какое образование получать для бизнеса
Антикризисное образование: чему нужно учиться предпринимателям
Бизнес-образование в кризис становится особенно актуальным. Топ-менеджеры и владельцы компаний столкнулись с необходимостью изменения принципов управления и поиска новых бизнес-моделей.
Для новых форматов взаимодействия с аудиторией, построения процессов и команд в цифровой среде нужны знания.
Руководитель направления « MBA » в Нетологии
Сегмент бизнес-образования сегодня оценивается в 7,2 млрд рублей и составляет 5% от всего рынка дополнительного обучения для взрослых. Об этом говорит исследование рынка онлайн-образования 2020 года.
По словам специалистов, часть обучения навыкам предпринимательства была перемещена в онлайн ещё до пандемии. По оценке аналитиков РБК, прирост числа занимающихся по программам бизнес-образования онлайн в 2018 году составил 33,5% по сравнению с предыдущим годом. Сейчас в онлайне появилось ещё больше программ. Так какие же курсы лучше выбрать?
Длинные vs короткие курсы
Понятие классических бизнес-программ (executive education) пришло к нам из США. Изначально под ними понимались двухгодичные фундаментальные программы обучения.
Предпринимателям нужно было уйти в отпуск на два года, чтобы с головой погрузиться в обучение.
Сегодня дела обстоят проще: возросла популярность коротких программ, в том числе и в России. Двухгодичные программы становятся пережитком прошлого: знания, полученные к концу первого года обучения, обычно не актуальны на втором.
Чтобы выдерживать конкуренцию, предпринимателям важно владеть самым актуальным цифровым инструментарием, понимать, как внедрённые технологии меняют покупательский опыт и каким образом цифровизация ускоряет операционные процессы. Для такого темпа нельзя тратить годы на обучение. Именно тут могут помочь короткие курсы продолжительностью 8‒10 недель. Они затрагивают отдельные аспекты: финансы, маркетинг, управление командой.
Несмотря на то что мы уже вышли из локдауна, компании оставляют сотрудников на удалёнке — например, Яндекс, Mail.ru, Тинькофф, Нетология. Многие видят в этом точку роста. Но далеко не каждый управленец знает, как правильно выстраивать бизнес в таких условиях.
Это новые вызовы, справиться с которыми помогает гибкое практико-ориентированное образование, которое построено на разборе реальных кейсов руководителей. Тезис подтверждают и требования к лекторам на MBA.
Бизнесу нужны не теоретики, которые читают по учебнику, а руководители успешных современных компаний, которые рассказывают о том, как они преодолевают кризис здесь и сейчас.
Почему бизнес-программы нужны именно управленцам
Несмотря на то что образование сегодня стало крайне популярным, обучение на бизнес-программах подходит далеко не всем.
Портрет потенциального слушателя гораздо уже, чем говорят многие бизнес-школы.
Во-первых, получение диплома MBA не требуется линейным сотрудникам, которые не занимаются развитием бизнеса. Если менеджер не имеет никакого отношения к управленческой деятельности компании и не ожидает перехода на более высокую должность, ему негде применить знания.
Это подтверждает и второй критерий отбора на программы MBA — опыт работы на руководящей должности. Он разнится от программы к программе, но в среднем — от трёх лет.
Бизнес-программы нацелены на людей, которые точно знают свои слабые стороны в управлении и приходят улучшать навыки. Проходить обучение на MBA-программе просто, чтобы стать лучшим управленцем, априори неудачная идея.
На определение портрета студента влияет и финансовая сторона вопроса.
Если вы руководитель, но у вас небольшой бизнес, который не планируете расширять в ближайшие несколько лет, вам лучше вложиться не в диплом MBA, а в развитие персонала компании.
Во-первых, это будет дешевле, а во-вторых, принесёт быстрый и выгодный результат в моменте.
Бизнес-образование — про комплексный подход к обучению. Управленцы учатся смотреть на свои задачи под новым углом. На коротких сессиях у коучей за несколько часов можно узнать лишь о работе конкретного инструмента, а на бизнес-курсах даётся более глубокое представление о предпринимательском мире. Руководители должны мыслить более глобально. Их ключевые навыки: умение быстро принимать решения, просчёт рисков и отсутствие страха изменений.
Востребованным становится именно онлайн-формат обучения. В бизнес-школах уже давно запущены онлайн-MBA (Школа бизнеса Университета Уорвик в Великобритании, INSEAD, Стэнфордская и Оксфордская бизнес-школы). Само обучение по программам становится более дробным и фрагментированным, разбитым на небольшие модули. Это позволяет руководителям учиться без отрыва от операционной деятельности.
Отдельное место занимает blended-формат обучения, в котором сочетаются онлайн- и офлайн-компоненты. К примеру, INSEAD делает 12-месячную программу: это интенсивное погружение, но при этом студенту не обязательно постоянно находиться в кампусе. Он приезжает только для прохождения модулей, учится очно неделю, общается с одногруппниками, а потом на целый месяц возвращается домой — чтобы самостоятельно проработать кейсы.
Критерии выбора
Критерий 1. Стоимость
Стоимость топ-программ может казаться слишком высокой, но это только на первый взгляд. При запуске нашего направления «Digital MBA» в рамках кастдева мы успели пообщаться с большим количеством выпускников разных MBA-программ. Большая часть опрошенных понимают, что качественное образование недешёвое, так как эксперты, которые преподают на курсах, — практики с колоссальным опытом в бизнесе.
Час таких людей просто не может стоить мало. И это действительно так: например, во французской школе INSEAD год обучения на бизнес-программе стоит 70 тысяч евро, а в Гарвардской школе бизнеса — 80 тысяч долларов.
Критерий 2. Качество социальных связей
Пожалуй, главное в бизнес-образовании — нетворкинг и возможные партнёрства. В INSEAD, Стэнфордском университете и других бизнес-школах, в том числе онлайн, у студентов есть все условия для эффективного общения. Поэтому при выборе программы посмотрите на потенциальных одногруппников. С этими людьми вам решать кейсы, а на некоторых направлениях — ещё и готовить диплом.
Критерий 3. Отзывы выпускников
Найдите тех, кто уже окончил выбранную вами программу, и подробно расспросите об обучении. Сравните ваши ожидания от программы с учебным планом. Посетите дни открытых дверей, чтобы лично увидеть авторов программ. Оцените, окупят ли себя необходимые вложения. Взвесьте все за и против.
Преимущества образовательного бизнеса
По данным Research and Markets, глобальный образовательный рынок к 2025 году достигнет показателя в 350 млрд долл. Пандемия подтолкнула отрасль к стремительному росту — например, в России есть компании, которые в 2020 году показали больше 600% увеличения выручки.
Эксперты рынка, по информации Trud.com, в ближайшие годы ждут положительную динамику индустрии. 42% респондентов заявили, что рассчитывают на рост спроса, еще 26% заметили, что спрос, скорее всего, останется на прошлом уровне.
Если вы планируете открыть бизнес — присмотритесь к сегменту образования. У этой отрасли много преимуществ.
Вы можете сделать образование лучше
Это не прямой бизнес-показатель успеха, а скорее моральный фактор. Но государственное образование сейчас переживает не лучшие времена. Например, судя по исследованию Ipsos, 51% опрошенных из России уверены, что польза от высшего образования не стоит денег, которые нужно за него заплатить.
Мэттью Линч, доктор психологических наук и владелец Lynch Consulting Group, считает образовательный бизнес возможностью сделать отрасль лучше. Вы можете разработать новые программы, которые улучшат качество обучения. При этом вы не скованы регламентами, методичками и требованиями министерства образования. Вашим преподавателям не нужно тратить десятки часов в месяц на написание отчетов — это время они могут посвятить вашим клиентам, студентам.
Вы можете внедрять новые технологии
Образование сейчас активно развивается из-за массового перехода в онлайн:
Технологии помогают экономить, улучшают образовательный процесс и в итоге помогают компании вырасти.
Вы можете сделать продукт один раз, а продавать его постоянно
Тенденция последних лет — видеообразование. Шон Бай, основатель F Learning studio, считает этот формат перспективным в 2021 году. Его любят студенты, ведь курс можно скачать сразу и смотреть в удобное время.
Рост спроса на видеокурсы — отличная новость для предпринимателей, ведь это экономически выгодно. Вы можете один раз арендовать студию, нанять преподавателя и записать ролики. И затем продавать видеокурс бесконечно.
В отличие от классических курсов, у вас нет множества расходов: не нужно постоянно платить учителям, тратить деньги на аренду. Сейчас не нужно тратиться даже на производство — покупателю не придется отправлять диск с контентом, достаточно ссылки на скачивание.
Итого: сделали один раз, а продаете бесконечно. Постоянные расходы только на рекламу и несколько сотен рублей в месяц на содержание сервера. Сравните с любым другим физическим бизнесом — образовательное предпринимательство очень выгодно с точки зрения окупаемости инвестиций и прибыльности с каждой продажи.
Вы можете получить много инвестиций
Образовательная индустрия становится точкой притяжения для инвесторов, ее стали называть современным «единорогом» — то есть это инвестиции, у которых высок шанс показать быстрый и многократный рост.
Например, в 2020 году, пишет Forbes, инвестиции в российскую образовательную платформу Smart School Pro составили 1,5 млн долл. Лидером по инвестициям в мире называют Yuanfudao — китайская компания привлекла 2,2 млрд долл. с общей оценкой в 15,5 млрд.
Вы можете не тратить много денег на старте
Делать образовательные продукты при желании можно даже в одиночку. Если вы известный эксперт или сможете привлечь такого в роли преподавателя, то вам достаточно:
Конечно, такой подход нельзя назвать полноценным бизнесом, скорее, тестирование идеи. Но это неплохо для старта — вы можете выяснить, есть ли спрос, и заработать первые деньги, которые можно потратить на расширение — рекламные компании, новые преподаватели, получение образовательной лицензии.
Вы можете стать очень богатым
Образовательный бизнес, особенно онлайн, сейчас считается одним из самых перспективных. Как пишет РБК со ссылкой на Smart Ranking и ИТ-холдинг TalentTech, российский EdTech-рынок стремительно рос во время пандемии. Например, по размеру выручки за второй квартал 2020 года компания Яндекс.Практикум выросла на 625%, Skillbox на 349%, а Нетология-групп — на 130%.
Частное образование, которое предоставляет бизнес, а не государство, все больше интересует людей. Судя по исследованию HH, чуть больше четверти опрошенных считают, что в ближайшие 10 лет их профессия исчезнет. При этом в те же 10 лет уже 51% респондентов планируют поменять профессию. Вряд ли все эти люди пойдут в вузы, учиться 4-6 лет, чтобы получить новую работу. Скорее всего, их заинтересуют частные, интенсивные курсы, где знания и навыки им дадут за полгода. Без лишней академической теории и посторонних предметов.
Следите за нашими обновлениями:
Как заняться образовательным бизнесом практически без вложений
Попробовать себя в образовательном бизнесе можно и без запуска своего проекта — используйте для этого партнерские программы уже развитых компаний. Грубо говоря, вы становитесь посредником: продаете чужой образовательный курс и получаете за это свой процент.
Вот как это работает:
Размер вознаграждения зависит от договоренностей — в образовании это обычно 20-50% от полной стоимости курса. Чтобы зарабатывать больше, выбирайте партнерские продукты с высокой ценой.
Как работает экономика
Недорогой продукт. Например, вы можете взяться за продажу курсов по цене 5000 руб. Комиссионные — 20%, то есть 1000 руб. с продажи.
Вы тратите на рекламу 10 000 руб. — покупаете пост в каком-нибудь городском сообществе в соцсети. Там пост читают 10 000 человек, из которых 1%, а это 100 человек, интересуются продуктом. Покупают 10% от тех, кто заинтересовался, а 10 человек. Итого вы заработаете 10 000 руб. — сколько вложили, столько и получили.
Дорогой продукт. Теперь рассмотрим, что происходит с продуктом за 50 000 руб. и комиссией в 20%. Заинтересуются им меньше людей, пусть 0,5%. Купят тоже меньше — пусть 5 человек. Итого выручка — 250 000 рублей. Ваш доход — 50 000 рублей. Хотя расходы и действия те же.
Получается, что выгоднее продавать не много, а мало — если продукт дорогой и комиссия высокая.
Пример выгодной и надежной партнерской программы
Можем предложить нашу партнерскую программу — мы показываем в качестве примера именно ее, потому что можем гарантировать честность.
Мы готовы рассказать о партнерской системе продаж Русской Школы Управления подробнее. Свяжитесь с нами!
Проконсультироваться по вопросам порядка подключения к партнерской программе вы можете у Владимира Кулебакина:
тел. +7 495 980 57 28 доб.219
Смотрите также: Преимущества Русской Школы Управления
Дмитрий Кузьмин Автор медиапортала Русской Школы УправленияКакое образование нужно предпринимателю и где его получить Статьи редакции
Финансовые инструменты, инвестиционные презентации, построение модели продаж: что изучают на программе Стартап Академия Сколково и как туда поступить.
Предпринимательское образование должно быть прикладным, чтобы быстро вникнуть в бизнес-процесс и не тратить много времени на изучение теории. Это позволяет приобрести необходимые навыки и освоить инструменты за короткий срок.
На практике это выглядит так: преподаватель рассказывает, например, об интернет-маркетинге и сразу знакомит студентов с полезными инструментами – сервисами для создания лендингов, анализа трафика и конверсии. Студенты выбирают, что нужно их проекту, и сразу применяют новые знания на практике.
Такая система действует на программе Стартап Академия бизнес-школы Сколково. Она состоит из тематических модулей: бизнес-моделирование, маркетинг, команда, финансы, PR и soft skills. Программа рассчитана на действующих или будущих предпринимателям с оформленной идеей, которые хотят запустить собственный проект или ускорить развитие существующего.
Обучение длится пять месяцев. Раз в месяц студенты приезжают в бизнес-школу на несколько дней и изучают новую тему. Между очными модулями студенты выполняют задания преподавателей и учатся онлайн.
В первую очередь это база, без которой невозможно выстроить собственный бизнес — как рассчитать финансовую модель и построить модель продаж, решить юридические и налоговые вопросы перед стартом:
Как рассчитать выручку компании и прибыль с единицы товара, как моделировать unit-экономику.
Как упаковать проект в структурированный рассказ на 30 секунд, минуту или три минуты — в зависимости от требований формата. Преподаватели программы также уделяют внимание таким навыкам, как умение убеждать и вести переговоры.
Как проводить презентацию компании или услуги с учетом особенностей аудитории — будь то инвестор, клиент или будущий сотрудник, как позиционировать себя в социальных сетях и выстраивать digital-маркетинг.
Нет уникального рецепта, который превратит в предпринимателя менеджера среднего звена, который никогда не делал свой бизнес. Но одно можно сказать точно: навыки стопроцентно развиваются во время практики.
Программа рассчитана на три категории слушателей:
Бизнес-школа работает по модели модульного обучения: студент приезжает раз в месяц в бизнес-школу, остаётся на несколько дней, а затем возвращается к своему проекту.
Модульный формат подходит тем, кто планирует уйти из корпорации и запустить собственный проект. В таком случае есть время на подготовку к старту и запуск пилота. Также такой формат будет удобен предпринимателю, который в текущем бизнесе поменял управленца, отошёл от операционной деятельности и занимается новой идеей.
Бизнес-школа — это не про маленькие шаги. Тебе не скажут здесь подвинуть логотип на три пикселя. В Сколково ты приходишь с непонятной, но вроде бы работающей штукой. И тут тебе начинают объяснять, как она на самом деле работает и как это можно улучшить.
Процесс построен следующим образом: четыре дня студенты учатся, а в течение трех недель до следующего модуля применяют новые знания на практике. Занятия длятся весь день с четверга по воскресенье. Первые три дня студенты слушают лекции преподавателей-практиков, а воскресенье отводится на работу с коучем. Коуч помогает определить общий вектор развития проекта и выстроить стратегию по шагам.
Во время собеседования на поступление директор программы Юрий Митин делает заметки по каждому кандидату и создаёт его или её предпринимательский портрет. Коучи — опытные предприниматели — привлекаются в соответствии с этими описаниями.
Затем коучи выбирают себе студентов (не наоборот). Например, Владимир Волошин, основатель Ironstar, международного соревнования по триатлону, работает преимущественно со спортивными стартапами. Если у студента не сложилась работа с коучем, он имеет право выбрать другого.
Любой студент также может попросить о встрече с ментором. Ментор Стартап Академии — это крупный российский бизнесмен, или партнер-учредитель бизнес-школы, или выпускник Сколково EMBA, который управляет компанией в аналогичной сфере бизнеса.
Московская школа управления Сколково строилась для того, чтобы управленцы и бизнесмены могли получить достойное образование, не уезжая за границу. Основатели хотели, чтобы студенты создавали бизнес-сообщество в России и имели возможность общаться, помогать друг другу в реализации проектов.
Мой бизнес появился в 2014 году. Это был шеринг-проект: люди безвозмездно отдавали нам ненужную одежду, а мы продавали её в магазине. Прибыль от продажи одежды перечислялась в благотворительный фонд.
На программу меня позвал её директор — Юрий Митин. Когда я пришла на программу, у нас было четыре московских магазина с годовым оборотом 36 млн рублей, пункты приёма в виде контейнеров и наработанные контакты с корпорациями, которые помогают нам собирать одежду.
За пять месяцев обучения я поняла, какие возможности есть у моего проекта. Прежде он мне казался «милой самозанятостью»: кручусь на складе, в магазинах, со всеми общаюсь и нанимаю людей. А тут мы решили, что будем строить региональную сеть.
За время обучения я открыла один региональный магазин — он вышел на окупаемость за три недели. Сейчас мы подписываем договор с инвестором, который вложится в региональное развитие 70-ти магазинов в ближайшие три года.
Обучение в бизнес-школе выбирают также из-за возможности обмениваться экспертизой. Когда студент заканчивает учёбу, он попадает в сообщество выпускников — одно из наиболее активных деловых сообществ в России.
Мы называем это английским словом Alumni — ассоциация выпускников, в которой человек может найти партнёра по бизнесу или инвестора.
Для многих возможность состоять в сообществе Skolkovo Alumni — это большая ценность. Проходит несколько лет, а выпускники продолжают встречаться и общаться, организовывают тематические мероприятия и поездки, вместе запускают новые проекты.
Сейчас в сообществе полторы тысячи выпускников программ Стартап Академия, Практикум для директоров, MBA и Executive MBA — все они активно общаются.
Мой проект вырос из личной истории — у меня развилась сильная аллергия, и многие продукты резко оказались под запретом. Тогда я придумала «Слайсы» — хлебцы из пророщенного льна, которые помогли мне вылечиться, и «Фрешкейки» — вкусные и полезные торты. Они получились такими вкусными, что я решила поделиться ими с миром.
К моменту поступления на программу я уже поставляла свою продукцию в «Азбуку Вкуса», «Перекресток», «Глобус». Я хотела идти дальше, масштабировать проект, но остро чувствовала недостаток в компетенциях и навыках.
За свой предпринимательский путь я совершила, наверное, практически все возможные ошибки по части планирования финансов, маркетинга, управления командой, организации бизнес-процессов. Когда я отучилась на программе Стартап Академия Сколково, то поняла, что могла бы быстрее достичь результатов, если бы пошла учиться раньше.
До этого я много распылялась, а коучи помогли определиться со стратегией развития конкретных продуктов и компании в целом. В группе я получила мощную поддержку, веру в меня и мой продукт. Это не просто слова, это именно действия — кто-то даёт нужные контакты, кто-то специалистов, кто-то помогает сам. После Стартап Академии я чувствую себя вполне уверенным предпринимателем, который знает, куда он идёт.
Сообщество работает, живёт и развивается, внутри него существуют клубы по интересам. Например, есть юридический клуб, клуб независимых директоров, клуб строителей, клуб инвесторов, триатлонистов, любителей баскетбола, клуб «Сандуны» и так далее. Чем больше студентов — тем больше инициатив.
Мой проект — это фитнес-клуб для серферов с двухметровой искусственной волной. В прошлом году мы спроектировали саму технологию и установку — она почти готова, в феврале этого года запустим прототип.
В Стартап Академии мне помогли придумать альтернативные способы продажи и сформировать новую продуктовую линейку. Изначально мы планировали делать «мобильные» волны, которые можно просто привезти и поставить — например, на набережной.
Во время обучения я стал думать, как наладить работу с частными инвесторами и франшизами. В результате родилась новая концепция — помимо продажи «мобильных» волн, я решил открыть фитнес-клуб для серфёров — чтобы они могли комплексно тренировать навыки сёрфинга в городе и поддерживать форму, готовясь к очередной поездке на океан.
На финальном питчинге я занял второе место среди 50 студентов. Сразу после окончания Стартап Академии и публичного питчинга мне за неделю пришло 57 запросов от инвесторов — так что сейчас у меня очень активный период с множеством встреч.
Программа Стартап Академия — это бизнес-образование, поэтому у претендента должен быть диплом вуза, опыт работы, действующий предпринимательский проект или понятная концепция бизнеса, которую можно обосновать.
Цель учёбы должна соответствовать ценностям бизнес-школы. К учебе вряд ли допустят кандидата с такой мотивацией: «Здесь можно получить доступ к обеспеченной аудитории и продать услугу. У меня строительная компания — возьмите меня в сообщество».
Собеседование на программу — оно также называется адмиссией — проходит каждый четверг. В состав комиссии входит директор программы Юрий Митин, выпускники программы Стартап Академия, коучи, представители предпринимательского сообщества.
На адмиссии потенциальному студенту задают вопросы об опыте работы, о личных заслугах. Затем нужно рассказать о проекте или идее. После этого следует самое главное: выявление мотивации. Кандидат должен ответить, зачем ему обучение и чем он может быть полезен бизнес-школе.
Это неудобный вопрос — как если бы человек пришёл купить автомобиль, а у него бы спросили, чем он будет полезен сообществу этой марки автомобиля. Но на адмиссии его задают, — потому что Сколковское бизнес-сообщество принимает только единомышленников, готовых помогать и поддерживать друг друга.
На адмиссии можно получить хороший совет в отношении своего проекта. Кандидату также дадут контакт выпускника с похожим запросом на старте обучения. Как правило, общение с выпускником позволят принять финальное решение — стоит ли идти учиться.
У каждого поступающего есть свой рейтинг в баллах. Претендентов оценивают по пяти критериям. Первый критерий — объём рынка, на который претендует предприниматель. Второй — конкурентное преимущество и новизна. Третий критерий — команда проекта: комиссия смотрит, как предприниматель собирается действовать — в одиночку или собрал команду профессионалов с подтвержденной репутацией.
Четвертый критерий — финансовые показатели и бизнес-модель. Пятый критерий — готовы ли инвесторы вложить собственные деньги или деньги фонда в этот проект.
Есть предприниматели, которые приходят с конкретной задачей: например, найти ментора или улучшить навыки ведения переговоров, чтобы договариваться с торговыми сетями о реализации продукции. Кто-то приходит в поисках инвестора.