какое наказание было введено вместо кровной мести русской правдой

Уголовная ответственность в Киевской Руси наступала после нанесения «обиды» и за «разбой». Древнерусскому уголовному праву (что обычно для древности) была свойственна казуальность (стремление предусмотреть все жизненные ситуации).

В Русской Правде упоминаются преступления против личности, против частного имущества, однако нет указаний на государственные и некоторые другие преступления (наверное, ответственность за их совершение устанавливалась другими законодательными актами или по княжескому произволу). Правда Ярослава еще допускала кровную месть за убийство. Ярославичи заменили кровную месть вирой (штрафом за убийство). Остальные штрафы именовались продажей. Вира платилась только за убийство свободных людей. За убийство привилегированных лиц (бояре, огнищане и др.) назначалась двойная вира.

За отсечение руки и, видимо, за убийство женщин назначалось полувирье. За убийство княжеского холопа назначалась продажа в 12 гривен, за убийство холопа (и смерда, хотя многие исследователи считают, что за убийство смерда взималась полная вира) назначалась продажа в 5 гривен.

Устанавливалась продажа за нанесение телесных повреждений (отсечение различных частей тела), за «муку» (не совсем понятно, что это такое, возможно, побои или пытка).

Виры и продажи, по всей вероятности, шли князю (через специальных вирников). Помимо виры выплачивалось «головничество» (денежный выкуп) семье потерпевшего. Также виновный платил лекарю «мзду» за лечение потерпевшего.

Дикая вира платилась вервью (общиной) по принципу круговой поруки, в случаях если след преступника оканчивался в данной деревне, а также если виру не мог заплатить общинник. Судя по всему, преступника, который не мог заплатить виру, ждали поток и разграбление.

Кражи дифференцировались не по размеру, а по виду украденного имущества.

На грани преступления и гражданского правонарушения находились такие действия, как перепахивание межи и уничтожение межевых знаков.

Источник

Тестирование по Древней Руси. 10 класс.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема 1. Древняя Русь. Восточные славяне

1. Какое явление относится к VI II — IX вв.?

а) формирование предпосылок складывания государства у восточных
славян;

б) разделение славян на три ветви — восточных, южных и западных;

в) переход славян к трехпольному земледелию;

г) превращение христианства в господствующую религию у восточных
славян.

Какие народы были соседями восточных славян в IX в.?

а) угро-финны, балты, тюрки; б) китайцы, корейцы, японцы;

в) персы, арабы, армяне; г) кельты, римляне, германцы.

3. Что было основным занятием восточных славян?
а) кочевое скотоводство; б) земледелие;

в) торговля; г) охота и собирательство.

4. Чем осуществлялась торговля на пути «из варяг в греки»?

а) пряностями, сандаловым деревом, кофе;

б) мехами, медом, воском;

в) строительным лесом, пенькой, железом;

г) коврами, икрой, золотом.

5. Какой тип земледелия преобладал у славян в лесной зоне?

а) пашенное земледелие;

б) подсечно-огневое земледелие;

в) поливное земледелие;

г) трехпольная система земледелия.

6. Что такое язычество?

а) особый тип погребения умерших в высоких курганах;

б) вера в единого Бога;

в) вера во множество богов и почитание сил природы;

г) умение говорить на многих языках.

7. Как называлось место совершения религиозных обрядов славянами-язычниками?

а) храм; б) капище; в) городище; г) курган.

8. Какой год считается датой образования Древнерусского государства?

а) 860 г.; б) 862 г.; в) 882 г.; г) 982 г.

9. Какое событие произошло в 862 г.?

а) новгородцы призвали Рюрика на княжение;

б) отряды князей Руси совершили нападение на Константинополь;

в) войско Хазарского кагана потерпело поражение от русских князей;

г) был впервые открыт путь «из варяг в греки».

10. Какие мероприятия относятся к периоду правления княгини Ольги?

а) осада Константинополя, принятие Русью христианства, введение подворной подати;

б) запрещение кровной мести, разорение Древлянской земли, основание
Пскова;

в) установление фиксированного размера дани, посольство в Константинополь;

11. Когда началась усобица между сыновьями князя Владимира I?

а) в 1013 г.; б) в 1015 г.; в) в 1019 г.; г) в 1024 г.

12. С кем вел войны князь Святослав Игоревич?

а) с византийцами, половцами, венграми;

б) с волжскими булгарами, хазарами, византийцами;

в) с хазарами, печенегами, аварами;

г) с поляками, древлянами, гуннами.

13. С именем какого князя связано заключение торгового договора с Византией?

а) Рюрик; б) Олег; в) Святослав; г) Владимир Мономах.

14. В каком году погиб князь Святослав?

а) в 968 г.; б) в 970 г.; в) в 972 г.; г) в 974 г.

15. Что такое полюдье?

а) народное ополчение в Древней Руси;

б) органы местного самоуправления;

в) сбор князем податей с подвластных племен;

г) вид публичного телесного наказания.

16. Какие последствия имело убийство древлянами князя Игоря?

а) прекращение княжеской династии;

б) установление фиксированного размера дани;

в) карательный поход на древлян сына убитого — Святослава;

г) введение подушной подати.

17. К каким последствиям привело принятие Русью христианства?

а) к развитию торговли со странами Западной Европы, в первую очередь с Италией;

б) к попыткам византийского императора силой подчинить себе русские земли;

в) к развитию культуры, образования, укреплению международного положения Руси;

г) к длительной войне с Хазарией.

18. Какая из перечисленных дат относится к событиям борьбы Руси с половцами?

а) 1036 г.; б) 1043 г.; в) 1068 г.; г) 1097 г.

19. Какое наказание было введено вместо права кровной мести в «Правде Ярославичей»?

а) выплата штрафа; б) тюремное заключение;

в) смертная казнь; г) публичное бичевание.

г) посольство к римскому папе, поход на Балканы, строительство Софийского собора

а) половцы, печенеги, торки; б) венгры, поляки, хазары; в) хазары, варяги, волжские булгары; г) византийцы, авары, касоги.

21. Какое решение было принято на Любечском съезде князей в 1097 г.?

а) начать новый поход в степи против печенегов;

б) прекратить княжеские усобицы и закрепить за каждым из князей его
владения;

в) избрать на киевский престол Владимира Мономаха;

г) утвердить окончательный текст «Русской правды»

22. Какие города были самыми крупными в X—XII вв.?

а) Киев, Новгород, Смоленск; б) Москва, Тверь, Новгород;

в) Киев, Псков, Нижний Новгород; г) Муром, Чернигов, Рязань.

23. За что Святополк Окаянный получил свое прозвище?

а) за отказ подчиняться отцу — князю Владимиру I;

б) за массовые убийства киевлян во время его правления;

в) за то, что использовал в борьбе за престол иноземцев — половцев;

г) за убийство братьев — Бориса и Глеба.

24. Какие термины связаны с понятием «вотчина»?

а) игумен, монах, иконописец;

б) посад, слобода, полюдье;

в) вервь, плинфа, холоп;

г) боярин, огнищанин, закуп.

25. Когда произошло восстание в Киеве, закончившееся приглашением на Киевский престол Владимира Мономаха?

а) в 1111 г.; б) в 1112 г.; в) в 1113 г.; г) в1125 г.

26. Какое событие произошло в 1054 г.?

а) началось строительство Софийского собора в Новгороде;

б) состоялся Долобский съезд русских князей;

в) началось правление Ярослава Мудрого в Киеве;

г) умер Ярослав Мудрый.

27. Чем прославился митрополит Илларион?

а) им написано «Слово о законе и благодати»;

б) он был автором «Слова о полку Игореве»;

в) по его проекту сооружен Софийский собор в Новгороде;

г) он был автором «Жития Бориса и Глеба».

28. Какие понятия относятся к древнерусской культуре?

а) вира, закупы, отроки; б) закомары, апсида, смальта;

в) струги, бортничество, гости; г) вотчина, иерархия, десятина.

29. К какому жанру литературы относится «Повесть временных лет»?

а) агиография; б) летопись; в) поучение; г) героическая повесть.

29. Какой термин относится к древнерусскому ювелирному искусству?

30. а) фреска; б) инициал; в) перегородчатая эмаль; г) пилястра.

Установите соответствие между понятиями и определениями.

а) собрание свободного городского населения в Древней Руси;

б) участок земли, отмеренный веревкой общине. Так называли и саму крестьянскую общину;

в) налог, пошлина, взимался за провоз товара, прогон скота, так и с человека при проезде через заставы у городов и крупных селений

г) собрание смердов и холопов, возникшее из племенных собраний славян;

д) штраф, судебная пошлина, шедшая в княжескую казну

4.Прочитайте отрывок из летописи и напишите дату описываемого события.

«Сказали варягам чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Придите княжить и владеть нами». И избирались (среди варягов) трое братьев со своими родами и пришли к славянам, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой — Синеус — на Бе-лоозере, третий Трувор — в Изборске».

5. Прочитайте отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и впишите в текст имя князя, павшего жертвой убийцы.
«Близ сего города (Смоленска) настиг его посланный от Ярослава, Князя Новогородского, с уведомлением о смерти Владимировой и гнусном коварстве Святополка; но в то самое время, когда ; чувствительный, набожный. оплакивал отца и любимого брата, в усердных молитвах поверяя Небу горесть свою, явились вооруженные убийцы и
схватили его ладию. Дружина Муромская оробела: Горясер, начальник злодеев, велел умертвить Князя, и собственный повар. именем Торчин, желая угодить Святополку, зарезал своего несчастного Государя»

1. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» и впишите пропущенное в тексте имя князя.

«Некоторые же, не зная, говорят, что был перевозчиком; был-де, тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На перевоз на Киев». Если бы был перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а этот княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. »

2. Установите соответствие между славянскими богами, природными стихиями и занятиями людей.

Мокошь; а) гром и молнии;

Велес; б) плодородие, женское начало природы;

3. Прочтите отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина и определите, о каких завоевателях идет в нем речь.

Прочитайте отрывки из произведений отечественных историков и напишите, о каком событии в древнерусской истории идет речь.

Из сочинения Н. М. Карамзина:

Источник

Система наказаний преступников по «Русской Правде»

какое наказание было введено вместо кровной мести русской правдой

Относительно системы наказаний, которая существовала в своде русского законотворчества «Русская правда», стоит выделить четыре меры ответственности: «поток и разграбление», денежная, продажа (также денежное наказание), а также определенные обязательства из причинения вреда.

Касаясь вопроса наказаний невозможно не вспомнить про смертную казнь. Стоит сказать, что смертная казнь является явлением закономерным и встречается фактически у всех народов средневекового общества. Происхождение смертной казни обычно относят к языческому обычаю кровной мести. Трактовки о смертной казни в Русской правде не встречается, но это совершенно не значит, что её не было в действительности. В подтверждение своих слов, можно привести судьбу киевлян, уготованную им Мстиславом, а также, например, ослепление князя Василька Теребовльского. Среди мнений, которые высказываются о причине отсутствия смертной казни в памятнике древнерусского права, пожалуй, самым убедительным звучит мысль о том, что решение о смертной казни принимал сам князь. А поскольку князь считается «посланником Божьим» и представляет сам собой, своей личностью, закон, то, смертная казнь правомерна только с его соизволения и никакая Русская правда не способна его остановить.

какое наказание было введено вместо кровной мести русской правдой

Главная особенность системы наказаний в Русской Правде состоит в том, что основной целью наказания является возмещение ущерба – материального или морального. Законотворческий свод не заботится ни о предупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Русская правда имеет в виду лишь непосредственные материальные последствия преступления и карает за них преступника материальным же, имущественным убытком. Закон как будто говорит преступнику: бей, воруй, сколько хочешь, только за всё плати исправно. Далее этого не простирался взгляд первобытного права, лежащего в основе Русской Правды.

Постараемся разобраться более подробно.

1. «Поток и разграбление» как наказание в «Русской правде». Пожалуй, этот вид наказания можно назвать самым древнейшим в истории нашего народа. Текст Русской правды в полной мере не раскрывает нам сущность данного вида наказания. Однако, существует мнение, что «поток и разграбление» представляют собой лишение покровительства законов, мира, объявлением вне закона, где виновник обычно выдавался властям, а его имущество разграблялось членами общины. На мой взгляд, данное мнение достаточно убедительно. Однако, встречаются различные трактовки, касающиеся истинной сущности наказания «потока и разграбления». Данный вопрос до сих пор можно полагать дискуссионным.

Поток и разграбление рассматривался в качестве наказания для следующих преступлений: ст. 7 – убийство во время разбоя; ст. 35 – кража коня; ст. 83 – поджог двора. Кроме самого преступника, из Русской правды видно, что наказания подвергались также его родственники – жена и дети. Виновные (преступник и его семья) передавались в холопство к князю, а также подвергались всем ссылкам и лишениям, которым подвергался казнь, формируя тем самым поток. Подытожив сказанное, уместно будет сказать, что никаких индивидуальных свобод, прав, обязательств и выбора не существовала. Это была некоторая форма коллективной ответственности, где коллективом выступала родня. Однако тут можно отметить, что, возможно, это делалось из прав нравственности, за которым следила духовная юрисдикция, поскольку подобной коллективной ответственностью оставались нерушимыми узы брака и семьи.

какое наказание было введено вместо кровной мести русской правдой

2. Денежная мера наказания. Данная мера наказания считалась основной во времена функционирования Русской правда. Основная мера – выкуп. Выкупом стоит считать штрафы, в преимуществе своем денежный, как в пользу пострадавшего, так и в пользу князя.

В Русской правде Пространной редакции мы можем видеть следующие денежные взыскания от преступника: вира, головничество, продажа и урок. Денежная фигура, как «вира» носит за собой дискуссионный характер, поскольку одни учены связывают происхождение названия с германцами, другие же данное положение вещей отрицают. Под денежной «вирой» различные ученые понимают как плату князю, как вознаграждение частного характера, третьи полагают, что вира – это вознаграждение, уготованное мстителям, которое выдается последним, поскольку они лишены права кровной мести. Вира по праву считается вторым наказание в Русской правде по мере своей тяжести. Свое применение она находила в статьях об убийстве свободного человека (за убийство холопа вира не взималась). Сумма виры зависела от социального статуса убиенного.

За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры».

Стоит ещё раз отметить, что после принятия христианства и отмены принципа кровной мести, Русская правда носит фискальный характер, где можно увидеть множественное количество выгоды у жертв преступления.

Продажей в Русской правде следует понимать денежный штраф за любое преступление. Наивысшей денежной продажей являлась продаже за таскание за бороду и усы. Связано это с тем, что борода и усы ассоциировались в русском обществе как признак мужества. Далее можно назвать по денежному «гнету» преступника продажу за убийство, побои, оскорбление в суде и пр. Также, виновный, который уплачивал продажу князю, должен был платить продажу и потерпевшим.

Под головничеством (термин, как полагают ученые, традиционно славянский и вопрос о этимологии слова не ставится на «повестку дня») в Русской правде стоит понимать денежное вознаграждение в пользу родственников. В 5 статье Русской правды Пространной редакции преступник должен либо уплатить 40 гривен, либо платит вервь. Сумма, которую при выборе должен отдать преступник, и названа головничеством. При уплате головничества, Русская правда игнорирует степень виновности самого преступника.

Урок – денежное вознагражденное в пользу потерпевшего за обиду (вполне можно соотнести к пункту «плата за обиду» или же «обязательства из причинения вреда»). Он выплачивался в том случае, если преступление носило имущественный характер или же физический вред, и был равен цене вещи, которая пострадала в ходе совершения преступления. Термин урок встречается нам в 84 статье Русской правды Пространной редакции, где заранее запланированное уничтожение собственности влекло за собой уплату и вознаграждение пострадавшего лица. Стоит заметить, что сумма урока в Русской правде не указывалось, однако можно предположить, что, например, размеры той же продажи, не говоря уже о вире, были значительным образом выше как урока, так и того же головничества. Также стоит сказать, что преступник должен был вернуть украденное имущество, вне зависимости от того, чем оно являлось – животным, недвижимой вещью или же холопом.

Урок является обязательством из причинения вреда, но ради справедливости стоит сказать, что не во всех случаях в Русской правде о речь идет об уплате. Например, убийство раба или холопа: как именно складывается взыскание по факту данного совершенного преступления? Русская правда не указывает на это, что является, на мой взгляд, большим упущением. Но если вспомнить, что раб или холоп по своему правовому статус был не больше, чем просто вещь (а порой иногда и меньше), то холоп имел свою определенную стоимость, которая зависела от точки зрения господина, видящего пользу в том или ином холопе в своем хозяйстве.

какое наказание было введено вместо кровной мести русской правдой

3. Продажа. Это денежная сумма штрафа, размер которого выплачивался в зависимости от принесенного материального вреда. Величина продажи остается неизменной – это 12 гривен, 3 гривны 30 кун, 3 гривны и 60 кун. Круг преступлений, на который распространялась продажа, выглядит следующим образом:

— уплата в размере 3 гривны 30 кун назначалась за такие преступления, как отсечение пальца, побои и синяки, рана мечом, кража пчел и пр.

Стоит отметить, что продажа рабами и холопами не уплачивалась, об этом не существует упоминаний в Русской правде. из этого следует, что продажа, словно вира, выплачивалась только со свободного населения, где люди, имеющие своих холопов должны были отвечать за их действия и нести материальные траты в виде продажи.

Продажа представляет собой аналог виры – денежный штраф, который уплачивался князю за всевозможные неправоправные действия со стороны преступника. Вне компетенции продажи оставалось убийство, поджог и конокрадство, т.е. наиболее тяжелые деяния по мере Русской правды.

4. Обязательства из причинения вреда. Данная группа представляет собой последствия, которые осуществлялись в интересах потерпевшего в зависимости от того или иного преступления, учиненного в его сторону. Данный вид наказания сложился по той причине, что ущерб от преступления нарушает интересы не только государства и власти, но и частных, конкретных, отдельных лиц. Ущерб может быть как моральным, так и материальным. В особенности там, где ущерб носит материальный характер, требуется возмещение того или иного имущественного вреда в пользу потерпевшего. Говоря современным языком, можно вспомнить случаи, когда за правонарушение преступник не только сажается в тюрьму, но и обязуется выплатить определенную сумму пострадавшему лицу.

В Русской правде обязательства, которые предусматривались в зависимости от причинения вреда, можно найти в тех статьях, которые, в первую очередь, определяют сумму взыскания с преступника. Здесь выделяются две стороны конфликта: управомоченная и обязанная.

Кроме денежных обязательств, в Русской правде существуют также обязательства договорного и внедоговорного характера. Обязательства же на Руси согласно Русской правде возникали из правонарушений и договоров.

Вред же, который причинялся лицами, удрученных в своих правах и социальном статусе (холопы, рабыни), не навлекал уголовную ответственность именно на них, но вред выплачивался полностью их господином. Именно поэтому, вполне вероятно, отношения между холопами и господинами несли тяжелый характер, поскольку главный в этих отношениях предпочитал суровую меру воспитания, где были бы в большей степени исключены правонарушения, чтобы не было лишних сумм за уплату проступков нерадивого раба.

какое наказание было введено вместо кровной мести русской правдой

Характерной особенностью «платы за обиду» или обязательств из причинения вреда можно назвать то, что их функция носит за собой частный характер. То есть, переводя на современный юридический язык, обязанность выплаты и вознаграждения подходит под чистые гражданско-правовые отношения между потерпевшим и обвиняемым.

Подытожив сказанное, можно сказать, что причинами возникновения большинства «плат за обиду» или обязательств из причинения вреда служат те или иные неправомерные действия с целью причинения вреда, в ответ на которые потерпевшая сторона желала получить возмещение морального или материального вреда. В Русской правде носят названия головничество и урок, где первый выплачивается за убийство, а второй – за причинение имущественного вреда.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

АНАЛИЗ СТАТЬИ 1 РУССКОЙ ПРАВДЫ (в краткой редакции), КАК САМОЙ ДРЕВНЕЙ И АРХАИЧНОЙ ПРАВОВОЙ НОРМЫ РОССИИ.

В Новгородской первой летописи мл. извода под 1016 г. помещен рассказ о борьбе Ярослава Мудрого со Святополком, после победы над которым при Любече, Ярослав садится княжить в Киеве, а помогавших ему в борьбе новгородцев награждает деньгами и дарует им грамоту. Затем в летописи приводится текст Краткой Правды. При составлении Русской Правды (Краткой и Пространной редакций) использовались н ормы «Закона русского» (вероятно устного традиционного права), как более раннего источника права на Руси.

Оубьеть моужь моужа, то мьстить братоу брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братоучадоу, любо сестриноу сынови; аще не боудеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще боудеть роусинъ, любо гридинъ, любо коупчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои боудеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

Перевод: «Убьет муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или братучаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривень за голову.

Основой традиционных обществ являлся общественный уклад который характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока ), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Преобладает аграрный уклад экономики, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли.

Только в статье 1 Русской Правды возможно наказание в виде смерти как месть, в других статьях о ней никогда не упоминается. Это вероятнее всего связано, прежде с тем, как влияла на право христианская церковь, выступавшая против смертной казни. О телесных наказаниях и о лишении свободы также ничего не говорится.

Можно было бы соотнести 1 статью Русской Правды с другими источниками права Руси, например, по договору с Византией 911 года каждый мог безнаказанно умертвить убийцу на месте преступления. Договор с Византией 945 года даёт право жизни убийцы родственникам убитого, независимо от степени родства, но степень использования данных источников в повседневности не изучен в полной мере.

Несомненно, древний обычай кровной мести не устраивал ни князя, заинтересованного в ослаблении общинных судов, мешавших централизации власти, ни христианской церкви с её новыми нормами морали и нравственности, но, будучи очень широко распространён, он не мог быть ликвидирован сразу. Поэтому можно предположить, что князь даёт свою санкцию на кровную месть, закрепляя это положение в статье 1 Правды Ярослава. Таким образом, кровная месть в Русской Правде носит ярко выраженный переходный характер от непосредственной расправы рода к наказанию, налагаемому и исполняемому государством. Но следует заметить, что кровная месть применяется только в случае убийства свободного человека свободным человеком. И лишь после смерти Ярослава Мудрого, «СНОВА СОБРАВШИСЬ, СЫНОВЬЯ ЕГО ИЗЯСЛАВ, СВЯТОСЛАВ, ВСЕВОЛОД И МУЖИ ИХ КОСНЯЧКО, ПЕРЕНЕГ, НИКИФОР ОТМЕНИЛИ КРОВНУЮ МЕСТЬ ЗА УБИЙСТВО, А ПОСТАНОВИЛИ ВЫКУПАТЬСЯ ДЕНЬГАМИ».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *