какое направление представляют группы тренинга умений

Группы тренинга умений

Группы тренинга умений

Целью групповых подходов является реализация человеческого потенциала. Группы тренинга умений, называемые также группами жизненных умений, основываются в большей степени на бихевиоризме и бихевиоральной (поведенческой) терапии. Их целью является обучение приспособительным умениям, полезным при столкновениях со сложными жизненными ситуациями. Эти группы тренинга умений гораздо более структурированы, чем любые из до сих пор описанных. Как их структурированность и систематизированность, так и принятые в них понятия связывают этот метод с бихевиористскими традициями.

История и развитие

Поведенческие модели обучения существенно отличаются как от фрейдистской психодинамической модели, которая главенствовала в психотерапии в XX в., так и от гуманистической модели Карла Роджерса. Поведенческая модель была создана в лабораторных условиях, и ее методическая стратегия продолжает придерживаться научной точности, тщательных измерений и контролируемого манипулирования наблюдаемыми событиями (Kanfer & Phillips, 1970). Многие сформулированные бихевиористами фундаментальные законы научения родились из экспериментов с животными в контролируемых лабораторных условиях. Студенты, имеющие предварительную психологическую подготовку, знакомы с разработанным русским физиологом Иваном Павловым методом условных рефлексов. В серии экспериментов, в которых слюноотделение собаки вызывалось звуком звонка, раздававшимся одновременно с предъявлением пищи, Павлов показал, как организм приспосабливается и учится отвечать на изменения в окружающей среде. В дальнейшем методы первых экспериментальных исследований на животных распространились на поведение человека. Впервые понятие «поведенческая терапия » независимо друг от друга использовали Арнольд Лазарус (1958) и Ганс Айзенк (1959) для описания приложения результатов исследования экспериментальной психологии к проблемам человеческого поведения. Сегодня поведенческая терапия играет большую роль в разработке прагматических лечебных стратегий решения психологических проблем и в определении эффективности лечения с помощью тщательно контролируемых исследований.

Поведенческие терапевты еще только начинают создавать свои методы работы с группами. Первоначальное клиническое приложение бихевиоральных принципов к работе с группами стимулировалось лабораторными экспериментами, показавшими, что такая переменная теории научения, как подкрепление, может влиять на вербальное поведение и лидерский статус членов группы (Liberman & Teigen, 1979). Исходя из этого, бихевиоральные клиницисты добавили к традиционной групповой терапии бихевиоральные методики. Кроме того, поведенческие терапевты проявили наибольшую активность в переводе процедур других групповых подходов на язык теории социального научения (Liberman, 1970). Так, они попытались «снять покров таинственности » с вмешательств, используемых руководителями и членами групп, и свести все психические явления к стимулам и реакциям. Например, присутствие в группе участников с проблемами, аналогичными проблемам тревожного участника, может помочь ему в том, что теоретики научения называют «десенсибилизацией «, а их поддерживающие реакции могут «подкрепить » некоторые виды поведения.

В последнее время руководители поведенческих групп стали проявлять больше директивности в структурировании группы для использования поведенческих методик и ограничения спонтанных групповых процессов.

Можно отметить, что поведенчески ориентированная группа заимствует процедуры индивидуальной терапии. Большинство поведенческих терапевтов склонно игнорировать влияние групповой динамики. Они ведут группы с целью экономии времени и денег. Например, несколько клиентов, страдающих иррациональными страхами, могут быть объединены вместе для лечения основным методом поведенческой терапии, систематической десенсибилизацией. Этот метод, так же как гештальттерапия и трансакционный анализ, предусматривает проведение индивидуальной терапии в групповых условиях.

Ряд поведенческих терапевтов совмещают поведенческие методики с более традиционной групповой терапией, эффективно используя разнообразный опыт членов группы и более широкую систему поддержки для обучения жизненным умениям (Lazarus, 1968). Поведенческие проблемы, как правило, связаны с взаимодействием с другими людьми. Это особенно ясно, когда человек не овладел такими навыками межличностного общения, как умение вести разговор, назначать свидание или вступать в интимные взаимоотношения. Даже в случаях симптомов тревожности или проблематичных типов поведения, например курения или переедания, обычно существует компонент взаимодействия. Присутствие или отсутствие других людей может влиять на поведение, группа становится микрокосмом, представляющим реальный мир. Это социальная сеть, в которой можно определить и практиковать социальные умения. Кроме того, группа выступает как уравновешивающий фактор, помогающий терапевту дать оценку результатов и удерживающий его от навязывания клиентам собственных ценностей. Будет ли группа называться терапевтической группой, группой тренинга или группой тренинга умений, в ней применяются одни и те же законы научения. Меняются лишь состав группы и поведенческие цели.

по мотивам книги К.Э. Рудестама «Групповая психотерапия «

Источник

Основные понятия по теме. Группы тренинга умений представляют бихевиористское направ­ление в психотерапии

какое направление представляют группы тренинга умений какое направление представляют группы тренинга умений какое направление представляют группы тренинга умений какое направление представляют группы тренинга умений

какое направление представляют группы тренинга умений

какое направление представляют группы тренинга умений

Группы тренинга умений представляют бихевиористское направ­ление в психотерапии. В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдае­мое поведение. Поведенческие психотерапевты обычно работают с про­блемными формами поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы могут являться результатом событий прошлого, но предпо­читают воздействовать на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения в тех условиях, где оно проявляется. Концептуальные основы групп тренинга умений несут на себе выра­женный отпечаток бихевиоризма. Целью групп тренинга умений является выработка нужных внешних форм поведения.

Группы тре­нинга умений можно рассматривать как вариант психокоррекционных групп или групп обучения на основе непосредственного опыта в том смысле, что в них освоение различных форм поведения имеет место в условиях «здесь и теперь» создаваемой группой обстановки, и каждый участник группы побуждается к тому, чтобы реагировать на действия других. Хорошим примером групп тренинга уме­ний могут быть группы тренинга уверенности в себе. Структурированные фор­мы работы применяются в них для того, чтобы поощрять участников к приобре­тению навыков более уверенного поведения, что ведет к развитию чувства личной ответственности и обогащению поведенческого репертуара.

Группа тренинга умений включает в себя такие компоненты, как:

1) учебная модель.В группах тренинга умений присутствует стремление объединить дидактические способы обучения с обучением на основе непосредственного опыта. На приобретение опыта направлены многие упражнения, предлагае­мые в таких группах. Руководители таких групп дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и жиз­ненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят перед собой. Опыт пребывания в группе может либо способствовать научению, либо мешать ему. Научению в группе могут мешать защитные реакции её участников, их конформизм или стремление к власти. Участники группы рассматриваются как лица, пожелавшие приобрести определённые умения и навыки, которые помогут им улучшить свою жизнь и выработать социально одобряемые формы поведения;

2) постановка цели.Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать такие формы поведения, которые либо одобряются обществом, либо жела­тельны для самих участников. Все другие эффекты, например удовольствие от пребывания в группе, знакомство с другими участниками, личностные изменения, считаются побочными результатами достижения специфической цели группы. Усилия в группе направлены на то, чтобы помочь участникам в развитии важных навыков межличностных отношений и управления эмоция­ми. В отличие от руководителей групп встреч или групп развития сензитивности, руководи­тель группы тренинга умений обязан вносить коррективы в поведение участ­ников, если они отклоняются от установленной цели в область общей лично­стной перестройки.

В группах обучают умению планировать карьеру и принимать решения, развивают способность справляться с беспокойством, совершенствуют навыки общения, уверенности в себе и родительские навыки. Поставленная цель может быть узкой или широкой.

Задачи, решаемые в группах тренинга умений, обычно индивидуальны. Од­нако некоторые терапевты направляют свои усилия также на достижение участ­никами общегрупповых целей, которые могут способствовать решению индиви­дуальных задач. Групповые цели вводятся для того, чтобы усили­вать мотивацию участников и улучшать характер их взаимоотношений. Обычно такие групповые цели вторичны по отношению к индивидуальным задачам. Ру­ководитель группы тщательно структурирует содержание каждого занятия и ориентирует участников на достижение значимых целей;

3) измерение и оценка.Считается важным не только знать, что что-то изменилось, но и продемонстрировать эти изменения и их связь с исходными параметрами. В поведенческих группах часто применя­ют разнообразные тесты, для проведения которых требуются карандаш, бума­га и измерительные приборы, а наблюдение за поведением с помощью этих средств проводят в продолжение всего курса занятий, что позволяет фикси­ровать успехи членов группы. Проблемы участников чётко характеризуются по степени их серьезности и интенсивности. Большинство проблем связаны с дефицитом (недостаток контакта, уверенности в себе, сна, физи­ческой активности) или с избытком чего-то(выкуриваемых сига­рет, споров, излишних эмоций, опасений). На занятиях участники приобретают навыки самонаб­людения и учатся регистрировать результаты этих наблюдений. Эти проблемы, а также связанные с ними поведение, эмоциональные реакции могут оцениваться и измеряться в количественном отношении (в шкалах, баллах, физиологических показателях и т. д.). Данный подход позволяет провести статистическую оценку результатов, получае­мых при исследовании небольшой группы лиц в течение определенного отрез­ка времени при отсутствии контрольной группы.

Источник

Мир психологии

психология для всех и каждого

Группы тренинга умений.

Группы тренинга умений основаны в большей степени на бихевиоризме и поведенческой терапии. В группах тренинга умений, или развития жизненно важных навыков, учат адаптивным способам поведения, действиям, которые служат средством удовлетворения важнейших жизненных потребностей. Работа в этих группах более структурирована, чем в других.

Структурированность и систематичность этой работы, а также ее концептуальные основы связывают ее с бихевиористской терапевтической моделью. Первоначально применение бихевиористских принципов в клинической практике стимулировалось лабораторными экспериментами, которые показали, что учитываемые в бихевиористской теории научения параметры, например вероятность подкрепления, могут влиять на вербальную активность и на лидерский статус членов исследуемой группы. Основываясь на этих результатах, клиницисты бихевиористской ориентации объединили традиционные формы работы в группах и поведенческие методики. Поведенческие терапевты стремились свести происходящие в группах взаимодействия к стимулам и реакциям на них. Например, ощущение поддержки, которое дает тревожному участнику присутствие других членов группы, имеющих аналогичные проблемы, в терминах теории научения именуется «десенсибилизацией» (desensitization), а их реакции на действия этого участника могут «подкреплять» у него некоторые формы поведения. С недавних пор руководители поведенческих групп стали применять более директивные методы структуризации работы в группах и подавления спонтанных внутригрупповых процессов, чтобы лучше пользоваться теми преимуществами, которые имеются у специфических поведенческих методик. По большей части, они, в целях экономии времени и денег, просто переносят методы индивидуальной терапии на всю группу, а эффекты групповой динамики при этом игнорируют. Например, нескольких клиентов, страдающих фобиями, можно объединить в одну группу для лечения методом систематической десенсибилизации. Такой подход есть не что иное, как проведение индивидуальной терапии в условиях группы, сходный с работой «один на один» в гештальт-группах или группах трансактного анализа.

Основные понятия

В фокусе внимания поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение. Фрейдистские концепции бессознательного, подавления и переноса подчеркнуто отвергаются. Поведенческие психотерапевты обычно работают с проблемными формами поведения непосредственно и не вдаются в исследование их причин или исторических корней. Бихевиористы вполне допускают, что текущие проблемы могут являться результатом событий прошлого, но предпочитают воздействовать на наблюдаемое поведение и на те обусловливающие его факторы, которые существуют в данный момент. Решающее значение придается изучению поведения в тех условиях, где оно проявляется. Иногда рекомендуемое вмешательство касается не поведения как такового, а именно условий, в которых имеют место наблюдаемые поведенческие реакции. Учебная модель: в группах тренинга умений присутствует стремление объединить дидактические способы обучения с обучением на основе непосредственного опыта. На приобретение опыта направлены многие упражнения, предлагаемые в таких группах, но в целом форма работы в них явно учебная. Занятия в таких группах больше похожи не на психотерапевтические сеансы, а на инструктаж. К участникам относятся не как к пациентам с определенными диагнозами, а как к студентам, стремящимся исправлять недостатки, которые они у себя находят, и совершенствовать свое умение жить. Вместо того чтобы предлагать лечение, руководители таких групп дают систематизированные инструкции по изменению способов поведения и жизненных установок, а также по достижению целей, которые участники ставят перед собой. На каждом этапе жизни человека перед ним встают определенные задачи, и ему необходимы определенные умения, чтобы он мог преодолеть критический период и достигнуть нового уровня зрелости. Если необходимые умения не приобретены на соответствующем этапе развития, человек оказывается в невыгодном положении при встрече с будущими трудностями и стрессовыми ситуациями. Опыт пребывания в группе может либо способствовать научению, либо мешать ему. Экспериментальные исследования малых групп показывают, что группы справляются со многими проблемами успешней, чем отдельные индивиды. Некоторые руководители поведенческой ориентации сознательно создают в группе оптимальный для научения климат, для чего они всячески способствуют повышению сплоченности группы, модификации ее коммуникационных структур, уравниванию силы ее участников и установлению общегрупповых целей, служащих противовесом для индивидуальных целей.

Постановка цели

Перед членами групп тренинга умений ставят цель — выработать такие формы поведения, которые либо одобряются обществом, либо желательны для самих участников. Все другие эффекты, например, удовольствие от пребывания в группе, знакомство с другими участниками, личностные изменения, считаются побочными результатами достижения специфической цели группы. Усилия в группе направлены на то, чтобы помочь участникам в развитии важных навыков межличностных отношений и управления эмоциями. Эти цели четко определены в контрактах, подписываемых руководителем группы, с одной стороны, и каждым ее участником — с другой. В отличие от руководителей групп встреч или групп развития сензитивности, руководитель группы тренинга умений обязан вносить коррективы в поведение участников, если они отклоняются от установленной цели в область общей личностной перестройки.

Поставленная цель может быть узкой или широкой, так что в одних группах тренинга умений занимаются уменьшением тревожности или преодолением неуверенности в себе, тогда как в других группах внимание участников концентрируется на конкретных видах тревожности (например, страха перед авиаперелетами) или на поиске решений разнообразных конкретных задач, таких как уменьшение массы тела, избавление от привычки курить. В группах, состоящих из пациентов с психическими расстройствами, вырабатываемые навыки могут быть самыми элементарными — например, члены таких групп учатся не пачкаться во время еды. В группах, состоящих из здоровых взрослых людей, ставят более сложные цели.

Второй подход к тренингу умений, который фокусируется на конкретных адаптивных формах поведения, именуется «структурированной обучающей терапией». Этот подход был разработан специально для людей, которым не хватает умений жить в обществе, планировать свою жизнь, справляться со стрессом. Третьим понятием, имеющим прямое отношение к группам тренинга умений, а также и ко всем группам поведенческой ориентации, является понятие об измерении и оценке. Задачи – обычно индивидуальны, но некоторые терапевты направляют свои усилия на достижение участниками и общегрупповых целей, которые могут способствовать решению индивидуальных задач. Общегрупповые цели могут иметь отношение к выражению членами группы их личных привязанностей и склонностей, к распределению работы в группе, к лидерству и руководству или к интенсивности тех или иных видов деятельности. Групповые цели вводятся для того, чтобы усиливать мотивацию участников и улучшать характер их взаимоотношений. Обычно такие групповые цели вторичны по отношению к индивидуальным задачам. Группы ТУ жестко структурированы, а критерии достижения участниками цели достаточно субъективны, продолжительность каждого этапа на пути к достижению цели должна быть строго оговорена.

Измерение и оценка: считается важным не только знать, что что-то изменилось, но и продемонстрировать эти изменения и их связь с исходными параметрами. В поведенческих группах часто применяют разнообразные тесты, для проведения которых требуются карандаш, бумага и измерительные приборы, а наблюдение за поведением с помощью этих средств проводят в продолжение всего курса занятий, что позволяет фиксировать успехи членов группы.

Измерение реакции предусматривает учет обстоятельств, в которых реакция имела место. Если кто-то признается в том, что боится публичных выступлений, важно оценить, насколько силен его страх, а также то, как и при каких именно обстоятельствах он проявляется. Для измерения этих переменных существуют специальные опросники, с помощью которых можно ранжировать проявления страха в конкретных условиях; существует измерительное оборудование, позволяющее регистрировать физиологические проявления страха и тревоги, например, изменение интенсивности потоотделения, частоту сердечных сокращений, частоту дыхания; существуют специальные методики вроде пробных выступлений перед аудиторией, во время которых проводят соответствующие измерения.

В группе тренинга умений руководитель тратит на структурирование занятий и оценку их результатов не меньше сил и времени, чем на проведение занятия. Исходные измерения определяют точку отсчета для последующей оценки изменений частоты, длительности и интенсивности проявлений проблемного поведения, которые наблюдаются по ходу терапевтического процесса.

Основные процедуры

Из числа различных групп тренинга умений лучше всего отражают основные принципы обучения жизненно важным навыкам с помощью методов поведенческой терапии группы тренинга уверенности в себе (уверенного поведения). Ланге и Якубовский подразделяют существующие в настоящее время группы тренинга уверенности в себе на четыре типа в зависимости от структуры занятий в них:

Обычные для тренинга умений процедуры можно рассмотреть на примере групп тренинга уверенности в себе, которые возникли на основе условно-рефлекторной терапии Солтера. Оценка психологических проблем, имеющихся у членов группы, производится с помощью специальных опросников, например шкалы Рейтаса, на основе соотнесения их с перечнем основных прав человека Келли и с шестью способами выражения уверенности. Главным способом работы в группах тренинга уверенности в себе является репетиция поведения в ролевых играх, воспроизводящих трудные жизненные ситуации. Этот способ включает моделирование, инструктаж и подкрепление. Для снижения тревоги часто применяется релаксационный тренинг и систематическая десенсибилизация. Когнитивное реструктурирование предусматривает исследование иррациональных убеждений, лежащих в основе поведения. Также для групп тренинга умений характерны домашние задания, предусматривающие ведение участниками дневников и следование определенным правилам поведения вне группы.

Оценка уверенности в себе: работа в группах тренинга уверенности в себе (ТУС) начинается с оценки степени ее проявления в поведении участников (существует не менее 17 опросников на эту тему). Уверенность в себе означает способность определять и выражать свои потребности, желания, предпочтения и ожидания. Проявляется в умении использовать просьбы и отказы в отношениях со значимыми другими либо с посторонними. Социальная просьба – например, предложение встретиться со знакомым или обращение к незнакомцу, чтобы узнать время. Отказ (или защита) – это, например, выражение нежелания провести выходные с родственником или купить что-либо у продавца. Компонентами уверенного поведения м.б. взгляд, поза, жестикуляция, выражение лица, интонации, а также выбор слов и выражений.

Независимо от того, применяется или нет в группе опросник, руководитель заведет разговор, который должен помочь в выявлении и уточнении тех проблем каждого, которые касаются уверенности в себе. Членам группы следует показать, что уверенность в себе (УС) не следует путать с бесчувственностью. Важным условием развития УС является способность к выражению положительного, заботливого отношения к другим.

Другой подход: Ланге и Якубовский выделили 6 способов выражения уверенности. Базовый способ – прямое сообщение о собственных чувствах, мыслях, мнениях или правах. Эмпатический способ – предполагает осознание позиции и чувств другого и сообщение о собственной позиции. При способе выражения уверенности по нарастающей сначала делают заявления, требующие минимальных внутренних усилий, но они становятся все более категоричными каждый раз. Конфронтация в качестве способа выразить уверенность в правильности своей позиции применяется в отношениях с теми людьми, чьи дела расходятся со словами. Монологический способ выражения уверенности предусматривает описание действий другого.

Репетиция уверенного поведения – основная методика. Используются ролевые игры, моделирующие ситуации. В структурированной группе руководитель начинает с банальных ситуаций, которые могут создавать трудности для большинства неуверенных в себе людей (необходимость обратиться с просьбой, ответить отказом). Сначала воспроизводятся ситуации, которые не создают для участников особых проблем. Со временем большинство групп тренинга УС становятся менее структурированными, а материалом для ролевых игр служат конкретные реальные проблемы участников. Главная задача игр: разыгрываемые ситуации имеют отношение только к проблемам, связанным с недостатком УС и с созданием адаптивного поведенческого репертуара. Отработка поведения основана на определенных бихевиористских принципах: руководитель может моделировать правильное поведение в разыгрываемых ситуациях. Моделирование – особый прием поведенческой терапии, эффективен в случаях, когда членам группы требуется освоить новые или усилить недостаточно выраженные формы поведения. Члены группы осваивают новый способ, наблюдая за тем, как его моделируют другие участники или руководитель, а также за своими реакциями на моделируемое поведение. Обычно за одно занятие – только небольшой фрагмент сложного поведенческого комплекса. Необходима обратная связь от группы. Инструктаж – это вмешательство, при котором руководитель подсказывает, намекает и советует участникам, когда они оказываются в особенно трудном положении, поддерживая их в течение всего процесса взаимодействия. Подкрепление: позитивная реакция со стороны руководителя или членов группы. Важно, чтобы подкреплялось любое, даже самое небольшое достижение. Процесс, в котором подкрепление дается небольшими порциями по мере того, как отрабатываемая реакция постепенно приближается к оптимальной, называется формирование поведения. Моделирование, инструктаж и подкрепление – ключевые компоненты методики репетиции поведения.

Для снижения тревоги часто применяется релаксационный тренинг и систематическая десенсибилизация. Релаксационный тренинг: релаксация помогает тормозить тревогу. Существует несколько методик, большинство основаны на процедуре прогрессивной мышечной релаксации (Якобсон), которая предусматривает последовательное напряжение и расслабление различных мышечных групп. Часто используется в сочетании с мысленными представлениями, например при систематической десенсибилизации. Этот прием сопряжен с двумя дополнительными процедурами. Вначале ситуации, которые вызывают тревогу или страх, выстраиваются в иерархическую систему. Второй этап предусматривает через воображение объединение релаксационных упражнений с мысленным представлением ситуации, вызывающей тревогу и страх. Клиента просят закрыть глаза и вообразить ситуацию, которая в его иерархии страхов занимает одну из низших позиций. Как только он сообщает о нарастающем чувстве тревоги, терапевт предлагает немедленно остановить игру воображения и расслабиться. Эта последовательность действий повторяется снова и снова, пока клиент не окажется в состоянии вызывать в воображении всю иерархию ситуаций, не испытывая при этом беспокойства. Суть приема – в замещении тревожной реакции на вызывающую тревогу и страх ситуацию реакцией релаксации. В основе методики – предложенный Вольпе принцип реципрокного торможения. Применяется для решения ряда проблем: страх публичных выступлений, боязнь экзаменов, социальная тревога, нарушения в половой сфере. Один из экспресс-методов оценки уровня тревоги – шкала субъективных оценок дискомфорта. На ней 0 – полная релаксация и комфорт, 100 – состояние паники. Членов группы учат оценивать свою тревогу в баллах, пользуясь показателями, как частота дыхания, интенсивность потоотделения, частота сердечных сокращений, степень мышечного напряжения.

Когнитивное реструктурирование предусматривает исследование иррациональных убеждений, лежащих в основе поведения.

Для руководителей психокоррекционных групп поведенческие методики являются предпочтительным средством работы в случаях, когда надо обучить важным жизненным навыкам, включая родительские умения, способность контролировать свой вес, умение сдерживать гнев, навыки жизни в семье. В настоящее время осознается необходимость программ, позволяющих проводить профилактику возникновения серьезных проблем, т.е. обучающих, как разрешать проблемы на самой ранней стадии или избегать из совсем.

Группы тренинга умений сейчас находятся на подъеме и используются для развития таких жизненно важных умений, как родительские навыки, способность контролировать свой вес, навыки семейной жизни, способность сдерживать гнев. Одним из достоинств поведенческих групп является то, что работа в них строится с учетом результатов эмпирических исследований. Существует много доказательств тому, что, например, занятия в группах тренинга уверенности в себе способствуют раскрепощению участников и повышению их самооценки. Как и во всех психокоррекционных группах, повышение самооценки неразрывно связано с расширением диапазона поведенческих возможностей участников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *