какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

Какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста. Имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, приёмными детьми.

Чем конфликт отличается от травли

Конфликт — это противостояние, в котором нет систематического насилия, но зато присутствуют разногласия и противоречия между сторонами. Конфликты в школе случаются не только между учениками — бывают задействованы и родители, и учителя. Причины конфликтов в школе могут варьироваться от банальной детской обиды до разногласий по поводу образовательной программы. Мы рассмотрим примеры развития событий и дадим подсказки, как действовать родителю и как помочь ребёнку в случае столкновения интересов.

Конфликт между учениками

Вася и Петя поспорили, кто будет сидеть на первой парте около учителя. Вася утверждал, что сидеть должен он, так как учится на отлично. А Петя аргументировал тем, что у него плохое зрение. Ребята поссорились и не смогли поделить место.

Совет психолога:
Конфликт в школе «ученик — ученик» — явление, нормальное для человеческой коммуникации. Взрослым следует вмешаться, только если ситуация в школе зашла далеко, например, Вася и Петя переходят к физическому насилию или против кого-то начинается коллективная травля. Но если конфликт не переходит границы разумного, то важно, чтобы Вася и Петя учились решать его самостоятельно. Так вырабатываются социальные навыки. Важно наблюдать и спрашивать о том, что происходит, без оценки и не принимая ничьей стороны, дать возможность каждому высказать мнение, формируя позицию, а не ожесточение детей друг против друга.

Конфликт между учеником и учителем

У Васи и Марьи Петровны возникли разногласия из-за выставленной отметки. Учительница заявила, что его сочинение по «Герою нашего времени» не соответствует критериям, и поставила низкую оценку. А Вася ответил, что чётких критериев выдвинуто не было.

Совет психолога:
В отличие от конфликта между детьми, здесь силы всегда неравные — учитель обладает властью, опытом и знаниями, а ребёнок находится в подчинённом положении и только формирует своё мнение. Отсутствие единства требований учителя или несоблюдение учителем требований — частая проблема. Но и подросток должен учиться уточнять задание, задавать вопросы и принимать условия. Решение конфликта в школе ложится на плечи педагога — взрослый человек должен разъяснить ребёнку причины и последствия. Если этого не происходит, а ситуацию отпустить сложно, если ребёнок не может смириться и чувствует себя плохо, родителю необходимо поговорить с учителем, уточнить все нюансы, а потом объяснить ситуацию ребёнку. Ваш ребёнок должен чувствовать себя в безопасности в школе и знать, что родитель всегда на его стороне и эту безопасность организует.

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

Конфликт между родителем и учителем

Совет психолога:
Если у родителей возникли претензии к педагогу, важно изначально проверить, обоснованы ли они. Действительно ли учитель превышает полномочия, срываясь на детях, или дети решили устроить педагогу холодную войну? Важно обсудить вопрос с другими родителями и другими учителями. Если ситуация действительно подтвердится — не бойтесь отстаивать право на участие в педсовете и разговоре с учителем напрямую. Вы всегда успеете написать жалобу, а вот изменить ситуацию — нет. Иногда родители полагают, что крик на детей или суровые наказания — показатель эффективного и строгого учителя. Взвесьте все наблюдения, проанализируйте возможные изменения. Если школа не готова предпринимать меры — увы, придётся решать ситуацию самостоятельно: менять класс или школу. Помните, что мотивация и интерес к жизни напрямую зависят от авторитетов.

Конфликт между родителем и родителем

Мама Васи и мама Пети не смогли договориться, сколько денег сдавать на новогодние подарки детям. Мама Васи, состоящая в родительском комитете, выдвинула одну сумму, а мама Пети посчитала её чрезмерной.

Совет психолога:
Конфликт «родитель — родитель» в школе возникает так же часто, как и конфликт в любом другом коллективе. Родителям необходимо контактировать друг с другом — в чатах и офлайне. Если возник конфликт интересов в школе по поводу образовательной траектории класса или досуговых мероприятий — отстаивайте свою позицию в открытом диалоге. Можно привлечь классного руководителя как третью сторону или устроить голосование. Если проблема более личного характера, не рекомендуется выносить её на всеобщее обсуждение (например, в чат в мессенджере). Поговорите один на один — это эффективней.

Что делать, если ничего не помогает

Выделим основные методы решения конфликтов в школе:

Но если вы перепробовали все способы, а ситуация не меняется, есть универсальное решение. Переведите ребёнка на семейное обучение — так вы сможете выбирать учителей сами, а контактировать с родительским коллективом не придётся вообще.

Семейное образование — это форма обучения вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»), которая подразумевает самостоятельное освоение основной образовательной программы. Организовать учёбу на дому помогут онлайн-школы — так, в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» ребята учатся по гибкому расписанию и под руководством крутых экспертов ОГЭ и ЕГЭ.

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

Резюме

Конфликт детей в школе — частое явление. Если столкновение интересов переходит в систематические издевательства, это становится травлей. Родители и учителя обязаны вмешаться и привлечь психолога.

Рекомендации психолога домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елены Петрусенко:

Если ничего не помогает — попробуйте семейное обучение. В «Экстернате Фоксфорда» помогут оформить переход и проконсультируют по любым вопросам.

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между ученикамикакое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между ученикамиПопробовать бесплатно

Источник

Школьные конфликты: виды, пути решения, приемы и примеры

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные. Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину конфликта с «трудным» родителем, оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом.

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику. Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия. Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Источник

Какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

В то же время, одноклассники, вспомнившие о смотре песни и строя, конкурсе военных песен, тоже правы. Во-первых, всё, что вспомнили ребята-это коллективные дела, в которых ответственность ложится на каждого участника и на всех одновременно,поэтому вопрос сплочения коллектива очевиден; во- вторых, это возможность быть сопричастным к великому прошлому и настоящему страны, не кричать об этом, а сохранять память, которая сильнее времени. Думаю,это то, что ребята определят для себя и сверстников полезным.

На мой взгляд, самое страшное: признать одно из мнений неправильным или ошибочным. Категорично встать на чью-либо сторону, не давая высказаться другому, рассуждать однобоко, недальновидно, подвергнуть критике мнение, отличное от мнения большинства. Или «замять» эту непростую тему, уйти от рассуждения.

Самой сложной для комментирования педагогической ситуацией, представленной в анкете, стала эта:

» В вашем классе есть два ученика, которые при анкетировании на вопрос о том, какую профессию в будущем они видят, как свою, ответили – профессию учителя.

1. Какие педагогические действия со стороны классного руководителя по отношению к этим ученикам вы считаете необходимыми?

2. Какие изменения в работе с классным коллективом вы считаете необходимым предпринять после знакомства с результатами анкетирования?

3. Как эту ситуацию можно было бы использовать для формирования сплоченной педагогической команды классных руководителей вашей школы?

4. Как вы истолковали бы значение такого понятия как «педагогическая одаренность»?

5.Кого вы назвали бы лучшим примером Учителя для тех, кто только мечтает об этой профессии и почему? «

Вот это всё можно было бы объяснить тем ученикам, которые выбрали для себя профессию учителя. Нелёгкая задача. Поняли бы ребята?

Дорогие коллеги! Как бы вы прокомментировали эти ситуации?

Конкурсный отбор на Форум серьёзен. Весьма! И шанс попасть в Москву невелик! Но опыт уже получен! Опыт глубокого размышления! Что значит быть классным руководителем? Наставником? Это ведь не просто «должность». Как не стать » случайным человеком» в школе или в жизни ученика? Каждый новый день в детском коллективе задаёт множество вопросов и ставит перед решением непредсказуемых задач.

Источник

Конфликт в классе: как распознать, как действовать учителю

Конфликт может выявлять разные точки зрения и побуждать к принятию обоснованных решений — тогда его называют конструктивным. Среди школьников в силу особенностей их возраста и психологии чаще распространены конфликты деструктивные.

Как учитель может распознать зарождающийся конфликт между учениками, на каком этапе ему следует вмешаться и как себя вести, чтобы использовать ситуацию в воспитательных целях?

Причины школьных конфликтов

Конфликты «ученик — ученик» заметно отличаются от конфликтов между взрослыми людьми, также различаются конфликты учеников младшей, средней и старшей ступеней. Считается, что в младшей школе конфликты чаще всего безобидны и быстро забываются: мальчик дернул девочку за косичку, девочка обозвала одноклассницу. Однако и здесь столкновение может перерасти в длительную вражду.

В средней школе на первый план выходит борьба за лидерство. В ней могут участвовать как отдельные личности, так и группировки.

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между ученикамиПричины конфликтов между учениками:

Специфика ученических конфликтов

Мир для школьников, особенно подростков, черно-белый, они не признают полутонов. И потому конфликты учеников в школе протекают бурно, с громким выяснением отношений.

Школьная вражда продолжительна, отличается особой жестокостью и агрессивностью к оппонентам. Стороны не только не пытаются понять друг друга, но наоборот, усугубляют конфликт, демонстрируя неуважение и презрение, стараясь сделать существование противника невыносимым.

Конфликт — один из способов проявления социализации у школьников. В ходе конфликтов ребенок или подросток осознает, как нельзя поступать по отношению к одноклассникам или взрослым, и как следует себя вести. Поэтому совсем без конфликтов в школе обойтись нельзя.

Опыт взаимодействия у детей еще совсем небольшой, и чаще всего они копируют стиль поведения окружающих, который не всегда бывает положительным. Педагог не может изменить окружение, но он может оказать посильное влияние на воспитание взаимоуважения, умения находить компромиссы и понимать друг друга. Важно вовремя уловить момент, когда просто спор превращается в серьезное противостояние.

Из чего состоит конфликт и как он возникает

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между учениками

На возникновение конфликта большое влияние оказывают конфликтогены — слова, действия или бездействие, которые приводят к столкновению сторон. Человек, на которого направлен конфликтоген, старается ответить еще более сильным конфликтогеном — в этом и состоит главная опасность.

Конфликт состоит из конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация — это противоречия, в которых кроется настоящая причина конфликта, а инцидент — стечение обстоятельств, повод для конфликта. Окружающие обычно становятся свидетелями инцидента, а истинные причины конфликта, как правило, скрыты и известны только его участникам.

Для разрешения конфликта между учениками мало исчерпать инцидент или подавить его — необходимо урегулировать конфликтную ситуацию, а это намного сложнее.

Рассмотрим пример. Настя привыкла пользоваться вниманием одноклассников. Особенно ей нравился Кирилл. В классе появилась новая девочка Маша, и Кирилл стал оказывать ей знаки внимания. Настя подкараулила Машу после уроков и велела ей прекратить общение с Кириллом, угрожая расправой в случае непослушания.

Угрозы Насти — это инцидент, а конфликтная ситуация — ревность девочки. Даже если заставить Настю извиниться перед Машей, причина конфликта и сама ситуация от этого не изменятся и в дальнейшем отношения девочек еще сильнее испортятся. Для решения конфликта между учениками следует поработать с обеими сторонами.

Как учитель может распознать конфликт

Конфликт в школе не всегда происходит публично, а его участники не спешат поделиться своими проблемами со взрослыми. Важно, чтобы учитель мог распознать наличие конфликта по косвенным признакам, например:

Особенно внимательными надо быть в следующих ситуациях, так как они с большой вероятностью приводят к конфликтам.

Способы решения конфликтов в школе

В первую очередь сами будьте примером для учеников, образцом уважительного и справедливого отношения к окружающим, в том числе к детям. Ваш стиль взаимодействия и педагогическая тактика (особенно если вы классный руководитель) влияют на формирование межличностных отношений в классе.

какое ошибочное действие классного руководителя может привести к конфликту между ученикамиОбнаружив конфликт, постарайтесь понять, насколько далеко зашло противостояние. Пока дело не дошло до драки, стоит дать ученикам возможность решить проблему самостоятельно.

Видите, что отношения зашли в тупик — не спешите жестко вмешиваться в спор. Просто дайте совет, как лучше поступить, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.

Вовлекайте обе стороны в совместную работу. Постарайтесь наладить между ними диалог. Не кричите, не обвиняйте, не давите. Помните, что конфликты «ученик — ученик», как правило, возникают по вине обеих сторон. Подтолкните детей к конструктивному обсуждению и поиску компромиссов. Научите их слушать друг друга и ставить себя на место противника.

Если проблему решить не удается, не замалчивайте неблагоприятную ситуацию. Привлекайте классного руководителя, завуча или директора, родителей, психолога.

Понимаете, что вам не хватает знаний о детской психологии или хотите узнать больше о социализации детей и подростков? А может быть, желаете получить новую специальность и помогать детям решать конфликты профессионально? Записывайтесь на дистанционные* курсы в АНО «НИИДПО».

Ваша заявка отправлена!

Хотите работать психологом и вести частную практику?

Мы подготовили для вас инструкцию о том, как найти первых клиентов и начать официально зарабатывать в частной практике.

Оставьте контакты, и мы отправим инструкцию вам на почту

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *