какое образование в результате реформы 1958 г стало всеобщим обязательным

Какое образование в результате реформы 1958 г стало всеобщим обязательным

Начиная со второй половины 1950-х гг. проводились реформы в школьном образовании, нацеленные на демократизацию обучения, необходимости его «приземления» к насущным потребностям реальной жизни. Так, был введен практикум по сельскому хозяйству в сельских школах, получивший развитие путем создания при школах различных ученических бригад по производству сельскохозяйственной продукции. Эта форма организаций широко рекламировалась в средствах массовой информации, проводились различные слеты и смотры учащихся, охваченных этой деятельностью. Логическим завершением начатых преобразований должен был стать «Закон об укреплении связи с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958 г.). Этим законодательном актом предусматривалось, например, овладение в школе несколькими рабочими профессиями. Но уже через некоторое время претворение этого закона в жизнь столкнулось с рядом трудностей, вызванных во многом непродуманностью его с точки зрения материально-технического обеспечения.

По закону 1958 г. родителям предоставлялось право выбора школы по причине защиты детей от языковых перегрузок, что значительно упростило ситуацию не только массового перевода большей части национальных школ страны на русский язык обучения, но и для превращения их в обычные по содержанию русские школы с дополнительным родным языком как предметом. Решающим аргументом родителей было также русскоязычие высшей школы. Научно-техническая революция и в целом научно-технический прогресс сыграл немаловажную роль в том, чтобы в национальных школах эффективнее изучался русский язык, с помощью которого можно было бы приобщиться к достижениям мировой культуры.

Результатом школьной реформы 1958 г. было последовательное вытеснение преподавания на родных языках преподаванием на русском не только из среднего (5-8 классы), но и из начального (1-4 классы) звена национальной школы. В итоге произошло вытеснение родного языка и культуры из содержания общего образования.

Первой крупной вехой в изменении представлений о главных целях и задачах национального образования было введение в национальных школах обязательного изучения русского языка в 1938 г. Переход к всеобщему семилетнему образованию в 1949-1952 гг. был связан со следующим поворотом в этой сфере, окончательно изменивший роль и функции национальной школы. Этот поворот полностью привел национальную школу в русло не только русского языка, но и русской культуры. Школьная реформа 1958 г. завершила этот переворот.

Источник

Какое образование в результате реформы 1958 г стало всеобщим обязательным

какое образование в результате реформы 1958 г стало всеобщим обязательным

Начиная со второй половины 1950-х гг. проводились реформы в школьном образовании, нацеленные на демократизацию обучения, необходимости его «приземления» к насущным потребностям реальной жизни. Так, был введен практикум по сельскому хозяйству в сельских школах, получивший развитие путем создания при школах различных ученических бригад по производству сельскохозяйственной продукции. Эта форма организаций широко рекламировалась в средствах массовой информации, проводились различные слеты и смотры учащихся, охваченных этой деятельностью. Логическим завершением начатых преобразований должен был стать «Закон об укреплении связи с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958 г.). Этим законодательном актом предусматривалось, например, овладение в школе несколькими рабочими профессиями. Но уже через некоторое время претворение этого закона в жизнь столкнулось с рядом трудностей, вызванных во многом непродуманностью его с точки зрения материально-технического обеспечения.

По закону 1958 г. родителям предоставлялось право выбора школы по причине защиты детей от языковых перегрузок, что значительно упростило ситуацию не только массового перевода большей части национальных школ страны на русский язык обучения, но и для превращения их в обычные по содержанию русские школы с дополнительным родным языком как предметом. Решающим аргументом родителей было также русскоязычие высшей школы. Научно-техническая революция и в целом научно-технический прогресс сыграл немаловажную роль в том, чтобы в национальных школах эффективнее изучался русский язык, с помощью которого можно было бы приобщиться к достижениям мировой культуры.

Результатом школьной реформы 1958 г. было последовательное вытеснение преподавания на родных языках преподаванием на русском не только из среднего (5-8 классы), но и из начального (1-4 классы) звена национальной школы. В итоге произошло вытеснение родного языка и культуры из содержания общего образования.

Первой крупной вехой в изменении представлений о главных целях и задачах национального образования было введение в национальных школах обязательного изучения русского языка в 1938 г. Переход к всеобщему семилетнему образованию в 1949-1952 гг. был связан со следующим поворотом в этой сфере, окончательно изменивший роль и функции национальной школы. Этот поворот полностью привел национальную школу в русло не только русского языка, но и русской культуры. Школьная реформа 1958 г. завершила этот переворот.

Источник

Как Хрущев боролся со школьным неравенством в 1958 году

Пускай США обгоняет по уровню подготовки специалистов, ничего не поделаешь. Мы этим отличникам покажем кузькину мать.

Через месяц после того, как новый проект вышел в так называемых «Тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР» («Правда», 16 ноября), академики А.Д.Сахаров и Я.Б.Зельдович также выступили в «Правде» (от 19 ноября 1958 г.) со статьей «Нужны школы для естествознания и математики». Они поддержали позицию Семенова, хотя и не называя его. В частности, теперь уже в форме официального проекта, они выдвинули идею создания специальных школ по естествознанию и математике для одаренных детей, подчеркнув необходимость сохранения непрерывности учебного процесса, чтобы молодые люди вступали в науку в возрасте в возрасте 22-26 лет, оптимальном для научного творчества.

Итак, в процессе дискуссии о реформе образования выявилось противостояние двух позиций: власти и идеологии, которые отдают приоритет физическому труду, и ученых, отдающих приоритет автоматизации, информационной революции и т.п. Для ученых «переход к коммунизму» был, скорее, переходом к 3-й промышленной или научно-технической революции, и именно так они понимали необходимость укрепления связи науки с производством. Многие идеологи КПСС имели иное мнение, но ученые в это время, по-видимому, получили достаточную автономию, чтобы претендовать на самостоятельное решение таких важных вопросов, как подготовка научных кадров и организация образовательного процесса. (Л.Кумель. Советские физики и вопросы образования: неприятие реформы 1958 г. // ИИЕТ РАН. Годичная научная конференция 2003 г. М.: Диполь-Т, 2003, с.333-337.)

Источник

65 лет назад образование в Советском Союзе стало бесплатным

какое образование в результате реформы 1958 г стало всеобщим обязательным

Школьники на уроке географии, 1959 год

6 июня 1956 года вышло постановление Совета министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР». Нововведение вступало в силу с начала нового учебного года, то есть с 1 сентября. Как отмечалось в документе, правительство приняло такое решение «в целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования».

Как в СССР вводили плату за обучение

Платное обучение с установленным годовым тарифом вводилось в СССР постепенно, начиная с 1923 года, когда Совнарком выпустил декрет «О порядке взимания платы за обучение в учреждениях Народного комиссариата просвещения».

В начале 1930-х годов изменилось содержание и методы обучения в школе.

Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники, введено преподавание всемирной и отечественной истории. Основной формой организации учебного процесса стали уроки, вводились строгое расписание занятий и правила внутреннего распорядка. Сложилась устойчивая школьная система с преемственными ступенями. В школы пришло новое поколение педагогов.

Постановлением правительства от 26 октября 1940 года «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий» в СССР была введена общеобязательная плата за обучение для всех учащихся вузов, 8-10 классов средних школ, а также техникумов, педагогических училищ, сельскохозяйственных и других специальных средних заведений.

Установление платы обосновывалось в документе «возросшим уровнем материального благосостояния трудящихся» и значительными расходами Советского государства «на строительство, оборудование и содержание непрерывно возрастающей сети средних и высших учебных заведений».

Годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских граждан (300-350 руб. в 1940 году).

Однако даже такая сумма лишала многих подростков возможности продолжить образование после 7 класса. Учитывая принудительные облигационные займы в размере 20-25% от зарплаты, в крупных городах реальный годовой заработок составлял 3400 руб. в год, в сельской местности — нередко лишь 1000 руб. В Москве, Ленинграде и столицах союзных республик учеба в старших классах стоила 200 рублей в год, а в вузах – 400. В провинции расценки были чуть ниже – 150 и 300 руб. соответственно. В 1940-е годы плата за обучение составляла в среднем примерно 10% от заработка взрослого человека, В 1950-1956 годах – около 5%.

Сотрудники НКВД фиксировали негативную реакцию населения

В том же 1940 году вышел указ «О государственных трудовых резервах СССР». Совнарком получил право ежегодно призывать от 800 тыс. до 1 млн молодых людей в училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). После приобретения необходимых навыков выпускники получали направления на предприятия, где обязаны были проработать четыре года. Несколько позже появился указ об уголовной ответственности сроком до одного года «за самовольный уход или за систематическое и грубое нарушение школьной дисциплины, повлекшее исключение» из училища (школы)».

Фактически государство прикрепляло учащихся к ФЗО.

Горотделы НКВД между тем фиксировали факты проявления отрицательных настроений и ежедневно увеличивавшееся стремление учащихся к массовому уходу из учебных заведений. Отмечалось, что студенты ходят возбужденные и не готовятся к занятиям. Большинство возмущалось несоответствием между Конституцией, которая гарантировала бесплатное образование, и вводившим плату указом. Наблюдались массовые случаи употребления спиртных напитков студентами. Отрицательные суждения по поводу указов регистрировались и среди взрослого населения. Многие высказывали возмущение крупными суммами, которые превышали месячные оклады неквалифицированных работников. В свою очередь, сотрудники вузов замечали, что советская власть «хаяла старые порядки, а сама им подражает».

В результате проведенных преобразований количество выпускников средних школ и вузов сократилось вдвое. Во время Великой Отечественной войны власти решили отменить плату за обучение на некоторых национальных окраинах. Очередным постановлением Совнаркома бесплатное обучение было введено в 1943 году в Казахстане, Узбекистане и Туркмении. Для остальных республик СССР продолжило действовать постановление от 26 октября 1940-го. Бесплатными для всех категорий населения остались только военные училища.

В период войны прием в вузы был сокращен на 41%. Количество вузов уменьшилось с 817 до 460, а число студентов сократилось в 3,5 раза.

Новые обязанности учеников

После вступления в силу постановления Совмина СССР от 6 июня 1956 года ситуация начала разворачиваться. Уточнялось, что инициатива правительства «расширяет фактические гарантии права на образование, содействует дальнейшему развитию всеобщего среднего обучения». Уже в 1960-м в советских научных пособиях констатировалось, что «отмена платы за обучение в школах второй ступени привела к увеличению контингента учащихся».

Поскольку решение об отмене платы за обучение с учебного года 1956/57 было принято через несколько месяцев после XX съезда КПСС, некоторые усмотрели в этом очередные нападки Никиты Хрущева на Иосифа Сталина, при котором высшее образование в СССР стоило денег.

Однако и при Хрущеве учеба не стала бесплатной на 100%.

24 декабря 1958 года был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», вводивший обязательное восьмилетнее образование. При этом учащиеся 9-10-го классов должны были два дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве. Все произведенное школьниками на заводе или в поле шло в оплату школьного образования. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы в течение не менее двух лет после окончания школы. Это нововведение было отменено после отставки Хрущева со всех постов. Свой современный вид система школьного образования приняла при Леониде Брежневе в 1966 году.

Источник

Какое образование в результате реформы 1958 г стало всеобщим обязательным

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», положивший начало реформе школы, продолжавшейся до середины 1960-х гг.

Главной целью реформы была объявлена подготовка технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства. Вместо 7-летнего вводилось всеобщее обязательное 8-летнее образование. Переход на него был осуществлён к 1963 г. Полное среднее образование, срок которого был увеличен с 10 до 11 лет, предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с трудом в дневной или вечерней школе, либо в техникуме. Два дня в неделю школьники старших классов дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.

Расширялась сеть вечернего и заочного образования, предоставлялись преимущества для поступления в вуз уже проработавшим на производстве не менее трёх лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.

На практике лозунг связи школы с жизнью реализовывался слабо. Массовый переход школ на производственное обучение не состоялся вследствие недостатка рабочих мест для школьников. Лишь небольшая часть выпускников шла работать по специальности, полученной в школе. В то же время значительно сниженным оказался уровень общеобразовательной подготовки учащихся.

Поэтому в 1964-1966 г. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного. Профессиональная подготовка осталась только в тех учебных заведениях, которые располагали необходимой материальной базой.

Лит.: Народное образование в СССР. Сб. документов, 1917-1973 гг. М., 1974; Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики. Т. 1. Социально-экономические и правовые предпосылки развития образования взрослых. Кн. 1. История развития образования взрослых в России. СПб., 2000; Политехническое образование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. М., 1999.

См. также в Президентской библиотеке:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *