какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

Из-за многочисленных доработок до сегодняшнего дня дошло несколько вариантов исторического памятника. Один из них, Парижская рукопись, считается наиболее близким к Салической правде.

История создания

С древнейших времен в германских племенах строго соблюдались правовые нормы и обычаи. Их хранили в памяти старейшины. Германцы крайне консервативно относились к своим законам и не допускали их радикальных изменений.

Но в III—IV столетиях нашей эры произошла миграция племен на территорию распадающейся Римской империи. В этих обстоятельствах было сложно сохранить устные нормы и обычаи. Кроме того, право переселенцев могло подвергнуться влиянию римских законов, что было неприемлемо для германцев.

Правители вновь созданных королевств стремились зафиксировать племенные обычаи в письменном виде. Так возникли первые виды «варварских» правд:

какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

Салическая правда считается наиболее древним и типичным памятником обычного права франко-германских народов. Она была составлена в IV веке во время правления знаменитого короля франков Хлодвига, происходившего из династии Меровингов.

Документ был создан на основе обычаев салических франков и дополнен нормами из королевских актов и указов.

Его местом и временем действия считаются древние поселения на территории современной Бельгии, а также завоеванная Хлодвигом территория современной Франции до Луары.

Точно неизвестно, кто был составителем документа. В прологе говорится, что это были четыре выборных мужа:

какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

Эти сведения носят эпический характер, имена персонажей явно мифологические. Скорее всего, они происходят от названий местности: Сальхаме, Бодохаме, Видохаме с прибавлением окончания gast — «муж», «человек». В источнике также можно читать, что представители франкской верхушки три раза собирались на заседания, обсуждали и записывали все поводы к тяжбам и решения по ним. В дальнейшем документ был дополнен и исправлен королями Хлодвигом, Хильдебертом и Хлотарем.

Общая характеристика

Салическая правда написана на вульгарной латыни. Бо́льшая часть ее текста содержит описания штрафов за различные правонарушения. Также в ней приведены процессуальные процедуры и правила, которые производят регулирование семейных, вещных, обязательственных и наследственных отношений.

Исторический памятник носит казуистический характер, в нем отсутствуют общие абстрактные понятия. Многие нормы, содержащиеся в тексте, были введены в связи с развитием процесса права собственности на землю. Анализ этого документа дает понятие об общественном строе франков IV века.

какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

Во время правления Меровингов основной документ был дополнен рядом законов и распоряжений. В начале IX века при Карле Великом он был переработан и стал основанием для законодательных реформ.

Литературный памятник не только освещает архаичные обычаи франко-германских племен. В нем также содержатся положения переходного характера. Они кратко отражают социальные, экономические и правовые нормы общества, столкнувшегося с распадающейся античной цивилизацией и создавшего новый строй на территории Западной Европы.

Структура Салической правды следующая: первые 65 титулов (глав) относятся к древнейшим текстам. Последующие, нумерация которых начинается с 66, — более поздние добавления. Они написаны в форме 6 капитуляриев королей Меровингов.

Германо-франкское общество

По древнему законодательству члены общества разделялись на свободных, полусвободных (литов) и несвободных (рабов). Бо́льшая часть населения состояла из свободных земледельцев, ведущих общинное хозяйство. Значительную группу представляли воины. Особое место занимали королевские слуги, состоящие из служилой и родовой знати.

Только свободные люди обладали гражданскими правами и несли обязанности. Рабы были лишены прав и приравнивались к имуществу хозяина. Убийство раба наказывалось так же, как и убийство животного. Если несвободный убивал свободного, это приравнивалось к убийству человека животным. В этом случае хозяин должен заплатить виру и выдать раба родственникам убитого.

какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

Раб не обладал правом голоса на суде, вместо него выступал хозяин. Если несвободный подозревался в краже, он мог быть по разрешению его владельца подвергнут пытке, увечьям или смертной казни. Свободный человек в этом случае обязан был заплатить штраф.

Рабами становились военнопленные, дети рабов, свободные женщины, вышедшие замуж за рабов, или свободные мужчины, женившиеся на рабынях. Человек мог также стать рабом вследствие злостной неявки в суд.

Второе сословие — полусвободные литы или зависимые крестьяне. Они пользовались землей хозяина и выполняли договорные обязательства, а также платили оброк и выполняли барщину.

Литы не имели права покинуть участок земли без согласия хозяина, но, в отличие от рабов, не могли быть проданы и не считались вещами владельца. Они не заключали между собой сделки и брачные союзы, не выступали на суде.

Брачные отношения

Семья у древних германцев строилась на принципе моногамии. Похищение замужней женщины считалось преступлением и каралось высоким штрафом. У германских народов существовала опека над женщиной, которую до вступления брака осуществлял ее отец, а затем муж. При вступлении в брак жениху требовалось получить согласие родственников невесты.

Жениться разрешалось не всем. Препятствием служили уже существующие брачные отношения и объявление лица вне закона. Семейные союзы между литами и свободными, а также свободными и рабами были запрещены. Женщина, вышедшая замуж за зависимого крестьянина, становилась полусвободной, за раба — рабыней. Литы могли вступать в брак друг с другом без ограничений. Крестьянин или раб, похитивший свободную женщину, подлежал смертной казни.

какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

Браки между рабами не считались законными, их в любой момент мог расторгнуть владелец. Сожительство с чужой рабыней или рабом влекло потерю свободы. Дети, рожденные в результате такой связи, становились рабами. Сожительство с собственной рабыней не считалась браком.

Брак между близкими родственниками был строго запрещен и подвергался расторжению. Дети, рожденные в таком союзе, считались нечестивыми и лишались права наследования. Помолвка тоже была препятствием к браку с другим человеком.

Умыкание невесты у чужеземцев считалось законным, но похищение соотечественницы было преступлением. Такой брак мог быть расторгнут.

Преступление и наказание

По Салической правде у древних германцев семья еще не была близкой связью между родителями и детьми. Она представляла собой совокупность кровных родственников, сила и власть которой зависела от количества входящих в нее людей. Ненависть с одним из ее участников становилась делом всего рода. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось нападением на весь род и влекло за собой войну между родственниками нападавшего и жертвы.

какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

В соответствии со статьями семейного права за убийство и месть отвечали обе семьи.

Сородичи совместно выступали перед судом, заверяли присягой высказывания своих родственников и осуществляли их защиту.

Убийство и другие преступления облагались высокими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все члены рода преступника.

Размер штрафа за убийство зависел от национальности, социального положения, пола и возраста убитого:

Когда у убийцы не хватало денег на штраф, он должен был вместе с 12 соплеменниками доказать, что больше не имеет имущества. В этом случае он мог привлечь своих родственников к уплате вергельда. Если у них не хватало денег на штраф, то убийца подлежал казни.

Выход из семьи

Законы подтверждали возможность выйти из состава семьи. Это осуществлялось несколькими путями, к числу которых относились:

какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

Желающий выйти из рода должен был появиться перед судом, сломать над головою три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом он заявлял, что отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. В этом случае он больше не мог пользоваться наследством кого-либо из умерших родных и правом на виру в случае его убийства.

Земельная собственность

Земельные отношения во франкском обществе соответствовали их общественному строю. Часть земли принадлежала королю, также имелись крупные земельные владения могущественных и знатных людей. Бо́льшая часть земли находилась во владении сельских общин.

Во времена Салической правды начался переход от общинного землевладения к общине-марке. Дома и приусадебные участки были индивидуальными владениями, а пахотная земля считалась собственностью общины, но ею по наследству пользовались отдельные семьи.

какое наказание не применялось по салической правде к свободным лицам

Каждая семья имела право огораживать свой участок. После уборки урожая изгороди снимались, и земли превращались в общее пастбище. До снятия ограждений их нарушение приводило к ответственности.

Право на пользование землей передавалось по наследственной мужской линии. При отсутствии у умершего сыновей земельный участок переходил к общине. Во франкском обществе отсутствовало право частной собственности на землю. В тексте памятника ничего не говорится о продаже, дарении, передаче по завещанию.

Король Хильперик, правящий во второй половине IV века, внес значительные изменения в структуру франкского общества. Он издал эдикт, по которому землю умершего при отсутствии сына наследовали его дочь, брат или сестра, но не община. Надел свободных франков превращался в индивидуальную собственность семьи — аллод. Частная собственность на землю привела к разложению общины и имущественной дифференциации в обществе. Появились крупные землевладельцы, возникла феодальная система.

Салическая правда — это один из наиболее распространенных документов раннего средневекового права. Она многократно переписывалась и переиздавалась. Лишь в XIX веке был произведен полный и достоверный анализ этого исторического памятника. В 1913 году его текст был переведен на русский язык.

Источник

Преступления и наказания по Салической правде. Суд и судопроизводство по Салической правде

Преступления и наказания по Салической правде

Наказания как возмещение вреда (композиция)

На самых ранних этапах общественного быта вознаграждение за вред вос­принималось итогом мирового соглашения, мировой сделки между семьей пост­радавшего и семьей обидчика. Размер возмещения устанавливал­ся в зависимости от обстоятельств и по договоренности сопричастных лиц либо через посредников. Но уже ко времени Тацита у германских племен наблюдалось стремление положить спорам о размерах суммы возмещений некий фиксиро­ванный предел и назначить их твердый перечень, среди которого предусмотрены были также отчисления в пользу государства.

В Са­лическом законе возмещение делится на две части:

Помимо выкупа существовала еще реституция (воз­врат или восстановление нарушенного) и возмещение издержек.

У кельтов, живших в Галлии еще до римского вторжения, и у германцев возмещение первоначально исчислялось головами ско­та. Салический закон дополняет это исчисление уже золотой и се­ребряной монетой. Он употребляет в этих целях римскую золотую монету солидус, равнявшийся 40 динарам серебром. Типичное воз­мещение составляло 15 солидов золотом. Почти все другие виды возмещений составлялись путем кратного увеличения или умень­шения этой суммы. Она могла быть 3 солида (стоимость коровы, либо кобылицы зря­чей и здоровой, либо меча без ножен или ястреба неприрученно­го) или 600 солидов, а иногда даже 1800 солидов.

Тариф возмещений может служить косвенной характеристи­кой престижа и защищенности различных социальных слоев или ступеней общественной иерархии:

Обыкновенный вергелъд (от слов «вера» и «гельд» — цена человека по рождении) у франков составлял 200 солидов, а вергельд римлянина уменьшался вдвое. Лишение жизни свободного франка оценивалось штрафом в 200 солидов, убийство скопищем — в 600 солидов и убийство в военном походе — в 1800 солидов. Жизнь раба приравнивалась к стоимости быка или коня и составляла 30 солидов.
Убийство еписко­па оценивалось штрафом в 900 солидов, священника — в 600.

Другие наказания

Телесные наказания вначале применялись для репрессий про­тив непослушных рабов. Затем область их применения расширилась. Например, тот, кто освободит от виселицы еще живого осужден­ного человека, сам должен быть повешен вместо него. За убийство, совершенное вооруженной шайкой, положен вергельд в 600 солидов. Характерно при этом распределение ответственности между соучастниками преступления.

Если жертва получила три раны или больше, то считалось, что в действительности произошло три убийства. Вследствие этого счета из напавшей на человека шайки брали трех человек, каж­дый из которых должен был уплатить стандартный вергельд, за­тем еще трех, которые платят по 90 солидов, и еще трех, пла­тящих по 45 солидов.
Существует множество толкований этой системы подсчета. Согласно шведским законам средневекового периода, в подобных случаях в качестве убийцы преследовался только один человек. Именно ему и присуждался основной стандартный штраф в 40 ма­рок. Однако суд одновременно выбирал для оштрафования еще одного человека из банды, который платил штраф как подававший советы, а также третьего человека из банды как соучастника, дер­жавшего жертву в тот момент, когда ее убивали. По некоторым обобщениям, та же мысль послужила принципом определения на­казания за убийство шайкой в Салическом законе, который небез­основательно увеличивает санкцию за убийство бандой.

Суд и судопроизводство по Салической правде

Основными областями судебного контроля стали:

Отправление правосудия отмечено во времена составления судебника значительной простотой. В каждом кантоне и сотне суд состоял из всех свободных людей, франков. Сотенное собрание (маль) заседало в отведенном месте с каменными скамьями (мальберг). В собрании председательствовал тунгин (начальник, выбранный сотней), однако высшая власть принадлежала графу — сановнику, назначенному королем для уп­равления пагусом (департаментом), в котором объединялись не­сколько сотен.

Те свободные люди, которые находились в собрании для разрешения дел, именовались рахинбургами. Они восседали на каменных скамьях, поставленных квадратом. Решение выносилось большинством голосов. В каждом суде франков заседали еще осо­бо уполномоченные королевские чиновники, именовавшиеся сацебаронами. В их обязанность входил сбор доли из каждого воз­награждения, которое присуждалось судом. Эта доля причиталась королевской налоговой службе и носила название фредум.

Исполнителями судебных решений были низшие служители суда, а также воины и местная полиция (милитэс). Впоследствии, и довольно скоро, эта организация сменилась более централизо­ванной и бюрократизированной. Председательство в суде от тунгина перешло к графу, который отныне обязывался бывать пооче­редно в разных сотнях своего пагуса. Король сделался высшим судьей, а его двор — судилищем для особо важных персон коро­левства. Это преобразование шло параллельно преобразованию роли писаного закона, в частности, его дальнейшим уточнениям, изменениям и исправлениям.

Источник

Государство и право салических франков

Государство и право «варварских» королевств

С конца V в., т.е. уже через несколько десятилетий после разграбления Рима германскими пленами, последние разбрелись по всей Европе и стали создавать новые, но пока еще примитивные государства — «варварские» королевства. Варварами первоначально назывались все те народы, язык и обычаи которых для греков, а затем и римлян были непонятны, но со временем это слово стало синонимом неумеренности, бескультурья, грубости, разрушения и уничтожения.

Оседлый земледельческий образ жизни и появление основных публично-правовых институтов привели к созданию норм строго национального законодательства. Эти нормы в массе своей ничего общего с римским правом не имели и были ничем иным, как простой записью существовавших обычаев. Хотя справедливости ради следует отметить, что отдельные попытки адаптации некоторых норм римских законов предпринимались, но успеха так и не имели. Речь идет, конечно же, о «Бреварии» короля вестготов Алариха II — облегченной компиляции некоторых римских законов, созданной в 506 г. Однако некоторое влияние отдельных элементов римской культуры, основ общественного и государственно-политического устройства в этих нормах все же проявлялось. В большей степени они были посвящены вопросам наказания за преступления в отношении своих соплеменников, в то время как имущественные, брачно-семейные и наследственные отношения регламентировались, как и прежде, устными обычаями.

Эти своды норм уголовного и процессуального права формировались с конца V и до середины XI в. и отражали сложные процессы перехода общества от родового строя к феодальному. В истории они получили название «варварских законов».

К наиболее известным таким законам (или правдам) относятся:

Бургундская Правда (517), Салическая Правда (нач. VI в.), Вестготская Правда (654), Лангобардские законы (VII—VIII вв.), Рипуарская Правда (VI—VIII вв.), Алеманнская Правда (VI—VIII вв.), Баварская Правда (сер. VIII в.), Фризская Правда (нач. IX в.), Саксонская Правда (нач. IX в.), Тюрингская Правда (нач. IX в.), отдельные законы англосаксонских королевств VII—IX вв. (например, законы Альфреда Великого и Эдуарда Исповедника) и многие другие местные судебники.

По своей форме от отмеченных законов отличались капитулярии (от capita — глава). Эти законодательные акты варварских королей в отличие от leges barbarorum были направлены на регламентирование в основном публично-правовых отношений и распространяли свое действие на всю территорию данного государства и на все население, на ней проживающего.

На территориях компактного проживания бывших римских граждан действовали свои правовые источники, представлявшие собой некий суррогат норм обычно-правовых норм и основных положений римского права. Это так называемые «римские законы» (Leges romanae).

С падением в середине IX в. Священной Римской империи начинается второй распад империи, который привел к появлению самостоятельных государств — Франции, Германии, многочисленных государствкняжеств Италии и других суверенных национальных образований.

Общественный и государственный строй Франкского государства

Население Франкского королевства

Сильнейшим государством после распада Западной Римской империи стало государство салических франков. Их заселение территорий римской провинции Галлии началось еще с IV в., а в начале VI в. они уже заняли всю Галлию и подчинили другие германские племена (алеманнов, тюрингов, саксов, баваров, лангобардов и др.).

Основателем государства считается один из франкских вождей по имени Хлодвиг из династии Меровингов (486—751). Население делилось следующим образом:

Постепенно земель становилось больше, и частные земельные владения (аллоды) уже к VII в. заметно увеличивались. С другой стороны, такая тенденция привела к тому, что число безземельных крестьян росло в результате разорений. Возникали новые формы феодальной зависимости: коммендация (свободные общинники в поиске защиты вверяли себя и свою землю для защиты крупному землевладельцу, а взамен работали на него за урожай); прекарий (отдавали свои небольшие участки господину, а взамен получали побольше, но теперь должны были выполнять повинности в пользу хозяина земли). В ходе реформ Карла Мартелла (Молота) после битвы под Пуатье был введен бонифиций (благодеяние), когда воины короля получали земли с крестьянами в пожизненное пользование.

В 847 г. каждому свободному жителю королевства было предписано найти себе сеньора. Так начала оформляться феодальная иерархия крупных землевладельцев: герцог, маркграф (маркиз), граф, вице-граф (виконт), рыцарь (шевалье).

Низшую ступень феодальной лестницы занимали вавассоры, которые являлись вассалами рыцарей. Феоды вавассоров представляли собой незначительные по размерам владения, в рамках которых эти феодалы обладали правом низшей юрисдикции.

Государственный строй

Королевство Меровингов было типичной германской раннефеодальной монархией, с пестрой смесью из позднеримских и варварских государственно-правовых институтов. Так, наряду с городскими округами как административно-территориальными единицами имелись сотни со своими собраниями, возглавляемыми выборными тунгинами, или сотниками, а дела разрешались с участием выборных судебных заседателей (рахинбургов).

С усилением королевской власти в конце VI — начале VII в. древние народные собрания округов («мартовские поля») заменяются деятельностью представителей администрации: графами (судебные, налоговые и военные полномочия) и сацебаронами (рассмотрение судебных дел).

Несмотря на все усилия монархов, настоящего единства в государстве так и не наступало. Положение усугублялось щедрой раздачей королями иммунных грамот своим вассалам, которые в результате оказывались вне сферы юрисдикции государственных чиновников.

Со временем вся полнота государственного управления сосредоточилась в руках управляющего дворцом — мажордома (забота о королевском имуществе и доходах, управление всеми дворцовыми делами, забота о воспитании престолонаследника, председательство на королевском суде во время отсутствия монарха и т.п.). Он стал вторым лицом после короля. Со временем эта должность стала наследственной. При последних Меровингах, прозванных «ленивыми», мажордомы заняли главенствующее положение в королевстве франков.

Одними из самых успешных на пути объединения страны стали Карл Мартелл (688—741), его сын Пипин Геористальский (Короткий), свергнувший последнего «Меровинга» и в 752 г. провозглашенный Римским папой королем, а также сын Пипина — Карл, ставший родоначальником династии Каролингов, известный в истории как Карл Великий (742—814). К 800 г. Карл Великий завоевал огромную территорию, включающую земли западной Германии, северной Испании, северной Италии и многие другие. Так возникла Священная римская империя германской нации.

При Карле Великом укрепление королевской власти продолжилось. Прежде всего была устранена наследственность должности мажордомов. Для удобства управления страну разделили на провинции во главе с графами и маркграфами (несколько провинций). Была также сделана попытка введения единства судебной системы. Верховным судей считался монарх, отправлявший на места своих посланцев с соответствующими полномочиями (миссии). На местах суд осуществляли чиновники (графы, герцоги, епископы), а также выборные лица в общинных судах сотни.

В 843 г. внуки Карла Великого по Верденскому договору разделили империю на части, из которых впоследствии образовались такие государства, как Франция, Германия и Италия.

Основные источники и частноправовые институты франкского права

Источники права

Важнейшим источником права для франков была Салическая Правда. Как и многие другие варварские законы, она являлась записью местных обычаев. Кроме того, издавались многочисленные королевские капитулярии (повеления, распоряжения), иммунные грамоты, по мере потребности составлялись различные формулы (образцы документов, грамот, договоров).

Салическая Правда была создана во времена короля Хлодвига на рубеже V—VI вв., когда шло стремительное разложение родового строя и частнособственнические отношения на землю еще не утвердились. Она стала важным руководством для администраторов и судей, поскольку содержала правовые обычаи, судебные решения, процедурные вопросы.

Основные гражданско-правовые институты

Если на первых этапах развития франкского общества земельная собственность считалась не иначе как общим делом, то усиление королевской власти с его раздачей земель привело в возникновению института частной собственности. Ранее в пределах марки (общины) земля принадлежала индивидуальным хозяевам, но вне общины она передана быть не могла. Пришелец оставался в общине лишь с согласия исключительно всех проживающих лиц, но если без их протеста успевал прожить не менее одного года, то оставался на полных правах.

С появлением аллодов (дарение, покупка, захват ничьей земли), прекариев (плата за услуги) и бенефициев (выполнение повинностей) появляется понятие частного, или условно-частного, владения.

Развитие наследственного права связано с появлением частной собственности, которое привело к становлению института наследования движимого имущества. При этом основное внимание судебник уделял наследованию по закону (первая очередь — дети; вторая — мать, отец, братья и сестры отца и матери, ближайшие родственники с отцовской стороны). Наследование по завещанию только начинает оформляться, поэтому проводилось в виде фиктивной передачи имущества (аффатомия).

В сфере семейного права заключение брака закон предписывал совершать в форме покупки невесты (за приданое), «умыкание» невесты каралось. Запрещались браки между свободными и рабами (приводило к рабскому состоянию), между кровными родственниками. Расторжение брака по инициативе жены было недопустимо, а для мужа это было возможно в случае измены жены.

Сверх того вдова должна была ближайшему родственнику первого мужа (либо в казну) уплатить десятую часть приданого.

Закон закреплял господство мужа над женой, отца над детьми. Жена, как и несовершеннолетние дети, находилась под опекой мужа. Власть отца над детьми была велика, он имел право наказывать своих детей и даже предавать их смерти; дочери без согласия отца не могли вступить в брак. Сыновья становились независимы в 12 лет у салических франков и в 15 лет у рипуартских.

Преступление, наказание и судебный процесс по Салической Правде

Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы занимают самый большой объем в законнике.

В сфере уголовного права преступление понималось как обида, нанесенная потерпевшему, как вред его личности или имуществу, а наказание — как возмещение за эту обиду и вред, а также откуп от существующего еще обычая кровной мести и штраф за нарушение порядка.

Хотя Салическая Правда уже знала умысел и неосторожность, наказывались они одинаково: «Кто неведомо преступает, тот ведомо платит». Известны были институты покушения, смягчающих и отягчающих обстоятельств, были составы ответственности без вины. Подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель. В целом закон защищал прежде всего интересы собственно франкского населения.

Составы закона были крайне казуистичны, поэтому в них отсутствовали обобщения, характеризующие объект посягательства.

Наказывая за преступления против собственности, Салическая Правда закрепляла такие наказания: разбой — смертная казнь, поджог — 62,5 солида, грабеж, если в отношении свободного франка, — 63 солида, галло-римлянина — 35, кража раба или упряжного животного — 30, охотничьей собаки — 15, пастушьей — 3, молочного поросенка — 3, двухгодовалой свиньи — 15 солидов (например: «Если кто украдет годовалое или двухгодовалое животное и будет уличен, присуждается к уплате 600 денарий, что составляет 15 солидов»; «Если кто из свободных украдет вне дома на 2 денарии, присуждается к уплате 600 денариев, что составляет 15 солидов»; «Если раб украдет вне дома на 2 денарии, он возвращает похищенное и возмещает убытки и, кроме того, распростертый на скамье получает 120 ударов плетью»).

Наказуема была не только кража, но и заход на чужую территорию (виллу) после захода солнца. Каралось нарушение пахотной границы без разрешения хозяина, проезд по чужому полю, запашка и посев, а сенокосные угодья охранялись не так строго, нарушитель терял лишь сено. Совершение преступных действий в отношении королевского имущества автоматически увеличивало штраф в 3 раза.

Формирующаяся сословность общества наиболее ярко проявлялась в нормах о преступлениях против личности. Так, в зависимости от сословной иерархии размер штрафа за убийство (вергельд, т.е. цена жизни) существенно различался: жизнь свободного франка — 200 солидов (один вергельд), франка на службе или графа — 600 солидов, епископа — 900 солидов. Наказание зависело также и от пола и возраста потерпевшего. Например, жизнь женщины оценивалась в размере тройного вергельда, как и убийство мальчика до десяти лет, а за убийство беременной женщины требовалось уплатить уже 700 солидов. Если раб или лит убивали свободного человека, то убийца отдавался родственникам убитого в счет половины вергельда, вторую половину платил его хозяин.

Франки были прежде всего воинами, поэтому их телесная целостность была гарантией успешности ратной карьеры. Но, будучи средневековыми воинами, они по определению обладали довольно скверным характером, в котором доминировали похвальба и пренебрежение к чужим успехам. Видимо, учитывая отмеченное и в целях пресечения вечных и яростных склок, закон сурово наказывал за нанесение увечий и оскорбление словом и действием. В нормах перечисляются слова, которые ни в коем случае нельзя было применять во время ссоры (и даже ради шутки) в отношении собеседника: «урод», «заяц», «волк» — штрафы по 3 солида, «лжец» — 15 (таким же штрафом каралось и оскорбление действием). Размер штрафа за телесные повреждения определялся в зависимости от тяжести последствий: за отрубленную руку, ногу, нос, выколотый глаз — 100 солидов; за отрубленный большой палец на руке (ноге) — 50; за второй палец, «который натягивает лук», — 35; за четвертый палец — 9; за всякое пролитие крови — 15 солидов.

Основным наказанием за убийство и телесные повреждения для свободных людей являлся штраф, одна часть которого шла в пользу потерпевшего, а треть — в казну. Смертная казнь для свободных сначала не предусматривалась, как и телесные и членовредительные наказания (плети, отрубание пальцев). Так, при Хлодвиге они применялись только к рабам, однако уже при его сыновьях распространяются на всех, жителей страны.

Судебный процесс носил состязательный характер, который должен был обеспечить судья (вначале тунгин на собрании племени, затем назначенный королем граф). Неявка сторон без уважительной причины наказывалось штрафом; наказывался и отказ от показаний (вне закона, штраф).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *