какое оно царство небесное
Какое оно царство небесное
Иисус Христос сказал, что нужно искать в первую очередь Царство Небесное, а остальное приложится. Можно ли считать, что этот поиск и составляет смысл жизни человека? Что такое это Царство Небесное? Что значит, что оно внутри нас? Есть ли реальные люди, которые уже нашли это Царство и могут ли они поделиться, что нужно делать для этого? Я, наверное, задаю вопросы как новичок, но я действительно не понимаю. Объясните, пожалуйста. Спасибо заранее.
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.3:2). Достичь вечного блаженства в нем – конечная цель нашей жизни.
Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие (6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром: Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает (Пс.102:19). Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим. При таком понимании открывается нам смысл прошения молитвы Отче наш: да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе (Мф.6:10). Божие Царство только тогда для каждого из нас уже в земной жизни становится реальным, когда мы стремимся исполнить волю Господа. Если же люди живут своевольно и работают греху, то реально для них лишь царство диавола. Только тогда, когда Господь лишает сатану власти над нами (если мы осознанно к этому стремимся), мы вновь оказываемся у невидимых, но реальных, врат Царства Божия. Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего (Ин.18:36). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда (Ин.18:36).
Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа (Ин 3:1-8). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф.8:11). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк.22:29). Оно возрастает подобно зерну горчичному (Мф.13:31) и подобно закваске изменяет жизнь (Мф.13:33). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Откр.11:15).
Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12). Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). Греч. предлог entos означает внутри, но с существительными и местоимениями множественного числа может быть понят и как по(среди). У современных исследователей встречается попытка изъяснять данный стих словами посреди вас (см. Евангелие от Луки. Комментарий к греческому тексту, М.,2004, с.196). Однако в святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).
Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с.212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.
Царство Небесное – что мы знаем о нем?
Царство Небесное – что мы знаем о нем? Гораздо меньше, чем об Африке или, скажем, Бразилии. Мы не изучали жизнь и законы Царства Небесного на школьных уроках истории и географии. Поэтому представить себе это место (и себя в нем) нам непросто.
После рождения
Два младенца в утробе матери. Один другому говорит: «Ты все еще веришь в жизнь после рождения? Оттуда же еще никто не возвращался!»
Не все верят в «жизнь после смерти». Ведь сколько мы себя помним, наша жизнь всегда проходила в привычном «мире сем». Поэтому нам так трудно представить новые условия – Небеса, где будут обитать души верующих. Но еще труднее уяснить, что Царство Божье начинается не после смерти, а при жизни человека. Ведь еще до изменения «места жительства» нашей души должно произойти изменение ее состояния. «Должно вам родиться свыше», – сказал Иисус (Ин.3:7, см. также ст. 5-6). Наше духовное возрождение, «рождение свыше», – это первый шаг в Царство Божье и в Царство Небесное.
Пересказывая слова Христа о Его Царстве, одни евангелисты употребляли выражение «Царство Небесное», а другие – «Царство Божье». Между этими двумя понятиями есть разница. Но не очень большая. Как разница между зачатием человека и его рождением. Когда младенец зачат, он уже жив. Но живет он в других условиях – не таких, какие ждут его после рождения. Он окружен водой, а с источником своего питания связан трубочкой пуповины, через которую получает все необходимые вещества. Он еще не видит окружающего мира, но уже формируется, развивается, растет. И постепенно готовится к жизни в «ином мире» – к рождению на свет Божий.
Так и мы, когда принимаем Христа в сердце, получаем новую жизнь – рождение свыше, становимся людьми, рожденными от Бога, – детьми Божьими. И, хотя еще живем на земле, но в нас уже действует природа Небесного Отца. Начинается формирование нашего нового «я» – уже не греховного, а праведного. В нас развиваются те способности, которые присущи людям Божьим: духовные способности любить, прощать, выдерживать испытания, отвечая добром, а не злом. Когда мы молимся, Бог отвечает. Господь дал нам Святого Духа, Который играет роль «пуповины»: с Его помощью мы получаем с Небес силу, подкрепление, поддержку. В нашей жизни уже наступает Царство еще не Небесное, но уже Божье. Оно – внутри нас (см. Лк.17:21).
Но рано или поздно каждый приходит к тому, что называется «жизнью после смерти». Хотя для тех, кто стал Божьим, это, скорее, «жизнь после рождения»: мы переходим в ту среду, которую Господь предусмотрел для нас. Туда, где Царство Божье не только внутри, но и вокруг – на Небеса. Это то самое место, о котором Христос сказал: «В доме Отца Моего обителей много… возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин.14:2-3). И тут начинается самое удивительное.
Обмен
Человек после смерти отправляется в рай. «Господи, а можно я возьму с собой слиток золота?» – спрашивает он. Бог разрешает. У входа в рай два ангела открывают человеку двери, потом один другому говорит: «Вроде нормальный парень, только не пойму: зачем он с собой кусок тротуара принес?!»
Царство Небесное – другой мир, не испорченный человеческими грехами. Это не та агрессивная среда, в которой мы сейчас выживаем и боремся. Это Царство с другими ценностями. Чего стоит, например, упоминание об улице, которая выложена чистым золотом (см. Откр.21:21)! Жители Небесного Царства ходят по золоту, как по асфальту. О чем это говорит? То ли золото, которое мы так ценим на земле, не имеет значения в Божьем Царстве, то ли люди по небесным меркам так драгоценны, что золото по сравнению с ними – ничто? К жизни вот в таком новом мире Господь готовит нас уже сейчас.
Несколько лет назад наши соседи уезжали жить в Америку. Как они готовились? Распродавали ненужные вещи. Что не могли продать – отдавали даром. Меняли привычные деньги, которые там не пригодятся, на доллары. По возможности учили английский.… Жизнь заново!
Глядя на переезд соседей, я вспомнил о Царстве Небесном: то же переселение, та же полная перемена ценностей: что было нужно здесь, не понадобится там. И наоборот. Та же неизвестность и вместе с ней – ожидание лучшего.
В Божьем Царстве нас ждет то, о чем мы смели только мечтать на земле (а некоторые и не смели). Но чтобы войти туда, нужно заранее обменять «валюту»: отказаться от старых ценностей и поменять их на новые. Как говорил Иисус: «Царство Божье подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то» (Мф.13:44). В глазах остальных людей такой обмен может выглядеть глупо, ведь наше сокровище скрыто от глаз. Когда-то Авраам вот так оставил богатства и землю своего отца ради другого наследства, которое обещал ему Бог. Тогда этот человек выглядел странно. Но сегодня он – самый известный еврей всех времен, потому что сделал наиболее выгодный обмен в истории: поменял человеческое на Божье.
Именно о таком обмене и говорит Иисус в Своей знаменитой Нагорной проповеди (См. Мф., 5 гл.). Если задумаетесь, что на что менять, загляните туда.…
Наоборот
В операционной больной спрашивает:
– Доктор, а после удаления аппендицита я смогу играть на скрипке?
– Надо же, какая любопытная операция! Никогда на скрипке не играл, а теперь буду!
Перестроиться на рельсы Царства Божьего, пока еще живешь на земле, – любопытная операция. Она позволяет развить новые способности, которым не учит этот мир, но которые очень ценны для того Царства, где мы собираемся жить. Для этого нужно обменять:…
–…Самодовольство – на признание своей духовной нужды: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Мир учит нас делать вид, что мы благополучны, даже если это не так, мир говорит: «Не верь, не бойся, не проси». Иисус говорит: «Верь Мне. Бойся Бога. Проси – и получишь».
– Ожесточение – на живое, мягкое сердце: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (ст.4). Мир заставляет нас маскировать боль под равнодушие. Иисус говорит: «Оставайся человеком».
– Амбициозность – на здравомыслие и понимание: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (ст.5). Мир учит нас «ломать» людей. Иисус учит любовью менять их сердца.
– Удобную ложь – на исцеляющую правду: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (ст.6). Алчность денежная – норма для мира. Но, по мнению Христа, тот, кто жаждет знать правду, какой бы «неудобной» она ни была, станет намного богаче.
– Месть – на милость: «Блаженны милостивы, ибо они помилованы будут» (ст.7). Мир говорит: «Тебя никто не пожалеет, и ты не жалей». Господь говорит: «Побереги других, и Бог сбережет тебя».
Грязные методы – на чистое сердце: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (ст.8). В мире принято думать: если всегда играть честно, то так и не увидишь настоящей жизни. Бог – источник настоящей жизни, но Он открывается лишь тем, кто поступает по чести.
Склочность – на миролюбие: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (ст.10). «Разделяй и властвуй» – так принято в мире. «Объединяй людей – и будешь сыном Царя царей», – обещает Бог.
Приспособленчество – на честность: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (ст.11). «Помалкивай – и сохранишь положение в обществе», – призывает мир. «Будь смелым – и ты поможешь людям узнать истину», – говорит Христос.
Популярность у людей – на признание у Бога: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь, ибо велика ваша награда на небесах» (ст.12). Угодить людям – вот главное для гражданина «мира сего». Но для граждан Царства Божьего важнее мнение другого Царя. Принцип «мира сего» – позволить среде, испорченной грехом, изменить нас. Принцип Царства Божьего – позволить Богу изменить нас. чтобы нам изменить окружающий мир. Чтобы Неба на земле стало больше. Неба, где душа видима, любовь реальна, а люди дороже золота.
Бог вернул меня с того света и дал увидеть в жизни столько Его чудес, чтобы я был живым свидетельством того, какой всемогущий и любящий Господь. Он настоящий, заботливый и сильный. Он – Бог, Который слушает и слышит нас”.
Царство Божие (Небесное)
«…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»
( Мф.4:17 )
Ца́рство Бо́жие 1) — Царство Небесное, область обитания светлых ангелов и почивших о Господе святых (людей); 2) Церковь Христова; 3) действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке; 4) (иногда) весь мир, как находящийся под властью Надмирного Царя, Бога.
Во всей полноте Царство Божье откроется после Второго Пришествия Христова.
Царство Небес (Небесное) – это словосочетание встречается только в Евангелии по Матфею. Другие евангелисты говорят о Царстве Божием (Бога). Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий Царь, Имя и т.д.
Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Царство Божие в этом веке не приходит внешним образом, но обретается внутри человека. Об этом сказал Иисус Христос: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лук.17:20-21 ).
Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23,24 ); «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» ( Откр.3:20 ). Вселяясь в человека благодатью Святого Духа и пребывая в нем, Христос становится для «тех, кои предают себя Его царству и господству, Путеводителем, Правителем, Учителем, Пестуном, Предстателем, Помощником, Избавителем от всякого греха» (св. Симеон Новый Богослов).
Силой созидающей Царство Божие в человеке является благодать Святого Духа. Для подвизающегося христианина нет ничего драгоценнее ее, потому что с ее помощью душе, истинно верующей во Христа предстоит из испорченного и порочного состояния «перейти в состояние иное, доброе, и нынешнее уничиженное естество изменить в естество иное, божественное, сделаться естеством новым» (св. Макарий Египетский). Поэтому апостол Павел сказал, что Царство Божие есть «праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим.14:17 ). Поэтому святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божьим, использовали слова Царство Божие и благодать как синонимы. «Подвизайтесь, – говорит св. Симеон Новый Богослов, – стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа», «Царствие Божие есть Святой Дух», – говорит св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский. Для стяжания благодати Святого Духа необходим христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге.
Спаситель уподобляет Царство Небесное:
митрополит Иларион (Алфеев):
Нравственное учение Христа построено на фундаментальном утверждении о Царстве Божием как о реальности не только будущего, посмертного существования, но и земной жизни человека. По словам Спасителя, Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его ( Мф.11:12 ), то есть восхищают здесь, на земле. В притчах Иисуса Царство Божие уподобляется семени, брошенному в землю (см.: Мф.13:24 ); зерну горчичному (см.: Мф.13:31 ); закваске в тесте (см.: Мф.13:33 ); сокровищу, скрытому на поле (см.: Мф.13:44 ); драгоценной жемчужине (см.: Мф.13:45 ); неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода (см.: Мф.13:47 ); царю, который захотел сосчитаться с рабами своими (см.: Мф.18:23 ); хозяину дома, нанявшему работников в виноградник свой (см.: Мф.20:1 ); царю, сделавшему брачный пир для сына своего (см.: Мф.22:2 ). Все эти образы заимствованы из повседневной человеческой жизни и обращены к опыту человека, живущего в мире сем, а не уже перешедшего в мир иной.
Христос говорит о том, что Царство Небесное принадлежит нищим духом (см.: Мф.5:3 ), изгнанным за правду (см.: Мф.5:10 ), детям (см.: Мф.19:14 ), о том, что Царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ). Обращаясь к ученикам, Спаситель увещевает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк.12:32 ). Таким образом, Царство Божие уже даровано, уже осуществляется в жизни христиан. Через веру во Христа и следование Его заповедям люди приобщаются к тому Царству Божию, полнота которого будет реализована после Второго Пришествия Спасителя, но которое тем не менее уже незримо присутствует в Церкви, составляя сердцевину ее бытия.
митрополит Сурожский Антоний :
Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя.
Когда первый космонавт Гагарин возвратился из «космоса» и сделал свое знаменитое заявление, что Бога в небесах он не встретил, один московский священник заметил, что «если Вы не встретили Его на земле, Вы никогда не увидите Его на небесах». Если я не могу соприкоснуться с Богом, так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире, которым я являюсь, то очень маловероятно, что даже встретив Его лицом к лицу, я Его узнаю.
Святой Иоанн Златоустый сказал:
«Найди дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие«. Поэтому обращаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым образом. Речь не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти приемами психоанализа или психологии. Это не путешествие в сущность моего собственного «я»; это путь через, сквозь мое «я», чтобы из собственных глубин вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся.
иеромонах Иов (Гумеров):
С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ).
Слово царство (евр. малхут; греч. басилейа) в библейских книгах имеет два значения: «правление царя» и «территория, подвластная царю». Евангелист Матфей 32 раза употребляет выражение Царство Небесное и 5 раз Царство Божие ( Мф.6:33; 12:28; 19:24; 21:31, 43 ). У евангелистов Марка, Луки и Иоанна – только Царство Божие. Сравнение параллельных мест убеждает, что выражения эти синонимичны. Царство Божие представляет собой абсолютную власть (господство) Бога над видимым и невидимым миром. Некоторые места священных книг показывают, что понятие Царство Божие имеет еще один смысл: господство (власть) Господа Бога, Которому мы себя по собственной воле подчиняем и Которому добровольно и с радостью служим.
Где находится Христос, там и наступает Его Царство, которое не от мира сего ( Ин.18:36 ). Это самый главный пункт расхождения между Иисусом Христом и иудейскими вождями, которые ожидали в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда ( Ин.18:36 ).
Во время Своего земного служения Спаситель постепенно раскрывает тайны Царства. Увидеть его может только тот, кто родится свыше от Духа ( Ин.3:1-8 ). Оно не является принадлежностью только иудеев: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф.8:11 ). Все верующие в Иисуса Христа получают его в дар, ответив на призыв Господа (1Фесс.2:12): Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство ( Лк.22:29 ). Оно возрастает подобно зерну горчичному ( Мф.13:31 ) и подобно закваске изменяет жизнь ( Мф.13:33 ). Для верующих в Евангелие и покаявшихся Царствие Божие проявляется уже в настоящем, но во всей полноте придет в будущем. Когда же исполнятся сроки и будет Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Царство Божие установится в силе и славе: И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков ( Откр.11:15 ).
Господь определяет жизнь и состояние тех, кто войдет в Царство Небесное словом блаженство (Нагорная проповедь. – Мф.5:3-12 ). Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). В святоотеческой экзегетике, начиная с Оригена, данное место понимается как указание на особое благодатное духовное состояние, которое может стяжать праведник. Это богословское понимание полностью согласуется с предшествующим стихом: Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом (17:20). Преп. Иоанн Кассиан Римлянин пишет: если царство Божие внутри нас находится, и это царство есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в царстве Божием (Собеседование первое. Гл. 13).
Святые уже здесь приобщаются к Царству благодати. Н.А. Мотовилов рассказывает о беседе с преп. Серафимом Саровским: «И когда я взглянул после этих слов в лицо его, то напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, разговаривающего с вами. Вы, например, видите движение уст его и его глаз, изменение в самих очертаниях лица, чувствуете, что кто-то вас держит руками за плечи, но не видите не только рук его, но ни самих себя, ни его самого, а только один ослепительнейший свет, простирающийся на несколько сажен кругом…» (Записки Николая Александровича Мотовилова…, М., 2005, с. 212). Как это достигается? По словам св. Серафима: Так в стяжании этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божьего.
Царство Божие понимается более как состояние души, нежели конкретное место. «Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ). Цель жизни христианской состоит в достижение единства с Богом, раскрытие в человеке образа и подобия Бога. Мы можем наследовать Царствие Божие, лишь если во всём уподобимся Богу: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ).