какое оборудование используется на уроках обучения грамоте
Использование наглядных пособий при обучению детей грамоте.
Елена Домарева
Использование наглядных пособий при обучению детей грамоте.
Е. Н. Домарева, воспитатель,
МБДОУ детский сад № 14 «Солнышко»
г. Старый Оскол, Белгородской области
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ
Меняются времена, меняются нравы, меняемся и мы вместе с ними. Требования к знаниям детей поступающих в школу непрерывно растут. Специализированные школы, гимназии и лицеи набирают читающих детей. В общеобразовательных школах также происходит отбор детей в «сильные» классы, которые ведут сильные педагоги, работающие зачастую по усложненным программам. Естественно, что родители, озабоченные качеством последующего образования своих детей, ведут их в дошкольные гимназии, кружки, в которых осуществляется подготовка их к школе, в том числе – обучение грамоте.
Я думаю, что в детском саду можно решить эту задачу со значительно меньшими потерями для здоровья ребенка, не создавая первых перегрузок, выделив для этой работы специальное время в режиме дня для того, чтобы вечером дети могли отдыхать дома.
Чтобы помочь детям полнее усвоить учебный материал, а значит, постичь волшебную музыку родного языка, я постоянно искала своеобразные подходы к развитию познавательного интереса детей к обучению грамоте.
Пособие «Тим и Том». В среднем возрасте, используются картинки, дети определяют мягкость и твердость первого согласного звука в слове. Если звук мягкий, определяют его в зеленый карман Тима. Если звук твердый, в синий карман Тома.
Пособие «Цветочная поляна». Педагог называет слово или показывает картинку, предлагает детям посадить бабочку на первый (последний) звук этого слова. Аналогично можно проводить работу с буквами, используя понятия «гласные и согласные» буквы.
Пособие «Цветок». Воспитатель закручивает в центр согласную (гласную) букву, по лепесткам располагает гласные (согласные) буквы. В любом порядке дети читают слоги.
Пособие «Капитаны». Воспитатель с помощью магнита двигает кораблик к пристаням, дети «подают гудок», т. е. фактически протяжно читают слоги. Кораблик может двигаться со слогом.
Пособие «Воздушные шары». Детям предлагается «запустить шары в воздух» (движутся ниточки). Для этого нужно поделить слово на слоги. Для более сложных слов используются аналогичные схемы не из двух, а из трех шаров.
Пособие «Часики». Дети делят предложенное слово на слоги. Тот слог, который произносится чуть протяжнее, обозначают стрелкой. Цифры помогают определить ударный слог.
Пособие «Клоун». Из предложенных букв дети составляют слово и накручивают буквы на шары у клоуна.
Пособие «Гусеница». Используется для звукового анализа слова.
2. Варенцова Н. С., Журова Л. Е. Обучение дошкольников грамоте. – М. :, 1994.- 184 с.
Развлечение по обучению грамоте в подготовительной группе. «Путешествие в Страну Знаний» Презентация развлечения по обучению грамоте «Путешествие в Страну Знаний» Является мультимедийным сопровождением к конспекту развлечения.
Приемы использования наглядно-дидактических пособий в период обучения грамоте (из опыта работы)
Класс: 1
Ключевые слова: обучение грамоте
1. Приемы работы с «лентой букв» (на уроках чтения)
На этапе повторения пройденного:
1) Ежедневное хоровое и индивидуальное проговаривание букв и звуков с опорой на «ленту букв» по плану:
Для индивидуального опроса используются задания выборочно.
Выбор букв для характеристики определяется исходя из темы урока (для характеристики берутся буквы, сходные по характеристикам с изучаемыми на данном уроке).
На этапе изучения нового материала:
На этапе закрепления и обобщения:
1) Игра «Буква заблудилась».
Дети закрывают глаза. Учитель меняет некоторые буквы на «ленте букв» местами. Вопрос: какие буквы стоят не на своих местах? Докажите.
2) Игра «Отгадайте букву».
3) Игра «Да-нетка».
С опорой на «ленту букв» дети отвечают «да» или «нет».
4) Игра «Придумайте вопросы, задания по «ленте букв».
Примеры заданий: прочитайте звонкие согласные; прочитайте гласные, которые могут обозначать два звука.
2. Приемы работы со «слоговой таблицей»: (на уроках чтения)
3. Приемы работы с таблицей «Алфавит»: (на уроках письма)
В состав конструктора входят элементы, из которых состоят буквы.
«Методика обучения грамоте» (в помощь студенту или начинающему учителю)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методика обучения грамоте
Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения (стартовая площадка в овладении ребёнком всей школьной премудрости: «Сперва аз да буки, а там и науки»).
Задачи периода обучения грамоте:
1. сформировать элементарный навык чтения и письма;
2. развитие фонематического слуха
Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки учащихся, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами методики: грамматика, орфография, орфоэпия, и др.
Все современные учебники можно разделить на три группы по принципу построения:
Частотный принцип (К. Д. Ушинский, В.Г. Горецкий) изучения звуков (букв) означает, что сначала изучаются наиболее употребительные звуки, затем идут менее употребительные и, наконец, вводится группа малоупотребительных.
Позиционный принцип (Д.Б. Эльконин) означает, что звуки изучаются в соответствии с фонетической системой русского языка: гласные а-я, о-е и т.д., сонорные согласные, парные согласные и т.п.
Генетический (Р.Н. Бунеев) по сложности и сходности написания звуков и букв (схожесть элементов и, п, г, р, т)
На каждый урок отводится две страницы «Азбуки» (или разворот), которые содержат материалы разных видов:
· Текстовый материал : столбики слов, предложения, тексты для чтения.
· Иллюстративный материал : предметные картинки, сюжетные картинки
Содержание делится на два блока:
1 блок – основные языковые понятия( речь (устная, письменная), предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный-согласный, гласный –ударный, безударный, согласный твёрдый-мягкий, звонкий-глухой)
2 блок – все буквы и звуки русского языка, учимся плавному слоговому чтению, списыванию с печатного и рукописного текстов, письму под диктовку
Обучение грамоте делится на 2-3 этапа:
1 этап – добуквенный (добукварная подготовка)
Продолжительность от 2-3 уроков до 2 месяцев.
С чем знакомимся? (языковые понятия)
Ударение – способы постановки ударения: позови слово; ставить ударение на разные слоги, потом выбрать правильный вариант, слово можно спросить: это мАма? Показать разные способы постановки ударения.
Звуки – речевые и неречевые (из этих звуков можно собрать слово?) – собрать слово можно только из тех, что произносит человек.
Гласные – поются, воздух проходит свободно, не встречают преграду – произносим сначала тихо, потом громко, чем громче, тем шире раскрывается рот (гласные – ротораскрыватели), историческая справка – глас, голос
Согласные – не всегда поются, звук встречает преграду, спотыкается, ротосмыкатели, твердые, мягкие и т.д.
Структура урока свободная, главное соблюсти 4 момента:
· усвоение учащимися нового термина;
· активная умственная деятельность учащихся;
· организация деятельности самих учащихся (наглядно-действенное мышление): игры, работа с кассами букв, схемами-моделями и т.п.;
Виды деятельности учащихся в подготовительный период:
· выделение предложений из речевого потока;
· выделение отдельных слов в предложении;
· скандирование слов, выделение слогов;
· сравнение по размеру предмета и слова ;
· выделение ударного слога;
· подбор слов к слоговой или звуковой схеме;
· упражнения в звукоподражании;
· выделение первого (последнего) звука в слове;
· подбор слов на определенный звук (с учетом твердости-мягкости);
· выделение каждого звука в слове;
· определение на слух количества звуков в слове;
· выделение в слове гласных (согласных) звуков;
· объединение в пары слов с одинаковым гласным звуком (жук-ключ, сыр-дым)
Формирование представлений о речи и предложении : Ответы на вопросы учителя по картинкам, составление предложений. Ответы на вопрос «Что это?» по предметным картинкам. Постановка вопросов к предметным картинкам (не умеют, надо учить). Составление предложений по серии сюжетных картинок. Подсчет предложений в речи. Подсчет слов в предложении. Рассказывание по восприятию, по памяти, по картинке; пересказ (на основе умений полученных в д/с).
Лексическая работа : знакомство первоклассников со значением новых слов; введение в активный словарный запас слов на школьную тематику; распределение слов по тематическим группам (учебные вещи, игрушки, инструменты, птицы, насекомые, овощи и т.д.); выделение слова из предложения.
Слушание: чтение учителем художественных произведений, доступных пониманию детей; чтение текстов в букварях, предназначенных для чтения взрослыми; беседы по прочитанному учителем.
Чтение: чтение стихов, заученных до школы; для читающих детей – чтение текстов в букваре или специально подобранных учителем.
Начинается с первой буквы, не в алфавитном порядке.
На данном этапе проводятся уроки двух типов:
· введение нового звука,
Структура урока введения новых звуков и букв
1-й этап: Звуковой (слого-звуковой) анализ слов.
Задачи: научить анализировать звучащее слово, вычленять и характеризовать звуки, т.е. развивать фонематический слух у детей.
— Звуковой (слого-звуковой) анализ слов по готовой модели или составление звуковой модели; протяжное интонирование звуков.
— Вычленение звука из слова, его характеристика; наблюдение над артикуляцией звука.
— Упражнения в слышании звука в других слова; придумывание слов с данным звуком (в разных позициях).
— Обозначение звуков известными буквами, т.е. переход от звуковой модели к буквенной.
— Постановка учебной задачи: «Какой буквой обозначить данный звук?»
2-й этап: Знакомство с новой буквой.
Задачи : овладение детьми представлением о знаковой природе букв, усвоение норм графики, овладение зрительным образом печатных букв.
— Введение буквы как значка для обозначения звука или звуков (дается алфавитное название буквы).
— Рассматривание буквы, сравнение (на что похожа эта буква).
— Нахождение в «Кассе букв» и наложение буквы на условный значок в звуковой модели.
— Введение новой буквы в буквенную запись слова; помещение на «Ленту букв» или в «Город букв».
3-й этап: Чтение слогов-слияний (СГ) с новой буквой.
Задачи: научить слитному прочтению СГ с ориентацией на букву гласного; формировать способ обозначения твердости и мягкости согласных с помощью букв гласных.
Приемы: анализ и синтез.
4-й этап: Чтение слов с новой буквой.
Задачи: формирование первоначального механизма чтения; понимание лексического значения слов; грамматико-орфографическая пропедевтика.
— Чтение слов с заданием (например: прочитай и отметь непонятное слово; прочитай и найди лишнее слово).
— Соединение стрелкой слова в столбике и слова в тексте.
— Выяснение (уточнение) лексического значения слов.
— Печатание и составление слов из разрезной азбуки.
— Соотнесение слова и звуковой модели; звукового и буквенного состава слов.
— Сравнение слов по разным основаниям (лексическому значению, звуковому, слоговому и буквенному составу).
— Игровые приемы, приемы познавательного чтения (Ш.А. Амонашвили).
— Составление словосочетаний и предложений с данными словами.
— Словесное рисование с использованием слов: на доске учитель рисует рамку, внутри которой в разных местах печатаются слова. Детям надо догадаться, прочитав слова, что может быть нарисовано на рисунке в рамке.
5-й этап: Чтение букварного текста.
Задачи: формирование механизма чтения и приемов понимания прочитанного; овладение общим способом работы с любым текстом; организация продуктивного многочтения.
спрогнозировать содержание будущего текста
по иллюстрации (рассматривание, беседа, составление рас сказа);
по ключевым словам;
работа во время чтения
научиться читать текст
чтение друг другу в парах;
чтение вслух цепочкой;
уточняющие вопросы по ходу чтения;
работа после чтения
— итоговое вырази тельное чтение;
соотношение с иллюстрацией и заголовком;
Структура урока закрепления будет содержать все перечисленные этапы, кроме 2-го и 3-го.
Звукослияние – смотрим на вторую букву, она командует, как будем произносить первую.
Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного (тормозят скорость чтения).
Антиципация – предвосхищение, смысловая догадка (на первых этапах – ошибки при чтении).
Детям предлагаются для чтения отрывки из известных произведений. Уроки заключительной части готовят детей к урокам литературного чтения и по структуре и содержанию аналогичны им: подготовка к восприятию текста, знакомство с текстом, анализ прочитанного. Здесь важно работать над такими качествами навыка чтения как правильность и сознательность. Выразительность и беглость уходят на второй план.
Обучение письму – это, прежде всего, выработка графического навыка. Особенности графического навыка состоят в том, что данный навык, с одной стороны, является двигательным (механическим), а с другой – сознательным.
Сознательный характер письма состоит в следующем:
а) в правильном соотнесении звука и буквы; б) соблюдении ряда графических и орфографических правил; в) в использовании письменного навыка для передачи своих собственных мыслей и чувств.
Основная цель – формирование графически правильного, четкого и достаточно скорого письма.
Достижение этой цели зависит от решения следующих задач:
· ознакомление с правилами посадки и владения инструментами;
· ориентировка на странице прописей и тетради;
· ознакомление с начертаниями букв, их воспроизведение;
· письмо слогов, слов и предложений с соблюдением наклона и одинаковой высоты, пропорций букв;
· обучение безотрывному (по возможности), ритмичному и скорому письму;
· предупреждение искажения при написании букв;
· исправление индивидуальных недостатков почерка у отдельных учеников.
Методы обучения письму:
Линейный метод – использование точных и всегда одинаковых расстояний между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Одно время с этой целью применялась вспомогательная сетка, определяющая пропорции букв. От ее использования отказались в связи с тем, что она вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки и тем самым не способствует развитию навыка письма, формированию глазомера. Пропорции буквы ребенок осваивает в ходе анализа формы буквы, далее закрепляет их в процессе письма.
Генетический метод – буквы изучаются в порядке от графически простой по форме к графически более сложной.
Ритмический (тактический) метод – письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. В настоящее время многие методисты и педагоги-практики отвергают данный метод, однако его ограниченное применение позволяет выработать в классе общую скорость письма, что необходимо на диктантах и контрольных работах.
Метод Карстера заключается в прописывании специальных росчерков, что способствует развитию движений руки: пальцев, кисти, предплечья. При этом также формируется умение пользоваться направлением, пространством листа, и развивается свобода и легкость движения руки. По мнению многих методистов, система упражнений Карстера больше пригодна для занятий со взрослыми при выработке скорости письма или исправлении почерка, т.к. многие росчерки сложны по технике исполнения. Однако отдельные упражнения могут быть использованы для занятий с детьми.
Таким образом, в практике обучения наилучшие результаты достигаются путем разумного сочетания названных методов на определенных этапах обучения письму.
Этапы и условия формирования графического навыка:
1. Заштриховка фигур, обводка трафаретов, рисование узоров и др. упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, выработку умения соблюдать строку, нужным образом располагать и держать письменные принадлежности, писать прямые и закругленные линии и т.п.
2. Письмо элементов букв.
3. Письмо отдельных букв без соединения с другими буквами.
4. Письмо сочетаний букв, слогов, целых слов.
Методические приемы обучения письму.
· показ написания учителем (при знакомстве с буквой, элементом, проговаривание);
· списывание с готового образца (подражают, воспроизводят образцы письма, данные в прописях, на доске или в тетрадях);
· копирование (ученик упражняется в выполнении правильного движения);
· воображаемое письмо (письмо в воздухе);
· анализ формы буквы;
а) анализ буквы, разложением ее на зрительные элементы;
б) анализ буквы с точки зрения движений при письме;
в) анализ буквы в сравнении с ранее изученными.
Впервые изучаемая буква сначала анализируется по количеству элементов. Затем учитель объясняет, как писать букву, выделяя основные элементы движения, указывая ее пропорции и особенности. Эффективным приемом формирования образа буквы является конструирование ее из элементов – шаблонов.
· усвоение правил письма:
— Буквы надо писать с одинаковым наклоном.
— Буквы в словах надо писать на одинаковых расстояниях.
— Буквы в словах надо писать одинаковой высоты.
— Слог пишется безотрывно.
· письмо под счет (Движение «на себя» сопровождается счетом «раз», «два», «три». Соединительное движение «от себя» пишем под счет «и», которое произносится то длиннее, то короче, в зависимости от длины пути);
· анализ ошибочного написания (Ошибочное написание выносится на доску лишь в том случае, когда у большинства учащихся класса проявилась данная ошибка, объяснение написания проводится повторно).
Структура урока письма.
1. Оргмомент. Упражнения для пальцев. Целевая установка.
2. Повторение: написание букв под диктовку, списывание с печатного, диктант (с 10 урока) – 3-5 минут.
3. Звуковой анализ: выделение изученного нового звука. Знакомство с письменной буквой, сравнение ее с печатной.
4. Рассматривание образца на доске, в прописи, анализ зрительных элементов буквы.
5. Показ учителем с одновременным объяснением, анализ двигательных элементов.
6. Письмо новой буквы: воображаемое, копировальное, по образцу.
7. Чтение и звуко-буквенный анализ соединение (слогов).
8. Письмо соединений (слогов) различными способами.
9. Чтение и звуко-буквенный анализ слов, предложений.
10. Письмо слов, предложений, выполнение различных заданий.
11. Сравнение новой буквы с ранее изученными и их запись.
В течение урока проводится 2-3 физминутки (для глаз, для рук, подвижная), письменные упражнения чередуются с устной работой. Помним, что в 1 классе продолжительность письменной работы не более 5 минут.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Методическая разработка: «Использование метода наглядного моделирования на уроках обучения грамоте»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Использование метода наглядного моделирования на уроках обучения грамоте-2003.doc
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Эссойльская средняя общеобразовательная школа»
Использование метода наглядного
на уроках обучения грамоте
Рибинская Вера Васильевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Республика Карелия, Пряжинский район, п. Эссойла, 2015 год
2.7. Выделение гласного звука в слоге и в слове, обозначение его символом————————14
2.8. Выделение согласного звука в слоге и в слове, обозначение согласных твёрдых и
Моделирование предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого объекта или явления. Все предметные знания дети получают не в виде готовых формулировок или уже представленных в учебнике моделей, а в процессе обучения самостоятельному построению моделей.
Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний, теорий, схем, чертежей, графиков. Модель – это представитель, заместитель оригинала, используемый в процессе познания или в практической деятельности.
Моделирование является необходимым инструментом формирования теоретического мышления школьников. Создание схемы (модели) значительно активизирует учебный процесс. Схемы и модели различных структур (звук, слог, слово, предложение) постепенно приучают детей к наблюдениям над языком. Они наглядно показывают детям, что предложение членится – на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков.
Перед введением моделей звука, слога, слова, предложения учителю предстоит большая подготовительная работа. К сожалению, в 1 класс, наряду с подготовленными учениками, приходят дети, не посещавшие детские дошкольные учреждения, поэтому работу над звукобуквенным анализом слов необходимо начинать с азов.
Многие учителя, особенно начинающие, задаются вопросом: «Как построить работу с моделями в период обучения грамоте?» Данная методическая разработка поможет начинающим педагогам правильно вести работу в этом направлении.
Цель создания методической разработки:
Помочь практикующим учителям в период обучения грамоте правильно построить работу со схемами и моделями различных структур (звук, слог, слово, предложение).
Формирование представления по организации моделирующей деятельности на уроках обучения грамоте в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта, а также с учётом универсальных учебных действий.
Создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное о своение учащимися условной знаковой системы, но и осознание целесообразности её применения, многократного и разнообразного использования моделей на разных этапах работы над понятиями.
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, пробуждение познавательного интереса к языку через целенаправленное использование моделирующей деятельности, систему игр с правилами, контролирующую и оценочную деятельность учащихся.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях. У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных звуках.
В соответствии с возрастными особенностями первоклассников все знания, которые дети получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и очень важным компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для первоклассников, обеспечивая, в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.
Основное назначение подготовительного периода – введение основных понятий для обучения грамоте: предложение, слово, слог, звук, ударение, гласные и согласные звуки и т.д.
2.1. Моделирование предложений
Моделирование предложений – это работа над построением предложений, развитием связной речи, а также один из способов пробуждения познавательной активности учеников на уроках обучения грамоте.
В период обучения грамоте для анализа используются предложения, состоящие из 2-4 слов. Дети учатся анализировать состав речи, что имеет большое значение для всей дальнейшей работы. На уроках мы не только подсчитываем слова в предложении, но и говорим о смысле, о содержании каждого из них, переходя от анализа отдельных слов к анализу целых предложений и всего рассказа.
Схемы используются с целью включения каждого ученика в активную деятельность, доведение материала по изученной теме до полного понимания. Учащиеся начинают моделировать предложение, ещё не умея писать. Хорошо каждому ученику иметь индивидуальный набор для составления моделей предложения.
Как научить учащихся составлять модель предложения?
Учитель называет предложение. « Идет бычок качается».
— Сколько слов в предложении? (3)
— Как вы узнали? (В предложении между словами есть паузы).
— Давайте смоделируем это предложение. (Каждый ученик (пара учеников) составляют модель у себя на парте.)
— Проверим, правильность выполнения.
— Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Как это показать на модели?
— Конец предложения обозначается точкой, вопросительным или восклицательным знаком. Найдите модель предложения. «Ярко светит солнце. Какой прекрасный день! Ты прочитал книгу?»
|_____ _____ _____. |_____ _____ _____? |_____ _____ _____!
Так постепенно происходит психологическое слияние слова произнесённого и слова написанного, но написанного ещё без букв. Ребёнок учится считать слова в предложении не только на слух, но и по схеме, где каждая чёрточка обозначает слово. Интервалы между чёрточками указывают на небольшие остановки – паузы.
В дальнейшем можно использовать задания для развития анализа структуры предложения:
Придумать предложение с определённым количеством слов по заданным схемам.
Придумать предложение к заданной схеме с определенным словом.
Определить место слова в предложении (какое по счету указанное слово).
Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении (2, 3, 4, 5).
Увеличить количество слов в предложении.
Определить границы предложения в тексте.
Придумать предложение по сюжетной картинке и определить количество слов в нем.
Составить предложение из слов, данных в беспорядке (например: грядке, на, огурцы, растут).
Составить предложения по нескольким картинкам, на которых изображен один и тот же предмет в различных ситуациях ( мяч лежит на полке, на мяч села муха, мальчик играет мячом ).
Дети придумывают предложения по картинкам. Затем называют предложение, в котором слово находится первым в предложении, затем предложение, в котором это слово на втором месте, далее — на третьем месте.
2.2. Знакомство детей с понятием “слово”
Работу над понятием «слово» можно осуществлять с помощью следующих упражнений:
Я скажу слово, а ты в ответ другое: а) с противоположным значением
б) со сходным значением
Подбери нужное слово:
«В озере плавают ___, ___, ___, ___»
«В зоопарке живут ___, ___, ___, ___»
«В небе летают ___, ___, ___, ___»
Назови одну и ту же игрушку по-разному
Назови слова-предметы (кто? что?)
Назови слова – действия (что делает? что делал? что будет делать?)
Рисовать решил я дом, открываю свой … (альбом)
В альбоме буду рисовать, а для письма нужна … (тетрадь)
Гриб, медведь, лиса, корзина – всё слеплю из … (пластилина)
Придумай короткое слово, длинное слово.
Знакомство со слоговой структурой слова
Очень важно научить ребёнка чтению по слогам с выделением ударного слога. Успешному формированию указанного способа чтения способствует подготовительная работа, которая начинается ещё до того, как дети приступят к собственно чтению, т. е. к переводу графической (буквенной) формы слова в звуковую.
Одним из направлений этой подготовительной работы является деление слов на слоги, проговаривание слов по слогам, их составление из отдельно названных слогов. Чтобы ученик правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Для усвоения понятия «слог» можно использовать такие модели:
1 слог 2 слога 3 слога
Чтобы дети научились делить слово на слоги и определять количество слогов в слове, им надо выполнить следующий порядок действий:
Под всеми гласными буквами поставить точки красным карандашом.
Разделить слова на слоги. Главное правило – чтобы в каждом слоге обязательно была одна гласная буква.
«Позвать» слово, будто оно потерялось в лесу: «ли-си-ца, кук-ла, де-воч-ка»
Разделить слово на слоги вертикальной линией. «ли/си/ца, кук/ла, де/воч/ка»
Ещё раз проверить: «В каждом слоге обязательно должна быть одна гласная, слогов должно быть столько, сколько гласных в слове»
Существует несколько приёмов, помогающих делить слова на слоги:
отхлопать, отстучать или прошагать слово по слогам;
сопровождать по слоговое произнесение слова движением руки справа налево и слева направо;
тыльной стороной ладони воспринимать движения нижней челюсти – количество движений нижней челюсти соответствует количеству гласных и слогов в слове.
Образно представить слоговую структуру слова помогут игры.
Цель: развитие умения делить слова на слоги.
Ход игры: учитель говорит, что для животных в зоопарке сделали новые домики. Детям предлагается определить, каких животных, в какой домик можно посадить. Ученик берёт картинку с изображением животного, проговаривает его название и определяет количество слогов в слове. По количеству слогов он находит домик – модель слова и кладёт картинку в кармашек этого домика.
Цель: развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги слова-отгадки.
Оборудование: три домика (конверты) – модели односложного, двусложного и трёхсложного слов с кармашками для вкладывания картинок, набор предметных картинок: белка, дятел, собака, заяц, подушка, волк).
Кто по ёлкам ловко скачет
Кто в дупле орехи прячет,
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (Собака)
лежит под ухом? (Подушка)
А только лечит. (Дятел)
А всех боится. (Заяц)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный. (Волк)
«Отгадайте, кого я называю»
Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает.
«Почтальон принес письмо»
Дети получают конверты с картинками и по заданию учителя отбирают те, названия которых состоят из двух, затем трех слогов. Остальные проверяют правильность ответа на слух. Ученик, ответивший правильно, кладет перед собой счетную палочку. В конце урока подсчитываются результаты.
» Отправим животных в плавание»
На доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.
Дети получают веер с цифрами (1, 2, 3). Учитель называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку (картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.).
Учитель предлагает детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.
Задания по закреплению действия слогового анализа и синтеза:
Повторить заданное слово по слогам. Сосчитать количество слогов. Соотнести слово с моделью-слогом
Соотносить слово, называющее изображённый предмет, с моделью – слогом.
Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Примерные картинки: трава, помидор, петрушка, редиска, груша, тарелка, букет, ворона, арбуз, береза, вилка.
Игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоза и трех вагонов с цифрами 1, 2, 3. В первом вагоне «размещаются» слова-картинки из одного слога, во втором — из двух слогов, в третьем — из трех слогов.
Назвать цветы, деревья, домашних и диких животных, посуду или мебель, в названии которых два или три слога.
«Собери слово из слогов»: та, ка, пус; воз, ро,па; прос, ша, ква, то; руш, пет, ка; вар, мо, са
Выделить из предложений слова, состоящие из двух или трех слогов.
Придумать слова с двумя или тремя слогами.
Придумать слово с определенным слогом в начале слова.
Придумать слово с определенным слогом в конце слова.
Определить количество слогов в названиях картинок (без предварительного их воспроизведения).
Поднять цифру (1, 2, 3) в соответствии с количеством слогов в названии картинки. Учитель показывает картинки, не называя их.
Упражнения из букв разрезной азбуки:
Составить слоги из букв разрезной азбуки. Предлагаются слоги различной структуры: ма, ах, со, ом, кра, аст, мы, зом, тра.
Изменить порядок звуков в слоге.
Например: су — ус, ом — мо.
а) ух, ам, ор, ан, ум, ок;
б) на, ма, но, со, ку, лу, ны, ми.
Запись (печатанье) слогов:
Записать только слоги, начинающиеся с гласного звука.
Записать только слоги, которые оканчиваются гласным звуком.
Записать под диктовку открытые и закрытые слоги.
На данном этапе учителю необходимо познакомить детей с ударением и научить выделять ударный звук в любом слове. Умение ставить ударение необходимо для того, чтобы читать ЦЕЛЫМИ словами: именно ударение удерживает целостность слова, не дает ему рассыпаться, делает слово более узнаваемым. Умение выделять ударение в слове важно также для последующего усвоения языка в школе (например, правописание безударных гласных).
Как научить детей ставить ударение?
Надо произносить слово так, чтобы голосом выделить ударный звук. Попросите учеников «позвать» слово. Можно использовать жест рукой. Например, давайте позовём кошку: «Ко-о-о-шка». Один из слогов в слове произносится более протяжно. Именно по этому слогу «ударяем» молоточком.
Есть ещё один способ: произнесение слова с интонацией искреннего изумления: это мАма. Это тетрАдь. При таком произнесении ударный звук протягивается дольше и громче других.
Позже, когда дети познакомятся с гласными звуками, скажите о том, что ударение падает на гласный звук.
Упражнения на выделение и определение ударного слога в слове:
1. Назвать ударный (самый громкий) слог слова.
2. Длительно протянуть ударный слог слова (или ударный гласный).
5. Разложить картинки под схемами.
6. Изменить ударение в словах.
Цель игры: найти слова с одинаковыми схемами.
На доске названия лекарств и их звуковые схемы.
Таблетки _____̕_______ ; мазь ______; очки ______̕__ ; капли _____̕__ ; порошки __________̕_.
Ученики с удовольствием лечат крокодила порошками, корову – таблетками, белку – каплями, лисе прописывают очки, слону – мазь.
С помощью предложенных карточек можно проверить уровень освоения изученной темы, а также потренироваться в постановке ударения.
Какая схема подходит слову?
̒ ̕ ̒
____|____ ____|____|_____ __ ̕ __|____
’ ̕ ̕
____|____ ____|____|_____ ____|____
Подбери схему к каждому слову.
̕ ̒ ̒
_ ̕ _|____ ____|_’__|_____ ____|____|_____
’ ̕ ̒
____|____ ____|____|_____ ____|____|_____
2.5. Интонационное выделение звука в слове
Ребёнка надо научить слышать звуки нашей речи, научить его слышать, из каких звуков состоят слова, которые мы произносим. Очень важно, чтобы учитель мог легко менять свою артикуляцию, ярко подчеркивая в слове тот звук, который ребенок должен выделить и назвать изолированно. Учителю придется самому поупражняться, научиться интонационно подчеркивать эти звуки не только в начале слова, но и в середине, в конце.
Ряд игр и упражнений поможет педагогу научить детей интонационно выделять тот или иной звук в слове.
— С какого звука начинается слово «муха»? Протяни первый звук (м-м-м).
— А есть звук ммм в слове «дом»? В слове «стена»?
— Какие ты можешь назвать слова на звук ммм?
На прилавке разложены разные предметы (игрушки, книги, учебные принадлежности и т.д.). Ученики – покупатели, выбирают товар на свой вкус. Учитель – продавец, отпускает товар только в том случае, если покупатель правильно называет первый звук в слове, который обозначает нужный предмет.
— Таня, что ты хочешь купить?
— За ручку надо заплатить первым звуком этого слова. Спой его.
— Правильно, вот, пожалуйста, возьми.
«Определение первого звука в словах»
Ослик, осень, утка, ива, Ира, утро, азбука, Оля, аист, озеро, ослик, уголь.
«Нахождение в разрезной азбуке»
Нахождение в разрезной азбуке буквы, соответствующей первому звуку слова, начинающегося с ударного звука (арбуз, апельсин, обруч, утюг, улитка, игла, ослик и т.д.).
Ребенок подбирает слова, которые начинаются на гласный [а], [о], [у].
«Подбери к картинке букву»
Ребенок подбирает к картинке букву, которая соответствует первому звуку слова (предлагаемые картинки: облако, уши, ива).
Предлагаются карточки с картинками, называется слово. Ребенок закрывает картинку той буквой, с которой начинается слово. Например, картинка с изображением астры закрывается буквой А.
Игра в слова: слон – нос – сок – кошка…
Из первых звуков сложи слово. «Муха, остров, лужа, одежда, день, ель, цирк».
Учитель показывает картинку. Нужно выделить первый звук в её названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука (можно устно). Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.
Игру учитель начинает словами «Мы – пограничники. А пограничники очень внимательные люди. Они днём и ночью должны услышать нарушителя границы. Кто из вас настоящий пограничник?» Затем учитель называет слова с изучаемым звуком. Если звук присутствует в слове, дети хлопают в ладоши, если в слове нет изучаемого звука – сидят спокойно.
Школьники должны посмотреть вокруг и увидеть слова с изучаемым звуком. По команде «Приготовить свои фотоаппараты!» ученики складывают ладошки вокруг глаз, имитируя фотоаппарат.
Тестовые задания помогают учителю проверить усвоение знаний учащимися.
Отметь, в каком слове слышится звук [ о ]?
Отметь, в каких словах звук [ а ] слышится в середине?
Последовательность и количество звуков в слове
После того, как дети научились интонационно выделять в слове тот или иной звук, необходимо научиться определять количество звуков в слове и их последовательность. Успешной реализации этих задач способствует ряд игр и упражнений.
«Рассели по этажам»
В доме несколько этажей. На каждом этаже разное количество окон. Рассели по этажам ребят: Олю, Петю, Володю, Алёшу.
Количество окон на этаже и количество звуков в их именах одинаковое.
Цель игры: определить количество звуков и ударение в словах.
— Как попасть в нужный дом?
— Как не угодить на обед к волку или лисе?
— Подскажите выход: поставьте ударение в слове слон.
— Какой звук ударный?
— Ударный звук за жёлтой занавеской. В каком доме живёт слон? (в четвёртом)
— Поставив ударение, догадайтесь, в каких домах живут остальные звери.
Дети учатся определять количество звуков в слове, придумывать слова с заданным количеством звуков.
Ученику дается карточка с написанной на ней цифрой. Ученик, не показывая ее товарищам, придумывает слово с количеством звуков, соответствующим указанной цифре. Остальные должны угадать, какая цифра написана на карточке. Или ученик произносит слово и просит товарищей определить количество звуков.
Выделение гласного звука в слоге и в слове
Чтобы научить детей делать звукобуквенный анализ слов, необходимо сформировать у учащихся чёткое представление о гласных, согласных твёрдых и мягких звуках.
После согласных букв буквы е, ё, ю, я обозначают звуки [э], [о], [у], [а].
Одновременно дети знакомятся с гласными буквами, их 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.
На начальном этапе предлагается выделить гласный звук из слога, например: ах, ус, ма, да, кра, аст, зол. Задания можно выполнять, используя разрезную азбуку или веер.
Поднять букву, соответствующую гласному звуку слога.
Придумать слог с соответствующей гласной
Определить место гласного звука в слоге и показать соответствующую букву.
Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором или третьем месте.
Дети определяют, какой гласный звук в слове и его место (начало, середина, конец).
Составляется графическая схема слова: слово обозначается прямой линией, гласный звук — кружочком. В зависимости от места гласного звука кружочек ставится либо в начале, либо в середине, либо в конце предлагаемой графической схемы: о__, _ о _, __о
В дальнейшем гласный звук выделяется в двусложных и трехсложных словах.
Назвать гласные звуки слова. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания ( лапа, лужа, дом, диван, кошка, окна, горка, крыша, канава, капуста ).
Выделить гласные звуки из слова, положить соответствующие буквы разрезной азбуки
Предлагаются картинки на односложные слова (сук, нос, стол, пол, сом, бровь, лоб, стул, сыр, дым, лес, хлеб, рак, мак). Разложить картинки под гласными буквами. Предварительно дети называют картинки.
Казалось бы, нет ничего проще, чем запомнить гласные буквы, но практика показывает, что дети в потоке информации начинают путать гласные и согласные буквы. Во избежание этого, предлагаются следующие задания для индивидуальной работы.
В алфавите обведи в кружок все гласные буквы.
Найди в разрезной азбуке заглавную букву и соответствующую ей строчную (маму и дочку)
Найди гласные буквы, показатели мягкости согласных
Найди гласные буквы, показатели твёрдости согласных
Найди «хитрые» гласные, обозначающие два звука (е, ё, ю, я),
Напечатай 10 гласных букв
Учителю надо научить детей чётко отличать буквы от звуков.
2.8. Выделение согласного звука в слоге и в слове, обозначение согласных твёрдых и мягких знаков символами
Знакомясь с согласными буквами, дети узнают, какими буквами они обозначены .
При произношении согласных звуков струя воздуха встречает преграды на своем пути: язык, губы, зубы, принимают положение, необходимое для определённого звука. В работе со звуковыми моделями слов поможет таблица «Согласные звуки»
В чём разница между глухим и звонким звуком?
При произношении звонкого звука голос участвует в его образовании, и слышим шум.
При произношении глухого звука голос не участвует в его образовании, слышим шум.
Приложить руку к горлу: при произношении звонких звуков осуществляется вибрация («горло дрожит»), а при глухих звуках – этого не происходит.
Большинство согласных могут обозначать два звука: твёрдый и мягкий.
По твёрдости – мягкости:
Для моделирования звуков надо научить детей выделять из слогов и слов твёрдые и мягкие согласные. Обучение в игровой форме вызывает интерес у детей.
Жили-были два человечка Тим и Том. Это Том. Слышишь, как твёрдо начинается его имя. Он любит т оматный сок, но не ест т ̕ янучки. Носит п альто, но никогда не надевает п ̕иджак, не берёт в руки м̕ яч, а пускает м ыльные пузыри и играет в м орской бой. Том дружит с Тимом, хотя и совсем не похож на него.
Тим мягкий и любит всё то, что звучит мягко, как и первый звук в его имени Т̕: т̕ ефтели, л̕ еденцы, п̕ ироженое.
Тим р̕ исует, а Том р аскрашивает. Тим д̕ ирижирует, а Том играет на д удочке. Они никогда не выбирают одни и те же вещи и игрушки. Никогда не ссорятся.
«Тим и Том в путешествии»
Тим и Том собираются в путешествие. Давайте поможем им собраться. Вот р ̕ юкзак и р анец. Что возьмёт Том? (ранец) Что возьмёт Тим? (рюкзак)
Кто какие вещи понесёт: к отелок, к онсервы, с ахар, л ожки, м ̕ иски, в ̕ ерёвку, б ̕ инокль, к омпас, к арту? Может быть ещё возьмут что-нибудь? ( л ̕ еденцы, к онфеты)
Как они наденутся? Кто оденет п ̕ иджак, к остюм, б ̕ ерет, п анамку, к ̕ еды, к россовки?
Вещи собраны. Перед ними две дороги. Одна ведёт в л ̕ ес, другая на л уг. Кто по какой дороге пойдёт?
А вот речка. Кто какую рыбу поймает? Л ̕ ещ, сом, л осось.
Привал. Разводят костёр, делают шалаш. Кто принёс в ̕ етки, а кто в алежник?
Обед. Кто ест р ыбу, а кто р ̕ ис? Кто будет пить к ̕ исель, а кто к омпот?
Том называет слово с твёрдым звуком, Тим – с мягким, нос –нёс, лук- люк, тук –тюк, мыл- мил, мал- мял, рад-ряд, выл- вил, вал- вял.
Рекомендуемые задания на дифференциацию твердых и мягких звуков:
Прочитать слоги (слова) с данными звуками, подчеркнуть буквы синим или зеленым цветом в зависимости от того, какой звук они обозначают.
Диктант слогов (слова) с твердыми и мягкими звуками. Подчеркнуть буквы зеленым или синим цветом.
Распределить картинки на две группы. Картинка кладется под синюю или зеленую буквы.
Подобрать слова на твердый звук.
Подобрать слова на мягкий звук.
Составление графической модели слов.
— Что нарисовано на первой картинке? (мыло)
— Что нарисовано на второй? (девочка Мила)
Выделение первых звуков в словах (дети повторяют слова мыло – Мила и определяют 1 звук). Сравнение звуков.
— Одинаково ли произносятся?
— При каком звуке губы больше растянуты?
— Какой звук произносится с большим усилием?
— Какой звук звучит более твердо, какой более мягко?
Вывод: мягкий звук произносится с большим напряжением губ, чем твердый.
Соотнесение звуков и букв.
Одной буквой обозначаются и твердый, и мягкий звук. Чтобы различить твердые и мягкие звуки, возьмем два цвета – зеленый (мягкий) и синий (твердый).
Составим модели слов.
Вывод: одна согласная буква может обозначать два звука – твердый и мягкий.
При работе со звуковыми моделями рекомендуется использовать наглядность «Гласные звуки».
Учащиеся могут моделировать звуки с помощью разрезной азбуки или рисовать схемы в тетради.
В традиционной программе (методика В.И. Горецкого и А.Ф. Шанько) используются модели – слияния звуков. Они могут выглядеть так:
Г+С – закрытые слоги
В открытых слогах (С + Г) необходимо посмотреть на последующую гласную:
а, о, у, ы, э – обозначают твёрдость согласного; значит, у слогов СА, РО, ПУ, ДЫ, ФЭ модель будет выглядеть так:
я, ё. ю. и. е – обозначают мягкость согласного; значит у слогов МЯ, ЛЁ, СЮ, НИ, ВЕ модель будет выглядеть так:
Мягкость согласного (ПЬ, РЬ, ДЬ, ТЬ) обозначается так:
Если буквы е, ё, ю, я стоят после согласного, то они его смягчают.
Йотированные звуки обозначаются так:
Как составить модель слова?
Читаю слово – малина [мал̕ина],
Делю его на слоги: ма-ли-на, 3 гласных, 3 слога – слияния (С+Г)
Соберём модель слова
Соберём модель слова
Читаю слово – юла [й̕ула]
Делю его на слоги: ю – ла, 2 гласных – 2 слога
Соберём модель слова
Для успешного обучения необходимо многократное и разнообразное использование моделирования на разных этапах работы над понятиями, а также усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения. Практически на каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют умения моделировать для решения познавательных и практических задач.
3. Заключительная часть
Применение схем, моделей позволяет учащимся лучше представить учебный материал. Моделирование выступает как средство наглядного представления объектов и закономерностей изучаемого материала. Целенаправленная работа по обучению детей моделированию строится на протяжении всего периода обучения грамоте и является хорошим фундаментом дальнейшего обучения и необходимым элементом учебного действия. Сознательное введение в учебный процесс моделирования сближает его с процессом научного познания, подготавливает школьников к самостоятельному решению возникающих перед ним проблем, к самостоятельному добыванию знаний.
4. Использованные ресурсы
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения, Москва, «Просвещение», 2010
http://festival.1september.ru/articles/584050/ Сухинина Ольга Юрьевна, Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи
Начальная школа №8/2008 Н.А. Кечуткина, Дидактические игры на уроках обучения грамоте.