какое налогообложение выбрать для туризма

Ведение бухгалтерского учета в турагентстве, способы и проводки

какое налогообложение выбрать для туризма

На сегодня большая часть туристических агентств работают на упрощенной системе налогообложения, являясь индивидуальными предпринимателями или небольшими фирмами. Специальный налоговый режим турагентства могут применять по двум распространенным алгоритмам. Рассмотрим подробнее каждый.

Алгоритм 1
Турагентство платит УСН по 6% от всех полученных поступлений за налоговый период. При этом понесенные расходы не вычитаются из налогооблагаемой базы. Такой вариант бухгалтерского учета выгоден только для совсем мелких компаний и частных предпринимателей, у которых сотрудников либо нет вообще, либо всего один-два. И также с учетом того, что регулярных крупных расходов у компании практически нет. В противном случае данная схема абсолютно невыгодна.

Алгоритм 2
В этом варианте компания работает по УСН «доходы минус расходы», уплачивая по 15% налога. Расходы из базы по налогу уже подлежат вычету. Такой алгоритм приемлем для больших организаций, с крупными оборотами, которые несут расходы на регулярной основе, и платить налог со всех поступлений для них просто не логично и невыгодно.

Расходы, учитываемые турагентством на УСН

На какие расходы можно уменьшить налогооблагаемую базу в данном случае:

Учет расходов при взаимодействии с туроператором

Часто встречающийся вопрос от туристических агентств – каким образом вести учет, если путевки покупаются у оператора, а затем перепродаются клиенту?

Такой формат работы для агентства, использующего УСН, невыгоден. Расходы на приобретение туров у туроператора включить в расходы для снижения базы по налогу, нельзя. Эта норма регламентируется статьей 346.16 Налогового кодекса РФ.

А те деньги, которые поступят от клиента в счет оплаты путевки, организация обязана учесть как доходы в полной сумме. В итоге у компании налогооблагаемые доходы вырастают в разы, хотя по факту прибыль гораздо меньше, чем поступившая за путевку сумма.

Какой выход: турагентство может приобрести путевки у оператора.

Затем заключить договор с клиентом на выплату агентского в плательщика УСН. То есть туристического агентство, работая по такой схеме, будет выступать не продавцом тура, а просто агентом, действующим от оператора.

Проводки по основным операциям

Рассмотрим ведение бухгалтерского учета на примере конкретной фирмы.

12 февраля 2021 год между агентством «Ромашка» и оператором «Роза» был заключен договор на продажу туристической путевки «Весна в Венеции». Цена продукта – 102 тыс. 450 руб., доход «Ромашки» при продаже путевки составит 12 тыс. 580 руб. Согласно условиям договора, «Ромашка» должна перечислить «Розе» деньги, поступившие от клиента, без учета агентского вознаграждения за проведенную сделку. 15 марта 2021 года турист купил тур «Весна в Венеции» в турагентстве «Ромашка» по стоимости 115 тыс. 30 руб. ( 102 тыс. 450 руб. + 12 тыс. 580 руб.). 18 марта 2021 года «Ромашка» переводит оператору «Роза» сумму проданного тура за минусом своего вознаграждения. Бухгалтер «Ромашки» делает такие проводки:

12 февраля 2021 г.
Дебет 004 – 102 тыс. 450 руб.: «Ромашка» учла на забалансовом счете цену турпутевки

15 марта 2021 г.
Дебет 50 кредит 76 – 115 тыс. 30 руб.: клиент купил путевку «Весна в Венеции», внес деньги в кассу «Ромашки»

15 марта 2021 г.
Дебет 76 кредит 90 (выручка) – 12 тыс. 580 руб.: бухгалтер учел агентское вознаграждение за перепродажу путевки

15 марта 2021 г.
Кредит 004 – 102 тыс. 450 руб.: стоимость проданной путевки списана

18 марта 2021 г.
Дебет 76 кредит 51 – 102 тыс. 450 руб.: перечислена стоимость проданного тура оператору «Роза».

Частые вопросы по прибыли и дополнительным услугам

Вопрос 1: Туристическое агентство «Камелия» помимо основной деятельности по продаже туров осуществляет бронирование номеров в отелях Санкт-Петербурга. Это дополнительная услуга агентства. Обязана ли «Камелия» иметь ККТ или же достаточно выписать путевку?
Ответ: Выписки путевки в данном случае недостаточно. Дело в том, что бронь гостиниц нельзя отнести к туристическому продукту. Поэтому компания обязана иметь контрольно-кассовую технику.

Вопрос 2: В апреле 2021 года туристическая компания «Лабиринт» при продаже тура получила дополнительную прибыль сверх установленной договором. Какая документация должна быть оформлена для отражения этой дополнительной выгоды?
Ответ: В бухгалтерском учете полученную выгоду нужно отразить отдельной строкой. Она не должна быть связана в учете с основной сделкой по реализации туристического продукта в рамках агентского договора. В качестве сопровождающих сделку документов можно использовать счет-оферту.

Источник

Особенности ведения бухгалтерского учета в туризме

Всем спектром услуг по организации отдыха физических лиц внутри России и за рубежом занимаются туроператоры. Путевки от их имени продают туристические агенты. В сфере туризма взаимоотношения между участниками сделок строятся по цепочке туроператор – агент – клиент. Регламентация действий первых двух звеньев относится к сфере Закона от 24.11.1996 г. №132-ФЗ.

Вопрос: Как учитываются туристическими агентствами, применяющими УСН, денежные средства, поступившие по агентскому договору, в целях применения пониженных тарифов страховых взносов?
Посмотреть ответ

Особенности бухгалтерского и налогового учета в турфирмах

Туроператором может быть только юридическое лицо, а турагенты имеют право осуществлять свою деятельность не только в качестве предприятия, но и в статусе ИП. Различия между этими двумя участниками турбизнеса в том, что агент занимается только реализацией готовых турпродуктов, а оператор обладает более широким спектром полномочий: от создания турпродукта до его продажи конечным потребителям.

ВАЖНО! При заключении сделок турагент в договорной документации обязательно прописывает информацию о непосредственном исполнителе работ по продаваемому турпродукту – им является туроператор.

Туристические компании в своей деятельности используют форму турпутевок. Этот бланк относится к группе унифицированных, его шаблон утвержден Приказом Минфина от 09.07.2007 г. под №60н. Документ применяется в обязательном порядке организациями, направления деятельности которых связаны с такими услугами:

Вопрос: Как учитывается приобретение туристической путевки для работника? Какие при этом возникают налоговые последствия?
Организация по договору с туроператором приобрела для работника туристическую путевку в Крым стоимостью 41 300 руб. (НДС не предъявлен). Путевка оформлена на работника. Между организацией и туроператором подписан акт приема-передачи путевки. В день получения путевки от туроператора она передана работнику. Оплата произведена в безналичном порядке. Социальная выплата в виде оплаты организацией туристических путевок предусмотрена коллективным договором.
Посмотреть ответ

Документальным подтверждением факта сотрудничества оператора и агента является агентский договор. По его условиям туроператор за реализацию путевок перечисляет агенту комиссионное вознаграждение. При этом агент обязуется регулярно представлять отчеты, на основании которых турфирма будет списывать в расходы величину выплачиваемого агентского вознаграждения. Форма отчета законодательно не установлена, участвующие в сделке стороны самостоятельно ее разрабатывают и фиксируют локальными актами по предприятию.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Агентским договором обязательно устанавливаются периодичность и сроки оформления отчетов турагентом.

Дополнительно к отчету должны прикладываться первичные документы, по которым можно проверить правильность заполнения формы.

При проведении расчетов между туроператором и его агентом допускается применение системы скидок и бонусов. Она является составным элементом расчета итоговой величины агентского вознаграждения, поэтому значения таких показателей влияют на налогооблагаемую базу. Поступающие денежные средства в счет оплаты за оказанные услуги турагенты показывают в учете в составе налогооблагаемых доходных поступлений с привязкой к одной из дат:

Выбор конкретного способа отражения доходов должен быть сделан единоразово, он закрепляется в учетной политике. Турагенты к своим расходным операциям причисляют затраты, понесенные в связи с покупкой у операторов турпродуктов для их последующей перепродажи. На расходные статьи списываются и такие суммы:

ВАЖНО! Расходы, которые будут компенсированы оператором, не должны уменьшать налогооблагаемую базу.

В отношении туроператора налоговое право признает объектом налогообложения стоимость путевок, которая оговорена агентским соглашением. Расходами для оператора являются затраты, закладываемые в себестоимость турпродукта, суммы вознаграждений по агентским договорам, траты управленческого характера.

ЗАМЕТЬТЕ! Если переданные турагенту путевки оказались невостребованными и были возвращены оператору, их стоимость должна быть отнесена в сумму прочих затрат.

Нюансы отражения в учете нестандартных ситуаций:

Для туристических фирм наиболее удобной является упрощенная система налогообложения. У компаний есть выбор между двумя объектами налогообложения: по принципу принятия базы в виде всех доходов или путем применения налоговой ставки к прибыли. Во втором случае для учитываемых в расчете затрат необходимо готовить полный перечень подтверждающей документации, включая справки и бланки, позволяющие увидеть экономическую обоснованность проведенной операции.

Минфин в Письме от 27.01.2006 г. №03-11-04/2/20 разрешил включать в состав учитываемых в целях налогообложения затрат оплату услуг контрагентов за обеспечение клиентов питанием и проведение санаторно-курортных мероприятий. При отсутствии в турпродукте заложенной стоимости экскурсионного сопровождения оплата программ экскурсий тоже может быть учтена в налогооблагаемой сумме.

Счета, проводки

Операции, осуществляемые в рамках сотрудничества между турагентом и туроператором, в учете первых оформляются посредством таких типовых корреспонденций:

На этапе продажи турагентом путевок физическим лицам необходимо для отражения состояния расчетов со всеми участниками сделки применять счет 76. Для обеспечения раздельного учета операций с покупателями и поставщиками турпродуктов открывают два дополнительных субсчета: 76/Туроператоры и 76/Покупатели. Корреспонденции будут такими:

КСТАТИ, при оплате путевок одной из сторон в иностранной валюте у турагента в учете будут появляться курсовые разницы. Их надо относить на внереализационные доходы или расходы.

Корректировка по возникшим курсовым разницам производится записью Д76/Туроператоры – К91 или обратной проводкой.

Туроператор ведет учет путевок на забалансовом счете 006. Приходование бланков осуществляется по дебету без двойной записи с этим счетом, реализация турпродукта будет сопровождаться списанием бланков строгой отчетности с кредита 006. В момент продажи путевки делается запись между дебетом 62 и кредитом 76. При поступлении оплаты задолженность по 62 счету закрывается. Выплата вознаграждения турагенту за его услуги по реализации путевок показывается через корреспонденцию Д76 – К90 с последующим перечислением денег (Д76 – К51).

Источник

Особенности бухгалтерского учета и налогообложения в туристической деятельности

Туристический бизнес, как и другая деятельность, имеет свою специфику в том, что касается налогообложения, организации и ведения бухгалтерского учета. Ряд особенностей наблюдается в документальном оформлении сделок. Начинается все с того, что существует несколько субъектов туристической деятельности. Рассмотрим более подробно бухгалтерию и налогообложение туристического агентства, турфирмы.

Юридические аспекты взаимодействия субъектов

Каждый субъект туристической деятельности выполняет свои функции по созданию, реализации профильных продуктов. Туроператор формирует туристические предложения, разрабатывает маршруты, выбирает условия проживания, питания туристов, формат экскурсионного обслуживания и сопровождения.

Основной задачей туристического агентства является реализация готового продукта. Компания приобретает у туроператора тур, продает клиенту, получая комиссионное вознаграждение.

Турфирмы могут работать как турагентства или предлагать услуги полного цикла (создание, реализацию туров).

Туристические агентства чаще всего работают с туроператорами на условиях договора посредничества. Он не предусматривает передачу компании права собственности на профильный продукт. Турагентство выступает только в качестве комиссионера. Фактическим продавцом является туроператор.

Турагентство оформляет правоотношения и с туроператором, и с клиентом. В первом случае это агентский договор, отчет о реализованных турах, платежные документы, подтверждающие получение денег от туристов; во втором – путевка, акт и квитанция об оплате туристом купленного продукта. Всю сумму за тур комиссионер перечисляет продавцу. Впоследствии продавец возвращает агенту часть денег в виде комиссионного вознаграждения.

Налоги турагентства

Налоговый учет является обязательным для каждого субъекта туристической деятельности. Турагентство может работать с применением специальных режимов налогообложения. Чаще всего это упрощенка. Объект налогообложения может быть разным. Если турагентство работает со ставкой 6%, его расходы в налогооблагаемую базу не включаются. Ставка 15% позволяет учитывать расходную часть бюджета при определении размера по налогооблагаемой прибыли.

УСН 6% выгодна для турагентств с нерегулярными расходами, небольшим штатом сотрудников. Упрощенка со ставкой 15% – рациональный выбор для компании с большим количеством регулярных расходов, например, по аренде помещения, закупке материалов (канцелярии, расходников для печатающей техники и т.п.), выплате заработной платы менеджерам, консультантам, бухгалтеру, другому персоналу. При применении данного режима налогообложения важно учитывать один момент. Стандартная схема документального оформления сделки (покупка тура у туроператора – продажа туристу – перечисление денег туроператору – получение вознаграждения) не позволяет учитывать покупку тура в составе расходов (НК РФ, ст. 346). А деньги, полученные от туриста, налогоплательщик обязан учесть в доходах. Соответственно, налогооблагаемая прибыль увеличивается. Оптимизировать расходы можно, заключив с туристом договор поручения и получения вознаграждения непосредственно от него.

Особенности учета основных операций

Любому турагентству (вне зависимости от масштабов и количества продаж) не обойтись без квалифицированного бухгалтера. Это обусловлено спецификой ведения учета, отражения основных операций на бухгалтерских счетах.

Порядок отражения операций определяется схемой перечисления вознаграждения агенту (комиссионеру). Первый вариант предусматривает самостоятельное удержание агентством суммы дохода из выручки. В данном случае проводки осуществляются по дебету счетов 004, 50, 76 и кредиту счетов 76, 90, 51. Второй вариант предполагает поступление дохода от туроператора после того, как на его счет зайдут перечисленные клиентами деньги. В этом случае в проводках фигурируют дебет счетов 004, 50, 51, 76, 62 и кредит счетов 76, 51, 90, 62.

Доходы и расходы турагентства

Доходами турагентства признаются суммы комиссионного вознаграждения, полученные от туроператора, и средства, полученные от клиентов за оказание дополнительных услуг (консультационных, юридических, экскурсионных, иных). Для учета всех доходов используется счет 90.

Расходы компании могут быть разными. Учитываются они на счете 91. Согласно действующему законодательству, расходами признаются не только основные затраты (зарплата, аренда, приобретение мебели, расходных материалов, изготовление рекламы и т.п.), но и скидки туристам. Учет скидок имеет свою специфику. Если скидка предоставляется туроператором (продавцом тура), а не комиссионером, она не может быть учтена последним в расходах. Также расходами признаются средства, удержанные железнодорожными и авиаперевозчиками при возврате билетов.

Общие принципы бухучета

Бухгалтерский учет в туристическом агентстве должен вестись в соответствии с нормативными требованиями, изложенными в НК РФ, ПБУ и других нормативно-правовых актах. Обязательным является подтверждение всех без исключения финансово-хозяйственных операций первичными документами. Бухгалтерская первичка оформляется надлежащим образом. Особое внимание бухгалтерам туристических агентств рекомендуется обращать на обязательные реквизиты документов. Ошибки в них могут привести к невозможности учета доходов, расходов, искажению налогооблагаемой базы, появлению налоговой переплаты или недоимки.

Бухгалтерский учет туристического агентства должен быть полноценным, систематическим, непрерывным. Его ведение может осуществляться штатными специалистами или аутсорсинговой компанией. В последнем случае турагентство получает возможность значительно снизить зарплатные расходы, оптимизировать расходы на аренду за счет более продуктивного использования доступной площади. Кроме того, снижается риск допущения типичных и специфических учетных ошибок.

Отчетность турагентства

Бухгалтерская и налоговая отчетность туристического агентства во многом определяется применяемым режимом налогообложения. Упрощенцы отчитываются по основному и зарплатным налогам. Следует отметить, что при содержании штата сотрудников компания исполняет обязательства не только налогоплательщика, но и налогового агента.

Турагентствам-работодателям следует уделять должное внимание формированию отчетности для ПФР и соблюдению сроков, порядка ее сдачи. Нарушения чреваты штрафами и ухудшением репутации налогоплательщика.

Сдавать отчетность туристическим агентствам рекомендуется по телекоммуникационным каналам связи. Формирование деклараций рекомендуется доверять специалистам. Если компания передает бухгалтерский учет на аутсорсинг, заказывает комплексное сопровождение (абонентское обслуживание), все заботы по формированию отчетности, проверке данных, сдаче документов в контролирующие структуры берет на себя исполнитель.

Источник

Применение НПД при ведении турагентской деятельности

Автор: Габелли Г. К., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Может ли ИП, занимающийся турагентской деятельностью, перейти на специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (НПД)?

Общие моменты

НПД могут применять физические лица, в том числе ИП, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов РФ, включенных в эксперимент и указанных в ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.

Обратите внимание: при оказании физическим лицом, местом жительства которого является субъект РФ, не включенный в эксперимент, услуг на территории региона, который включен в эксперимент, такое физическое лицо вправе платить НПД по всем доходам, облагаемым НПД (письма Минфина РФ от 01.08.2019 № 03-11-11/57804, от 13.08.2019 № 03-11-11/61087).

Эксперимент по установлению специального налогового режима в виде НПД проводится:

с 01.01.2019 в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан);

с 01.01.2020 в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан.

Проведение эксперимента закончится 01.01.2029.

К сведению: по итогам анализа в 2020 году результатов проведения эксперимента за 2019 год будет принято решение о целесообразности распространения эксперимента на все субъекты РФ (письма Минфина РФ от 20.12.2019 № 03-11-11/99987, 03-11-11/99980, от 18.12.2019 № 03-11-11/98938).

Переход на специальный налоговый режим НПД физические лица осуществляют в добровольном порядке.

Физические лица, в том числе ИП, изъявившие желание перейти на НПД, обязаны встать на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД. Постановку на учет в налоговом органе в качестве плательщика НПД осуществляют граждане РФ, а также граждане других государств – членов Евразийского экономического союза. Применение указанного спецрежима гражданами иных государств, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ, Федеральным законом № 422-ФЗ не предусмотрено.

Минфин сообщил, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности применения НПД гражданами иных иностранных государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, осуществляющими трудовую деятельность на территории РФ (письма от 09.12.2019 № 03-11-11/95715, от 23.07.2019 № 03-11-11/54601).

Уплата ИП-турагентом НПД

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 422-ФЗ не вправе применять специальный налоговый режим в виде НПД лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено п. 6 ч. 2 ст. 4.

Согласно п. 6 не могут платить НПД лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров ККТ при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары.

На основании ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ под турагентской понимается деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или ИП (это и есть турагент).

какое налогообложение выбрать для туризма

Статьей 9 этого закона предусмотрено, что продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключенного им с туроператором. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора. В договоре между туроператором и турагентом должны содержаться среди прочего полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора. Туроператор по договору о реализации туристского продукта, заключенному с турагентом, несет ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги.

Изложенное означает, что турагентская деятельность носит характер посреднической (агентской).

Так, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).

Вывод: ИП, занимающийся турагентской деятельностью, не вправе перейти на специальный налоговый режим в виде НПД.

Источник

Ведение бухучета в турагентстве на УСН (нюансы)

какое налогообложение выбрать для туризма

Роль турагента в туристской деятельности

Турагент — лицо, осуществляющее продвижение и продажу турпродукта (ст. 1 закона «О туристической деятельности в РФ» от 24.11.1996 № 132-ФЗ). От туроператора турагента отличает то, что:

Таким образом, турагент — это продавец турпродукта, создаваемого туроператором. Отличительные черты этого продукта:

Существует практика заключения между туроператором и турагентом договора купли-продажи турпродукта с целью перепродажи его турагентом конечному потребителю. Представляется, что схема взаимодействия по такой цепочке не отвечает самому существу договора купли-продажи, в соответствии с которым покупателю должна передаваться вещь (ст. 454, 455 ГК РФ), а не услуга. По смыслу п. 5 ст. 38 НК РФ услуга не может быть перепродана, поскольку реализуется и потребляется в процессе ее оказания. Не считают услугу товаром МФ и ФНС (письма МФ РФ от 20.07.2005 № 03-11-04/2/28, от 27.01.2006 № 03-11-04/2/20, УФНС по Московской области от 08.04.2005 № 22-19/4554), и суды их поддерживают (постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.04.2006 № А52-4772/2005/2).

Между тем есть схемы взаимодействия между тремя участниками процесса, которые не вызывают вопросов и вполне отвечают не только целям деятельности турагента, но и всем требованиям, предъявляемым к турпродукту:

С конечным покупателем турпродукта турагент вправе заключать договор реализации как от своего имени, так и от имени туроператора с соблюдением обязательных требований к такому договору (ст. 10 и 10.1 закона № 132-ФЗ). В любом случае за качество оказания услуг ответственность возлагается на туроператора (ст. 9 закона № 132-ФЗ).

Таким образом, при агентском договоре турагент с одной из сторон заключает посреднический договор, а со второй, соответственно, — договор продажи или покупки от своего имени или от имени поручителя. А в случае возмездного оказания услуг договор оформляется с покупателем от имени турагента с указанием в нем туроператора в качестве соисполнителя.

Обязательным атрибутом турпродукта при любом из видов договоров является турпутевка, представляющая собой бланк строгой отчетности.

Возможные условия вознаграждения турагенту

При заключении договора возмездного оказания услуг доход турагента, попадающий под налогообложение, формируется в обычном порядке как разница между ценой продажи туристу и ценой покупки услуги у туроператора с учетом иных расходов по продаже (при УСН 15%) или как вся стоимость продажи (при УСН 6%).

Для агентского договора, заключенного между конечным покупателем и турагентом, доходом турагента (его агентским вознаграждением) станет разница между суммой, полученной от покупателя, и суммой, уплаченной туроператору. В зависимости от выбранной базы налогообложения под налог попадет вся сумма вознаграждения (УСН 6%) или уменьшенная на расходы по продаже (УСН 15%). Обязательным требованием к такому договору будет оформление отчета агента, отражающего величину его вознаграждения, который должен быть подписан конечным покупателем.

При агентском договоре, согласно которому турагент действует по заданию туроператора, величина вознаграждения турагента, от которой по правилам выбранной базы налогообложения будет начислен налог, в значительной степени зависит от условий, включенных в договор. Вариантами этого вознаграждения могут быть такие:

Особых оговорок в договоре требуют ситуации, когда допускается продажа со скидкой или по цене более высокой, чем предложена туроператором. Право на такую продажу должно присутствовать в договоре. Может оговариваться минимально допустимая цена продажи. Но в любом случае надо установить, за чей счет делают скидку, и кто будет получателем дополнительного дохода.

Скидка может быть осуществлена за счет:

При продаже по цене более высокой дополнительный доход может стать доходом:

В последнем случае в договоре должен быть прописан принцип распределения дополнительного дохода. Если такая оговорка отсутствует, то он должен делиться поровну между сторонами агентского договора (ст. 992 ГК РФ).

Таким образом, конечный размер вознаграждения турагента по агентскому договору зависит от его условий и складывается из собственно агентского вознаграждения (письмо МФ РФ от 30.03.2012 № 03-11-06/2/50) и дополнительного дохода (письмо МФ РФ от 18.11.2009 № 03-11-06/2/244). Иные суммы, связанные с выполнением турагентом возложенного на него туроператором поручения, в доход турагента не входят (письмо МФ РФ от 04.09.2013 № 03-11-11/36394).

Все расчеты, касающиеся итогового размера вознаграждения по агентскому договору, заключенному между турагентом и туроператором, должны присутствовать в ежемесячном отчете турагента, предоставляемом туроператору. В соответствии с ними обе стороны определяют фактическую величину своего дохода. Для туроператора она будет равна всей сумме поступлений от конечного покупателя. При этом туроператор в отчете увидит еще и величину своего расхода по этому доходу. Расход будет равен сумме вознаграждения, причитающегося турагенту. Для турагента, находящегося на УСН, доходом, попадающим под налог 15 или 6%, станет его агентское вознаграждение.

В договор также необходимо включить условие о том, каким путем турагент будет получать вознаграждение от туроператора:

При УСН, предполагающей учет доходов и расходов кассовым методом, от этого условия зависит дата определения дохода, с которого будет начислен налог.

Выбор базы налогообложения при УСН: 15 или 6%

Вопрос выбора базы налогообложения для договора возмездного оказания услуг очевиден. При УСН 6% («доходы») налогом нужно будет облагать всю сумму поступлений от покупателя и, скорее всего, налог при этом даже с учетом прямого уменьшения его на платежи в фонды получится больше, чем при УСН 15%. Применяя УСН 15% («доходы минус расходы»), сумму дохода, полученного от продажи, возможно уменьшить на стоимость приобретенной услуги по формированию турпродукта, а также на величину расходов, связанных с ее реализацией (содержание помещения, зарплата сотрудников и начисления на нее, расходы на рекламу, услуги связи).

Для дохода, поступающего в виде агентского вознаграждения по любому из двух видов агентских договоров, вопрос выбора базы будет зависеть от величины расходов на продажу, имеющихся у турагента. Если они превысят 60% дохода, то, возможно, более выгодным окажется применение УСН 15%. При дальнейшем сравнении сыграет роль величина платежей в фонды, которые по-разному будут уменьшать сумму начисляемого налога при УСН 6% (напрямую) и при УСН 15% (включаясь в расходы).

О том, что следует отразить в учетной политике для УСН 15%, читайте в статье «Учетная политика при УСН «доходы минус расходы» (2020)».

В любом случае обязательно ведение книги учета доходов и расходов, служащей налоговым регистром при расчете налога УСН. В качестве дохода, являющегося следствием договора возмездного оказания услуг, в ней будут отражены все поступления от покупателей в полном объеме. А при агентских договорах как доходы в книгу попадут только суммы агентского вознаграждения.

Варианты бухгалтерских проводок у турагента

Для фирм, в т. ч. находящихся на УСН, ведение бухучета обязательно. Вне зависимости от выбранной базы налогообложения (15 или 6%) бухгалтерский учет в фирме, применяющей УСН, должен вестись в соответствии с установленными правилами бухучета. Однако турагент — фирма, как правило, является небольшой организацией (СМП) и поэтому бухучет может осуществлять в упрощенной форме, в т. ч. допускающей отсутствие бухгалтерских проводок. Поэтому приведенные ниже схемы отражения бухгалтерских операций будут справедливы для фирм, применяющих варианты бухучета с использованием двойной записи.

Об организации бухучета при применении УСН читайте в материале «Порядок ведения бухгалтерского учета при УСН».

Указанные в проводках рядом с номером счета буквенные сокращения означают наличие на нем расчетов:

Когда между покупателем и турагентом действует договор возмездного оказания услуг, то проводки, связанные с операциями по этому продукту, будут такими:

Дт 50 (51) Кт 62 — получены деньги за турпродукт от покупателя;

Дт 62 Кт 90 — начислен доход от реализации;

Дт 60 Кт 51 — услуга по формированию турпродукта оплачена туроператору;

Дт 26 Кт 60 — получена услуга по формированию турпродукта от туроператора;

Дт 90 Кт 26 — учтена в расходах себестоимость услуги по формированию турпродукта.

Для агентского договора между покупателем и турагентом:

Дт 50 (51) Кт 76пк — получены деньги за турпродукт от покупателя;

Дт 76пк Кт 76то — начислена сумма, подлежащая оплате туроператору за сформированный турпродукт;

Дт 62пк Кт 90 — начислен доход от реализации на разницу в стоимости;

Дт 76то Кт 51 — услуга по формированию турпродукта оплачена туроператору.

При агентском договоре между турагентом и туроператором, предусматривающем удержание турагентом вознаграждения из суммы, причитающейся туроператору, проводки окажутся следующими:

Дт 50 (51) Кт 76пк — получены деньги за турпродукт от покупателя;

Дт 76пк Кт 76то — поступления от покупателя переучтены как задолженность туроператору;

Дт 62то Кт 90 — начислен доход в виде агентского вознаграждения, удерживаемого из суммы, перечисляемой туроператору;

Дт 76то Кт 62то — сумма агентского вознаграждения удержана из суммы, подлежащей перечислению туроператору;

Дт 76то Кт 51 — туроператору перечислены деньги, полученные от покупателя, за вычетом агентского вознаграждения.

Если в агентском договоре между турагентом и туроператором имеется условие о том, что вознаграждение турагент получает от туроператора, а не удерживает его сам, то после проводки по переучету поступлений от покупателя как задолженности туроператору (Дт 76пк Кт 76то) сразу появится проводка по перечислению всей суммы долга туроператору (Дт 76то Кт 51). Проводка по начислению вознаграждения (Дт 62то Кт 90) возникнет после получения вознаграждения от туроператора (Дт 51 Кт 62то).

Соответственно, налогооблагаемый доход у турагента появится либо на дату получения денег от покупателя (при удержании его из суммы, причитающейся туроператору), либо на дату поступления вознаграждения от туроператора.

Если по условиям договора стоимость турпродукта указывается в у. е. и в суммах поступлений от покупателя и перечисления туроператору возникает разница за счет курса, то она будет внереализационным доходом или расходом турагента, образовавшимся за счет курсовой разницы. Т. е. сумма, подлежащая перечислению туроператору, у турагента будет скорректирована до нужной величины одной из проводок: Дт 76то Кт 91 или Дт 91 Кт 76то.

В системе КонсультантПлюс вы можете увидеть подробные разъяснения, включая примеры, для ситуации, когда туристская фирма оказывает услуги по оформлению визы. Получите бесплатно пробный доступ к К+ и смотрите рекомендации и проводки.

Итоги

Бухучет в турагенстве подчиняется всем существующим правилам бухучета и в отражении учетных операций каких-либо отклонений от них не имеет. Нюансы учета у турагента зависят от положений договоров, заключенных им при осуществлении своей основной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *