какое направление психотерапии лежит в теоретической базе символдрамы

Какое направление психотерапии лежит в теоретической базе символдрамы

* Публикуется по изданию:
Обухов Я. Л. Кататимное переживание образов // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии: Сборник научных работ Украинского НИИ клинической и экспериментальной неврологии и психиатрии и Харьковской городской клинической психиатрической больницы № 15 (Сабуровой дачи) / Под общ. ред. И. И. Кутько, П. Т. Петрюка. — Харьков, 1996. — Т. 3. — С. 284–286.

Символдрама (известная также как кататимное переживание образов (КПО), метод «сновидений наяву» и кататимно-имагинативная психотерапия) — это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при помощи образов». Из известных на сегодняшний день порядка пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом Ханскарлом Лёйнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода — глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории (теория объектных отношений М. Кляйн, эгопсихология А. Фрейд, психология «собственного «Я» X. Хартмана и психология «собственного Я» X. Когута и их последующая разработка в трудах Ш. Ференци, М. Балинта, Э. Эриксона, Р. Спитца, Д. В. Винникотта, О. Кернберга, И. Лихтенберга, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К. Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения.

С феноменологической точки зрения можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме И. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане КПО близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по И. Вольпе.

Тем не менее, символдрама — это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

Лучше всего применение методов кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков успешно используется также при лечении детских навязчивых состояний, в случае нейро- и психовегетативных нарушений средней тяжести, при психосоматических расстройствах, энурезе, заикании, нервной анорексии и других нарушениях питания, деструкции функциональных или психических компонентов при различных соматических заболеваниях, в случае нарушений адаптационной способности, обусловленных невротическим развитием личности, при замкнутости, закомплексованности, в случае нарушений концентрации внимания и проблем с успеваемостью в учёбе.

Доклад и семинар с демонстрацией видеофильма:

Семинар знакомит участников с основными техниками символдрамы (кататимно-имагинативной психотерапии) — прикладного метода современного психоанализа, разработанного немецким психотерапевтом проф. Ханскарлом Лёйнером.

Семинар включает в себя теоретическую часть, знакомящую с историей создания метода, его теоретическими основами и местом в ряду других направлений психотерапии. Детально рассматривается структура психотерапевтического сеанса, разбираются показания и целесообразность индивидуальной и групповой психотерапии.

В ходе данного семинара прорабатываются следующие темы:

Источник

СИМВОЛДРАМА — что это?

какое направление психотерапии лежит в теоретической базе символдрамы

Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.

История развития символдрамы в нашей стране началась в 1994 года, когда на русский язык были переведены некоторые работы Х. Лёйнера и стали проводиться сертификационные семинары по основам техники символдрамы. За это время обучение прошло уже несколько тысяч специалистов из более 50 городов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Грузии, Молдавии, а также Эстонии, Латвии и Литвы, многие из которых используют символдраму в качестве основного психотерапевтического метода.

В январе 2000 г. была создана Межрегиональная общественная организация содействия развитию символдрамы (МОО СРС), работающая в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь и Республике Казахстан. Согласно уставу, МОО СРС содействует организации учебно-методической работы с целью повышения квалификации психотерапевтов, психологов и педагогов, специалистов смежных областей, медицинских работников, социальных работников, занятых в сферах охраны психического здоровья населения.

Технически сеанс психотерапии по методу символдрамы выглядит следующим образом. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. Иногда, даже и это часто бывает излишним. Можно просто попросить пациента лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. После достижения состояния расслабления ему предлагается представить образы — стандартный мотив или свободно любой образ. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией психотерапии.

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут. Курс краткосрочной психотерапии состоит, как правило, из 8 – 25 сеансов при частоте 1 – 2 раза в неделю в начале и 1 раз в 7 – 10 дней впоследствии. Обычно, улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда, даже, один единственный сеанс может значительно помочь пациенту избавиться от патологической симптоматики или разрешить проблемную ситуацию.

Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной и групповой форме, а также в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией и игровой психотерапией.

Классическим, является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии — так называемого мотива представления образа. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, в ходе долгой и кропотливой экспериментальной работы были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, лучше всего отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наибольшим психотерапевтическим эффектом.

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить, так же, об отнесенности конкретных мотивов к стадиям детского развития, а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Символдрама становится важным звеном в отечественной психотерапии. Этот метод хорошо соответствует ожиданиям, традициям, установкам и ментальности в целом, характерным для пациентов в нашей стране, ориентированных скорее на эмоционально-образное, чем на чисто рациональное переживание и решение психологических конфликтов.

Клинический психолог высшей квалификационной категории, старший преподаватель кафедры клинической психологии НГМУ

Источник

Метод который помогает! Что такое психотерапевтический метод символдрама?

Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов или метод «сновидений наяву») – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии1, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов. Этот метод прекрасно работает в ситуациях когда клиент говорит: «Я все понимаю, осознаю в чем моя проблема, но сделать ничего не могу.» Психотерапия по методу символдрамы помогает мягко, ненавязчиво и заинтересовывает с первых занятий.

Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919–1996).

Из многих направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным, технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу.

В основе метода лежат концепции классического психоанализа, а также его современного развития. Понимание символики образов и процессов, происходящих в символдраме, значительно обогащается обращением к теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также к разработанному им методу активного воображения.

Тем не менее, символдрама – это не комбинация из смежных методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии.

1) использование представления образов по четко разработанной схеме – главный и основной инструмент психотерапевтического воздействия метода символдрамы, в то время как в других имагинативных техниках обращение к работе с образами (что делает в своей практике, наверное, каждый психотерапевт) часто бывает случайным, фрагментарным и непоследовательным;

2) метод символдрамы системно структурирован, описаны все последовательные шаги его использования в зависимости от конкретных показаний; четко определено, что и как нужно делать на каждом этапе работы (это особенно важно для начинающего психотерапевта);

3) в основе метода лежит глубокая теоретическая база; это, прежде всего, общепризнанные концепции классического и современного психоанализа (психоаналитические теории развития личности, теория объектных отношений, теория сновидений, общая теория неврозов и психоаналитическое учение о болезни, психосоматических заболеваниях, нарушениях развития «Я», пограничных состояниях Borderline); во многом символдрама опирается также на аналитическую психологию К.Г. Юнга (теория архетипов и коллективного бессознательного, принципы интеграции, метод активного воображения);

4) до минимума сведены суггестивные факторы, все используемые техники направлены на наиболее полное и свободное раскрытие личности пациента (например, каждый вопрос психотерапевта должен задаваться в свободной, открытой форме3); из всех известных нам методов психотерапии символдрама это самый гуманный, мягкий и в то же время высокоэффективный метод.

Эффективность метода у детей

Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества метода символдрамы:

1. Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества

2. Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне. Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.

3. Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков, который столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания ребенка, огромную важность которых для процесса психотерапии показали последние исследования Х. Когута и О. Кернберга. Дети с психическими нарушениями часто испытывают нарциссическое страдание, когда при столь важном для них сравнении их ловкости и умений с достижениями других детей и взрослых они оказываются несостоятельными. В игровой терапии, тоже очень важной в этом возрасте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается с вопросом: что делать, если ребенок не умеет проигрывать? Либо он должен почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разочаровывать ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем самым испытывает конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого поведения. Эта проблема разрешается только в имагинативной психотерапии, в ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии нарциссически обусловленные переживания собственной “грандиозности”.

4. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.

5. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной сихотерапии, так и в форме психотерапии пар, когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.

6. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.
Высокоэффективными оказались результаты психотерапии и в случае невротических нарушений школьной успеваемости и утомляемости, при психосоматических расстройствах (за исключением энуреза) и в случае чисто эмоциональных нарушений. Наименее эффективными оказались результаты лечения заикания и коррекции асоциального поведения. У половины детей с энурезом после прохождения психотерапии наблюдалось определенное улучшение их состояния, у других детей вновь возобновилось ночное недержание мочи.

Обобщая, можно сказать, что, по данным проведенного исследования, эффективность Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков составляет около 85%. В случае энуреза позднее потребовалось проведение дополнительной гипнотической терапии. При заикании вопрос о целесообразности символдрамы проблематичен. Для детей со склонностью к асоциальному поведению символдрама в изолированном виде противопоказана.

Перейти на страницу специалиста: Натарова Кира Александровна

Последние события

Первый шаг к твоей профессии!
Проводим психодиагностические исследования для решения задач профориентации.

ПРАЗДНУЕМ ВМЕСТЕ! В честь 5- летия центра дарим скидки на услуги 10%
— ЭЭГ с расшифровкой
— Консультацию логопеда
— Экспериментально психологическое исследование клинического психолога

Источник

Глубинная юнгианская психотерапия

тел. / whatsApp

+7(916)24З-95-0З

Международное общество Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии

Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе последующей психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа, разработанная З.Фрейдом. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики конфликтов.

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (1919-1996).

какое направление психотерапии лежит в теоретической базе символдрамыСегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран. Главный офис Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО) и Институт Кататимно-имагинативной психотерапии находятся в г. Гёттинген (Германия).

Право сертификации специалистов по методу символдрамы (Кататимно-имагинативной психотерапии) имеет исключительно Межрегиональная общественная организация содействия развитию символдрамы Кататимно-имагинативной психотерапии (МОО СРС КИП).

Проводить обучающие семинары по символдраме с выдачей соответствующих свидетельств и сертификатов имеют право только преподаватели, официально сертифицированныеМеждународным обществом Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО), которое делегировало соответствующее право 27 доцентам.

Источник

Символдрама

Символдрама (кататимно-имагинативная психотерапия, «сновидения на яву») – вид индивидуальной и групповой психотерапии, в основе которого лежат теория классического психоанализа и аналитическая психология К. Г. Юнга.

О символдраме

Метод был создан немецким психоаналитиком, врачом и психотерапевтом Ханскарлом Лейнером (1919-1996) в 50-70-е годы ХХ века, а позднее значительно дополнен детским психоаналитиком и психотерапевтом Г. Хорном.

В настоящее время метод символдрамы широко используется в практике психотерапевтов мира. Метод основывается на представлении пациентом («имагинации») предложенных терапевтом образов («мотивов»). В ходе сеанса выявляются конфликты и противоречия, скрытые в бессознательном пациента.

Понимание символизма образов основывается на теории архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также к предложенному им методу активного воображения (active imagination). Х. Лейнер предположил, что архетипиченые образы способны вызывать сильные чувства, и задействовать мощные психические силы клиента. Детали, которые этот человек придает образу, отражают его бессознательное.

Символдрама показала свою эффективность в работе с невротическими и неврозоподобными состояниями, психосоматическими расстройствами, расстройствами эмоциональной сферы и адаптационных возможностей. Положительным моментом является возможность использования средств символической драмы для помощи детям
(от 6,5 лет), а также хорошая совместимость техники с другими психотерапевтическими средствами.

Ведущий семинаров:

какое направление психотерапии лежит в теоретической базе символдрамы

ОБУХОВ-КОЗАРОВИЦКИЙ ЯКОВ ЛЕОНИДОВИЧ

– Психолог, кандидат психологических наук,

– Психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерапевта № 0084ECPgpRU от 22.02.2002),

– Член Центрального Совета Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ),

– Член правления Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО),

– Президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы — Кататимно-имагинативной психотерапии (МОО СРС КИП),

– Доцент МОКПО с 1996 г.,

– Член Европейской Ассоциации Психотерапии (EAP),

– Ученик создателя метода символдрамы проф. Х. Лёйнера,

– Ученик ведущего специалиста по коучингу в Германии П. Тайхманна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *