какое отношение к святкам имеет праздник крещения господня
Крещение Господне: история, традиции и приметы
С пользой для души и тела
Крещение Господне – один из 12 главных христианских праздников, завершающий цикл новогодних святок. Отмечают его 19 января в честь крещения Иисуса Христа в реке Иордан. Праздник Крещения традициями и обычаями очень богат. Сам день буквально по часам расписан: когда праздновать, когда пищу вкушать, когда спать. И все это — с пользой для тела и души.
История возникновения праздника
По евангельскому преданию к Иоанну Крестителю, простому смертному, в Вифавар пришел тридцатилетний Иисус, чтобы принять крещение. Иоанн, проповедовавший о приходе Мессии, призывавший к покаянию и осуществлявший религиозные омовения с народом на реке Иордан, был удивлен: «Кто кого крестить должен?!» «Нам всякую правду надлежит исполнять», — был ответ Спасителя. Когда он принял крещение от Иоанна, раскрылись небеса и сошел Святой Дух в облике голубя. Одновременно все услышали голос с небес: «Это сын мой возлюбленный, и в нем мое благословение». Отсюда и другое название у праздника – Богоявление, ведь на крещении Бог показал, что он суть Святая Троица: с неба говорил Бог-отец, крестился воплотившийся Божий сын, а Дух Святой сошел в обличье голубя.
После Крещения Иисус, ведомый Святым Духом, удалился в пустыню, чтобы в молитвах и раздумьях подготовиться к той великой миссии, ради которой он пришел в этот мир. Искушаемый Нечистою силой (как любой человек), он все же 40 дней оставался без пищи и воды. Так при участии Иоанна Крестителя получило всенародное свидетельство предназначение Христа.
Таинство Крещения
Этот обряд символизирует рождение человека в христианской вере, вступление его под сень православного храма, где он получает доступ к исповеди и святому причастию. Таким образом человек соединяется с Богом. Традиция обряда Крещения заключается в троекратном (в честь трехдневного Воскрешения Христа) погружении (с греч. «крещение» — погружение) или обливании водой под чтение молитв.
Потом на нового христианина надевается нательный крестик – оберег и символ принадлежности к вере и новые белые одежды. Смысл обряда в том, что «новорожденный» теперь может и хочет жить по христианским законам, которые прописаны в заповедях.
Великое водосвятие
Главный символ Крещения — вода. В ночь с 18-го на 19-е с полночи до полночи она приобретает особую силу. И, прежде всего, возможность сохранять абсолютную свежесть до трех лет. К тому же капля святой воды море освящает, и ею можно разбавлять воду обычную, придавая ей целебные свойства.
В Крещенский Сочельник вода обязательно освящается в купели, устроенной в центре каждого храма и окруженной свечками. И каждый прихожанин уходит с праздничной службы с бутылочкой святой крещенской воды для укрепления духовного здоровья и телесного. На Богоявление Христос сам наделяет воду в природных водоемах святой силой, и освящение воды церковными служителями – акт символический. Такая традиция зародилась с V века, когда Иерусалимская церковь отмечала Богоявление выходом на реку Иордан для водосвятия и воспоминания о Крещении Христа. И в наших селах в Навечерие святят воду в храмах, а в сам праздник ходят на «Иордань»: реку, колодец, источник.
Накануне в водоемах специально вырубают проруби в форме креста или круга. На Крещение священник проводит специальный обряд с чтением молитв, испрашивающих у Господа благословения на святую воду, и троекратным погружением креста и подсвечника (вода освящается огнем). Все желающие тоже с молитвой окунаются в прорубь или обливаются водой, очищая свою душу и тело.
Крещенский сочельник
В день Навечерия готовят последнюю из праздников рождественского цикла кутью – Голодную. Свое название он получила потому, что с момента ее употребления и до выноса свечи после литургии в храмах и освящения воды в знак особого уважения к празднику был самый строгий пост – даже дети ничего не ели «до звезды».
В сочельник хозяйки пекли обрядовую еду – печенье «Кресты». Утром полагалось первым съесть именно его, запивая святой водой. Некоторые печенья были именными: хозяйка для себя помечала тмином, маком, изюмом каждое. Готовые печеньки могли рассказать, какой жизненный крест в этом году придется нести каждому члену семьи. Ровно выпеченный румяный крест говорил о достатке и благополучии. У того, кому предназначался такой крест, можно было искать в этом году совета и помощи. Раскрошившееся горелое печенье предсказывало не самые светлые перемены в судьбе. Полусырой крест вещал о болезнях. Неудачные кресты есть не полагалось. Их скармливали птицам, чтобы они унесли печаль в небо. Все это происходило втайне от тех, кому они предназначались. Взамен им выдавались запасные красивые и благополучные печеньки.
Русские традиции
В течение всех новогодних праздников до Иордана женщины за водой не ходили (это было мужской обязанностью) и белье в речке не полоскали: считалось, что там сидят черти и можно их в дом прихватить. Из уважения к таинству Крещения было дурным тоном еще неделю после праздника стирать на речке, помогая бесам вернуться после изгнания. По православному обычаю на Богоявление на дверях, окнах, воротах, у печи углем или мелом рисовали кресты: защищались от бесов, изгоняемых из храмов на службе.
В крещенскую ночь на столе надо поставить серебряный сосуд со свежей водой. В полночь на поверхности появляются волны, возвещая о крещении Спасителя, и с того часа вода считается целебной. Ее можно пить, умываться, освящать свой дом. По возвращении с проруби хозяин отпивал глоток целебной воды, брал за иконами вербу-оберег с вербного воскресенья и кропил дом и все хозяйство, спасая их от напасти и дурного глаза.
Святую воду-оберег хранили в красном углу, под образами, в стеклянной посуде. Принимали ее утром или по необходимости натощак с добрыми намерениями и молитвами, попросив у Бога благословения. В Крещение нельзя прикасаться к святой воде, думая о плохом, ссориться: вода благотворную силу теряет, а может, вообще разлиться. В эту ночь можно собирать и чистый снег и лед: их можно сохранять и использовать в целительных целях. Считалось, если святую воду заморозить, на ней ясно проступают очертания креста.
Гадания на Крещение
В ночь на Крещение (ближе к утренней звезде) по преданиям небо открывается, и Бог внимает всем нашим молитвам и желаниям – можно смело дожидаться условленного часа и загадывать, вглядываясь в небо. Гадания в основном были такие же, как и на святки. Хотя прибавлялись и довольно забавные. Например, гадающие девушки прятали под фартуком еще горячую кутью, выбегали с ней на улицу и швыряли в лицо первому встречному, выспрашивая его имя. Другой вариант еще экзотичнее: в Сочельник нагие девушки выходили на улицу после заката солнца, «пололи» снег, забрасывая его через плечо и прислушиваясь: куда упал, туда и замуж пойдет.
По традиции после крещенской службе в небо запускают голубей – символ Духа Божьего и знак того, что рождественские святки закончились. Молодежь в этот день развлекалась на льду, устраивая карусели, обходила с колядками дома, еще раз поздравляя всех с праздниками и прославляя Христа. С Крещения до Великого поста продолжался сезон свадеб.
Приметы дня
♦ Если на Крещение деревья покрыты инеем, весной сеять озимую пшеницу нужно в тот же день недели — урожай будет богатым.
♦ Если на Крещение идет лопатой снег — к хорошему урожаю.
♦ Если на Крещение ясно и холодно — к неурожаю, засушливому лету.
♦ Если на Крещение звездная ночь — будет хороший урожай орехов и ягод.
♦ Если на Крещение видно много рыбы — будут пчелы хорошо роиться.
♦ Если после Крещения на небе полный месяц — весной возможен паводок.
♦ Если собаки много лают — к большому количеству зверья и дичи в лесу.
♦ Чтобы узнать, насколько теплым будет остаток зимы, в ночь Сочельника перед Крещением надо просто посмотреть на небо. Если звезды светят ярко, то лето будет сухим и жарким, а весна начнется рано. Более того, осень также будет теплой и затяжной. Также яркие звезды на небе в Крещение говорят о том, что год будет спокойным, без политических или экономических сотрясений.
♦ Если в ночь Крещения будет полнолуние, то весной надо опасаться сильного разлива рек.
♦ Не очень хорошо, если на Крещение тепло: приметы говорят о том, что в наступившем году будут проблемы со здоровье. Наоборот, если на Крещение много снега — это к крепкому здоровью.
♦ Если в Крещение вы услышите лай собак — это сулит хорошее финансовое состояние в наступившем году. Считается, что собаки зовут на охоту, которая сулит отличную добычу.
Праздник Крещения Господня (Богоявление) по православному календарю
19 января (6 января по старому стилю) православные христиане празднуют день Крещения Господня. В этот день православная церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан.
Иисус Христос до тридцатилетнего возраста жил со Своей Матерью в небольшом городке Назарете, помогая престарелому отчиму Иосифу в плотнической работе. Иисус почти ничем себя не проявлял как мессия, и люди считали его одним из детей Иосифа. Когда пришло время ему начать свое общественное служение, Бог в особом видении повелел пророку Иоанну Крестителю, жившему в пустыне, выступить со всенародной проповедью покаяния и крестить в реке Иордан всех кающихся в знак их желания очиститься от грехов.
Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Само рождение Иоанна Крестителя было чудесным. Всю жизнь Елизавета и муж ее священник Захария провели в молитвах к Богу о даровании им чада, и только когда благочестивые родители были уже в весьма преклонных летах, у них родился сын, названный Иоанном. Он появился на свет на шесть месяцев раньше Иисуса Христа.
Место, где пророк Иоанн начал служение, называлось пустыней Иудейской, расположенной на западном побережье Иордана и Мертвого моря. Евангелисты называют Иоанна Крестителя гласом вопиющего в пустыне, потому что он громко взывал к людям: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте Его путь», — призывая всех людей к покаянию. Откликнувшихся на этот призыв Иоанн крестил, по словам евангелиста Луки, «крещением покаяния для прощения грехов». Это не было еще христианское крещение, а лишь погружение в воду как символ того, что кающийся желает очиститься от грехов, подобно воде, очищающей его от телесной нечистоты.
Иоанн Креститель был строгим подвижником, носил грубую одежду из верблюжьего волоса и питался акридами (род саранчи) и диким медом. Он представлял собой противоположность современным ему наставникам иудейского народа, и проповедь его о приближении Мессии, прихода которого столь многие ожидали, привлекла всеобщее внимание. Иудейский историк Иосиф Флавий свидетельствовал, что «народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве».
Тогда же среди прочего народа к Иоанну пришел и Иисус из Назарета Галилейского, чтобы креститься от него. Иоанн никогда до этого не встречался с Иисусом и потому не знал, кто он. Но когда Иисус подошел к нему для крещения, то Иоанн как пророк ощутил его святость, безгрешность и превосходство над собой, поэтому он в недоумении возразил: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» «Так надлежит нам исполнить всякую правду», — кротко ответил Иисус. Этим он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а будущим христианам дал пример послушания воле Божией и смирения.
Крестившись, Иисус, по словам евангелиста, молился о том, чтобы Бог благословил начало его служения. В этот момент «отверзлись» небеса, и Иоанн Креститель увидел Духа Божия, который в виде голубя снизошел на Иисуса.
Голубя увидел и народ, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в никому неизвестном Иисусе Христе. При этом все услышали слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Они указывали Иоанну Крестителю и присутствующему народу на божественное достоинство крестившегося Иисуса Христа. Эти слова были ответом Бога Отца на молитву Его Сына о благословении на подвиг спасения человечества.
Крещение Господне православная церковь называет Богоявлением, потому что Иисус Христос после крещения показал себя миру как Спаситель и Мессия. В этом событии была явлена людям Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем.
Для христианина таинство Крещения — это дверь в Царство света. «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — поется на праздничной службе. Это означает: кто крещен во Христа, тот и облачен в одежды
Христовой праведности и, уподобляясь Ему, становится участником Его святости. Сила крещения заключается в том, что крещеный получает способность и силу любить Бога и своих ближних. Эта христианская любовь влечет христианина к праведной жизни и помогает ему преодолевать грехи.
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях.
До V века было принято вспоминать рождение и крещение Иисуса Христа в один день — 6 января — и назывался этот праздник Богоявлением. Затем празднество Рождества Христова было перенесено на 25 декабря (по юлианскому календарю, или старому стилю). Так было положено начало святкам, заканчивающимся Навечерием, или Сочельником праздника Крещения. Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название «сочельник» (сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, церковь установила после святок однодневный пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Меру поста верующие определяют индивидуально и по силам. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии (богослужения) утром и первого причащения крещенской воды.
В сочельник после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, которое стало не только образом очищения от грехов, но и действительным освящением самой материи (естества) воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой или крещенской водой.
Под влиянием Иерусалимского устава, с XI-XII веков водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
В древней церкви это было связано с тем, что накануне праздника совершалось крещение оглашенных (принявших и усвоивших христианское вероучение). Ради этого таинства и совершалось первое великое водосвятие.
Разница между первым и вторым освящением состояла в том, что в Навечерие Богоявления водосвятие совершалось в храмах, где крестились оглашенные, а в день праздника Богоявления христиане шли на реку Иордан.
В первые века (включая IV и V столетия) великое водоосвящение происходило только в Иерусалимской Церкви, где было обыкновение выходить на реку Иордан к тому месту, где принял крещение Иисус Христос. Позже стали устраивать «Иордань» и в других местах, где были реки или озера.
К освященной богоявленской воде христиане с древних времен имеют великое благоговение, она является святыней. Христос крестился и освятил естество вод, и поэтому крещенскую воду приносят домой и хранят весь год. И эта вода не портится и иногда два и три года остается свежей.
В Русской православной церкви и народе сложилось такое отношение к богоявленской воде, что ее принимают только натощак как великую святыню. Ее употребляют для окропления храмов и жилищ, при молитвах на изгнание злого духа, а также в качестве лекарства от болезней.
В качестве дополнительных после- и внебогослужебных (и вовсе не обязательных) упражнений в православных и не только в православных странах иногда практикуется погружение в воды. В России погружаются в «иордань» (специально выстроенную купель), в Греции юноши прыгают за крестом, который священник бросает в воды моря, и соревнуются в том, кто первым его достанет. Это — народно-фольклорные продолжения богословского смысла праздника, который для православных верующих состоит прежде всего в воспоминании Крещения Иисуса Христа от Иоанна в реке Иордане.
По словам священнослужителей, погружение в воду в праздник Крещения Господня — это прикосновение ко святыне, христианин поклоняется не водному естеству, а стремится прикоснуться к той освященной воде, которая освящена прикосновением Божества к этой воде. Это является духовным действием и должно быть связано с молитвой. Для христианина более чем достаточным будет прикоснуться, вкусить освященной воды и с благоговением чтить праздник, а не проявлять героизм, окунаясь в водоемы на морозе.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Крещение (Богоявление) Господне. Коротко о празднике
Приблизительное время чтения: 7 мин.
В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых и великих праздниках Русской Православной Церкви.
Дата (новый стиль): 19 января
Статус: господский двунадесятый
Событие
Праздник Крещения Господня — это воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном Предтечей (Мф. 3:13-17; Мк. 1: 9-11; Лк 3: 21-22). В оригинальном тексте Евангелия – греческом – крещение обозначено словом βάπτισμα, что дословно означает «погружение в воду». Иоанн проповедовал среди иудеев крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1: 4): приходя на пустынный берег Иордана к Иоанну Предтече, люди исповедовали свои неправды и символически смывали их с себя в речной воде. Когда к Иоанну пришел безгрешный Христос и тоже изъявил желание креститься, тот поразился: Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3: 14) Но услышал в ответ: Так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф 3: 15), то есть – Божию волю. Христос как Человек должен был исполнить все постановления закона иудейского, чтобы, преодолев его, дать Свой новый благодатный закон. Иоанну ничего не оставалось, кроме как допустить Иисуса до крещения.
Сразу после этого на Христа снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба возгремел глас: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк. 3: 22). Это Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление.
Тропарь праздника
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, /
возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, /
извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, /
и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод: Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова (Отчего). Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!
Смысл праздника
Христу не было необходимости смывать с Себя грехи – у Него их не было. Но Он пришел в мир для того, чтобы взять на Себя ответственность за чужую скверну, за грехи всех людей, живших в мире до Него, во время Его земной жизни и после Него, – и искупить их, пострадав на Кресте. Войдя в воды Иордана, Спаситель сделал самый первый шаг на этом пути – символически взял на Себя человеческие прегрешения, объясняет святитель Иоанн Златоуст.
Схождением в воды Иордана Христос заново освятил водное естество, а через него – и всю сотворенную природу. Некогда грехопадение Адама и Евы изменило весь мир: не только человек, но и природа, с которой он тесно связан, понесли на себе печать греха и смерти – последствия отпадения от Бога. Но Христос, погрузившись в Иордан, обновил воды, а с ними и весь сотворенный мир, освободив их от скверны и тления. Не случайно главное христианское таинство – Крещение совершается «водою и Духом»: освященная вода воспринимает благодать Святого Духа, и погружаясь в нее, верующий точно так же обновляется и рождается духовно – как христианин. В этом отличие таинства Крещения, установленного Христом (см. Ин. 3: 5), от крещения Иоаннова, которое вело человека к покаянию, но не подразумевало его духовного перерождения.
Освящение воды – самая яркая черта праздника. Воду, освященную накануне, в Навечерие (иначе называемое крещенским сочельником) и в сам день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней. Она хранится месяцами и даже годами, обладает свойством излечивать людей от болезней и укреплять духовно – именно потому, что приобретает по молитве Церкви свойства обновленной вселенной, избавленной от последствий человеческого греха. Конечно, чудесные свойства крещенской воды проявляются только при условии веры человека.
В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью.
Белый цвет облачений священников на праздник Крещения (как и Рождества) объясняется тем, что у ранней Церкви было в обычае крестить в эти дни новообращенных.
История
Праздновать Богоявление начали еще при жизни апостолов. В то время это были длительные торжества, посвященные явлению Бога в мир, – и Его Рождеству, и Крещению (которое стало по сути дела первым появлением Христа в большом собрании людей). В IV веке эти праздники разделились, а время между ними со временем стали называть святым, или святками.
Иисус Христос в водах реки Иордан. Согласно древним руководствам для иконописцев, изображать Спасителя в Иордане нужно без одежды, и на ранних византийских мозаиках Он действительно покрыт только волнами реки. Со временем сложилась традиция изображать Христа в набедренной повязке.
Иоанн Предтеча возлагает правую руку на главу Христа, совершая обряд Его Крещения (омовения). Склоненная фигура Предтечи — символ его глубокого смирения перед Христом, у Которого Иоанн, как он сам говорит, недостоин развязать ремень обуви (Лк 3:16). Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф 3:14) — недоумевает Предтеча и тем не менее крестит безгрешного Господа, как до этого грешных людей, следуя Его же призыву исполнить всякую правду (Мф 3:15) — волю Божию.
Луч, спускающийся с неба, напоминает о гласе Бога Отца, который прозвучал в момент Крещения Иисуса: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). Этот луч преломляется на три части, указывая на Святую Троицу, каждое из Лиц Которой явным образом участвовало в событии Крещения.
Голубь — видимый образ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при Его Крещении.
Ангелы на берегу Иордана появились на иконах Крещения Господня примерно к VI-VII веку. С покровами на руках, они напоминают восприемников, взимающих младенца от купели. В Евангелии ничего не сказано об участии ангельских сил в Крещении Иисуса, но образ ангелов присутствует в богослужебных текстах праздника Крещения. Например: «Како Тя речные струи приимут, нестерпимаго огня ныне идуща? Како обнажение небеснии видят ангелы? Како руку Иоанн прострет на Тя, Слове Божий пребезначальне, того от земли создавшаго?» (6-ая песнь канона предпразднства Крещения). Или здесь: «Ангели Его устрашишася зряще, ужасеся небо, и земля вострепета, и смятеся море, и вся видимая и невидимая. Христос явися на Иордане освятити воды» (седален по второй кафизме на утрене Богоявления).
Мифологические персонажи, один из которых восседает на двух дельфинах, а другой льет воду из кувшина, олицетворяют собой два потока, слившиеся в реку Иордан. Характерно, что оба персонажа обращены лицом назад. С помощью такого приема иконописец напоминает нам о событии, описанном еще в ветхозаветной Книге Иисуса Навина, когда при переходе израильтян через Иордан течение реки остановилось и дно в месте переправы обмелело, а прибывавшие воды на время потекли вспять, в обратную сторону (Нав 3:10–17). Этот эпизод вспоминается в богослужении Крещения наряду с другим древним событием — переходом израильтян через Красное море под предводительством Моисея — как прообраз Крещения Христа. Вот характерный пример: «Иордан, видев Тя, убояся и пожда (замер в ожидании. — Прим. ред.)… Возвратися Иордан река вспять, не дерзая служити Тебе… Что ти есть, море, яко побегло еси, и тебе, Иордане, яко возвратился еси вспять?» (стихиры на литии праздника Крещения).
Описание Иордана как живого существа не означает, разумеется, что авторы песнопений верили в одушевленность реки. Это художественный прием, позволяющий ярче выразить мысль о том, что встреча сотворенной природы с ее Создателем, воплотившимся Богом, стала событием поистине поразительным: «Видеша Тя воды, Боже, видеша Тя воды, и убояшася» (стих на малой вечерне крещенского сочельника); «Веселися, реко Иордане, к тебе бо всех Творец приходит волею, крещение прияти от раба…» (седален по первой кафизме утрени того же дня).
Растительность в пустыне — указание на животворную влагу, благодать Божию, явившуюся в мир с пришествием Богочеловека. Жаждущая пустыня — поэтический образ из книги пророка Исаии: это символ человеческой природы, которая засыхает, гибнет от греха и жаждет спасения. В одной из крещенских паремий (так называются отрывки из Ветхого Завета, читаемые во время богослужения) звучит фрагмент 35-й главы книги Исаии: Да возвеселится пустыня жаждущая, да возрадуется пустыня и процветет, яко крин (расцветет, как лилия. — Прим. ред.), и да прозябнет (даст всходы. — Прим. ред.), и вся возвеселятся. А накануне праздника мы слышим призыв радоваться избавлению от засухи: «Веселися пустыня, яже прежде жаждущая, естество все человеческое: ныне явися поток сладости, иорданскими водами решая (уничтожая. — Прим. ред.) зной греха…» (4-ая песнь канона предпразднства Богоявления).
Горы и холмы – еще один образ из книги пророка Исаии: когда оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, то горы и холмы будут петь пред вами песнь, и все дерева в поле рукоплескать вам (Ис 55:7, 12). Крещение Господне — праздник обновления всего природного естества, и «горы и холмы» часто упоминаются в богослужебных текстах наряду с водами и пустыней.