какое музыкальное произведение написал грибоедов
Вальсы Грибоедова
Сохранились два вальса Грибоедова: Вальс ля-бемоль мажор (E-moll) и Вальс ми минор (As-dur). Первый был написан зимой 1823/24 гг. в доме Бегичева:
Вальс ля-бемоль мажор – слушать ►
О нём рассказала Е.П. Соковнина, племянница С.Н. Бегичева: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своём кабинете. У меня сохранился сочинённый и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки». Возможно, второй грибоедовский вальс был написан тогда же.
По мнению, критиков вальсы «изобличают несомненное музыкальное дарование, но ещё не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки в серьёзной школе». С этим не спорят. Просто почти 200 лет слушатели с удивлением и восторгом открывают для себя «наивные» вальсы Грибоедова. Особенно запоминается грибоедовский вальс ми минор с его грустной, струящейся мелодией:
Вальс ми минор – слушать ►
Романс «Ах, точно ль никогда»
Ах! точно ль никогда ей в персях безмятежных Желанье тайное не волновало кровь? Ещё не сведала тоски, томлений нежных? Ещё не знает про любовь? Ах! точно ли никто, счастливец, не сыскался, Нет, нет! Куда влекусь неробкими мечтами? |
Один из лучших исполнителей романса – Георгий Виноградов.
Романс «Ах, точно ль никогда» – слушать ►
Опера «Горе от ума»
В 1910 г. М.М. Иванов написал музыку на текст комедии «Горе от ума». Опера успеха не имела: трудно представить, как можно петь тексты, которые декламировали десятилетия. Единственным привлекательным моментом оперы был грибоедовский вальс E-moll, звучавший на балу у Фамусова.
Два вальса
А.С. Грибоедов вошел в историю, прежде всего, конечно, как автор бессмертной комедии «Горе от ума». Уникальность же его в том, что он сочетал в себе талант литератора с талантом музыканта. Исключительность его положения еще и в том, что, будучи автором всего двух дошедших до нас музыкальных произведений, (Вальс ми минор и Вальс ля бемоль мажор) стал благодаря им очень популярным композитором.
Есть нечто общее между этими двумя фортепианными миниатюрами и сентенциями в его комедии: как реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями, так и эти два вальса, своего рода «листки из альбома», превратились в популярнейшие произведения, широко бытующие в кругах любителей музыки, порой даже вне связи с самим А. Грибоедовым. К сожалению, никакие другие произведения Грибоедова не были им записаны; во всяком случае, ничего другого до нас не дошло. Между тем о музыкальных способностях и о музицировании А. Грибоедова его современникам было хорошо известно. В 20-е годы XIX столетия в его доме в Москве на Новинском бульваре постоянно устраивались музыкальные собрания. Помимо хозяина здесь музицировал Алябьев. С В. Ф. Одоевским Грибоедов обсуждал музыкально-теоретические вопросы, в частности, только что вышедший в то время на русском языке фундаментальный учебник теории музыки Гесса де Кальве. О том, как появился вальс ми минор, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась ими до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие».
Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Первая редакция Вальса, была опубликована в петербургском «Историческом вестнике» и впоследствии перепечатана во II томе первого полного собрания сочинений А. Грибоедова, которое вышло в Петрограде (1911—1917). Этот том целиком посвящен материалам, относящимся к «Горе от ума». Примечательно, что вторая редакция этого Вальса обнаруживает большее композиторское мастерство.
Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью.Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.
Когда-то и я играла эти вальсы и учительница музыки рассказала мне, что сам Грибоедов серьёзного значения им не придавал, считал это баловством. Но я думаю, что эти дошедшие до нас Вальсы ещё одна грань таланта великого писателя и драматурга.
Что мы знаем о Грибоедове-музыканте
Программа Ольги Суровегиной
«Маленький концерт»
А.С.Грибоедов. Вальсы
Наш сегодняшний рассказ – о двух самых «литературных» вальсах. Ведь эти вальсы написаны выдающимся русским поэтом и драматургом Александром Сергеевичем Грибоедовым, и, как утверждают исследователи, в самой тесной связи с его главным сочинением – знаменитой комедией «Горе от ума».
Александр Сергеевич Грибоедов проявил себя на разных поприщах – вернее сказать, успел проявить себя, ведь жизнь его оборвалась в 34 года. Он был талантливым дипломатом, и, без сомнения, его ждала блестящая карьера, если бы не трагическая гибель Грибоедова в Персии в результате политического заговора. Подлинным его призванием была литература. Но есть и еще одна грань личности дипломата и драматурга – Грибоедов-музыкант.
Как было принято в русских дворянских семьях, Александр Сергеевич с детства учился музыке и превосходно овладел игрой на фортепиано. Вот как писали современники о Грибоедове-пианисте: «Я любил слушать его великолепную игру на фортепиано. Сядет он, бывало, и начинает фантазировать. Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отличный пианист и большой знаток музыки. Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы».
Грибоедов часто выступал в кругу друзей или на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и как аккомпаниатор певцам-любителям или оперным артистам. Приходилось Грибоедову играть, сопровождая своей импровизацией танцевальные вечера – как тут не вспомнить Франца Шуберта, который никогда не мог отказать своим друзьям в этом музыкальном удовольствии и готов был часами не выходить из-за инструмента, на ходу сочиняя целые гирлянды вальсов и других танцев!
Любовь Грибоедова к музицированию была так широко известна, что сослужила ему недобрую службу. В 1818 году Александру Сергеевичу пришлось участвовать в знаменитой «четверной» дуэли. С Завадовским стрелялся Шереметев, а противником Грибоедова был знаменитый стрелок Якубович, впоследствии известный декабрист. Якубович специально ранил Грибоедова в ладонь левой руки, чтобы отнять у него возможность играть на фортепиано – после дуэли он говорил, что на жизнь не имел ни малейших покушений, а хотел только, в знак памяти, лишить его руки… Что эта рана значила для музыканта, нетрудно себе представить.
Тем не менее руку удалось спасти и восстановить ее способности, так что Грибоедов еще долгие годы радовал слушателей своей игрой.
Но вернемся к знаменитой комедии Грибоедова. После всего того, что мы знаем о Грибоедове-музыканте, совсем неудивительно, что комедия начинается – музыкой. Авторская ремарка гласит: «Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софьи, откудова (так у Грибоедова – О.С.) слышно фортепиано с флейтою, которые потом умолкают».
Это музицируют Софья и Молчалин. Что же они играют? Этого Грибоедов не указывает, но чаще всего при постановке «Горе от ума» используют вальсы самого Грибоедова. И это, конечно, совершенно оправданно: во-первых, эта музыка написана той же рукой, что и комедия, и приблизительно в то же время – 20-е годы XIX века; а, во-вторых, эти вальсы прекрасно отражают традиции бытового музицирования того времени и тех кругов общества, которые так замечательно обрисованы в комедии. Одна из знакомых Грибоедова вспоминала: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию, и чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Там по вечерам раздавались чудные его импровизации на рояле…»
Так что вполне возможно, что и знаменитая комедия, и знаменитые вальсы Грибоедова были рождены в одно и то же время.
Музыка сыграла важную роль и в личной жизни Грибоедова. В 1828 году он отправился с дипломатической миссией в Персию, а по дороге остановился на некоторое время в Тифлисе, где познакомился с юной княжной Ниной в доме ее отца, грузинского поэта и государственного деятеля Александра Чавчавадзе. Грибоедов часто посещал дом князя, давал уроки музыки его дочери и сам музицировал для нее. Осенью 1828 года состоялось венчание юной четы, а уже в начале следующего года княжна Нина узнала о гибели своего мужа, с которым прожила менее полугода.
Известна и даже легендарна судьба княжны Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Оставшись вдовой в 16 лет, она больше не вышла замуж, посвятив свою жизнь благотворительности. Верность своей первой любви, доброе сердце и трагическая судьба послужили тому, что Нино Чавчававдзе, «Черная роза Тифлиса», как ее называли, до сих пор пользуется почетом и уважением, и не только в ее родной стране.
В пантеоне Мтацминда по распоряжению вдовы над могилой Грибоедова был установлен надгробный памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Нина Александровна часто играла в кругу друзей фортепианные пьесы своего мужа. Современники вспоминали, что эти пьесы были «весьма замечательны оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою; из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести…» Но и эта соната, и другие пьесы Грибоедова для нас потеряны – они существовали, очевидно, только в рукописи. Сохранились до наших дней только два вальса – благодаря тому, что они были опубликованы, правда, уже после смерти Грибоедова, в 1832 году в музыкальном приложении к изданию «Лирический альбом». Вальсы Грибоедова не имеют каких-либо названий, и потому их традиционно называют Вальс Ля бемоль мажор и Вальс ми минор – пожалуй, самый известный вальс Грибоедова. Есть свидетельства, что еще при жизни драматурга и музыканта этот вальс разошелся во множестве рукописных нот среди друзей и знакомых Грибоедова и постоянно звучал и в московских, и в петербургских гостиных.
Конечно, звучал он и в Тифлисе, в исполнении юной вдовы Нины Чавчавадзе-Грибоедовой…
В «Маленьком концерте» из цикла «Литературные вальсы» вальсы Александра Сергеевича Грибоедова звучат в исполнении Павла Егорова и Григория Соколова.
См. также:
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВАЛЬСЫ
Ольга Суровегина, Марина Михайлова
В очередной встрече в рамках цикла «Щедрая среда», озаглавленной «Литературные вальсы», приняли участие автор радио Марина Михайлова и музыкальный редактор Ольга Суровегина. По слову Г.В. Свиридова, «для русского вальса характерна изысканность вкуса, какая-то особая благородная меланхолия и воздушность». Марина Валентиновна и Ольга Николаевна предложили слушателям вспомнить любимые литературные произведения русской классики и послушать музыку, ими вдохновленную.
«Во времена Пушкина вальс входит в моду, и, хотя в это время невероятное количество вальсов: там и Глинка – «Вальс-фантазия», прекрасные шопеновские вальсы, мы с Ольгой Николаевной решили сделать вальс героем культурологического сюжета, приключения. Начать мы решили с грибоедовских вальсов, потому что, во-первых, это действительно литературные вальсы, во-вторых, эти два вальса могут являться образцом. Они задают тон нашему сегодняшнему слушанию.
Вчера мы слушали в Большом зале Филармонии Девятую симфонию Бетховена. Великолепное, чудесное произведение, над которым, действительно, слезы льешь. Это 1824 год. Он всю жизнь писал эту симфонию, 30 лет работал, но закончил в 1824 году, то есть примерно в те же самые времена, что Грибоедов пишет свои вальсы. Вот тут, что называется, почувствуйте разницу.
Чем велик русский золотой век? А именно – поэзия Пушкина, его современников, Баратынского. Чем велик Петербург как архитектурное пространство? Это – невероятный лаконизм. Бетховен достигает феерического, колоссального, я бы сказала, вдохновенно-философского результата большими средствами. Русская культура в это время тяготеет, как мне кажется, к минимализму».
Ольга Суровегина после встречи поделилась своими впечатлениями:
«Все хотели вместе отметить 19 октября – Лицейский день, Пушкинский день. Главным на встрече был разговор о том, что эти композиторы – замечательные русские композиторы – оказались конгениальными читателями. Теми читателями, которые смогли по-настоящему прочитать, прочувствовать эти знаменитые литературные шедевры. В каком-то смысле мы можем у них учиться, как читать русскую классику».
Новое в блогах
Грибоедов – музыкант. К 220 летию А.С.Грибоедова
Однажды актер – драматург П.А. Каратыгин сказал Грибоедову: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавадерист и, наконец, отличный лингвист!» Он улыбнулся, взглянул на меня унывшими своими глазами из-под очков и отвечал мне: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего». Он был скромен…»
Пётр Андреевич Каратыгин
Бестужев Петр Александрович
Декабрист Петр Бестужев отзывался о своем друге: «Ум от природы обильный, обогащенный познаниями, жажда к коим и теперь не оставляет его, душа чувствительная ко всему высокому, благородному, геройскому. Характер живой, неподражаемая манера приятного, заманчивого обращения, без примеси надменности; дар слова в высокой степени; приятный талант в музыке, наконец, познания людей делают его кумиром и украшением лучших обществ».
По традиции, принятой в русских дворянских семьях Александр Сергеевич с детства учился музыке. Он очень хорошо играл на фортепиано и обладал большими познаниями в теории музыки
«Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоретик» (К. Полевой).
«Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно… Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать… Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы» (П. Каратыгин).
Грибоедов – пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор.
Его партнерами, по совместному музицированию, были певцы-любители, артисты итальянской оперной труппы, композиторы.
Так, например, под его аккомпанемент впервые Верстовский исполнил только что сочиненный им романс «Черная шаль». К великому огорчению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и для нас безвозвратно потеряно.
Сохранились лишь два вальса. Они не имеют названий, поэтому будем именовать их музыкальными терминами: Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор.
Первый из них написан в течение зимы 1823/24 года. Об этом рассказывает Е.П. Соковнина, племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова:
«В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки».
Это была первая редакция вальса e-moll. Соковнина переслала его рукопись в редакцию «Исторического вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие». Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Другой вальс, As-dur, был написан, по-видимому, тогда же.
В издании сочинений Грибоедова под редакцией И.А. Шляпкина (1889 г.) сообщается: «Как мы слышали, существует еще мазурка, написанная А.С. Грибоедовым». К сожалению, источника своих сведений Шляпкин не указал.
В памяти жены Грибоедова, Нины Александровны, пережившей его почти на тридцать лет, сохранялись долгое время другие его сочинения, в том числе наиболее крупное и значительное – фортепьянная соната.
Биограф Н.А. Грибоедовой К.А. Бороздин рассказывает: «Много знала Нина Александровна пьес и его собственной композиции, весьма замечательных оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою, она охотно их играла любящим музыку. Из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести. Она знала, что эта вещь была моя любимая и, садясь за фортепиано, никогда не отказывала мне в удовольствии ее прослушать. Нельзя не пожалеть, что пьесы эти остались не записанными никем: «Нина Александровна унесла их с собою».
Оба вальса Грибоедова – небольшие фортепьянные пьесы, весьма простые по форме и фактуре; их музыка – лирико-элегического характера, более светлого в вальсе ми минор. Первый из названных вальсов меньше известен, а второй пользуется ныне огромной популярностью. Музыке вальса ми минор присущ какой-то особый нежно-грустный поэтический комфорт; ее исскренность и непосредственность трогают душу.
Написанные для фортепиано, оба вальса существуют в большом количестве переложений для различных инструментов: арфы, флейты, баяна и других.
По сути дела вальс ми минор Грибоедова – первый русский вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам, реально звучащий в нашем музыкальном обиходе. Он популярен, он у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.
Музыка для Грибоедова была подлинной частицей его существа.
Грибоедов близок и дорог людям как писатель, верный жизненной правде, как передовой деятель своего времени – патриот, гуманист и свободолюбец, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры.
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
Вальсы А.С.Грибоедова (1795-1829) as-dur и e-moll.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Два знаменитых вальса Александра Грибоедова.
К 220 летию со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова.
Есть нечто общее между этими двумя фортепианными миниатюрами и сентенциями в его комедии: как реплики его знаменитых персонажей разлетелись по миру, став «крылатыми» выражениями, так и эти два вальса, своего рода «листки из альбома», превратились в популярнейшие произведения, широко бытующие в кругах любителей музыки, порой даже вне связи с самим А. Грибоедовым. К сожалению, никакие другие произведения Грибоедова не были им записаны; во всяком случае, ничего другого до нас не дошло. Между тем о музыкальных способностях и о музицировании А. Грибоедова его современникам было хорошо известно. В 20-е годы XIX столетия в его доме в Москве на Новинском бульваре постоянно устраивались музыкальные собрания. Помимо хозяина здесь музицировал Алябьев. С В. Ф. Одоевским Грибоедов обсуждал музыкально-теоретические вопросы, в частности, только что вышедший в то время на русском языке фундаментальный учебник теории музыки Гесса де Кальве. О том, как появился вальс ми минор, поведала Е. П. Соковнина, племянница С. И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию “Горе от ума” и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Тогда по вечерам раздавались его чудесные импровизации на рояле, и я, имея свободный доступ в его кабинет, заслушивалась их до поздней ночи. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки. Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие».
И так, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Первая редакция Вальса, была опубликована в петербургском «Историческом вестнике» и впоследствии перепечатана во II томе первого полного собрания сочинений А. Грибоедова, которое вышло в Петрограде (1911—1917). Этот том целиком посвящен материалам, относящимся к «Горе от ума». Примечательно, что вторая редакция этого Вальса обнаруживает большее композиторское мастерство.
По форме своей оба вальса незатейливы, представляют собой простейшие виды двухчастной формы. Фортепианная фактура их тоже предельно проста, нет никаких попыток широкого письма с мало-мальски эффектным пианистическим изложением – отсутствуют яркие кульминации, броские пассажи. Одним словом, все чрезвычайно камерно и интимно. Они написаны в том самом ключе, в каком музицирование упоминается в приведенных цитатах из литературных произведений А. Грибоедова. Оба грибоедовских вальса обнаруживают несомненное музыкальное дарование автора, но еще не созревшее и не получившее надлежащей обработки и отделки. Словом, это музыка любительская. И, тем не менее – один из парадоксов искусства! – именно грибоедовские вальсы приобрели необычайную популярность. Современники восхищались его вдохновенными импровизациями. Карьере пианиста помешало то, что во время одной из дуэлей соперник прострелил Грибоедову мизинец левой руки (именно по изуродованному пальцу Грибоедов был опознан среди погибших при нападении религиозных фанатиков на русскую миссию в Тегеране в 1829-м).
Написанные Грибоедовым немногочисленные музыкальные произведения обладали великолепной гармонией, стройностью и лаконичностью.Некоторые произведения, в том числе фортепианная соната — самое серьезное музыкальное произведение Грибоедова, до нас не дошли. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом, его игра отличалась подлинным артистизмом.
Текст из разных источников..
Будем признательны за помощь нашему проекту:
Рубрики: | Музыка/Фортепианная Музыкальные жанры и формы/Вальс |
Метки: Грибоедов
Процитировано 85 раз
Понравилось: 62 пользователям