почему зазор в свечах измеряют круглым щупом
почему зазор в свечах измеряют круглым щупом
Проверка и установка зазора между электродами свечей зажигания
Практически все свечи зажигания, выпускаемые в настоящее время, имеют установленный на заводе зазор между электродами. У каждого производителя он разный. Разный он так же для свечей на карбюраторный двигатель с контактной и бесконтактной системами зажигания, и для свечей на инжекторный двигатель.
Например, зазоры между электродами свечей зажигания для карбюраторных двигателей варьируются в пределах 0,5-0,7 мм для контактной системы зажигания, 0,7-0,9 мм для бесконтактной. При чем, рекомендуется в зимнее время зазор делать поменьше на 1 мм, а в летнее побольше на 1 мм. Таким способом достигается улучшение пуска двигателя и стабильность его работы при разных атмосферных температурах.
Считается, что длительное прокручивание двигателя стартером при низкой температуре окружающего воздуха настолько может разрядить даже новую батарею, что ее напряжения не хватит для образования искры при слишком большом или нормальном зазоре между электродами. Вместе с тем увеличение зазора создает дополнительную нагрузку на катушку зажигания.
Для инжекторных двигателей величина зазора находится в пределах 0,9-1,1 мм. Рекомендаций для изменения величины зазора применительно к разным временам года не имеется.
Проверка зазора между электродами свечей зажигания
При установке новых свечей зажигания на двигатель или проверке старых необходимо измерить зазор между их электродами. Старые свечи при этом следует очистить от нагара. Проверка проводится круглым щупом необходимого диаметра. Измерение плоским щупом будет неточным, так как на боковом электроде свечи практически всегда имеется небольшая выемка из-за переноса металла на центральный электрод. Особенно это характерно для уже проработавших какое-то время свечей.
Проверка зазора щупом: 1-неправильно (щуп плоский), 2-правильно (щуп круглый)
Регулировка зазора между электродами свечей зажигания
Зазор между электродами свечей зажигания регулируется подгибанием или наоборот отгибанием бокового электрода. Правильнее всего для проведения данной операции использовать специальный ключ. После подгибания зазор проверяется снова.
Примечания и дополнения
— Для свечей зажигания на карбюраторные двигателя с контактной системой зажигания автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 рекомендуемый зазор между электродами свечей зажигания составляет 0,5-0,7 мм, для ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 с бесконтактной системой зажигания 0,7-0,9 мм.
— Для инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2107, 2108, 2109, 21099 1,0-1,1 мм.
— Неверно выставленный зазор между электродами свечей зажигания приводит к проблемам с запуском двигателя, появлению неустойчивых оборотов холостого хода двигателя, дерганья при трогании и движении, «провалам», потере мощности и приемистости, росту топливного аппетита двигателя. Нормальную работу двигателя может обеспечить только свеча с определенным для данного типа двигателя зазором. При меньшем зазоре искра получится короткой и слабой, сгорание топливной смеси ухудшается, при большом зазоре увеличивается напряжение, необходимое для пробивания воздушного промежутка между электродами свечи. Искры в таком случае может не быть вообще.
— На многоэлектродных свечах зажигания зазор выставлять не нужно.
Величина зазора на свечах зажигания, его измерение и регулировка
В отличие от дизельных моторов, топливная смесь в камере сгорания бензинового двигателя воспламеняется с помощью внешнего источника. Таковым служит мощный электрический разряд, проскакивающий через зазор между электродами свечей зажигания. Последние как раз и предназначены для создания искры в условиях повышенного давления и температуры, характерной для зоны сжигания бензина. На качество и скорость горения топлива оказывают влияние многие факторы, в том числе – расстояние между искровыми электродами.
Влияние зазора на воспламенение
Чтобы понимать, как данный фактор влияет на эффективность бензинового мотора, нужно вкратце рассмотреть работу системы зажигания. Алгоритм преобразования энергии топлива в механическую работу выглядит так:
Импульс высокого напряжения (свыше 20 киловольт) вырабатывает катушка по сигналу контроллера. Ее обмотка рассчитана на искрообразование определенной силы, достаточной для качественного воспламенения порции топливной смеси. Если сделать чересчур большой или малый зазор в свечах зажигания, процесс горения нарушится.
Большой просвет между электродами
Ненормально большим считается зазор свыше 1,3 мм. Что произойдет, если разогнуть электроды до такой степени:
Примечание. Чем выше обороты двигателя, тем пропусков станет больше, доля бесполезно израсходованного бензина увеличится. Моторное масло в картере начнет разжижаться и выделять горючие пары, попадающие обратно в камеру через патрубок сапуна и воздушный тракт.
В результате перечисленных процессов мотор не отдаст полную мощность, а цилиндропоршневая группа в долгосрочной перспективе быстрее износится. Слишком большой зазор влияет на качество сжигания топлива, это вы ощутите в процессе движения: разгон автомобиля будет вялым, а вибрация мотора – повышенной. Из-за пропуска циклов появятся проблемы с холодным запуском – двигатель заведется с нескольких попыток.
Слишком маленькое межэлектродное расстояние
Расстояние между контактами свечей менее 0,6 мм считается недопустимо малым. Правда, пропуски рабочих циклов наблюдаться не будут, но возникнет другая проблема – чересчур слабое воспламенение. Короткая искра, пробивающая небольшой просвет от одного электрода к другому, не способна нормально поджечь топливовоздушную смесь, занимающую весь объем камеры.
Из-за снижения скорости горения воздушно-бензиновый аэрозоль не успеет прогореть целиком, как наступит такт рабочего хода поршня, а затем – выброс отработавших газов. В результате наступают последствия, описанные выше, – падение мощности силового агрегата, повышенное потребление топлива, сажа в выхлопной и нагар внутри цилиндров.
Неправильная регулировка зазора свечей зажигания зачастую усугубляется другими факторами: износ поршневой группы, неполадки в системе топливоподачи, пробитая изоляция высоковольтных проводов и так далее. Тогда проблема настройки зазоров отступает на второй план и зачастую выпадает из поля зрения автолюбителя.
Величина нормального зазора
Допустимые пределы межэлектродного расстояния – от 0,6 до 1,2 мм. Более точное значение выбирается в зависимости от типа двигателя, системы питания и зажигания:
Совет. Лучший способ правильно определить межэлектродный просвет для конкретного автомобиля – внимательно изучить инструкцию по эксплуатации. В подавляющем большинстве случаев данная величина указана среди других настроечных параметров.
Поскольку владельцы многих транспортных средств, укомплектованных бензиновыми моторами, переходят на сжиженный газ, то и размер свечного зазора требует корректировки. Для качественного сжигания смеси пропана с воздухом интенсивность воспламенения рекомендуется повысить путем увеличения просвета на 0,1 мм от паспортного значения. Нагрузка на высоковольтную катушку вырастет незначительно, а газ станет сгорать лучше.
Например, электроды свечей карбюраторного двигателя с электронным зажиганием необходимо разогнуть до 0,9 мм, если в инструкции по эксплуатации указана цифра 0,8. Не слушайте дурных советов и не делайте зазор чересчур большим, ведь автомобильные газовые установки всех поколений заводятся на бензине, а потом автоматически переключаются на подачу пропан – бутановой смеси из баллона. Кроме того, использовать бензиновое топливо все равно придется, чтобы доехать до заправки, когда газ в емкости закончится.
Рекомендации по настройке
Проверка и регулировка зазора на свечах системы зажигания производится в следующих ситуациях:
Чистка электродов и площадки от нагара должна всегда предшествовать настройке.
Следует запомнить важный момент: четко выставить зазор на свечах без щупа невозможно. Регулировка «на глаз» сойдет в качестве временной меры, пока вы не доберетесь до гаража с инструментом.
Сподручнее выполнять операцию на остывшем двигателе – не придется обжигать руки во время откручивания. Для обычных свечек используйте плоский щуп, а для изделий на 2–3–4 боковых электрода – инструмент круглой формы. Установите свечи в цилиндры, заведите мотор и наблюдайте за работой на холостом ходу. Если замеченная ранее вибрация не прекратилась, неисправность следует искать в другом месте.
Регулировка зазора на свечах зажигания: измерение и норма
В свече зажигания конструктивно предусмотрены центральный электрод – плюс и как минимум один боковой – минус. На плюс подаётся электричество, вырабатываемое катушкой, а минус соединяется с «массой» посредством резьбового соединения и юбки устройства. Между контактами возникает дуговой разряд, сила которого определяется расстоянием от одного до другого электрода. Зазор на свечах зажигания – характеристика, влияющая на работу мотора в целом.
К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания
Промежуток между контактными поверхностями свечек зажигания напрямую влияет на температуру искры и ее длительность. Оно должно быть выставлено, согласно рекомендации производителя автомобиля. Для каждой машины и двигателя определена оптимальная величина зазора. Она указана в руководстве к автомобилю или её можно уточнить на сайте производителя.
В каких случаях потребуется эта информация:
Важно! Если в двигатель вносились изменения, то зазор электродов свечи зажигания может не совпадать с рекомендуемым. Например, при наращивании мощности двигателя расстояние между электродами уменьшают, чтобы оптимизировать работу мотора. Эта величина обратно пропорциональна мощности.
Неправильно выставленное расстояние на 5-6% увеличивает расход горючего и уменьшает ресурс свечи. Если оно правильно подобрано, то свечки хватает на 60 тыс. км. пробега.
Увеличенный зазор
Большой зазор – это промежуток, превышающий 1,3 мм. Тогда искра не возникает вовсе или появляется через раз. Она, если и пробивается, то слабая и не способна воспламенить ТВС. Последствия большого зазора на свечах зажигания:
Обратите внимание! При большом зазоре в моторе слышатся громкие хлопки. Это свидетельствует о пропуске в зажигании.
Уменьшенный зазор
Если увеличенный зазор вредит мотору, то расстояние между контактными поверхностями нужно уменьшить, но до определённых значений. Маленьким считается расстояние менее 0,4 мм. При незначительном промежутке между контактами разряд будет малой мощности, а это значит, что ТВС либо не воспламенится, либо не сгорит полностью. Остатками топлива заливает свечи, искра исчезает, а двигатель троит из-за того, что поджог смеси происходит через раз. В таком режиме мотор испытывает перегрузки, автомобиль потребляет больше топлива и увеличивается концентрация вредных веществ в выхлопных газах.
Также искра при уменьшенном расстоянии способна образовывать постоянную дугу, из-за чего подгорают или плавятся электроды.
Какова норма
Нормальная величина варьируется в пределах от 0,4 до 1,3 мм. Какой должен быть зазор на свечах зажигания, зависит от типа системы:
Учитывая эти рекомендации, можно обеспечить максимально стабильную работу мотора.
Как измерить зазор между электродами
Зазор между электродами изменяется в процессе эксплуатации, поскольку на свечу постоянно воздействуют электрическое напряжение и высокое давление. Расстояние между электродами рекомендуется проверять каждые 15 тыс. км. (или 30 тыс. км. для многоэлектродных устройств) и корректировать его.
Для измерения потребуется специальный инструмент – щуп. Используются инструменты трёх видов:
Чтобы измерить зазор, свечи извлекают из мотора. Для этого потребуется головка на 16 или 21. Сначала отсоединяют бронепровода, а затем выкручивают свечи. Извлечённые устройства чистят, чтобы удалить нагар и получить достоверный результат измерения.
Важно! Большое количество нагара свидетельствует о том, что свечи скоро потребуется заменить. Если нагар не очищается полностью, то ставить их обратно не рекомендуется.
Для очистки можно использовать небольшой отрез чистой ткани. Если тканью счистить нагар не получается, следует нанести на поверхности электродов медицинский спирт.
После очистки измеряют промежуток инструментом, поместив щуп между электродами. Выбирают щуп, соответствующий по толщине величине, которую требуется выставить. Если щуп не входит между контактными поверхностями, значит, зазор нужно увеличить. Если щуп свободно входит между электродами, требуется подогнуть контакты в сторону уменьшения расстояния. Щуп должен плотно входить между контактами.
Регулировка зазора
Неправильный зазор следует отрегулировать. Настройка/регулировка свечей зажигания осуществляется путем подгибания/отгибания внешнего контакта с помощью инструмента. Если отгибать контакт достаточно удобно, то подогнуть его может быть сложно. Тогда используют какую-либо плоскую плотную поверхность и, надавливая на устройство сверху, слегка уменьшают промежуток. Делать это нужно очень аккуратно и не более чем на 0,5 мм. за один раз. Затем снова измеряют расстояние. Работу выполняют неспешно и постепенно.
Важно! Излишнее усилие приводит к отлому внешнего контакта при отгибании и замыканию контактов при подгибании. И в том, и в другом случае свеча становится непригодной к дальнейшей эксплуатации.
Бывают многоэлектродные устройства с промежутками между контактами, выставленными для каждого элемента. В данном варианте вот как нужно выставить зазор на свечах зажигания: его проверяют и корректируют для всех электродов по отдельности. А зазоры всех свечей устанавливают по одному и тому же щупу.
Проблем с воспламенением ТВС не возникает, если выставлен правильный зазор на свечах зажигания.
Обратите внимание! После установки свечей важно в правильном порядке подключить бронепровода. Лучше выкручивать элементы по очереди или делать соответствующие отметки.
Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания
Теоретически необходимости в выполнении этого действия нет, зазор должен быть уже выверенным. И некоторые производители, зачастую автомобилей представительского класса, даже запрещают регулировку. Однако профессиональные работники СТО советуют контролировать расстояние между контактирующими поверхностями, потому что даже у новых элементов зажигания, лежащих в одной и той же упаковке, промежуток между электродами может серьёзно отличаться.
Зазор свечей зажигания для газа
По характеристикам газовая смесь отличается, поэтому нормы несколько отличаются, но совсем незначительно: 0,7-1 мм. В целом, никаких особенностей в регулировке расстояния между контактами для машин с газовым оборудованием нет.
У газовых свечек, в отличие от обычных, толщина электрода уменьшена, но это не сказывается на качестве работы механизмов мотора ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Зазор на свечах зажигания определяет характер работы мотора, расход топлива, срок службы самих устройств и элементов движка. Водители с опытом умеют на слух определять, правильно ли выставлен зазор.
№20 | Щупы зазора свечей BOSCH и VOREL.
Привет!
В преддверии ТО-2 занялся поиском свечей и наткнулся на просторах DRIVE2 на щупы зазора свечей VOREL и BOSCH.
Нашел артикулы каждого набора и отправился в Exist.ru.
Начнём с BOSCH.
Артикул: 0986600000 [Ссылка на exist.ru]
На текущий день (26.02.2017) в наличии их аж 25 штук, но, когда заказывал их я, был всего один щуп в наличии, а срок ожидания составлял >20 дней.
Заказывал его я два раза. В первый раз Exist.ru завернул заказ, вернул деньги. На второй раз (спустя неделю) заказ был принят в работу и я получил щуп:
Но, как говорится, дурная голова рукам покоя не даёт.
Попался на глаза набор щупов от фирмы VOREL.
Их есть два типа на 13 и 20 щупов. Об этом я уже узнал после того, как получил свой на 13 щупов.
Артикул на 13 щупов: 15130 [ссылка на exist.ru]
Артикул на 20 щупов: 15200 [ссылка на exist.ru]
Проверил на новой свече для ТО-2:
На ТО-2 посмотрю состояние родных свечей, пробег которых
27000 km.
Спасибо за внимание.
Подписывайтесь на машину. Будет много всего интересного.😎⛺
p.s. Завтра на работу уже. Выходных словно и не было.
Запчасти
Opel Astra 2014, двигатель бензиновый 1.8 л., 140 л. с., передний привод, автоматическая коробка передач — аксессуары
Комментарии 33
К сожалению бош нету щупа
да можно и плоские использовать. Они хорошие. (:
Ну, был молод 3 года назад. (:
Но про загибатор свечи я же тоже написал. И о том, что выставлять зазор тоже вроде бы писал.
И вообще, как оказалось, плоские щупы нужны больше для замера зазора в клапанах 🤓
АВТОДЕЛО 40396 стоит 100р в любом магазине
Какой диапазон зазоров? Себе тоже хочу круглые щупы для свечей купить.
0.55, 0.60, 0.65, 0.70, 0.80, 0.90, 1.00, 1.10
Спасибо большое! Тоже закажу себе такой. Самые ходовые толщины.
АВТОДЕЛО 40396 стоит 100р в любом магазине
В 2020 году продавцы просят 400 рублей за китайский новодел. Точность у этого инструмента оставляет желать лучшего.Да и ломается часто.По этой причине не рекомендую.
АВТОДЕЛО 40396 стоит 100р в любом магазине
И какой щуп лучше, VOREL или BOSCH?
Удобнее Бош, но сборка слабенькая как-то.
Ворел ощущается более надёжным.
Щупы точные. Вспомни допуски и посадки. При зазоре или отверстии ф1мм, невозможно вставить щуп ф1мм, а вот ф0.9мм войдет с легким натягом. Погрешность при этом максимум будет 0.05мм. или щуп ф1мм войдет и его там закусит намертво.
а то что в центре элетрода выгорает круглая яма никто не забыл? ее то твой прибор не замерит(((
Это будет моя первая в жизни замена свечей. Не знал про круглую ямку. Сниму посмотрю обязательно.
С другой стороны, если наши свечи рассчитаны, как я понял, на 30 тыс. км, то смотреть зазор можно только на новых свечах перед их установкой.
Кстати, не разобрался с ‘калильным числом’ свечей для Astra H. Какое должно быть оптимальным, да и как его найти. По артикулам почти нет никакой информации по их характеристикам.
не заморачивался, т.к. меняю свечи каждые 20к
Как проверить зазор свечей зажигания
Если проверка зазора свечей зажигания показала, что величина не соответствует норме, необходимо аккуратно очистить поверхность детали ветошью, исследовать на наличие повреждений: в ходе эксплуатации возможно появление сколов, трещин на изоляторе. Непосредственно регулировка расстояния состоит в том, чтобы отогнуть или подогнуть боковые электроды. Для этого можно использовать отвертку с плоским наконечником или плоскогубцы.
Своевременная проверка зазора свечей зажигания — обязательное условие для стабильной работы двигателя и безопасной эксплуатации автомобиля. Процедуру выполняют самостоятельно или в автосервисе, но в любом случае важна регулярность.
Особенности проверки в домашних условиях
Зазор между электродами выставляют на заводе-изготовителе, но в ходе эксплуатации автомобиля расстояние может изменяться. В результате мотор начинает функционировать с перебоями (троение, потеря мощности), детали будут быстрее выходить из строя, возможно увеличение потребления топлива. Поэтому умение самостоятельно проверять фактическое расстояние между электродами и выставлять нужное важно для автовладельца.
Для начала необходимо извлечь деталь из двигателя и удалить нагар, скопившийся на поверхности. Так между электродами помещают щуп нужного размера. Нормой считают положение, когда инструмент плотно проходит между контактами. В других случаях необходима регулировка. Исключение составляют ситуации, когда на поверхности образовалось слишком много продуктов сгорания топливной смеси и нужна замена детали на новую.
Таблица зазоров
Результаты проведения безмоторных испытаний свечей зажигания, в ходе которых мастера по авторемонту проверяли соблюдение производителем установленных параметров, сведены в таблицу.
Искровой зазор | |||
Наименование | Заявленный изготовителем, мм | Средний показатель, мм | Разброс по продукции, % |
ACDelco CR42XLSX | 1,1 | 1,14 | 8,8 |
Bery Ultra 14R-7DU | 0,8 | 0,85 | 0 |
Brisk LR1SYC-1 | 1,1 | 1,09 | 4,9 |
Valeo R76H11 | – | 1,1 | 9,1 |
Ween370 | 1,1 | 1,1 | 5,5 |
«Пересвет-2» А17 ДВРМ | – | 1,05 | 9,5 |
В пределы нормы по допустимому отклонению расстояния между контактами входят все представленные производители. Это позволяет гарантировать, что после установки новой детали мотор будет работать без сбоев.
Проверка свечей зажигания
Как измерить зазор между электродами
Проверять соответствие расстояния между центральным и боковым контактами норме нужно с помощью специального щупа. Это приспособление бывает следующих видов:
Для проведения измерений деталь извлекают из двигателя, предварительно отсоединив бронепровода. После очистки щуп помещают между контактами, оценивая полученный результат.
Как менять
Если проверка зазора свечей зажигания показала, что величина не соответствует норме, необходимо аккуратно очистить поверхность детали ветошью, исследовать на наличие повреждений: в ходе эксплуатации возможно появление сколов, трещин на изоляторе. Непосредственно регулировка расстояния состоит в том, чтобы отогнуть или подогнуть боковые электроды. Для этого можно использовать отвертку с плоским наконечником или плоскогубцы.
Деталь изготавливают из прочного металла, но это не гарантирует отсутствие заломов при повышенном давлении. Изменять расстояние можно не больше, чем на 0,5 мм за один раз. После каждого из таких подходов следует проверять результат щупом.
Мастера по ремонту советуют:
Правильное расстояние для конкретного двигателя узнают, изучив инструкцию по эксплуатации.
К чему приводит неверный зазор на свечах зажигания
Результат может не соответствовать норме, что негативно повлияет на рабочие характеристики машины.
Увеличенный зазор
Основная опасность — пробой катушки или свечного изолятора. Также искра может пропадать, и цилиндр двигателя перестанет работать, возникнет троение системы. Признаки проблемы, которые говорят о необходимости проверки зазора, – пропуск зажигания, сильная вибрация, хлопки при выбросе продуктов сгорания.
Из-за естественного износа увеличивается расстояние при обгорании металла. Поэтому проверять одноэлектродные свечи рекомендовано после 10 000 км пробега. Многоэлектродные модификации должны проходить диагностику реже – проверка необходимо по достижению 30 000 км.
Уменьшенный зазор
Отклонение расстояния между электродами в меньшую сторону приводит к тому, что разряд между контактами становится мощнее, но короче по времени. Нормальное воспламенение топлива в цилиндрах не происходит. Когда мотор функционирует на больших оборотах, может сформироваться электрическая дуга. Как следствие — замыкание катушки и сбои в работе двигателя.
Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания
Производители должны строго выдерживать указанное в документации расстояние между контактами. Однако продукция не всех марок отвечает требованиям качества. Также нередко после проверки новой детали видно, что боковой электрод расположен неправильно.
Поэтому нелишним будет заранее убедиться в точности. Проверить показатель можно перед монтажом, операция не займет много времени. Самостоятельно измерить межэлектродное расстояние, при необходимости изменить его величину несложно. Но всегда можно обратиться в автосервис. Там проведут комплексную диагностику двигателя, проверку зазора свечи зажигания, устранят выявленные поломки, выставят правильно расстояние между электродами.
Зачем нужен щуп для проверки зазора свечей зажигания
Практически все свечи зажигания, выпускаемые в настоящее время, имеют установленный на заводе зазор между электродами. У каждого производителя он разный. Разный он так же для свечей на карбюраторный двигатель с контактной и бесконтактной системами зажигания, и для свечей на инжекторный двигатель.
Например, зазоры между электродами свечей зажигания для карбюраторных двигателей варьируются в пределах 0,5-0,7 мм для контактной системы зажигания, 0,7-0,9 мм для бесконтактной. При чем, рекомендуется в зимнее время зазор делать поменьше на 1 мм, а в летнее побольше на 1 мм. Таким способом достигается улучшение пуска двигателя и стабильность его работы при разных атмосферных температурах.
Считается, что длительное прокручивание двигателя стартером при низкой температуре окружающего воздуха настолько может разрядить даже новую батарею, что ее напряжения не хватит для образования искры при слишком большом или нормальном зазоре между электродами. Вместе с тем увеличение зазора создает дополнительную нагрузку на катушку зажигания.
Для инжекторных двигателей величина зазора находится в пределах 0,9-1,1 мм. Рекомендаций для изменения величины зазора применительно к разным временам года не имеется.
Между электродами свечей зажигания
При установке новых свечей зажигания на двигатель или проверке старых необходимо измерить зазор между их электродами. Старые свечи при этом следует очистить от нагара. Проверка проводится круглым щупом необходимого диаметра. Измерение плоским щупом будет неточным, так как на боковом электроде свечи практически всегда имеется небольшая выемка из-за переноса металла на центральный электрод. Особенно это характерно для уже проработавших какое-то время свечей.
Для свечей зажигания на карбюраторные двигателя с контактной системой зажигания автомобилей ВАЗ 2101, 2102, 2103, 2104, 2105, 2106, 2107 рекомендуемый зазор между электродами свечей зажигания составляет 0,5-0,7 мм, для ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 с бесконтактной системой зажигания 0,7-0,9 мм.
Для инжекторных двигателей автомобилей ВАЗ 2107, 2108, 2109, 21099 1,0-1,1 мм.
Неверно выставленный зазор между электродами свечей зажигания приводит к проблемам с запуском двигателя, появлению неустойчивых оборотов холостого хода двигателя, дерганья при трогании и движении, «провалам», потере мощности и приемистости, росту топливного аппетита двигателя. Нормальную работу двигателя может обеспечить только свеча с определенным для данного типа двигателя зазором. При меньшем зазоре искра получится короткой и слабой, сгорание топливной смеси ухудшается, при большом зазоре увеличивается напряжение, необходимое для пробивания воздушного промежутка между электродами свечи. Искры в таком случае может не быть вообще.
На многоэлектродных свечах зажигания зазор выставлять не нужно.
Осматривая любую свечу зажигания, в первую очередь обратите внимание на нагар. Нагар — хороший проводник, поэтому он является причиной утечки тока в свече. Ток утечки у новой свечи очень мал и практически не влияет на работу системы зажигания. В ходе эксплуатации толщина нагара увеличивается, сопротивление его уменьшается, а ток утечки возрастает.
С ростом тока утечки снижается напряжение между электродами свечи зажигания и наконец, наступает такой момент, когда свеча перестает работать. Образование нагара на изоляторе свечей зажигания — нормальное и неизбежное явление. Однако, обнаружив нагар, не торопитесь очищать его. Сначала обратите внимание на его толщину и цвет.
Если свеча покрыта тонким слоем нагара от серо-желтого до светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как он практически не влияет на работу системы зажигания. Но если толщина слоя нагара велика или он темного цвета, то такую свечу нужно чистить. Перед очисткой ее желательно опустить на 20-30 минут в емкость с бензином, растворителем или специальной жидкостью для очистки свечей зажигания.
Снять нагар со свечи можно металлической кисточкой, но лучше сделать несложное приспособление, показанное на рисунке ниже. Заполнив трубку сухим речным песком или специальным шлифовочным порошком, можно, резко встряхивая трубку, вручную очистить свечу за несколько минут.
Естественно, после чистки свечу нужно промыть бензином и высушить. Следует помнить, что при очистке свечей зажигания на их изоляторе образуются мелкие царапины, которые ускоряют процесс нагарообразования. Поэтому очищенные свечи желательно использовать только летом. Перед наступлением холодов лучше заменить свечи на новые.
Между центральным и боковым электродами
Очистив свечи от нагара, проверьте и отрегулируйте зазор между центральным и боковым электродами. Эту операцию нужно обязательно проводить перед зимней эксплуатацией автомобиля. Например величина зазора между электродами свечи зажигания должна быть в пределах 0,85+-1,0 мм у свечей А11У и 0,6+-0,75 мм у свечей СН302-Б.
В эксплуатации этот зазор постоянно увеличивается из-за естественного износа материала контактов. Увеличение зазора свечи зажигания ведет к росту пробивного напряжения, что вызывает нарушение искрообразования и повышенный расход топлива. На 100 километров пути при увеличении зазора на 0,1 мм расход топлива увеличивается примерно на 0,5 литра.
Проверять зазоры между электродами свечей зажигания нужно с помощью круглого щупа. Плоский щуп не учитывает неравномерность износа электродов и может дать большую ошибку в измерении зазора. Увеличить или уменьшить зазор между электродами можно только подгибанием бокового электрода.
После регулировки зазора поставьте свечу на место, вначале ввернув от руки, а затем, подтянув ее с помощью торцового ключа. Если вы обслуживаете совсем новый автомобиль, желательно перед установкой нанести на резьбовую часть свечей зажигания слой графитового порошка. Это в дальнейшем облегчит выворачивание свечи для ее обслуживания и замены.
Диагностика
Проверить работоспособность и состояние свечи зажигания можно (не выворачивая ее из гнезда) специальным пробником или индикатором. Пробник для проверки свечей зажигания сделан в виде пистолета и имеет пьезоэлектрический генератор, вырабатывающий импульсы напряжения с амплитудой 4,0-4,2 кВ. Соединив прибор со свечой и нажав на курок, наблюдайте за контрольной лампочкой прибора.
Если лампочка вспыхивает, то свеча исправна. Если лампочка не загорается, то это значит, что либо электроды свечи покрыты толстым слоем нагара, либо зазор между ними увеличен, либо сама свеча неисправна.
Индикатор проверки исправности свечей зажигания устанавливается в разрыв между свечой и идущим к ней высоковольтным проводом. Исправность свечи зажигания определяется по показаниям стрелочного указателя прибора при работающем на средней частоте вращения коленчатого вала двигателе.
Если нет пробника или индикатора, то исправность свечей зажигания можно проверить, отключая их поочередно при работающим двигателе. Если при снятии провода со свечи частота вращения коленчатого вала изменяется, то свеча исправна. Поскольку при снятии проводов со свечей зажигания возможны удары током, то лучше воспользоваться простым приспособлением, как показано на рисунке ниже.
Приспособление представляет собой обычное шило, к которому подключен провод с зажимом «крокодил». Зажим подключите к «массе» автомобиля, а для отключения свечи введите острие шила между высоковольтным проводом и резиновым колпачком на крышке распределителя.
Проверьте надежность изолятора свечей зажигания. Выверните свечу, перекройте зазор между электродами каким-нибудь диэлектриком, а затем, надев на свечу наконечник с высоковольтным проводом, проверните стартером коленчатый вал двигателя. У исправных свечей зажигания при этом будет проскакивать искра между центральным электродом и юбочкой. Если же искры нет, то в изоляторе имеются трещины.
Если вы обнаружите, что одна из свечей зажигания не работает, а под рукой не будет запасной, то можно попытаться восстановить работоспособность свечи. Снимите высоковольтный свечной провод и поднесите его к свече с небольшим (2-3 мм) зазором. Образовавшийся при этом дополнительный искровой промежуток снижает напряжение, попадающее на электроды свечи.
Ток утечки практически не возникает, а образующаяся между электродами свечи искра может сжечь часть нагара на изоляторе. При восстановлении контакта высоковольтного провода со свечой, последняя часто начинает нормально работать. При этом помните, что длительная работа свечей зажигания с дополнительным искровым промежутком недопустима — может выйти из строя катушка зажигания.
Как извлечь обломившуюся свечу?
Если при выворачивании свеча обломилась и ее резьбовая часть осталась в головке блока цилиндров, ее обломок можно удалить с помощью напильника. Заточите напильник в виде шабера, вставьте его в отверстие обломка, слегка ударив сверху, а затем, вращая напильник разводным ключом, выверните остаток свечи.
При повреждении резьбы в свечном гнезде, можно воспользоваться простым резьбоисправителем, изготовленным из отслужившей свой срок свечи зажигания. Сточите на 8-10 мм от конца резьбу свечи, сняв лишь столько, чтобы свеча проходила в отверстие. Проточенная часть обеспечивает центровку свечи и при ее вворачивании первые витки резьбы в головке блока цилиндров будут исправлены.
Чтобы свеча зажигания при вворачивании в гнездо не выпадала из свечного ключа, вставьте в трубку ключа небольшой (длиной 15-20 мм) отрезок резинового шланга наружным диаметром 20-22 мм, а внутренним — 13-14 мм. Кстати, шланг будет и центрировать свечу при установке. Такой ключ можно использовать и при выворачивания свечей зажигания из горячего двигателя.
Еще одно важное замечание, касающееся свечей зажигания. Как бы хорошо свечи ни работали, через каждые 30 000 километров пробега автомобиля их нужно заменять новыми. Особенно это важно в период подготовки автомобиля к зимней эксплуатации. Не экономить на свечах зажигания. Эта экономия мнимая — отслужившие срок свечи увеличивают расход бензина на 15-20%. Поэтому выгоднее заменить такие свечи новыми.
В свече зажигания конструктивно предусмотрены центральный электрод – плюс и как минимум один боковой – минус. На плюс подаётся электричество, вырабатываемое катушкой, а минус соединяется с «массой» посредством резьбового соединения и юбки устройства. Между контактами возникает дуговой разряд, сила которого определяется расстоянием от одного до другого электрода. Зазор на свечах зажигания – характеристика, влияющая на работу мотора в целом.
К чему приводит неправильный зазор?
Промежуток между контактными поверхностями свечек зажигания напрямую влияет на температуру искры и ее длительность. Оно должно быть выставлено, согласно рекомендации производителя автомобиля. Для каждой машины и двигателя определена оптимальная величина зазора. Она указана в руководстве к автомобилю или её можно уточнить на сайте производителя.
В каких случаях потребуется эта информация:
Важно! Если в двигатель вносились изменения, то зазор электродов свечи зажигания может не совпадать с рекомендуемым. Например, при наращивании мощности двигателя расстояние между электродами уменьшают, чтобы оптимизировать работу мотора. Эта величина обратно пропорциональна мощности.
Неправильно выставленное расстояние на 5-6% увеличивает расход горючего и уменьшает ресурс свечи. Если оно правильно подобрано, то свечки хватает на 60 тыс. км. пробега.
Увеличенный
Большой зазор – это промежуток, превышающий 1,3 мм. Тогда искра не возникает вовсе или появляется через раз. Она, если и пробивается, то слабая и не способна воспламенить ТВС. Последствия большого зазора на свечах зажигания:
Обратите внимание! При большом зазоре в моторе слышатся громкие хлопки. Это свидетельствует о пропуске в зажигании.
Уменьшенный
Если увеличенный зазор вредит мотору, то расстояние между контактными поверхностями нужно уменьшить, но до определённых значений. Маленьким считается расстояние менее 0,4 мм. При незначительном промежутке между контактами разряд будет малой мощности, а это значит, что ТВС либо не воспламенится, либо не сгорит полностью. Остатками топлива заливает свечи, искра исчезает, а двигатель троит из-за того, что поджог смеси происходит через раз. В таком режиме мотор испытывает перегрузки, автомобиль потребляет больше топлива и увеличивается концентрация вредных веществ в выхлопных газах.
Также искра при уменьшенном расстоянии способна образовывать постоянную дугу, из-за чего подгорают или плавятся электроды.
Нормальная величина варьируется в пределах от 0,4 до 1,3 мм. Какой должен быть зазор на свечах зажигания, зависит от типа системы:
Учитывая эти рекомендации, можно обеспечить максимально стабильную работу мотора.
Как измерить зазор?
Зазор между электродами изменяется в процессе эксплуатации, поскольку на свечу постоянно воздействуют электрическое напряжение и высокое давление. Расстояние между электродами рекомендуется проверять каждые 15 тыс. км. (или 30 тыс. км. для многоэлектродных устройств) и корректировать его.
Для измерения потребуется специальный инструмент – щуп. Используются инструменты трёх видов:
Чтобы измерить зазор, свечи извлекают из мотора. Для этого потребуется головка на 16 или 21. Сначала отсоединяют бронепровода, а затем выкручивают свечи. Извлечённые устройства чистят, чтобы удалить нагар и получить достоверный результат измерения.
Важно! Большое количество нагара свидетельствует о том, что свечи скоро потребуется заменить. Если нагар не очищается полностью, то ставить их обратно не рекомендуется.
Для очистки можно использовать небольшой отрез чистой ткани. Если тканью счистить нагар не получается, следует нанести на поверхности электродов медицинский спирт.
После очистки измеряют промежуток инструментом, поместив щуп между электродами. Выбирают щуп, соответствующий по толщине величине, которую требуется выставить. Если щуп не входит между контактными поверхностями, значит, зазор нужно увеличить. Если щуп свободно входит между электродами, требуется подогнуть контакты в сторону уменьшения расстояния. Щуп должен плотно входить между контактами.
Регулировка
Неправильный зазор следует отрегулировать. Настройка/регулировка свечей зажигания осуществляется путем подгибания/отгибания внешнего контакта с помощью инструмента. Если отгибать контакт достаточно удобно, то подогнуть его может быть сложно. Тогда используют какую-либо плоскую плотную поверхность и, надавливая на устройство сверху, слегка уменьшают промежуток. Делать это нужно очень аккуратно и не более чем на 0,5 мм. за один раз. Затем снова измеряют расстояние. Работу выполняют неспешно и постепенно.
Важно! Излишнее усилие приводит к отлому внешнего контакта при отгибании и замыканию контактов при подгибании. И в том, и в другом случае свеча становится непригодной к дальнейшей эксплуатации.
Бывают многоэлектродные устройства с промежутками между контактами, выставленными для каждого элемента. В данном варианте вот как нужно выставить зазор на свечах зажигания: его проверяют и корректируют для всех электродов по отдельности. А зазоры всех свечей устанавливают по одному и тому же щупу.
Проблем с воспламенением ТВС не возникает, если выставлен правильный зазор на свечах зажигания.
Обратите внимание! После установки свечей важно в правильном порядке подключить бронепровода. Лучше выкручивать элементы по очереди или делать соответствующие отметки.
Зазор свечей зажигания для газа
По характеристикам газовая смесь отличается, поэтому нормы несколько отличаются, но совсем незначительно: 0,7-1 мм. В целом, никаких особенностей в регулировке расстояния между контактами для машин с газовым оборудованием нет.
У газовых свечек, в отличие от обычных, толщина электрода уменьшена, но это не сказывается на качестве работы механизмов мотора ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Зазор на свечах зажигания определяет характер работы мотора, расход топлива, срок службы самих устройств и элементов движка. Водители с опытом умеют на слух определять, правильно ли выставлен зазор.
Щуп для регулировки зазора свечей зажигания
Так как круглого щупа для свечей, днем с огнем не сыщешь, то есть простой бесплатный способ:
— Берем простую никелированную скрепку для бумаг, размером 25-30 мм, они в любом офисе под ногами валяются-)). Скрепка имеет толщину 0,8 мм, как раз то что нам надо,свечи с таким зазором для 8-ми клапанного мотора.
Если у вас 16-ти клапанный агрегат, то зазор для свечей нужен 1,1 мм. Вот тут мы ищем скрепку размером 50 мм. Я использую медную, толщина 1,1 мм.
Такие «щупы» доступны всем и всегда, так что проверить зазор даже дамам легко и просто.
В свече зажигания конструктивно предусмотрены центральный электрод – плюс и как минимум один боковой – минус. На плюс подаётся электричество, вырабатываемое катушкой, а минус соединяется с «массой» посредством резьбового соединения и юбки устройства. Между контактами возникает дуговой разряд, сила которого определяется расстоянием от одного до другого электрода. Зазор на свечах зажигания – характеристика, влияющая на работу мотора в целом.
К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания
Промежуток между контактными поверхностями свечек зажигания напрямую влияет на температуру искры и ее длительность. Оно должно быть выставлено, согласно рекомендации производителя автомобиля. Для каждой машины и двигателя определена оптимальная величина зазора. Она указана в руководстве к автомобилю или её можно уточнить на сайте производителя.
В каких случаях потребуется эта информация:
Важно! Если в двигатель вносились изменения, то зазор электродов свечи зажигания может не совпадать с рекомендуемым. Например, при наращивании мощности двигателя расстояние между электродами уменьшают, чтобы оптимизировать работу мотора. Эта величина обратно пропорциональна мощности.
Неправильно выставленное расстояние на 5-6% увеличивает расход горючего и уменьшает ресурс свечи. Если оно правильно подобрано, то свечки хватает на 60 тыс. км. пробега.
Увеличенный зазор
Большой зазор – это промежуток, превышающий 1,3 мм. Тогда искра не возникает вовсе или появляется через раз. Она, если и пробивается, то слабая и не способна воспламенить ТВС. Последствия большого зазора на свечах зажигания:
Обратите внимание! При большом зазоре в моторе слышатся громкие хлопки. Это свидетельствует о пропуске в зажигании.
Уменьшенный зазор
Если увеличенный зазор вредит мотору, то расстояние между контактными поверхностями нужно уменьшить, но до определённых значений. Маленьким считается расстояние менее 0,4 мм. При незначительном промежутке между контактами разряд будет малой мощности, а это значит, что ТВС либо не воспламенится, либо не сгорит полностью. Остатками топлива заливает свечи, искра исчезает, а двигатель троит из-за того, что поджог смеси происходит через раз. В таком режиме мотор испытывает перегрузки, автомобиль потребляет больше топлива и увеличивается концентрация вредных веществ в выхлопных газах.
Также искра при уменьшенном расстоянии способна образовывать постоянную дугу, из-за чего подгорают или плавятся электроды.
Какова норма
Нормальная величина варьируется в пределах от 0,4 до 1,3 мм. Какой должен быть зазор на свечах зажигания, зависит от типа системы:
Учитывая эти рекомендации, можно обеспечить максимально стабильную работу мотора.
Как измерить зазор между электродами
Зазор между электродами изменяется в процессе эксплуатации, поскольку на свечу постоянно воздействуют электрическое напряжение и высокое давление. Расстояние между электродами рекомендуется проверять каждые 15 тыс. км. (или 30 тыс. км. для многоэлектродных устройств) и корректировать его.
Для измерения потребуется специальный инструмент – щуп. Используются инструменты трёх видов:
Чтобы измерить зазор, свечи извлекают из мотора. Для этого потребуется головка на 16 или 21. Сначала отсоединяют бронепровода, а затем выкручивают свечи. Извлечённые устройства чистят, чтобы удалить нагар и получить достоверный результат измерения.
Важно! Большое количество нагара свидетельствует о том, что свечи скоро потребуется заменить. Если нагар не очищается полностью, то ставить их обратно не рекомендуется.
Для очистки можно использовать небольшой отрез чистой ткани. Если тканью счистить нагар не получается, следует нанести на поверхности электродов медицинский спирт.
После очистки измеряют промежуток инструментом, поместив щуп между электродами. Выбирают щуп, соответствующий по толщине величине, которую требуется выставить. Если щуп не входит между контактными поверхностями, значит, зазор нужно увеличить. Если щуп свободно входит между электродами, требуется подогнуть контакты в сторону уменьшения расстояния. Щуп должен плотно входить между контактами.
Регулировка зазора
Неправильный зазор следует отрегулировать. Настройка/регулировка свечей зажигания осуществляется путем подгибания/отгибания внешнего контакта с помощью инструмента. Если отгибать контакт достаточно удобно, то подогнуть его может быть сложно. Тогда используют какую-либо плоскую плотную поверхность и, надавливая на устройство сверху, слегка уменьшают промежуток. Делать это нужно очень аккуратно и не более чем на 0,5 мм. за один раз. Затем снова измеряют расстояние. Работу выполняют неспешно и постепенно.
Важно! Излишнее усилие приводит к отлому внешнего контакта при отгибании и замыканию контактов при подгибании. И в том, и в другом случае свеча становится непригодной к дальнейшей эксплуатации.
Бывают многоэлектродные устройства с промежутками между контактами, выставленными для каждого элемента. В данном варианте вот как нужно выставить зазор на свечах зажигания: его проверяют и корректируют для всех электродов по отдельности. А зазоры всех свечей устанавливают по одному и тому же щупу.
Проблем с воспламенением ТВС не возникает, если выставлен правильный зазор на свечах зажигания.
Обратите внимание! После установки свечей важно в правильном порядке подключить бронепровода. Лучше выкручивать элементы по очереди или делать соответствующие отметки.
Нужно ли регулировать зазор на новых свечах зажигания
Теоретически необходимости в выполнении этого действия нет, зазор должен быть уже выверенным. И некоторые производители, зачастую автомобилей представительского класса, даже запрещают регулировку. Однако профессиональные работники СТО советуют контролировать расстояние между контактирующими поверхностями, потому что даже у новых элементов зажигания, лежащих в одной и той же упаковке, промежуток между электродами может серьёзно отличаться.
Зазор свечей зажигания для газа
По характеристикам газовая смесь отличается, поэтому нормы несколько отличаются, но совсем незначительно: 0,7-1 мм. В целом, никаких особенностей в регулировке расстояния между контактами для машин с газовым оборудованием нет.
У газовых свечек, в отличие от обычных, толщина электрода уменьшена, но это не сказывается на качестве работы механизмов мотора ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Зазор на свечах зажигания определяет характер работы мотора, расход топлива, срок службы самих устройств и элементов движка. Водители с опытом умеют на слух определять, правильно ли выставлен зазор.
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
Как отрегулировать зазор у автомобильной свечи
Свеча с правильным зазором — залог нормальной работы двигателя. От величины зазора зависит температура искры, а она, в свою очередь, непосредственно влияет на процесс поджига воздушно-топливной смеси в камере сгорания. Уменьшение свечного зазора ведет к укорачиванию искры; этот эффект используется в некоторых кастомных двигателях для увеличения эффективности их работы. Из данной статьи вы узнаете, как измеряется и выставляется зазор у свечи зажигания. Читайте дальше, если вас интересует, как это делается
Часть 1 из 2: Измерение зазора
Узнайте характеристики свечей своего автомобиля. Покупаете ли вы набор новых свечей в магазине, собираетесь ли вы уточнить совместимость уже приобретенных свечей с вашим двигателем, хотите ли вы проверить свечи,установленные в данный момент под капотом — в любом из этих случаев вам необходимо знать положенную величину зазора между электродами.
Выберите подходящий щуп-измеритель свечного зазора. Существует несколько разновидностей таких измерителей; только некоторые из них подходят для работы с современными свечами, чьи электроды зачастую изготовлены из хрупких ценных металлов. Большинство измерителей имеют плоский край, которым можно подгибать внешний свечной электрод в процессе регулировки зазора.
Очистите свечу. Если вы только что достали свечу из упаковки, то она идеально чиста. Однако если вы решили проверить зазор на свечах, извлеченных из мотора, то неплохо было бы предварительно удалить с электродов все лишнее при помощи кусочка чистой ткани. В процессе эксплуатации контактные поверхности свечей покрываются белым налетом, похожим на известь, поэтому, чтобы получить истинное значение зазора, перед измерением необходимо добиться чистоты электродов.
Часть 2 из 2: Регулировка зазора
Выясните, нужно ли регулировать зазор. Если нужный щуп проходит между электродами свободно и без касаний, значит, зазор слишком велик. Если же измеритель вообще не помещается между электродами, значит, наоборот, зазор слишком мал, и его необходимо немного расширить. Если щуп входит в пространство между контактами достаточно плотно, то зазор в порядке и свечу можно устанавливать без дополнительной регулировки.
- Подавляющее большинство современных свечей (как обычных, так и с иридиевым напылением) не требуют регулировки зазора перед установкой. Однако если у вас какой-то особенный двигатель, под который очень сложно подобрать свечи, то вам волей-неволей придется заняться измерением и регулировкой зазора на свежекупленных свечах в соответствии со спецификацией двигателя.
Поправьте внешний электрод при помощи инструмента. Зазор регулируется путем изменения положения внешнего электрода относительно внутреннего. Если вам необходимо уменьшить зазор, то немного подогните внешний контакт в сторону внутреннего; для увеличения расстояния между электродами, наоборот, чуть-чуть отогните внешний контакт наружу.
Как зазор свечей влияет на работу инжекторного двигателя
Зачем необходим зазор между электродами
Залогом стабильной работы двигателя является исправное состояние свечей зажигания, то есть отсутствие нагара на электродах и правильный зазор между ними. Вот мы вплотную подошли к этому термину.
Зазор – это расстояние между центральным и боковым или боковыми (если их несколько) электродами свечи.
Центральный – это плюсовой электрод, на него подается ток высокого напряжения от катушки зажигания. Боковой электрод, соответственно минусовой. Искра или дуговой разряд проходит между двумя электродами, а возникает она в момент подачи электрического импульса от катушки зажигания. Её характеристики в первую очередь и будут зависеть от зазора на свече. Именно искра осуществляет воспламенение рабочей смеси в цилиндре. Не будет искры – не будет и сгорания топлива, а соответственно никакой полезной работы двигателя, тоже.
Какой зазор необходим для двигателя Вашего автомобиля можно посмотреть в руководстве по эксплуатации. Или пойти обратным путем, в автомагазине, если Вы возьмёте коробку со свечами зажигания, там обязательно будет указан список марок и моделей автомобилей с указанием двигателей, на которые можно её установить.
Сам неоднократно видел, что автолюбители просто приходят в магазин и просят продавца подобрать свечи на определённый авто, то есть не заморачиваются, а отдают подбор на откуп продавцу. А если он ошибется… В автосервисе, тоже не будут париться поставят Вам то, что вы привезли. В итоге получаем, что новые свечи поставлены на машину, а двигатель работает еще хуже, чем со старым комплектом. Поэтому рекомендую самому подобрать свечи, хотя бы по такому параметру как зазор, тем более, где его найти я писал абзацем выше.
Существуют интервалы значений зазоров для двигателей с различными типами системы питания и зажигания, например:
Влияние зазора на воспламенение
Чтобы понимать, как данный фактор влияет на эффективность бензинового мотора, нужно вкратце рассмотреть работу системы зажигания. Алгоритм преобразования энергии топлива в механическую работу выглядит так:
Импульс высокого напряжения (свыше 20 киловольт) вырабатывает катушка по сигналу контроллера. Ее обмотка рассчитана на искрообразование определенной силы, достаточной для качественного воспламенения порции топливной смеси. Если сделать чересчур большой или малый зазор в свечах зажигания, процесс горения нарушится.
Большой просвет между электродами
Ненормально большим считается зазор свыше 1,3 мм. Что произойдет, если разогнуть электроды до такой степени:
Примечание. Чем выше обороты двигателя, тем пропусков станет больше, доля бесполезно израсходованного бензина увеличится. Моторное масло в картере начнет разжижаться и выделять горючие пары, попадающие обратно в камеру через патрубок сапуна и воздушный тракт.
В результате перечисленных процессов мотор не отдаст полную мощность, а цилиндропоршневая группа в долгосрочной перспективе быстрее износится. Слишком большой зазор влияет на качество сжигания топлива, это вы ощутите в процессе движения: разгон автомобиля будет вялым, а вибрация мотора – повышенной. Из-за пропуска циклов появятся проблемы с холодным запуском – двигатель заведется с нескольких попыток.
К чему приводит неправильный зазор на свечах зажигания
Расстояние между электродами может отклоняться от нормы как в большую, так и в меньшую сторону. В зависимости от того, какой зазор, увеличенный или уменьшенный, и последствия будут разными.
Виды моторов, на которые влияет неверно выставленный зазор
Самые критичные последствия недостаточного или чрезмерного большого расстояния между электродами свечей проявляются на карбюраторных двигателях. В отличие от систем электронного зажигания, которые способны в какой-то мере реагировать на работу свечей и компенсировать возникшие проблемы изменением качества рабочей смеси. карбюратор такими возможностями практически не обладает.
Кроме того, электрические цепи простейших моторов с карбюратором рассчитаны на меньшее напряжение, чем, к примеру, системы с инжектором. Поэтому на карбюраторах любые отклонения зазора свечей от нормы проявляются ярче.
Увеличенный зазор
Данное отклонение опасно, прежде всего, тем, что способно вызвать пробой изолятора свечи или катушки зажигания. Происходит это из-за того, что электричество стремится найти для себя кратчайший путь.
Если пробоя не произойдет, велика вероятность пропадания искры. В этом случае цилиндр попросту не будет работать, двигатель начнет троить. Характерный признак увеличенного зазора между электродами – хлопки в выхлопной системе. На высоких оборотах становятся особенно заметны пропуски зажигания.
Следует обратить внимание, что со временем электроды обгорают, и зазор между ними увеличивается естественным образом. По этой причине одноэлектродные свечи желательно проверять раз в 10-15 тысяч километров. Многоэлектродные свечи зажигания нуждаются в проверке значительно реже.
Уменьшенный зазор
Если межэлектродный зазор меньше нормы, искровой разряд, воспламеняющий горючую смесь, получается очень мощным и коротким. Последнее ведет к тому, что горючее в цилиндрах не успевает воспламениться, и свечи начнет заливать, мотор при этом начнет троить.
На высоких оборотах велика вероятность образования электрической дуги. Из-за того, что расстояние между электродами слишком мало, а обороты коленвала высоки, искра не успевает разорваться, образуется непрерывный поток плазмы. В результате может произойти замыкание катушки зажигания или, как минимум, возникнут нарушения в работе силового агрегата.
Как зазор свечей влияет на работу двигателя
В отличие от дизельных моторов, топливная смесь в камере сгорания бензинового двигателя воспламеняется с помощью внешнего источника. Таковым служит мощный электрический разряд, проскакивающий через зазор между электродами свечей зажигания. Последние как раз и предназначены для создания искры в условиях повышенного давления и температуры, характерной для зоны сжигания бензина. На качество и скорость горения топлива оказывают влияние многие факторы, в том числе – расстояние между искровыми электродами.
Какова норма
Нормальная величина варьируется в пределах от 0,4 до 1,3 мм. Какой должен быть зазор на свечах зажигания, зависит от типа системы:
Учитывая эти рекомендации, можно обеспечить максимально стабильную работу мотора.
Нормальный зазор, на что нужно ориентироваться
У нас имеются вполне конкретные пределы. Нижний от 0,4 мм (и все что ниже), верхний от 1,3 мм (и все что выше). Так какой считается нормальным размером именно для вашего авто.
Знаете и тут есть различия, связаны они в первую очередь с системой зажигания автомобиля, условно поделить ее можно на три типа:
1) При карбюраторном типе, с трамблером – нормальный зазор от 0,5 до 0,6 мм
2) При карбюраторном типе, с электронным зажиганием – 0,7 – 0,8 мм
3) Инжектор – 1 – 1,3 мм
Почему такая разница? – спросите вы. Ответ прост – дело в системе зажигания и электрической цепи. Самое низкое напряжение у карбюратора, соответственно искра будет слабее, и поэтому зазор должен быть меньше. А вот самая сильная энергетическая система у инжектора, поэтому здесь зазор увеличивают, нормальный считается от 1 мм, а на многих иномарках он 1,1 мм.
Когда требуется регулировка зазора на свече зажигания
Зазор на свече зажигания выставляется на заводе-производителе, и он не должен волновать водителя при стабильной работе двигателя. Но у всех автомобилей могут возникать проблемы в камере сгорания, и по нагару свечи многие из них можно диагностировать. Соответственно, при определенных неисправностях зазор свечи зажигания может меняться, и его потребуется выставить рекомендуемым образом. Даже при стабильной работе двигателя зазор на некачественных свечах зажигания может чуть измениться, именно поэтому на них экономить не рекомендуется. Чуть изменившийся зазор скажется на потреблении топлива, и сработает поговорка «скупой платит дважды».
Владельцы автомобилей со стажем рекомендуют проверять зазор в свечах зажиганиях и сравнивать его с нормативами 2 раза за год. Это обусловлено тем, что каждые полгода заботливые водители проводят чистку свечи зажигания от нагара, и удобно во время данной процедуры также провести регулировку зазора.
Работа зажигания
Свеча является в цепи системы зажигания крайним элементом. Она непосредственно производит поджог смеси. Неэффективность её работы может быть вызвана различными факторами, нагаром, маслом, износом и таким фактором — какой зазор в свечах зажигания. После подачи в цилиндр смеси, идет такт сжатия, в верхней точке цикла, когда давление максимальное происходит воспламенение от искры между электродами.
Если искра слабая или вообще не появляется, воспламенения может не происходить, (все причины перечислять не будем, остановимся на зазоре).
Тогда возникают «пропуски» цикла, снижающие КПД мотора и дающие вибрации. Зимой он может не запуститься совсем.
Работа на газу требует иного зазора, чем привычный на бензине. Про это многие забывают, и потом не могут найти причину своих проблем. Другое топливо, разумеется, требует других условий. Об этом обязательно расскажу чуть дальше.
Как измерить зазор между электродами
Зазор между электродами изменяется в процессе эксплуатации, поскольку на свечу постоянно воздействуют электрическое напряжение и высокое давление. Расстояние между электродами рекомендуется проверять каждые 15 тыс. км. (или 30 тыс. км. для многоэлектродных устройств) и корректировать его.
Для измерения потребуется специальный инструмент – щуп. Используются инструменты трёх видов:
Чтобы измерить зазор, свечи извлекают из мотора. Для этого потребуется головка на 16 или 21. Сначала отсоединяют бронепровода, а затем выкручивают свечи. Извлечённые устройства чистят, чтобы удалить нагар и получить достоверный результат измерения.
Важно! Большое количество нагара свидетельствует о том, что свечи скоро потребуется заменить. Если нагар не очищается полностью, то ставить их обратно не рекомендуется.
Для очистки можно использовать небольшой отрез чистой ткани. Если тканью счистить нагар не получается, следует нанести на поверхности электродов медицинский спирт.
После очистки измеряют промежуток инструментом, поместив щуп между электродами. Выбирают щуп, соответствующий по толщине величине, которую требуется выставить. Если щуп не входит между контактными поверхностями, значит, зазор нужно увеличить. Если щуп свободно входит между электродами, требуется подогнуть контакты в сторону уменьшения расстояния. Щуп должен плотно входить между контактами.
Как выставить зазор свечей зажигания
Сразу отметим, что новые свечи могут иметь как увеличенный, так и уменьшенный зазор. Что касается свечей, которые уже стояли на автомобиле, в процессе эксплуатации возможно только увеличение зазора (поверхность электродов выгорает), а не уменьшение. При этом важно, чтобы сами такие свечи не были повреждены, чтобы электроды, а также изолятор были целыми и т.д.
Взяв новые свечи или почистив старые, зазор нужно измерить. Некоторые делают это простой линейкой, но нужно учитывать, что погрешность составляет не менее 0.5 мм. По этой причине следует использовать измерительные щупы, точность которых намного выше.
Вставив подходящий щуп из набора между электродами, можно определить величину зазора. Ля примера, рассмотрим регулировку свечей для инжектора. Если зазор больше или меньше нужной отметки, тогда рекомендуется сначала выставить самый большой оптимальный зазор 1.3 мм. Выполняется выставление путем подгибания электрода. Далее, аккуратно подгибая боковой электрод специальным инструментом, зазор уменьшают до 1.1 мм. После регулировки зазор на свечах снова проверяют при помощи щупа.
Рекомендации по настройке
Проверка и регулировка зазора на свечах системы зажигания производится в следующих ситуациях:
Чистка электродов и площадки от нагара должна всегда предшествовать настройке.
Следует запомнить важный момент: четко выставить зазор на свечах без щупа невозможно. Регулировка «на глаз» сойдет в качестве временной меры, пока вы не доберетесь до гаража с инструментом.
Сподручнее выполнять операцию на остывшем двигателе – не придется обжигать руки во время откручивания. Для обычных свечек используйте плоский щуп, а для изделий на 2–3–4 боковых электрода – инструмент круглой формы. Установите свечи в цилиндры, заведите мотор и наблюдайте за работой на холостом ходу. Если замеченная ранее вибрация не прекратилась, неисправность следует искать в другом месте.
Наличие автомобиля подразумевает регулярные работы по замене многих деталей. Одними из таких деталей выступают свечи зажигания, ответственные за своевременное разжигание воздушно-бензиновой смеси. Их работоспособность оценивается посредством анализа просвета между электродами. Оно может быть разным относительно многих факторов. Поэтому при возникновении недочетов в работе мотора, сначала проверяются свечи. При этом оценивается зазор между электродами. Тогда можно поставить вопрос – какой должен быть зазор на свечах зажигания, чтобы не было проблем в работающем автомобиле.
Межэлектродный промежуток для разных свечей
Автомобили, использующие в качестве топлива газ, подразумевают другой способ сгорания топлива. Так пропану присуще высокое октановое число и большие показатели температуры сгорания. В результате требуется применение свечей с наименьшей калильной величиной при заправке 92-го бензина.
В ситуации когда, автомобиль рассчитан на 95-й бензин, то при установке газового оборудования, то можно употреблять свечи с рекомендуемым зазором. Таким образом, просто подогнуть боковой контакт на свечи для агрегата, работающего на газу, не удастся.
Владельцев иномарок часто интересует вопрос — какой зазор свечи зажигания с «драгоценным» электродом считается нормальным? Свечи, у которых центральный контакт изготовлен с применением иридия, платины или серебра, считаются более качественными. Контактный промежуток в данных деталях большой. А применение таких «драгоценных» металлов влияет на стойкость материала к высокой температуре. Это основано на том, что возникающий искровой заряд более устойчив и не зависит от промежутка между электродами.
Нежелание осуществлять измерение зазора свечей связано с замедлением замены старых элементов. Но если осуществить эту процедуру в магазине или непосредственно у автомобиля, можно избежать многих проблем при работе мотора. Ведь контакты могут повреждаться при перевозке и погрузке, что в будущем скажется на появлении недочетов в работе автомобиля.
Наличие помех при возгорании топливной смеси часто связано с неправильной работой свечи зажигания, а именно не точным расстоянием между электродами.
Свечи – важнейший компонент в работе бензинового двигателя. Ведь именно они отвечают за момент поджога топливовоздушной смеси. Зазор на свечах зажигания инжектор должен быть подобран тончайшим образом, впрочем, и карбюраторные двигатели не исключение.
Пожалуй, самым главным параметром в любой автомобильной свечи зажигания считается зазор между электродами. Он подбирается в зависимости от того, какой силы ток подается в системе зажигания. Если, например, слабый ток подать на свечу с несопоставимо большим зазором, то она будет слабой. Часто это видно визуально, когда искра не голубая, а красноватая, ее температура при этом слишком низкая, чтобы поджечь топливовоздушную смесь.
В связи с этим нужно очень тщательно регулировать зазоры электродов свечей под заявленный ток.
Зазор на свечах инжектора
В инжекторных двигателях благодаря электронной системе подачи искры достигается высокое напряжение. В связи с этим на инекторных двигателях зазор электродов свечи не должен быть менее чем 1 мм. Такого расстояния вполне хватает, чтобы свеча обеспечивалась мощной для поджога топлива искрой.
Если же зазор будет меньше 1 мм, то вероятно на работе двигателя это не скажется, однако приведет к ускоренному износу электродов. Впрочем, любые электроды со временем изнашиваются, поэтому зазор нужно время от времени регулировать.
Если сравнивать зазор на свечах инжектора с обычным карбюраторным двигателем, то здесь зазор устанавливают порядка 0.6-0.7 мм. Все это потому, что обычный прерыватель забирает существенное количество энергии и на свечи подается искра слабой мощности.
Конечно же, если в карбюраторном двигателе используется электронная система зажигания, МПСЗ, например, то зазор свечей зажигания здесь нужно ставить такой, как и на инжекторе.
Одинаковый ли зазор для бензина и для газа
Многие автовладельцы в целях экономии устанавливают на машины газобаллонное оборудование. При этом важно помнить, что для газа нужны другие свечи. Во-первых, смесь газа с воздухом воспламеняется намного хуже смеси бензина и воздуха, поэтому искра должна быть более мощной. Следовательно, возрастает нагрузка на катушку зажигания, что, в конечном итоге может привести к выходу ее из строя.
Таким образом, межэлектродный зазор для газа должен быть меньше, однако простым подгибанием бокового электрода полностью проблема не решается. Дело в том, что при сгорании газа выделяется намного больше тепла, из-за этого велик риск появления калильного зажигания. В связи с этим свеча должна быть более «холодной», т.е. с большим калильным числом.
Как работает зажигание в цилиндре
Если говорить о свечах, то это как бы последнее звено в системе зажигания, которое непосредственно контактирует с воздушно-топливной смесью. Именно этот элемент ее поджигает, и делает это либо – эффективно и как заложено в технический регламент, либо неэффективно по ряду причин (кстати, виной зачастую выступает износ).
После того как топливная смесь (бензин и воздух) были поданы в цилиндры, поршень начинает идти вверх и сжимать ее, нагнетая тем самым давление.
В пиковой или как принято называть в «верхней точке», ЭБУ дает приказание и происходит воспламенение этого состава. Причем поджигает его свеча зажигания — между электродами бежит искра, которая и является катализатором.
Однако воспламенение может и не произойти, я не беру сейчас варианты с неисправностью системы зажигания, просто выставлен — не правильный зазор. Таким образом, могут появляться «пропускания» (то есть не воспламенение топливной смеси), которые заставят ваш двигатель работать с низким КПД, а иногда вообще он не запускается (например — утром зимой). Но почему так происходит.
Это интересно: Уровень топлива в карбюраторе ДААЗ 2107
Добрый день, читатель!
Сегодня затрону тему технического обслуживания автомобилей. Ни для кого не секрет, что экономическая сторона жизни нашего человека пока ещё далека от «Более, чем достаточна». И многие автолюбители вновь начали самостоятельно обслуживать своих железных коней. И если с маслом и фильтрами всё более-менее понятно, то к остальным системам следует отнестись чуть более профессионально. Например, добавив пункт «Диагностика».
Ещё со времён в техникуме я запомнил, что для точного измерения зазора между электродами свечей зажигания следует применять исключительно круглые щупы. Плоские не дадут точных результатов из-за характерного износа электродов. Во время владения ВАЗ-21051 комплект из двух круглых щупов у меня был, прилагался к автомобилю. Но с тех пор прошло много времени, автомобиль был продан, инструмент подрастерялся. но необходимость в нём осталась. Ну, не могу я перешагнуть через принцип «Зачем менять исправное на новое?» А для того, чтобы убедиться в исправности, следует систематически выполнять диагностику. Вот эти щупы мне и помогают. Нашёл я их на просторах одного небезызвестного интернет-магазина. Два дня ожидания и вот, я держу его в руках.
Набор содержит одиннадцать калиброванных прутков, имеющих различные диаметры от 0,3мм до 2,0мм. Размеры прутков нанесены на боковую поверхность корпуса. Они отштампованы на пластике и не сотрутся в процессе эксплуатации. Кроме метрической системы, представлена и дюймовая шкала.
Долгая карьера инженера приучила не верить написанному и перепроверять размеры с помощью мерительного инструмента. Этот набор щупов не стал исключением. Разумеется, я не стал промерять каждую проволочку, но несколько замеров я, таки, сделал.
Начал с крупного размера, поскольку к нему было проще подобраться штангенциркулем.
Как видно на фото: размер щупа «2.00» полностью подтверждается результатами инструментальных замеров. Попробуем более тонкие щупы?
Очевидно, что размеры и надписи соответствуют друг другу. Это радует. Так как зазор между электродами в свечах зажигания для современных авто должен находиться в пределах 0.9-1.1мм. И данный комплект позволяет проконтролировать этот параметр.
Настала пора проверить щупы в действии. Специально для этого события я возил с собой набор старых свечей, зазор которых был значительно больше номинала. Но вот сколько именно? Это мне предстояло узнать с помощью щупов.
Ясно вижу, что щуп с лёгкостью проходит между двумя электродами. Ну, собственно, это и было ожидаемо. Для того, чтобы понять, какую степень износа предстоит определить, приведу фото старой и новой свечей:
Как правильно выставить зазор на свечах зажигания
Работа автомобильного двигателя во многом определяется исправностью электрики. Если зазор на свечах зажигания будет неправильным, мотор станет дергаться и трудно заводиться, повысится расход горючего, упадет тяга. Поэтому надо знать точный (паспортный) размер между верхним и нижним контактами, а при надобности — уметь его выставлять.
Допустимые нормы
Будет правильно сразу при покупке измерить зазор на элементах. Показатель конкретно зависит от модели автомобиля. Например, для современных впрысковых движков нормальным считается просвет в 1-1,3 мм. А вот для карбюраторных моторов, где задействован прерыватель, заметно ниже — 0,5-0,6 мм или 0,7-0,8 мм (CDI).
А вообще, как ни странно, единого правила по этому поводу нет. Узнать, как поведут себя свечи на разных движках и требуют ли разного зазора можно только, анализируя работу элементов на практике. «За рулем» даже провел эксперимент в связи с этим.
Неправильный зазор приводит к различным проблемам в работе ДВС:
Также это сказывается на состоянии свечей, которые быстро обрастают нагаром. Зажигание сквозь черный плотный налет проходит трудно. Приходится снимать детали и очищать их каждые 15 тыс. км.
Увеличенный зазор
Сегодня многие фирмы-производители выпускают элементы с зазором 0,4-1,3 мм. Однако по мере износа (примерно через 50-60 тыс. км) промежуток может расшириться, ведь контакты подвергаются не слабым нагрузкам.
Элементы просто выгорают — верхний электрод становится более тонким и закругляется, а нижний смещается. Такая ситуация ни к чему хорошему не приводит. Мощность искры падает, топливная смесь нормально не поджигается, пробивается изолятор и катушка. Большой зазор легко определить по искре. Она становится нестабильной, мигает и выдает разноцветные оттенки.
Таким образом, увеличенным зазором считается расстояние между контактами более 0,4-1,3 мм. Искра в этом случае будет мощнее, что грозит пробоями изолятора и элементов системы зажигания — катушки, трамблера и т. д.
Уменьшенный зазор
Проблемным является и просвет между электродами меньше 0,4 мм. Из-за этого разряд получается слабым, и не может воспламенить горючую смесь. В лучшем случае топливо сгорит, но не полностью.
Естественно, что в таком режиме двигатель автомобиля начнет испытывать перегрузки, а в выхлопе увеличится количество вредных веществ.
Как измерить зазор между электродами
Самый правильный способ — использование специальных мерок. Свечу надо держать центральным электродом вверх, мерки вставлять между ним и каждым из боковых электродов (бывают детали с несколькими электродами). Прилагать больших усилий не стоит — мерка должна входить вплотную с небольшим нажимом, что укажет величину промежутка.
Если специальных мерок нет, то можно использовать другие инструменты.
В крайнем случае, можно узнать, каким должен быть нормальный зазор на свечах зажигания и найти подходящий по размеру инструмент — например, металлическую линейку. Войдет она ребром с натягом, значит, все нормально, а если свободно — расстояние большое.
Интересно. В эпоху СССР использовали обычный свечной ключ. С его помощью выставляли зазор на мопедах, мотоциклах, автомобилях.
Регулировка
Настройка нужна, когда просвет между контактами отличается от заводских параметров. Например, когда он должен быть 1,1 мм, то разнобой даже в 0,1 мм не допускается.
Корректировка проводится методом воздействия на нижний электрод. При этом отогнуть его легче, чем подогнуть. Работа должна проводиться аккуратно, без спешки. За один раз нельзя изменять зазор больше чем на 0,5 мм. Если требуется, процедуру делают повторно через несколько секунд — чтобы тонкий металл не сломался.
Подробнее это выглядит так:
Промежуток надо выставлять и для новых свечей зажигания — хотя крупные производители (Бош, Денсо) ничего не пишут по этому поводу, данную процедуру они советуют проводить с помощью опытных работников СТО. Да и бренды не такие знаменитые часто пишут на упаковке — мол, сначала бери щуп, а потом устанавливай.
Помните, что умение грамотно ставить зазор на свечах зажигания сэкономит вам топливо до 5-7% и обеспечит беспроблемное функционирование ДВС. Кроме того, сами свечи прослужат дольше, так как вероятность пробоя изолятора в этом случае сводится практически к нулю.
Источники информации:
- http://autochainik.ru/zazor-na-svechah-zazhiganiya.html
- http://drivertip.ru/repair/regulirovka-zazora-mezhdu-elektrodami-na-svechah-zazhiganiya.html
- http://www.drive2.ru/l/467097279564612044/
- http://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/proverka-zazora-svechej-zazhiganiya/
- http://kalina-2.ru/repair/shhup-dlja-proverki-zazora-svechej-zazhiganija
- http://automotocity.com/avtovaz/shhup-dlja-regulirovki-zazora-svechej-zazhiganija.html
- http://drajver.ru/dvigatelej/kakoj-zazor-na-svechah.html
- http://otzovik.com/review_7260635.html
- http://mashinapro.ru/1975-kak-pravilno-vystavit-zazor-na-svechah-zazhiganiya.html