какое наказание предусмотрено за незаконную добычу золота
Какое наказание предусмотрено за незаконную добычу золота
УК РФ Статья 191. Незаконный оборот янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов, драгоценных камней либо жемчуга
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 500-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.
наказываются штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
наказываются штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
Примечание. Перечень полудрагоценных камней для целей настоящей статьи и статьи 255 настоящего Кодекса устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 191 УК РФ. Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.
Комментарии к ст. 191 УК РФ
1. Правовой режим драгоценных металлов и драгоценных камней имеет ряд существенных особенностей.
СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1463.
СП РФ. 1992. N 6. Ст. 29.
СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1291.
СЗ РФ. 1998. N 49. Ст. 6058.
СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 866.
СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 310.
Предметом преступлений по ст. 191 являются драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий и лома таких изделий, а также природные драгоценные камни и жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из природных и драгоценных камней или жемчуга и лома таких изделий. Драгоценные металлы и природные драгоценные камни могут быть в виде добытого из недр минерального сырья, самородных минералов, слитков аффинированных драгоценных металлов, монет, содержащих драгоценные металлы, сырья, полуфабрикатов, не завершенной производством готовой продукции (включая ювелирные и бытовые изделия), готовой продукции, не относящейся к ювелирным и другим бытовым изделиям, материалов, инструментов, оборудования, установок, приборов, деталей, узлов, содержащих в своем составе драгоценные металлы и драгоценные камни, а также в виде лома и отходов, их содержащих (например, стружка драгоценных металлов, их опилки, сколы драгоценных камней и др.). Исходя из смысла закона и грамматического толкования, можно полагать, что ст. 191 в качестве предмета преступления имеет в виду лишь природный жемчуг.
СЗ РФ. 1999. N 27. Ст. 3359.
Приказ Роскомдрагмета от 30.10.96 N 146 «О порядке отнесения изделий, содержащих драгоценные металлы, к ювелирным»).
3. Применительно к драгоценным металлам, природным драгоценным камням и жемчугу наказуемы все виды сделок (купля-продажа, дарение, мена, залог, заем и др.), совершенные в нарушение правил, установленных законодательством РФ. При предъявлении обвинения и признании лица виновным в совершении незаконной сделки с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом следует указывать конкретное правило совершения таких сделок, которое было нарушено в данном случае.
Незаконность сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями может быть определена незаконностью самой добычи или производства этих предметов (т.е. если драгоценные металлы или камни добыты или произведены незаконно, то незаконными являются и последующие сделки с ними). Незаконными будут также сделки, совершенные с нарушением установленного законодательством порядка (правил) (по кругу субъектов, предмету сделки, месту ее совершения, нарушение приоритетного порядка приобретения и др.) с правомерно добытыми или произведенными драгоценными металлами и камнями.
4. Незаконное изготовление гражданами ювелирных, зубопротезных и других бытовых изделий из принадлежащих изготовителю или заказчику драгоценных металлов и драгоценных камней, как и изготовление указанных предметов из ювелирных и других бытовых изделий, состоящих из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также лома этих изделий не могут рассматриваться как незаконный оборот драгоценных металлов и камней (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 18.04.80 N 3 «О судебной практике по делам о нарушении правил о валютных операциях»).
5. Незаконная сделка с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями или жемчугом признается оконченным преступлением, когда выполнены все действия, составляющие суть соответствующей сделки (купли-продажи, мены, дарения, использования в качестве средства платежа и др.). Если сделка, совершенная в нарушение правил, установленных законодательством РФ, была двусторонней или многосторонней, то ответственности подлежат все участвующие в ней стороны.
6. Составы незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга имеют в виду случаи, когда данные предметы были незаконно добыты или произведены, похищены, получены в результате совершения любого другого преступления, либо приобретены путем сделки, совершенной в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Именно незаконный источник (способ) приобретения названных ценностей делает незаконным последующее их хранение, перевозку или пересылку.
Пересылкой признается незаконное перемещение драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга в виде почтовых, багажных отправлений (посылка, бандероль, багаж и т.п.), когда их транспортировка осуществляется без участия отправителя. Незаконная пересылка считается оконченным преступлением с момента сдачи соответствующего предмета для отправления.
Для ответственности по ст. 191 достаточно совершения любого из этих действий.
7. Рассматриваемые преступления могут быть совершены только умышленно, когда виновный осознает, что совершает незаконную сделку или незаконно хранит, перевозит или пересылает природные драгоценные камни, жемчуг или драгоценные металлы, и желает совершения этих действий. Мотив преступления в законе не оговорен, но, как правило, является корыстным, хотя отдельные соучастники преступления могут руководствоваться и иными мотивами.
8. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранец или лицо без гражданства по достижении возраста 16 лет.
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, совершенный лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, с использованием служебных полномочий, при наличии всех признаков состава злоупотребления полномочиями квалифицируется по совокупности ст. ст. 201 и 191 УК.
Хищение драгоценных металлов, драгоценных камней и жемчуга и последующие их незаконное хранение, перевозку или пересылку также следует квалифицировать по совокупности названных статей.
10. Незаконная перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга через таможенную границу РФ при обстоятельствах, указанных в ст. 188 УК, охватывается ст. ст. 191 и 188 УК.
11. Незаконные, при отсутствии лицензии, добыча и производство драгоценных металлов и природных драгоценных камней и последующие сделки, хранение, перевозка, пересылка драгоценных металлов и камней образуют совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 171 и 191 УК.
12. Квалифицирующие признаки ч. 2 ст. 191 относятся как к случаям совершения незаконных сделок, так и к незаконному хранению, перевозке или пересылке драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга.
14. О понятиях группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, и организованной группы см. коммент. к ст. 35.
Что считается незаконной добычей золота и какое за это наказание?
Незаконная добыча золота в России карается законом. Но это не останавливает старателей, которые, желая разбогатеть и зарабатывать, отправляются на поиски благородного металла. В силу нестабильной обстановки в стране и мире люди ищут альтернативный заработок, который поможет решить проблемы с финансами. Но везет единицам, ведь добыча Au — сложный и трудоемкий процесс.
Незаконная добыча золота
Историческая справка
Началось все довольно давно, добыча золота на Руси и в царской России считалась делом прибыльным, и по этой причине простым людям запрещалось заниматься поиском и добычей драгметалла. Чтобы отправиться в путь, намыть и продать Au, необходимо было иметь лицензию, работать под покровительством организации или человека, у которого эта лицензия имеется.
Большевики тоже не торопились делиться золотом с простыми гражданами. Ситуация изменилась после распада СССР. Страна находилась в плачевном состоянии, и чтобы хоть как-то исправить ситуацию, правительством и президентом было принято решение легализовать золотодобычу. Произошло это в 1992 году, законопроект был благополучно принят.
Это привело к тому, что в Бурятии, Магадане и других регионах нашей страны заработали кассы, которые занимались приемом золота. Но счастье старателей длилось недолго, как только состояние экономики немного стабилизировалось, закон был отменен. Начиная с 1998 года для того, чтобы заниматься добычей драгметаллов на территории нашей страны, необходимо иметь лицензию.
Но ситуация могла измениться еще в 2002 году, тогда губернатор Красноярского края Александр Лебедь решил внести определенные поправки и дополнения в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Но, несмотря на все внесенные изменения, поправки и доработку, закон так и не был принят. Александр Лебедь предлагал разрешить добычу драгметалла обычным людям, которые хотят этим заниматься, и легализовать их деятельность при помощи лицензирования.
Законопроект был внесен в Госдуму, определенную роль в этом сыграла поддержка губернатора Магадана, но цель так и не была достигнута.
Основной плюс такого законопроекта заключается в том, что на территории России существуют заброшенные месторождения, добыча Au на них не ведется по тем или иным причинам. Естественно, что организации крупного масштаба не будут разрабатывать месторождения, на которых недостаточное количество золота. Зато этим вполне могут заняться старатели. Группе энтузиастов не требуется специального, дорогостоящего оборудования, и расходы на разработку месторождения сведены к минимуму.
Предусмотрена ответственность за незаконную добычу золота
В России и на территории стран бывшего СССР подобных месторождений довольно много. В Советском Союзе занимались в основном разработкой россыпных месторождений, считая, что разработка коренных экономически невыгодна, требует слишком больших затрат.
Кто они, черные старатели?
Еще на Руси существовали люди, которые занимались поиском драгметаллов, не имея на то никаких разрешений. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь во все времена люди хотели жить лучше, обеспечивать семью и приносить домой достойный заработок.
Но, отправляясь в путь за лучшим будущим, не стоит забывать о том, что в нашей стране подобная деятельность считается незаконной. А значит, намытое золото будет не так просто реализовать.
Многие люди, решившие заняться поиском Au, предпочитают работать не на себя, а в группе. То есть определенная организация, у которой есть лицензия, набирает людей и вывозит их на объект. Там они работают, ищут золото, сдают его представителю организации и получают за это деньги. Условия проживания и питание оплачивает работодатель. Но не всех старателей устраивают условия работы, которые им предлагают, некоторые предпочитают работать на себя.
На то есть несколько причин, но выбрав подобный путь, человек может столкнуться с определенными трудностями:
Выбирая место для работы, стоит учесть, что никто не возьмется за обеспечение условий: питание, вода и другие блага цивилизации — это забота старателя, который отправляется на разработку очередной жилы. Можно банально заблудиться в лесу или стать жертвой нападения недоброжелательных коллег.
Поскольку при попытке освоить очередное месторождение можно столкнуться не только со старателями, которые не столь хорошо оснащены, но и ворами, многие искатели не берут с собой аппаратуру.
Ну и, конечно, если на поиски драгметалла нет никаких документов, могут возникнуть проблемы с правоохранительными органами. Все золото, что человек намыл в реке или накопал в песке, подлежит конфискации. А старателю грозит уголовная или же административная ответственность.
Золотодобыча может находиться под контролем криминала, и это тоже стоит учитывать. Перспектива встретиться в лесу с бандитами мало кого обрадует.
Если почитать статьи в интернете, то можно встретить противоречивую информацию, которая расскажет о том, как люди находили самородки, и им ничего за это не было. Но есть и сведения о том, что занимавшиеся добычей драгметалла на приисках получили за это наказание.
Обычно старателей, которые ведут добычу желтого металла незаконно, называют «хищниками». Этот термин появился еще до революции, и применяли его в отношении тех граждан, которые искали залежи Au, не обращая внимания на запреты государства. Естественно, что все хищники ищут «ту самую золотую жилу» и мечтают найти несметные богатства. Но даже при такого рода находке, когда якобы вмиг разбогател, старатель не сможет реализовать добытое золото без проблем.
Наибольшее количество людей, которые занимаются нелегальной добычей золота, находится в ЮАР. Хищники в этой стране работают за копейки, они не могут реализовать все, что добыли на территории Африки, и по этой причине вынуждены сбывать драгметалл по смешной цене.
В то время как люди страдают от голода и за тяжелый труд получают гроши, казна ЮАР несет огромные убытки из-за нелегальной добычи Au. Потери действительно огромны, поскольку Африка — один из лидеров по добыче металла, а на долю хищников приходится внушительное количество золота.
Но не только в ЮАР граждане зарабатывают себе на жизнь подобным образом. Поиск и разработка месторождений интересует жителей Казахстана, России, Монголии и Азии.
Хищники работают с лотком, лопатой и другими инструментами, за сотни лет оборудование практически не изменилось. Но, несмотря на все трудности, люди все же отправляются на поиски драгметалла. В то время как легализация на добычу могла бы решить массу проблем.
Какая польза будет от выдачи лицензий частным лицам:
Естественно, что в результате экономического кризиса многие люди остались без работы и не могут обеспечивать семью, зарабатывать приличные деньги. Это и толкает старателей на незаконную разработку месторождений. Если бы государство выдавало лицензии, то уровень безработицы снизился, поскольку старатели занимались бы добычей Au законно, то есть имели официальный источник дохода и платили налоги.
По объемам добычи Au наша страна сегодня занимает шестое место в мире. Естественно, что если бы старатели занимались поиском и разработкой жил с разрешения государства и намытое в реках и ручьях золото тоже учитывали, то Россия занимала совсем другое место в списке лидеров.
Ни страна, ни граждане не получают особой прибыли от нелегальной добычи и продажи Au. Но если бы законодательство проработало этот вопрос, и государство стало выдавать лицензии, то объем тех инвестиций, что проходят мимо казны, значительно снизился.
Сегодня ситуация такова, что многие люди в поисках хорошей работы и достойной зарплаты стремятся в крупные города, поскольку там выше уровень жизни. Из регионов Сибири и Дальнего Востока наблюдается отток населения. Если легализовать деятельность старателей, то у людей появится смысл отправляться в различные регионы нашей страны за золотом. Это поспособствует не только притоку населения в отдаленные районы, но и дальнейшему их развитию.
Работа на прииске тяжела и опасна, и человек, который трудится нелегально, рискует не только своей жизнью и здоровьем. У него есть реальный шанс расстаться со свободой и получить срок.
Суровое наказание
Наше законодательство не осталось благосклонным к хищникам, за нелегальную добычу драгметаллов человеку грозит статья. Но ответственность будет не уголовной, а административной, если, конечно, старатель не успел найти и намыть несколько килограммов золота.
Итак, чего ожидать от наказания:
В основном удается отделаться штрафом и предупреждением. Такое наказание мало кого останавливает, ведь при удачном исходе есть шанс отыскать несметные богатства и ни в чем не нуждаться до конца жизни.
Прокурор разъясняет
В Якутии освоение месторождений полезных ископаемых зачастую сопровождается нарушениями законодательства об охране окружающей среды.
С какими нарушениями законодательства в сфере добычи полезных ископаемых Вы чаще всего встречаетесь в своей практике?
Зачастую эти нарушения связаны с нарушением лицензионных условий пользования недрами, такие как: несвоевременная сдача предусмотренной законом отчетности, нарушение сроков разработки проектной документации, несоблюдение объемов добычи предусмотренных такой документацией.
К примеру, в текущем году за осуществление деятельности в отсутствие проектной документации по нашим мерам 11 золотодобывающих организаций привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В другом случае в связи с невыполнением установленного уровня добычи золота за 2019 год АО «Якутскгеология» привлечено к административной ответственности с назначением штрафа на сумму 150 тыс. рублей.
Что делать недропользователю, если он понимает, что не может соблюсти определенные техническим проектом объемы добычи полезных ископаемых? Как не стать нарушителем?
Необходимо отметить, что в силу Закона «О недрах» недропользователь, если он понимает, что в силу различных причин не может выполнить объемы добычи полезных ископаемых, установленные техническим проектом, вправе обратиться к распорядителю недр – в Управление по недропользованию по республике (Якутнедра) и поставить вопрос о внесении соответствующих изменений в технический проект и календарный план работ.
Какие еще нарушения допускаются недропользователями?
Встречаются и более серьёзные нарушения, которые при определенных обстоятельствах могут повлечь уголовную ответственность.
В случае если недропользователь вышел за пределы границ горного отвода и осуществил там добычу, в зависимости от объемов добычи и стоимости сырья свыше 2 млн. 250 тыс. руб., такая добыча расценивается как пользование недрами в отсутствие лицензии, а лицо, её совершившее, подлежит уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство) с назначением наказания вплоть до ареста на срок до 6 месяцев.
Кроме того, необходимо отметить, что добыча полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов, то есть при наличии у недропользователя лицензии на геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, до постановки запасов полезных ископаемых на баланс осуществлять промышленную эксплуатацию месторождения и добычу полезных ископаемых нельзя.
Все полезные ископаемые, изъятые из недр в ходе геологического изучения в виде проб, должны храниться в опломбированном виде у недропользователя и после окончания стадии геологического изучения могут быть истребованы территориальным фондом геологической информации.
Так, в текущем году в ходе проверки лицензионных дел природоохранной прокуратурой выявлен факт незаконной добычи юридическим лицом золота, в отсутствие лицензии на добычу и его реализации на сумму 26 млн. рублей. По материалам проверки возбуждено и расследуется уголовное дело по ст. 191 УК РФ (незаконный оборот драгоценных металлов), по которой предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
В условиях нашей республики пользование недрами зачастую осуществляется в лесах. Какие нарушения, связанные с использованием лесных участков, встречаются в деятельности недропользователей?
Недропользователями не всегда соблюдаются требования пожарной безопасности в лесах. В этой связи наша работа носит упреждающий характер.
Так, в преддверии пожароопасного сезона недропользователям внесены представления, по которым приняты меры по противопожарному обустройству лесов, обеспечению наличия необходимого противопожарного инвентаря.
За несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах статьей 8.32 КоАП РФ также установлена административная ответственность в виде штрафа в размере до 1 млн. руб.
Необходимо понимать, что в случае уничтожения или повреждения лесных и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности статьей 261 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 10 лет.
Так, в 2020 году имеется случай возгорания лесного массива в Томпонском районе в результате проведения взрывных работ работниками угольного разреза. В настоящее время по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по ч. 2 ст. 261 УК РФ.
Имеются ли какие-то специфические нарушения в зависимости от отраслей добывающей промышленности?
На территории республики крупные месторождения угля сосредоточены в Нерюнгринском районе. В этой связи на постоянном контроле находятся вопросы состояния охраны атмосферного воздуха.
В указанной сфере налажен обмен информацией с органами Роспотребнадзора, которые осуществляют контроль за превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ.
К примеру, по результатам проверки, проведенной с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по республике, нами пресечено непринятие холдингом «Якутуголь» надлежащих мер по предупреждению выбросов в атмосферный воздух, выразившееся в отсутствии санитарно-защитной зоны вокруг угледобывающего комплекса. По внесенному представлению, предприятием организована работа по установлению границ санитарно-защитной зоны.
В нефтедобывающей отрасли зачастую вред наносится почве.
Так, в Мирнинском районе по факту разлива нефти при эксплуатации внутрипромыслового нефтепровода на Иреляхском месторождении по материалам прокурорской проверки возбуждено уголовное дело по ст. 254 УК РФ (порча земли). Причиненный почве ущерб в размере 22 млн. рублей возмещен полностью.
Другим актуальным вопросом для недропользователей республики является сбор ископаемых мамонтовой фауны. Какие нарушения наиболее распространены при добыче палеонтологических ископаемых?
Несмотря на прямой запрет законодательства на использование технических средств, нередки случая использования высоконапорных мотопомп с целью размытия берегов водного объекта для облегчения извлечения ископаемых мамонтовой фауны. Вместе с тем, согласно ст. 11 Водного кодекса РФ пользование водными объектами осуществляется на основании договоров водопользования, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В указанной связи использование высоконапорных мотопомп с целью размыва берегов водного объекта образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, то есть самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий и влечет наложение административного штрафа до 100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя сроком до 90 суток.
В случае если безлицензионным сбором нанесён ущерб в размере 2 млн. 250 тыс. руб. и более, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса РФ (незаконное предпринимательство).
В случае если бивни мамонта или иные ископаемые были собраны незаконно, они изымаются в пользу государства.
Так, например, по заявлениям Якутской природоохранной прокуратуры свыше 170 кг ископаемой мамонтовой кости признано судом собственностью государства и передано на хранение в музеи мамонта республики.