Ученые считают что историзмы диктант

Диктант. Истории известно, что в путешествии русские люди поистине неутомимы и неустрашимы

Истории известно, что в путешествии русские люди поистине неутомимы и неустрашимы. Испытанные путе- шественники считают, что земной шар вовсе не просто- рен и совсем не велик. Паши современники объезжают земной шар не более чем в несколько суток и, рассчитывая проникнуть в со- вершенно неисследованные места, без устали бороздят никому не знакомые моря и изучают никем не виданные острова, бесстрашно проносятся над некогда неприступ- ной ледяной шапкой Арктики. Некоторым людям начинает казаться, что ни у полю- сов, ни в недрах обожжённой неумолимым солнцем Аф- рики, ни в девственных лесах Бразилии, ни в каком-ни- будь горном ущелье Тибета, ещё недавно неведомом, — нигде науке не удастся найти никаких особенных тайн. Разумеется, такие взгляды ни в какой мере не убедитель- ны, так как совершенно необоснованны. Сколько ни узнали уже люди о внешнем мире, а всё ещё неисследованное и недоступное окружает их со всех сторон. Как высоко ни поднимался человек ввысь, как низко ни опускался он в глубь земли, а находятся про- странства, где человек ещё не бывал. Они расстилаются как над нами, так и под нами. То, что мы сравнительно неплохо знаем, есть не что иное, как поверхность твердого слоя земли. Над нами простирается невидимый для нашего глаза газообразный океан, пока ещё не изученный, а под нами — область глубин земли, неведомых человеку. Что может рассеять это двойное белое пятно, обсту- пившее нас? Понятно, что ничто иное, кроме науки, тут помочь нам не может. От центра Земли нас отделяет расстояние, которое вполне обоснованно исчислено в 6350 километров. Но ни пролететь, ни промчаться на экспрессе, ни опуститься на скоростном лифте, ни каким-либо другим способом про- нестись через это пространство невозможно. Современной науке ещё далеко не известно, что нахо- дится внутри земного шара, а наши знания о газообраз- ном слое, окружающем нас и поднимающемся кверху на сотни километров, так же несовершенны, как и о глу- бинных слоях земли. Но для человеческой мысли нет ни- чего недоступного: она способна преодолеть все препят- ствия на пути к овладению природой. Бесспорно, нам предстоит сделать немало важных от- крытий, и никак нельзя сказать, что на Земле скоро не- чего будет открывать.

Источник

Дидактический материал по теме «Архаизмы, историзмы»

Хайруллина Лилия Ирдусовна,

МБОУ «Тетюшская татарская СОШ»

Тетюшского муниципального района РТ

Тест по теме «Устаревшие слова»

б) томленье, надежда, упованье

в) чело, владыко, древо

г) челн, водитель, меч

3. В каком варианте ответа верно указано значение слова«чело »:

б) конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью своего господина

г) человек, награжденный орденом

а) А.С.Пушкин. «Капитанская дочка»

г) Л.Н.Толстой «Детство»

в) вельможа, министр

Ученые считают что историзмы диктант

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Ученые считают что историзмы диктант

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Ученые считают что историзмы диктант

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ученые считают что историзмы диктант

Номер материала: ДБ-192927

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Ученые считают что историзмы диктант

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ученые считают что историзмы диктант

В МГУ заработала университетская квантовая сеть

Время чтения: 1 минута

Ученые считают что историзмы диктант

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Ученые считают что историзмы диктант

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

Ученые считают что историзмы диктант

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Ученые считают что историзмы диктант

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ученые считают что историзмы диктант

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Ученые считают что историзмы диктант

Ответ:

историзмы

царь — один из титулов славянских монархов.

дворец — резиденция царствующих владетельных лиц

думный дьяк — в Русском государстве в XVI—XVII вв. низший думный чин

лобное место — возвышение, помост на площади, с которого в старину объявлялись народу указы государей и на котором совершались казни

государь — глава монархического государства

посадские люди (син. чёрные люди) — сословие средневековой Руси, в обязанностях которого было платить денежные и натуральные подати

купецкие люди (син. торговец) — люди, занятые в сфере торговли, купли-продажи

воевода — в 10 – кон. 17 вв. вое­на­чаль­ник в Др.-рус. го­су­дар­ст­ве, Рус. го­су­дар­ст­ве, Рос­сии; с 16 в. осу­ще­ст­в­лял так­же и мо­би­ли­за­цию

приказные люди — в Русском государстве в XVI-XVII веках служилые чины, в которые набирались неродовитые люди

бурмистр — управляющий помещичьим имением или староста, назначенный помещиком из крестьян (в России при крепостном праве)

лапти — обувь, распространённая на Руси в старину, бывшая в широком употреблении в сельской местности до 1930-х, сплетённая из древесного лыка (липовые, вязовые, ивовые и другие, бересты или пеньки

воротня — помещение привратника

мужик — мужчина-простолюдин, человек низшего сословия; у Даля также крестьянин, поселянин, пахарь, земледел, хлебопашец, тягловой.

изба — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности на территории расселения восточных славян

хоромы — жилые деревянные строения, просторный дом, обычно состоявший из отдельных строений, объёдинённых сенями и переходами на Руси

подклеть — нижний нежилой этаж старинного русского дома, избы, обыкновенно предназначавшийся для прислуги

архаизмы

учинилось — совершиться, произойти; сделаться кем-, чем-л., каким-л

волокиты — искательство, старанье, ходьба за чем; тягость. труд, работа

Источник

Методическая разработка урока русского языка по теме : «Устаревшие слова».

Тема урока : «Устаревшие слова». Тип урка : изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка по теме : «Устаревшие слова».»

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Устаревшие слова».

Тип урока : изучение нового материала

Знать причины появления устаревших слов ;

Знать, разницу между историзмами и архаизмами;

Уметь находить устаревшие слова в тексте ;

Уметь правильно использовать в речи устаревшие слова.

Развивать умение находить устаревшие слова в тексте ;

Развивать умение использовать устаревшие слова в речи ;

Развивать умение отличать архаизмы от историзмов ;

Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Показать красоту и богатство родного языка через многообразие архаизмов и историзмов в русском языке.

Проверка домашнего задания

Объяснение нового материала

Лоб — чело, золото — злато, щеки — ланиты, предсказатель — вещун, одежда — одеяние.

Один учащийся вслух читает классу теоретический материал об устаревших словах.

— Какой пометой обозначаются устаревшие слова в толковых словарях? (Устар.)

Закрепление изученного материала

Учитель и учащиеся составляют схему.

— На какие группы делятся устаревшие слова?(Историзмы и архаизмы.)

Ученые считают что историзмы диктант Ученые считают что историзмы диктант

треуголка зеница (глаз)

Работа с текстом и словарём

Учащиеся выполняют упражнение 135.

Упражнение 135 :
…С утра оба княжича, Федор и Александр, рано пришли в свою светлицу, где их поджидал иеромонах Варсонофий со старой книгой псалтыри. Усевшись за стол и водя деревянными указками по строкам, оба мальчика стали нараспев читать…
Когда чтение окончилось, Варсонофий положил перед мальчиками по небольшому листу харатьи и княжичи стали выводить гусиными перьями замысловатые буквы.
( В.Ян. «Юность полководца»)

— Какие слова называют устаревшими?

— Мы достигли поставленной цели при выполнении данного упражнения?

Учащиеся пишут распределительный диктант.

— Что такое историзмы?

— Что такое архаизмы?

— Мы достигли поставленной цели при выполнении данного упражнения?

Самостоятельная работа (дифференцированное задание)

Текст №1 : В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей.»

— Какова наша цель при выполнении данного задания?(Научиться правильно использовать устаревшие слова в речи.)

Достигли ли мы поставленной цели при выполнении данного задания? (Да.)

Подведение итогов урока. Рефлексия.

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

— Что было для вас особенно интересным?

— Что было для вас трудным?

— Какие слова называют устаревшими?

— На какие две группы делятся устаревшие слова?

— Что такое историзмы? Приведите примеры.

— Что такое архаизмы? Приведите примеры.

— Какую оценку вы поставили бы себе за работу на сегодняшнем уроке?

Дома вы выполните упражнение 134.

Однажды на уроке русского языка в третьем классе учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60—70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.

Вот некоторые из их ответов. Барышник — «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик — «тот, кто издаёт приказы». Лапотник — «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли?

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей.»

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей.»

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей.»

Духовной жаждою т..мим,

В пустыне мрачной я вл..чился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц к..снулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.(…)

Как труп в пустыне я л..жал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Востань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Гл..голом жги сер(?)ца людей.»

В_р_тился старик ко старухе.
Что ж он вид_т? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В д_р_гой с_больей душ_грейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках з_л_тые пер(ст,с)ни,
На ногах красные сапо_ки.
(Перед нею усердные слуги;
Она б_ёт их за чупрун таска_т.
Г_в_рит старик своей старухе
Здра(вст,ст)вуй барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна.
На него прикрикнула старуха
На конюшне служить его послала.

Источник

Контрольная работа по русскому языку для 6 класса по темам: «Диалектные слова», «Историзмы», «Архаизмы».

1. Найдите устаревшие слова, подчеркните их.

С утра он зашел в свою светлицу. В углу её стоял светец.

Самолёт, нанотехнологии, космонавт, компьютер, айфон, ракетодром.

А) словарный запас языка;

Б) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии;

В) слова, употребляемые только жителями той или иной местности;

Г) новые слова, возникшие в языке;

Д) слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

4. Какое из устаревших слов является архаизмом?

А) крепостник Б) перст В) кольчуга Г) конка

5. Какое слово является неологизмом?

А) колхоз Б) челобитная В) спутник Г) файл

6. В каком предложении есть диалектизм (диалектное слово)?

А) В летний борщ хорошо добавить свекольную ботву.

Б) По сторонам дороги мелькали хаты с соломенными крышами.

В) Рисунки акварелью передают тончайшие оттенки света.

Г) В марте в лесу появились первые проталины.

7. В каком словосочетании есть профессионализм?

8. Какое из устаревших слов является историзмом?

А) чело Б) ветрило В) очи Г) армяк

9. В каком предложении есть синонимы?

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке меда есть ложка дегтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

10. Как называются слова, объединенные в данные группы слов?

Начало – конец Холод – жара Свет – тьма

11. Составьте и запишите два предложения, в одном из которых слово ХРУСТАЛЬНЫЙ было бы употреблено в прямом, в другом – в переносном значении.

12. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. В выделенных предложениях подчеркните грамматические основы.

Ураган усилива…тся. Хлещ…т дождь. К…ча..тся старый, толстый кедр.

Ураган навалива…тся на дерево давит грудью к…чает покорную в…ршину л…мает суч…я. Жутко см…треть, как старый кедр поднима…т к…рнями землю, как все труднее ему д…ржат…ся.

А ветер ревет еще пуще. Еще напор урагана, его последний безудержный порыв – и у кедра надл…милась воля. В глубине земных пластов лопнули корни. Кедр к…чнулся пыта…тся найти опору. Но ветер бе…пощаден и многовековой кедр …дался. Он вздрогнул от корней до в…ршины и, отбросив кверху, словно руки, суч…я, старик, к…залось, прощался с жизнью, с миром.

Ученые считают что историзмы диктант

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Ученые считают что историзмы диктант

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Ученые считают что историзмы диктант

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Ученые считают что историзмы диктант

Номер материала: ДБ-536667

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Ученые считают что историзмы диктант

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ученые считают что историзмы диктант

Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах

Время чтения: 2 минуты

Ученые считают что историзмы диктант

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Ученые считают что историзмы диктант

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Ученые считают что историзмы диктант

В российских школах могут появиться «службы примирения»

Время чтения: 1 минута

Ученые считают что историзмы диктант

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Ученые считают что историзмы диктант

Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *