какое обучение будет с 1 сентября 2020 года в россии в школе
Что изменится для школьников и учителей с 1 сентября: принятые и планируемые решения
agrino / Depositphotos.com |
Традиционно ближе к началу учебного года активизируется процесс обсуждения проблем российского образования и поиска путей их решения. И, хотя в этом году федеральным властям пришлось оперативно реагировать на пандемические вызовы до конца учебного года, сейчас – самое время проанализировать все выявленные недочеты и подумать, что можно исправить и доработать. Обсуждению отдельных вопросов школы постковидного периода была посвящена пресс-конференция, в которой приняли участие первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин и заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Татьяна Серебрякова.
О ключевых поправках, которые затронут сферу образования уже с 1 сентября текущего года, расскажем подробнее.
С 1 сентября вступят в силу два ключевых решения:
Первое нашло отражение в поручениях Президента РФ, а второе – в поправках к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании).
Доплата за классное руководство
С начала учебного года классные руководители будут ежемесячно получать дополнительную выплату за классное руководство в размере 5 тыс. руб. Реализацию такой меры еще в январе инициировал Президент РФ Владимир Путин, о чем он сообщил в ходе оглашения ежегодного Послания Федеральному Собранию РФ. Причем указанная доплата станет дополнительной к тем региональным выплатам, которые уже получают классные руководители. «Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки», – подчеркнул глава государства.
Как отмечается в письме Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях», основанием для поручения Президента РФ осуществлять выплату ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций за классное руководство послужили общенациональная, федеральная значимость процессов воспитания и особая роль классного руководства. По мнению представителей ведомства, материальное стимулирование классных руководителей будет не только побуждать педагогов к осуществлению деятельности по классному руководству, но и обеспечивать качество и эффективность этой деятельности.
Источником финансирования дополнительной выплаты станут средства федерального бюджета.
Горячее питание для школьников начальных классов
С 1 сентября вступит в силу поправка к ст. 37 Закона об образовании об обеспечении учащихся начальной школы (с 1 по 4 класс) не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка. Такая мера будет реализована за счет бюджетов федерального, регионального и местного уровней, а также иных источников финансирования, установленных законом (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 1 марта 2020 г. № 47-ФЗ; далее – Закон № 47-ФЗ). При этом бюджеты субъектов РФ смогут получить субсидии из федерального бюджета на софинансирование организации и обеспечения бесплатным горячим питанием младших школьников.
Мероприятия по созданию условий для организации бесплатного горячего питания учащихся начальных классов в государственных и муниципальных образовательных организациях будут реализовываться поэтапно в период с 1 сентября 2020 года по 1 сентября 2023 года (ч. 3 ст. 3 Закона № 47-ФЗ). На реализацию этих мероприятий будут выделены необходимые средства – по словам Олега Смолина, в текущем году – 21 млрд, в 2021 году – 42 млрд, в 2022 году – 56 млрд, в 2023 году – 62 млрд руб.
Закон о горячем питании школьников первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке считает одним из главных достижений Госдумы за последнее время. «Подобные проекты мы вносили в Госдуму еще 20 лет назад, но тогда не было денег для их реализации», – отметил парламентарий. Но, по его словам, деньги на реализацию этой меры и сейчас пока не поступили в регионы. «Регионам, скорее всего, придется в сентябре кормить школьников за свои деньги, так как конкурсные процедуры занимают много времени», – подчеркнул спикер. Кроме того, разные субъекты РФ получат разную долю федерального финансирования на эти цели: «Хотя дети в общем-то у нас одни и есть хотят примерно одинаково», – заключил депутат. А те регионы, в которых несколько школ не имеют пунктов горячего питания, и вовсе не смогут претендовать на получение денег из федерального бюджета.
Отметим, в рамках реализации новой меры Роспотребнадзором разработаны методические рекомендации:
Указанные документы конкретизируют требования к организации питания, регламентированные действующими санитарными нормами и правилами. Они предназначены в качестве методического инструмента реализации субъектами РФ на практике меры по обеспечению 100% охвата обучающихся начальных классов бесплатным горячим здоровым питанием.
Перечень планируемых поправок гораздо шире списка уже принятых решений. Инициированные изменения касаются не только цифровизации системы образования и дистанционного обучения, но и воспитательной составляющей процесса обучения.
Возобновление очного обучения с 1 сентября
Вопрос о дате начала нового учебного года пока не решен окончательно, хотя все чаще представители Минпросвещения России и Рособрнадзора говорят о том, что школьники, как и всегда, сядут за парты с 1 сентября. Олег Смолин считает заявление Министра просвещения РФ Сергея Кравцова о том, что дети пойдут в школу с 1 сентября и будут учиться в живом режиме преждевременным. «Мы надеемся, что к сентябрю пандемия остановится, но никто не гарантирует, что не будет второй волны, поэтому все будет зависеть от того, как будет развиваться заболеваемость коронавирусом в РФ», – отметил он, подчеркнув, что депутаты выступают за то, чтобы дети могли учиться полноценно в живом режиме. Однако парламентарий считает вполне возможным, что 1 сентября учебный процесс начнется в живом режиме, а потом придется снова переходить на дистанционный.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Вероятно, более конкретная информация относительно начала учебного года и порядка организации образовательного процесса в текущих эпидемиологических условиях появится не раньше августа. Ведь при решении этих вопросов российским властям придется учитывать не только текущую статистику заболеваемости, но и прогнозы экспертов, которые не исключают возможности очередной вспышки эпидемии (так называемая «вторая волна») именно осенью.
Очевидно, что и школьная линейка не будет проходить в традиционной форме. Глава Минпросвещения России на международной дистанционной конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования» заявил: «У нас традиционно 1 сентября проходят линейки, по понятным причинам мы немножко в другом формате их проведем, но школьники придут в школы, учителя, и начнется образовательный процесс, но с определенными требованиями, чтобы не допустить вспышек заболевания или распространения инфекции, чтобы максимально обеспечить безопасность и здоровье наших школьников и педагогов».
Стоит отметить, что если школы откроются в обычном порядке с 1 сентября, то в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции им придется организовывать процесс обучения с учетом выпущенных Роспотребнадзором рекомендаций. В них речь идет о «кабинетной системе обучения», сокращении количества детей в классе (по возможности), «скользящем графике» начала и завершения уроков для разных классов, проветривании кабинетов после каждого урока, проведении некоторых уроков на открытом воздухе, а также о наличии работающих обеззараживателей воздуха, обязательном ношении масок и перчаток персоналом пищеблоков, контроле соблюдения правил личной гигиены учениками и персоналом, зигзагообразной рассадке и соблюдении социальной дистанции во время экзаменов и т. п. Олег Смолин пояснил, что в случае выявления заболевания у обучающегося, всю школу закрывать не предполагается, но «класс, скорее всего, будет переведен на карантин».
Воспитание обучающихся
Вполне вероятно, что к 1 сентября уже будут приняты поправки в Закон об образовании в части вопросов воспитания обучающихся. Соответствующий законопроект № 960545-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» был внесен в Госдуму Президентом РФ еще в середине мая и уже принят нижней палатой парламента в первом чтении.
Согласно документу воспитательная работа станет одной из составных частей образовательных программ. Воспитание обучающихся будет осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Разработкой и утверждением последних займутся сами образовательные организации при участии советов обучающихся и советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних школьников.
Кроме того, будет скорректировано понятие «воспитание» – под ним предлагается понимать деятельность, направленную на:
Также в законе появится статья об общих требованиях к организации воспитания.
Поправки планируется ввести в действие с 1 сентября 2020 года, но при этом предусмотрен переходный период – до 1 сентября 2021 года, в течение которого образовательные программы будут приведены в соответствие с новыми нормами.
Цифровизация системы образования
Речь идет о ЦОС как элементе всех развитых мировых систем образования, включающем высокоскоростной Интернет в школах, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения, но не подменяющих собой живое общение с педагогом на уроках. «Речь идет не о замене одного вида обучения, – очного – другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны», – отметил Сергей Кравцов.
В числе участников эксперимента обозначены 14 регионов – Астраханская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский и Пермский края. В этих субъектах РФ уже ведется подготовительная к проведению эксперимента работа.
Согласно документу эксперимент продлится до конца 2022 года. Его конечной целью станет обеспечение равных условий качественного образования детей вне зависимости от места их нахождения посредством предоставления обучающимся и педагогам доступа к платформе ЦОС. Ожидается, что благодаря ЦОС школы, педагоги и обучающиеся получат не только доступ к высокоскоростному Интернету для занятий в школе, к набору электронных образовательных сайтов и сервисов, но и цифровые решения, позволяющие ребенку, по каким-либо причинам не имеющему возможности длительное время посещать школу, быть на связи с классом и учителем во время урока. Кроме того, эксперимент будет способствовать интеграции государственных информационных систем, сервисов и ресурсов с платформой ЦОС, а также предоставит возможность видеотрансляции для распространения лучших уроков и занятий. Для педагогов он будет полезен тем, что усовершенствует автоматизацию процессов внутри школы для разгрузки их от излишней бумажной работы с отчетами.
В целом поддерживая идею цифровизации системы образования, Олег Смолин считает, что в нормальном (не пандемическом) режиме цифровизация должна соответствовать уровню и возрасту детей («в начальной школе с ней нужно быть крайне осторожными, в основной школе она может быть представлена несколько шире, в старшей школе – еще шире»). А сами информационные технологии должны быть не заменой, а помощником учителя, подчеркнул депутат. С ним согласилась и Татьяна Серебрякова. «Никакие дистанционные форматы не заменят общение с учителем в школе, дистанционная форма обучения – это всего лишь одна из многих применимых технологий», – подчеркнула она.
Что касается Интернета и целесообразности ограничения доступа к нему детей, то Олег Смолин считает, что Интернет нужен, но не любой, а безопасный и образовательный. А электронные учебники не должны вытеснять обычные – они должны существовать параллельно.
Развитие дистанционного обучения
Дистанционное обучение, на которое власти вынуждены были перевести школьников в период обострения пандемии, выявило ряд проблем технического и материального характера. В частности, некоторые обучающиеся не могли подключиться к онлайн-урокам, поскольку не имели необходимых технических возможностей (отсутствие ноутбука, доступа в Интернет, периодические сбои в интернет-трафике и т. п.), да и не все родители поддержали идею перевода учебного процесса в дистанционный формат. Кроме того, выявился и правовой пробел относительно полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. В связи с этим в мае этого года в Госдуму были внесены отдельные законопроекты.
В свою очередь, второй законопроект – № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» – направлен на законодательное закрепление положения о разграничении полномочий Минпросвещения и Минобрнауки России в части координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий: по вопросам общего и среднего профессионального образования – Минпросвещения России, по вопросам высшего образования – Минобрнауки России.
В указанных законодательных инициативах не прописан срок вступления их в силу, но если процесс их рассмотрения и принятия не затянется, то они могут начать действовать уже в ближайшем учебном году.
***
То испытание, которое перенесла российская система образования из-за распространения на территории страны новой коронавирусной инфекции, не только выявило слабые стороны в организации образовательного процесса, но и дало толчок для развития новых технологий в образовании. Пандемия не повлияла на уже принятые законодательные решения, касающиеся российского образования, но стала стимулом для разработки новых, актуальных в современных условиях, решений, которые даже в случае непредвиденных ситуаций помогут обеспечить детей качественным образованием, во многом являющимся залогом их жизненного успеха.
1 С текстом проекта постановления Правительства РФ «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID проекта: 01/01/06-20/00105396).
Как будут учиться школьники с 1 сентября 2020 года в России — очно или дистанционно?
В Роспотребнадзоре опубликовали перечень требований к режиму работы образовательных организаций в наступающем учебном году. Целью государственной организации является разобщение потока учащихся, чтобы минимизировать их контакты между собой.
Как будут учиться школьники с 1 сентября 2020 года в России
Достаточно ознакомиться с перечнем требований, чтобы понять, как государство относится к ситуации с коронавирусом. Теперь становится ясно, как сильно COVID-19 повлияет на жизнь учащихся. Роспотребнадзор озвучил ряд требований к ученикам, их родителям и процессу работы в общеобразовательных учреждений. Кому-то подобный подход может показаться слишком жестким, но сегодня важно всем понять серьезность заболевания. Лучше во всеоружии подойти к самым пессимистическим сценариям распространения инфекции, чтобы уже спустя две недели после начала учебного процесса не навлечь на себя резкий скачок заболеваемости.
Основные требования Роспотребнадзора к организации образовательного процесса
В случае каждого класса индивидуально будет продуман режим работы. Для каждого класса будет установлено собственное время начала занятий, чтобы разобщить классы или группы. Об этом официально говорят в ведомстве. Каждому классу предоставят кабинет, в котором он будет изучать практически все предметы образовательной программы кроме тех, которые требуют использования специального оборудования или техники. На переменах общение между учащимися будет исключено, а состав классов сократят до 15 человек. Отменяются группы продленного дня и все виды массовых мероприятий. Дирекция обязана максимально часто организовывать выход детей на улицу. Все школьники, преподавательский и технический персонал перед началом занятий будут проходить через температурный скрининг.
К чему готовиться 1 сентября школьникам и их родителям?
Выполнение всего перечня Роспотребнадзора будет непростой задачей, но большая часть школ страны наверняка их осилит.
Таким образом, школьникам придется вступать в новый, совершенно непривычный образовательный процесс. И в этот раз он точно не начнется с «первого звонка», ведь праздничные мероприятия отменили.
Цифровизация системы образования
С начала сентября будет проведен эксперимент, в рамках которого будет использована целевая модель цифровой образовательной среды, которую в сокращенном виде называют ЦОС. Еще в конце июня Министерство просвещения распорядилось провести анализ частичного перехода на дистанционный режим работы. По сути, ЦОС является составляющей передовых мировых образовательных систем, который используют возможности высокоскоростного Интернета в рамках школ. Общеобразовательным учреждениям выделяют соответствующую технику и сервисы, повышающие интерактивность образовательного процесса, но не заменяющие классические способы подачи материала.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов отмечает, что речь идет не о полной замене очного вида обучения дистанционным. Напротив, прежние методы будут дополнены цифровыми программами, которые включают материалы Российской электронной школы. При этом будут задействованы зарекомендовавшие себя методики от лучших преподавателей России. Планируется провести эксперимент в Пермском и Алтайском краях, Ямало-Ненецком автономном округе, а также 13 областях страны, среди которых и Московская область. В этих субъектах уже проводятся все необходимые подготовительные процессы.
Согласно распоряжению Минпросвещения, датой завершения эксперимента числится 2022 год. В итоге планируется достичь амбициозной цели — предоставить всем школьникам России равные условия в получении качественного образования вне зависимости от их места проживания. Для этого ученикам и педагогам предоставят доступ к платформе ЦОС. Потребуется проведение высокоскоростного Интернета для занятий, чтобы добиться эффективной работы с образовательными сервисами и сайтами. Даже дети, которые по субъективным причинам не смогут посещать занятия, смогут быть на связи с одноклассниками и преподавателями, быть на уроке в удаленном режиме. Эксперимент поможет реализовать ряд государственных программ и информационных систем, интегрированных в платформу ЦОС. Планируется использовать практику видеотрансляции уроков для лучшего усвоения программы. Наработки педагогов упростят им жизнь в дальнейшем — автоматизация ряда школьных процессов избавит от ряда отчетов и других бюрократических процедур.
Депутат Олег Смолин поддержал идею диджитализации образовательного процесса, массового внедрения современных технологий. Правда, он считает, что использование ЦОС должно соответствовать возрасту и уровню развития детей. По его мнению, в начальной школе процент подачи должен быть минимальным, тогда как в старших классах его можно расширять. Применения информационных технологий должно не заменить, а упростить труд преподавателя. Вторит своему коллеге и Татьяна Серебрякова. По ее мнению, применение дистанционного формата обучения не способно заменить непосредственную работу учителя в школе.
Удаленная форма сотрудничества между учеником и учителем должна стать лишь одной из используемых технологий. По мнению Олега Смолина, Интернет очень важен, но необходимо продумать механизмы его внедрения. Ведь при неправильном подходе глобальная Сеть может оказаться не такой безопасной и полезной, как кажется в теории. Электронные учебники также стоит воспринимать, как дополнение, а не в качестве замены обычным. Виртуальный и реальный учебные процессы должны существовать в гармонии.
Дистанционное обучение не заменит традиционного обучения
В Министерстве просвещения поторопились успокоить детей, их родителей и учителей. С 1 сентября начнется учебный процесс в школах, и кроме привычного формата работы, будут использоваться цифровые программы. Сегодня ряд интернет-платформ содержат массу полезной информации, способной помочь ученикам и их педагогам в процессе обучения. Зарекомендовала себя та же Российская электронная школа. Сложно найти аргументацию против применения материалов, наработанных лучшими учителями страны. Рано или поздно все равно придется насыщать образовательный процесс информационными технологиями. Для школ подобный опыт будет полезным. Но для реализации амбициозных планов необходимо современное оборудование. По этой причине проведение эксперимента принесет школам только плюсы. Но не стоит путать применения современным методов с тотальным переходом на дистанционную форму обучения.
Очная форма обучения является наиболее эффективной, и это доказано десятилетиями. Поэтому полностью заменить ее дистанционной работой — это преступление. Но важно использовать преимущества информационных технологий, которые помогут улучшить образовательный процесс. На данный момент важно сделать все, чтобы применение современных методов не приносило дискомфорта преподавателям, ученикам и их родителям.
Внедрение современного компьютерного оборудования — это лишь первый шаг. Его применение поможет научиться работать в новом формате, но на это потребуется немало времени. Но и практика сотрудничества в удаленном режиме также важна. По словам Министра просвещения, в будущем дистанционные платформы могут потребоваться, как минимум, чтобы обеспечить своевременное получение материала для детей, которые будут находиться дома по причине болезни. Даже полная победа над коронавирусом на исключает сезонные простудные заболевания, ставшие для нас привычными. Практически каждый ребенок сейчас проводит какое-то время дома, пребывая на амбулаторном лечении. Важно, чтобы такие школьники не отставали по школьной программе.
Не стоит переживать, если школа включена в экспериментальную программу. На самом деле, многие ее аспекты уже давно используются образовательной системой. Современные педагоги применяют элементы ЦОС для более эффективной подачи материала. Речь идет об электронных журналах и дневниках. Даже самостоятельно ученики часто пользовались видеоконференциями и онлайн-лекциями. Кроме этого, нельзя забывать об электронных учебниках и других зарекомендовавших себя учебных инструментах.
Новый курс: что изменится в российских школах с 1 сентября 2020 года
© Коллаж Chips Journal
Нововведения, сомнения и предложения — в обзоре Chips Journal
Совсем скоро начнется новый учебный год. Какие нововведения ждут школьников и учителей? В какой форме будет проходить обучение во время пандемии? Скорее всего, окончательное решение по вопросу о дистанционном образовании будет принято властью только в августе, в зависимости от ситуации с распространением коронавируса. Но некоторые законодательные нормы приняты уже сейчас или находятся на стадии рассмотрения. Мы подготовили для вас небольшой обзор.
Надбавки для классных руководителей и бесплатные горячие обеды для школьников младших классов
Начнем с хороших новостей. С 1 сентября 2020 года учителям будут доплачивать 5000 рублей в месяц за классное руководство из федерального бюджета (то есть эта сумма будет выплачиваться дополнительно к надбавкам из региональных средств). Идею ввести это денежное поощрение активно поддерживал президент страны Владимир Путин: «Ближе всего к ученикам — их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, — это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки», сказал он в ходе оглашения послания Федеральному Собранию РФ.
Вторая хорошая новость — по новому закону, с 1 сентября ученикам начальной школы каждый день будут давать бесплатный горячий обед. Скорее всего, в сентябре за еду платить придется регионам, а уже потом подтянутся средства из федерального бюджета. Ситуация с финансированием горячих обедов, видимо, вообще пока не до конца прояснилась. Как сказал заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин: «Разные субъекты РФ получат разную долю федерального финансирования на эти цели: хотя дети в общем-то у нас одни и есть хотят примерно одинаково». Неясно пока также, что будут делать со школами, в которых нет пунктов горячего питания.
Если школы снова откроются…
Хотя ситуация с коронавирусом в России еще не стабилизировалась, основная линия Минпросвещения и Рособрнадзора явно направлена на то, что дети с 1 сентября все-таки вернутся в школы. Как сказал министр Просвещения РФ Сергей Кравцов на международной дистанционной конференции «Первые итоги пандемии: вызовы и новые возможности для мировой системы образования»: «У нас традиционно 1 сентября проходят линейки, по понятным причинам мы немножко в другом формате их проведем, но школьники придут в школы, учителя, и начнется образовательный процесс, но с определенными требованиями, чтобы не допустить вспышек заболевания или распространения инфекции, чтобы максимально обеспечить безопасность и здоровье наших школьников и педагогов». В какой именно форме будут проходить линейки, он не уточнил. Роспотребнадзор в любом случае запретил массовые мероприятия в школах и детсадах до 1 января 2021 года (так что мы останемся не только без традиционной линейки, но и, наверное, без елки — впрочем некоторые родители явно рады отмене праздников и сопутствующих им поборов).
Если школы действительно откроются с сентября, то занятия должны будут проводится с соблюдением ряда рекомендаций, а именно:
Вводится «кабинетная система обучения». То есть за каждым классом закрепляется свое помещение, чтобы свести к минимуму перемещение детей по зданию школы. Исключения возможны только для кабинетов химии, физики, спортзала и ИЗО.
Должно быть по возможности сокращено количество учеников в классе. Численность класса зависит от метража кабинета. На каждого ученика должно приходиться как минимум 2,5 квадратных метра площади, не занятой мебелью для хранения учебных материалов.
Нельзя собирать во время продленки детей из разных классов, поэтому вопрос с организацией продленки пока открыт.
Для каждого класса учебный день будет начинаться и заканчиваться строго в свое время.
Перемены в разных классах тоже не должны совпадать. Во время перемен дети должны выходить в коридор, а кабинет в это время будут тщательно проветривать.
Также во время перемен будут производить дезинфекцию помещения, но в отличие от проветривания, дезинфекцию будут делать не на каждой перемене.
Физкультуру (по возможности) следует проводить на открытом воздухе.
В школах должны быть работающие обеззараживатели воздуха.
Маски и перчатки обязательны для работников пищеблока.
В туалетах всегда должны быть туалетная бумага и мыло.
Школа обязана контролировать соблюдение правил личной гигиены школьниками и учителями.
Ученики с симптомами респираторных инфекции должны быть немедленно изолированы в отдельном помещении до приезда родителей или бригады врачей.
Также министр просвещения Кравцов сообщил, что когда дети вернутся в школу первого сентября, то будет проведена проверка их знаний. И если будут заметны большие пробелы после периода дистанционного обучения, то министерство введет специальную программу помощи ученикам и учителям.
А если школы не откроются…
Не все уверены в том, что дети действительно смогут вернуться в школы в начале сентября. Например, все тот же Олег Смолин говорит: «Я бы хотел с ним (с министром Кравцовым — прим. редакции) согласиться, но боюсь, что придется воспользоваться старым методом синоптика: самый точный прогноз — все возможно. Мы надеемся, что к сентябрю пандемия остановится, но никто не гарантировал, что не будет второй волны».
В период обострения пандемии весной этого года власти уже были вынуждены экстренно перевести школьников на дистанционное обучение. Опыт показал, что в этой области у нас есть ряд проблем. Во-первых, не все ученики смогли использовать такую систему обучения, потому что не у всех есть дома компьютер и высокоскоростной интернет. Поэтому вместо полноценных трансляций уроков в некоторых случаях все общение между учителем и учениками сводилось к электронной переписке или обмену сообщениями в чате. Кроме того, выяснилось, что в законодательстве не были четко прописаны нормы, по которым можно было бы переводить учеников на дистанционное образование. Поэтому депутаты подготовили несколько законопроектов (которые находятся на разных стадиях утверждения).
Дистанционное обучение в обычных условиях, не считая случаев введения режима повышенной готовности, режима ЧС или ЧП, должно вводиться на добровольной основе.
Если в особых условиях государство вынуждено переводить детей на дистанционное обучение, оно обязано позаботиться об их обеспечении компьютерной техникой, Интернетом, программным обеспечением и другими необходимыми условиями.
Второй законопроект должен разграничить полномочия в реализации дистанционных образовательных программ. Так за перевод на цифру в общем и среднем профессиональном образовании будет отвечать Минпросвещения России, тогда как дистанционное обучение в вузах будет прерогативой Минобрнауки России. Этот законопроект уже поддержали в кабинете министров.
Долгожданный ЦОС
Также с 1 сентября наши власти планируют начать эксперимент по внедрению модели цифровой образовательной среды — сокращенно ЦОС — в некоторых регионах. Что в нее войдет? Высокоскоростной интернет в школах, которым можно будет воспользоваться в каждом кабинете, обеспечение образовательных организаций соответствующей техникой, а также широкий набор сервисов, расширяющих интерактивность процесса обучения.
«Речь идет не о замене одного вида обучения, — очного — другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ, например, материалов Российской электронной школы, собравшей лучшие методики и уроки лучших учителей страны», — отметил Сергей Кравцов.
Специалисты надеются, что с помощью ЦОС больше учеников получат доступ к высокоскоростному Интернету для занятий в классе. И что дети, которые по каким-то причинам не имеют возможности длительное время посещать школу, смогут оставаться на связи с учителями и одноклассниками во время уроков. Кроме того, у школ появится возможность транслировать лучшие уроки преподавателей из других учебных заведений, то есть будет сформирован некий золотой стандарт учебных материалов, которыми смогут пользоваться все учителя. А также ЦОС должен облегчить педагогам ведение отчетов — есть надежда, что они будут хотя бы в некоторой степени автоматизированы. А на уровне регионов эта система тоже должна сделать легче процесс коммуникации властей со школами.