какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Смотреть что такое «ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» в других словарях:

информационно- коммуникационные технологии — Совокупность методов, производственных процессов и программно технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. [http://www.iks… … Справочник технического переводчика

информационно-коммуникационные технологии — — [http://www.iks media.ru/glossary/index.html?glossid=2400324] Тематики электросвязь, основные понятия EN information and communication technologyICT … Справочник технического переводчика

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)/INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES — (ICT) совокупность методов, производственных процессов и программно технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей … Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике

ГОСТ Р 53620-2009: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения — Терминология ГОСТ Р 53620 2009: Информационно коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения оригинал документа: 3.8 жизненный цикл ЭОР: Сведения о текущем состоянии ЭОР и субъектах, внесших вклад… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Кафедра Информационно-коммуникационные технологии — Учебное заведение Московский государственный институт электроники и математики Адресс 109028, Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3 Факультет Автоматизированной Вычислительной Техники Кафедра Информационно коммуникативных технологий (до 2008… … Википедия

ГОСТ Р 52656-2006: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 52656 2006: Информационно коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет порталы федерального уровня. Общие требования оригинал документа: 3.2 жизненный цикл электронного образовательного ресурса: Развитие … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 53626-2009: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения — Терминология ГОСТ Р 53626 2009: Информационно коммуникационные технологии в образовании. Технические средства обучения. Общие положения оригинал документа: 3.5 безопасность ТСО: Состояние технических средств обучения на всех этапах жизненного… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52655-2006: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования — Терминология ГОСТ Р 52655 2006: Информационно коммуникационные технологии в образовании. Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего профессионального образования. Общие требования оригинал документа: 3.5 высшее… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ГОСТ Р 52657-2006: Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов — Терминология ГОСТ Р 52657 2006: Информационно коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов оригинал документа: 3.1 идентификация электронных образовательных… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Затраты на информационно-коммуникационные технологии — (ИКТ) выраженные в денежной форме фактические расходы организаций (отрасли, региона, страны), связанные с закупкой вычислительной техники, программного обеспечения, оплатой услуг связи, обучением сотрудников разработке и применению ИКТ, оплатой … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

Источник

ИКТ: расшифровка, назначение и виды информационно-коммуникационных технологий

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении.

Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.

А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум.

какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ).

Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.

ИКТ — это …

Как вы уже поняли из вступления:

ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»

Разберем каждое из слов термина:

Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.

А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см. что такое ГОСТ):

3.1.5. информационно-коммуникационная технология: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.

какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.

Но все же «коммуникативные» уместно употреблять применительно к социологии (это что?), психологии (что это за наука?), управлению, т.е. к сферам, которые затрагивают связи между людьми. Понятие «коммуникационные» следует применять в аспекте технической связи, т.е. говоря про компьютерные системы, средства связи и телекоммуникацию.

Английская версия аббревиатуры – ICT (от англ. «information and communication technologies»). Часто употребляют сокращенный вариант – IT (русская транскрипция – «ай ти»).

Людей, занимающихся IT-технологиями, называют IT-специалистами, или, попросту – «айтишниками».

Технические средства ИКТ

Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.

Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.

Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.

Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:

К средствам ИКТ относятся:

какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

Роль ИКТ в развитии общества

Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.

Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).

Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.

Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.

В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.

Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.

какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

Далее – кратко об основных положениях документа.

Роль ИКТ в образовательном процессе

Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.

Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.

Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Модернизация (это как?) образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.

какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:

какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:

Краткое резюме

Информационно-коммуникационные технологии все плотнее входят во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.

Так и хочется воскликнуть:

«Даешь компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»

какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

Читайте наш блог, это полезно!

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (5)

Сейчас без компьютера и особенно без интернета, просто невозможно ни работать, ни общаться с родными. Да-да, я из тех, у кого до сих пор кнопочный телефон))

Это всё здорово, но что делать с электромагнитными волнами, которые пронизывают всё пространство, уже численность пчел сокращается, не будет пчел, значит погибнут многие растения, за ними последует скот, а за скотом и мы, ну а компьютеры останутся, как памятники человечеству.

Нужно понимать, что эти ИКТ лишили нас личного пространства, теперь за нами подглядывают, подслушивают, с нас снимают без нашего ведома биометрические данные, мы уже все у товарища полковника на карандаше.

У цифрового ТВ качество высокое, с аналоговым не сравнить, но не всегда нормально работает, бывает так каналы подвисают, как тяжёлые компьютерные игры на слабом ПК, это очень раздражает.

Раньше человечество жило без ИКТ и ничего, просто вспомним восьмидесятые годы двадцатого века, был телевизор, радиоприемник и стационарный телефон. Почему же сейчас без ИКТ мир рухнет?

Источник

Какое определение соответствует понятию информационно коммуникационные технологии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Information and communication technologies in education. Terms and definitions

Дата введения 2008-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский государственный технологический университет «Станкин» (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2018 г.

Введение

Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». В стандарте установлены основные термины и определения, соответствующие законодательной базе и национальным стандартам Российской Федерации и гармонизированные с международными стандартами.

Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин.

Заключенная в круглые скобки часть термина может быть опущена при использовании термина в документах по стандартизации, при этом не входящая в круглые скобки часть термина образует его краткую форму.

За стандартизованным термином приведены отделенные точкой с запятой их краткие формы, представленные аббревиатурой.

Для сохранения целостности терминосистемы в стандарте приведены терминологические статьи из других стандартов, действующих на том же уровне стандартизации, а за ними в квадратных скобках приведена ссылка на данный стандарт с указанием года его принятия и номера терминологической статьи. Эти терминологические статьи заключены в рамки из тонких линий.

Приведенные определения можно при необходимости изменять, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых в них терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого понятия. Изменения не должны нарушать объем и содержание понятий, определенных в настоящем стандарте.

В стандарте приведены эквиваленты стандартизованных терминов на английском языке.

Приведен алфавитный указатель терминов на русском и английском языках.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Термины, установленные настоящим стандартом, предназначены для применения при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных и научных организаций, а также объединений юридических лиц.

Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.

Если в другом действующем в Российской Федерации стандарте применены термины, отличающиеся от установленных в настоящем стандарте для тех же понятий, то их приведение в соответствие с настоящим стандартом целесообразно осуществлять при очередном обновлении (пересмотре или изменении) этого стандарта. В обоснованных случаях необходимость устранения вышеуказанных противоречий может стать основанием для внесения внеочередного изменения в данный стандарт.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126 Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению

3 Термины и определения

3.1 Термины в области информатизации

3.1.1 информация: Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

данные: Представление информации в формализованном виде, пригодном для передачи, интерпретации или обработки.

3.1.3 информационная технология: Процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления этих процессов и методов.

3.1.4 информационно-телекоммуникационная сеть: Технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

information telecommunication network

3.1.5 информационно-коммуникационная технология: Информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации.

information and communication technology; ICT

3.1.6 информационная система: Совокупность содержащейся в базах данных информации и информационных технологий, а также технических средств, обеспечивающих ее обработку.

3.1.7 корпоративная информационная система: Информационная система, доступ к которой имеет ограниченный круг лиц, определенный ее владельцем или соглашением участников этой информационной системы.

corporate information system

3.1.8 информационно-коммуникационная система: Совокупность инженерного оборудования, предназначенного для комплексного управления технологическими процессами в зданиях и сооружениях образовательных учреждений с применением средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

information and communication system; ICS

3.1.9 оператор информационной системы: Лицо, осуществляющее деятельность по эксплуатации информационной системы, в том числе обработку информации, содержащейся в ее базах данных.

information system operator

3.1.10 электронный документ: Документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.

3.1.11 электронное сообщение: Информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети.

3.1.12 электронная цифровая подпись: Реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

electronic digital signature

3.1.13 документированная информация: Зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить данную информацию или ее материальный носитель.

3.1.14 конфиденциальность информации: Обязательное требование для лица, получившего доступ к определенной информации, не передавать данную информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

защита информации; ЗИ: Деятельность, направленная на предотвращение утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию.

3.1.16 компьютер: Техническое средство, способное выполнять множественные арифметические и логические операции на основе заданной программы и данных.

3.1.17 база данных: Совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними.

3.1.18 программный продукт: Программное обеспечение и соответствующая документация, предназначенные для поставки пользователю.

3.1.19 медиа-средство: Средство восприятия, отображения и/или хранения, передачи данных.

3.1.20 мультимедиа: Совместное использование нескольких медиа-средств.

3.1.21 гипермедиа: Представление данных в виде информационных блоков, соединенных гиперсвязями.

3.2 Термины в области электронного обучения

3.2.1 дистанционные образовательные технологии: Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

distant learning technology

3.2.2 открытое образование: Система организационных, педагогических и информационных технологий, архитектурные и структурные решения в которой обеспечиваются применением действующих открытых (патентно свободных) стандартов на интерфейсы, форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, интероперабельности, стабильности, эффективности, удобства использования.

3.2.3 электронное обучение: Обучение с помощью информационно-коммуникационных технологий.

3.2.4 мобильное обучение: Электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося.

mobile learning; m-learning

3.2.5 сетевое обучение: Обучение с помощью информационно-телекоммуникационной сети.

3.2.6 автономное обучение: Обучение с помощью компьютера без подключения к информационно-телекоммуникационной сети.

3.2.7 смешанное обучение: Сочетание сетевого обучения с очным или автономным обучением.

3.2.8 совместное обучение: Образовательный процесс, в котором многочисленные участники взаимодействуют для достижения общей цели.

3.2.9 система управления обучением: Информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением.

learning management system; LMS

3.2.10 система управления образовательным контентом: Информационная система, используемая для создания, хранения, сбора и/или доставки образовательного контента.

learning content management system; LCMS

3.2.11 технологическая система обучения: Система на основе информационных технологий, используемая для доставки образовательного контента и управления процессом электронного обучения.

learning technology system

3.2.12 электронный образовательный ресурс; ЭОР: Образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них.

electronic learning resource

3.2.13 образовательный контент: Структурированное предметное содержание, используемое в образовательном процессе.

3.2.14 метаданные (образовательного контента): Информация об образовательном контенте, характеризующая его структуру и содержимое.

Источник

Статья на тему «Информационно-коммуникационные технологии»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

(Н.В. Агатова, Н.А. Гоц, М.В. Роберт).

Понятие и задачи информационно-коммуникационных технологий

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология обучения».

Использование информационных технологий повышает эффективность урока, развивая мотивацию обучения, что делает процесс обучения более успешным.

Информационные технологии не только открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению ИКТ на уроке в силу понятных причин.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Мы чаще, чем другие педагоги-предметники обращаемся к вопросам нравственности, в большей мере несем ответственность за формирование и становление внутреннего мира ребенка, чаще обращаемся к душе. По большому счету наша главная цель – формирование языковой компетенции как главнейшего средства социализации личности, и вместе с тем развитие творческой личности.

Все это, конечно, предполагает в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем – словесником, который собирается использовать возможности ИКТ на своих уроках, всегда возникает вопрос о целесообразности их использования на уроках русского языка и литературы.

Используя на своих уроках ИКТ, необходимо, прежде всего, руководствоваться принципом целесообразности.

Целесообразно применять ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи:

для изучения нового материала, предъявления новой информации;

для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

для обобщения, систематизации знаний.

Во-вторых, ИКТ целесообразно использовать для организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, для коррекции и учета знаний учащихся.

Учащимся интересно работать с программами-тренажерами, отрабатывая темы, изученные на уроках, с контролирующими программами, тестами.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью ИКТ предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить степень усвоения материала и способность применять его на практике. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

В-третьих, применение информационных технологий, в частности средств мультимедиа, позволяет усилить наглядность.

Использование ИКТ при подготовке и проведении уроков позволяет повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний, сэкономить время на опрос, дает возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогает и учителю повысить уровень своих знаний.

Следует затронуть и другой аспект: проведение самого урока с использованием ИКТ. Практика показывает, что, благодаря использованию ИКТ учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски.

Дидактический материал, представленный в компьютерном варианте, решает несколько задач:

• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке;

• увеличивает объем использования наглядности на уроке;

• экономит время учителя при подготовке к уроку.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

• обогащает урок наглядностью;

• психологически облегчает процесс усвоения;

• возбуждает живой интерес к предмету познания;

• расширяет общий кругозор учащихся;

• повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Обилие дополнительного материала в сети Интернет позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, тесов, критических статей, рефератов и т. д.

Прослушивание художественной литературы в электронном варианте служит для демонстрации профессионального исполнения различного рода литературных произведений с целью демонстрации красоты звучащего слова для привития любви к родному языку и литературе.

Электронные словари и энциклопедии позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видеоматериалов.

Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов:

• создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей;

• повышает качество обучения;

• повышает учебную мотивацию и мотивацию на успех;

• дает возможность рационально распределять время урока;

• помогает доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Применение компьютерных технологий позволяет:

• наполнить уроки новым содержанием;

• развивать творческий подход к изучаемому материалу и окружающему миру, любознательность учащихся;

• формировать элементы информационной культуры и информационной компетентности;

• прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;

• поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий.

Требования к уровню подготовки участников образовательного процесса для использования информационно-коммуникационных технологий

Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. Интеграция ИКТ и современных педагогических технологий способна стимулировать познавательный интерес к русскому языку и литературе, создавая условия для мотивации к изучению этих предметов. Это рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения, повышения качества образования.

При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок.

Но для реализации единого подхода необходимо, чтобы учитель – предметник умел:

1) обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;

2) создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;

3) использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;

4) применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);

5) осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

6) организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;

7) самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование.

В ходе освоения информационно-коммуникационных технологий учитель повышает свой профессиональный уровень и овладевает (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний.

Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, учитель может и должен постепенно вводить в свои уроки следующие формы использования ИКТ:

Уже начиная с 5 класса можно применять формы, не требующие от учеников специальных знаний ИКТ, например, компьютерные формы контроля (тесты). В этот период учитель может проводить и уроки на основе презентаций, созданных им самим или старшеклассниками.

Далее можно практиковать работу с мультимедийными учебными пособиями по предмету на разных этапах подготовки и проведения урока. В этот период ЭОР по предметам и электронные энциклопедии воспринимаются учащимися в основном как источники информации. Целесообразно применение различного рода ИКТ при подготовке к контрольным работам и экзаменам.

Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).

В старших классах уже и экзамен по предмету может проводиться в форме защиты проектной, исследовательской, творческой работы с обязательным мультимедийным сопровождением.

Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Такая работа может осуществляться на разных этапах урока:

— как форма проверки домашнего задания;

— как способ создания проблемной ситуации;

— как способ объяснения нового материала;

— как форма закрепления изученного;

— как способ проверки знаний в процессе урока.

Во всех случаях ИКТ выполняют функцию «посредника», «который вносит существенные изменения в коммуникацию человека с окружающим миром». В результате учитель и ученик не только овладевают информационными технологиями, но и учатся отбирать, оценивать и применять наиболее ценные образовательные ресурсы, а также создавать собственные медиатексты.

Педагогический дизайн урока с использованием ИКТ

Большинство учителей предпочитает использовать один компьютер и мультимедийный проектор в целях максимальной визуализации учебного процесса. Этот путь во многом является более выигрышным: решается проблема здоровьесбережения (большой экран снимает проблему ограничения работы ученика перед экраном монитора); использование проектора позволяет также эффективнее управлять учебным процессом.

Педагогический дизайн – приведенное в систему использование знаний (принципов) об эффективной учебной работе (учении и обучении) в процессе проектирования, разработки, оценки и использования учебных материалов.

Между тем, урок, как непосредственный инструмент реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий, требует максимально тщательной разработки. Именно уроки являются той лакмусовой бумажкой, которые показывают эффективность той или иной разработки. Это одновременно и конечный результат, и последняя стадия оформления, реализации идей, заложенных разработчиками тех или иных технологий.

Определимся еще с несколькими терминами.

«Урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта.

• На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации;

• мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

К примеру, технология опорных конспектов В. Ф. Шаталова приобретает совершенно новое качество, когда на экране в заданном режиме появляются фрагменты «опоры». В любой момент учитель может с помощью гиперссылок перейти к детализации информации, «оживить» изучаемый материал с помощью анимации и т.д.

Вполне очевидно, что степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.

Мультимедийный урок может достичь максимального обучающего эффекта, если он предстанет осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов.

Важную роль играет звуковая иллюстрация, как дополнительный канал информации. К примеру, наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться их рычанием, пением и т.д. Рисунок или фотография исторического деятеля может сопровождаться его записанной речью.

Наконец, звук может играть роль учебного звукового сопровождения наглядного изображения, анимации, видеоролика. В данном случае учителю следует тщательно взвесить, насколько будет рационально использовать на уроке звуковое сопровождение. Какова будет роль учителя в ходе звукового сопровождения? Более приемлемо будет использование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки к уроку. На самом же уроке рекомендуется свести звуковое сопровождение до минимума.

Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов. Использование видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект.

Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы

Основные направления использования компьютерных технологий на уроках

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Наиболее эффективной формой работы является работа с учебной презентацией.

Презентация – форма подачи материала в виде слайдов, на которых могут быть представлены таблицы, схемы, рисунки, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы.

ИКТ позволяет осуществить интегративный подход в обучении.

Часто в ходе подготовки урока литературы обнаруживаются материалы, способствующие установлению интегративных связей.

Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегративного курса зависят от многих условий. Поэтому, прежде чем создавать программу интеграции, педагогам необходимо учесть ряд обстоятельств.

Благодаря интеграции, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения повторов, неизбежных при преподавании разнообразных предметов. Наиболее тесно осуществляется интеграция литературы с историей. Это обусловлено тем, что литература – письменный памятник, отражающий основные вехи исторического развития общества.

Интегративный подход к преподаванию может еще более расширить границы взаимного сотрудничества между предметами школьного курса.

В настоящее время ИКТ активно внедряются в процесс обучения. Информатизация образования продиктована требованиями, которые предъявляет современное общество к качеству обучения и подготовке подрастающего поколения. Основными задачами внедрениями ИКТ в образовательный процесс являются:

повышение качества обучения на основании использования в образовательном процессе ИКТ;

повышение интеллектуальной и творческой активности учащихся, посредством применения активных методов обучения;

осуществление интеграции различных видов учебной деятельности;

осуществление адаптации ИКТ обучения в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся;

осуществление преемственности и непрерывности в воспитании и обучении;

разработка и внедрение актуальных методов и средств дистанционного обучения на основе ИКТ;

осуществление совершенствования программного и методического обучения образовательного процесса;

повышение уровня актуальности современной системы образования и ее соответствие требованиями со стороны общества и государства.

Основные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий

Выделяют несколько основных аспектов использования ИКТ в педагогическом процессе:

Мотивационный аспект – основан на том, что использование ИКТ в учебном процессе повышает интерес учащихся и формирует положительную мотивацию, так как создаются следующие условия: учет индивидуальных возможностей и потребностей учащихся в рамках образовательного процесса; расширение выбора содержания, методов, форм и уровней организации учебных занятий; большие возможности для раскрытия творческого потенциала учащихся; расширение возможностей освоения учащимися современных ИКТ, необходимых для полноценного и продуктивного существования в рамках современного общества.

Содержательный аспект – основан на том, что ИКТ могут быть использованы: для создания наглядностей по конкретной теме или разделу учебного предмета (плакаты, таблицы, мультимедийные презентации и т.д.); для создания индивидуальных мини-тестов; для создания тренажеров, домашних заданий, самостоятельных заданий и т.д.

Учебно-методический аспект – основан на том, что ИКТ могут быть использованы для сопровождения образовательного процесса, с целью усиления наглядности, повышения интереса к преподносимой информации и т.д.

Организационный аспект. ИКТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения: обучение по индивидуально разработанной и составленной учебной программе; обучение при фронтальной или групповой форме работы.

Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.

Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.

1. Агатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании/ Н. В. Агатова М., 2006

2. Алексеева, М. Б., Балан, С. Н. Технологии использования мультимедиа. М., 2002

3. Зайцева, Л. А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе/ Л. А. Зайцева. М., 2004

4. Кузнецов Е. В. Использование новых информационных технологий в учебном процессе/ Е. В. Кузнецов. М., 2003

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *