какое направление отражает творчество достоевского

Критический реализм Достоевского и жанр романа-трагедии

Литературоведческая наука довольно консервативна в определениях стилей, направлений и течений. Исследователи прежде всего основываются на том художественном методе, взглядах, стиле и принципах, которые выражает писатель.

Мережковский о Достоевском

Есть устоявшиеся, признанные всеми понятия. Литературные направления как раз и относятся к ним. Среди классицизма, сентиментализма и романтизма особо выделяется реализм как наиболее яркое явление в мировой литературе.

Несмотря на единство характерных признаков, присущих этому направлению, каждый писатель уникален и индивидуален, а значит, имеет свои отличительные черты. Чем же реализм Достоевского отличается от реализма его собратьев по перу?

какое направление отражает творчество достоевского

Известный писатель и литературный критик Дмитрий Мережковский так охарактеризовал особенность реализма Достоевского: «Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны человеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт евангельской любви».

Самооценка

Сам писатель определил свой художественный метод как «реализм в высшей степени». И степень эта критическая, на грани срыва. Фактаж всех романов Достоевского поражает – это жизненные события, нет выдуманных историй, только правда. Но сколько в ней трагизма, слез и страданий — и в «Преступлении и наказании», и в «Братьях Карамазовых», и в «Идиоте», и в «Подростке».

Роман-трагедия

Исследователи всего мира отмечают, что именно Достоевский явился основоположником нового жанра – романа-трагедии, где трагедия героя доведена до предела человеческой психики, до максимума, при необходимости и боязни выбора в безысходной ситуации.

Писатель проникает в самые глубинные и тайные закоулки души героя и выворачивает ее наружу через диалоги, исповеди, сомнения, терзания, а затем, точно патологоанатом, предъявляет гниль и человеческие пороки читателю, причем очень талантливо – никому в мире не удалось сделать что-либо подобное.

какое направление отражает творчество достоевского

Рассматривая литературные направления, сталкиваешься с еще одной особенностью реализма Достоевского: нет монолога автора, пространных рассуждений, характерных для других писателей-реалистов. Достоевский свое мнение вкладывает в уста любимых героев (Алеша Карамазов, князь Мышкин), позволяя высказаться, но при этом не раскрываясь до конца.

Его романы называют полифоническими, т. к. звучит хор персонажей, а не соло одного героя. Такой принцип составляет композиционную основу всех романов Достоевского.

Произведения писателя построены на трагическом контрасте падшей личности с ее душевной красотой и внутренним прозрением, что является основной отличительной особенностью реализма Достоевского в мировой литературе.

Дмитрий Быков об эволюции романа как формы и жанра:

Источник

какое направление отражает творчество достоевского

Особенности произведений

Философские взгляды Достоевского сформировались под влиянием разных событий. Россия и Европа переживали переломный момент, в них подводились итоги, и открывались новые перспективы. По мнению Федора Михайловича, общество перерождалось в совершенное, а люди искали возможности формирования общежития, которое основывалось на братстве и справедливости.

какое направление отражает творчество достоевского

Труды Достоевского пронизаны философскими рассуждениями. Писатель вывел определение русской идеи, состоящее из совокупности понятий, которые выражали историческое своеобразие и особое призвание народа.

Работы писателя стали предтечей появления русской философии. Его творчество повлияло на множество мыслителей. Некоторые исследователи полагают, что произведения Федора Михайловича помогли сформироваться экзистенциализму, персонализму и фрейдизму.

Основные идеи

Ключевой темой философии Достоевского можно считать гуманизм. Писатель считал, что человек сам по себе является высшей ценностью. Примечательно, что он выделял индивидуума, а не общество или социальную группу. В своих работах Достоевский писал о важных проблемах, среди которых:

Главной проблемой Федор Михайлович считал человека. Изучению сущности людей он посвящал немало времени. В «Легенде о Великом инквизиторе» автор показал сочетание свободы и абсолютного морального закона. Исследователи творчества писателя выделили несколько важных идей:

какое направление отражает творчество достоевского

В ранних работах писателя можно заметить его стремление к социалистическим идеям. Но уже в это время творчество Достоевского было лишено материализма. Федор Михайлович полагал, что напряжение в обществе снизит распространение социализма, однако после каторги он кардинально изменил свое мнение.

Исследования философии автора

Не все ученые согласны с тем, что Достоевский был философом. В советское время труды писателя мало изучались в подобном ключе. Зигмунд Фрейд полагал, что Федор Михайлович в своих книгах воспевает зло и поддерживает темные начала человеческой сущности. Эту идею разделял и Л. Шестов.

какое направление отражает творчество достоевского

М. М. Бахтин отрицал такое рассмотрение произведений писателя. По его мнению, романы Федора Михайловича стали в равной мере отражением доброго и злого начала. Нельзя отрицать двойственной человеческой натуры. Главное в трудах Достоевского то, что индивид наделен внутренней свободой. Именно она вынуждает его поступать правильно или неправильно.

Русский философ Маслин также защищал творчество писателя. Он был уверен, что труды Федора Михайловича не могут стать пессимистичными и депрессивными, ведь автор рассказывал также о сострадании, жалости, смирении. В. В. Зеньковский еще в середине XX века признался: постичь до конца идеи писателя не представляется возможным.

Достоевский рассматривает личность человека как главную ценность. Она наделена свободой воли, но при этом индивид обязан нести ответственность за свои поступки. В трудах автора можно найти множество размышлений на религиозную тему.

Источник

Достоевский в русской литературе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Усилия Достоевского по работе над развитием реализма не были оценены его современниками, однако от того не стали менее значительными.

Ф.М. Достоевский был признан классиком русской литературы, романистом мирового значения, первым представителем персонализма в литературном пространстве России. Его творчество оказало значительное влияние на мировую литературу и на такие направления философии и психологии, как экзистенциализм и фрейдизм.

Достоевский творил в Золотой век русской литературы. Писатель родился в 1821 году и прожил почти шестьдесят лет. Его произведения стали одной из причин, по которым литературоведы столь высоко оценивают литературу 19-го столетия.

Ранние годы жизни

С самого детства юный Фёдор Достоевским был человеком любознательным и наделённым недюжинным воображением. Он рано научился читать, изучил историю России и познакомился с творчеством таких авторов, как Карамзин, Державин, Жуковский и Пушкин. Поступив на обучение в пансион, Достоевский предпочитал чтение книг и разговоры со старшими воспитанниками различным играм.

Большое влияние на творчество Достоевского, по словам самого писателя, оказали произведения Вальтера Скотта.

Готовые работы на аналогичную тему

Ещё во время учёбы в училище Достоевский работал над драмами, тексты которых не сохранились, и переводил иностранные романы. Первым самостоятельным произведением, вышедшим из-под пера писателя, стал реалистический социальный роман в письмах «Бедные люди». В дальнейшем автор трижды дорабатывал произведение, прислушиваясь к прозвучавшей критике. Критика эта, впрочем, не была разрушительной. Виссарион Белинский, известный литературный критик Российской империи, высоко оценил дебютное произведение молодого автора, чем открыл ему двери в большой литературный мир.

Как и в самом первом, во всех своих последующих произведениях Достоевский исследует человеческую душу, углубляясь в детали характера каждого героя, анализируя его и подавая для анализа читателю. Однако написанные сразу после громко заявивших о себе «Бедных людей» произведения уже не вызвали восторгов критиков, а, напротив, оказались непонятны.

Ссылка и каторга

Возросшая известность открыла Достоевскому дорогу к новым знакомствам. В том числе познакомился писатель и с общественным деятелем М.В. Петрашевским, организовывавшим встречи, участники которых, петрашевцы, обсуждали вопросы свободы книгопечатания и отмены крепостного права. Приходя на встречи петрашевцев, Достоевский вскоре стал частью более малочисленного общества, планировавшего заниматься нелегальным книгопечатанием и организовать в России переворот.

Как и многие другие петрашевцы, Достоевский был арестован в 1849 году и несколько месяцев провёл в заключении, после чего, хоть и отрицал все предъявленные ему обвинения в «вольнодумстве», был осуждён на восемь лет каторги. Изначальным приговором Ф.М. Достоевского была смертная казнь, однако позже она была заменена на каторгу из-за несоответствия вины писателя его наказанию.

Находясь в заключении, Достоевский обратился к религии, прямо как герой написанного после каторги романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Впечатления от ожидания казни писатель выразил словами героя «Идиота» князя Мышкина.

Впечатления от заключения нашли отражение в романе Достоевского «Записки из Мёртвого дома». Ещё до попадания в острог писатель успел написать множество произведений самых разных жанров, в том числе повесть «Белые ночи».

После освобождения писатель отправился на военную службу, в ходе которой был повышен до прапорщика. В день коронации императора Александра II Достоевский, как и другие петрашевцы, был помилован, однако с 1856 года и до самой своей смерти он находился под тайным надзором полиции, хоть и получил возможность вновь печататься.

Расцвет творчества

В начале 1860-ых Ф.М. Достоевский помогал своему брату издавать литературно-политические журналы, из-за чего и сам приобщился к публицистике. На страницах этих журналов были впервые опубликованы многие произведения писателя.

В период с 1866 по 1880 годы были написаны самые значительные произведения Достоевского, его «великое пятикнижие»:

Князь Мышкин, герой романа «Идиот», является любимым героем Ф.М. Достоевского.

Во всех своих произведениях Достоевский поднимал острые социальные темы. Рассуждая ли о том, до чего может довести человека бедность, или полемизируя на тему революционных настроений, зреющих в России, писатель всегда оставался предельно внимательным к личностям своих героев и к их социальному фону.

Источник

Экзистенциальные мотивы произведений ф. м. достоев

Вступление (цель и задачи работы, её тема)

Основополагающая цель моей работы – постараться выявить и проследить развитие экзистенциальных мотивов в творчестве Ф. М. Достоевского и Франца Кафки. Для ее достижения мне необходимо поставить перед собой несколько задач: изучение связи родственных мотивов, персонажей, художественных особенностей, принципов повествования в повестях и рассказах Кафки и романах Достоевского, выводы: изменения восприятия тех или иных ситуаций, сюжетов, оформление философии и жанра от одного к другому.

Для достижения этой цели я постараюсь проанализировать ряд наиболее известных повестей и рассказов Кафки, таких как «Превращение», «Замок», «Процесс», «Приговор» в связи с схожими им сюжетными линиями, мотивами, описаниями в основополагающих романах Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы» и некоторых повестях. Это составит основную часть моей работы. Кроме того, для начала мне будет необходимо изучить развитие экзистенциализма как литературного жанра и попутно философского направления от Кьеркегора до Достоевского и далее до многих писателей двадцатого века. Затем я бы хотел попытаться выявить «жанровые скитания» Достоевского в пути его творчества, определить моменты перерождения реализма, смешанного с сентиментализмом в экзистенциализм. Похожую работу мне предстоит провести с Кафкой и его творчеством – определить истоки европейского экзистенциализма, изучить рамки популярности этой философии на западе.

В процессе своей работы я бы хотел прийти к выводам по каждой из указанных ступеней, тем самым изучить экзистенциализм, его черты у этих двух авторов и их взаимосвязь. В сущности, все это необходимо в первую очередь мне, для моего собственного развития, но мне кажется, что тема сама по себе очень интересна.

Актуальность экзистенциализма как философии и литературного направления в двадцатом веке вполне объяснима. Тяжелейшие войны, постоянная нестабильность в Европе и мире, борьба политических течений в духе «одно хуже другого», революции, концлагеря, и, в конечном итоге, победа капитализма – все это несомненно влияло на развитие течения. С одной стороны, катаклизмы и бедствия, невозможность понять происходящее подвигают человека к отчужденности, к тому, что он остается только с собственной сущностью. Когда вдруг оказывается, что твое состояние незаконно, как и твоя национальность, что еще, в сущности, у тебя остается? Что касается капитализма, то, как известно, порой крайняя бедность и крайнее богатство порождают сходные идеи. Как когда в постиндустриальном обществе вдруг появляется проблема пьянства от безделья, так в нем же легко может появиться идея бессмысленности, иррациональности бытия. Где появляется лозунг «make yourself», в противовес легко может появится и «know your essence», «explore yourself». Мне кажется, очень интересно пройти вместе с экзистенциализмом его начальную стадию – зарождения, от середины девятнадцатого до первой половины двадцатого века. Тем более интересно рассматривать этот процесс через главного писателя- философа русской литературы за всю её историю и культового персонажа Кафку, чей образ давно стал синонимом модернизма, загадочности, мистицизма.

Философия экзистенциализма – (определение, истоки, примеры, история появления, отсылки)

Достоевский и экзистенциализм (Россия и экзистенциализм, жанровая стилистика Достоевского, позволившая создать экзистенциальные сюжеты)

Считается, что напрямую экзистенциализм в России возник накануне первой мировой войны, с появлением двух философов – Л.И. Шестова и Н. А. Бердяева. Именно они стали первыми в России публицистами, назвавшими себя последователями нового течения. В сущности, благодаря Шестову и можно спокойно причислять Достоевского к экзистенциалистам. В 1935 году он издает книгу «Киркегард и экзистенциальная философия (глас вопиющего в пустыне)», вместо предисловия к которой помещает маленькую статью «Киркегард и Достоевский». В целом, статья не отличается конкретизированными размышлениями о связи русского философа с Кьеркегором, однако сам факт упоминания их вместе говорит о том, что Достоевский несомненно воспринимался экзистенциалистами как предшественник их теории.

На самом деле, наилучшим образом смыслы жизни героев Достоевского и их экзистенциальных подтекстов классифицированы в работе Лесевицкого А. В. «История понимания экзистенциальных смыслов Ф. М. Достоевским и сравнительный анализ их истолкования в неклассической философии», где приводится таблица Серовой И. А. «Аксиологическая матрица логотерапии Ф. М. Достоевского».

Описанные в стилистике Достоевского, с сентиментализмом, романтизмом, религиозностью, реализмом натуральной школы, герои Федора Михайловича в своих сложных поисках эссенции экзистенции (а сам мотив этого поиска, когда назначением героя у Достоевского вдруг становится его идея, его поиски, очень близок экзистенциализму) неизменно приходят к тем или иным экзистенциальным ступеням. Во-первых, как мне кажется, любая концепция Достоевского подразумевает поиск смысла жизни героем и нахождение его в той или иной иллюзии. Достоевский не делает из этого доктрину, он никогда не пишет о каком-то смысле как об абсолютной истине. Вера, долг, любовь – все это иллюзии, в которые верит человек, потому жить ему так легче, потому что в этом он находит смысл бытия. Этот взгляд, когда безысходность, страх и отчаяние приводят человека к тому или иному утешению, которое может успокоить его, придать смысла его существованию – вот основополагающий концепт Достоевского, ставший основой философии экзистенциализма.

Кафка и экзистенциализм (Европа и экзистенциализм, особый взгляд самого автора – особенности стилистики)

Что касается до связи Кафки с Достоевским, то мне кажется вполне логичным объединить в своей работе двух людей столь по разному работавших на экзистенциализм, двух писателей, оказавшихся шире существовавших направлений. Кроме того, согласно дневникам Кафки, в своем творчестве он ощущал пятерых других писателей «своими кровными братьями», среди которых оказался как Гоголь, так и Достоевский.

Экзистенциальный мотив непонятости, одиночества

Романы Достоевского преисполнены таких героев, а точнее, их черт. Во-первых, это, конечно, духовное одиночество. Это и Раскольников до встречи с Соней, и Иван Карамазов, наверное, до Катерины Ивановны, и, конечно же, Лев Мышкин и Рогожин, Свидригайлов и Ставрогин. Насколько каждый из них не понят и стремится к познанию собственной сущности, судить сложно. Большинство относительно общительны, способны делиться идеями, впечатлениями, по крайней мере, с некоторыми людьми, многие не ищут смысла жизни, а находят его в тех или иных ее сторонах, и это важно в понимании экзистенциализма. Однако мне кажется, что Достоевский посмотрел на героя экзистенциализма в некотором смысле даже глубже, чем сами последователи течения в дальнейшем.

Перед Рогожиным и Мышкиным – людьми девятнадцатого века, на протяжении большей части книги вопрос работы не стоит, по причине получения большого наследства. Хотя можно, разумеется, вспомнить увлечение князя каллиграфией, с которым он пришел к генералу Епанчину – талант, взрощенный на церковных книгах, был мгновенно опошлен светским человеком Петербурга и оценен в тридцать пять рублей годового жалования. Учитывая, что переписчиком Мышкин так и не стал, можно сказать, что связь и в плане профессиональном с К. присутствует. Реализация Мышкина и Рогожина – любовь к Настасье Филипповне. И здесь они, как известно, не преуспели, погубив ее. Кто знает, может, главный герой Замка поднял бы революцию и уничтожил бы Замок? Однако трудно отрицать, что ни экзистенциальный герой Кафки, ни Достоевского не получили самореализации. И в этом их бремя, в непонятости обществом, в не признанности, в одиночестве, в не способности реализовать себя ни на работе, ни в личных отношениях (Фрида явный тому пример). Оба в общем-то остаются один на один со своими проблемами, нерешенностями, безысходностью, страхом, психическими расстройствами, покалеченными душами. Кто-то на каторге, кто-то превращен в идиота, кто–то, по свидетельствам Макса Брода, ближайшего друга Кафки: «не прекращает борьбы, но истощенный ею умирает…».

Экзистенциальный мотив абсурдности окружающего мира, невозможности правосудия, справедливости, бюрократического ада.

В сущности, вопрос об антиутопическом устройстве государства – один из важнейших в творчестве экзистенциалистов. Абсурдность, утрированность в изображении тоталитаризма, контроля, ограниченности прав человека – вот главные принципы изображения государственных машин в экзистенциализме. Призвано это для того, чтобы усилить мотив безысходности внешнего, окружающего человека мира, создать для людей состояние, в котором ничто не будет мешать им заниматься поиском смысла экзистенции и в котором борьба с этим самым миром может стать резоном и целью. Главной частью окружающего мира, ее основой является тезис о свободе и правах человека, которые, в свою очередь, держатся на правосудии. Именно эту базу, вернее, представление о ней, и пытались расшатать такие экзистенциалисты как Камю, в своем «Постороннем», Кафка, Достоевский.

Суд как процесс возникает в творчестве Достоевского неоднократно. Во-первых, это, конечно же, знаменитый суд над Митей Карамазовым. Вообще судебная тематика довольно часто всплывает в творчестве Федора Михайловича в той или иной форме, от микрокриминальной истории Горшкова в «Бедных людях» к спорам о противоречиях нравственности и правосудия в рассказе «Честный вор», тех же проблем в повести «Хозяйка», к иерархии преступлений и их оценке в «Записках из мертвого дома», «Униженных и оскорбленных». Однако, разумеется, важнейшими для нас являются сюжеты «Братьев Карамазовых», «Преступления и наказания».

«Братья Карамазовы» изображают судебный процесс во всей красе. Дело об отцеубийце, не совершавшем своего преступления, Достоевский нашел все в той же Сибири. Судебный процесс Мити Карамазова изображен в романе в отдельной книге «Судебная ошибка». Само название уже явно открывает читателю финал романа.

В судебном процессе Достоевский создает аллегорическое пространство суда «запада» над русской душою и ее неизменного повиновения, непонятного, но величественного. Эта философская сцена отражает экзистенциальный мотив абсурдности окружающего мира, невозможности правосудия, справедливости в бюрократической системе. Достоевский не верит в справедливость в людском законе, в ориентации на стремление к западному «совершенству». Есть только Божественная истина, и Его воля, на все распространяющаяся.

Как и Достоевский, Кафка обличает абсурдность бюрократической системы, невозможность справедливого суда в людском обществе. Разумеется, как атеист, Кафка при этом не дает выхода в Боге, однако, следуя экзистенциальной философии, создает безвыходное душащее Человека пространство. Роман Франца Кафки «Процесс» полностью посвящен конкретному судебному действию, разворачивающемуся вокруг Йозефа К.. Что любопытно, родился Кафка в районе Йозефов (еврейском гетто Праги). Что же касается до сюжета, оправданности юридической тематики именно для Франца, то, как известно, доктор права Кафка нередко признавался в своих дневниках в ненависти к собственной профессии, начальнику, клиентам.

Экзистенциальный мотив абсурдности окружающего мира, невозможности правосудия в нем, по-разному воспринятый двумя писателями, в очередной раз разграничивает религиозный и атеистический экзистенциализм. Достоевский выдвигает идею христианской покорности как средства борьбы с несправедливостью, тогда как Кафка предлагает лишь бессмысленный бунт, подобный попытке «Постороннего» Камю защищаться, и, наконец, смирение перед смертью и ее неизбежностью. Подобно Мерсо, Йозеф К. под конец романа готов открыть душу приветливому (весь роман все разговаривают с ним крайне почтительно) равнодушию миру, «как собака» умирает он, поддаваясь иллюзии, что «этому позору суждено будет пережить его».

Экзистенциальный приём метаморфозы

Метаморфозы – важнейший художественный прием экзистенциализма в литературе, позволяющий представить реальность в искаженном абсурдном свете. Таким образом, повествование приобретает необходимые для экзистенциализма черты гипертрофированной безысходности бытия. Кроме того, метафорическое пространство позволяет прибегнуть к «эзопову языку», подразумевающему олицетворение пороков, характеров и прочих архетипических явлений и моделирование ситуаций их попадания в реальный мир «в чистом виде». Традиция зародилась еще в Античности, с произведением Овидия «Метаморфозы», с зарождающимся жанром басни, мифа – иносказания. Впоследствии прием перешел в традиции натуральной школы, и каждый гоголевский помещик приобрел свои уникальные животные черты, и, наконец, в начале двадцатого века стал одним из основных приемов литературы абсурда.

Экзистенциальный мотив метаморфозы, появляющийся в этих двух произведениях – Кафки и Достоевского, разумеется, используется в разных целях, однако сам факт его использования, наличия приема как у предтечи экзистенциализма в 19 веке, так и у одного из его основателей – это процесс переосмысления назначения этого приема. От психологизма, попытки наиболее полно раскрыть внутренний мир персонажа, к приему, позволяющему обличить, обнажить несовершенство окружающего нас мира.

Экзистенциальный мотив самоубийства.

Несомненно, в творчестве этих двух авторов можно найти еще множество сходных экзистенциальных мотивов и приёмов. К примеру, в рассказе «Бобок» можно увидеть многообразие сюжетных деталей, присутствующих в рассказе Кафки «Сон». Это и кладбищенская тематика, свежая могила, и прием сна, и образ художника. Или же связь романа «Америка» и «Игрок», основанных на неспособности человека противостоять окружающему его миру с его рулетками, соблазнами, «американскими» мечтами.

Самоубийства совершаются в романах Достоевского крайне часто. Свидригайлов, Ставрогин и девочка Матрёна, Борисова и Герцен из «Дневника писателя», Кроткая, Смердяков, Кириллов, о нем задумываются смешной человек, Ипполит Терентьев, Соня, Раскольников и многие другие. Каждый отдельный персонаж обладает своими собственными мотивами. Я хотел бы взять основополагающих персонажей из каждого лагеря – размышляющих и самоубийц.

В своей работе я постарался выявить и проследить развитие экзистенциальных мотивов в творчестве Ф. М. Достоевского и Франца Кафки. В ходе работы я изучал развитие экзистенциализма как литературного жанра и попутно философского направления от Кьеркегора до Достоевского и далее до многих писателей двадцатого века. Затем я попытался выявить «жанровые скитания» Достоевского в пути его творчества, определить моменты перерождения реализма, смешанного с сентиментализмом, в экзистенциализм. Похожую работу я провел с Кафкой и его творчеством – определить истоки европейского экзистенциализма, изучить рамки популярности этой философии на западе. Разумеется, это исследование было проведено не на глубоком уровне, в силу широты темы и ограниченности времени написания. Однако, надеюсь, мне удалось прийти к каким-то выводом, которые могли бы заинтересовать. Я проанализировал на предмет экзистенциальных мотивов такие романы и повести Достоевского как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы», «Сон смешного человека» и соотнести их с похожими чертами рассказов и почестей Кафки, таких как «Превращение», «Замок», «Процесс», «Приговор». Мне удалось выявить четыре наиболее заинтересовавших меня экзистенциальных мотива в творчестве этих двух авторов – одиночества и непонятости, абсурдности окружающего бюрократического мира, метаморфозы и самоубийства. Я проанализировал соответствующие произведения Кафки и Достоевского и пришёл к выводам по каждому из мотивов о наличии связи и степени её в восприятии тех или иных тем авторами.

Тем самым, как мне кажется, я в какой-то мере изучил экзистенциализм, его черты у этих двух авторов и их взаимосвязь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *