какое определение понятия охрана труда будет верным ст 209 тк рф
Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)
Комментарий к ст. 209 ТК РФ
1. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Раздел X ТК объединяет нормы института охраны труда, которые закрепили: основные направления государственной политики в области охраны труда; государственное управление охраной труда; требования охраны труда; право работников на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, и его гарантии; меры по обеспечению охраны труда.
В комментируемой статье раскрывается содержание основных понятий, используемых в процессе обеспечения безопасных условий труда для работников. Закрепление в ТК основных понятий института охраны труда играет большую роль для правильного понимания и применения законодательства об охране труда, а также для разработки и осуществления мероприятий по совершенствованию условий охраны труда.
Закрепление в ТК основополагающего понятия «охрана труда», определяемого как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, дает представление об охране труда как о многогранной деятельности государства и работодателей, направленной на охрану жизни и здоровья работников. Понятием охраны труда охватываются как правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения, так и комплекс фактических мероприятий, направленных на реализацию права каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, сохранение жизни и здоровья работников.
2. Определение в ст. 209 ТК понятий «условия труда», «вредный производственный фактор», «опасный производственный фактор», «безопасные условия труда», «рабочее место», «средства индивидуальной и коллективной защиты работников», «система управления охраной труда», «производственная деятельность», «требования охраны труда», «государственная экспертиза условий труда», «стандарты безопасности труда», «профессиональный риск», «управление профессиональными рисками» не исключает, однако, необходимости использования и других нормативных актов, раскрывающих содержание этих основных понятий.
Так, например, содержание понятия «условия труда» станет более ясным, если обратиться к положениям Закона о специальной оценке условий труда, в которых закрепляется классификация условий труда, раскрываются понятия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. ст. 13, 14).
Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Допустимыми условиями труда (2-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Опасными условиями труда (4-й класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
Содержание понятий «вредные и (или) опасные факторы производственной среды» и «вредные и (или) опасные факторы трудового процесса» раскрываются в ст. 13 Закона о специальной оценке условий труда. Так, к вредным и (или) опасным факторам производственной среды отнесены:
К безопасным условиям труда относят оптимальные условия труда. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Закрепление в ст. 209 ТК таких основных понятий, как «требования охраны труда» и «государственная экспертиза условий труда», способствует лучшему пониманию ст. ст. 211, 215 и 216 ТК и др. О возможности дополнительного использования нормативных актов, раскрывающих содержание этих понятий, будет сказано при комментировании указанных статей ТК.
3. В комментируемой статье раскрывается содержание понятия «стандарты безопасности труда». Поскольку ряд стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), регламентирующих порядок обучения по охране труда, системы управления охраной труда и т.п. были выведены из сферы действия Закона о техническом регулировании и их юридический статус оказался не определен, закрепление в ТК указанного понятия и уточнения об отнесении стандартов безопасности труда к государственным нормативным требованиям охраны труда (ч. 3 ст. 211 ТК) позволило придать им статус обязательных к применению.
4. Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ в комментируемую статью введено понятие «система управления охраной труда». Раскрыть содержание данного понятия позволяют положения иных актов, в том числе стандартов безопасности труда.
Положения данного Стандарта соответствуют принципам МОТ, изложенным в Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда». Целью межгосударственного стандарта является содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом, и профессиональных заболеваний на производстве.
В Российской Федерации приняты национальные стандарты Российской Федерации ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» и ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению», которые позволяют использовать международный опыт обеспечения охраны труда в организациях.
Положения этих Стандартов раскрывают содержание понятия «система управления охраной труда». Так, в соответствии с ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» система управления охраной труда характеризуется границами, наличием основных элементов, иерархичностью построения элементов системы, их связями и взаимодействием, а также связью с внешней средой. Она определяет концепцию (политику) охраны труда, организационную структуру, планирование мероприятий, ответственность, практические действия, процедуры, процессы и ресурсы для достижения целей обеспечения требуемой охраны труда, а также процедуры анализа результативности и совершенствования системы (п. 4.1.1).
Согласно положениям ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению» система управления охраной труда на малых предприятиях включает в себя предварительный анализ состояния охраны труда в организации, планирование системы управления охраной труда, разработку и применение системы управления охраной труда, проверку этой системы и анализ ее функционирования (п. 4).
Частью 8 комментируемой статьи предусмотрено утверждение Типового положения о системе управления охраной труда, нормы которого также будут способствовать уяснению понятия «система управления охраной труда». Указанное положение должно быть утверждено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минтрудом России), с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
5. Одним из элементов системы управления охраной труда является управление профессиональными рисками. Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью введены такие понятия в сфере охраны труда, как «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». Введение этих понятий создает законодательную базу для наиболее полной реализации ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ N 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда» (см. Федеральный закон от 04.10.2010 N 265-ФЗ «О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)»).
В настоящее время оценка профессионального риска практически во всех странах мира и международных организациях рассматривается в качестве главного механизма разработки и принятия управленческих решений как на международном, государственном или региональном уровнях, так и на уровнях отдельного производства, отдельного рабочего места, потенциального источника вредного воздействия на организм работника.
В Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 N 1351, в числе основных задач демографической политики государства указано сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, для решения задачи по созданию условий труда, позволяющих сохранить трудоспособность работающего населения на всем протяжении профессиональной карьеры, предполагается совершенствование управления профессиональными рисками с участием сторон социального партнерства.
Статья 209. Основные понятия
Комментарий к ст. 209 TК РФ
1. Приведенные в настоящей статье основные понятия в области охраны труда способствуют правильному и единообразному применению основополагающих норм трудового права в защите законных прав и интересов сторон трудового договора.
2. При формулировании указанных понятий были приняты во внимание положения соответствующих международных правовых актов, в частности Конвенции МОТ N 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде» (1981 г.), а также иных актов.
Судебная практика по статье 209 TК РФ
Часть шестая статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации относится к нормам, определяющим основные понятия, используемые в его разделе X «Охрана труда», содержит лишь норму-дефиницию и как таковая прав граждан не затрагивает.
Федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию трудовых отношений, установил в статье 234 названного Кодекса перечень оснований, при наличии которых у работодателя возникает обязанность возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов бывшего Союза ССР противоречат статьям 10, 12, 116, 117, 209, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда» и нарушают права и законные интересы Общества как работодателя и участника предпринимательской деятельности.
В силу части 12 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, действовавшей на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, утратившей силу с 1 января 2014 г. в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ) аттестация рабочих мест по условиям труда это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Изменения в разделе X Трудового кодекса: охрана труда после 1 марта 2022 года
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Расскажем, как работодателям применять положения новой редакции раздела Х Трудового кодекса РФ на практике
Переход к адресной политике
Цель изменений в разделе Х ТК РФ — персонализация системы управления охраной труда с учетом проведенной оценки профессиональных рисков и специфики производственной деятельности. Это постепенный отказ от формального, списочного подхода в пользу адресной политики.
Поправки в раздел Х Трудового кодекса влекут за собой существенные изменения в системе управлении охраной труда у каждого ИП или юридического лица. Законодатели ставят перед работодателями задачу максимально полно учитывать в положении о СУОТ и политике по охране труда индивидуальные особенности конкретных рабочих мест.
И сейчас у нас есть время изучить новые требования законодательства, разработать необходимые документы и процессы.
Разберем основные поправки:
Выявление профессиональных рисков
В главу 36 «Управление охраной труда» ТК РФ введена новая редакция ст. 218 «Профессиональные риски». Теперь они подразделяются на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний в зависимости от того, что стало причиной. Воздействие опасного производственного фактора может привести к травме, а длительное или периодическое негативное воздействие — к профзаболеванию.
Пример. Если работник разово получил дозу радиации, значительно превышающую предельно допустимую концентрацию, и ему был поставлен диагноз «острая лучевая болезнь», на него воздействовал опасный фактор. Вибрация или шум, влияющие на сотрудника в течение нескольких лет, к немедленной травме или гибели не приведут. Но при нарушении требований охраны труда и санитарных нормативов из-за них у человека может развиться хроническое профессиональное заболевание.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и рабочих мест.
Оценку рисков для всех технологических процессов, запущенных до 1 марта 2022 года, проведите в ближайшее время, постфактум. Это позволит зарезервировать финансовые и временные ресурсы для оценки процессов, организуемых после 1 марта.
Техническое перевооружение, модернизация оборудования, изменение состава орудий труда — это тоже основание, чтобы заново провести оценку рисков на отдельных рабочих местах.
Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению Минтруд должен опубликовать до 1 марта 2022 года. Сейчас проект рекомендаций размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Два принципа обеспечения безопасности труда
В обновленной редакции ТК РФ появится статья 209.1, в которой описаны два основополагающих принципа обеспечения безопасности труда:
Предупреждение и профилактика
Сегодня этому направлению уделяется минимум времени. В основном работодатели реагируют на уже случившееся ЧП. Теперь концепция безопасного производства сдвигается в сторону превентивных мер.
Проанализировав основные и сопутствующие причины производственного травматизма и профзаболеваний, характерные для экономического вида деятельности вашего предприятия, вы сможете понять, какие меры помогут улучшить ситуацию.
Росстат провел анализ видов несчастных случаев (НС) с тяжелым исходом за I полугодие 2020 года в России. Оказалось, что наибольшее число погибших при НС наблюдается при выполнении работ на высоте, но еще больше людей гибнет из-за воздействия движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин. Это говорит о том, что оценка рисков не проводилась или была проведена формально, работодатели не сделали выводы о ликвидации опасных процессов, не провели мероприятия по снижению рисков.
№ | Вид несчастного случая с тяжелыми последствиями | групповых | тяжелых | со смертельным исходом |
---|---|---|---|---|
1 | Падение с высоты | 8 | 316 | 63 |
2 | Падение на ровной поверхности одного уровня | 0 | 172 | 8 |
3 | Падение, обрушение, обвалы предметов, материалов, земли и пр. | 9 | 146 | 57 |
4 | Воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и пр. | 6 | 316 | 77 |
5 | Попадание инородного предмета в тело человека | 0 | 29 | 3 |
6 | Воздействие электрического тока | 0 | 15 | 13 |
7 | Воздействие дыма, огня и пламени | 10 | 23 | 11 |
8 | Воздействие вредных веществ | 2 | 11 | 5 |
9 | Повреждения в результате противоправных действий других лиц | 2 | 55 | 6 |
Работодатель обязан постоянно улучшать условия труда, для чего нужно ликвидировать опасные технологические процессы или снижать уровень опасности на рабочих местах. При этом нужно правильно расставлять приоритеты при реализации этих мероприятий. Это и есть принцип предупреждения и профилактики.
Минимизация повреждения здоровья
В идеальном мире, если все меры по предупреждению и профилактике травматизма исполнены, травматизм будет нулевым. Но все равно остаются два фактора:
Пример. Предприятие много лет закупало запасные части для оборудования у официального представителя завода-изготовителя. Но затем по экономическим причинам стало пользоваться услугами фирм-посредников, а из-за пандемии стажеры не прошли очную подготовку в авторизованном учебном центре. Все это в совокупности увеличило вероятность травм.
Кроме того, работодатель должен обеспечить постоянную готовность локализовать, минимизировать и ликвидировать последствия реализованных опасностей, выявленных в ходе оценки профессиональных рисков. Но ведь и не все риски могут быть в полной мере распознаны. Оценка рисков напрямую зависит от квалификации эксперта.
Если компания провела оценку рисков, но сработал негативный фактор, который не был выявлен, а значит, и минимизирован, она очень сильно рискует. Меру ответственности в этом случае будут определять следственные органы по ст. 143, 216 или 217 Уголовного кодекса РФ.
Запрет на работу в опасных условиях труда
Новая редакция ТК РФ запретит работу в опасных условиях труда 4-го класса. Если СОУТ выявит такое, работодатель обязан немедленно известить работника, приостановить работу, объявить простой по вине работодателя. За сотрудниками на это время сохраняется место (должность) и средний заработок.
Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторно проведенной СОУТ, которая подтвердит снижение уровня опасности.
Расследование микротравм
Микротравма — это поверхностное нарушение целостности кожных покровов или слизистых, при котором больничный лист не оформляется, но работодатель может перевести работника на другое рабочее место. Ежедневно микроповреждения происходят в любой отрасли экономики. Стружка попала в глаз, работник порезался или прищемил руку, все это — микротравмы.
После 1 марта 2022 года работодатели будут вести учет микротравм и составлять по ним справки. Как организовать эти мероприятия, указано в проекте Приказа Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по учету микроповреждений (микротравм) работников».
Порядок действий может выглядеть следующим образом:
Пострадавший работник имеет право лично или через своих законных представителей участвовать в рассмотрении причин и обстоятельств микротравмы.
По сути, справка — это и есть акт расследования микротравмы. В проекте Приказа Минтруда даны рекомендуемые образцы справки и журнала. В положении о СУОТ пропишите процедуру рассмотрения обстоятельств: будет этим заниматься один специалист или комиссия, где конкретно будут храниться журнал и справки.
Единые нормы бесплатной выдачи работникам СИЗ
Большой прогресс в сфере охраны труда — предложение выдавать средства индивидуальной защиты адресно, с учетом оцененных рисков. Единые типовые нормы бесплатной выдачи станут основой, но конкретный подбор необходимой спецодежды и обуви останется за работодателем.
Поправки в ТК РФ предлагают обеспечивать сотрудников СИЗ с учетом идентифицированных на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов, выявленных опасностей, а не в зависимости от профессии.
Пример
В п. 12 Типовых норм выдачи № 997н (Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н) для водителя погрузчика установлена выдача следующих СИЗ на год:
Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий | 1 шт. |
Сапоги резиновые с защитным подноском | 1 пара |
Перчатки с полимерным покрытием | 6 пар |
Средство индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующее или изолирующее | до износа |
Эти нормы не учитывают, на каком конкретно погрузчике будет работать водитель, в каких условиях: на открытой площадке или в закрытом складе. Очевидно, что в сухом обогреваемом помещении носить сапоги резиновые с защитным подноском тяжело и нецелесообразно. В этом случае эффективными станут ботинки с защитным подноском, изготовленные из кожи или композитных материалов.
Кроме того, работодатель обязан выдать водителю погрузчика противогаз или респиратор фильтрующий или изолирующий. Такие меры безопасности необходимы для перевозки вредных веществ. Однако часто водители загружают продукты питания или пиломатериалы, не выделяющие в воздух окружающей среды химические аэрозоли.
Получается, что типовые нормы сравняли водителя погрузчика, перевозящего опасные грузы, с водителем на заводе детского питания. Этих недостатков будут лишены Единые нормы выдачи, основанные на СОУТ и оценке профессиональных рисков, адресные нормы для конкретного работника.
Обучение по охране труда
Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:
Минтруд опубликовал проект нового порядка обучения (ID проекта 02/07/01-21/00112477). Планируется, что новый документ, как и поправки к ТК РФ, вступит в силу с 1 марта 2022 года.
Порядок предусматривает следующие виды обучения:
Обучение по охране труда обязательно для всех, а обучение безопасным методам и приемам выполнения работ — только для тех, кто непосредственно выполняет работы повышенной опасности и отвечает за организацию, выполнение и контроль таких работ.
Работодатель должен составить и утвердить приказом перечень сотрудников, которым положено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, с указанием тех, кто должен пройти подготовку в учебном центре, а кто — внутри организации.
Еще одна новинка — обучение использованию СИЗ. Оно может проводиться в рамках обучения по охране труда или отдельно. При этом не менее 50% времени обучения надо уделить практическим занятиям по формированию умений и навыков использования средств индивидуальной защиты.
Сотрудники, которые только устраиваются на работу или переводятся на другую работу, проходят обучение по использованию СИЗ в установленные работодателем сроки, но не позднее 60 календарных дней после заключения трудового договора или перевода. Проводите такое обучение не реже одного раза в три года.
Проект Порядка обучения и проверки знаний вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Самообследование
Поправки в раздел Х ТК РФ вводят механизм самообследования работодателя на соблюдение требований охраны труда. По сути, он уже реализован на портале Онлайнинспекция. Однако функций у самообследования будет больше.
Работодатель сможет проверить себя по уже знакомым чек-листам Роструда и затем задекларировать результаты в ведомстве. Срок действия декларации — от 1 до 3 лет. Если же работодатель не был искренним вовремя самообследования и проверяющие Роструда выявили нарушения по охране труда, декларацию отменят.
Проект поправок предусматривает создание комитетов по охране труда, куда смогут войти как руководители, так и сотрудники. Комитеты будут организовывать мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний, проверять условия труда, информировать работников об их правах, обязанностях и значимых изменениях. Результатом работы комиссии станет эффективная система управления охраной труда. Поэтому работодатель должен решить для себя, как создать действительно работающий орган, а не формальную структуру.
Дистанционное видеонаблюдение
Работодатель вправе в целях контроля за безопасностью работ вести дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию производственного процесса. Такое положение есть во всех правилах по охране труда. Главное — не забудьте известить сотрудников о том, что ведете наблюдение (ст. 216.2 ТК РФ).
По новым правилам представители органов власти, которые ведут федеральный надзор в области охраны труда, вправе получить дистанционный доступ к наблюдению и базам сопутствующих электронных документов. Уже сейчас такой онлайн-мониторинг организован на опасных производственных объектах. Скоро каждая стройплощадка или смотровой колодец будут переведены в онлайн-режим, что должно, с точки зрения законодателей, сократить травматизм.
Электронный документооборот
У работодателей появилось новое право — вести электронный документооборот (ЭДО) в области охраны труда. Это только часть электронного документооборота организации, действующего в отношении его участников.
Если вы планируете ввести ЭДО в сфере охраны труда, пропишите механизм его реализации в положении о СУОТ. Отраслевые правила, которые уже вступили в силу в 2021 году, допускают возможность ЭДО в области охраны труда.
Для идентификации личности работника следует использовать цифровую подпись или любой другой способ. Например, электронная почта может стать официальным каналом приема-передачи необходимой информации, если это будет прописано в положении о СУОТ. По электронке можно передавать работнику его комплект инструкций и другую информацию. Ответ, что информация принята, будет подтверждением ознакомления, а скриншот станет доказательством наряду с фотографией или видеозаписью занятия по охране труда и других обязательных мероприятий.
Нельзя вести в электронном виде документы, которые:
Пример. Нельзя в электронном виде вести учет и расследование профзаболеваний или несчастных случаев, потому что нужны подписи привлеченных членов комиссии, очевидцев НС или доверенных лиц пострадавших, которые работают в организации, следовательно, не включены в ее электронный документооборот.
Изменений нас ожидает, действительно, много. Всем, кто отвечает за охрану труда, и руководителям организаций проекты документов помогут подготовиться к новшествам.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Проект порядка обучения и проверки знаний по охране труда 882.2 КБ