какое определение подходит термину образ автора

Словари

Категория О. а. рассматривается ученым как проявление отношения писателя «к литературному языку своей эпохи, к способам его понимания, преобразования и поэтического использования» (с. 106). В.В. Виноградов предлагает изучать О. а. как в плане диахронии («вглубь») с учетом истории языка и смены литературных школ и направлений, так и «вширь» (в плане синхронии) на основе сопоставления произведений ряда совр. писателей или творений одного из них для выявления динамики О. а. в его творчестве.

Рассматривая О. а. как «индивидуальную словесно-речевую структуру, пронизывающую строй художественного произведения и определяющую взаимосвязь и взаимодействие всех его элементов», подчеркивая историческую изменчивость и многообразие типов и форм «этих соотношений внутри произведения» «в зависимости от стилей и систем словесно-художественного творчества» (с. 152), В.В. Виноградов наметил глобальную перспективу дальнейшего изучения О. а. в совр. стилистике.

В трудах В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.М. Эйхенбаума, Б. Томашевского, М.П. Брандес, Б.О. Кормана, Е.А. Гончаровой и др. рассмотрены типы и виды О. а., различные лики худож. «я» в драме, лирике, романе и т.д., исследовано соотношение О. а. с личностью писателя и разными типами повествователей: объективным (максимально приближенным к автору и ведущим повествование от 3-го лица); личным, субъективным (в повествовании от 1-го лица без конкретизации и речевой характерологии); «персонифицированным» рассказчиком (в повествовании от 1-го лица в сказовой манере, с использованием характерологических речевых средств).

Что же касается повествователя (объективного, личного или рассказчика), его выбор определяется писателем и является одной из форм выражения О. а. наряду с другими, включая различные композиционные виды «монтажа», речевые средства (внутреннюю прямую или несобственно-прямую речь), лирические отступления.

Новые аспекты в изучении О. а. открываются в связи с особенностями совр. лингвистической парадигмы: ее диалогичностью и опорой на теорию речевой деятельности, антропоцентризмом и текстоцентризмом (отсюда интерес к языковой личности автора, «стоящей» за текстом). В связи с этим О. а. в совр. стилистике худож. литературы необходимо изучать в коммуникативно-деятельностном аспекте не только в свете категории субъектности, но и категории адресованности (ср. работы о параметризации адресата Н.Д. Арутюновой, Г.В. Степанова, Г.Г. Молчановой, О.Л. Каменской, О.П. Воробьевой и др.). Это обусловлено диалогической концепцией совр. мировосприятия, в основе которой лежит теория диалога М.М. Бахтина, предполагающая ориентацию «на другого» и его ответную активность. Идея диалогизации стала ведущей в совр. гуманитарном знании, включая стилистику (см. работы М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой и др.), хотя В.В. Виноградов видел в идее полифонии М.М. Бахтина не диалоги автора и героев, а проявление разных ликов О. а. (ср. восприятие ученым книги «Марксизм и философия языка», 1930).

Проблема О. а. в худож. произведении исследуется в литературоведении (с историко-литературной; эстетической и социально-психологической точек зрения) и стилистике худож. литературы (в композиционно-речевом и стилистическом аспекте). В совр. коммуникативной стилистике текста изучается языковая и концептуальная картина мира автора; многоаспектные проявления О. а. в структуре, семантике и прагматике текста; рассматриваются модели смыслового развертывания худож. текстов разных типов в аспекте идиостиля (см.); своеобразие текстовых ассоциаций и регулятивных структур, по-разному организующих познавательную деятельность читателя.

Выделяются следующие типы повествователей:

1) объективный повествователь (от 3-го лица);

2) личный повествователь (от 1-го лица);

Выделяются следующие типы повествователей:

1) объективный повествователь (от 3-го лица);

2) личный повествователь (от 1-го лица);

Источник

образ автора

образ автора — Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. «Образ автора может быть скрыт в глубинах… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Образ автора — – 1) одно из проявлений глобальной категории субъектности, выражающей творческое, созидательное начало в разных видах деятельности, включая речевую; 2) основная категория текстообразования, наряду с образом адресата формирующая лингвистические и… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Категория Образ автора — – см. Образ автора … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

образ повествователя — не персонифицированный в облике какого либо из действующих лиц образ носитель повествования в художественном произведении. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ автора, образ рассказчика Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

автора образ — один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении; персонифицированный повествователь, наделённый рядом индивидуальных признаков, но не тождественный личности писателя. Автор повествователь всегда занимает в … Литературная энциклопедия

Образ гетмана Мазепы в художественных произведениях — Основная статья: Мазепа, Иван Степанович Портрет гетмана Мазепы. Образ гетмана Мазепы в художественных произведениях изображение Мазепы в художественной литературе, живописи, кинематографии, музык … Википедия

АВТОРА ОБРАЗ — АВТОРА ОБРАЗ. Автор (от лат. auctor — виновник, основатель, сочинитель) как филологическая категория — создатель литературного произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его художественный мир. Присутствие автора (А.) дает… … Литературный энциклопедический словарь

Образ Сталина в филателии — Почтовый блок СССР (1949): 70 лет со дня рождения И. В. Сталина. Художник Р. Житков (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1483) Тема Сталина в филателии совокупность знаков почтовой оплаты, почтовых карточек и штемпелей, посвящённых советскому государственному и… … Википедия

Источник

Образ автора

Полезное

Смотреть что такое «Образ автора» в других словарях:

образ автора — концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ повествователя, образ… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

образ автора — Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. Образ автора может быть скрыт в глубинах… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

образ автора — Основная категория текстообразования, определяющая все элементы структуры текста: тему, идею, композицию, отбор и организацию языковых средств. Концепцию образа автора разработал В.В. Виноградов. «Образ автора может быть скрыт в глубинах… … Методы исследования и анализа текста. Словарь-справочник

Категория Образ автора — – см. Образ автора … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

образ повествователя — не персонифицированный в облике какого либо из действующих лиц образ носитель повествования в художественном произведении. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: образ автора, образ рассказчика Прочие ассоциативные связи … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

автора образ — один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении; персонифицированный повествователь, наделённый рядом индивидуальных признаков, но не тождественный личности писателя. Автор повествователь всегда занимает в … Литературная энциклопедия

Образ гетмана Мазепы в художественных произведениях — Основная статья: Мазепа, Иван Степанович Портрет гетмана Мазепы. Образ гетмана Мазепы в художественных произведениях изображение Мазепы в художественной литературе, живописи, кинематографии, музык … Википедия

АВТОРА ОБРАЗ — АВТОРА ОБРАЗ. Автор (от лат. auctor — виновник, основатель, сочинитель) как филологическая категория — создатель литературного произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его художественный мир. Присутствие автора (А.) дает… … Литературный энциклопедический словарь

Образ Сталина в филателии — Почтовый блок СССР (1949): 70 лет со дня рождения И. В. Сталина. Художник Р. Житков (ЦФА (ИТЦ «Марка») #1483) Тема Сталина в филателии совокупность знаков почтовой оплаты, почтовых карточек и штемпелей, посвящённых советскому государственному и… … Википедия

Источник

АВТОРА ОБРАЗ

Смотреть что такое АВТОРА ОБРАЗ в других словарях:

АВТОРА ОБРАЗ

А́ВТОРА О́БРАЗ. Автор (от лат. auctor — виновник, основатель, сочинитель) как филологическая категория — создатель литературного произведения, налагающий свой персональный отпечаток на его художественный мир. Присутствие автора (А.) дает о себе знать даже в безымянно-фольклорных сочинениях, ибо и в них ощутимы единая воля, вычленяющая и оформляющая данную художественную действительность, единополагающий исполнительско-речевой акт, но образ А. в них еще не сформирован. С развитием индивидуально-творческого подхода к авторству (еще с эпохи античности, а в новое время — с Возрождения и особенно в эпоху романтизма) в художественный строй произведения все более втягиваются содержательные (характерологические, мировоззренческие) аспекты личности автора, особенности его идейно-эстетической позиции. Литературно-художественные течения нового и новейшего времени порождают широкие, философски насыщенные образы-символы авторского самосознания. Например, очевидна связь между умонастроением романтизма, символистской доктриной и литературными ролями «пророка», «жреца», «оракула», «медиума» (другой «демонический» полюс романтического авторского сознания — роль отщепенца, «проклятого»). Роль пророка может быть воспринята и в предельно расширительном смысле вдохновенного всенародного служения (А. С. Пушкин, Ф. М. Достоевский). Для демократического литературного сознания типичен образ писателя-деятеля, жертвенного борца (Н. А. Некрасов, созданные в его лирике образы Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова). Для самосознания современного литератора на Западе не менее показательна роль «шута», «клоуна», насмешливо демонстрирующего изнанку общественного и мирового порядка. Жизнь подобных образов в читательском восприятии участвует в формировании эстетического объекта.

Вместе с тем А.-творец внеположен своему творению — в том смысле, что ни один из компонентов произведения не может быть непосредственно, в обход системы художественных взаимосвязей возведен к личности художника и тем более к личности стоящего за ним человека. Правда, в сочинениях автобиографического и лирического плана А. обнаруживает себя не только как «виновник», но и как «участник» собственного произведения, т. е. в качестве художественно воплощенного человеческого образа; но и здесь всякий раз с большой остротой встает вопрос о совпадении и расхождении этого эстетически претворенного образа с реальной личностью сочинителя (см. Лирический герой). В драматических жанрах А. присутствует только как организатор сценического действия, находясь «за кулисами» и не подавая оттуда «голоса»; если же он в редких случаях и вторгается в события на глазах у зрителей (преимущественно в романтических и символистских произведениях, например у А. А. Блока, Л. Пиранделло), то именно с целью «от противного» подчеркнуть условность драматического представления, «непозволительным» вмешательством разрушить узаконенную иллюзию его самостоятельного хода, а значит, и саму природу жанра (разумеется, здесь А. — всего лишь роль, не совпадающая с полнотой авторской личности). Применительно к эпическим жанрам можно говорить об образе А.-повествователя как о косвенной форме присутствия А.-сочинителя «внутри» собственного творения. В художественной прозе под образом или «голосом» А. подразумевается личный источник тех слоев художественной речи, какие нельзя приписать ни героям, ни вымышленному рассказчику. Так, В. В. Виноградов трактует А. о. как речевой образ.

Представление об авторстве исторически ранее всего возникает при восприятии лирики; в письменной литературе именно лирика впервые стала заниматься не воспроизведением известного от других (будь то миф, эпическое сказание или полуанекдотическая «новость» — новелла), а созиданием еще не бывшего, являющегося на свет вместе с личным авторским опытом. Между тем, чтобы утвердилось сцепление эпической, повествовательной речи с образом А., в эстетическом сознании должна была окрепнуть идея о правах художественного вымысла, узаконивающая фигуру новатора-сочинителя. Соответственно складывается и форма повествования от первого лица, привязанная к условному литературному «я» или «мы». За таким условным повествователем стоит факт общественно-культурного признания фигуры литератора как имеющего дерзание и право говорить с читателем от собственного имени, хотя и в санкционированных вкусами эпохи рамках. На ранних этапах литературы нового времени А. о. окрашен внеличными тонами и зависит от признанных норм литературно-профессионального речевого поведения. Романтизм, проводя литературу через школу психологического самонаблюдения, сделал многое для высвобождения личных тонов авторского голоса. Затем повествовательное слово великих реалистов XIX в. вводит, даже невольно, в интимную глубину душевного мира художника, в поистине личностный авторский образ (также Стиль).

Обретая неустранимо индивидуальный тон, авторское слово в реалистической литературе XIX в. вместе с тем освобождается от форм условной персонификации — исчезает повествовательное «я» или «мы» и в пределе достигается иллюзия никем не опосредованного саморазвертывания жизни. В классическом романе XIX в. изображение преобладает над изложением, А. как бы устраняется из сцен общения героев. Однако повествовательная активность А. при этом внедряется во все поры речевой структуры. Авторское слово, даже не будучи сгруппировано вокруг формального местоименного ядра («я», «мы»), откликается на слово героя, переосмысливает его, вовлекается в его орбиту. Одновременно происходит композиционное расширение авторского кругозора; сознание А.-повествователя не только с какой угодно пространственно-временной позиции панорамирует внешний мир, но и получает способность совмещаться с сознанием каждого из героев (также ст. Полифония). Характером авторской осведомленности тоже постулируется тот или иной образ А.: это может быть всевластный «кукольник», дергающий за нитки марионеток (Н. В. Гоголь — по определению Ф. М. Достоевского), невозмутимо любопытствующий естествоиспытатель (И. А. Гончаров, «нависнувший» над распростертым на диване Обломовым), неотступный соглядатай и судия (Л. Н. Толстой), фантастический «стенограф» чужой речи (Ф. М. Достоевский в «Кроткой»), спутник-наблюдатель, чье личное присутствие неопределимо, но дает о себе знать моментами эмоциональной заинтересованности (А. П. Чехов).

В прозе XX в., наряду с традиционными формами, заметна, с одной стороны, высокая степень самоустранения А.-повествователя: например, повествование от лица героя-протагониста (у Э. Хемингуэя), имитация безличного «монтажа» из документов, замена вводных, осведомительных и прочих инициативных моментов авторского изложения «экраном памяти» персонажей; с другой стороны — обращение к иронически стилизованной авторской фигуре, следующей старинным образцам повествовательного этикета (в прозе А. Франса, Т. Манна). В модернистской литературе образ А. нередко строится как интеллектуально несоизмеримый с изображенным миром и публикой; намеренно разрушая иллюзию «подлинной жизни», на глазах у читателя конструируя сюжет и перебирая его варианты, автор тем самым как бы ставит под сомнение серьезную человеческую причастность к смыслу своей продукции.

Послереволюционная отечественная литература развивается под знаком демократизации авторского образа. Включенность А. в мир новых героев и выход его навстречу расширившейся и обновившейся читательской аудитории проявились в сокращении социально-языковой дистанции между говором пестрой массы и авторской речью: последняя становится в принципе открытой сознанию и складу мысли действующих лиц из народной среды (в «Тихом Доне» М. А. Шолохова, у А. П. Платонова, В. М. Шукшина и др.). Глубокое и многообразное развитие получили в советской литературе очерковые, дневниковые и лирико-публицистические формы непосредственного подключения читателя к полудокументальному образу А., к жизненному опыту и сфере наблюдений автора (очерки М. Горького, творчество М. М. Пришвина, «Северный дневник» Ю. П. Казакова, «Последний поклон» В. П. Астафьева и др.).

Автор — категория не только эстетическая, но и социально-культурная, и в этом последнем смысле должна рассматриваться уже не в отношении к «произведению», а в отношении к «публике» и, шире, — к обществу. В аспекте своего социального места автор проделал за минувшие столетия путь от бродячего певца (исполненного, однако, цеховым сознанием своего достоинства), от зависимого лица, патронируемого государем, вельможей и т. п., от дилетанта-энтузиаста, живущего наследственным состоянием и посвящающего свои дни «прекрасному и высокому», к представителю свободной профессии, организующему отношения с публикой на договорных началах (отделяя «вдохновение» от продажи рукописи), наконец, к члену современной профессиональной или корпоративной организации, входящей в наличную систему идеологических и социальных институтов, и в то же время — особо доверенному представителю широкой общественности.

Виноградов В. В., Проблема авторства и теория стилей, М., 1961;

его же, О теории художественной речи, М., 1971;

Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 3 изд., М., 1972, гл. 2, 5;

его же, Вопросы литературы и эстетики, М., 1975;

его же, Эстетика словесного творчества, М., 1979;

Проблема автора в художественной литературе, под ред. Б. О. Кормана, в. 1—4, Воронеж, 1967 — 1974;

то же в. 1, Ижевск, 1974.

АВТОРА ОБРАЗ

один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении; персонифицированный повествователь, наделенный рядом индивидуальных признаков, но не тождественный личности писателя. Автор-повествователь всегда занимает в образном мире произведения определенные пространственно-временные и оценочно-идеологические позиции, он, как правило, противопоставлен всем персонажам как фигура иного статуса, иного пространственно-временного плана. Значимое исключение – образ автора в романе в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, то декларирующего свою близость главным героям романа, то подчеркивающего их вымышленность. Автор, в отличие от персонажей, не может быть ни непосредственным участником описываемых событий, ни объектом изображения для кого-либо из персонажей. (В противном случае речь может идти не об образе автора, а о герое-повествователе, как Печорин из «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова.) Внутри произведения сюжетный план представляется миром вымышленным, условным по отношению к автору, который определяет последовательность и полноту изложения фактов, чередование описаний, рассуждений и сценических эпизодов, передачу прямой речи персонажей и внутренних монологов. На наличие образа автора указывают личные и притяжательные местоимения первого лица, личные формы глаголов, а также разного рода отступления от сюжетного действия, прямые оценки и характеристики персонажей, обобщения, сентенции, риторические вопросы, восклицания, обращения к воображаемому читателю и даже к персонажам: «Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно…» (Н. В. Гоголь, «Мертвые души»). Находясь вне сюжетного действия, автор может достаточно вольно обращаться и с пространством, и со временем: свободно переноситься из одного места в другое, покидать «актуальное настоящее» (время действия), либо углубляясь в прошлое, давая предысторию персонажей (рассказ о Чичикове в 11-й гл. «Мертвых душ»), либо забегая вперед, демонстрируя свое всеведение сообщениями или намеками на ближайшее или отдаленное будущее героев: «…Это был редут, еще не имевший названия, потом получивший название редута Раевского, или Курганской батареи. Пьер не обратил особенного внимания на этот редут. Он не знал, что это место будет для него памятнее всех мест Бородинского поля» (Л. Н. Толстой, «Война и мир»). В литературе второй пол. 19–20 вв. субъективное повествование с образом автора встречается редко; оно уступило место «объективному», «имперсональному» повествованию, в котором нет признаков персонифицированного автора-повествователя и авторская позиция выражается косвенно: через систему персонажей, развитие сюжета, с помощью выразительных деталей, речевых характеристик персонажей и т. п. смотреть

Источник

Авторская позиция. Образ автора. Персонаж

Определения

Объяснение и примеры

При написании литературного произведения автор создаёт систему образов. В эту систему может войти и автор — как сам по себе, так и под масками повествователя или рассказчика.

Автор. Повествователь. Рассказчик

Автор — это реальный человек, который пишет книги. Он может присутствовать в литературном произведении в качестве лирического героя. Лирический герой — образ, который транслирует мысли автора, но всё же является частью его произведения: через индивидуальное автор хочет выразить типическое, важное для всех людей. Конечно, лирический герой очень близок автору. Но в то же время они не тождественны.

Пример

Когда Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «Там некогда гулял и я: / но вреден север для меня», то имеет в виду совершенно конкретные обстоятельства своей жизни. дело в том, что царское правительство отправило вольномыслящего Пушкина из Петербурга (север) в южную ссылку. Ирония касательно решения правительства (так берегли поэта, что даже в ссылку отправили, «заботясь») вполне отражает речевой стиль Пушкина. И в то же время говорит здесь не сам поэт, а его лирический герой — в данном случае ироничный и едкий.

Повествователь — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» о происходящих в произведении событиях.

Пример

Всем известно, что «Повести Белкина» написал Пушкин. Однако Иван Петрович Белкин не только заявлен в качестве автора, но и выступает в повестях как повествователь — лицо, рассказывающее истории.

Рассказчик — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» его часть (какую-либо историю).

Пример

Рассказчиком в «Сказке о золотой рыбке» выступает старик, когда рассказывает рыбке историю своей жизни со старухой.

Персонаж

Литературное произведение включает целую систему действующих лиц (систему образов). Каждый элемент этой системы является персонажем.

Однако характером является далеко не каждый персонаж: чтобы представить лицо как совокупность индивидуальных черт, нужно уделить ему значительное внимание. А значит, характерами могут быть только ведущие персонажи литературного произведения. Впрочем, случаются и исключения.

Пример

Эпизодический персонаж романа «Преступление и наказание» Семён Мармеладов представлен как полноценный характер, носитель собственного мировоззрения и соответствующих проблем.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое система образов?

Ответ. Все персонажи литературного произведения и их взаимодействие.

Перечислите основных персонажей повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Ответ. Главный герой — титулярный советник Акакий Башмачкин. Также следует назвать Петровича — портного, который шил Башмачкину шинель, и безымянное «значительное лицо», косвенно виновное в смерти Акакия Акакиевича.

Какой персонаж рассказывает историю Евгения Онегина в одноимённом романе А. С. Пушкина?

Ответ. Об Онегине рассказывает повествователь, образ которого соотносится с образом автора — А. С. Пушкина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *