объяснивши ему тет-а-тет, что он, конечно, склоняется к исламу, но все-таки какая вера более истинна: вера иудеев или вера христиан? Муфтий ответил, что, конечно же, вера иудеев более истинна, потому что сам Мухаммед — один из пророков, который продолжил пророчества иудейских ветхозаветных пророков. Тогда каган вызвал к себе христианина и спросил, какую веру тот считает более истинной, чтобы он мог спокойно принять христианство. Христианин сказал, что, конечно, более истинной он считает веру иудеев, но не веру мусульман, потому что мусульмане — враги Византии, Мухаммед, с точки зрения христиан, — лжепророк, так что, конечно, иудейская религия была лучше.
Спорящие, конкурирующие партии, таким образом, единодушно признали, что иудейская религия — лучший выбор. Каган сохранил свою приверженность иудаизму. Это было не случайно, иудеев признавали и христиане, и мусульмане как носителей Священного Писания и верящих в единого бога, они не были язычниками, они
были «людьми Книги», Священного Писания. Поэтому они имели свои права — ограниченные, но защищаемые законом права и в мусульманском Арабском халифате, и в Византии. Так что понятно, что нужно было сделать кагану. И здесь можно считать, что он повел себя как хитрец, но вполне оправданно.
Думали, что это исторический анекдот и что доверять ему невозможно. Но не так давно археологи нашли довольно далеко от Хазарии, на острове Готланд клад восточных арабских монет, которые, как только хазары заключили мир с арабами, хлынули потоком в Восточную Европу и дошли до Скандинавии. В этом кладе были обнаружены монеты, где арабским куфическим шрифтом была выбита легенда «Муса расул Алла» — «Моисей — пророк Аллаха». Это была очередная хитрость хазарского кагана, который демонстрировал свою приверженность законам Моисея и при этом не собирался вступать в конфликт с арабами. Эта монета должна была ходить на международных рынках, поэтому он и пошел на хитрость: арабскими буквами он заявил о приверженности законам Моисея. Арабы не могли ничего возразить, потому что Моисей с точки зрения Корана — один из пророков, Мухаммед — наследник его пророчеств.
Так что так история подтверждает справедливость древних исторических документов, которые вызывали сомнение у историков.
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России средневековья и раннего нового времени факультета архивного дела Историко-архивного института РГГУ, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН