какое оно царство небесное

Какое оно царство небесное

Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.

Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).

Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).

Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).

Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.

Источник

Царство Небесное – что мы знаем о нем?

Царство Небесное – что мы знаем о нем? Гораздо меньше, чем об Африке или, скажем, Бразилии. Мы не изучали жизнь и законы Царства Небесного на школьных уроках истории и географии. Поэтому представить себе это место (и себя в нем) нам непросто.

После рождения

Два младенца в утробе матери. Один другому говорит: «Ты все еще веришь в жизнь после рождения? Оттуда же еще никто не возвращался!»

Не все верят в «жизнь после смерти». Ведь сколько мы себя помним, наша жизнь всегда проходила в привычном «мире сем». Поэтому нам так трудно представить новые условия – Небеса, где будут обитать души верующих. Но еще труднее уяснить, что Царство Божье начинается не после смерти, а при жизни человека. Ведь еще до изменения «места жительства» нашей души должно произойти изменение ее состояния. «Должно вам родиться свыше», – сказал Иисус (Ин.3:7, см. также ст. 5-6). Наше духовное возрождение, «рождение свыше», – это первый шаг в Царство Божье и в Царство Небесное.

Пересказывая слова Христа о Его Царстве, одни евангелисты употребляли выражение «Царство Небесное», а другие – «Царство Божье». Между этими двумя понятиями есть разница. Но не очень большая. Как разница между зачатием человека и его рождением. Когда младенец зачат, он уже жив. Но живет он в других условиях – не таких, какие ждут его после рождения. Он окружен водой, а с источником своего питания связан трубочкой пуповины, через которую получает все необходимые вещества. Он еще не видит окружающего мира, но уже формируется, развивается, растет. И постепенно готовится к жизни в «ином мире» – к рождению на свет Божий.

Так и мы, когда принимаем Христа в сердце, получаем новую жизнь – рождение свыше, становимся людьми, рожденными от Бога, – детьми Божьими. И, хотя еще живем на земле, но в нас уже действует природа Небесного Отца. Начинается формирование нашего нового «я» – уже не греховного, а праведного. В нас развиваются те способности, которые присущи людям Божьим: духовные способности любить, прощать, выдерживать испытания, отвечая добром, а не злом. Когда мы молимся, Бог отвечает. Господь дал нам Святого Духа, Который играет роль «пуповины»: с Его помощью мы получаем с Небес силу, подкрепление, поддержку. В нашей жизни уже наступает Царство еще не Небесное, но уже Божье. Оно – внутри нас (см. Лк.17:21).

Но рано или поздно каждый приходит к тому, что называется «жизнью после смерти». Хотя для тех, кто стал Божьим, это, скорее, «жизнь после рождения»: мы переходим в ту среду, которую Господь предусмотрел для нас. Туда, где Царство Божье не только внутри, но и вокруг – на Небеса. Это то самое место, о котором Христос сказал: «В доме Отца Моего обителей много… возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:2-3). И тут начинается самое удивительное.

Обмен

Человек после смерти отправляется в рай. «Господи, а можно я возьму с собой слиток золота?» – спрашивает он. Бог разрешает. У входа в рай два ангела открывают человеку двери, потом один другому говорит: «Вроде нормальный парень, только не пойму: зачем он с собой кусок тротуара принес?!»

Царство Небесное – другой мир, не испорченный человеческими грехами. Это не та агрессивная среда, в которой мы сейчас выживаем и боремся. Это Царство с другими ценностями. Чего стоит, например, упоминание об улице, которая выложена чистым золотом (см. Откр.21:21)! Жители Небесного Царства ходят по золоту, как по асфальту. О чем это говорит? То ли золото, которое мы так ценим на земле, не имеет значения в Божьем Царстве, то ли люди по небесным меркам так драгоценны, что золото по сравнению с ними – ничто? К жизни вот в таком новом мире Господь готовит нас уже сейчас.

Несколько лет назад наши соседи уезжали жить в Америку. Как они готовились? Распродавали ненужные вещи. Что не могли продать – отдавали даром. Меняли привычные деньги, которые там не пригодятся, на доллары. По возможности учили английский.… Жизнь заново!

Глядя на переезд соседей, я вспомнил о Царстве Небесном: то же переселение, та же полная перемена ценностей: что было нужно здесь, не понадобится там. И наоборот. Та же неизвестность и вместе с ней – ожидание лучшего.

В Божьем Царстве нас ждет то, о чем мы смели только мечтать на земле (а некоторые и не смели). Но чтобы войти туда, нужно заранее обменять «валюту»: отказаться от старых ценностей и поменять их на новые. Как говорил Иисус: «Царство Божье подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф.13:44). В глазах остальных людей такой обмен может выглядеть глупо, ведь наше сокровище скрыто от глаз. Когда-то Авраам вот так оставил богатства и землю своего отца ради другого наследства, которое обещал ему Бог. Тогда этот человек выглядел странно. Но сегодня он – самый известный еврей всех времен, потому что сделал наиболее выгодный обмен в истории: поменял человеческое на Божье.

Именно о таком обмене и говорит Иисус в Своей знаменитой Нагорной проповеди (См. Мф., 5 гл.). Если задумаетесь, что на что менять, загляните туда.…

Наоборот

В операционной больной спрашивает:

– Доктор, а после удаления аппендицита я смогу играть на скрипке?

– Надо же, какая любопытная операция! Никогда на скрипке не играл, а теперь буду!

Перестроиться на рельсы Царства Божьего, пока еще живешь на земле, – любопытная операция. Она позволяет развить новые способности, которым не учит этот мир, но которые очень ценны для того Царства, где мы собираемся жить. Для этого нужно обменять:…

–…Самодовольство – на признание своей духовной нужды: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Мир учит нас делать вид, что мы благополучны, даже если это не так, мир говорит: «Не верь, не бойся, не проси». Иисус говорит: «Верь Мне. Бойся Бога. Проси – и получишь».

Ожесточение – на живое, мягкое сердце: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (ст.4). Мир заставляет нас маскировать боль под равнодушие. Иисус говорит: «Оставайся человеком».

Амбициозность – на здравомыслие и понимание: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (ст.5). Мир учит нас «ломать» людей. Иисус учит любовью менять их сердца.

Удобную ложь – на исцеляющую правду: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (ст.6). Алчность денежная – норма для мира. Но, по мнению Христа, тот, кто жаждет знать правду, какой бы «неудобной» она ни была, станет намного богаче.

Месть – на милость: «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» (ст.7). Мир говорит: «Тебя никто не пожалеет, и ты не жалей». Господь говорит: «Побереги других, и Бог сбережет тебя».

Грязные методы – на чистое сердце: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (ст.8). В мире принято думать: если всегда играть честно, то так и не увидишь настоящей жизни. Бог – источник настоящей жизни, но Он открывается лишь тем, кто поступает по чести.

Склочность – на миролюбие: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (ст.10). «Разделяй и властвуй» – так принято в мире. «Объединяй людей – и будешь сыном Царя царей», – обещает Бог.

Приспособленчество – на честность: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (ст.11). «Помалкивай – и сохранишь положение в обществе», – призывает мир. «Будь смелым – и ты поможешь людям узнать истину», – говорит Христос.

Популярность у людей – на признание у Бога: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь, ибо велика ваша награда на небесах» (ст.12). Угодить людям – вот главное для гражданина «мира сего». Но для граждан Царства Божьего важнее мнение другого Царя. Принцип «мира сего» – позволить среде, испорченной грехом, изменить нас. Принцип Царства Божьего – позволить Богу изменить нас. чтобы нам изменить окружающий мир. Чтобы Неба на земле стало больше. Неба, где душа видима, любовь реальна, а люди дороже золота.

Бог вернул меня с того света и дал увидеть в жизни столько Его чудес, чтобы я был живым свидетельством того, какой всемогущий и любящий Господь. Он настоящий, заботливый и сильный. Он – Бог, Который слушает и слышит нас”.

Источник

Царство Божие (Небесное)

«…покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное»
( Мф.4:17 )

Ца́рство Бо́жие 1) — Цар­ство Небес­ное, область оби­та­ния свет­лых анге­лов и почив­ших о Гос­поде святых (людей); 2) Цер­ковь Хри­стова; 3) дей­ствие бла­го­дати Свя­того Духа в уве­ро­вав­шем в Иисуса Христа чело­веке; 4) (иногда) весь мир, как нахо­дя­щийся под вла­стью Над­мир­ного Царя, Бога.

какое оно царство небесное

Во всей пол­ноте Цар­ство Божье откро­ется после Вто­рого При­ше­ствия Хри­стова.

Цар­ство Небес (Небес­ное) – это сло­во­со­че­та­ние встре­ча­ется только в Еван­ге­лии по Матфею. Другие еван­ге­ли­сты гово­рят о Цар­стве Божием (Бога). Евреи из бла­го­че­сти­вых побуж­де­ний избе­гали упо­треб­ле­ния имени Бога и заме­няли его раз­ными опи­са­тель­ными обо­ро­тами: Небо, Вели­кий Царь, Имя и т.д.

Цар­ство Божие есть состо­я­ние чело­ве­че­ского есте­ства, обнов­лен­ного Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, есть воца­ре­ние Иисуса Христа в чело­ве­че­ском уме и сердце дей­ствием Свя­того Духа. Цар­ство Божие в этом веке не при­хо­дит внеш­ним обра­зом, но обре­та­ется внутри чело­века. Об этом сказал Иисус Хри­стос: «Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Цар­ствие Божие внутрь вас есть» ( Лук.17:20-21 ).

Цар­ство Божие в чело­веке есть пре­бы­ва­ние Бога внутри любя­щего Его чело­века: «кто любит Меня, тот соблю­дет слово Мое; и Отец Мой воз­лю­бит его, и Мы придем к нему и оби­тель у него сотво­рим» ( Ин.14:23,24 ); «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отво­рит дверь, войду к нему, и буду вече­рять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Все­ля­ясь в чело­века бла­го­да­тью Свя­того Духа и пре­бы­вая в нем, Хри­стос ста­но­вится для «тех, кои пре­дают себя Его цар­ству и гос­под­ству, Путе­во­ди­те­лем, Пра­ви­те­лем, Учи­те­лем, Песту­ном, Пред­ста­те­лем, Помощ­ни­ком, Изба­ви­те­лем от вся­кого греха» (св. Симеон Новый Бого­слов).

Силой сози­да­ю­щей Цар­ство Божие в чело­веке явля­ется бла­го­дать Свя­того Духа. Для под­ви­за­ю­ще­гося хри­сти­а­нина нет ничего дра­го­цен­нее ее, потому что с ее помо­щью душе, истинно веру­ю­щей во Христа пред­стоит из испор­чен­ного и пороч­ного состо­я­ния «перейти в состо­я­ние иное, доброе, и нынеш­нее уни­чи­жен­ное есте­ство изме­нить в есте­ство иное, боже­ствен­ное, сде­латься есте­ством новым» (св. Мака­рий Еги­пет­ский). Поэтому апо­стол Павел сказал, что Цар­ство Божие есть «пра­вед­ность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). Поэтому святые отцы назвали саму бла­го­дать Свя­того Духа Цар­ствием Божьим, исполь­зо­вали слова Цар­ство Божие и бла­го­дать как сино­нимы. «Под­ви­зай­тесь, – гово­рит св. Симеон Новый Бого­слов, – стя­жать созна­тельно внутрь нас Цар­ство Небес­ное, то есть бла­го­дать Свя­того Духа», «Цар­ствие Божие есть Святой Дух», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник и св. Гри­го­рий Нис­ский. Для стя­жа­ния бла­го­дати Свя­того Духа необ­хо­дим хри­сти­ан­ский подвиг, обна­ру­жи­ва­ю­щий реши­мость чело­века жить в Боге.

Спа­си­тель упо­доб­ляет Цар­ство Небес­ное:

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев):
Нрав­ствен­ное учение Христа постро­ено на фун­да­мен­таль­ном утвер­жде­нии о Цар­стве Божием как о реаль­но­сти не только буду­щего, посмерт­ного суще­ство­ва­ния, но и земной жизни чело­века. По словам Спа­си­теля, Цар­ство Небес­ное силою берется, и упо­треб­ля­ю­щие усилие вос­хи­щают его ( Мф.11:12 ), то есть вос­хи­щают здесь, на земле. В прит­чах Иисуса Цар­ство Божие упо­доб­ля­ется семени, бро­шен­ному в землю (см.: Мф.13:24 ); зерну гор­чич­ному (см.: Мф.13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф.13:33 ); сокро­вищу, скры­тому на поле (см.: Мф.13:44 ); дра­го­цен­ной жем­чу­жине (см.: Мф.13:45 ); неводу, заки­ну­тому в море и захва­тив­шему рыб вся­кого рода (см.: Мф.13:47 ); царю, кото­рый захо­тел сосчи­таться с рабами своими (см.: Мф.18:23 ); хозя­ину дома, наняв­шему работ­ни­ков в вино­град­ник свой (см.: Мф.20:1 ); царю, сде­лав­шему брач­ный пир для сына своего (см.: Мф.22:2 ). Все эти образы заим­ство­ваны из повсе­днев­ной чело­ве­че­ской жизни и обра­щены к опыту чело­века, живу­щего в мире сем, а не уже пере­шед­шего в мир иной.
Хри­стос гово­рит о том, что Цар­ство Небес­ное при­над­ле­жит нищим духом (см.: Мф.5:3 ), изгнан­ным за правду (см.: Мф.5:10 ), детям (см.: Мф.19:14 ), о том, что Цар­ство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ). Обра­ща­ясь к уче­ни­кам, Спа­си­тель уве­ще­вает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш бла­го­во­лил дать вам Цар­ство ( Лк.12:32 ). Таким обра­зом, Цар­ство Божие уже даро­вано, уже осу­ществ­ля­ется в жизни хри­стиан. Через веру во Христа и сле­до­ва­ние Его запо­ве­дям люди при­об­ща­ются к тому Цар­ству Божию, пол­нота кото­рого будет реа­ли­зо­вана после Вто­рого При­ше­ствия Спа­си­теля, но кото­рое тем не менее уже незримо при­сут­ствует в Церкви, состав­ляя серд­це­вину ее бытия.

мит­ро­по­лит Сурож­ский Анто­ний :
Еван­ге­лие гово­рит нам, что Цар­ство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Цар­ства Божия внутри себя, если мы не можем встре­тить Бога внутри, в своих глу­би­нах, то очень мало­ве­ро­ятно, чтобы мы Его встре­тили где-то вне себя.
Когда первый кос­мо­навт Гага­рин воз­вра­тился из «кос­моса» и сделал свое зна­ме­ни­тое заяв­ле­ние, что Бога в небе­сах он не встре­тил, один мос­ков­ский свя­щен­ник заме­тил, что «если Вы не встре­тили Его на земле, Вы нико­гда не уви­дите Его на небе­сах». Если я не могу сопри­кос­нуться с Богом, так ска­зать, под соб­ствен­ной кожей, в том малень­ком мире, кото­рым я явля­юсь, то очень мало­ве­ро­ятно, что даже встре­тив Его лицом к лицу, я Его узнаю.

Святой Иоанн Зла­то­устый сказал:
«Найди дверь своего сердца, и ты уви­дишь, что это дверь в Цар­ство Божие«. Поэтому обра­щаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым обра­зом. Речь не о том, чтобы при­бег­нуть к само­ана­лизу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти при­е­мами пси­хо­ана­лиза или пси­хо­ло­гии. Это не путе­ше­ствие в сущ­ность моего соб­ствен­ного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из соб­ствен­ных глубин выныр­нуть там, где Бог есть, где Бог и мы встре­тимся.

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):
С самого начала Своей про­по­веди Гос­подь наш Иисус Хри­стос первое место отво­дит Цар­ству Небес­ному: покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное ( Мф.3:2 ).
Слово цар­ство (евр. малхут; греч. баси­лейа) в биб­лей­ских книгах имеет два зна­че­ния: «прав­ле­ние царя» и «тер­ри­то­рия, под­власт­ная царю». Еван­ге­лист Матфей 32 раза упо­треб­ляет выра­же­ние Цар­ство Небес­ное и 5 раз Цар­ство Божие ( Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43 ). У еван­ге­ли­стов Марка, Луки и Иоанна – только Цар­ство Божие. Срав­не­ние парал­лель­ных мест убеж­дает, что выра­же­ния эти сино­ни­мичны. Цар­ство Божие пред­став­ляет собой абсо­лют­ную власть (гос­под­ство) Бога над види­мым и неви­ди­мым миром. Неко­то­рые места свя­щен­ных книг пока­зы­вают, что поня­тие Цар­ство Божие имеет еще один смысл: гос­под­ство (власть) Гос­пода Бога, Кото­рому мы себя по соб­ствен­ной воле под­чи­няем и Кото­рому доб­ро­вольно и с радо­стью служим.
Где нахо­дится Хри­стос, там и насту­пает Его Цар­ство, кото­рое не от мира сего ( Ин.18:36 ). Это самый глав­ный пункт рас­хож­де­ния между Иису­сом Хри­стом и иудей­скими вождями, кото­рые ожи­дали в лице Мессии зем­ного царя. Они думали, что он низ­ло­жит и упразд­нит все тогдаш­ние цар­ства на земле, соста­вит из всего рода чело­ве­че­ского единую дер­жаву, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожи­да­ния, несо­мненно, Иисус Хри­стос отве­тил: Цар­ство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Цар­ство Мое, то слу­жи­тели Мои под­ви­за­лись бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Цар­ство Мое не отсюда ( Ин.18:36 ).
Во время Своего зем­ного слу­же­ния Спа­си­тель посте­пенно рас­кры­вает тайны Цар­ства. Уви­деть его может только тот, кто родится свыше от Духа ( Ин.3:1-8 ). Оно не явля­ется при­над­леж­но­стью только иудеев: многие придут с востока и запада и воз­ля­гут с Авра­амом, Иса­а­ком и Иако­вом в Цар­стве Небес­ном ( Мф.8:11 ). Все веру­ю­щие в Иисуса Христа полу­чают его в дар, отве­тив на призыв Гос­пода (1Фесс.2:12): Я заве­ща­ваю вам, как заве­щал Мне Отец Мой, Цар­ство ( Лк.22:29 ). Оно воз­рас­тает подобно зерну гор­чич­ному ( Мф.13:31 ) и подобно закваске изме­няет жизнь ( Мф.13:33 ). Для веру­ю­щих в Еван­ге­лие и пока­яв­шихся Цар­ствие Божие про­яв­ля­ется уже в насто­я­щем, но во всей пол­ноте придет в буду­щем. Когда же испол­нятся сроки и будет Второе при­ше­ствие Гос­пода нашего Иисуса Христа, Цар­ство Божие уста­но­вится в силе и славе: И седь­мой Ангел вос­тру­бил, и раз­да­лись на небе гром­кие голоса, гово­ря­щие: цар­ство мира соде­ла­лось [цар­ством] Гос­пода нашего и Христа Его, и будет цар­ство­вать во веки веков ( Откр.11:15 ).
Гос­подь опре­де­ляет жизнь и состо­я­ние тех, кто войдет в Цар­ство Небес­ное словом бла­жен­ство (Нагор­ная про­по­ведь. – Мф.5:3-12 ). Цар­ствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). В свя­то­оте­че­ской экзе­ге­тике, начи­ная с Ори­гена, данное место пони­ма­ется как ука­за­ние на особое бла­го­дат­ное духов­ное состо­я­ние, кото­рое может стя­жать пра­вед­ник. Это бого­слов­ское пони­ма­ние пол­но­стью согла­су­ется с пред­ше­ству­ю­щим стихом: Быв же спро­шен фари­се­ями, когда придет Цар­ствие Божие, отве­чал им: не придет Цар­ствие Божие при­мет­ным обра­зом (17:20). Преп. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин пишет: если цар­ство Божие внутри нас нахо­дится, и это цар­ство есть пра­вед­ность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомне­ния, нахо­дится в цар­стве Божием (Собе­се­до­ва­ние первое. Гл. 13).
Святые уже здесь при­об­ща­ются к Цар­ству бла­го­дати. Н.А. Мото­ви­лов рас­ска­зы­вает о беседе с преп. Сера­фи­мом Саров­ским: «И когда я взгля­нул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще боль­ший бла­го­го­вей­ный ужас. Пред­ставьте себе в сере­дине солнца, в самой бли­ста­тель­ной ярко­сти его полу­ден­ных лучей, лицо чело­века, раз­го­ва­ри­ва­ю­щего с вами. Вы, напри­мер, видите дви­же­ние уст его и его глаз, изме­не­ние в самих очер­та­ниях лица, чув­ству­ете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один осле­пи­тель­ней­ший свет, про­сти­ра­ю­щийся на несколько сажен кругом…» (Записки Нико­лая Алек­сан­дро­вича Мото­ви­лова…, М., 2005, с. 212). Как это дости­га­ется? По словам св. Сера­фима: Так в стя­жа­нии этого-то Духа Божия и состоит истин­ная цель нашей жизни хри­сти­ан­ской, а молитва, бдение, пост, мило­стыня и другие ради Христа дела­е­мые доб­ро­де­тели суть только сред­ства к стя­жа­нию Духа Божьего.

Цар­ство Божие пони­ма­ется более как состо­я­ние души, нежели кон­крет­ное место. «Цар­ствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Цель жизни хри­сти­ан­ской состоит в дости­же­ние един­ства с Богом, рас­кры­тие в чело­веке образа и подо­бия Бога. Мы можем насле­до­вать Цар­ствие Божие, лишь если во всём упо­до­бимся Богу: «будьте совер­шенны, как совер­шен Отец ваш Небес­ный» ( Мф.5:48 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *