какое направление философской мысли утверждает тождество природы и бога

«Философия эпохи Возрождения»

376. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны как образца общественного устройства – это:
Утопия

377. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
человек

378. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:
Джордано Бруно

379. Понятие «Возрождение» означает восстановление интереса к:
Античности

380. Представитель философии эпохи Возрождения:
Джордано Бруно

381. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
гуманизм

382. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
антропоцентризм

383. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:
индивидуализм

384. Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»:
Пантеизм

385. Философ Возрождения, утвердивший свободу воли человека как определенный фактор жизни – это:
Мирандола

386. Характерная черта Ренессанса – это:
Антропоцентризм

387. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
Возрождение

«Философия Нового времени»

388. В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался:
Дуализма

389. Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:
Эмпирическое и теоретическое

390. Дуалистическая философия характерна для:
Р. Декарта

Источник

Что такое пантеизм: понятие, основные идеи, представители

какое направление философской мысли утверждает тождество природы и бога

Одним из неотъемлемых атрибутов нашей цивилизации на протяжении всей истории существования человечества была религия. Если сказать точнее, это были разные религии, сменявшие и вытеснявшие друг друга на протяжении тысячелетий. Но сегодня мы будем говорить не о религиях, а о пантеизме – религиозно-философской концепции, претендующей на роль новой религии, которая позволит людям сохранить свою веру в сверхъестественную сущность природы, примирив её с современными научными взглядами на устройство Вселенной.

Что такое пантеизм?

Пантеизм – это философское учение, в котором бог объединяется или отождествляется с мирозданием. Сторонники данной концепции исходят из того, что Бога как отдельной личности или некоего высшего разума не существует. Вместо этого они считают, что само мироздание имеет божественную сущность. То есть, пантеизм, по сути, не отрицает существование Бога, но оспаривает саму природу высшего божества, которую ему приписывают традиционные монотеистические религии.

Термин «пантеизм» имеет греческое происхождение. Он образован от слов παν (пан – всё, всё сущее) и θεός (теос – божество). Таким образом, смысл данного мировоззрения заложен в самом названии, которое можно расшифровать как «Всё есть божество» или «Бог вокруг нас». С точки зрения пантеистов Мироздание (Вселенная, Тотальность) является основой всего, святой и, возможно, разумной субстанцией.

Пантеизм противопоставляется теизму – религиозно-философскому учению, подразумевающему существование единого бога-творца. В теизме бог после сотворения мира продолжает существовать в нём, преимущественно созерцая, но иногда и вмешиваясь в «земные дела». Формами теизма являются современные монотеистические религии – иудаизм, христианство, ислам. Интересно, что в монотеистических религиях человек считается «венцом творения» и превозносится над природой. В пантеизме антропоцентризм (согласно которому, человек — центр вселенной) отрицается.

Автором термина «пантеизм» считается ирландский писатель Джон Толанд, впервые употребивший слово «пантеист» в 1705 году в названии своей работы «Социнианство в подлинном изложении пантеиста». При этом как явление пантеизм существовал на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Его формами являются многие религии (индуизм, даосизм) и философские концепции (гилозоизм).

Основные идеи пантеизма

Суть пантеизма сводится к тому, что он даёт ответ на вопрос о том, как соотносятся между собой Бог и Мироздание, объединяя или отождествляя эти понятия. Но при этом возникают другие вопросы. Например, необходимо понять, как сочетается вечность, бесконечность и постоянство Бога с атрибутами конечного и непрерывно меняющегося мира. Разные школы предлагают разные подходы к разрешению данной проблемы. Рассмотрим несколько из них.

Стоит отметить, что многие направления в пантеизме сводятся либо к тому, что Бог есть часть Мироздания (такие формы учения тяготеют к материализму), либо к тому, что Мироздание является частью Бога или формой его существования (такие формы тяготеют к объективному идеализму).

Формы пантеизма

В новейшей философии выделяется 4 основных формы пантеизма:

Все перечисленные формы пантеизма подразумевают, что между Божественной сущностью и Мирозданием существует определённая взаимосвязь или тождественность. При этом человек в этой концепции не рассматривается вообще, поскольку он считается лишь одним из многочисленных объектов, существующих в природе и подчиняющихся её законам.

Известные сторонники идей пантеизма

Идея божественности природы находила отражение в трудах многих философов и учёных. В частности, теоретическим изысканиям в данной области были посвящены многие работы таких известных учёных как Джордано Бруно, Николай Кузанский и Парацельс. Рассмотрим их подробнее.

Джордано Бруно (1548 – 1600)

какое направление философской мысли утверждает тождество природы и бога

Широко распространено заблуждение, будто Джордано Бруно был казнён за пропаганду гелиоцентризма (Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот), но это ошибка. Бруно действительно был сторонником гелиоцентрической теории Коперника и немало вложил в её развитие. Однако в сохранившемся смертном приговоре об этом вообще не упоминается. Церковь приговорила учёного к сожжению за еретические взгляды и, в частности, за идеи пантеизма.

Бруно был монахом-доминиканцем, посвятившим свою жизнь поиску ответов на извечные вопросы. Он не отрицал существования Бога, однако со временем пришёл к убеждению, что Бог и Вселенная едины. При этом Вселенная бесконечна и безупречна благодаря своей Божественной сущности. В ней существуют постоянные монады, которые объединяются и разъединяются, обеспечивая жизнь и её непрерывное движение.

Николай Кузанский (1401 – 1464)

какое направление философской мысли утверждает тождество природы и бога

Николай Кузанский (настоящая фамилия – Кребс) считается величайшим немецким мыслителем 15 века. Он был церковно-политическим деятелем, который благодаря своему блестящему уму смог стать кардиналом Католической церкви и ближайшим советником папы Пия II.

Большинство его работ было посвящено отношениям между Богом, природой и человеком. При этом он придерживался концепции, согласно которой Творец и его творение едины. Одним из самых известных тезисов Николая Кузанского является утверждение, что Бог всегда будет оставаться непознаваемым для человека.

Парацельс (1493 – 1541)

какое направление философской мысли утверждает тождество природы и бога

Парацельс – это немецкий философ и врач, считающийся одним из основателей современной науки. Он считал, что природа, все стихии и живые организмы представляют собой единую сущность божественного происхождения. Человека он также считал неотъемлемой частью этой сущности и утверждал, что возможности человека практически безграничны, пока он сохраняет взаимосвязь с природой.

История развития пантеизма

Многие идеи пантеизма озвучивались ещё древнегреческими философами, но до проработанных концепций этим идеям было далеко. Первые хорошо продуманные рассуждения на эту тему присутствуют у христианских мыслителей (в частности, у упомянутого выше Николая Кузанского), пытающихся объяснить природу Бога и мира (при этом большинство из них напрямую не придерживалось идей пантеизма).

Эпохой расцвета пантеизма стало Новое время. В частности, среди его сторонников был Джордано Бруно, который не только популяризировал данную концепцию, но и внёс значительный вклад в её развитие. В 17 веке её самым ярким сторонником был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632 – 1677). Именно его понимание того, что такое пантеизм, сегодня считается классической формой данного учения (поэтому пантеизм иногда называют «спинозизмом»).

В 18-19 веках своё дальнейшее развитие учение получило благодаря популяризации немецкого идеализма силами Фихте, Шеллинга и Гегеля, а также благодаря стремлению разработать новую теологическую концепцию, которая соответствовала бы возросшим требованиям философии и науки.

К концу 19 века пантеизм приобрёл такую популярность, что папа Пий IX внёс его в «Силлабус» (Syllabus Errorum – список осуждаемых Католической церковью учений). Интересно, что в этот период сторонниками данного учения был такие выдающиеся люди как Альберт Эйнштейн, Уолт Уитмен и Лев Толстой.

В 21 веке пантеизм по-прежнему остаётся очень популярной концепцией мироустройства, привлекающей внимание ведущих философов современности. Философские журналы печатают большие статьи по данной теме, а иногда даже посвящают ей целые выпуски.

Критика пантеизма

Поскольку пантеизм – это религиозно-философская концепция, популярная в Европе, основным источником критики, направленной в его адрес, всегда была Католическая церковь. В частности, с точки зрения католичества (и христианства вообще), фундаментальной ошибкой пантеизма является отказ от возможности вести диалог и выстраивать отношения с Богом. Если Бога как личности не существует, человек остаётся один на один со своими проблемами, ведь к пустоте нельзя обратиться с просьбой или молитвой.

Кроме того, многие критики отмечают, что пантеизм во многом напоминает идолопоклонство, поскольку утверждает, что божественная сущность мироздания присутствует в природных явлениях и объектах. Некоторые идут дальше и говорят, что здесь просматривается язычество или желание человека уподобить себя Богу, что с точки зрения христианства ничуть не лучше идолопоклонства.

Заключение

Пантеизм – это учение, признающее наличие у Вселенной божественной сущности. Его главная особенность заключается в том, что в отличие от классических религий оно хорошо совмещается с современной философией и даже наукой. При этом оно не ограничивает людей в их вере, позволяя им видеть божественную сущность природы в любых её проявлениях и даже в самих себе или в своём творчестве.

Источник

Пантеизм – философское учение, исходящее из тождества бога и природы.

(Дословный перевод: «пан» – всё, «теос» – бог: «всё есть бог»).
Пантеизм мыслит бога и природу единым целым. В пантеизме бог имманентен миру (нахо-

дится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии.

Пантеистами было большинство выдающихся философов эпохи Возрождения. Наиболее значительными пантеистическими системами явились философия
Н. Кузанского и философия Д. Бруно.

Николай Кузанский (1401-1464)— крупнейший немецкий мыслитель 15го века, философ,теолог, ученый, математик, церковно-политический деятель.
Кузанский описывает мир, в котором наличествует непрерывная и все направленная связь между имманентным и трансцендентным, между субъектным и объектным, между отдельным и всеобщим.
В вопросах богословия Николай Кузанский активно применяет математику и геометрию. Например, уподобляет Троицу треугольнику, имеющему три прямых угла и являющемуся благодаря этому бесконечным.
Бог, в этом случае может быть сравним с бесконечным кругом.
Бог – это предельное понятие, поэтому он не может быть постигнут рассудочным путём. Постижимым образом бог может проявиться только в конечном – в природе, человеке.

Д. Бруно (1548–1600) – итальянский философ, монах доминиканского ордена, впоследствии порвавший с монашеством.
Его философия продолжает пантеистические идеи Н. Кузанского. Однако его пантеизм носит не мистический, как у Кузанского, а натуралистический характер. Если у Кузанского бог

всё-таки не равен миру, то Д. Бруно уравнивает бога и мир.

33. Культура и искусство Эпохи Возрождения.

Эпоха Возрождения – это последние века средневековья период XIV–XVI веков. Термином «Возрождение», или «Ренессанс», характеризуют прежде всего культуру Италии, ставшей в этот период интеллектуальным центром Европы, но можно говорить о возрожденческих тенденциях во всех странах – от Италии до Англии.

Эпоха Возрождения представляет собой переходный периодот средневековой культуры – к новоевропейской, от традиционного общества – к индустриальному, от феодального уклада жизни – к капиталистическому.

Все тенденции развития культуры находят свое законченное выражение в принципегуманизма:в признании ценности каждого человека как личности, признании права каждого на свободу, счастье и развитие.

Название эпохи связано с возрождением античной культуры: изучением неизвестных ранее произведений, актуализацией уже известных, с признанием отвергаемых ранее средневековьем ценностей и идеалов античной культуры.

Однако обращение к языческому наследию не отменило христианского характера культуры и философии эпохи Возрождения.
В культуре эпохи Возрождения осуществиласьпопытка синтеза христианской идеи духовной личности с античной идеей прекрасной телесности.
Этот синтез нашёл свое отражение в живописи высокого Возрождения.

Основные этапы Возрождения (Ренессанса):

Проторенессанс (2-я половина XIII века— XIV век)

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения.
Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре Никколо и Джованни Пизано. Центральной фигурой живописи стал Джотто.

Позднее Возрождение (середина XVI— 90-е годы XVI века)

Уже в творчестве позднего Рафаэля намечается новая художественная линия, получившая название маньеризма. Для этой эпохи свойственны взвинченность и изломанность линий, удлиненность фигур.
Первые мастера маньеризма—Пармиджанино,Понтормо,Бронзино.
На смену маньеризму приходит искусство барокко.

Северное Возрождение (XVI век)

Здесь долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследования и познанию анатомии человека.


34. Рационализм как направление новоевропейской философии 17 века.
Основные представители, понятия, проблемы.

Рационализм – это философская концепция, основу познания и критерий

истины усматривающая в разуме. Рационализм восходит к платоновской концепции познания как припоминания и теории «врожденных идей».

В философии Нового времени рационализм представлен в философии Р. Декарта (1596–1650), французского философа и математика. Основные идеи изложены им в трактатах «Рассуждение о методе» и «Начала философии».

Как и Ф. Бэкон, Р. Декарт выступал с критикой устаревшего схоластического метода мышления, был озабочен проблемой достоверности знания. Но если Бэкон на первое место выдвинул практическую основательность знания, то Р. Декарт искал признаки достоверности познания в сфере самого знания, в его внутренних характеристиках.

Бенедикт Спиноза – создатель рационалистического пантеизма.
Декартовская достоверность самосознания у Спинозы превратилась во всеобъемлющую абсолютную реальность – первичную интуицию Бога.

Понятие субстанции – основное понятие философии Спинозы.

Субстанция – это Бог, понятый как природа или природа, понятая как Бог.

Лейбницотвергает выдвинутый Декартом в качестве главного критерия истины принцип непосредственной достоверности, то есть ясности и отчётливости идей, считая такой критерий психологическим, а потому субъективным. По Лейбницу, не столько субъективная очевидность, сколько логическое доказательство гарантирует объективность и истинность знания.

35. «Рассуждение о методе» Рене Декарта.

«Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»— философский трактат, опубликованный Рене Декартом в 1637 году в Лейдене.

Трактат состоит из шести частей:

·Соображения, касающиеся наук.

·Основные правила метода.

·Несколько правил морали, извлеченных из этого метода.

·Доводы, доказывающие существование Бога и бессмертие Души, или основания метафизики.

·Порядок физических вопросов.

Что необходимо, чтобы продвинуться вперед в исследовании природы.

Р. Декарт разработал следующие правила своего метода.

Первое правило – правило интеллектуальной интуиции.
За основу познания надо взять только те истины, которые представляются разуму предельно

ясными, очевидными, не требующими доказательств.
Чтобы увидеть эти истины, Р. Декарт предложил процедуру универсального сомнения: только то, что выдержит проверку сомнением, в чем нельзя усомниться, и будет основой,

фундаментом последующих построений. Единственная истина, в которой, как оказалось, человеческий разум не может усомниться, это факт самого сомнения. Достоверность своего существования, таким образом, человек обнаруживает не через свое тело, не через внешний мир, а через акт мышления: «Я мыслю, следовательно, существую». Человек существует прежде всего как субъек мышления. Из приведенной истины Р. Декарт, применяя следующие три правила метода, выводит существование Бога, бессмертной души человека и природного мира.

Второе правило – правило анализа: разделять сложные проблемы на простые.

Третье правило – правило дедукции: располагать свои мысли в порядке,

начиная с простейших, абстрактных, и доходить до наиболее сложных, конкретных.

Четвертое правило– правило полноты и последовательности выводов: в

процессе мышления не пропускать никаких логических ступеней, делать все

выводы, которые только можно получить.

36. Эмпиризм как направление новоевропейской философии 17 века.
Основные представители, понятия, проблемы.

Эмпиризм-направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.Противопоставляется рационализму.
Эмпирический метод близок к сенсуализму, но имеет ряд существенных

отличий. Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для про-

цесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума.

Основные представители: Фрэнсис Бэкон (1561-1626), Джон Локк (1632- 1704), Давид Юм(1711-1776).

Основным методом исследования в естественной философии (естествознании) Бэкон утверждает индукцию и дедукцию.

Индукция –способ умозаключения от частного к общему.

систематизировал эмпиризм и изложил свои взгляды в своем основном труде «Опыт о человеческом разуме». Локк отрицал идеи Декарта, и рассматривал человеческий ум как чистый лист бумаги (tabula rasa), а все идеи считал возникающими из опыта.
По Локку, опыт состоит из внешнегои внутреннего опыта: из ощущенийи рефлексии. Человеческий ум он сравнивал с темной комнатой, а ощущения и рефлексию с окнами, через которые в комнату поступает свет. Ощущение относится к способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств, а рефлексия относится к восприятию деятельности нашего разума, например, связанной с желаниями, рассуждениями и мышлением.

37.Французская философия Просвещения 18 века.

В философии французских просветителей критика религии, церкви и социального неравенства приняла наиболее радикальные формы. К достижениям французского философии этого периода можно отнести и развитие материалистической философии при подавляющем господстве идеалистических систем в новоевропейской философии в целом.

Самыми выдающимися мыслителями XVIII века являются Франсуа Мари Аруэ Вольтер,
Жан Жак Руссо, Жан Антуан Кондорсе, а также Дени Дидро и Жан Батист дэ Ламбер (так называемые «энциклопедисты», возглавившие работу над созданием «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел»).

Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778) – философ, публицист, писатель.
Вольтер прославился прежде всего резкой и остроумной критикой религии и церкви. Религия возникает тогда, считает Вольтер, когда встречаются мошенник и глупец. Философия для Вольтера – не столько теория, сколько орудие разума в борьбе против неразумного, отживающего устройства общества.

Выступая с идеей равенства, Вольтер понимает равенство людей лишь

как равенство политическое, равенство перед законом и правом.

Жан Жак Руссо (1712–1778) тоже не ограничивался философским творчеством: он является автором художественных и публицистических сочинений.

В отличие от Вольтера, имущественное неравенство, являющееся основой всякого другого неравенства, он считал несправедливым. Оно не соответствует «естественному состоянию человека», его природе, а является продуктом развития цивилизации, результатом возникающего при цивилизации разделения труда. Таким образом, Руссо выступает с критикой цивилизации, которая искажает природу человека, формирует «искусственные потребности».

Поль Анри Гольбах (1723–1789) в своей основной работе «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» сформулировал основные идеи механистического материализма. Согласно Гольбаху, все явления природы можно редуцировать (свести) к различным формам движения материальных частиц. Природа – совокупность различных движущих сил материи. В отличие от деистов, которые считали Бога первоисточником движения, Гольбах считал движение присущим самой материи. Недвижущейся материи не существует. Жизнь и сознание – тоже продукт материи.

Можно выделить следующие направления философии французского просвещения:

1.Деизм отвергал идею личного Бога, отождествление Бога и Природы (пантеизм), возможность его (Бога) вмешательства в процессы Природы и Общества.
Его развивали Вольтер, Руссо, Монтескье.

2. Материалистическое направление отвергало идею Бога в любом виде, объясняло все в мире с естественнонаучных позиций, позиций эмпиризма.
Его развивали Мелье, Дидро, Ламетри.

3. Утопическое (социалистическое) направление сформировалось с середины XVIII в., особенно сильно во времена Французской революции и после нее. Его развивали Сен-Симон, Морелли. Основной идеей Утопического направления является создание идеального общества.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 26 | Нарушение авторских прав

Источник

Представитель средневековой западноевропейской философии:

Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья

Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»

Пико делла Мирандола

Представитель философии эпохи Возрождения:

Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики

Для философии эпохи Возрождения характерна

ностальгия по античной культуре

комментирование текстов Св. Писания

вера в скорый конец света

отрицание значимости науки

Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»

ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 17-18 вв.

Освобождение от церковного влияния

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей

Основное утверждение рационализма заключается в том, что

Разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

Главенствующую роль в науке играет эксперимент

Познание мира возможно благодаря божественному откровению

Суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком

Особенности рационализма XVII в. обусловила

Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии

Дуалистическая философия характерна для

В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *