какое может быть отношение к религии варианты ответов

Социологический опрос на тему религии

Социологический опрос на тему «Ваше отношение к религии», проведенный среди студентов Брянского Государственного Университета в 2000е годы

Опрошено 1000 человек (680ж+320м)

1. Верите ли Вы в существование Бога? Да 754 Нет 88 Н/з 158
2. По-вашему Бог – это: Личность 305 Безличная сила 236 Природа 121 Др. 338
3. Считаете ли Вы себя верующим человеком?
Да 270 Да, отчасти 423 Нет 192 Н/з 115
4. К какому христианскому исповеданию Вы принадлежите?
Православие 881 Католичество 2 Протестантизм 5 Ни к какому 112
5. Часто ли Вы молитесь? Часто 170 Не часто 593 Никогда 237
6. Часто ли Вы посещаете церковь? Часто 41 Не часто 771 Никогда 188
7. Кем, по-вашему, является Иисус Христос?
Богом 26 Человеком 245 Богом и человеком одновременно 626 Др. 103 (7 – миф)
8. Верите ли Вы в непорочное зачатие и рождение Христа Девой Марией? Да 338 Нет 297 Н/з 365
9. Верите ли Вы в абсолютную безгрешность Христа?
Да 443 Нет 255 Н/з 365
10. Верите ли Вы, что Христос воскрес? Да 664 Нет 113 Н/з 198 Др. 25
11. Верите ли Вы, что Мать Иисуса Христа Дева Мария является величайшей из всех святых? Да 329 Нет 259 Н/з 412
12. Верите ли Вы, что благодаря страданиям, смерти и воскресению Христа люди могут спастись? Да 326 Нет 322 Н/з 352
13. Верите ли Вы, что Бог триедин? Да 520 Нет 164 Н/з 316
14. Верите ли вы в ангелов? Да 688 Нет 145 Н/з 167
15. Верите ли вы в демонов? Да 674 Нет 142 Н/з 184
16. Верите ли Вы в рай? Да 522 Нет 188 Н/з 290
17. Верите ли в ад? Да 513 Нет 191 Н/з 296
18. Верите ли Вы в бессмертие души? Да 658 Нет 123 Н/з 219
19. Верите ли Вы в переселение душ? Да 397 Нет 313 Н/з 290
20. Какие Вы знаете евангелия? Все – 160
21. Верите ли Вы в воскресение мертвых? Да 141 Нет 574 Н/з 285
22. Верите ли Вы во второе пришествие Христа и Страшный Суд?
Да 310 Нет 315 Н/з 375
23. Знаете ли Вы молитву «Отче наш»? Да 296 Нет 309 (605=207м+398ж)
24. Где, как Вам кажется, Вы будете после смерти?
В раю 71 В аду 46 Н/з 768 Др. 115
25. Какой версии происхождения человека Вы придерживаетесь?
Библейская 296 Обезьянья 244 Инопланетная 142 Др. 85 Н/з 233
26. Верите ли Вы в чудеса, творимые Богом через иконы?
Да 605 Нет 171 Н/з 224
27. Если у Вас будут дети, будете ли Вы их крестить?
Да 850 Нет 30 Н/з 99 Др. 21
28. Какую форму преподавания религии следует избрать в школах?
Закон Божий 181 История религии 562 Атеизм 19 Ничего 117 Н/з 121
29. Все религии равны перед законом. Должно ли православие иметь особые пре-имущества перед другими исповеданиями, учитывая, что оно является традици-онной религией большинства россиян? Да 422 Нет 340 Н/з 238

Источник

Левада-Центр

какое может быть отношение к религии варианты ответов

Пресс-выпуски

Отношение к религиям

Опрос проведен 15 – 20 декабря 2017 года по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения объемом 1600 человек в возрасте 18 лет и старше в 137 населенных пунктах 48 регионов страны. Исследование проводится на дому у респондента методом личного интервью. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает: 3,4% для показателей, близких к 50%; 2,9% для показателей, близких к 25% / 75%; 2,0% для показателей, близких к 10% / 90%;1,5% для показателей, близких к 5% / 95%.

Эти вопросы являются частью опросника, разработанного в рамках международной программы социальных исследований (ISSP) по теме «Отношение к религии». Это уже третья волна исследования по данной теме (предыдущие проводились в 1998 и 2008 годах). Каждая страна из 45 стран-участниц этой программы ответственна за проведение опроса по единой для всех стран методологии и анкете, а также за финансирование, проводя исследование только исходя из собственных средств.

В 2008 году методика исследования подразумевала самозаполнение респондентами анкеты, при которой, как правило, опрашиваемые люди чаще выбирают позицию «затруднились ответить». В 1998 и 2017 годах интервьюер сам зачитывал вопросы и фиксировал ответы (в таких случаях, позиция «затрудняюсь ответить», как правило, не предлагается для выбора).

За десять лет отношение россиян в целом к представителям религиозных конфессий осталось без изменений. Устойчивое преобладание «позитивных» установок к христианам вполне понятно, учитывая тот факт, что доминирующее этническое большинство в России (а, соответственно, и в общенациональной выборке) – русские, традиционно связаны с РПЦ. Стоит отметить, что в настоящее время порядка 75-80% россиян относят себя к «православию».

Увеличилась доля россиян, положительно относящихся к представителям «восточных» религий: индуистам и буддистам (40% против 46% и 41% против 47% соответственно), что, вероятно, отчасти является результатом их возросшей популярности на уровне повседневной жизни и потребления – от открытия вегетарианских кафе до центров йоги.

Также увеличилась декларативная терпимость населения в отношении атеистов и иудеев (с 46% до 54% и с 39% до 44% соответственно). Отношение к мусульманам остается преимущественно положительным, но выросло (некритично) число респондентов, выбирающих позиции «в какой-то мере отрицательно» или «очень отрицательно» (в сумме с 8% в 2008 до 14% в 2017 году). На небольшой рост негативизма указывали и другие данные за 2016 год. Стоит отметить, что, напротив, отношение к представителям этнических групп, преимущественно исповедующих ислам, напротив, значимо улучшилось.

Национальная общероссийская выборка регулярных исследований Левада-Центра позволяет при анализе обращаться только к представителям двух религий («православия» и «ислама»), а также к мнению «неверующих», т.е. тех опрошенных, кто считает себя «атеистом» или не относит себя ни к одной из религий. «Неверущие» респонденты наиболее индифферентно относятся к представителям всех предлагаемых религиозных течений: позиция «ни положительно, ни отрицательно» среди них доминирует в отношении ко всем «другим».

Наиболее положительное отношение к иноконфессиональным группам фиксируется у мусульман. По результатам исследования они оказались толерантнее «православных» и «неверующих», за исключением отношения к «атеистам», к которым они настроены негативнее остальных. Если среди мусульман 72% суммарно («очень положительно» и «в какой-то мере положительно») относятся к христианам, то среди православных симметричное положительное отношение к мусульманам ниже на 20 п.п.

В целом у российских женщин чаще встречается положительное отношение к представителям всех религий, чем у мужчин, которые чаще женщин выбирают индифферентную позицию «ни положительно, ни отрицательно».

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ХРИСТИАНАМ?

янв.08дек.17
Очень положительно5245
В какой-то мере положительно2331
Ни положительно, ни отрицательно1719
В какой-то мере отрицательно11
Очень отрицательно
Затрудняюсь ответить74

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МУСУЛЬМАНАМ?

янв.08дек.17
Очень положительно2318
В какой-то мере положительно2731
Ни положительно, ни отрицательно3231
В какой-то мере отрицательно610
Очень отрицательно24
Затрудняюсь ответить96

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИНДУИСТАМ?

янв.08дек.17
Очень положительно1816
В какой-то мере положительно2230
Ни положительно, ни отрицательно3536
В какой-то мере отрицательно36
Очень отрицательно33
Затрудняюсь ответить1910

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К БУДДИСТАМ?

янв.08дек.17
Очень положительно1917
В какой-то мере положительно2230
Ни положительно, ни отрицательно3635
В какой-то мере отрицательно35
Очень отрицательно33
Затрудняюсь ответить199

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИУДЕЯМ?

янв.08дек.17
Очень положительно1816
В какой-то мере положительно2128
Ни положительно, ни отрицательно3436
В какой-то мере отрицательно66
Очень отрицательно44
Затрудняюсь ответить1810

КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К НЕВЕРУЮЩИМ / АТЕИСТАМ?

янв.08дек.17
Очень положительно2321
В какой-то мере положительно2333
Ни положительно, ни отрицательно3531
В какой-то мере отрицательно34
Очень отрицательно23
Затрудняюсь ответить147

Религиозная самоидентификация и отношение к религиозным группам

Все«Православные»«Мусульмане»«Неверующие»
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ХРИСТИАНАМ?
Очень положительно45533518
В какой-то мере положительно31323727
Ни положительно, ни отрицательно19122144
В какой-то мере отрицательно162
Очень отрицательно1
Затрудняюсь ответить4318
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К МУСУЛЬМАНАМ?
Очень положительно1818499
В какой-то мере положительно31342720
Ни положительно, ни отрицательно31291348
В какой-то мере отрицательно10101010
Очень отрицательно454
Затрудняюсь ответить6528
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИНДУИСТАМ?
Очень положительно1616329
В какой-то мере положительно30332620
Ни положительно, ни отрицательно36332550
В какой-то мере отрицательно6667
Очень отрицательно3362
Затрудняюсь ответить109511
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К БУДДИСТАМ?
Очень положительно1718298
В какой-то мере положительно30332522
Ни положительно, ни отрицательно35322651
В какой-то мере отрицательно5575
Очень отрицательно3374
Затрудняюсь ответить98710
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИУДЕЯМ?
Очень положительно1616289
В какой-то мере положительно28312620
Ни положительно, ни отрицательно36333151
В какой-то мере отрицательно6646
Очень отрицательно4433
Затрудняюсь ответить1010811
КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К НЕВЕРУЮЩИМ / АТЕИСТАМ?
Очень положительно21202325
В какой-то мере положительно33372524
Ни положительно, ни отрицательно31293141
В какой-то мере отрицательно4591
Очень отрицательно3372
Затрудняюсь ответить7758

Другие данные о вере в сверхъестественное см. по ссылке.

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

Источник

Религия: За и Против

Слово религия, общее для романо-германо-славянских языков, восходит к латинскому religio, означавшему почитание богов. Этимология его спорна, но чаще всего понимается как восстановление связи, re-ligio; если так, то в русском словоупотреблении оно родственно словам латинского происхождения лига, делегат, облигация. Тот факт, что люди религиозного склада, как например, выдающийся историк-религиовед Андрей Борисович Зубов, эту этимологию связи любят и подчеркивают, для меня здесь достаточен, и я буду ее использовать; даже если реальная этимология была и иной, эта гипотеза очень хорошо отражает суть дела. Религия есть связь с Творцом, Всевышним, реализующаяся через восхищение, благоговение, доверие, благодарность, кротость, восприимчивость, радость послушания и сотрудничества, готовность к жертве, радость соединения и стремление к нему, готовность к испытаниям, трепет беспокойной совести, ответственность… Всевозможные сочетания этих аспектов связи и их практических воплощений представляют собой вариации религиозного чувства, религиозного опыта, религиозной жизни. Важно здесь то, что связь эмоционально переживается, а не является лишь предметом рационального рассмотрения.

Чтобы пояснить сказанное, приведу примеры нерелигиозных воззрений.

Материализм: простое отрицание всего сверх-материального. Есть только природа с ее невесть откуда взявшимися законами и почему-то случившейся эволюцией вплоть до самопознания—и всё, больше ничего нет. Материализм порождается и поддерживается онтологизацией естественно-научной методологии: методологическое (картезианское) исключение субъекта из научного познания оборачивается его исключением из существующего.

Магизм: вера в духов, одних из которых можно использовать, от других следует защищаться. Творец забывается, не обсуждается или отрицается. Впадение в магизм/политеизм есть постоянная опасность деградации для религии, когда благодарность, доверие и служение Всевышнему вытесняется стремлением задобрить отдельных духов. Называйся эти духи богами, демонами, ангелами или св. угодниками, уже не столь важно.

Эпикурейство: существование богов не имеет значения, поскольку и мы для них не важны. Эпикур выдвинул это учение как средство избавления от страха перед богами.

Мир как компьютерная программа: эта фантазия не предполагает никакого родства создателей людям и никакого значения человека. Люди есть не более, чем какие-то биты на запредельных компьютерах. Религиозные чувства в отношении таких создателей даже не обсуждаются в силу нелепости самой постановки вопроса. Такого же рода идея о мире, как порождении некой Матрицы, в чей адрес религиозные чувства столь же нелепы. Декарт был, кажется, первым, кто философски рассмотрел такую возможность (демон Декарта) и показал, на каком основании она может быть отвергнута.

Мозг Больцмана (Boltzmann Brain): мир как следствие самопроизвольного процесса в мозгу, самопроизвольно же возникшем в каком-то вечном вакууме. Неподготовленному читателю такое представление может показаться дикой фантазией, но эта фантазия всерьез обсуждается некоторыми космологами, например, Андреем Линде.

Буддизм: в своем чистом виде буддизм не религиозен: некого благодарить за мироздание, некуда адресовать восхищение, нет вопроса о фундаментальном доверии.

Ниже я предлагаю список аргументов за и против религии. Составляя его, я стремился не упустить ничего важного, избегая в то же время чрезмерной детализации. Если какие-то существенные pro или contra мной оказались упущены, буду благодарен за указания на таковые. Аргументы приведены коротко, практически без разъяснений, возражений и контр-возражений.

РЕЛИГИЯ, АРГУМЕНТЫ ЗА:

РЕЛИГИЯ, АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ:

Мое отношение к этим аргументам выражалось в представленных на Снобе статьях, начиная с самой первой, «Вера в разум и его культ», от 16 августа 2013 года. Надеюсь, список аргументов будет полезен читателям этих строк, содействуя углублению их отношения к главнейшей проблеме.

Дабы не затерялись в комментах дополнительные аргументы, пришедшие на ум моим дорогим читателям, буду их ставить здесь нумерованными постскриптумами.

PS1: Алексей Цвелик:

В список аргументов «против» можешь добавить аргумент Докинза о том, что бог, создавший сложный мир, был бы сам намного сложнее, а потому маловероятен. Аргумент Ницше был повторен Сартром, который имел что то вроде откровения. Он писал, что однажды он физически ощутил на себе взгляд Бога и понял, что от того не может ничего укрыться. Ему это стало ненавистно и он все его существо запротестовало. Ощущение взгляда исчезло. Ты забыл еще одно важное «против»: часто говорят, что в мире множество разных религий и все они противоречат друг другу, а раз так, то все они вместе не более, чем выдумка или иллюзия.

PS2 вдогонку PS1, аргументы ЗА:

Зарождение и систематическое усложнение жизни, увенчиваемой мышлением, немыслимо как результат случайностей. Все попытки оценить вероятности такого течения событий приводят к безумно малым вероятностям. Предположение о происхождении мышления из природной флуктуации чего-то безмысленного приводит к фундаментальному недоверию мысли. Из выживаемости никак не следует возможность достижения истины о Большом Взрыве и Хиггс-бозоне, как и возможность решения Теоремы Ферма.

PS3, Татьяна Сергеева:

К аргументам «За», я бы добавила Алексей то, что несмотря на попытки изгнать из общественного сознания религию, мысли о Боге все равно возвращались. В разных сферах культуры значение ее, вопреки всему возрастало. Если лет двести-триста назад многие художники, к примеру, обращаясь к евангельским темам, видели в них лишь сюжет, то в основе творчества художников XX века (Шагал, Рерих, Дали) уже заметно мистическое мироощущение. Можно перечислять множество имен в области науки и искусства, высоко ценимые атеистами, которые провозглашали духовную ценность религии.

PS4, Лариса Новицкая:

Бродский часто повторял высказывание Проперция: «letum non omnia finit» (со смертью всё не кончается), недавно узнала, что эти слова высечены на надгробии Бродского.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *