какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности
Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности
1. Что является предметом философии в широком смысле?
а. Отношения с Богом или иным высшим существом
+ б. Общие сущностные характеристики мира, отношение человека к природе и обществу
в. Физическая реальность, ее характеристики
Тест № 2. Что означает термин «философия»?
а. Любовь к рассуждению
б. Любовь к мышлению
+ в. Любовь к мудрости
+ а. Система взглядов человека на мир в целом, свое место в мире, смысл жизни
б. Система взглядов групп людей, выражающая их интересы и отношение к социальной действительности
в. Система предпочтений зрелой личности
а. Происхождение и сущность ценностей
+ б. Фундаментальные принципы бытия
в. Принципы развития Вселенной
5. Какие философы являются основными представителями экзистенциализма?
а. Камю, Фрейд, Флоренский
б. Сартр, Шпенглер, Шеллинг
+ в. Камю, Сартр, Кьеркегор
Тест № 6. Каковы хронологические рамки развития античной философии?
+ а. конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.
б. конец I в. до н. э. — VI в. н. э.
в. начало II в. до н. э. — V в. н. э.
7. Какой подраздел философии изучает нравственные ценности и моральные нормы?
8. Тест. Что является особенностью древневосточной философии?
а. Доступ к пониманию мира возможен только через познание
б. Воспевание достоинства человека как личности
+ в. В основе лежат мифологические представления о мире и человеке
+ в. Нравственно-религиозный характер
+ а. Что первично: дух или материя?
б. Что такое добро и зло?
в. Каковы критерии определения истинного знания?
Тест. 11. Как переводится слово «философия» с греческого языка?
+ б. Любовь к мудрости
12. Что является центральной проблемой философии Нового времени?
+ а. Познание человеком мира
б. Внутренний мир личности
в. Логический анализ языка науки
13. Какие представления важны для философии Возрождения?
а. Возврат к христианским принципам
+ б. Возврат к идеям античности
в. Возврат к средневековой схоластике
14. Что наиболее характерно для философии эпохи Возрождения?
15. Какая религиозная система являлась исходной для формирования философского мышления в Индии?
16. Какого закона диалектики Гегеля не существует?
+ а. Закон сохранения энергии
б. Закон отрицания отрицания
в. Закон единства противоположностей
17. Какой древнегреческий мыслитель считал, что главная задача состоит в самопознании?
18. Кто из русских писателей-классиков больше всего повлиял на развитие идеалистической философии в России?
19. Какова основная идея философии В. С. Соловьева?
+ а. Идея Софии – Божественной мудрости
б. Идея непротивления злу насилием
в. Идея революционного обновления общества
20. Какой древнегреческий философ считал огонь основой всего?
21. Как последователи буддизма формулируют первую «благородную» истину?
а. Есть путь, который помогает освободиться от страданий
б. У страдания есть причина
+ в. Бытие человек связано со страданием
22. Какие философы являются видными представителями структурализма?
+ а. Ф. Де Соссюр, К. Леви-Стросс
б. М. Хайдеггер, С. де Бовуар
в. Ю. Хабермас, К. Поппер
23. Кто является автором «Философических писем», после публикации которых возникли непримиримые разногласия по поводу исторической роли и судьбы России?
а. Н. Муравьев-Апостол
24. Для чего существует философия, согласно Аристотелю?
а. Чтобы правильно воспитать настоящего гражданина
+ б. Чтобы добиться истинного знания
в. Чтобы помочь человеку изменить мир
25. Что было основной целью схоластики Средних Веков?
а. Опровергнуть наличие Бога
б. Проанализировать с точки зрения науки Библию
+ в. Защитить религию и ее истины
26. Какая форма бытия находится в центре проблематики экзистенциальной философии?
+ в. Индивидуальное бытие человека
27. Что понимается под термином «движение» в философии?
а. Перемещение тела или объекта в пространстве
+ б. Любое изменение в целом
в. Преобразование материи в энергию и обратно
28. Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности?
+ а. Вульгарный материализм
б. Объективный материализм
в. Субъективный материализм
29. Как называется вымышленная ситуация, не лишенная логики, которая не может существовать в реальности?
30. Как именно философы-экзистенциалисты понимают свободу?
а. Как четко осознанную необходимость
+ б. Как возможность выбирать
в. Как способность раскрыть природные задатки личности
31. Первые представления о философии на Руси сложились после
а. прихода на княжение Рюриковичей
б. наступления монголо-татарского ига
32. Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют
а. назидательная беседа
+ б. разговор с другим, чтобы тот обрел истинное знание
в. беседа в форме подшучивания
34. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должен стать
35. Основная проблема, решавшаяся философами-представителями Милетской школы
б. принципиальной невозможности познать окружающую действительность
в. природы материального и духовного
36. Основные функции философии
+ а. мировоззренческая, гносеологическая
б. мировоззренческая, социальная
в. гносеологическая, познавательная
37. Для идеализма характерно такое утверждение, как
а. нельзя определить, что первично: материя или сознание
+ б. первично сознание, материя независимо от него не существует
в. первична материя, сознание не связано с ней
38. Вера в высшие абсолютные ценности лежит в основе
+ а. философии религии
б. философии культуры
в. философии христианства
39. Аристотель к сфере хрематистики относил
40. В познавательном процессе активной творческой стороной выступает
41. Впервые понятие бытия в философии употребил
42. Основным принципом античной философии был
43. Тест. Предметом философии является:
+ а. всеобщее в системе «мир—человек»
в. природа и общество
44. Характерной чертой средневековой философии является
а. баланс между теоцентризмом и сциентизмом
Идеализм в философии: понятие и основные идеи
Один из распространенных вопросов, который не дает покоя философам, – «Что первично – материя или сознание?». В зависимости от выбранного ответа философов разделяют на две группы: те, кто поддерживают первый вариант, зовутся материалистами, а те, кто вторую группу – идеалистами. В рамках данного материала более подробно будет рассматриваться именно идеализм.
Что такое идеализм?
Идеализм – это направление в философии, согласно которому сознание первично, а материя вторична.
Главная особенность идеализма заключается в том, что существование физических объектов невозможно вне сознания, то есть именно восприятие является ключевым фактором. По мнению идеалистов именно сознание является тем уникальным инструментом, который позволяет человеку воспринимать мир, а значит, в его отсутствие мира не существует. В связи с этим человеческое тело должно существовать как идеальное, поскольку только в таком случае оно может стать воспринимаемым для конечного человека. Однако здесь важно отметить, что идеалисты не отрицают существование физического мира, с их точки зрения сознание лишь наделяет объекты субстанциональными свойствами, что, как результат, позволяет подводить их под категорию материи.
Идеализм является довольно давней теорией, поскольку он возник примерно 2,5 тысячи лет назад. Однако сам термин «идеализм» был выведен и сформулирован лишь в 18 веке, когда немецкий математик и идеалист Лейбниц охарактеризовал Эпикура и Платона, как самого крупного материалиста и самого крупного идеалиста. В 1749 году Дидро, приверженец материализма, называл идеализм самым абсурдным вариантом системы из всех существующих.
Разновидности идеализма
Идеализм разделяется на две основные разновидности: субъективный и объективный.
В основе субъективного лежит существующее ощущение, представление, а также сознание конкретного индивидуума. Стоит отметить, что субъективный идеализм полностью отрицает наличие независимых от человека предметов за всеми ощущениями.
Объективный идеализм отличается от субъективного тем, что берет в качестве основы не личное, а некоторое мистическое сознание, то есть мировой разум, универсальную волю или нечто подобное. При этом наличие какого-либо отдельного сознания от человека не существует, а любое проявление идеализма приводит к божественной теории и религии.
Основные идеи идеализма
Основой для идеализма является первичность всего духовного и нематериального, при этом все материальное относится на второй план. Эта особенность делает идеализм крайне близким религии, которая также утверждает о конечности мира во времени, а также его обустроенности Богом. Идеализм использует телеологическую точку зрения, как основной контраргумент материалистическому детерминизму. Однако стоит отметить, что идеализм обладает широким количеством трактовок, несмотря на то, что термин, очевидно, считается исконно философским.
С точки зрения теории классового общества идеализм является некоторым наукообразным продолжением различных мифических, религиозных и фантастических представлений. Идеализм и его различные философски вопросы и особенности в значительной степени тормозят научный прогресс. Тем не менее, вопросы, поднимаемые последователями идеализма, способствовали стремительным темпам развития философии, поскольку они позволяли исследовать различные формы познания.
В любом случае идеализм крайне тесно связан с религией, поскольку он по своей сути является некоторым понятийным и концептуальным выражением религиозной точки зрения. Практически во все века идеализм являлся некоторым философским подходом к обоснованию веры.
Основные концепции идеализма
Одни из первых рассуждений в данном направлении были сформулированы в Древней Греции. Начало им положил Пифагор, который считал числа самостоятельной сущностью вещей, а их гармонию – сущностью вселенной. Платон же в свою очередь считается родоначальником философской системы объективного идеализма. Он выдвинул точку зрения, согласно которой помимо материального мира существует мир идей, который доступен только «очам разума». В рамках этого эфемерного мира существуют различные идеи и концепции, которые позволяют продвигать их и развивать материальный мир. При этом сам материальный мир рассматривается как тень мира идей. Платон полагал, что мир идей является божественным царством, где до рождения человека обитала его душа, и куда она вернется после смерти. Однако ученик Платон, Аристотель, оспаривал подобную точку зрения.
Однако наибольшего развития объективный идеализм достиг в работах немецкого философа Г.В.Ф. Гегеля (1770 — 1831). Он выдвинул теорию о том, что существует некоторый Мировой Разум, который являлся Абсолютной Идеей. Именно она становится основой для формирования всех понятий, постепенно обретает материальную оболочку, порождая окружающий мир и самого человека. Именно появление человека стало отправной точкой для нового этапа развития Абсолютной Идеи, поскольку она смогла проявляться не только в виде объектов физического мира, но и в качестве духовной – сознания человека. Основой идеализма Гегеля является идея развития и диалектики. При этом главная особенность подобной точки зрения заключается в том, что объективный идеализм отрывает общие понятия и законы от конкретных объектов и явления, возводя идеи в абсолют.
Классическим же проявлением субъективного идеализма является учение, которое было создано английским епископом Джорджом Беркли. Он считал, что все объекты физического мира являются некоторыми устойчивыми комбинациями из ощущений человека. Стоит отметить, что чрезмерное развитие подобной идеи приводит к выводу, что в мире не существует ничего, кроме ощущений. Подобные убеждения вылились в отдельное течение, получившее название солипсизма. Однако Беркли не поддерживал солипсизм, и в качестве ограничения определил, что ощущения являются воздействием Бога на душу. Таким образом, еще раз была подчеркнута тесная связь религии и идеализма.
Особенности развития современного идеализма
В современной философии существует достаточно большое количество экзистенциалистов, которые близки к идеалистическим воззрениям. Среди них можно выделить Л. Шестова (1866-1938), Н. Бердяева (1874-1848), М. Хайдеггера (1889-1976), Г. Марселя (1889-1973), Ж.П. Сартра(1905-1980), А. Камю (1913-1960). Здесь важно отметить, что для каждого экзистенциалиста важнейшим компонентом является существование отдельного человека с его чувствами и переживаниями. Из этого формируется и задача философии, которая заключается в нахождении некоторого смысла человека, то есть его подлинной экзистенции. Для того чтобы осознать окружающий мир человек в первую очередь должен осознать собственный смысл существования. Здесь показательной является точка зрения К. Ясперса, который утверждает, что научный подход не позволяет ответить на вопрос о смысле жизни и смысле самой науки.
При этом, по мнению экзистенциалистов, истинной формой любого философского познания является интуиция, которая по своей сути является некоторым отражением субъективных переживаний личности. Также все экзистенциалисты разделяют существование человека на подлинное и неподлинное. Подлинное подразумевает свободную жизнь, где человек самостоятельно принимает все решения, а также несет ответственность за собственные решения. Неподлинная жизнь – полное погружение индивида в повседневности.
Стоит отметить, что в 20 веке появилось еще одно философское течение – персонализм, который по своей сути стал тесно пересекаться с субъективным идеализмом. Все персоналисты рассматривают человека с точки зрения двух аспектов: духовного, то есть человека как личность, а также материальном, человека как индивида. Первый аспект объясняется наличием у человека свободной и разумной духовной первоосновы и свободы выбора. Второй аспект формируется на том, что человек является частью природы и общества, а также подчиняется его законам. Персоналисты утверждают, что человек-личность подчиняется только Богу, в отличие от человека-индивида, который подчиняется еще и обществу. Из этой особенности следует важность религии, которая выступает в качестве связующего звена между божественной личностью и человеком.
Отличия материализма и идеализма
Два данных направления в философии конкурируют между собой практически с самого зарождения философии. Материализм является полностью противоположной концепцией идеализму. Его основными постулатами являются:
Если рассматривать с социальной точки зрения, идеализм является противоположностью материализма и выступает в качестве мировоззрения консервативных и реакционных классов, которые не заинтересованы в корректном отображении бытия.
В связи с тем, что два данных направления являются полностью противоположными, истинным может быть только одно из них. Большая часть учёных склоняется к тому, что именно материализм является более правдивой стороной.
Историю соперничества материализма и идеализма можно изучать в учениях различных известных философов, где последовательно излагаются все подобные точки зрения.
Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности
1. Что является предметом философии в широком смысле?
а. Отношения с Богом или иным высшим существом
+ б. Общие сущностные характеристики мира, отношение человека к природе и обществу
в. Физическая реальность, ее характеристики
Тест № 2. Что означает термин «философия»?
а. Любовь к рассуждению
б. Любовь к мышлению
+ в. Любовь к мудрости
+ а. Система взглядов человека на мир в целом, свое место в мире, смысл жизни
б. Система взглядов групп людей, выражающая их интересы и отношение к социальной действительности
в. Система предпочтений зрелой личности
а. Происхождение и сущность ценностей
+ б. Фундаментальные принципы бытия
в. Принципы развития Вселенной
5. Какие философы являются основными представителями экзистенциализма?
а. Камю, Фрейд, Флоренский
б. Сартр, Шпенглер, Шеллинг
+ в. Камю, Сартр, Кьеркегор
Тест № 6. Каковы хронологические рамки развития античной философии?
+ а. конец VII в. до н. э. — VI в. н. э.
б. конец I в. до н. э. — VI в. н. э.
в. начало II в. до н. э. — V в. н. э.
7. Какой подраздел философии изучает нравственные ценности и моральные нормы?
8. Тест. Что является особенностью древневосточной философии?
а. Доступ к пониманию мира возможен только через познание
б. Воспевание достоинства человека как личности
+ в. В основе лежат мифологические представления о мире и человеке
+ в. Нравственно-религиозный характер
+ а. Что первично: дух или материя?
б. Что такое добро и зло?
в. Каковы критерии определения истинного знания?
Тест. 11. Как переводится слово «философия» с греческого языка?
+ б. Любовь к мудрости
12. Что является центральной проблемой философии Нового времени?
+ а. Познание человеком мира
б. Внутренний мир личности
в. Логический анализ языка науки
13. Какие представления важны для философии Возрождения?
а. Возврат к христианским принципам
+ б. Возврат к идеям античности
в. Возврат к средневековой схоластике
14. Что наиболее характерно для философии эпохи Возрождения?
15. Какая религиозная система являлась исходной для формирования философского мышления в Индии?
16. Какого закона диалектики Гегеля не существует?
+ а. Закон сохранения энергии
б. Закон отрицания отрицания
в. Закон единства противоположностей
17. Какой древнегреческий мыслитель считал, что главная задача состоит в самопознании?
18. Кто из русских писателей-классиков больше всего повлиял на развитие идеалистической философии в России?
19. Какова основная идея философии В. С. Соловьева?
+ а. Идея Софии – Божественной мудрости
б. Идея непротивления злу насилием
в. Идея революционного обновления общества
20. Какой древнегреческий философ считал огонь основой всего?
21. Как последователи буддизма формулируют первую «благородную» истину?
а. Есть путь, который помогает освободиться от страданий
б. У страдания есть причина
+ в. Бытие человек связано со страданием
22. Какие философы являются видными представителями структурализма?
+ а. Ф. Де Соссюр, К. Леви-Стросс
б. М. Хайдеггер, С. де Бовуар
в. Ю. Хабермас, К. Поппер
23. Кто является автором «Философических писем», после публикации которых возникли непримиримые разногласия по поводу исторической роли и судьбы России?
а. Н. Муравьев-Апостол
24. Для чего существует философия, согласно Аристотелю?
а. Чтобы правильно воспитать настоящего гражданина
+ б. Чтобы добиться истинного знания
в. Чтобы помочь человеку изменить мир
25. Что было основной целью схоластики Средних Веков?
а. Опровергнуть наличие Бога
б. Проанализировать с точки зрения науки Библию
+ в. Защитить религию и ее истины
26. Какая форма бытия находится в центре проблематики экзистенциальной философии?
+ в. Индивидуальное бытие человека
27. Что понимается под термином «движение» в философии?
а. Перемещение тела или объекта в пространстве
+ б. Любое изменение в целом
в. Преобразование материи в энергию и обратно
28. Какое направление философии полностью отрицает наличие идеальной реальности?
+ а. Вульгарный материализм
б. Объективный материализм
в. Субъективный материализм
29. Как называется вымышленная ситуация, не лишенная логики, которая не может существовать в реальности?
30. Как именно философы-экзистенциалисты понимают свободу?
а. Как четко осознанную необходимость
+ б. Как возможность выбирать
в. Как способность раскрыть природные задатки личности
31. Первые представления о философии на Руси сложились после
а. прихода на княжение Рюриковичей
б. наступления монголо-татарского ига
32. Самосознание, свобода выбора, ответственность характеризуют
а. назидательная беседа
+ б. разговор с другим, чтобы тот обрел истинное знание
в. беседа в форме подшучивания
34. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должен стать
35. Основная проблема, решавшаяся философами-представителями Милетской школы
б. принципиальной невозможности познать окружающую действительность
в. природы материального и духовного
36. Основные функции философии
+ а. мировоззренческая, гносеологическая
б. мировоззренческая, социальная
в. гносеологическая, познавательная
37. Для идеализма характерно такое утверждение, как
а. нельзя определить, что первично: материя или сознание
+ б. первично сознание, материя независимо от него не существует
в. первична материя, сознание не связано с ней
38. Вера в высшие абсолютные ценности лежит в основе
+ а. философии религии
б. философии культуры
в. философии христианства
39. Аристотель к сфере хрематистики относил
40. В познавательном процессе активной творческой стороной выступает
41. Впервые понятие бытия в философии употребил
42. Основным принципом античной философии был
43. Тест. Предметом философии является:
+ а. всеобщее в системе «мир—человек»
в. природа и общество
44. Характерной чертой средневековой философии является
а. баланс между теоцентризмом и сциентизмом