какое направление работы с родителями содержит матрица выявления способных детей

Консультация «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»

какое направление работы с родителями содержит матрица выявления способных детей Виктория Аксенникова
Консультация «Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»

«Диагностические методики по выявлению детей, имеющих признаки одаренности, в дошкольном учреждении»

руководитель МО педагогов МАДОУ № 156

Система работы с одарёнными детьми, включает в себя основные направления,которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

2. работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества);

3. работа с родителями (беседы, анкетирование).

Для поиска и отбора одарённых дошкольников используется поэтапная стратегия диагностики. На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одарённости с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одарённости. На втором этапе используются более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты). Для оценки специальных способностей (музыкальных, математических, художественных и др.) У дошкольников используются экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей. Диагностировать каждого ребёнка по всем методикам нецелесообразно. Поэтому можно проводить диагностику детей в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая одарённость и т. д.) по результатам заполнения экспертных листов воспитателем, родителями.

Диагностика по выявлению одарённых детей включает:

1. Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности.

2. Выявление предпосылок общей одарённости.

3. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.

Для проведения психологического тестирования ребенка дошкольного возраста с целью выявления различных компонентов одаренности предлагаются следующие методики.

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте

Название методик Предназначение методики Возрастные ограничения

Тест Ф. Гудинаф – Д. Харриса

Методика «МЭДИС» (Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников)

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Методика для определения уровня умственного

развития детей (Замбицявичене Э. Ф.)

Тест «Назови картинку»

Диагностика вербальной и невербальной креативности (Гилфорд Дж. и Торренс П. в

модификации Туник Е.)

Тест творческого мышления

Тест креативности Ф. Вильямса

компонент 3 10 лет

Методика «Социометрия»

Методика «Цветовая социометрия»

С дошкольного возраста

Дошкольный,

Шкала психомоторного развития по М. Гриффитс

Шкала психомоторного развития А. Гезелла

Шкала оценки моторики (Озерецкий Н. И.)

Методика «Мотоскопия» Н. И. Озерецкого

Денверский скрининговый тест оценки развития ребенка

Диагностика нарушений моторного развития (по

Архиповой Е. Ф.) Психомоторный

с дошкольного

Дошкольный,

Методика по определению доминирования

познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере ребенка (Н. И Гуткина)

Методика изучения мотивации (по Н. П. Белопольской)

Дошкольный

Дошкольный,

Тест, приведенный далее, поможет определить проявление конкретных способностей детей, а это, в свою очередь, даст возможность не только сохранить детский талант, но и посильно способствовать его развитию.

1 ребенок имеет технические способности,если он:

• больше интересуется работой различных механизмов, машин и т. п. ;

• просто обожает что-либо конструировать, собирать;

• всегда старается «докопаться» до причин, по которым что-то перестало работать, а также с энтузиазмом относится к «капризам» техники;

• пытается сам чинить поломки и использует для этого детали других механизмов. Порою он может вас даже удивлять тем решением, которое нашел;

• умеет и даже любит рисовать, т. е. «видит» чертежи механизмов, их эскизы;

• его заинтересовывает даже взрослая техническая литература;

Всего 6 признаков.

2 ребенок имеет музыкальные способности,если он:

• вслушивается музыку, всегда тянется к тем местам, где она звучит;

• быстро отзывается на мелодию, на её ритм, а также их быстро запоминает;

• довольно-таки часто сам поет или играет на имеющихся инструментах. При этом исполнение мелодии происходит с чувствами, энергично, он буквально вкладывает себя, своё настроение в этот процесс;

• пытается самостоятельно сочинять новые мелодии;

• сильно хочет и даже сам пытается научиться играть на каком-то инструменте;

Всего 5 признаков.

3 ребенок имеет артистический талант,если он:

• в моменты нехватки слов использует мимику, движения, жесты;

всячески старается вызвать эмоции у тех, кому что-то рассказывает и показывает;

• осознанно и/или неосознанно старается даже тоном голоса подражать человеку, о котором рассказывает;

• не боится аудиторию и всегда с готовностью выступает перед нею;

• часто кого-то передразнивает, кому-то подражает и получается это у него с легкостью;

• обладает хорошей пластичностью и всегда открыт для всего нового;

• любит одеваться красиво и быстро схватывает значение красивой одежды;

Всего 7 признаков.

4. ребенок имеет незаурядный интеллект,если он:

• четко рассуждает, прекрасно мыслит, легко понимает недосказанное и причины каких-либо действий, поступков людей;

• удивляет вас своею памятью;

• легко учится, быстро понимает новый школьный материал;

• практически всегда задает много вопросов, но конкретно по теме, по ситуации;

• предпочитает читать, любит это делать;

• пусть и не является отличником, но обгоняет в учебе своих сверстников;

• больше, чем сверстники знает о событиях, о ситуациях, которые лично его не касаются;

• часто рассудителен, а может и расчетлив не по годам, удивляет вас здравостью мыслей;

• наблюдателен, очень быстро, пусть и не ярко, реагирует на новые событие в жизни.

Всего 9 признаков.

6 ребенок имеет спортивный талант,если он:

• чрезвычайно энергичен, всегда стремится к движению;

• смел и синяки и/или шишки его совершенно не пугают;

• очень часто становится первым или всегда стремится к этому в различных спортивных играх;

• удивляет вас тем, как хорошо и быстро осваивает катание на лыжах и коньках, как ловко обращается с мячом и т. д. ;

• имеет отличную координацию движений, быстро развивается физически;

• спокойным занятиям предпочитает подвижные игры, состязания или старается просто больше бегать резвиться;

• всегда переполнен энергией и вам кажется, что он просто никогда не устает;

• различными способами подражает любимому спортсмену.

Всего 8 признаков.

6. ребенок имеет литературный талант,если он:

• много, часто о чем-то рассказывает и в процессе придерживается сюжета, четко удерживает основную мысль;

• часто фантазирует, придумывает свой вариант развития обычных событий и всегда вносит в них что-то необычное;

• в рассказе больше использует слова, ярко передающие чувства, эмоции участников сюжета;

• героев своего рассказа старается «оживить»;

• бывает, что уединяется и сам пишет свой собственный рассказ.

Всего 5 признаков.

7. ребенок имеет талант к научной работе,если он:

• легко обобщает что-либо, запросто понимает абстрактные понятия;

• легко своими словами выражает чужие мысли. Иногда даже специально их записывает для себя чтобы не забыть;

• читать любит, но литературу не по возрасту, а более взрослые, более серьезные научно-популярные издания;

• практически всегда или очень часто старается самостоятельно объяснить то или иное событие;

• всегда с удовольствием создает свои собственные схему, конструкции, даже коллекции;

• никогда не унывает и слишком долго в расстроенных чувствах не находится, если его открытие, его изобретение не нашли поддержки или были даже осмеяны.

Всего 6 признаков.

8. ребенок имеет художественный талант,если он:

• не находя слов, начинает рисовать / лепить, чтобы выразить свои чувства, эмоции, своё настроение;

• рисуя, старается изобразить разнообразные предметы, животных, людей и даже ситуации, а не повторяет лишь то, что удалось хорошо;

• очень внимательно относится к каким-либо произведением искусства, становится серьезным, о чем-то задумывается, если его детское внимание привлекает картина;

• в свое свободное время чаще всего рисует, что-то лепит, используя все имеющиеся краски и материалы;

часто старается сделать что-то прикладное: различные украшения для дома, для одежды и т. д. ;

• не боится, не стесняется критиковать даже известные произведения, с готовностью высказывает о них своё мнение и разумны обосновывает его.

Всего 6 признаков.

Теперь, зная индикаторы (признаки) таланта ребенка, надо взять ручку (карандаш) и бумагу. Каждый признак во всех 8-ми блоках оцените по шкале от 2-х (минимум) до 5-ти (максимум). После этого просуммируйте полученные результаты и поделите итог каждого из 8-ми блоков на число признаков. К примеру, сумму по художественному таланту необходимо поделить на 6. Имея получившиеся результаты, вы можете определить наиболее выраженную одаренность ребенка, но это еще не все. Следующий этап – это построение графика, отражающего уровень детского интереса, как показано на рисунке.

По полученным результатам начертите линии на графике, а в месте их пересечений поставьте точки. После этого соедините все точки линией и необходимый график готов. По графику можно достаточно легко определить детские перспективы.

Наиболее подходящий возраст для проведения такого теста – 5-8 лет.

Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А. А. Лосевой.

Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольникможет проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости.

Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.

Методика «Карта одарённости» разработанная А. И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 10 лет следующих видов одарённости : интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методикавыполняет две функции:

1. Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.

2. Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно

Рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.

Методика оценки общей одарённости, разработанная А. И. Савенковым, адресована родителям (может также применяться педагогами). Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).

В инструкции к методике предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одарённых детей: любознательность (познавательная потребность, сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремлённость, требовательность к результатам собственной деятельности.

По результатам оценки строиться девятиугольник. Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребёнком.

Диагностика интеллекта и креативности

Методика «Дорисовывание фигур» О. М. Дьяченко

Методика направлена на определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один комплект карточек (из двух предлагаемых, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано два равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время одного обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой может быть использован во время повторного обследования или через год.

Перед обследованием экспериментатор говорит ребенку: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка, любая, какую ты захочешь».

Ребенку дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок дорисовал фигурку,его спрашивают: «Что у тебя получилось?» Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно (по одной) предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то взрослый может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности (Кор): количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, Кор равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы. Лучше всего сопоставлять результаты 20-25 детей.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

По горизонтали расположены фигурки для дорисовывания. По вертикали – фамилии детей.

Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений по горизонтали (повторы у одного ребенка) и по вертикали (повторы у разных детей по одной и той же фигурке) зачеркивают.

Количество незачеркнутых ответов – Кор каждого ребенка. Затем выводят средний Кор по группе (индивидуальные величины Кор суммируют и делят на количество детей в группе).

Низкий уровень выполнения задания – Кор меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень – Кор равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень – Кор выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения («такой узор»). Иногда эти дети (для 1–2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).

Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Методика «МЭДИС»

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7-летнего возраста» разработана в Институте развития одаренности И. С. Авериной, Е. И. Шабановой и Е. Н. Задориной на основе всемирно известных тестов интеллекта и является их оригинальной авторской разработкой. Методика состоит из 4 субтестов по 5 заданий в каждом и имеет 2 эквивалентные формы А и Б, которые могут чередоваться при повторном тестировании. Проводится МЭДИС в течение 20 – 25 минут с половиной класса, чтобы при диагностике дети не сидели рядом за одной партой, либо индивидуально. В случае получения низких результатов по тесту рекомендуется провести ретестирование по другой форме. Полученные результаты позволяют судить об уровне развития различных сторон интеллектуальной деятельности и в целом об интеллектуальных способностях детей 6-7 лет. Методика может использоваться при определении готовности к школьному обучению.

Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6–7 лет.

1 субтест – на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса.

2 субтест – на понимание количественных и качественных соотношений.

3 субтест – на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления.

4 субтест – на выявление математических способностей.

«Организация физического воспитания дошкольников, имеющих признаки психомоторной одарённости». Консультация для педагогов Понятие «психомоторика» ввёл физиолог Сеченов – сфера специальных движений человека, рассматриваемых в неразрывной связи с психическими.

какое направление работы с родителями содержит матрица выявления способных детейФормирование речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Фотоотчет Вашему вниманию предоставляю фотоотчет конкурса на тему «Развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении». Проблема развития.

Презентация «Изготовление и использование «Парашют здоровья» для детей в дошкольном учреждении» Изготовление и использование «Парашют здоровья» Слайд1 Актуальность выбранной темы объясняется тем, что в современном дошкольном образовании.

какое направление работы с родителями содержит матрица выявления способных детейКонсультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для педагогов «Особенности адаптации детей в дошкольном учреждении» Основные особенности адаптации. Слезы, капризность, подавленное состояние, возбудимость, гнев, агрессивное проявление (от недели до месяца).

Консультация для педагогов, родителей «Система нравственно-патриотического воспитания в дошкольном учреждении» СИСТЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном обществе.

Мастер-класс по выявлению одаренности в изобразительной деятельности «Выявление и развитие предпосылок одаренности у детей в изобразительной деятельности» Образовательные области: «Художественно-эстетическое.

План сопровождения ребенка, имеющего признаки одаренности по изобразительной деятельности Фамилия имя ребенка: Н. А. Возраст: 6 лет Краткая характеристика. Проявляет признаки одаренности по изобразительной деятельности: рисовать.

Проблемы адаптации детей в дошкольном учреждении Любой вид адаптации является приспособлением, в данном случае, ребенок приспосабливается к совершенно новой и во многом непонятной для него.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении Социализация-это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни, превращения ребёнка из природного существа в общественное, из индивида.

Источник

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

какое направление работы с родителями содержит матрица выявления способных детей Марина Очирова
Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства. Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности. Для выявления склонностей и способностейу детей я использую следующие 4 метода:

Наблюдение – позволяет мне сделать выводы о склонностях детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка.Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивают, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра.При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую игру выбрал индивид какую роль в ней играет.

Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников.

При планирования работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей мы создаем условия в группах и музыкально-спортивном зале, развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у наших воспитанников. Мы совместно планируем и проводим мероприятия, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников способностей к разным видам деятельности. Это всевозможные конкурсы рисунков, поделок из различного материала, спортивные соревнования и др (например поделки «Дары осени», «Новогодние поделки». Соревнования «Олимпийские игры», Веломарафоны, Соревнования по конькам). Эти мероприятия проводятся совместно с родителями.

В нашем детском саду спланирована работа с одаренными и талантливыми детьми, определены основные направления и этапы реализации, принципы педагогической деятельности. Целью нашей работы является повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение новой технологии управления системой работы с одаренными детьми в ДОУ.

Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений,которые тесно связаны и интегрируются между собой:

1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;

2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;

3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;

4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения. Так, в своей группе я стремлюсь придать развивающей среде характер «опережающего развития», т. е. подбираю материал,предназначенный для детей более старшего возраста: это и логические пособия, и иллюстративный материал с новой информацией, и предметы детского экспериментирования, что открывает для детей перспективу саморазвития, развивает познавательную активность.

В моей группе имеется ряд развивающих центров.

Центр физической культуры и оздоровления. Успех занятий физической культурой в большей мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм и методов индивидуального подхода к детям. Физкультурное пособия и атрибутика вносят в каждое занятие элемент необычности, вызывают интерес детей, желание поиграть.

Центр развития речи и театрализованной деятельности помогает мне решать задачи речевого развития детей, учить их познавать закономерности и особенности родного языка, формировать культуру речевого общения и развивать коммуникативные способности. Способствует приобщению воспитанников к сценическому искусству, совершенствованию пластики движения и мимики, выразительности и эмоциональности речи, яркому проявлению детской индивидуальности. В центре имеются в наличии различные виды театров, пособия, костюмы для инсценировки, дидактические игры. Чаще всего с детьми играем в сюжетно-роливые игры (Моя семья, Ветеринарная клиника, Автозаправка, Кафе, Салон красоты и др. так же дети с удовольствием играют в строительные игры, где строят различные постройки и после их обыгрывают, (гараж для машин, дома, замки). Так же вместе с детьми играем в театрализованные игры, где дети учатся «вживатся» в роль.

Центр математического развития и занимательных игр оснащен специализированным оборудованием и пособиями, логико-математическими играми, счетными палочками, наглядными моделями, символами и пр («Игры Воскобовича», «блоки Дьенеша», «Танграм», «Геоконт»). Овладение дошкольником математическими понятиями открывает перед ним мир количественных, пространственно-временных отношений, учит решать при этом самые разнообразные творческие задачи, а значит, формирует активность, самостоятельность мышления, творческое начало детской индивидуальности.

Центр художественно-эстетического развития – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувственного мира ребенка.

Особое внимание и я уделяю центру экспериментирования. За время своей практики в детском саду я заметила, что дети являются прирожденными исследователями, и в связи с этим я решила активно внедрять в совместную работу с детьми познавательно-исследовательскую деятельность. В моей группе создана детская исследовательская лаборатория, где дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты. Наша лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования.Это различные приборы:природные материалы: листья, песок, земля, семена;медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт;бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; микроскопы, лупы, магниты, весы; детские фартуки; схемы для проведения опытов и т. д. Результатом совместной работы с детьми стали: «Сказка о камешке», «Прятки с водой», «Секреты воздуха-невидимки», игра-путешествие «Царство трех ветров». Работа в данном направлении заинтересовала не только детей,но и родителей: они помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополняют необходимыми материалами.

Познавательно-исследовательская деятельность тесно соседствует с проектной деятельностью.Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы дошкольников. Совместно с детьми и родителями разрабатываем интересные проекты на самые разные темы «Эти великие вулканы», «А у нас новый год», «Вместе сбережем лес», «Путешествия по материкам». Основной целью проектной деятельности является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Работас родителями одаренных детей мною реализуется в четырех направлениях:

1. Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена на расширение возможностей понимания одаренного ребенка, улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком, выработку новых навыков взаимодействия с ребенком, установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

2. Организация информационной среды для родителей. С целью повышение педагогической культуры родителей мною предлагаются консультации по вопросам детской одаренности «Одаренный ребенок в вашем доме», «Как развивать художественно-творческие способности у детей», «Творим вместе!», «Как создать уголок творчества дома».В ДОУ организуются конкурсы: «смотр – конкурс чтецов «С чего начинается Родина», выставки детских рисунков и работ победителей конкурсов.

3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, персональные выставки творческих работ, подготовка проектов и т. д.) Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня, проводятся совместные театрализованные представления для детей. Организуют различные проекты, с которыми ребенок выступает перед детьми. На мой взгляд, одним из приоритетных направлений в разработке системы работы с одаренными детьми является разработка механизма преемственности с социальными институтами с целью демонстрации достижений, успехов воспитанников, а также с целью дальнейшего развития ребенка. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения одарённых детей, а также каждому дошкольнику предоставить возможность проявить индивидуальность и творчество.

Определение способностей ребёнка дошкольника. Тесты

1. Тест на выявление гуманитарных способностей ребенка

Для определения гуманитарных способностей, которые лежат, например, в основе литературного творчества, мы предлагаем записать впечатления ребенка о каком-либо значимом событии. Гуманитарные способностимогут проявиться в следующих признаках:

• эмоциональность рассказа, т. е. любое событие в жизни ребенка-гуманитария вызывает эмоциональный отклик, яркое, глубокое переживание;

образность впечатлений: рассказывая о событии, ребенок хорошо его представляет, как бы видит в пространстве, передает внешние признаки — цвет, детали и т. д. ;

• гуманистичность, доброжелательность по отношению к окружающему миру; ребенок хочет, чтобы мир стал лучше, отношения добрее, не было войны, не умирали и не болели люди, животные и т. д.

Предложите ребенку сочинить рассказ «Как я ходил в зоопарк». Для того чтобы рассказ получился подробным и помог проявиться всем указанным выше признакам, предлагаем вам вопросы для составления рассказа.

1. Когда и с кем ты ходил в зоопарк?

2. Какое настроение было у тебя в этот день?

3. Каких животных ты увидел в зоопарке?

4. Какое животное ты запомнил особенно хорошо и почему?

• Какое оно по размеру, цвету?

• Каково его строение?

• Каким было его поведение?

6. Если бы животные в зоопарке могли говорить, о чем бы они попросили тебя?

7. Вспомни случай, когда ты или другой человек помогал животным.

1. Выявление эмоциональности производится на основе второго, четвертого и шестого предложений.

Во втором предложении ребенок описывает свое настроение не одним словом (веселое, а более подробно, глубоко (я радовался, волновался, очень ждал этого дня.).

В четвертом предложении значимыми будут слова, отражающие чувства, эмоциональный отклик ребенка (смешной, страшный, веселый, игривый, хитрый, а не описание (лохматый, с хвостом, большой.).

В шестом предложении значимыми будут высказывания, показывающие стремление ребенка взаимодействовать с животными как с людьми (поиграй со мной, обними меня, давай с тобой дружить.).

2. Диагностика образности представлений ребенка производится на основе анализа первого, третьего и пятого предложений.

В первом предложении засчитывается не односложный ответ (летом с мамой, а подробный (описание времени года, погоды, дороги, природы, маршрута следования к зоопарку и т. д.).

В третьем предложении также положительно оценивается не просто перечисление животных, а подробное их описание. Можно стимулировать ребенка к описанию дополнительными вопросами. Учитываются слова-признаки, которые делают образ животного четким, детальным.

В пятом предложении ответы типа «большой», «серый», «с лапами» не являются признаками образности. Значимыми будут признаки, о которых говорилось выше. Также засчитываются слова-сравнения (похож на., как., такой же, как.).

3. Вывод о гуманистичности установок ребенка делается на основе анализа ответов на шестой и седьмой вопросы.

В шестом и седьмом предложении учитывается доброжелательное, гуманное, жалостливое отношение к животным.

Ребенок может даже заплакать, вспоминая страдания животных. Он будет говорить, что животным хочется, чтобы их выпустили на свободу, что у них там остались мама, папа или дети. И в жизни ребенок отличается любовью к животным, он не может не только проявить агрессию, жестокость в отношении них, но и наблюдать, как это делают другие.

Обработка результатов

Если в двух предложениях из трех есть признаки эмоциональности, образности, а также в одном предложении из двух — признаки гуманистичности, то у ребенка есть качества, которые лежат в основе гуманитарных способностей.

Диагностика специальных способностей детей

Для диагностики выраженности у ребенка различных специальных способностей можно использовать опросник «Карта способностей». Предлагаемый тест разработан американскими учеными-психологами, специалистами в области детской психологии А. де Хааном и Г. Кафом и получил распространение в США. Опросник адресован родителям, а также педагогам и психологам. С его помощью они могут оценить способности своих детей.

Перед вами 80 утверждений, которые касаются особенностей поведения и деятельности ребенка. В конце теста перечислены 10 областей деятельности, в которых ребенок может проявить свои таланты. Не забегайте вперед и не читайте их, пока не заполните таблицу ответов. Внимательно изучите утверждения и оцените своего ребенка,пользуясь следующей шкалой:

++ — оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

+ — свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0 — оцениваемое свойство выражено нечетко, проявляется редко.

Оценки ставьте в таблице ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в клетку с цифрой 1, оценку по второму — с цифрой 2 и т. д. Если вы затрудняетесь дать оценку способностям ребенка, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой.

I II III IV V VI VII VIII IX X

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

и 12 13 14 15 16 17 18 19 20

21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

31 32 33 34 35 36 37 38 39 40

41 42 43 44 45 46 47 48 49 50

51 52 53 54 55 56 57 58 59 60

61 62 63 64 65 66 67 68 69 70

71 72 73 74 75 76 77 78 79 80

1. Ребенок склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать не только конкретными, но и абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

4. Оригинален в выборе сюжетов. В рисунках обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций. Избегает однообразия.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации предметов, устанавливая их принадлежность к какой-либо группе.

12. Не боится новых видов деятельности, новых идей, приемов, способов, действий.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может использовать различные детали конструктора, мелкие предметы (прищепки, катушки, шурупы, желуди и др.) для создания новых поделок, игрушек, приспособлений.

19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в использовании различных предметов для организации игры (устройства штаба, шалаша, может использовать мебель, предметы быта, природные материалы.

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов.

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.

33. Обгоняет своих сверстников по знаниям, учебным умениям на год или на два.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, создания коллажей, рисунков.

35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувства.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить переживания героев.

38. Любит рисовать чертежи и схемы (план комнаты, электропроводки; схему мотора, карты с указанием места тайника и др.).

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает мимику и жесты.

40. Бегает быстрее своих сверстников.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен предложить разные способы решения одной и той же проблемы.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д., в свободное время, без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) рассказы о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать новые идеи, но и претворять их в жизнь.

53. Читает энциклопедии, художественную литературу, опережая своих сверстников на год или два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Быстро обучается игре на музыкальном инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий (что обычно не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. С удовольствием слушает или сам читает детскую популярную литературу, посвященную техническим изобретениям, знает фамилии известных изобретателей.

59. Склонен брать на себя ответственность, выходящую за рамки его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения повседневных жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Любит собирать из деталей конструктора самолеты, автомобили, корабли и т. д., может придумывать свои оригинальные модели.

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время, играя в подвижные игры (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и назначении предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, придумывание историй, конструирование и др., способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники, читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может дать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в собственном рисунке или поделке.

75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Обработка и анализ результатов

Сосчитайте количество плюсов по вертикали. Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Каждый столбик соответствует той или иной области деятельности.

I. Интеллектуальные, познавательные способности.

II. Творческие, креативные способности.

III. Академические, учебные способности.

IV. Способности к художественному творчеству.

V. Музыкальные, вокальные и исполнительские способности.

VI. Литературные способности.

VII. Артистические способности.

VIII. Технические, конструкторские способности.

IX. Лидерские, коммуникативные способности.

X. Спортивные, физические способности.

Оценка степени выраженности способностей имеет четыре уровня:

0—4 балла — низкий уровень (способности не выражены);

5—8 баллов — средний уровень (способности выражены слабо);

9—12 баллов — уровень выше среднего (выраженные способности);

13—16 баллов — высокий уровень (ярко выраженные способности, которые отмечают даже посторонние люди).

С помощью этого теста можно определить сильные стороны вашего ребенка, понять, какие способности следует развивать.

Использование интерактивных пособий в процессе развития познавательных способностей воспитанников ДОО Актуальность. На сегодняшний день мы уже не можем представить мир без внедрения информационных ресурсов. Современное общество требует от.

Работа по выявлению и развитию способностей у воспитанников ДОУ При работе по выявлению и развитию у воспитанников способностей, создаются условия развития активности и заинтересованности у детей во всех.

Система работы по выявлению музыкальных способностей детей В книге Б. М. Теплова предложена концепция музыкальности, где музыкальность предстает как комплекс способностей. Обратимся к этой структуре.

Деятельность педагога по выявлению потребностей и способностей детей в соответствии с ФГОС Подготовила Бабичева И. Е воспитатель первой категории МБДОУ детского сада №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического.

Концепция инновационного подхода реализации проекта по формированию у воспитанников познавательных способностей Концепция инновационного подхода реализации проекта по формированию у воспитанников познавательных способностей. Теоретические основы формирования.

Отчет проведенной работы по развитию речи и совершенствованию творческих способностей воспитанников старшей группы «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится.

Проект развития творческого воображения и способностей воспитанников «Мы построим новый дом» Название проекта: «Чудо ферма» Вид проекта : творческий подгрупповой. Участники проекта : педагоги, дети логопедического пункта МБДОУ.

какое направление работы с родителями содержит матрица выявления способных детейПроведение педагогической диагностики по выявлению одаренных воспитанников 1. Тема: Проведение педагогической диагностики по выявлению одаренных воспитанников 2. Возраст детей: 6 лет (старшая группа) 3. Количество.

какое направление работы с родителями содержит матрица выявления способных детейОпыт работы по выявлению и развитию способностей воспитанников При работе по выявлению и развитию способностей, мною создаются условия и развития активности и заинтересованности у детей во всех видах.

Система работы по выявлению и развитию способностей детей Цель: выявление и развитие способностей воспитанников. Планируемые результаты: создание базы данных детей с разными способностями;.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *