какое образование нужно для ведения бизнеса
Сложно, но можно! 12 шагов на пути к своему делу
⏱ Время прочтения — 6 минут
Страх и неуверенность в себе — эти чувства испытывают многие из решившихся на открытие бизнеса. Предприниматели всех возрастов и с разным уровнем опыта сталкиваются с внутренними сомнениями, потому что психологически это очень сложно — воплотить идею, живущую в голове, в реальность. Но страх — это не плохо. Как ни странно, он является помощником любого начинающего предпринимателя. Импульс страха помогает людям избежать многих скрытых ловушек.
Как же бороться со страхами на пути к успеху своего дела?
1. Поймите, чего и почему вы боитесь.
Один из наиболее важных шагов к превращению страха из врага в союзника — определение источников беспокойства. Если новая идея пугает вас, найдите время, чтобы проанализировать и выяснить почему. Для этого задайте себе вопросы:
2. Станьте экспертом в выбранной области.
Если вы знаете ответы на вопросы — вам будут их задавать. И платить за это деньги (за ответы в виде реализованных задач).
3. Научитесь коммуницировать.
Любой бизнес — это общение с людьми: с сотрудниками, коллегами, клиентами. Если вы не умеете общаться, то вам однозначно будет очень сложно добиться успеха. Жизнь предпринимателя включает в себя разного рода выступления, постоянный нетворкинг, участие в различного рода ассоциациях, тусовках, даже не связанных с бизнесом. Для этого необходимо преодолевать страх публичных выступлений и боязнь общения.
4. Научитесь доверять и делегировать.
Один из основных страхов руководителя — страх потери контроля. Но если вы не научитесь доверять коллегам и сотрудникам, вы загоните себя в тупик: когда бизнес становится больше, часть функций просто необходимо передать другим людям.
Надо постепенно отпускать все нити контроля и все больше думать о стратегических вещах.
5. Не бойтесь ошибок.
Негативный опыт — тоже опыт. Если не получилось в этот раз, не значит, что не выйдет в следующий. Просто надо порефлексировать и понять, где вы просчитались. Именно вы. Если в числе виноватых в провале вы не видите себя, владельца бизнеса, вы совершаете большую управленческую ошибку. Во всех проблемах бизнеса всегда виноват его основатель, и только он. Если есть понимание этого, значит, можно проанализировать свои ошибки и исключить их при новой попытке.
6. Постоянно учитесь.
Непрерывное развитие — это обязательное требование для продолжения роста. Невозможно закончить обучение чему-либо: даже обладая статусом эксперта отрасли или направления, нужно стремиться к совершенству. Ничто не стоит на месте, и вам всегда будет чем дополнить свой багаж знаний.
7. Не бойтесь рисковать.
Самый безопасный и рациональный поступок — никогда не рисковать и всю оставшуюся жизнь работать на кого-то другого. Но вы-то уже решили для себя, что это не для вас? А значит, риск — ваше второе имя!
8. Ищите источники финансирования.
Быть владельцем бизнеса было бы проще простого, если бы каждый человек с идеей мог прийти в банк и мгновенно получить ссуду или привлечь «ангельского инвестора». Но мы живем не в мире мечты, и начинать свое дело многим приходится даже без необходимого стартового капитала. Так что примите как данность — на какое-то время поиск денег станет одной из основных ваших задач.
9. Просчитайте свою целевую аудиторию.
Опасения из разряда «а вдруг мой бизнес не привлечет клиентов» адекватны. Страшно рискнуть предложить свои навыки миру, не будучи уверенным, что они будут оценены. Если вы с азартом и душой подойдете к своему делу, последовательно выполняя план, вы добьетесь результатов. Но изначально изучите рынок на тему спроса и составьте маркетинговый план по продвижению товара или услуги.
10. Не стремитесь быстро окупить вложения.
Если вы инвестируете в свой бизнес и не видите немедленной отдачи, продолжайте работать. Если вы сдадитесь и «уйдете из дела» до того, как получите первую прибыль, вы никогда не узнаете, а была ли ваша идея перспективной — не стоит сдаваться в самом начале пути.
11. Найдите единомышленников.
Опытные предприниматели не советуют нанимать друзей и родственников — вы не сможете быть с ними объективными. Но что точно нужно делать, так это привлекать в свою команду близких по духу и ценностям людей. Для этого составьте некий презентационный документ — распишите свою услугу и то, чем она полезна людям, какую миссию должны нести ваши сотрудники.
На начальном этапе собирайте команду своими силами — так вы быстрее оцените, подходит ли вам человек по ценностям. Таким образом вы наберете костяк команды — людей, которые будут вдохновлять вас и разделять тяготы стартапа. Когда бизнес разрастется, важно, чтобы ценности и миссия были прописаны и на сайте, и в документах, и транслировались вашей командой — такими образом вы будете привлекать только близких по духу людей, а чужаки отсеются сами.
12. Определитесь — а вы точно предприниматель?
Итак, вы всё делаете по плану, стараетесь, но страхи тормозят ваше развитие — вы всегда напряжены и взвинчены.
Если, еще не начав свое дело, человек уже испытывает огромный страх, то высока вероятность тяжелых эмоциональных реакций на неизбежные сложности — отказ в регистрации, открытии счета, рекламации клиента, убытки, судебные иски, возможное банкротство и так далее.
Истинный предприниматель не идентифицирует волнение от запуска новой деятельности как страх. Бизнесмен видит долгожданное начало проекта, который он придумал, а потом простраивал сценарий запуска. У него постоянно задействован поисковый механизм — он ищет, скорее, даже рыщет возможности запуститься. По словам Юлии Осиповой, правильное ощущение — «не могу не начать», потому что под это сложились условия.
🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫
11 конкретных советов тем, кто хочет открыть свое дело
Просто сделай это
Успешный бизнес — это не врожденный талант и не дело случая. Это набор навыков, гибкость мышления и постоянная концентрация.
Вот конкретные шаги, которые помогут начинающим бизнесменам.
Менять окружение
Пробовать, а не думать
Планы полезны, если не путать их с реальными действиями. Легко погрязнуть в мыслях об идеальном продукте, но так его и не сделать. Перфекционизм занимает много времени и задерживает прибыль.
Если бы автоконцерны ждали изобретения автоматической коробки передач вместо продаж первых автомобилей, они бы далеко не уехали. Дайте объявление на «Авито» или во Вконтакте, даже если продавать еще нечего — так вы определите спрос.
Выбрать свою нишу
Рассматривайте разные варианты. Если разбираетесь в телефонах, вам не нужно открывать вторую «Евросеть», возможно, ваша ниша — блог на Ютубе с обзором новинок, ремонтная мастерская или индивидуальный дизайн гаджетов.
Делать то, что приносит деньги
Вокруг важного вертится много дел-паразитов: они создают иллюзию работы и отвлекают фокус на себя.
Не начинайте с печати визиток, аренды офиса и продвижения сайта — делайте то, что приносит прибыль. Выложите пост в соцсети, подайте объявление в газету, предложите купить друзьям.
Просчитать риски
Риск напрямую связан с прибылью, но предприниматели рискуют с умом. Бизнес — это не казино. Не пробуйте то, на чем тысячу раз прогорали другие. Для грамотного риска нужно видеть барьеры и компетенции команды, чтобы их преодолеть.
Если в вашем городе открывали 10 антикафе, но все закрыли в течение года, вряд ли все поголовно неудачники, а у вас получится. Если нет явного преимущества бизнес-идеи, шанс стать успешным предпринимателем близок к нулю.
Составить бюджет
Перед запуском в бизнес-плане должен появиться ряд чисел. Сколько продавать, чтобы выходить в ноль? Сколько продавать, чтобы отбить вложения за 1, 2, 3 года?
Нанять профессионалов
Бизнес с друзьями прекрасен только на этапе планирования: люди должны попадать в команду из-за профессионализма, а не по дружбе. Не бойтесь нанимать сотрудников умнее себя. Ваша задача — управлять бизнесом, а не быть лучшим специалистом.
Найти ментора
Ментор — опытный бизнесмен с беспристрастным взглядом со стороны. Он увидит слабые места, поможет предотвратить ошибки и подскажет возможности для роста, которые начинающие предприниматели упускают. Ищите ментора-практика с опытом в вашей сфере. Кажется, что выращивать конкурента глупо, но это не так. Бизнесмены с радостью делятся знаниями с коллегами. Такая практика развита в Европе и постепенно приходит к нам.
Сделать заявление
Пункт дополнительной мотивации для отчаянных. Разместите на страницах в соцсетях пост о цели открыть бизнес к определенному числу. Страх публичного провала и интерес знакомых помогут двигаться вперед.
Какое образование нужно для бизнеса?
Какое образование нужно для открытия бизнеса – один из самых дискуссионных вопросов. Среди части предпринимателей бытует мнение, что специально учиться не нужно вовсе. Однако рано или поздно даже такие самоуверенные владельцы и руководители компаний сталкиваются с необходимостью восполнить пробел в знаниях и навыках, планируя окончить факультет, связанный с бизнесом. Нередко на пути к этому осознанию они совершают ошибки, которые дорого обходятся бизнесу.
Другие уверены, что единственно верный ответ на вопрос, какое образование получить для бизнеса, – это курсы MBA или Master of Business Administration. Действительно, это золотой международный стандарт обучения предпринимателей. Однако он, как правило, предполагает, что у вас уже есть высшее образование и даже опыт работы. Потому что высшая школа действительно помогает развиваться предпринимателям, к тому же там они заводят множество полезных связей.
Истина находится примерно посередине между описанными двумя полюсами. Когда вы решаете, какое образование нужно для бизнеса, важно понимать, что для старта собственного дела необязательно иметь определенный диплом. Однако знание многих дисциплин, которые преподают в направлении «Государственное и муниципальное управление», как минимум, полезно, как максимум – необходимо для успешной предпринимательской деятельности. Рано или поздно все бизнесмены сталкиваются с потребностью изучить эти дисциплины. О чем идет речь?
Экономика, финансы и учет
С каким образованием можно открыть бизнес? Практически с любым. При регистрации предприятия закон не требует приложить диплом. Но если вы твердо нацелены на предпринимательскую деятельность в будущем, выбирайте в университете экономические и финансовые специализации. Они наиболее точно и полно познакомят вас с тем, с чем вы неизбежно столкнетесь в будущем.
Экономические дисциплины научат понимать, как функционирует рынок, как встраивается в него каждая отдельная компания и как управлять финансовыми потоками. Они же дадут представление о доходах и прибыли, научат составлять стратегию развития, бизнес-планы. В рамках программы вас могут познакомить и с азами управления персоналом. Финансовые и бухгалтерские специальности, в свою очередь, научат ориентироваться в банковских транзакциях, налогах и учете – со всем этим вы неизбежно будете иметь дело, если откроете даже крохотный бизнес.
Навыки бухгалтера или финансового специалиста полезны для каждого, кто занимается предпринимательством. Безграмотность в вопросах налогов и учета победила не одну перспективную молодую компанию. Даже если вы не будете самостоятельно выполнять функции финансового директора или бухгалтера, знания в этой сфере защитят вас от ошибок и предотвратят злоупотребления со стороны подчиненных.
Отличное направление для обучения – финансовый менеджмент, который даст понимание, как вести обязательные документы, как связаны риски и прибыль, как работает рынок ценных бумаг.
Маркетинг, реклама, связи с общественностью
Когда молодые люди решают, какое нужно образование, чтобы открыть свой бизнес, они часто забывают о маркетинге. Однако каждый предприниматель неизбежно имеет дело с маркетингом. Без него практически невозможно существование современного бизнеса. Знания в этой сфере помогают продавать свои идеи и продукты. Вы поймете, как презентовать продукцию целевой аудитории и инвесторам, а заодно научитесь определять, кто же является вашей целевой аудиторией. Также в рамках маркетинга и рекламы изучают умение воздействовать на людей и общаться с потенциальными покупателями.
Кроме прочего, изучение маркетинга, рекламы и связей с общественностью убережет вас от сотрудничества с недобросовестными маркетологами. Предприниматели, которые недооценивают эту сферу знаний, часто ввязываются в скандальные ситуации, которые приводят к убыткам для бюджета и серьезным потерям для репутации.
Менеджмент
По сути, менеджмент изучает все, что связано с руководством. Это необходимые знания и навыки для предпринимателей. Если вы считаете, что управлению и работе с коллективом не стоит учиться, значит, вы никогда не выполняли обязанности руководителя. Или не выполняли их хорошо. Изучение менеджмента на нашем направлении «Менеджмент в инновационном предпринимательстве» поможет собрать эффективную команду, привлекать и удерживать первоклассных специалистов, мотивировать их, а заодно распределять бюджет.
Где учат бизнесу: форматы и программы бизнес-образования с комментариями выпускников
Я проанализировала предложения бизнес-школ, вузов, центров дополнительного образования, онлайн-платформ и программ поддержки малого бизнеса. Затем выделила 8 способов получить навыки, знания и компетенции, необходимые для запуска, развития и повышения эффективности своего дела.
Особенности, программы, цены – в этой статье.
Когда нужно комплексное обучение
Программы MBA
MBA считается престижной степенью в бизнес-сообществе. Однако ради «статуса» учиться идут в основном наемные работники – топ-менеджмент и те, кто стремится до него дорасти. Предприниматели и владельцы бизнеса идут за опытом, знаниями и нетворкингом. Собственно, в этом и заключается суть классического бизнес-образования – учащиеся в интерактивном формате обмениваются опытом, разбирают кейсы, решают сложные бизнес-ситуации из практики своих компаний.
Здесь нечего делать «вчерашним студентам» – программы рассчитаны на людей с опытом в бизнесе или руководящей работе, которые хотят прокачать свои навыки, понимание глобальных бизнес-процессов и управленческие скилы. Для поступления требуется высшее образование и опыт управленческой работы не менее 2 лет, для некоторых программ – от 5 до 7 лет.
В зависимости от целей и исходных данных слушателя существуют разные категории программ.
Содержание программы зависит от школы и типа MBA. Она может включать занятия по:
Каждая программа заканчивается разработкой дипломного проекта. Учебный план в престижных школах включает также зарубежный модуль – несколько дней обучения в одной из иностранных школ.
Длительность обучения зависит от выбранной школы и программы, составляет 12–25 месяцев. Кроме того, многие школы предлагают ускоренное обучение для руководителей с экономическим или управленческим высшим образованием. Сроки сокращаются благодаря зачету пройденных ранее дисциплин.
Формат. В Европе и США больше котируется обучение очно и в дневное время. Однако в нашей стране это редкость – слишком сложно совмещать с работой. Обычно бизнес-школы предлагают один или несколько форматов на выбор:
Стоимость обучения сильно зависит от конкретной школы, формата, программы, преподавательского состава, наличия иностранных экспертов и зарубежных модулей. Цены варьируются от 200–300 тыс. руб. за General MBA онлайн в частном центре дополнительного образования до 1,5–2 млн. за Executive MBA в престижной бизнес-школе государственной академии.
Я пошла учиться на президентскую программу Executive MBA, чтобы расширить круг общения, найти единомышленников и новых интересных людей, с которыми хотела бы в дальнейшем, возможно, дружить или работать. Выбрала именно «Синергию», потому что много моих знакомых с Facebook преподают там – Патырев, Рызов. Я знаю, что это мощная школа с серьезными спикерами.
У нас собралась очень сильная группа. Нетворкинг – лучшее, что было на курсе. Поэтому ожидания найти новых интересных людей оправдались. Обучение помогло понять структуру бизнеса и масштабирование. У меня изменилось в целом видение бизнеса, потому что я увидела людей с очень большими компаниями. Это дало понимание, что мне еще есть куда развиваться. Я поняла, куда хочу расти и чего могу добиться через 5, 10 и даже 20 лет. Еще понравился выездной модуль в Дубае – мы познакомились с ОАЭ не как туристы, а как ученики.
Мы были первой «тестовой» группой, из-за чего столкнулись с организационными недочетами. Еще было довольно много теории, а вот разбора кейсов не хватило. Но мне на самом деле особо не с чем сравнивать, поэтому я благодарна, что приняла участие.
Второе высшее образование
В общем смысле это нельзя считать бизнес-образованием, однако если правильно выбрать вуз и факультет, можно получить фундаментальные знания и навыки для управления бизнесом. Конечно, специальности «Предпринимательство» в классификаторе нет. Зато такая специализация есть в вузах. Также тем, кто хочет изучить нужные для создания и развития своего дела дисциплины, стоит обратить внимание на факультеты менеджмента, где можно найти образовательные программы:
Второе высшее – не альтернатива MBA. Мастерские программы – это дополнение к базовому высшему образованию, направленное на развитие навыков управления, а второе высшее – получение новой профессии. Отсюда вытекает одно из самых существенных отличий между этими формами обучения.
Если MBA в большей мере ориентированы на практику, то второе высшее – это стандартное вузовское образование со всеми вытекающими. От первого оно отличается только сроком и возможностью сосредоточиться на специальных дисциплинах. Правда, справедливости ради, некоторые вузы сейчас добавляют в «бизнесовые» учебные программы деловые игры и практические занятия.
Длительность обучения варьируется от 3 до 5 лет.
Содержание программ зависит от выбранного вуза, факультета, специальности и может включать такие дисциплины, как:
Формат обучения – очно-заочный, заочный, вечерний или дистанционный.
Стоимость зависит от вуза и специализации. В негосударственном институте дистанционно можно отучиться за 110–180 тыс. руб. (40 тыс. руб. в год). В престижном государственном вузе очное обучение обойдется в 800–1500 тыс. руб. (200–400 тыс. руб. в год).
Магистратура
Хотя магистратура – это в первую очередь про углубление в уже полученную специальность, никто не мешает с высшим образованием психолога поступить в магистратуру на менеджмент.
Как и второе высшее, стандартные программы магистратуры дают углубленное изучение теории и методологии, но не уделяют достаточно внимания практике. Однако в организациях, специализирующихся на бизнес-образовании, встречаются магистерские программы «новой школы». Они больше заточены под практику – решение кейсов, деловые игры, мозговые штурмы.
По официальной информации, такое образование больше похоже на MBA, с той разницей, что занимает больше времени и вместе с практическими занятиями дает глубокое изучение теории. Ну и вместо степени MBA вы получите диплом магистра.
Некоторые бизнес-школы предлагают получить одновременно степень MBA и магистерский диплом государственного образца.
Длительность обучение в магистратуре – 2–2,5 года.
Содержание программы зависит от вуза и специализации. Может включать занятия по:
Формат очный, очно-заочный, вечерний, заочный, дистанционный.
Стоимость. В некоторых государственных вузах для учащихся магистратуры предусмотрены бюджетные места, однако их немного и попасть туда сложно. Цена платного обучения варьируется от 40 тыс. до 200–300 тыс. руб. в год.
Профессиональная переподготовка
Один из наименее затратных по деньгам и времени способов получить недостающие для ведения своего дела знания и навыки. В отличие от второго высшего и магистратуры такие программы включают только профильные дисциплины. Тем, кто хочет прокачаться в управлении бизнесом, стоит обратить внимание на программы «Менеджмент», «Предпринимательство», «Управление организацией» и подобные.
К этой же категории относятся так называемые mini MBA – краткосрочные в сравнении с «настоящими» MBA программы, содержащие в основном практические дисциплины. Это компромиссный вариант для тех, кому для полноценного обучения не хватает денег, времени или квалификации.
Важно: программы с названием mini MBA по сути не имеют никакого отношения к классическому бизнес-образованию. Содержание таких курсов лишь частично совпадает с мастерскими программами, по окончании слушатели получают диплом о повышении квалификации или переподготовке, без степени MBA.
Длительность обучения на программах профессиональной переподготовки – 6–12 месяцев.
Содержание курса зависит от организации и конкретной программы. Переподготовка для собственников и управленцев может включать:
Формат – очно-заочный, заочный, дистанционный.
Стоимость разнится в зависимость от конкретной программы, формата и престижа учебного заведения – 60–350 тыс. руб.
Другие комплексные программы
Большинство комплексных образовательных программ для предпринимателей в центрах и школах с лицензией, так или иначе, подпадают под одну из рассмотренных выше категорий. Однако другие варианты все же есть.
Такие программы стоит искать на образовательных онлайн-платформах, где встречаются онлайн-курсы от университетов и бизнес-школ. Кроме того, обучение для собственников предлагают организации поддержки малого бизнеса и крупные корпорации. Третий источник таких курсов – онлайн-школы, в том числе отраслевые.
Я пошла учиться на курс для женщин «Леди007», чтобы стать увереннее в бизнесе. Проходила много курсов по бизнесу и все не могла открыть свое дело. После этого курса то ли время пришло, то ли страхи проработала, но я, наконец, сделала это.
Занятия проходили онлайн на платформе «Геткурса». Такой формат мне очень понравился, это удобно. Я выходила на занятия из любых точек, где находилась: еду ли я куда-либо, сижу в кафе и т. д. Обучение, в целом, понравилось. Преподаватели были разные, по-разному подавали информацию, поэтому многое «зашло».
Помогло ли достичь целей? Собственно, благодаря курсу я и представляюсь «директор по развитию гостевой территории». Есть, что развивать, образовалась команда, запустила работу. Сейчас открылись другие задачи по развитию команды, увеличению продаж и т. д., и для этого опять нужны курсы 🙂
Сюда относятся в основном интернет-курсы прикладного характера, которые не заменят полноценное бизнес-образование. Ни глубокого погружения в теорию, как в магистратуре, ни обмена опытом и моделирования бизнес-процессов, как в MBA. Тем не менее на начальном этапе здесь можно узнать базовую информацию о том, как работает бизнес.
Но есть и исключения. Например, «Стартап Академию» Сколково нельзя отнести ни к одной из рассмотренных выше форм, однако это полноценная комплексная программа с глубокой практической работой.
Когда я пришла в «Стартап Академию» Московской школы управления «Сколково», у меня была уже идея своего проекта – PaaS для аналитики бизнес-показателей и формирования финансовой стратегии. Планировать, анализировать и считать метрики бизнеса я уже умела, потому что занималась этим много лет. Но предпринимательского опыта не было.
Сначала мне понравились темы каких-то мероприятий в Сколково. Я побывала на паре тематических лекций, потом посетила презентацию программы. Меня заинтересовал формат: было ощущение, что он вписывается именно в мои цели, – обещали много практических кейсов, коммуникации с экспертами.
В «Академии» без преувеличений понравилось все. Я приходила на занятия и полностью погружалась в процесс, отключала телефон. Но таков был и изначальный мой настрой – я шла, чтобы извлечь максимум пользы для себя и своего проекта.
На моем курсе почти все эксперты давали много полезной и применимой на практике информации, после каждого занятия были не только эмоции, но и понимание следующего шага, умение владеть тем или иным инструментом. Многие инструменты я сразу пыталась применять на практике. Например, мне вот так не очень скромно кажется, что у меня получается сформировать идеальную команду – мы не просто эффективны, но нам еще и комфортно психологически.
Я получила мощную обратную связь от менторов во время обучения и на финальном мероприятии «День инвестора» – когда выбранные проекты защищались перед инвесторами. Стала менее идиллично оценивать все, что мне предстоит сделать, начала формировать команду и процессы.
Одна из целей подобного образования – появление новых людей в окружении. Мои начинания шли параллельно с действиями одногруппников, мы все обсуждали, помогали друг другу, начинали какие-то совместные проекты. Первое время очень помогло то, что ощутимая часть клиентов приходила по сарафанному радио через те контакты, которые я получила во время обучения.
Длительность зачастую зависит только от самих слушателей – они сами выбирают, в каком темпе проходить курсы. В других программах есть фиксированный график и сроки – 2–6 месяцев
Содержание таких курсов не регулируется ни на государственном, ни на международном уровне. Поэтому каждый организатор включает в нее то, что посчитает нужным. В разных курсах встречаются, например, такие темы:
Формат чаще всего предполагает просмотр видеозаписей и прохождение тестов. Некоторые организаторы периодически проводят живые вебинары или офлайн-встречи. Также встречаются курсы в модульном формате.
Стоимость таких программ – от 0 до 700 тыс. руб.
Когда нужно подтянуть отдельные аспекты
Повышение квалификации
Этот формат чем-то похож на профессиональную переподготовку. Разница в том, что такие программы обычно короче и охватывают только один или несколько аспектов ведения и управления бизнесом.
Будут полезны тем, кто уже открыл свое дело или имеет управленческий опыт, но хочет прокачать свои навыки и получить знания по отдельным направлениям – продажам, закупкам, маркетингу и т. д. Хотя, конечно, и здесь встречаются общие программы, вроде курса «Управление созданием собственного бизнеса», но они более поверхностные и включают далеко не все темы, которые есть в комплексном обучении.
Длительность таких курсов – от недели до 2–3 месяцев, в зависимости от программы.
Содержание напрямую зависит от конкретной программы и направления обучения. В вузах, бизнес-школах и центрах дополнительного образования можно найти курсы повышения квалификации по направлениям:
Формат – вечерний, очно-заочный, дистанционный, онлайн.
Стоимость – от 10 тыс. руб. за краткосрочные курсы в учебном центре до 150 тыс. руб. за полноценную программу в бизнес-школе при государственном вузе.
Курсы по отдельным направлениям
От программ повышения квалификации такие курсы отличаются тем, что первые хоть как-то регламентируются приказами Министерства образования, а выпускники получают документы о повышении квалификации. Программа других курсов остается на совести организаторов, по окончании выдают сертификаты о том, что люди прослушали курс. Это не значит, что такие курсы бесполезны. Напротив, программы хороших учебных центров могут быть лучше курсов повышения квалификации. Однако выбирать их нужно тщательнее – ориентиров в виде лицензий и других документов образовательных организаций может не быть. Да и они не дают в сущности никаких гарантий. Поэтому ориентироваться придется исключительно на имидж компании, отзывы выпускников, экспертизу спикеров.
В остальном это такие же программы по отдельным направления бизнеса, только выбор тем и направлений здесь больше. Разнообразнее и форматы:
Длительность обучения на таких курсах – от пары-тройки часов до года.
Три года назад передо мной встала проблема: открыв несколько парков, я столкнулся с тем, что пока мы управляем развлекательным центром сами, его эффективность высока, но она снижается, как только команда уезжает работать над новым проектом. Стали искать, в чем причина, и нашли проблему в себе. Зная, что и как нужно делать, мы не могли квалифицированно передать это знание другим.
Чтобы разобраться с тем, как устроено восприятие информации взрослыми, я отправился учиться на «Тренинг тренеров» компании EQuator. Полгода мы осваивали мастерство публичных выступлений, правила составления обучающих программ, изучали виды и форматы тренингов, разрабатывали сценарии. Я научился тренерскому искусству и разработал программу обучающего курса для управляющих своей компании. Мне кажется, что из всей группы для меня этот тренинг оказался наиболее эффективным, поскольку была четкая цель – создать обучающую программу для своих сотрудников. Моей дипломной работой стал «Курс развития управляющего развлекательным центром».
На курсе я получил знания, которые практически каждый день применяю на практике. Они помогают мне в подготовке и проведении тренингов, выступлений, добавляют смелости и уверенности при выходе на сцену. Могу даже в чужом тренинге при необходимости провести разминку, ввести упражнения или помочь с организацией. Все это шире, чем просто тренерский курс, потому что внутри есть блоки, направленные на разные сферы – публичные выступления, влияние на людей, ведение переговоров, организация собраний, эмоциональный интеллект. Помимо важных прикладных вещей, я получил дополнительный эффект в виде импульса к развитию.
Содержание программы зависит от формата, организатора и направления. При подготовке статьи мне встретились, например, такие курсы:
Формат – онлайн, видеокурсы, вечерний, модульный.
Стоимость курсов – 15–70 тыс. руб. Среди видеокурсов много коротких бесплатных программ.
Экспресс-форматы
Сюда относятся всевозможные тренинги, семинары, марафоны. Это краткосрочное интенсивное обучение, которое даст быстрый результат в виде конкретных методик и практических инструментов.
Выбирать такой формат стоит, если вы четко понимаете, зачем вам это. Например, чувствуете, что в бизнесе хромают продажи – нет процессного подхода, лиды срываются, хотя продукт востребован. Тренинг по продажам может помочь найти слабые места и дать инструменты для решения проблем.
Длительность курсов в экспресс-формате обычно 1–5 дней. Но это предполагает интенсивную работу – занятия идут с утра до вечера.
Содержание таких программ обычно заточено под решение конкретных проблем в тех или иных процессах бизнеса. Помимо лекций, которые зачастую ведут практики с опытом, обучение включает интерактивные занятия, деловые игры, разборы кейсов. Также ученики получают печатные или электронные материалы – шаблоны, чек-листы и инструкции, которые можно адаптировать и внедрить у себя.
Примеры таких курсов:
В середине февраля 2019 я прошел практический семинар «Корпоративная логистика: прорывные результаты мировых стандартов и лучших практик» в учебном центре КСЛ. Выбрал этот центр и семинар, потому что люблю очный формат. Кроме того, заинтересовала преподаватель Демина, потому что она преподает технологический менеджмент в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
Понравились разносторонний опыт и подходы к подаче материала от нескольких преподавателей. Кроме того, на семинаре выступал приглашенный преподаватель из Германии, было интересно понять европейский подход. Возмутило, что один из лекторов продавал свой продукт со сцены, для платных курсов это дурной тон.
Поскольку я активно изучаю менеджмент, обучение оказалось для меня полезным. Я взял на вооружение и изучение несколько кейсов, немного повысил свои знания в этой области. Взглянул со стороны на работу спикеров и понял, какие ошибки в этом плане совершаю. Дополнительным плюсом стал хороший коллектив учеников, продолжаем общаться.
Формат тренингов и семинаров – онлайн, очное с онлайн-трансляцией или без.
Стоимость также сильно разнится – от 500 руб. за онлайн-семинар до 60–80 тыс. руб. за 3–5 дней интенсива.
Сравнительная таблица: выбираем форму обучения
Выбор формы и конкретной программы обучения зависит от целей, финансовых возможностей и предпочтений предпринимателя. Чтобы не ошибиться, нужно тщательно изучить содержание курсов, пообщаться с выпускниками, посмотреть «послужной список» преподавателей. Все это долго, сложно и ответственно.
Чтобы немного облегчить хотя бы выбор формы обучения, я свела ключевые особенности разных вариантов в сравнительную таблицу.
Чтобы разобраться, как предприниматели выбирают обучение, я провела опрос в группе «Подслушано Бизнес [ПБ]» и узнала, что больше внимания люди уделяют содержанию программы, стоимости обучения и преподавательскому составу.
А что важнее для вас? Если бы вы сейчас выбирали программу, на что обращали бы внимание? Давайте обсудим в комментариях.
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров