какое мясо не едят буддисты
Буддисты — вегетарианцы или нет? Как питаются монахи разных школ
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Многих интересует вопрос о пищевых предпочтениях в буддизме. Сегодня мы постараемся разобраться: все ли буддисты — вегетарианцы или нет?
Что сказал об этом Будда
Так как основоположником данного учения является Будда Шакьямуни, обратимся сначала к древним источникам, которые зафиксировали его высказывания на тему вегетарианства. Она поднималась по разным поводам неоднократно, и почитать про это можно в:
Монахи до начала строительства монастырей вели странствующий образ жизни и питались людскими подаяниями. Они принимали с благодарностью любую еду, которую им жертвовали оседлые жители.
Будда не считал возможным указывать мирянам, чем им питаться, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который назывался Виная-питака.
Однако и в нём не предписывалось питаться без мяса, так как буддизм рекомендует следовать срединным путём и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие – питаться мясом и не причинить зла животному, Шакьямуни советовал монахам не включать в рацион блюда из мяса в трёх случаях:
Однажды один из послушников по имени Дэвадатта, предложил установить вегетарианство в монашеском сообществе, на что Будда ответил, что каждый свободен сделать свой выбор, и принуждать к этому не нужно.
Учитель образно пояснил, что в действительности человека делает нечистым то, что выходит изо рта, а не то, что туда кладут.
Будда говорил лишь о том, что адепты Дхармы не должны осознанно убивать живых существ, служить причиной их смерти или подталкивать других к совершению убийства.
Чтобы сохранить чувство собственного достоинства и в целях безопасности членам монашеского сообщества запрещалось есть плоть десяти видов:
Это также косвенно указывает, что на поедание мясных блюд не было строгого запрета — раз это мясо запрещено, значит, другое – можно.
Также правила ограничивали монахов и в земледельческих работах, так как, вскапывая землю, можно было нанести вред насекомым и мелким животным.
Растения в полной мере относятся к живым существам. Монахам нельзя было вырывать растительность с корнем или заставлять кого-то так поступать, или есть фрукт с косточками.
Будда рекомендовал послушникам в монастырях даже фильтровать воду, чтобы не уничтожать имеющиеся в ней микроорганизмы.
Вегетарианство и различные направления буддизма
Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.
В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику:
Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга.
С документальной точки зрения в тхераваде убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы. Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.
Если не жаждать мяса и не привязываться к его употреблению, но съедать его по показаниям, чтобы быть здоровым, и живое существо не было убито специально для монашеского обеда, то, по нравственным понятиям тхеравады, это не возбраняется.
Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.
В ваджраянских школах, в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно не является непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?
Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.
Правитель Трисонг Децен
Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма, Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.
В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.
Современные реалии
Со времён Будды многое изменилось в нашей жизни. Условия жизни животных, содержащихся в клетках для дальнейшего забоя, очень жестоки. В буддийской практике принято проявлять доброжелательность ко всем живым существам, эгоистически не привязываясь к ним.
Особо сострадательные будддисты просто отказываются от мясной пищи, проявляя милость к невинным животным. Некоторые даже становятся веганами, то есть, исключают из рациона:
Истинные буддисты отказываются от приобретения определённых продуктов или вещей, производство которых замешано на страдании животных или людском горе, вследствие жесточайшей эксплуатации труда человека.
Однако современный буддийский лидер, Далай-лама XIV не является вегетарианцем. Он потребляет мясопродукты раз в семь дней по совету своего доктора, для поддержания здоровья.
Далай Лама XIV
Другим последователям веры он даёт такой совет: нужно очень постараться, чтобы не принимать мясную пищу, но когда это почему-либо не получается, нужно просто есть её понемножку.
Ещё в шестнадцатилетнем возрасте, на официальном приёме, посвящённом его назначению на этот пост, где подали множество деликатесов из мяса, Далай-лама твёрдо решил убрать их из списка угощений на официальных мероприятиях.
Такое правило соблюдается и во время проведения буддийских учебных мероприятий. Далай-лама просит владельцев окрестных заведений общепита не включать мясные блюда в меню на это время, чтобы избежать массового убийства животных и наживы на их смерти.
Ещё одним буддийским способом уменьшить негативные последствия от поедания мяса является произнести перед едой сочувственную мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» или «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ШРИ», подуть на блюдо и пожелать существу лучшего перерождения в следующей жизни.
Если не истекло семь недель между забоем и трапезой, то связь между сознанием и плотью ещё не утеряна, и это может помочь.
Заключение
Люди принимают пищу, чтобы продолжать жить. Энергия, вырабатывающаяся в результате приёма пищи, позволяет человеку быть здоровым, трудиться, выполнять свои обязанности по отношению к ближнему.
Но многие люди с хорошим материальным уровнем едят для получения наслаждения. Тяга к мясной, да и любой другой пище или участие в убийстве для удовлетворения своих гурманских пристрастий считается неверной с буддийской точки зрения.
Правильным будет знать в еде меру, не жадничать, есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания здоровья. Грех алчности в еде гораздо тяжелее греха мясоедства.
Друзья, всего доброго!
Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!
И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Питание в буддизме
В каждой религии питание — это неотъемлемая часть духовной практики. Относительно него существуют разного рода предписания, запреты, рекомендации и так далее. Предписания касаются как пищи, рекомендуемой к употреблению, так и самого процесса принятия пищи. В отличие от большинства религий, буддизм не является догматичным, поэтому питание каждого буддиста — это большей частью его собственный выбор. Буддизм вообще достаточно толерантная религия, поэтому каких-то чётких правил в ней не существует.
Будда, уходя из этого мира, оставил своим ученикам последнее наставление — никому не верить (в том числе ему) и всё проверять на личном опыте. А также «быть самому себе светильником», то есть не возводить в культ каких-либо учителей или писания. Кстати, авторитетность ведических писаний Будда и вовсе отрицал. По каким причинам — вопрос сложный, и существует множество версий. Но это ещё раз говорит о том, что Будда не был сторонником каких-то догм, ритуалов и «мёртвых» знаний. То есть все знания должны быть проверены на личном опыте. Тогда они становятся ценными. В вопросе питания это тоже актуально.
Вопрос питания, как и многие другие вопросы в буддизме, рассматривается лишь с точки зрения рекомендаций, но ни в коем случае не в виде заповедей или запретов. Для буддистов-мирян действуют пять заповедей, которым рекомендуется следовать всем последователям Учения. Это нужно не потому, что Будда или ещё кто-то так сказал, а потому, что эти заповеди позволяют жить в гармонии с собой и окружающим миром, а самое главное не накапливать негативной кармы, которая может очень пагубно сказаться на продвижении в духовной практике.
Итак, пять заповедей в буддизме следующие:
В контексте вопросов питания последователей Учения Будды нас интересуют такие пункты, как первый и последний. Именно исходя из этих рекомендаций можно сделать вывод о том, что употреблять и от чего воздерживаться буддистам.
Что едят буддисты
Итак, буддистам-мирянам рекомендуется воздерживаться от причинения вреда живым существам и употребления опьяняющих веществ. Что подразумевать под данными концепциями, каждый для себя решает сам. Для кого-то отказ от причинения вреда живым существам — это отказ от охоты, рыбалки и эксплуатации животных в цирке. Кто-то понимает это ограничение более серьёзно и отказывается от мясной пищи. А если поинтересоваться, в каких жестоких условиях сегодня эксплуатируют коров, то и употребление молочных продуктов можно рассматривать как причинение вреда живым существам и нарушение принципа отказа от насилия.
Еда в буддизме никак строго не регламентируется, и питание — это личное дело каждого человека в силу его уровня развития, взгляда на мир и принципов взаимодействия с этим миром. Пищевые запреты в буддизме как таковые отсутствуют. Что касается наставлений самого Будды относительно питания, то однозначного мнения также нет. Некоторые последователи Учения считают, что Будда категорически осуждал мясоедение и считал несовместимым развитие в себе сострадания и поедание мяса. Другие последователи Учения, напротив, придерживаются мнения, что Будда никаких конкретных наставлений относительно мяса не давал и оставил этот вопрос на личное усмотрение каждого. Есть также мнение, что Будда предупреждал своих учеников, что в будущем придут лжеучителя, которые будут говорить, что он якобы оправдывал мясоедение, но на самом деле употребление мяса он считал недопустимым.
Поэтому говорить о каких-либо ограничениях в буддизме относительно питания сложно, поскольку разные школы буддизма могут придерживаться разных версий. К примеру, есть последователи Учения, которые считают мясоедение вполне допустимым, и даже более того, утверждают, что это — форма служения живым существам, так как, поедая животных, а потом совершая различные религиозные обряды, ритуалы и практики, буддисты позволяют животным достойно перевоплотиться. Довольно странная позиция, однако, нельзя сказать, что эти люди совсем неправы. Если практикующий буддист ест мясо, то по закону кармы убитое животное должно в одной из будущих жизней родиться человеком и тоже начать практиковать. Но сторонники данной концепции упускают один незначительный момент: куда потом перевоплотится тот практикующий, который съел мясо животного? Правильно: он поменяется с этим животным местами. Об этом сторонники данной концепции предпочитают не думать.
Питание в буддизме
Как уже написано выше, питание в буддизме практически никак не регламентируется. Особенно что касается буддистов-мирян. Разумеется, сложно представить, как можно взращивать в себе «бодхичитту» и «метту» и при этом употреблять мясо. Разве что полностью абстрагируясь от того факта, что мясо — это мертвая плоть и результат страданий живых существ.
Что касается частоты приёма пищи, то есть мнение, что в монашеской общине Будды практиковалось двухразовое питание. Также есть такая поговорка: «Святой человек питается один раз в день, мирянин — два раза в день, а животное — три раза в день». Показательно, что современная медицина продвигает четырёх- и даже пятиразовое питание. Комментарии тут излишни: современное общество ориентирует нас на постоянную зацикленность на еде, частые, обильные приёмы пищи, перекусы и так далее.
Стоит помнить, что Будда проповедовал так называемый Срединный Путь — отказ как от роскоши, так и от крайнего аскетизма — и однажды даже высказал замечание в адрес своего ученика, который решил наложить на себя дополнительную аскезу и питаться один раз в сутки. Поэтому Будда в вопросах питания завещал придерживаться золотой середины: питаться без излишеств, но и не истязать себя чрезмерно практиками голодания и малоедения.
Питание буддийских монахов
Питание буддийских монахов в основном состоит из злаков, овощей и молока, приготовленных в различных сочетаниях.
Что касается мяса, то часть монастырей придерживается концепции, что Будда запрещал есть мясо, только когда животное было специально убито в пищу монаху (монах это видел, знает об этом или может это предположить). Во всех остальных случаях брать подаяние в виде мясной пищи не возбраняется.
Таким образом, особенности питания в буддизме могут различаться в зависимости от школы или «колесницы» Учения. Так, тибетский буддизм более лоялен к питанию и не так категоричен в вопросах употребления мяса. Что касается индийского буддизма, то там, в силу территориальных и культурных особенностей, к употреблению мяса относятся большей частью негативно. Буддийское питание в основном составляется таким образом, чтобы не препятствовать успешной духовной практике, а для этого необходимо исключить в первую очередь опьяняющие вещества и стимулирующие психику и тело продукты, такие как лук, чеснок, кофе, чай, сахар, соль, специи и так далее. Кухня буддизма представлена простой пищей, которая не требует больших затрат финансов и времени для приготовления, но вместе с тем удовлетворяет потребности организма. Одним словом, всё согласно заветам Будды: Срединный путь актуален даже в вопросах питания.
wladislavk
wladislavk
И меня, и многих других открытых буддистов часто спрашивают при походе в гости или в кафе, едим ли мы мясо. Причины вполне ясны: ведь буддизм же из Индии, а индусы, особенно религиозные, обычно вегетарианцы. Кроме того, многие не могут отличить буддизм от джайнизма и кришнаизма, а самые образованные вспомнят, что и в Китае монахи не едят мясо. Так или иначе, идея того, что все или по крайней мере многие буддисты увлекаются вегетарианством, у нас и на Западе вполне распространена. Более того, некоторые западные учёные и исследователи Канона, в том числе буддийские монахи, сами являясь вегетарианцами, приписывают вегетарианство по крайней мере самому Будде и его первым ученикам, которые стали такими же просветлёнными, как и он сам. Сейчас мы попробуем выяснить, как на самом деле классический буддизм относится к мясоедству.
Диспут про «сукара-маддаву»
Рано утром оделся Блаженный и, взяв чашу, отправился с монахами в жилище кузнеца Чунды. Придя туда, он сел на приготовленное для него место. И присевши, он обратился к кузнецу Чунде и сказал: «Ты приготовил сукара-маддаву – мне поднеси его, Чунда, а сладким рисом и печеньем угости монахов». – «Да будет так, Господин», – отвечал Чунда Блаженному. И поднес сукара-маддаву Блаженному, а сладкий рис и печенье монахам.
Так Канон описывает последнюю трапезу Будды. По одной из версий, именно отравление сукара-маддавой и стало причиной смерти. Мы специально приводим это слово без перевода, так как перевод оказался одной из самых сложных проблем, над которой буддисты ломают копья уже очень давно – настолько давно, что в образованных кругах считается дурным тоном даже как-то высказываться по этому вопросу, а слово просто оставляют без перевода.
«Сукара» – это свинья, а «маддава» – что-то мягкое или нежное. Суть спора в том, что одни буддисты (в том числе автор традиционного комментария Буддагхоса) переводят слово напрямую: «нежная свинина», тогда как поборники вегетарианства, считающие, что Будда вовсе не ел мясо, предпочитают переводить паллиативно – «что-то мягкое или нежное, что любят свиньи». Например, трюфеля.
Хотя в языке пали нет никаких прямых грамматических аргументов в пользу той или другой позиции, на вопрос о сукара-маддаве можно ответить вполне определённо в контексте других палийских сутр и винаи. Мысль о трюфелях была придумана людьми, слабо знакомыми с каноническими текстами. Многие просто не представляют, насколько много до нас дошло ясных высказываний Будды по поводу вегетарианства.
Отношение Будды к вегетарианству
Во времена Будды в Индии было гораздо меньше вегетарианцев, чем сейчас. Даже говядину ели более-менее свободно. «Нечистым» мясом считалось только собачье; также считалось неправильным есть таких редких и дорогих животных, как лошади и слоны. Но многочисленные отшельники обычно склонялись к вегетарианству, так как, согласно их философии, люди и животные взаимно переселяются друг в друга, и мясоедство не отличается от каннибализма. Более того, в древних земледельческих культурах мясо всегда было деликатесом, простые крестьяне ели его только по праздникам, и мясоедство считалось сортом роскоши. И при всём этом, в условиях прессинга со стороны нескольких вегетарианских сект, а также раскольников внутри собственного ордена, Будда так и не ввёл вегетарианство в качестве обязательной монашеской практики. Вместо этого он ограничился тремя правилами: монах не может есть мясо, если: 1) он сам видел, что животное режут для того, чтобы накормить монахов; 2) ему сказали, что это так; 3) у него почему-либо возникло подозрение в том, что это так. Есть ещё 10 правил, запрещающие потребление отдельных видов мяса, которые можно назвать экзотическими: человечину, конину, слонину, собачатину, мясо змей и хищных зверей.
Известно как минимум два случая недовольства отсутствием вегетарианства в буддийском ордене. В Чулавагге описано, как Девадатта, бывший ученик Будды, ушедший в раскол, установил новое правило – не есть мясо и рыбу. В ответ на предложение ввести аналогичное правило у себя Будда всего лишь повторил три уже известных вышеизложенных правила. Второй случай описан в Суттанипате, в тексте, известном как Амаганда-сутта.
— Убивать, избивать, резать, связывать, воровать, лгать, обманывать, заниматься шарлатанством и адюльтером – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди не ограничивают себя в чувственных удовольствиях, жадны в своих вкусах, совершают нечистые поступки, являются нигилистами или мракобесами – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди жёстки и грубы, огрызаются, предают, не чувствуют сострадания, невежливы и ничего никому не дают – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Гнев, гордость, соперничество, лицемерие, зависть, горделивость во мнениях, общение с людьми неправедными – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
— Когда люди аморальны, отказываются платить по долгам, обманывают в делах, притворяются, когда самые злобные из людей совершают самые мерзкие дела – вот это, а не мясоедство, называется «амаганда».
Впрочем, полностью Будда не отрицал вегетарианство. Кроме упомянутых трёх правил, он осуждал даже для мирян профессию мясника. Но и к растительной жизни Будда относился осторожно. Растения тоже живые, поэтому монахи не могут вырывать их с корнем, приказывать другим вырвать растение или есть живой фрукт, содержащий косточку. Всё это вполне ложится в стержневую для буддизма идею «срединного пути»: человек должен уничтожать живое для собственного пропитания, но следует по возможности сторониться самых грубых форм уничтожения.
Это для монахов. Что касается мирян, то в их отношении Будда вообще очень неохотно давал запреты. Миряне – источник ежедневной еды для монахов и самого Будды, их главная опора. Будда не считал для себя возможным командовать мирянами, как-то радикально менять их жизнь, а в поучениях руководствовался самыми базовыми принципами вроде «не убий (человека)» и «не укради».
По этой же причине – ради заботы о мирянах – не запрещается мясо. Тот, кто подаёт монаху мясо (деликатесный продукт), считает, что он оказывает большое благодеяние, и монах должен есть, что дают, не капризничая и не разочаровывая подателя. Если так получилось, что на ужин вчера было мясо, то податель не должен специально ради монаха напрягаться и готовить не мясное.
В Тхерагате сохранился замечательный стих Маха-Кассапы, одного из главных учеников Будды, который прославился своим аскетизмом.
Однажды я спустился с гор
И пошёл по улицам города собирать подаяние
Там я увидел, как прокажённый ест
И я остановился рядом с ним
Он своей больной прокажённой рукой
Положил кусок еды в мою чашу
И в это время его палец отвалился и упал в мою еду.
Поблизости у стены я съел свою долю
Ни разу не почувствовав отвращение…
Вот как должен себя вести настоящий буддийский аскет. А вы говорите – мясо.
Отношение к вегетарианству в современном буддизме
По мере усиления вегетарианства в Индии стала намечаться тенденция по отказу от мяса среди монахов. Более поздние сутры махаяны уже периодически запрещают мясо устами Будды. По иронии судьбы, прямой запрет на мясо содержится в Махапаринирвана-сутре – махаянской «напарнице» той самой палийской DN 16, где упомянута сукара-маддава. Как результат, китайские монахи, а также особо благочестивые миряне, не едят мясо. В Тибете мясо едят из-за недостатка в растительной пище, едят мясо и в Японии, где настоящее монашество вымерло.
В странах тхеравады более-менее сохраняется первоначальное отношение к мясу. Его едят все – и монахи, и миряне.
И только западные буддисты, которые пришли к вегетарианству раньше, чем к буддизму, продолжают настойчиво гнуть свою линию: сукара-маддава – это трюфеля, и сам Будда был вегетарианцем. Только почему-то стеснялся об этом сказать.
Вегетарианство: за и против
В выпуске журнала «Мандала» за февраль-март 2007 года была опубликована статья «Почему не надо есть своих друзей» с изложением различных доводов в пользу вегетарианства. Позже тема, затронутая в этой статье, вылилась в пылкие обсуждения: нас завалили электронными сообщениями, почтовыми конвертами, а однажды даже оставили послание на кулере для воды. Два известных учителя традиции тибетского буддизма досточтимая Сангье Кхадро, автор бестселлера «Как медитировать», и досточтимая Робина Куртин, основатель проекта «Освобождение в тюрьме» и бывший редактор журнала «Мандала», делятся своими мыслями по этому неоднозначному для буддийских кругов вопросу.
Что же говорил Будда о вегетарианстве?
Досточтимая Сангье Кхадро
В буддизме до сих пор ведутся споры о вегетарианстве. Есть буддисты-вегетарианцы, которые отказались от мяса и рыбы, есть буддисты-веганы, которые вообще не употребляют пищу животного происхождения, включая молочные продукты и яйца. И есть буддисты, которые едят мясо.
Что же говорил по этому поводу сам Будда? Похоже, в разные времена он высказывался по-разному. Может показаться, что Будда противоречил сам себе, однако, по утверждению тибетцев, Будда был столь искусным учителем, понимающим особенности умов живых существ, а также их нужды, что каждому слушателю он даровал учения, соответствующие его уровню. Поэтому некоторым Будда разрешал есть мясо при условии, что животное не было убито ими самими или по их приказанию. Другим Будда говорил, что последователям пути бодхисаттвы, обладающим истинным состраданием, не следует есть мясо, и рассказывал о неблагих последствиях мясоедения.
Более того, в махаянской Ланкаватара-сутре (Сутре о нисхождении на Ланку), переведенной на английский язык, есть целая глава, где Будда твердо высказывается против мясоедения. Я понимаю это так: Будда не запрещал своим последователям употреблять в пищу мясо, но предоставлял каждому право самостоятельного выбора в этом вопросе. Тем самым Будда проявил сострадание к людям, проживающим в местности, где мясо – в сущности, единственный источник пропитания. Если бы им, как последователям буддийского учения, нужно было бы непременно становиться вегетарианцами, они попросту не смогли бы этого сделать.
К тому же, некоторым людям противопоказана строгая вегетарианская диета в силу особенностей их телосложения или состояния здоровья. Его Святейшество Далай-лама тому пример. Он пытался стать вегетарианцем, но его здоровье резко ухудшилось, и врачи порекомендовали ему не отказываться от мяса. Но, уверена, он ограничивается минимальным употреблением мяса, потому что в своих учениях он часто поощряет людей (в особенности тибетцев, больших любителей мясных продуктов) либо совсем не употреблять мяса, либо сократить его долю в своем рационе. Похоже, к его совету прислушиваются, потому что по моим наблюдениям за последние годы все больше тибетцев отказываются от мяса. Кроме того, появляются тибетские организации, пропагандирующие вегетарианство. Я слышала, что монастырь Сера на юге Индии стал зоной, свободной от мяса!
Если ваше здоровье позволяет обойтись без мяса или сократить его потребление, а также если в местности, где вы проживаете, доступны другие продукты, было бы замечательно попробовать стать вегетарианцем. Приведу несколько доводов в поддержку вегетарианства, основанных на книге «Капли нектара» индуистского учителя Его Святейшества Свами Чидананды Сарасвати:
1) Ненасилие. Животные страдают, когда их убивают, а также от того, как с ними обращаются, когда их выращивают на убой. Необходимые человеку калории, белки, витамины и минералы содержатся и в немясных продуктах, поэтому нет никакой необходимости подвергать других существ столь ужасным мучениям.
2) Прямо и честно. Ради нас другие люди убивают животных, потрошат туши, стараются придать товару привлекательный вид и присваивают мясу другие наименования, называя его «гамбургером», например. Мы едим гамбургер, не задумываясь о том, чем он является на самом деле, не осознавая, что гамбургер − это плоть живого существа, которое совсем недавно дышало. Разве это не обман? Если бы мы своими глазами увидели, как режут и убивают животных, то мясоедение, скорее всего, вызывало бы у нас совсем другие чувства. Кроме того, люди, убивающие животных, накапливают отрицательную карму, которая в будущем принесет им страдания, а мы, покупая и поедая мясо, оказываемся причастными к их неблагим деяниям.
3) Вкус страха. Перед смертью животное испытывает неописуемый ужас, в его теле вырабатываются гормоны стресса, которые пропитывают мясные волокна. Впоследствии, поедая мясо, мы наполняем этими гормонами свое тело. Сейчас люди едят гораздо больше мяса, чем прежде, и, вполне вероятно, что именно по этой причине они живут в постоянном стрессе и крайне ожесточены.
4) Экология и экономика. Использовать землю под кормовые культуры для коров, выращиваемых на убой, менее эффективно, чем использовать те же земельные участки под пшеницу. Ведь этим мясом можно накормить не так уж и много людей, большинство останутся голодными. Тит Нат Хан в своей книге «Преобразование и исцеление» цитирует Чарльза Перро, экономиста Парижского университета, который писал: «Если западный мир наполовину сократит потребление алкоголя и мяса, во всем мире люди больше не будут гибнуть от голода».
Неравнодушным к проблемам окружающей среды, будет интересно узнать, что один гамбургер – это приблизительно пять квадратных метров вырубленного тропического леса и около двухсот тридцати килограммов углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу (главной причины глобального потепления). Еще один драгоценный и невосполнимый природный ресурс – это вода. Для производства одного килограмма мяса требуется почти двадцать тысяч литров воды, в то время как для производства одного килограмма хлеба – около двухсот литров. То есть, если заменить мясо пшеницей, потребление воды сократится в сто раз.
5) Здоровье. Мясоеды в десять раз чаще умирают от сердечных заболеваний и рака, нежели вегетарианцы. Более того, животных пичкают антибиотиками и гормонами, которые мы употребляем в пищу вместе с их мясом. Вырабатывается стойкий иммунитет к антибиотикам, и потому когда нам действительно нужна их помощь, они оказываются неэффективными. Перенасыщение организма гормонами приводит к болезням.
Означает ли это, что нужно испытывать неистребимое чувство вины от того, что ваш организм не может обойтись без мяса или рыбы? Вовсе нет. От этого нет особой пользы. Лучше всегда помнить о том, что мясная еда – это плоть живого существа или нескольких живых существ, которые не хотели расставаться с жизнью, и молиться о том, чтобы они как можно быстрее обрели счастье и освобождение от страданий. Посвятите энергию, извлеченную из мясной пищи, трудам ради достижения пробуждения, чтобы, став просветленным, вы сумели помочь всем существам прийти к освобождению и пробуждению.
Досточтимая Сангье Кхадро (Кэтлин Макдоналд) получила посвящение в буддийские монахини в 1974 году в монастыре Копан, в Непале. По просьбе своих учителей в 1979 году досточтимая Сангье Кхадро стала обучать Дхарме и с тех пор дарует учения во многих странах мира. На протяжении одиннадцати лет она служит учителем в буддийском центре «Амитабха», в Сингапуре. Также досточтимая Сангье Кхадро − учитель второго модуля «Как медитировать» образовательной программы ФПМТ «Открытие буддизма». Ее книга «Как медитировать», вышедшая в издательстве «Виздом Пабликейшнз» стала бестселлером. После семнадцати дополнительных тиражей первого издания подготовлено ее второе издание.
Есть мясо – то же самое, что и убивать?
Досточтимая Робина Куртин
Прекрасно быть вегетарианцем. С этим не поспоришь. По крайней мере, ради собственного блага. Помню, как несколько лет тому назад Лати Ринпоче в Институте Ваджрапани, в Калифорнии, сказал: «Возможно, от употребления мяса в нас уменьшается сострадание». Эти слова я запомнила навсегда.
Однако не думайте, что отказавшись от мяса, мы прекратим чинить вред живым существам. Конечно, нет. Мы вредим им день и ночь – когда дышим, ходим, водим машину. Во всей вселенной нет ни единого атома, где бы ни обитал живой организм. Подумайте о существах, которые гибнут, когда люди сажают овощи, выращивают их, собирают урожай и, в конце концов, отправляют выращенное на прилавки. Мы печемся о цыплятах и рыбах, но никогда не задумываемся о миллиардах гибнущих насекомых − их топчут, разрубают на куски, они разбиваются о лобовые стекла автомобилей. Самим своим присутствием на земле мы причиняем им вред. Мир, в котором мы живем, по природе пронизан страданием.
Вспоминаю, как несколько лет назад мы обсуждали тему намерения с геше Давой в Сиднее. Занятия проходили на верхнем этаже Института Ваджраяны. Геше указал на окно и сказал: «Если вы случайно опрокинете цветочный горшок, а он упадет на голову прохожему и убьет его, то, возможно, этим действием вы не накопите никакой кармы». А все потому, что у вас не было намерения убивать.
Нельзя с уверенностью утверждать, что мы вообще не создаем никаких кармических последствий, употребляя мясо или случайно убивая человека. Но все же эти действия несравнимы с намеренным убийством.
Тем не менее, если вы не собираетесь отказываться от мяса, существуют практики, которые принесут пользу как животному, чью плоть вы едите, так и лично вам. Как говорит лама Сопа Ринпоче: «Живое существо погибает ради нас. По меньшей мере, мы должны сделать для него хоть что-то». Вот один из советов Ринпоче: перед тем, как съесть мясо, произнесите мантру и дуньте на мясо («даже, если это кости, которым тысячу лет») и сознание, которое когда-то находилось в этой плоти, получит благословение. Любая мантра обладает такой силой. Мантра благословит наше дыхание, которое в свою очередь, благословит сознание погибшего живого существа независимо от того, где оно находится в эту минуту. Более того, мы проявим добродетель, которая поможет уменьшить нашу привязанность к мясу.
Досточтимая Робина Куртин получила посвящение в монахини от ламы Сопы Ринпоче в 1978 году. В настоящее время она возглавляет проект ФПМТ «Освобождение в тюрьме», который приносит пользу тысячам заключенных в США, Австралии, Испании, Мексике и Великобритании. Она путешествует по миру, даруя буддийское учение ученикам разных возрастов и уровней. Досточтимая Робина также является учителем третьего модуля «Общий обзор пути» образовательной программы ФПМТ «Открытие буддизма».
Журнал «Мандала»
Перевод Дели Лиджи-Гаряевой