какое море в воронеже рядом
Воронежское водохранилище
Воронежское водохранилище полностью находится в черте города Воронежа, оно разделяет город на правый и левый берег. Создано оно было в основном с целью снабжения водой местных промышленных предприятий. Это популярное место отдыха жителей и гостей города.
К сожалению, в последние годы экологическое состояние водоема оставляет желать лучшего. Купаться в нем не рекомендуется, однако можно отдыхать на пляжах. Приятно прогуливаться в парках, расположенных на его берегу, любоваться его живописным видом с различных точек города.
Панорама водохранища Воронежа с набережной Массалитинова на Яндекс. Картах:
Глубина Воронежского водохранилища
На момент создания средняя глубина рукотворного водоема составляла 2,9 м, длина — 35 км, ширина — 2 км. Для такой большой площади глубина была откровенно незначительной, это связано с тем, что строители поспешили реализовать проект, дно не углубили, очистили только местами. Вследствие небольшой глубины, застоя воды и высокой температуры в летние месяцы водоем со временем начал цвести.
Средняя температура воды в Воронежском водохранилище летом составляет 20°C, зачастую она прогревается и выше. Для очистки воды дно водохранилища постепенно углубляют, на отдельных участках уже проведены работы, на других только планируются. В настоящий момент средняя глубина немного увеличилась — до 3,3 м.
История Воронежского водохранилища
Предпосылкой к образованию водоема являются события, связанные со строительством Петром I не реке Воронеж флота. Место было выбрано неслучайно — река является притоком Дона, по которому можно попасть в Азовское море. Это нужно было для захвата турецкой крепости. Для такого благого начинания пришлось пожертвовать лесами, расположенными рядом с верфью — деревья использовали для строительства кораблей.
В результате река начала мелеть, дабы спасти ее от пересыхания возвели шлюзовые системы. Над проектом трудился английский инженер Пери, на тот момент это было достаточно инновационный замысел. Для удобства прохождения судов были возведены деревянная плотина и двухстворчатый шлюз. Та плотина просуществовала до 1931 года, однако свое назначение она перестала выполнять задолго до этого.
Река стала превращаться в болото, эту проблему можно было решить либо посредством ее осушения, либо затопления. Второй вариант оказался предпочтительнее — в городе разрастались промышленные предприятия, которым необходимо было водоснабжение. Однако реализацию задуманного пришлось отложить: грянула Великая Отечественная война. После нее сильно разрушенный город долго приходил в себя, в первую очередь необходимо было восстановить инфраструктуру города и промышленность.
К проекту водохранилища вернулись только в 1967 году. Над его созданием работали всего 3 года (изначально на это отводилось 15 лет), такая спешка аукнулась в будущем. Очистке, углублению и выравниванию поймы реки не уделили должного внимания, в итоге глубина водоема была крайне малой — менее 3 м. Кроме того, на предприятиях, которые должны были пользоваться водоемом, не установили очистные сооружения. В 1971 году русло реки Воронеж перекрыли и стали заполнять водохранилище. Плотина Воронежского водохранилища открылась в июле 1972 года, посредством ее шлюзов регулировался уровень воды.
Со временем появилась необходимая инфраструктура — мосты, облагороженные территории для отдыха. Жители города радовались появлению водоема, активно рыбачили, отдыхали на его берегу, летом купались. Однако со временем вода стала застаиваться, все больше загрязняясь. В начале 1990-х водоем признали непригодным для купания. Предпринимались неоднократные попытки очистки дна, но они не были комплексными, поэтому значительного эффекта не производили.
История создания Воронежского водохранилища, видео:
Воронежское водохранилище сегодня
Проблема с загрязнением водоема остается актуальной, жители периодически замечают необычный цвет воды и неприятный запах. Одной из причин является сброс неочищенных ливневых и сточных вод. Также имеет место бытовой мусор. Сказывается и небольшая глубина, застой воды, в жаркие дни вода сильно прогревается, что активизирует деятельность синезеленых водорослей (они оказывают влияние на чистоту воды и запах). Для очищения водоема от избытка водорослей в него заселили определенные виды рыб, которые питаются ими. К примеру, с этой задачей хорошо справляется толстолобик.
Для решения проблемы также планируется углубить водохранилище, что позволит увеличить скорость течения и со временем справиться с негативными проявлениями. Работы уже провели на отдельных участках. Также уделяется внимание благоустройству территории — насыпаются пляжи, развивается инфраструктура парков отдыха. Периодически ремонтируются и мосты, которые соединяют берега водоема.
Рыбы Воронежского водохранилища
Если в первое время после создания водоема было развито промышленное рыболовство, то после загрязнения рыбалка стала исключительно любительской. Рыбу здесь ловят разве что из спортивного интереса. Конечно, в разных районах показатели чистоты воды отличаются, но есть выловленную рыбу все же рискованно. Рыбалка на Воронежском водохранилище может быть довольно удачной — в нем водится около 25 видов рыб. Среди них: судак, сом, щука, окунь, карась, лещ, карп, ерш, толстолобик, плотва и другие рыбы. Рыбаки говорят, что в северной части водоема обитают раки.
Отдых на Воронежском водохранилище
Оценить красоту водных видов, насладиться прогулками можно в парках, расположенных на берегу водоема. Популярен среди населения парк «Алые паруса» — это сосновая роща с необходимой для отдыха инфраструктурой. Здесь приятно прогуливаться по дорожкам, кататься на велосипеде и роликах, отдыхать на скамейках, устраивать пикники на специальных площадках. Летом работает обустроенный пляж, хоть купаться и не рекомендуется, зато можно позагорать.
Среди развлечений — открытая театральная площадка, летний кинотеатр, танцевальная площадка. Любители активного отдыха могут позаниматься на уличных тренажерах, поиграть в футбол, баскетбол, пляжный волейбол. Есть веревочный парк, скалодром, детские игровые площадки. Летом работает прокат лодок и катамаранов. Зимой устраиваются горки для катания на санках и тюбингах, заливается каток.
Еще один парк в окружении сосен называется «Дельфин», здесь также любят отдыхать жители и гости города. Он располагает к неспешным прогулкам, наслаждению свежим воздухом. Летом приятно отдохнуть на пляже, любуясь речной гладью водохранилища. В ближайшее время в нем появится много развлекательных зон для посетителей всех возрастов.
Кроме того, на берегу водоема располагается санаторий имени Горького, где лечат сердечно-сосудистые, эндокринологические, неврологические, травматологические, урологические заболевания. Постояльцы проживают в комфортных условиях в экологически чистом районе с живописным видом на водоем.
Красоту водохранилища можно оценить во время прогулки по нему на теплоходе, причал находится между Чернавским мостом и Адмиралтейской площадью. На последней у пристани также находится интересный музейный объект — копия первого российского линейного корабля «Гото Предестинация». Посетители могут взойти на борт и узнать об условиях службы и быта на корабле начала XVIII века.
Как добраться
Можно посетить как правый, так и левый берег водохранилища. На правом можно побывать на Адмиралтейской площади и посетить корабль-музей «Гото Предестинацию», а также покататься на теплоходе. Ближе всего к нему находится остановка «Адмиралтейская площадь», здесь останавливается, автобус № 93. Маршрут ходит довольно редко, поэтому удобнее добираться до остановки «Воронежский государственный университет». Доехать до нее можно на:
От нее до набережной и музея нужно будет пройти около 1 км.
Как дойти до набережной от остановки «Воронежский государственный университет»
На левом берегу можно полюбоваться водоемом из парка «Алые паруса», рядом с ним находится остановка «Арзамасская улица». Здесь проходит маршрут:
От остановки до входа в парк около 300 метров.
Также можно добраться на такси, в городе работают приложения Яндекс. Такси, Везет, Максим, Gett.
Воронежское море: 40 км красоты, а 40 км…
В этом рассказе я опишу и покажу Воронежское водохранилище по результатам своего заплыва на моторной лодке вдоль всех его берегов одним прекрасным сентябрьским днём. Как Стамбул — город контрастов, так и Воронежское «море» — сильно различается в разных своих концах. Читатель наверняка порадуется красивым фотографиям живописной части водохранилища. Но его эстетические чувства вполне возможно будут оскорблены печальными картинами грязной стороны водоёма. Кроме того, появится повод обсудить кого же я увидел на несколько мгновений в самом страшном месте Воронежского моря.
По заказу Воронежского областного правительства в тот день нам предстояло провести батиметрические исследования на нескольких километровой длины ключевых участках вдоль берегов. Места эти были равномерно раскиданы по всем сторонам водохранилища. Более конкретно задача состояла в промере глубин по двум профилям, проходящим в пределах участков на расстоянии 100 и 50 м от берега. Одновременно надо было фиксировать все лежащие на дне или торчащие изо дна подводные объекты.
Для этих целей у нас имелся локатор бокового обзора. Также позвали знакомого шкипера с моторкой. Денег как всегда выделили мало, поэтому всю работу хорошо было выполнить за раз. На второй день работа лодки была бы уже за счёт зарплаты. Поскольку всегда надо быть готовым к неожиданностям я спланировал маршрут не по кругу водохранилища. Решил, что учитывая малую ширину водоёма лучше змейкой пробежать по всем расположенным рядом участкам начиная с севера, затем в центре, а юг оставить на потом, если что-то пойдёт не так.
Встреча со шкипером была назначена в 6 утра на пляже у Северного моста с левобережной стороны его. Там был удобный подъезд для спуска лодки на воду. Приехав чуть раньше я застал предрассветный туман, который широкими розовыми волнами поступал откуда-то со стороны Отрожки (с северо-востока).
День только начинался, но всюду уже кипела жизнь. Хохлатые чомги элегантно плавали вокруг редких рыбачков, дремлющих в своих лодчонках. Жирные кряквы стайкой деловито неслись по-над водой куда-то вдоль берега. Выше без видимой цели барражировали озёрные чайки. Всюду вдоль берега хлопотливо сновали крохотные чирки.
К семи часам лодка была накачана, мотор подвешен, сонар укреплён и плавание началось! Поплыли вдоль левого берега на север. На первом же участке у намывной территории рядом с железнодорожным мостом обнаружили рекордную для всего водохранилища глубину — 22 метра. Конечно это искусственная яма, высосанная земснарядом при намыве песка. Заглянули там в Гнилой затон — рукотворный застойный водоём.
После Отрожки берега стали дичать. Верхняя часть водохранилища живописна в любое время года! По берегам здесь находятся снабжающие город водозаборы. Поэтому чистоту и порядок блюдут. Видно, что вода довольно прозрачная.
Двигались вдоль левого берега по искусственному фарватеру. Здесь специально расчищают тростниковые заросли и углубляют дно чтобы было удобно ходить катерам. В 70-80-е годы этим путём курсировали пассажирские суда в Липецк. За год перевозили до 200 тысяч человек. Сейчас это невозможно из-за нескольких низководных мостов через реку Воронеж.
Живности на воде виднелось всё больше и больше. Стайки разных уток при нашем появлении из-за очередного тростникового островка лишь чуть перепархивали в сторону уступая дорогу, но пугались не сильно. Серые цапли, одиноким столбиком стоящие у края водной растительности, провожали лодку долгим недовольным взором.
Рано наступившая осень уже окрасила некоторые деревья в яркие цвета. На тихой воде они давали изумительные отражения! Взошедшее солнце разогнало туман и согрело нас слегка озябших. Настроение стало прекрасным и работа пошла непринуждённо.
Дошли до конца водохранилища, перебрались на правый берег и поплыли на юг вдоль высокого склона, поросшего Нагорной дубравой, которая сейчас заказник, а тогда была просто землями гослесфонда. В окружении высоких дубов на берегу и зарослей кубышек на тёмной воде появилось непреодолимое желание пристать и немного понежиться на тёплышке. Что мы и сделали. Попили чайку из термоса, перекусили бутербродами. Хорошо что сделали это, а то больше в тот день отдыхать нам уже не довелось…
Шкипер даже успел закинуть удочку. Так, душу отвести — рыбаку это нужно. Но некогда прохлаждаться! Работы ещё почти что и не убавилось.
У правого берега глубины большие, ведь здесь до сих пор сохранилось затопленное русло реки. А в нём есть зимовальные ямы, объявленные памятниками природы, и быстрое движение запрещено. Поэтому плыли не спеша и тихо радовались на красоту.
Но вскоре выбрались из живописных верховьев и вплыли в центральную часть водохранилища. Здесь вода сразу предстала изрядно мутной. То там, то сям плавали мусорные острова, гонимые ветром с одного берега к другому. Локатор бокового обзора постоянно выхватывал многочисленные подводные объекты: утонувшие лодки и ушедшие под лёд машины, торчащие столбы и лежащие трубы…
Работали ещё у Чернавского моста, также вокруг намывной территории рядом с Вогресовским мостом, но отвлекаться не хотелось, поэтому фотографий оттуда нет. Точнее центр Воронежа поснимал лишь на обратном пути.
Гораздо хуже с экологией стало, когда, миновав Вогресовский мост, попали в низовья водохранилища. Мост получил своё название в честь стоящей рядом ТЭЦ-1, которая с 1933 по 1959 годы называлось Воронежской государственной районной электростанцией (ВоГРЭС). Она сбрасывает в водохранилище тёплую воду благодаря чему одноклеточные синезелёные водоросли чувствуют себя прекрасно. Для справки въедливому читателю я знаю, что названия комбинированных цветов пишутся через дефис, но тут другое дело.
Цианеи, как называют ещё этих водорослей-бактерий, живут всего лишь сутки, а потом отмирают, гниют и отравляют воду. Тем не менее на бетонном береговом откосе ниже ТЭЦ сидело множество рыбаков. Интересно куда они потом девают эту токсичную рыбу? Ни одна уважающая себя кошка точно есть её не станет.
Подплыли к сбросу левобережных очистных сооружений. Раньше они принадлежали авиазаводу и для одного него были вполне достаточны. Но ещё в советские годы к ним подключили весь левый берег Воронежа, который тогда активно застраивался. Постепенно эта часть города всё росла и в какой-то момент очистных мощностей стало остро не хватать. Временами они просто сливают канализацию напрямую в водохранилище без очистки. И даже после обработки сбросы называются лишь осветлёнными, а не очищенными. Эти стоки служат пищей для одноклеточных водорослей, которые активно размножаясь в подогретой от ТЭЦ воде, формируют не просто скопления, а плотные водорослевые маты.
Шкипер, старый речной волк, начал проявлять беспокойство так как глубина водоёма сильно сокращалась и маты всё уплотнялись. Как изюм в зелёной булке местами красовались большие чёрные лепёшки la merde. Под этой массой легко было не заметить препятствие и наскочить на какой-то штырь. Однако обороты двигателя шкипер не сбавлял. Скорость движения и так сильно упала, а наша резиновая лодка пробиралась как ледокол в Арктике — выползала на маты, продавливала их чтобы вновь упереться в следующую преграду…
Первый галс на 100-метровом удалении от берега прошёл нормально. Преодолев участок по всей его протяжённости подошли и на 50 м чтобы двигаться в обратном направлении. Ревя на пределе возможностей 30-сильная хонда с огромным трудом дотолкала лодку до середины участка что прямо напротив сброса.
И тут произошло то чего так боялся шкипер. В очередной раз раздвинув водорослевые маты лодка провалилась словно в Бермудском треугольнике ниже уровня воды и села днищем на что-то острое. Будто нарочно штырей вокруг было понатыкано как в волчьей яме. Сонар показывал массу газовых пузырей, поднимающихся со дна. Из-за них вода превратилась в пену, хуже держащую лодку на плаву.
Глубина около метра, так что разделить участь Титаника нам не сулило, но и плыли же не по воде, а по зловонной жиже, попадать в которую совсем не хотелось. Поэтому взяв вёсла принялись подобно Мюнхгаузену пытаться сами себя поднять из болота. Нам конечно было легче чем барону. Ведь он в одиночку тащил себя с лошадью, а нас было двое в одной лодке. Но с мотором.
Отталкиваясь вёслами ото дна изо всех сил, но очень аккуратно чтобы не пропороть днище, глубокими глотками наполняя смрадом лёгкие, мы настойчиво пытались выбраться из вонючей ловушки. Что я увидел на берегу в этот момент вполне можно отнести на галлюцинацию, вызванную отравлением. По крайней мере шкипер ничего не заметил, но он признался, что и не смотрел в сторону берега совсем. Ведь ему ещё приходилось придерживать мотор чтобы не цеплял винтом за дно. Я же одним глазом поглядывал в сторону суши, но о том чтобы взять в руки фотоаппарат и речи не могло быть. Так что читателю опять придётся поверить мне на слово.
До этого я никого не видел, а тут заметил, что на береговой кромке, широко расставив ноги, утвердив их по разным сторонам водопропускного лотка, стоял высокий худой человек весь в белом. И его белая одежда была не защитным комбинезоном бакзащиты. Беспечно пропуская меж ног бурный поток фекалий стоял элегантный мужчина в белой тройке с белой сорочкой, белым галстуком и в белых туфлях. Не хватало ему только белой широкополой шляпы и образ был бы законченным. Почти как Паратов в »Жестоком романсе». Но тот был с чёрным галстуком или в красной жилетке и не на столько худ.
Мужчина величественно возвышался над пейзажем скрестив руки на груди и отрешённо смотря поверх наших голов куда-то вдаль. Отчаянные барахтанья прямо перед носом однако ж казалось ничуть не трогали его. Возможно поэтому сей образ умиротворённой сияющей чистоты посреди грязи и зловония не вызвал в моём отравленном сознании никаких душеспасительных ассоциаций. Лишь с большей энергией я принялся налегать на весло, пытаясь хоть ещё немного продвинуть лодку.
Время остановилось, и я даже не помню долго ли мы выбирались. Но наконец поняли, что ни лодка днищем, ни мотор винтом уже ничего не цепляют. Чуть расслабившись я схватился за фотоаппарат чтобы запечатлеть эту фантасмагоричную фигуру на берегу. Но там уже никого не было…
Шкипер тем временем досадливо охал, рассматривая надтреснутый винт и остатки изрядно потраченного горючего. Хотя в лодке лежали ещё две запасные канистры, он стал сомневаться, что бензина вообще хватит чтобы просто вернуться к месту старта. Если ещё раз так завязнем, то домой точно придётся идти на вёслах.
Всё же продолжили работу и направились в Масловский затон. Это залив на юге-востоке водохранилища, можно даже сказать лиман речки Тавровки. В этом заливе вода застаивается и, будучи «обогащённой» стоками находящихся чуть выше очистных сооружений, изрядно гниёт. Бедные жители стоящего у затона большого села Масловка (ныне это одноимённый микрорайон города) вынуждены дышать сей вонью всё время пока нет льда.
Проблемы из советского прошлого. Как появилось воронежское «море» и почему начало цвести
Видеоистория города в спецпроекте «Вести Воронеж».
Для просмотра видео включите поддержку javascript в браузере, или используйте браузер, который поддерживает HTML5 видео
Фото: Вести Воронеж
Воронежское море, похоже, претендует на звание «лазурного берега». Ядовито-зелёный оттенок водохранилища на этой неделе ужаснул жителей города. В такой цвет водоём окрасился даже в районе Адмиралтейской площади.
Сделать реку Воронеж полноводной мечтали и в Петровское время, и в 20-х годах прошлого века. Идею воплотили в жизнь лишь полвека назад. Нетипичный проект такого моря в городе разработал тогда ещё Ленинградский институт. Как шло строительство, можно увидеть в архивных кадрах из сюжета корреспондента «Вести Воронеж» Регины Хартюновой.
Работ такого масштаба наш город, похоже, никогда не видел. На этом фоне спецтехника кажется игрушечной. Только арматура здесь длиной в десятки метров. Но, несмотря на значительные размеры, её строители соединяют с точностью до сантиметра. Другие, тем временем, бетонируют основание. Объект, который возводят на этих кадрах 1968 года, основа всего воронежского «моря» – его плотина.
Буквально за год до открытия водохранилища, в 1971 году, часть его территорий начали засыпать. Так укладывали основание для будущей спортивной базы у Чернавского моста. Той, что сейчас реконструируют. На Вогрэсе тем временем шли последние приготовления к запуску объекта. Дамбу пытались как можно скорее облицевать бетонными плитами. В конце июля 1972 года водохранилище, наконец, заполнили.
– Если вспомнить, какая река была в 60-е – 70-е годы, я близко жил там, почти везде её можно было перейти по пояс, в некоторых местах – по грудь. Река сильно мелела и могла превратиться просто в отдельные заболоченные участки. Так как питания реками, которые впадают в Воронеж, было недостаточным, – вспоминает профессор кафедры гидравлики, водоснабжения и водоотведения ВГТУ Владимир Щербаков.
Водохранилище строили для нужд предприятий, но и воронежцы его появлению поначалу были несказанно рады. Так появились новые зоны для купания, рыбалки, прогулок на катерах и моторных лодках. Зимой же акваторию водохранилища облюбовали «моржи», гуляя на морозе лишь в плавках и резиновых шапочках.
– Работу свою водохранилище сделало. Первые 10 лет воды достаточно было в нём, сразу же наполнились подземные реки, и для промышленных предприятий тоже была польза – они построили водонапорные станции. Но сегодня мы ощущаем то, что тогда было недоделано, – отмечает главный инженер «Стройтрест-2» в 1972 году Геннадий Сафронов.
По словам самих же строителей, при запуске Воронежского водохранилища они, похоже, поторопились. Лето 1972 года было слишком жарким, поэтому заполнять его надо было срочно. В итоге так и не решили проблему с глубиной. Если у плотины до дна всегда в среднем было метров 10, то, например, между Вогрэсовским и Чернавским мостами всего два – три. Совсем скоро водохранилище стало цвести. Этим летом от синезелёных водорослей и жаркого июня оно окрасилось даже в центральной части города.
В 90-х в городе впервые серьёзно задумались над очисткой водоёма. Специальный аппарат для этого разработало КБХА. Во время перестройки космическое предприятие переживало нелёгкие времена. И вместо жидкостных ракетных двигателей там стали шить одежду, производить диваны и даже колбасу. Среди всего ассортимента новых направлений эта необычного вида система по озонированию воды хоть как-то была приближена к науке. Правда, пользовались разработкой, в основном, другие регионы.
Загрязнение вод воронежского «моря» тогда связывали не с водорослями. В интервью автору программ нашей телекомпании Николаю Колтакову главный санитарный врач области того времени Михаил Чубирко рассказывал, во всём виноваты отходы от промышленных предприятий.
– Все наши практически водозаборы соединены с водохранилищем гидрологической связью. Органические загрязнения попадают в наши водоносные горизонты. Я обращаюсь к администрации города Воронежа с тем, чтобы в ближайшее время этой проблеме уделили серьёзное внимание. Может быть, в следующем году, хотя бы на одной из станций – на №4, 8 или 3, где самая плохая вода, нам всё-таки поставили озонатор и подавали населению качественную воду. Ту, которую должны пить люди, – рассказывал тогда Михаил Чубирко, занимавший пост главного санитарного врача Воронежской области с 1988 по 2005 годы.
Но ни в следующем году, ни позже – систему так и не внедрили. Теперь водохранилище делают глубже – скорость течения вырастет, а заодно, уверены экологи, вода очистится и пропадёт и уже ставшей легендой едкий запах городского моря.