какое освещение должно быть в детском саду

Какое освещение должно быть в детском саду

ЗДАНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Preschool educational institution buildings. Design rules

Дата введения 2017-02-18

Предисловие

Сведения о своде правил

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2019

Введение

Настоящий свод правил разработан с целью проектного обеспечения удобства и безопасности пребывания детей и взрослых на участках и в зданиях дошкольных образовательных организаций при обеспечении современного уровня физического развития, воспитания и дошкольного образования. При разработке настоящего свода правил соблюдены требования Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» [4] к зданиям дошкольных образовательных организаций» и обеспечено соответствие требованиям Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» [1] в дополнение к СП 118.13330 с детализацией нормативных требований к зданиям дошкольных образовательных организаций. Учтены положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [3]; Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», федеральных законов в области безопасности объектов капитального строительства, энергоэффективности [5], а также санитарно-эпидемиологических требований к зданиям дошкольных образовательных организаций и постановления.

Свод правил выполнен авторским коллективом: ОАО Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования: (д-р техн. наук В.В.Гурьев, А.П.Зобнин, канд. архит. какое освещение должно быть в детском саду(отв. исп. темы), архит. Т.С.Скобелева, канд. физ.-мат. наук В.М.Дорофеев, канд. экон. наук Е.А.Лепёшкина, канд. экон. наук Ю.В.Герасименко, инженеры А.В.Кузилин, И.Ю.Спиридонов, Т.В.Крюкова, А.Н.Добровольский, Е.В.Хаимова-Малькова, М.В.Атаманенко, ОАО Центральный научно-исследовательский и проектный институт жилых и общественных зданий «ЦНИИЭП жилища» (канд. архит. А.А.Магай, канд. архит. А.Р.Крюков), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБНУ НЦЗД (д-р мед. наук М.И.Степанова, канд. мед. наук Б.З.Воронова), ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (д-р техн. наук Ю.В.Кривцов, канд. техн. наук В.В.Пивоваров, П.П.Колесников), Департамент образования г.Москвы (инж. В.В.Никитин), Департамент градостроительной политики г.Москвы (канд. архит. С.И.Яхкинд).

Изменение N 1 к СП 252.1325800.2016 «Здание дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования» разработано авторским коллективом АО «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования» (канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова).

1 Область применения

1.2 Свод правил устанавливает требования:

— к градостроительному размещению участков и зданий ДОО, с учетом инженерной и транспортной инфраструктуры;

— к комплексному благоустройству (и озеленению) участков ДОО;

— к функционально-планировочному зонированию территории участков и групп помещений ДОО;

— к пожарной безопасности ДОО;

— к объемно-планировочным конструктивным решениям зданий ДОО;

— к инженерно-техническому оборудованию, отделке и микроклимату помещений ДОО;

— к энергетической эффективности и безопасной эксплуатации ДОО.

1.3 Свод правил применяется к проектированию, строительству и эксплуатации помещений, отдельных зданий и комплексов зданий ДОО, предназначенные для временного пребывания детей.

1.4 Свод правил применяется к ДОО, расположенным в городских и сельских поселениях, в том числе к зданиям ДОО, отдельно стоящим, а также пристроенным или встроенно-пристроенным (частично) к зданиям другого функционального назначения (жилым, общественным, многофункциональным), режим работы и санитарно-эпидемиологические условия которых не противоречат работе ДОО.

1.5 Требования СП рекомендуется применять при разработке заданий на проектирование ДОО:

— отдельно стоящих на отдельном участке или на одном участке со зданиями жилого и общественного назначения, а также в составе комплексов зданий общеобразовательных организаций;

— встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных в жилые дома (многоквартирные, одноквартирные) и в общественные здания.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 19245-93 Коляски детские. Общие технические условия

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции

ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33652-2015 (EN 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения

ГОСТ Р 50602-93 Кресла-коляски. Максимальные габаритные размеры

ГОСТ Р 51671-2015 Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов

ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р 52301-2013 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования

ГОСТ Р 52875-2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования

ГОСТ Р 53491.1-2009 Бассейны. Подготовка воды. Часть 1. Общие требования

ГОСТ Р 53491.2-2012 Бассейны. Подготовка воды. Часть 2. Требования безопасности

ГОСТ Р 55677-2013 Оборудование детских спортивных площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования

ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний

СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)

СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)

СП 3.13130-2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям

СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)

СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования

СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)

СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)

СП 14.13330.2018 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»

СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»

СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» (с изменением N 1, 2)

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий»

СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 54.13330.2016 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»

СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные» (с изменением N 1)

СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»

СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы» (с изменениями N 1, 2)

СП 104.13330.2016 «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления»

СП 116.13330.2012 «СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения»

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, 2)

СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* Строительная климатология» (с изменениями N 1, 2)

Источник

Какие нормы нужно учесть при освещенности детского садика

Всем известно, что освещение внутри и снаружи помещений оказывает непосредственное воздействие на человеческое самочувствие. При этом наибольшее влияние освещение оказывает на детей. Поэтому предельно важно, чтобы они находились в комнатах, где соблюдены все нормы освещения. Причем особое внимание в данном вопросе падает на дошкольные учреждения — детские сады.

В сегодняшней статье мы постараемся коснуться всех ключевых аспектов, которые важны для правильной организации освещения в детском саду.

Роль подсветки дошкольных учреждений

Детские дошкольные учреждения предназначены для полноценного роста и развития детей, а также их социализации. Такие учреждения имеют самые высокие требования безопасности, так как детский организм очень восприимчив к условиям окружающей среды и еще не в состоянии в должной мере противостоять ее негативным воздействиям из-за незрелости своих адаптационных возможностей. Исходя из этого, детский сад имеет ряд важных требований к организации внутренних помещений:

какое освещение должно быть в детском саду

Освещение в группе садика

Одним из базовых пунктов подготовки дошкольного сооружения к приему детей является правильная организация системы освещения.

Обратите внимание! Нормы освещения для дошкольного учреждения должны соблюдаться не только внутри, но и на близлежащей территории, включая лестничные клетки (при многоэтажном здании).

Неправильное освещение в детском саду может привести к следующим негативным последствиям:

Эти явления будут наблюдаться при любом неправильном уровне подсветки.
Как видим, залогом успешного и нормального развития детей является качественное освещение. То же касается и праздничных мероприятий, проводимых в детском саду. Актовые залы также имеют собственные нормы для организации в них должного освещения.
Уровень освещенности для различных типов помещений строго определен санитарными правилами и нормами. Следит за исполнением этих норм санитарно-эпидемиологическая служба.

Регламентирующие документы по освещенности дошкольных учреждений

На сегодняшний день уровень освещенности для различного рода сооружений (дома, промышленных цехов и образовательных учреждений) регламентируется соответствующей документацией. Поэтому установка любой системы освещения (наружной или внутренней) проводится только на основании имеющихся норм.

Обратите внимание! На сегодняшний день нормы уровня освещенности бывают разными и должны определяться для каждой конкретной ситуации в отдельности. Этим нормы разработаны специально для того, чтобы система подсветки была организована максимально правильно.

Для дошкольных учреждений, впрочем, как и для других объектов, нормы прописаны в следующих документах:

какое освещение должно быть в детском саду

Нормы СНиП для сада

какое освещение должно быть в детском саду

Нормы СанПин (пример)

Обратите внимание! СанПин является обширной нормативной базой, которая охватывает различные сферы.

Кроме вышеописанных документов (СНиП и СанПин) в каждом регионе страны могут существовать дополнительные нормативно-правовые акты, чьи нормы также следует учитывать при возведении зданий различного предназначения. Например, Москва имеет МГСН, что расшифровывается как «Московские городские строительные нормы». Эти нормы считаются действительными по территории Москвы. В данной ситуации МГСН можно рассматривать как уточнение и дополнение к СНиП и СанПин. Такие нормы распространяются на строительство и проектирование различных многофункциональных комплексов и зданий.

Требования к освещению в дошкольных учреждениях

Чтобы правильно организовать освещение в любом помещении или на улице, не только подсветку детского сада, включая прилежащие к зданию территории, нужно знать основные положения.
Освещенность представляет собой световую величину, которая равняется отношению светового потока на конкретный небольшой участок поверхности к его площади. Она измеряется в люксах.

какое освещение должно быть в детском саду

Визуальная демонстрация люкса

Люкс представляет собой один люмен, поделенный на метр квадратный. Он представляет собой показатель, на который должны равняться нежилые и жилые сооружения. Для него существуют нормы международного и отечественного порядка, которые указаны в соответствующей документации (СНиП, СанПин и др.).

какое освещение должно быть в детском саду

Подсветка детского сада в ночное время

Уровень освещенности может относиться как к определенной зоне (территории, например, лестничной клетке), так и ко всему помещению. Заметьте, нормы указаны по отношению к поверхности рабочего пространства. К этому понятию относится как пол, так и лестничная клетка или детская площадка.

Обратите внимание! Каждое помещение детского садика имеет свои нормы. Они разнятся для комнат, залов, лестничной клетки, детских площадок и т.д.

Вместе с тем, имеются нормы и для специализированного варианта освещения. Сюда относится система наружного освещения охранного типа, которая функционирует в ночное время на территории детского сада.

Помимо этого необходимо аварийное освещение, которое позволит детям и персоналу дошкольного учреждения при необходимости быстро и безопасно покинуть здание.
Отдельно стоит отметить, что в планировке детских садов особое место занимает подсветка игровых площадок, на которых воспитатели выводят детей во время прогулок. Наружное освещение таких площадок и всей принадлежащей учреждению территории также подчиняется соответствующим нормам и требованиям (по СНиП и СанПин), особенно в ночное время. Это же касается и лестничной клетки, как снаружи, так и внутри здания.

Какой должна быть естественная/искусственная подсветка

Самым предпочтительным для зрения является естественная подсветка помещения. Поэтому именно на нее и делается ставка при организации освещения в детских садах. Однако искусственное освещение тоже занимает одну из ключевых ниш, которое комбинируется с естественным, дополняя или заменяя его.
Комбинация естественной и искусственной подсветки будет нужна в различных ситуациях:

В регламентирующей документации (СНиП и СанПин) требования касательного этого таковы:

какое освещение должно быть в детском саду

Естественное освещение групп

Обратите внимание! В естественном освещении не нуждаются кладовые и радиоузлы, хранилища дезсредств и т.п.

Обратите внимание! Что касается естественной подсветки, то здесь нужно учитывать значение коэффициента естественной освещенности или КЕО.

Оптимальное значение КЕО для учебных помещений — 1,5% (при боковом естественном освещении).

какое освещение должно быть в детском саду

Искусственная подсветка игровой зоны

Для создания искусственного освещения в детских садах допускаются к использованию светильники с соответствующим ГОСТом. При этом используемые светильники должны отвечать требованиям места своей эксплуатации. Например, для подсветки лестничной клетки или детских площадок следует использовать осветительные приборы уличного типа с усиленной конструкцией корпуса, а для освещения комнат – обычные светильники для внутренних помещений.

Дополнительные требования к световому оформлению помещений дошкольных сооружений

Все оконные проемы детского садика обязаны быть оснащены:

Обратите внимание! В детских учреждениях не рекомендуется использовать шторы, изготовленные из поливинилхлоридной пленки.

Кроме этого на показатели освещенности способны оказывать значащее влияние краски и материалы, применяемые для внутренней отделки. Так, матовые поверхности способны создать определенный коэффициент отражения. При том, этот коэффициент будет различным для разных поверхностей:

какое освещение должно быть в детском саду

Внутренняя отделка групп в садике

Чтобы добиться требуемой отражающей способности поверхностей внутри помещений детского сада, необходимо оперировать правильными цветами:

При такой цветовой гамме в любом помещении дошкольного заведения можно будет качественно организовать учебный процесс и добиться приемлемой подсветки всех комнат.

Организация искусственной подсветки внутри дошкольных учреждений

Самыми важными показателями в организации системы освещения внутри садика являются два критерия:

какое освещение должно быть в детском саду

Люминесцентная лампа ЛЕЦ

Выбор осветительных приборов для создания оптимального светового потока делается на основании рекомендаций СНиП и СанПиН. Согласно регламентирующей документации для детских садиков следует выбирать люминесцентные осветительные приборы, где источниками света могут использоваться следующие виды ламп:

По нормам, прописанным в регламентирующей документации, допускается применение и лам накаливания. Но здесь следует помнить, что для таких источников света нормы освещенности нужно понизить на две ступени.

Обратите внимание! Не стоит в одной комнате устанавливать люминесцентные лампочки и лампы накаливания.

На сегодня становятся заметно востребованными современные источники света – светодиодные лампочки. Их также можно использовать для внутреннего освещения детского садика.

какое освещение должно быть в детском саду

Светодиодная подсветка в садике

Однако помните, что нормы, приведенные в регламентирующей документации, не были спроецированы на эти новые источники света. Поэтому, прежде чем устанавливать их, нужно согласовать это с территориальными инстанциями Госсанэпиднадзора.
Располагать светильники внутри помещений дошкольных учреждений следует следующим образом: осветительные приборы с люминесцентными лампами нужно размещать параллельно светонесущей стене. Дистанция от стены (наружной) должна быть 1,2 м, а от внутренней — 1,5 м.
Для освещения учебных комнат рекомендуется использовать системы с люминесцентными светильниками различных типов (ЛП028-2х40, ЛС002-2х40, ЛП0022х40, ЦСП-5-2х40, ЛП034-4×36).

Обратите внимание! Допускается применение осветительных приборов иных типов, но они должны иметь аналогичные с люминесцентными светильниками светотехнические характеристики и схожее конструкционное исполнение.

Такие светильники следует размещать сверху доски, немного выше ее верхнего края, а также на 0,6 м и 0,3 м в сторону.

Требования к осветительным приборам при организации внутренней и внешней подсветки

Правильно организованная подсветка детского сада внутри его помещений выполняется теми светильниками, которые будут:

какое освещение должно быть в детском саду

Подсветка в группе сада

Кроме этого еще одним важным аспектом выбора как источника света, так и осветительных приборов является экономичность в плане потребления энергии. Из-за этого сегодня все больше дошкольных учреждений переходят на светодиодное освещение, которое на данный момент признано самым экономичным. При этом оно полностью отвечает требованиям касательно создаваемого светового потока.
Базовые типовые требования существуют и для осветительных приборов, применяемых для освещения наружной лестничной клетки и игровых площадок, а также прилежащей к саду территории.
Здесь к светильникам предъявляются такие требования:

какое освещение должно быть в детском саду

Наружное освещение садика

Стоит обозначить, что в организации наружного освещения следует быть таким же внимательным, что при создании подсветки для внутренних помещений детского сада.

Организация подсветки на игровых площадках садов

Как и любая система подсветки, освещение прилежащей территории детских садов и игровых площадок должна планироваться еще на стадии проекта. Ведь после возведения здания и обустройства прилежащей территории, внести изменения в систему подсветки будет уже проблематичне.
Здесь, так же как и внутри здания, имеется два типа освещения:

Обратите внимание! Для защиты от ультрафиолета дети должны на прогулку надевать головной убор. Также около каждой площадки имеется аналог беседки с лавочками.

какое освещение должно быть в детском саду

Игровая площадка в саду

Для искусственной подсветки игровых площадок следует руководствоваться следующими параметрами:

Для расчета уровня освещенности детской площадки можно использовать специальные онлайн-программы. Одной из таких является программа Light-in-Night Road (разработчик — «БЛ ГРУПП»). Расчет здесь предельно прост: в полях нужно просто указать нужные параметры и программа сама проделает все необходимые вычисления.
Для подсветки игровых площадок сегодня все чаще используют светодиодные светильники, которые оборудованы специальным антивандальным и влагозащищенным корпусом. Хотя здесь могут вполне использоваться и люминесцентные осветительные приборы.

Заключение

Правильная организация работы дошкольных учреждений является залогом успешного воспитания и роста ребенка. А грамотно подобранная система уличного и внутреннего освещения не будет наносить опосредованный вред растущему организму детей, позволяя им развиваться гармонично и правильно. Поэтому немаловажно ориентироваться в том, какие именно нормы существуют в данной ситуации, чтобы правильно оценить их исполнение в конкретном учреждении.

Источник

Освещение в образовательных учреждениях

Освещение в образовательных учреждениях должно быть безопасным и комфортным для обучающихся, способствовать созданию оптимальной визуальной среды, которая помогает концентрации в процессе учёбы.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях к естественному и искусственному освещению» предъявляются следующие требования:

Естественное освещение предусматривают во всех учебных помещениях.

Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, спортивно-тренажерных залах, помещениях пищеблока, актового зала, административно-хозяйственных помещениях.

В классах должно быть боковое естественное левостороннее освещение.

Если глубина помещения больше 6 м обязательно предусматривают дополнительный источник света справа. Нельзя, чтобы основной поток света шёл спереди и сзади от обучающихся.

Двустороннее боковое естественное освещение может применяться в мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах. Желательно, ещё на этапе проектирования предусмотреть следующие моменты: окна учебных классов ориентировать на юг, юго-восток и восток, окна кабинетов черчения, рисования, и кухни ориентировать на север, окна кабинетов информатики- на север, северо-восток.

Оконные шторы и жалюзи не должны быть изготовлены из поливинилхлоридной плёнки, не должны снижать уровень естественного освещения и быть ниже подоконника.

Нельзя закрашивать оконные стекла, расставлять на подоконниках цветы, это снижает уровень естественной освещенности.

Мыть окна необходимо не реже двух раз в год (осенью и весной).

Нельзя одновременно использовать для освещения класса люминесцентные лампы и лампы накаливания.

Классная доска всегда должна быть хорошо освещена.

Очистка осветительной арматуры светильников проводится не реже двух раз в год.

Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении, затем их направляют на утилизацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *