какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я сам

Понятие новообразований кризиса 1 года и что к ним относят?

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я самЖизнь любого человека – это попеременная смена кризисных этапов.

Суть каждого из них заключается в формировании новообразований – знаний, умений, навыков, которые несут практическую пользу для роста, развития человека.

Кризис возникает в момент, когда наличные ресурсы не отвечают требованиям, предъявляемым окружающей средой. Возникает необходимость в приспосабливании, адаптации, овладению новыми моделями поведения, способами реагирования.

Что это такое?

Кризисы длятся недолго, при благоприятных обстоятельствах – несколько месяцев. Это бурные сдвиги в развитии, которые способствуют резким переменам в психической сфере ребёнка. Кризис начинается незаметно, достигая более яркого выражения только к своей середине. Симптомы исчезают на этапе обретения, формирования особых новообразований.

К ним относят:

Почему возникает необходимость в психической перестройке?

Кризис 1 года жизни связан с увеличением возможностей ребёнка, появлением новых требований, предъявляемых к нему. Всплеск самостоятельности, появление аффективных реакций на непонимание взрослыми – это самые явные признаки наступления кризисного периода.

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я самВ первый год жизни ребёнок:

Если раньше организацией его времени занимались взрослые, то теперь осознаннее, значимее стали собственные желания, интересы.

Новые возможности рушат привычную картину мира, вызывают сильные переживания. Появляется необходимость в поиске новых способах взаимодействия с окружающими – формировании новообразований.

Новое в психическом и эмоциональном развитии в один год

Помимо овладения ходьбой, становлением автономной речи, у ребёнка активно развивается мелкая, крупная моторика (как средство познания мира), мышление, воображение. Язык, на котором говорит ребёнок, со временем становится понятен, близким взрослым. Малыш учится задавать вопросы, повторять слова за взрослыми.

Даже при отсутствии необходимых навыков ребёнок пытается делать всё самостоятельно. Наблюдается избирательность в общении – неприятие чужих или излишняя требовательность к близким. Закономерно, что к новым возможностям передвижения и познания окружающей действительности добавляются первые запреты, обуславливающие заботу родителей о здоровье малыша.

Когда ребёнок принципиально не согласен с предъявляемыми условиями, он начинает остро реагировать:

Такой своеобразный протест транслируется с целью манипуляции, чтобы заставить взрослых пойти на поводу желаний ребёнка. Даже самый тихий и спокойный малыш становится непослушным, упрямым и обидчивым. В то же время у него развивается повышенная чувствительность не только к поощрениям, но и порицаниям.

К концу кризисного периода характерными новообразованиями являются:

Ввиду особенностей развития и воспитания, обстановки в семье и ряда других факторов степени сформированности новообразований может быть качественно различной.

Самостоятельная ходьба

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я самПо мере взросления стопы ребёнка претерпевают глобальные изменения. Малыш постепенно осваивает новые навыки, связанные с разными видами активности.

По достижению 1 года в жизни наступает этап самостоятельной ходьбы. После первых шагов происходит приспособление ритма ходьбы к её скорости, ребёнок учится держать равновесие.

Автономная речь

Если раньше эмоциональный дискомфорт транслировался с помощью криков или гуления, то с возрастом малыш начинает лепетать, повторять отдельные слоги, подражать звукам речи взрослых. К году появляются первые осмысленные слова.

Мотивирующие представления

Это основное новообразование первого года жизни, которые способствуют становлению личности и появлению независимости. Мотивирующие представления – это удерживаемый ребёнком образ объекта, который побуждает к действию. Малыш становится способным к активности не только под влиянием непосредственных впечатлений, но и под действием всплывающих в памяти образов и представлений.

Мотивирующие представления принципиально изменяют поведение ребенка и его взаимоотношения с окружающей действительностью, они превращают его из объекта в субъект деятельности.

Самосознание

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я самВ этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им становятся присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков формируется предметно-орудийная направленность:

Это способствует развитию отвлечённого, абстрактного мышления.

У девочек на основе речевой деятельности формируется коммуникативная деятельность, которая предполагает освоение логики человеческих отношений (социальное мышление).

Изменение социальной ситуации развития

Характеризуется появлением совместной предметной деятельности ребенка и взрослого. В процессе такого вида деятельности происходит присвоение ребенком общественно выработанных способов применения предметов.

Взрослый показывает малышу, как нужно пользоваться окружающими предметами, при этом объясняя, для чего необходим предмет.

Что возникает после кризиса?

После окончания кризиса первого года жизни ребёнок начинает ощущать себя как отделённого от взрослого индивида, приобретает контроль над своим телом, осуществляет произвольные движения и жесты. Ребёнок овладевает новыми способами взаимодействия с миром и начинает активно ими пользоваться.

Почему важно знать родителям?

Родителям стоит проявить терпение и позволить ребёнку знакомиться с самостоятельностью, если это безопасно. От поведения и реакций взрослых напрямую зависит силы и выраженность негативных реакций, дальнейшая ситуация развития.

Заключение

Суть кризиса первого года – противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослых. В ходе его протекания ребёнок учится взаимодействовать с миром так, чтобы не нарушать границы других, оставаться в безопасности, но одновременно удовлетворить свои желания.

Активный поиск способов удовлетворить естественный интерес благоприятно влияет на развитие малыша. В этот период ошибочно ставить психические диагнозы или заключения, проявления кризиса свойственны для любого ребёнка.

Источник

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я сам

Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют «кризисами развития»

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я сам

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному «графику», потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Откуда взялись капризы?

Что же происходит с вашим малышом в этот период? Родители могут заметить появление в поведении родного чада упрямства, капризности. Раньше послушный и спокойный, в этот период он начинает капризничать по любому поводу, и очень часто родители не могут понять, что же послужило причиной такого «приступа».

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я сам

Прежде всего, стоит подчеркнуть, что ваш малыш уже много понимает и может, но он еще не умеет рассказать о своих желаниях. Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые «требуют» внимания к себе. Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать «на зуб». Но вдруг со стороны родителей раздается «нельзя». Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз. Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Кризис 1 года: инструкция для родителей

Так начинается кризис первого года. Он становится тем глубже, чем больше родители противоречат желаниям малыша. Капризы ребенка, в действительности, являются показателем того, что взрослым наступило время изменить свое поведение и отношение к собственному чаду. Прежние стереотипы общения уже не срабатывают. И если ваш ребенок хочет схватить руками ложку именно в тот момент, когда вы его кормите, то проще дать ему в руки этот предмет, а себе взять другой и продолжить остановленный не на долго процесс. Не беда, если малыш будет весь измазан кашей, зато вы его спокойно накормите, а после всего просто уберете и умоете свое чадо.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним. На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я сам

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Источник

Кризис первого года жизни ребенка

Кризис первого года жизни ребенка наблюдается в возрасте 1-1,5 лет. Он разделяет периоды младенчества и раннего детства, обеспечивает переход от одного этапа развития к другому. Его начало и продолжительность зависят от индивидуальных физиологических и психологических особенностей.

Характеристика кризиса первого года и его причины

За год жизни ребенок приспосабливается к окружающей действительности. Примерно к 1-му году он начинает ходить. Малыш начинает чувствовать независимость от мамы, стремится к самоутверждению, становится более свободным и настойчивым.

Появляется собственная воля. Если раньше все его потребности определяли взрослые, то сейчас появляются свои желания и нежелания, а также широкий спектр новых целей. Также формируется автономная речь – способность по-своему называть окружающие предметы.

Новые возможности рушат предыдущую картину мира, вызывают сильные переживания, формируют новые способы взаимодействия с окружающими людьми.

Психология кризиса первого года: признаки и симптомы

Помимо способности ходить и автономной речи, у годовалого ребенка активно развиваются моторика, мышление и воображение. Его язык понятен не только ему, но и близким людям. Ребенок начинает задавать вопросы.

Если раньше его привлекали какие-то предметы в руках взрослых, то теперь они интересны ему сами по себе. Он хочет все делать сам, даже при отсутствии нужных навыков. Появляется избирательность в общении со взрослыми, например неприятие чужих и требовательность по отношению к близким.

К новым возможностям передвижения и познания окружающей действительности присоединяются первые запреты, например ребенку запрещают есть из собачей миски и совать пальцы в розетку. Запреты трансформируются в осознанные желания и стремления, которые можно выразить словом.

На фоне всплеска самостоятельности и развития воли появляются аффективные гипобулические реакции, напоминающие припадки: плач, крик, топанье ногами, драки. Они выражают неприятие непонимания со стороны взрослых, а также протест против их запретов. Ребенок пытается заставить взрослых пойти на поводу у своих желаний. Он становится непослушным, отказывается делать то, что просят взрослые, требует повышенного внимания к себе, становится упрямым и обидчивым. В то же время у него развивается повышенная чувствительность к поощрениям и порицаниям не только его самого, но и его действий.

Рекомендации родителям

Будьте терпеливы и позвольте ребенку проявлять самостоятельность, если это безопасно. Придерживайтесь демократического стиля воспитания – поощряйте инициативу, учитывайте потребности, помогайте. Не стоит повторять за ребенком изобретенные им слова, иначе он дольше будет учиться разговаривать нормально.

Сила и выраженность негативных реакций ребенка во время возрастного кризиса зависят от обстановки в семье. Непоследовательный стиль воспитания увеличивает аффективные проявления.

Суть кризиса первого года – противоречие между стремлением к самостоятельности и зависимостью от взрослых. Главная качественная трансформация этого периода – ориентация ребенка на оценку взрослого.

Источник

Кризис 1 года у ребенка

Что такое кризис одного года и как родители могут помочь малышу пройти через это?

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я сам

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

Некоторые навыки, полученные ребенком до года, могут на время исчезнуть. Например, уже научившись ходить, малыш опять начинает ползать. Это происходит потому, что полностью умение ходить еще не сформировалось, а в данный момент акцент в развитии сместился на что-то еще, например на логическое мышление.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Что происходит с ребенком в этот период

Теперь ребенок способен действовать под влиянием не только событий, которые происходят сейчас, но и всплывающих в памяти представлений и образов.

В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания.

Чего не надо делать родителям

какое основное новообразование появляется после кризиса 1 года жизни речь появление чувства я сам

Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка. Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально. Чего не стоит делать:

Что необходимо делать родителям

Во избежание лишних конфликтов, уберите подальше предметы, которые ребенку лучше не трогать.

Надеемся, эти советы помогут вам наладить конструктивное общение с вашим малышом. Пусть этот период будет для вас не кризисом, а увлекательным «квестом», который научит вас выдержке и мудрости, а вашему ребенку поможет стать взрослее.

Источник

Кризис одного года. Как проявляется. Причины

Кризис одного года у ребенка – это первое серьезное испытание для родителей. Если мама и папа знают, как проявляется кризис первого года жизни, чем он вызван, то многих ошибок в воспитании крохи можно избежать.

От правильной реакции родителей на возрастное изменение поведения ребенка в период кризиса первого года зависит психологический комфорт и личностное развитие малыша.

Кризис первого года жизни проявляется повышенной эмоциональной реакцией ребенка на новое, запреты, даже на привычные действия родителей.

Недовольный крик, плач может вызвать любая мелочь. Поведение малыша становится сложно предсказуемым.

Признаки кризиса одного го да

1. Повышенная капризность и ранимость. Неосторожное действие или слово способно вызвать плач, крики.

2. Желание все делать самостоятельно, даже если не получается или страшно. Дети пытаются ходить, есть, даже одеваться без помощи. Впадая в истерику, если не удается или если взрослый пытается помочь.

3. Перепады настроения. Между слезами и веселым смехом может пройти несколько минут. Ребенок может с трудом адаптироваться к новой обстановке, приходу гостей.

4. Проверка границ дозволенного. Сын или дочь будто специально совершают запрещенные поступки. Их поведение противоречиво.

5. Повышенная потребность во внимании, нежелание отпускать маму. Дети начинают проявлять ревность.

Причины кризиса одного г ода

— стремление ребенка к самостоятельности;

— потребность присутствия значимого взрослого.

Малыш стремится ходить, есть без помощи мамы, однако ее уход из поля зрения вызывает бурю негативных эмоций. Это связано со страхом потерять близкого человека. Ребенок нуждается в подтверждении безопасности, собственной значимости.

Самостоятельность малыша наталкивается на запреты родителей. Часть из них оправдана соображениями безопасности, часть продиктовано подсознательным страхом отпустить крошку, к которой были привязаны в течение длительного времени.

Бесконечные ограничения вызывают протест у ребенка, кроха плачет, кричит, проявляет агрессию. Вдобавок его желания проявить самостоятельность не всегда ему под силу. Он физически не может дотянуться до верхних полок, поднять тяжелый стул.

Особенности развития годовалого ребе нка

Ребенок активно осваивает новые навыки — хождение, речь, которые требуют определенных физических и психических усилий.

Речь годовалого малыша автономна, своеобразный детский язык понимает только круг близких людей. Слова имеют несколько значений, которые варьируются в зависимости от контекста.

Основа познавательного и эмоционального развития — общение со взрослыми. Ребенок хочет, чтобы с его противоречивыми потребностями считались, уважали их.

Поведение малыша, вступившего в период раннего детства, импульсивное.

Новый предмет, привлекший его внимание, имеет определенную эмоциональную окраску и может стать причиной бурных положительных или отрицательных реакций.

Продолжительность кризиса одного г ода

Кризис одного года длится 6–7 месяцев. Его начало и продолжительность индивидуальны. У некоторых детей он затягивается до 2 лет, после чего плавно перетекает в очередной переходный период.

Обычно первые признаки кризиса проявляются в 10–11 месяцев и проходят к 1,5 годам.

Многое зависит от реакции родителей, их желания понять и принять взросление ребенка. Позвольте малышу самостоятельно исследовать окружающий мир.

Как справляться с кризисом одного года.

1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.

2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.

3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности.

4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малыш ом.

Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери.

Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Что нельзя дела ть?

1. Кричать, бить ребенка. Дети еще не понимают причинно-следственных связей. Ваше наказание только навредит малышу.

2. Менять решения. Если запретили, значит запретили. Постарайтесь установить правила раз и навсегда.

Если мама сегодня позволила, а завтра сказала, нет, это приведет к дезориентации ребенка. Он не сможет усвоить нормы поведения.

3. Не пытайтесь купить хорошее поведение игрушками или сладким. Так вы только подскажите малышу метод манипуляции.

Взрослым важно корректно общаться между собой. Дети, как губка, впитывают все, что их окружает. Даже если повторить ваши слова ребенок пока не может, но ваши действия откладываются у него в памяти, как вариант нормы.

Очень опасна позиция Я-родитель, я лучше знаю. Не давите авторитетом, не пытайтесь «сломать» кроху. Постарайтесь выстраивать дружеские отношения с ребенком, мягко выставляя границы. Он должен понимать, что бить, кусать маму нельзя, но и для мамы существует табу на физические наказания.

Кризис первого года жизни — естественный этап развития детской психики. Родителям не стоит бояться резко изменившегося поведения. Даже в острый период кризиса нужно оставаться на стороне ребенка.

Переходные возрастные этапы протекают у всех детей по-разному. У кого-то поведение меняется незначительно, а кто-то превращается в маленького чертенка. Родителей должно насторожить полное отсутствие любых изменений в поведении малыша.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *