какое открытие делает автор л улицкая в рассказе народ избранный

Разработка урока «Открытие писателя» (Анализ рассказов Л.Е. Улицкой «Народ избранный» и «Перловый суп»)

Разделы: Литература

Блаженны милостивые…
Из Библии.

Вступительное слово учителя.
Во все времена литература решала вопросы: что есть человек и каково его место в жизни? Литература не отражение катаклизмов эпохи, а лишь проекция на внутренний мир человека. Русскую словесность всегда интересовали проблемы человечности, совести, сострадания.
А если человек не относится к «сливкам» общества, разве не достоин он внимания, разве меньше болит его душа, когда беда входит в дом?
Тема маленького человека не нова в литературе. Кто может остаться равнодушным к горю Самсона Вырина, героя повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? Или к беде Ионы, героя рассказа А.П.Чехова «Тоска». Вспомним это произведение.

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводят на щеках.

Тема маленького человека нашла свое отражение и в современной литературе. Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества 21 века, является Людмила Улицкая.

УЧЕНИКИ читают мини-сочинения «Сочувствие и милосердие. Что это?» (инд. задание).
А почему мать Зиночки дала перед смертью дочери необычное напутствие?
Почему Зиночка надевает лучшую одежду, отправляясь просить милостыню?
Почему Зине «не подали» в первый день?
Кто первый протянул Зине копеечку?
Почему женщине было все равно, что ответила Зиночка в благодарность за подаяние? Что для нее было важно?
Как отнеслись к Зиночке нищие, стоящие у храма?
Опишите внешность и речь нищих.
А почему нищие ведут себя так грубо по отношению к Зиночке, не сочувствуют ей?
Вспомните слова Кати о двух категориях нищих.
А кто такая Катя Рыжая? Опишите ее внешность и историю жизни.
А почему именно она заступилась за Зиночку?
Вспомните историю, которую рассказала Катя Зиночке о двух монахинях.

УЧЕНИЦА
Выразительное чтение истории о двух монахинях под музыку (инд. зад.)

УЧИТЕЛЬ
Все мы в этой жизни имеем предназначение, и жить мы должны по заповедям Божьим
(Заповеди написаны на доске).
Как вы думаете, каков смысл финала рассказа, т.е. сон Зиночки? (Уход от реальной, страшной жизни, надежда на лучшее)

Источник

Читательская дискуссия по рассказу Л.Улицкой «Народ избранный»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Чевис Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей села Хлевное» Хлевенского муниципального района Липецкой области

«РОЛЬ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ

В РАССКАЗЕ ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ «НАРОД ИЗБРАННЫЙ».

• Выявить христианские мотивы в рассказе Л.Улицкой «Народ избранный», определить их роль;

• создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Л.Улицкой;

• объяснить, что такое христианские мотивы, и проанализировать эпизоды, связанные с ними;

• обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;

• помочь выявлению чувства после прочтения текста.

• формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;

• способствовать расширению словарного запаса учащихся.

• воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту, благородство;

• развивать чувство милосердия и сострадания.

Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный», интерактивная доска, презентация к уроку, видеоролик о нищих, концептуальное колесо.

1. Вступительное слово учителя:
— Русскую словесность всегда интересовали проблемы человечности, совести, сострадания. В сегодняшней жизни есть темы, которых мы умышленно избегаем.
Одним из ярких писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества XXI века, является Людмила Улицкая. Вы познакомились с ее рассказом «Народ избранный».

— О чем или о ком идет в нем речь? (об отношении к убогим людям, физически неполноценным)

— Надеюсь, что после самостоятельного прочтения у вас возникли вопросы, на которые мы сегодня постараемся вместе ответить в ходе дискуссии.

— Прежде чем начать дискутировать, я хочу напомнить вам правила дискуссии.

Дискуссия — свободное обсуждение какой-либо проблемы, спорного вопроса.

Правила ведения организованной дискуссии

1. Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы, это поможет вам прислушиваться к мнению других.
2. Выражайте свое мнение свободно, но кратко, дайте возможность высказаться другим.
3. Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят.
4. Уважайте чужое мнение, будьте терпимы и внимательны к тому, что говорят другие. Не говорите: «Вы не правы», а только: «Я с вами не согласен».
5. Взвешивайте утверждения, предлагаемые участниками дискуссии. Умейте ценить опыт других.
6. Старайтесь рассмотреть проблему основательно, вникая в ее суть. Не спорьте об очевидном — вы потеряете время.
7. При возникновении разногласий не прерывайте дискуссию. Изучите разногласия, ищите точки соприкосновения, стремитесь к компромиссу. Никогда не переходите на личности.
8. Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

— Перед беседой давайте познакомимся поближе с писательницей, создавшей такое актуальное произведение.

3. УЧИТЕЛЬ:
— Нашу беседу по этому произведению я хочу предварить вопросом:

— Чего больше всего боится человек, независимо от возраста, пола и национальности?

ОТВЕТЫ: Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.

— В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена.

— Посмотрим ролик о современных нищих.

— Скажите, что общего у увиденного ролика с рассказом «Народ избранный»?

На какие проблемы он нас нацеливает в сегодняшнем разговоре?

(ОТВЕТЫ: проблема нищих, отношения к ним других людей, смысла жизни, судьбы, счастья…)

— Итак, давайте вспомним содержание всего рассказа.

1) Скажите, какое чувство вызвал у вас этот рассказ?

2) Главная героиня – Зинаида. Что вы о ней узнали? (месяц, как умерла мать, сама – инвалид II группы, деньги кончились).

3) Кто такая Марья Игнатьевна? Почему она перестала помогать Зинаиде? (после смерти матери Зинаида не отдала ей мамину кофту зелёного цвета с цветами на плечах).

4) Почему Зинаида пошла к храму? Чем закончился её первый поход за милостыней? (никто не подавал, оделась во всё лучшее).

5) На второй день Зинаида, вспомнив наставления матери, вновь пришла к церкви. Что произошло в этот раз? (нападки нищих, знакомство с Катей).

6) Итак, Зинаида познакомилась с Катей. А что Катю заставило просить милостыню? (отбывала наказание, после освобождение мать отказала в прописке, ходит на костылях).

7) При заступничестве Кати Зинаида стала приходить к храму и собирать милостыню, но только тогда, когда пенсия заканчивалась и не на что было купить хлеба. Какое прозвище дали Зинаиде попрошайки, как их называла Катя? (Слониха, из-за толстых больных ног).

8) На что обратила внимание Катя, когда первый раз пришла домой к Зинаиде? (на грязный пол, Зинаида из-за больных ног не могла согнуться, а Катя мыла ползком на животе).

9) Как ответила Зинаида на вопрос Кати: «Чего тебе не хватает, Зина»?(«Сегодня у меня всего есть, Катя») О чём говорит этот ответ? (слова Кати: «Редкий человек говорит: всё у меня есть. Обыкновенно всем всего мало. Всего хотят, бесятся, страдают, ненавидят аж до смерти, и всё от зависти, что у другого есть, а у меня нет»).

10) Однажды, оказавшись в церкви, Катя злилась на Бога. Что заставило её изменить мнение о Боге? Кого она увидела в церкви? (на раскладушке принесли женщину с детским телом – калеку «Уж так мне её жалко с тало, не передать…».

11) Как Катя объясняет Зинаиде, «зачем же это Господь таких, как мы, немощных, уродов и калек, на свет выпускает»? «Вот тут меня и осенило… Для сравнения, для примера или для утешения, уж и не знаю, как тебе сказать».

. К этому эпизоду мы еще попозже вернемся.

12) Кого же Катя называет избранным народом? (нищих – тех, кто действительно не может прожить без подаяния. Избран для того, чтобы обеспеченные, благополучные люди были благодарны Богу, что не стоят с протянутой рукой)

— Попробуйте ответить на вопрос:

13)Какие христианские мотивы вы увидели в рассказе? (Все нищие собираются около храма на паперти, упоминаются церковные праздники: канун Сергия Радонежского и Иоанна Богослова, Покров, описывается часть службы в храме, рассказывается о двух монахинях, вообще большая часть рассказа проходит возле храма, упоминается икона Казанской Божьей Матери).

— Разобраться в теме сегодняшней дискуссии нам поможет концептуальное колесо (на доске). Серединку пока будет пустой, а оставшуюся часть делим на 5 частей:

2. Образ Божьей Матери

— Переходим к первой части, мы назвали ее «ПРАЗДНИКИ». В рассказе основные события происходят в дни церковных праздников. Вспомните, о каких святых упоминает Улицкая?

(О Сергии Радонежском, Иоанне Богослове)

— Что вы можете сказать о них? Случайно ли писательница их упоминает?

— Сергий Радонежский считается величайшим подвижником Земли Русской. По словам одного из современников, Сергий «тихими и кроткими словами мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца».

— Иоанн Богослов является одним из апостолов Иисуса Христа. Ему принадлежит Евангелие, его называют Апостолом любви, он говорил «Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга! Любовь же состоит в том, чтобы поступать по заповедям Его».

-Еще есть упоминание праздника Покрова Пресвятой Богородицы, (покрывало над Россией). Считается, что Пречистая Божья Матерь (ЭЛЕМЕНТ КОЛЕСА) простирает свой молитвенный покров над всеми православными христианами и умоляет Сына своего Иисуса Христа о даровании нам вечного спасения.

-Особое место в рассказе занимает мотив милостыни. Заполняем третий элемент колеса «МИЛОСТЫНЯ». Милостыню подают и не подают в течение рассказа несколько раз. Напомните мне, кто и когда это делает? Милостыня считается делом, угодным Богу. Подают нищему, а приемлет сам Господь. Можно сделать вывод, что осталось в нас еще сострадание, любовь к ближнему, желание помочь.

-Хорошо, переходим к анализу следующего эпизода «МОЛИТВА».

— Предлагаю обратиться к тексту.

— Зачитываем со слов: «….она отвернулась от нее и неожиданно тонко стала выводить с такими замираниями и падениями и подъемами, что казалось, Она одна ведет всю эту толпу по горной перепадистой дороге.»

— О ком и о чем речь? (Речь о Кате Рыжей, эпизод, когда она молится)

-Что такое МОЛИТВА? ДУШЕВНАЯ ЧИСТОТА, ДЕТСКОСТЬ.

-Переходим к следующему эпизоду. Историю, рассказанную Катей о том, как она пришла в мир нищих, сопровождает рассказ о двух МОНАХИНЯХ.

— Предлагаю посмотреть инсценировку данного эпизода («Вот послушай, что со мной один раз случилось……….)

— Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!».

— Концептуальное колесо заполнено.

— Какова же роль христианских мотивов в рассказе?

— Почему рассказ называется «Народ избранный»?

— Кого называет Улицкая избранными и почему? (Роль христианских мотивов велика, они словно ткань, из которой соткан рассказ. Они помогают понять идею рассказа. Улицкая называет нищих избранным народом, потому что «настоящий нищий, Божий человек, Господу служит» Они живут не для себя, а для других, как напоминание всем нам, что не о материальном мы должны заботится, а о душе. Спасти народ наш призваны они от духовной гибели).

Вспомним еще раз все элементы колеса и решим, что мы напишем в его середине?

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды.

-А наше сегодняшнее мероприятие пусть откроет наши сердца для тех, кто нуждается в сострадании и понимании.

— В 1886 году князь Константин Романов написал молитву «Научи меня, Боже, любить…». Тема сегодняшнего разговора и этой молитвы перекликаются. Предлагаю послушать ее.

-Думаю, что сегодняшняя дискуссия смогла задеть самые глубокие уголки вашей души. Именно поэтому я предлагаю в следующий раз обсудить не менее интересное произведение: роман-автобиография Антона Борисова «Кандидат на выбраковку»

Рефлексия или подведение итогов в форме предложений:

Я впервые задумался над тем, как.

Каждый, кто прочитает рассказ Л.Улицкой, тот…

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Торкунова О.И. Психотерапевтические возможности применения рассказа Л. Улицкой «Народ избранный» в экзистенциальном консультировании

Применение в лечебных целях литературных произведений можно обнаружить в отечественных работах по психиатрии и по библиотечному делу, опубликованных еще в XIX столетии. Так П.П. Малиновский полагает, что пациентов психиатрических клиник, наряду с лечением «аптечным» и лечением «гигиеническим», следует подвергать и лечению посредством «впечатлений». Под последними, он понимает путешествия, рисование, рукоделие, садоводство, а также чтение (Малиновский, 1960). В учебнике русского врача И. Е. Дядьковского «Общая терапия» (1836 г.) чтению отводится одно из ведущих мест среди психотерапевтических методов лечебного воздействия. Киевский библиотекарь П. П. Должников называет книгу «аптекой для души» (Краснящих, 2005: 2–5).

В XX веке усиление интереса к изучению воздействия чтения литературных произведений на психику отмечается и в практической психологии, и в медицине. В 1916 году на стыке психологии и литературоведения Н. А. Рубакиным, писателем и библиографом, предпринята попытка создания нового направления в науке — библиопсихологии. Целью новой науки Н. А. Рубакин провозглашает исследование социально-психологического воздействия книги. Сфера его научных поисков — описание социопсихотипов массового читателя и определение эффективного механизма формирования мотивации на чтение литературы, имеющей художественные достоинства или отражающей достижения научной мысли (там же).

С конца 60-х годов и на протяжении более чем двух десятилетий библиограф А. М. Миллер разрабатывала теорию и методику нормализации и оптимизации психического состояния посредством чтения специальным образом подобранной литературы (Осипова, 2000).

В настоящее время в практической психологии коррекционно-развивающие воздействия библиотерапии условно разделяют на неспецифические и специфические. К неспецифическим воздействиям относят те, которые характеризуются широтой и универсальностью своего влияния на все стороны личности и имеют своим результатом, например, эстетическое удовольствие, стабилизацию чувства уверенности в собственных силах, понижение уровня тревожности и т. п. Специфические — имеют более узкую специальную направленность на личность или на какой-либо психический процесс — это контроль, эмоциональная проработка, тренировка и разрешение интер- и интрапсихического конфликтов (Осипова, 2000).

Терапевтическое воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

Преимущества библиотерапии составляют: разнообразие и богатство средств воздействия; сила впечатления; длительность; повторяемость; интимность и др. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические и физиологические процессы, подавляет патологические, способствует исчезновению травмирующих переживаний. Происходит постоянное психическое развитие личности. Библиотерапия обладает особым лечебным и профилактическим действием: она стимулирует целостность личности, тенденции к сложным компенсаторным реакциям, более творческому преодолению трудностей, спонтанности.

Библиотерапия, являясь частью психотерапии (в широком смысле понимания данного понятия), имеет свои особые средства воздействия, опирается на мощный ценностно-духовный потенциал мировой художественной литературы.

Экзистенциальное консультирование основывается на экзистенциальной философии Хайдеггера, Кьеркегора, Камю, Сартра. В процессе консультативной работы человек раскрывается для себя, получает возможность увидеть свою жизнь без иллюзий, как он живет в настоящем. В процессе экзистенциального консультирования человек обретает самого себя подлинного, учится жить по-своему, увеличивает количество степеней свободы внутри себя (Франкл, 1990).

Любая психотерапия старается помочь человеку в решении его жизненных проблем. Для экзистенциального терапевта и консультанта важны следующие базовые установки (Кривцова, 2008):

2. Экзистенциальный анализ не стремится изолировать проблему от жизни клиента, а, напротив, стремится помочь понять проблему изнутри самой логики отдельной человеческой жизни: как появилась проблема, почему она не могла не появиться, и как теперь с нею можно справиться.

В рамках экзистенциального консультирования, включающего в себя библиотерапевтическое воздействие, рассмотрим возможности применения рассказа Людмилы Улицкой «Народ избранный».

Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

Читателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. И хотя тема маленького человека (нищего, убогого) не нова в русской литературе (в том или ином виде таких героев можно встретить в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова, Платонова и других), все же нельзя отрицать нежелание общества мириться с ними в реальной жизни. Мы согласны с точкой зрения Т.Ю. Угроватовой о «народе избранном»: «Их будто не существует вокруг нас. Государственное мироустройство на них как будто «не рассчитано» (там же). Мы избегаем разговоров о нищих и убогих, стараемся не замечать, стыдливо проходить мимо, испытывая чувство брезгливости и недоумения, иногда чувство вины.

Часто, для того чтобы жить, требуется немалое мужество. Не каждый смиренно принимает свою судьбу. Высшая мудрость, по мнению Л. Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить, уметь смиряться с неизбежным, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды и потери.

В ходе обсуждения рассказа мы обсуждаем экзистенциональные значения понятий «блаженный», «искупление», «милосердие», «счастье», «справедливость» и т.д. Вместе с клиентом задумываемся над вопросами: Чем отличаются попрошайки от настоящих нищих? Почему автор называет этих людей «избранными»? Нужно ли писать и читать о нищих и калеках? Что такое счастье, по мнению Л. Улицкой? В каких словах рассказа сосредоточена мудрость жизни?

Литература

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источник

Над чем заставляет задуматься рассказ народ избранный сочинение небольшое

В нашей сегодняшней жизни есть темы, которых мы умышленно избегаем. Одной из таких тем является отношение к убогим людям, физически неполноценным. Рассказ Л. Е. Улицкой «Народ избранный» открывает её нам, читателям. То, о чём говорит писатель, знакомо мне, потому что и я, проходя мимо людей убогих, стыдливо опускал глаза, стесняясь того, что я так благополучен в сравнении с ними. Мне хочется высказать свое мнение об одной из сцен рассказа Л. Улицкой – сюжете о двух монахинях.

Фрагмент, связанный с рассказом о двух монахинях, вводится автором через слова одной из главных героинь – Кати Рыжей. В монологе, обращенном к Зинаиде, Катя рассказывает, как к ней пришло понимание своего места в жизни, как увиденное однажды подтолкнуло её к переосмыслению жизненных ценностей. Речь героини проста, незамысловата, очень эмоциональна. Детальные подробности, переживаемые Катей во время рассказа, волнуют её по-прежнему. Сравнения, относящиеся и к монахиням («как младенец», «как мышь») и к самой Кате («как коза на верёвке»), помогают зрительно представить происходящее.

Эта сцена – главная в рассказе. Простая женщина, убогая, нищая, обделенная привычными ценностями, приходит к высшей нравственной мудрости – она определяет предназначение человека на Земле. Это высокое предназначение: нет на Земле лишних людей – «Господь поставил, там и стой!». Мудрость эту Катя несёт таким же, как она, страждущим, тем, кто потерял веру в справедливость устроенного мира, кто отчаялся в своём безверии. Как великую тайну, раскрывает Катя Рыжая истину, желая помочь наивной, жалкой, убогой и неустроенной Зинаиде осознать своё место в жизни, обрести смысл существования, которого раньше у неё не было: «Вот оно, моё место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе, Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его… Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Открытие, к которому пришла Катя, не даёт ей покоя и характеризует её как глубоко чувствующего человека, способного к состраданию. Сердце героини не очерствело в жизненных трудностях, невзгоды не обозлили её, а душа её открыта для всех, кто ищет в ней участия, сострадания и помощи.

Слова Кати завораживают Зинаиду, и наступает забытье, сон, в котором Зинаида видит всё то, чего нет у неё в жизни и что представляется в её воображении желаемым: и здоровые ноги, и мама, нарядная и красивая, и так много ярких цветов вокруг, и упругость земли под ногами – и, может быть, впервые она по-настоящему счастлива.

Дочитаны последние строки романа, а я продолжаю думать о его героях. Не знаю, как буду я себя вести, когда повстречаюсь с людьми, подобными героям, но уверен, что не будет в моем взгляде презрения. Я буду смотреть на них, как на людей, место которым определено Богом, и буду благодарить судьбу за то, что она дала мне возможность проявить свои лучшие человеческие качества. Ведь Господь не оставит без награды тех, кто милостив к ближнему. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».

«Редкий человек говорит: все у меня есть. Обыкновенно всем всего мало. Всего хотят, бесятся, страдают, ненавидят аж до смерти, и все от зависти, что у другого есть, а у меня нет. Каждому Господь место определил. Вот оно, мое место: калека, стою у храма, проходят люди мимо, каждый посмотрит и про себя скажет: слава тебе Господи, что ноги мои здоровы и что не я стою здесь с рукой-то! А другой и совестью зашевелится, смекнет, что Богу неблагодарен за все благодеяния его. Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота – денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!»

Источник

Урок + презентация по литературе по рассказу Л.Улицкой «Народ избранный»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ улицкая народ избранный.pptx

какое открытие делает автор л улицкая в рассказе народ избранный

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок по рассказу Л.Улицкой «Народ избранный» Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных. Но чудесные дары – сострадания, милости, верности – чаще всего являются именно там, в тени жизни, на ее обочине.

Рассказ Улицкой «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники» Какой прием использует автор в заглавии рассказа «Народ избранный»? А какие люди названы автором «избранными»? Какое слово больше подходит к НАРОДУ Улицкой? Почему автор называет этих людей избранными?

Кого называют избранными? Чем отличаются попрошайки от настоящих нищих? Блаженный – 1.Счастливый, невозмутимо радостный; 2. Глуповатый, чудаковатый Герои Внешность, поведение Авторская оценка Оценка героев Зинаида (божественная) Катя Рыжая (Екатерина –чистая, непорочная) Нищие, стоящие у храма(старуха в клетчатом платке, хромой старик, крохотная старушонка в плешивой меховой шапке)

Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то… одним присутствием обращают мысли окружающих к духовным помыслам являя окружающим свое страдание, берут на себя их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества

христианское представление о счастье Искренне верят в Бога Обладают смирением Лишены гордыни, злобы, зависти Сохранили чувство доброты, сострадательности, благодарности за участие Умеют довольствоваться малым

Напутствие автора Все хотят быть богатыми, здоровыми и красивыми. Но мир состоит почему-то главным образом из бедных и больных. Но чудесные дары – сострадания, милости, верности – чаще всего являются именно там, в тени жизни, на ее обочине. Открытие это невелико, но когда оно происходит, немного изменяется картина мира, возникает новая точка отсчета и другая система координат: две лепты евангельской вдовы превращаются в великий дар, а бедные угощения полусумасшедшей старухи – в жизненный подвиг. Почти всегда – незамеченный… Л. Улицкая

Выбранный для просмотра документ урок народ избранный.docx

Урок по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»

Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой – прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе «Народ избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос:

— Чего больше всего боится человек, независимо от возраста, пола и национальности?

Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.

В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена.

Посмотрите ролик о современных нищих. Скажите, что общего с рассказом. На какие проблемы он нас нацеливает в сегодняшнем разговоре? ( проблема нищих, отношения к ним других людей, смысла жизни, судьбы, счастья…)

Обратимся к заглавию. Первая учебная ситуация. Работа с заглавием.

Учитель. Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», вышедший в 2001 году.

• Какой прием использует автор в заглавии рассказа «Народ избранный»?

• Что изменится, если поменять слова местами?

• А какие люди названы автором «избранными»? (Маленькие, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом).

• Почему же автор называет этих людей «избранными»?

Вторая учебная ситуация. Анализ текста.

Работа с текстом. Анализ текста.

• Кого называют «избранными»?

• Какие они (внешне и внутренне)?

• Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих? (Работа по группам).

• Сделайте обобщение по вашей работе.

(Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали, характеризующие героев (первая группа работает с характером Зинаиды, вторая – Кати, третья – нищих). Результаты сводятся в таблицу).

Они больные, убогие, но они не ропщут – они блаженные.

Третья учебная ситуация. «Зачем же они на Земле?»

Выразительное чтение истории о двух монахинях

Анализ эпизода «Две монахини» (Тема: высокое предназначение человека)

одним присутствием обращают мысли окружающих к духовным помыслам

являя окружающим свое страдание, берут на себя их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества

Четвертая учебная ситуация.Счастливы ли они? В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?

Катя рассуждает о смирении, о счастье, о вере. Счастье не в богатстве, не в красоте, но в смирении, в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в жизни, которое есть у каждого: «Господь поставил, там и стой!»

Мало кто из вас согласится с тем, что «народ избранный» счастлив. Но христианское представление о счастье отличается от светского и включает следующие особенности.

Искренне верят в Бога

Лишены гордыни, злобы, зависти

Сохранили чувство доброты, сострадательности, благодарности за участие

Умеют довольствоваться малым

Обывателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. Но не о них ли нам рассказывали Пушкин и Гоголь, Достоевский и Чехов, Горький и Булгаков? И так же, как в прошлых столетиях, общество и сегодня как будто не замечает их, сторонится. Мы в нашем обществе не любим о них говорить, стыдливо испытывая чувство брезгливости и недоумения, реже чувство вины.

Такое же отношение к ним мы встречаем и в рассказе «Народ избранный».

• Но как относится к ним автор? (Автор ставит их выше обывателей, называет «избранными», а значит – лучшими).

• Почему? (Они мудрее. Они познали истинное счастье).

Как вы думаете, что означает концовка рассказа?

(Зинаида бежит от злой и страшной реальности в мир грёз и фантазий, она надеется на лучшее).

Это рассказ не только об «избранных», но и обо всех нас.

Над чем нас всех заставил задуматься рассказ?

(Высшая мудрость, по мнению Улицкой, и состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды.)

— Нужно ли читать о нищих и калеках?

— Нужно ли писать об этом?

(Мы в большинстве своем не то чтобы не знаем, а не хотим знать о нищих. А знать-то нужно. От тюрьмы да от сумы не зарекайся. От инвалидности тоже. Все под Богом ходим. Богом обиженные страдают, чтобы другим легче стало, а те, кто сумеет понять своё предназначение, находят в нем счастье…)

Звучит «Молитва Франсуа Вийона» Окуджавы.

Учитель. Прежде чем вы выскажете свое мнение о рассказе, обратимся к критике. На карточке перед вами высказывания критиков и читателей. Обобщите эти высказывания и запишите выводы. Слова, с которыми вы согласны, можете использовать.

Священник Игорь Поляков: «Вспоминается рассказ Л.Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я читаю семинаристам в курсе Основного богословия. С моей точки зрения, это исключительно точное и ясное понимание искупления. Даже в святоотеческой литературе я не встречал такого простого и ясного объяснения того, что такое искупление. Это не догматическое богословие. Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что такое искупление, что совершает искупление в жизни человека, и я не нашел лучшего иллюстративного материал, чем у Людмилы Улицкой».

Корреспондент. А какая из уже написанных и изданных книг вам милее других?

Третья учебная ситуация. Беседа.

— Нужно ли читать о нищих и калеках? Нужно ли писать об этом, или это запретная тема? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Какие открытия делает Улицкая в рассказе?

Детали внешности и поведения

«Мысли были большие, одутловатые, неповоротливые».

«Добрые люди помогут твоему убожеству за-ради Божьей матери» (мать).

«Убогому человеку уже и притулиться негде!» (Катя).

«…Квашня… прорва» (мать).

«Ничего она не умела» (автор).

«Раздался свирепый и хриплый голос… железная рука легла ей на плечо».

«Перед ней стоял маленький, широкоплечий – сначала показалось – мальчишка, нет, не мальчишка. Мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми бровями и разбойным лицом. Желто-черная челка торчала из-под белого ханжеского платка. Растопыренные ноздри подрагивали».

«Катя Рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля». «Маленькая, как кривое высохшее дерево, Катя».

«Совсем без подпорки Катя вообще ходить не могла, сразу валилась».

«Орала эта странная женщина» (автор).

«…Старуха, в клетчатом платке, с жирной родинкой под глазом, из тех, что стояли на самом давальном месте, перед ступенями, набросилась на неё, вывернула ладонь так, что посыпались на землю набранные монеты… и стала толкать её в спину корявой сумкой».

«Хромой старик поднялся с земли, зашел с другого бока и, черным словом обругав её, замахнулся».

«Гнала её совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке».

«Шакалья стая. Рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, все мало набрала! На тот свет заберешь! А ты куда, старый хрен, лезешь, прислуга фашистская!».

«Ишь, мафию развели, как в Сицилии… Хуже милиции!».

«Они… темные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты прижимают. Все больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет». «У них одна забота – денег набрать» (Катя).

Урок по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»

Урок по рассказу Л. Улицкой «Народ избранный»

Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой – прозаике, сценаристе кино и телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии 2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе «Народ избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос:

— Чего больше всего боится человек, независимо от возраста, пола и национальности?

Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.

В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена. Обратимся к заглавию.

Первая учебная ситуация. Работа с заглавием.

Учитель. Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», вышедший в 2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединенные в сборник, связаны между собой либо темами. Либо героями, либо сквозной мыслью. Сравните заглавия рассказов из этого сборника: «Счастливые», «Бедные родственники», «Бронька», «Генеле-сумочница», «Дочь Бухары», «Лялин дом», «Гуля», «Народ избранный».

— Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь?

Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.

Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.

Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами?

Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет выразительность, возвышенность.

— Теперь прочтите заглавие отстраненно, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет словарь.

Избранный – выбранный, отборный, лучший, отличный.

Какие ассоциации возникают у вас при этом?

Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные, имеющие высокое предназначение.

Какие люди названы автором «избранными»?

Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом – маргиналы.

— Какое определение больше подходит к слову «народ», если говорить о героях рассказа?

— Почему же автор называет этих людей «избранными»?

Вторая учебная ситуация. Анализ текста.

— Кого называет «избранными»? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати, отличаются попрошайки от настоящих нищих?

Блаженный – 1. Счастливый, невозмутимо радостный. 2. Глуповатый, чудаковатый.

Кем избранный? Господом. Для чего избранный? Для того чтобы, во-первых, стать своеобразным связующим звеном между Богом, Матерью Божьей и людьми, так как просят Христа и Матери Божьей ради, одним своим присутствием обращая мысли окружающих к духовным помыслам. Во-вторых, чтобы ежедневно являть окружающим свое обнаженное страдание, тем самым как бы беря на себя и их страдания, как Христос взял на себя страдания человечества. И поэтому именно им дано быть по-настоящему счастливыми.

Детали внешности и поведения

Авторская оценка и оценка героев

«Мысли были большие, одутловатые, неповоротливые».

«Добрые люди помогут твоему убожеству за-ради Божьей матери» (мать).

«Убогому человеку уже и притулиться негде!» (Катя).

«Ничего она не умела» (автор).

«Раздался свирепый и хриплый голос… железная рука легла ей на плечо».

«Перед ней стоял маленький, широкоплечий – сначала показалось – мальчишка, нет, не мальчишка. Мужиковатого вида женщина в брюках, с косыми бровями и разбойным лицом. Желто-черная челка торчала из-под белого ханжеского платка. Растопыренные ноздри подрагивали».

«Катя Рыжая стояла, опираясь на два здоровенных костыля». «Маленькая, как кривое высохшее дерево, Катя». «Совсем без подпорки Катя вообще ходить не могла, сразу валилась».

«Орала эта странная женщина» (автор).

«Хромой старик поднялся с земли, зашел с другого бока и, черным словом обругав её, замахнулся».

«Гнала её совсем уж крохотная старушонка в плешивой меховой шапке».

«Шакалья стая. Рванина несытая! Мразь ты, Котова! Двадцать лет стоишь, все мало набрала! На тот свет заберешь! А ты куда, старый хрен, лезешь, прислуга фашистская!».

«Ишь, мафию развели, как в Сицилии… Хуже милиции!».

«Они… темные, сил нет. Есть злые, как собаки. Да что собаки, хуже собак! Чуть цыкнешь, хвосты прижимают. Все больше попрошайки, настоящих нищих здесь почти что и нет».

«У них одна забота – денег набрать» (Катя).

Учитель. Мало кто из вас согласится с последним выводом – о счастье «народа избранного». Имеется в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

«избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;

они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;

они не предаются греху гордыни;

они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;

они могут довольствоваться малым – тем, что имеют: им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

Обывателю трудно принять такое представление о счастье, такой тип поведения и вообще факт существования таких людей. И хотя тема маленького человека (нищего, убогого, деклассированного) не нова в русской литературе (в том или ином виде таких героев можно встретить в творчестве Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова, Платонова и других), все же нельзя отрицать нежелание общества мириться с ними в реальной жизни. Их будто не существует вокруг нас. Государственное мироустройство на них как будто «не рассчитано». Жизнь создана для среднего человека, а любой выделяющийся из общей массы мешает: будь он слишком толстый, слишком высокий, слишком маленький, безногий, безрукий и тому подобное. Это в цивилизованном обществе для маленьких строят маленькие дома, для инвалидов придумывают коляски по последнему слову техники, специальные автомобили, дают возможность передвигаться без посторонней помощи, участвовать в соревнованиях себе подобных, работать, достойно жить среди людей. Мы в нашем обществе не любим о них говорить, стараемся не замечать, стыдливо проходим мимо, испытывая чувство брезгливости и недоумения, реже чувство вины.

Такое же отношение к ним со стороны людей мы встречаем и в рассказе «Народ избранный». Нова для нас только позиция автора. Улицкая ставит их выше обывателей, называет «избранными» (значит – лучшими). Почему? Потому что они мудрее. Они познали истинное счастье.

— Как вы думаете, что означает концовка рассказа?

Что такое счастье, по мнению автора? В каких словах Кати сосредоточена мудрость жизни?

Катя рассуждает о смирении, о счастье, о вере. Счастье не в богатстве, не в красоте, но в смирении, в благодарности за жизнь, какой бы она ни была, в осознании своего места в жизни, которое есть у каждого: «Господь поставил, там и стой!»

Учитель. Прежде чем вы выскажете свое мнение о рассказе, обратимся к критике. На карточке перед вами высказывания критиков и читателей. Обобщите эти высказывания и запишите выводы. Слова, с которыми вы согласны, можете использовать.

Священник Игорь Поляков: «Вспоминается рассказ Л.Улицкой «Народ Божий». Этот рассказ я читаю семинаристам в курсе Основного богословия. С моей точки зрения, это исключительно точное и ясное понимание искупления. Даже в святоотеческой литературе я не встречал такого простого и ясного объяснения того, что такое искупление. Это не догматическое богословие. Часто нужно объяснить на понятийном уровне, что такое искупление, что совершает искупление в жизни человека, и я не нашел лучшего иллюстративного материал, чем у Людмилы Улицкой».

Корреспондент. А какая из уже написанных и изданных книг вам милее других?

Третья учебная ситуация. Беседа.

— Нужно ли читать о нищих и калеках? Нужно ли писать об этом, или это запретная тема? Согласны ли вы с точкой зрения автора? Какие открытия делает Улицкая в рассказе?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *