какое минимальное количество осадков и за какой период позволяет отнести очень сильный снег к чс
Приказ МЧС РФ N 329 от 8 июля 2004 года «Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях»
(с изменениями на 24 февраля 2009 года)
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334, от 30 декабря 2003 года N 794, приказом МЧС России от 7 июля 1997 года N 382 (по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждается, исх. N 07-02-1277-97 от 12 августа 1997 года) и в целях совершенствования статистического учета чрезвычайных ситуаций
Приложение
к приказу МЧС России
от 8 июля 2004 года N 329
(с изменениями на 24 февраля 2009 года)
Критерии информации о чрезвычайных ситуациях
Наименование источника ЧС | Критерии отнесения к ЧС | |
1. Техногенные чрезвычайные ситуации 1.1 Транспортные аварии (катастрофы) ________________ | ||
1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.2. Прямой материальный ущерб: гражданам – 100 МРОТ; предприятиям, учреждениям и организациям (далее по тексту – организации) – 500 МРОТ. | ||
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | ||
1.1.1-1.1.2. Крушения и аварии грузовых и пассажирских поездов и поездов метрополитена | 1. Любой факт крушения поездов. 2. Повреждения вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди. 3. Перерывы в движении: | |
1.1.3-1.1.4. Кораблекрушения, аварии, повреждения грузовых, пассажирских судов, судов атомного флота, маломерных судов и судов флота рыбной промышленности, повреждения судами береговых, гидротехнических и других объектов. | 1. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 1 т и более. 2. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз*. 3. Затопление, выбрасывание на берег судов в результате шторма (урагана, цунами), посадка судов на мель – любой факт аварии (катастрофы). 4. Столкновение, опрокидывание, затопление, выбрасывание на берег, посадка на мель маломерных судов с гибелью 5 и более человек или пострадавших 10 и более человек. 5. Аварии на маломерных судах, перевозящих опасные грузы. | |
________________ * За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ (например, в местах выпуска сточных вод). | ||
1.1.5-1.1.6. Авиационные и ракетно-космические катастрофы и аварии в аэропортах, на стартовых площадках и в населенных пунктах и вне аэропортов, стартовых площадок и населенных пунктов | Падение, разрушение воздушного судна, ракетно-космического изделия (аппарата) – любой факт падения, разрушения. | |
1.1.7. Аварии (катастрофы) на автодорогах (крупные дорожно-транспортные аварии и катастрофы) | 1. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы – любой факт аварии. 2. Повреждение 10 и более автотранспортных единиц. 3. Прекращение движения на данном участке на 12 часов вследствие ДТП – решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий. 4. ДТП* с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек). | |
________________ * Исключая пожары при ДТП | ||
1.1.8. Транспортные катастрофы и аварии на мостах, переправах, в тоннелях, горных выработках, на железнодорожных переездах | 1. Любой факт крушения поездов. 2. Повреждение ж.д. вагонов, перевозящих опасные грузы, в результате которых пострадали люди. 3. Решение об отнесении к ЧС перерыва в движении по ж.д. магистралям (внутренним водным путям) принимается комиссиями по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления на основании рекомендаций руководителей предприятий и организаций ж.д. транспорта (речного транспорта). 4. Перерыв в движении: 5. Аварийный разлив нефти и нефтепродуктов в водные объекты в объеме 5 т и более. 6. Аварийное попадание в водоемы жидких и сыпучих токсичных веществ с превышением ПДК в 5 и более раз. 7. Аварии на автомобильном транспорте, перевозящем опасные грузы в населенном пункте – любой факт аварии. 8. Прекращение движения на данном участке автодорог на 12 часов вследствие ДТП – решение об отнесении ДТП к ЧС принимается комиссиями по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления в зависимости от местных условий. 9. ДТП* с тяжкими последствиями (погибли 5 и более человек или пострадали 10 и более человек). 10. Повреждено 10 и более автотранспортных единиц | |
1.1.9. Аварии на магистральных газо-, нефте-, продуктопроводах | Любой факт разрыва | |
1.1.10. Аварии на внутрипромысловых нефтепроводах | Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а в местах пересечения водных преград и при попадании в водные объекты 5 т и более | |
1.1.11. Аварии на плавучих буровых установках и буровых судах, на морских стационарных и полупогруженных платформах по добыче и эксплуатации месторождений нефти и газа | Вылив нефти в объеме 20 т и более | |
1.2. Пожары и взрывы (с возможным последующим горением) * | ||
________________ * Учет пожаров и последствий от них осуществляется в соответствии с Порядком учета пожаров и их последствий, утвержденным приказом МЧС России от 21.11.2008 N 714 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12 декабря 2008 года, регистрационный N 12842), и в информации о чрезвычайных ситуациях не отражается.(Примечание в редакции, введенной в действие приказом МЧС России от 24 февраля 2009 года N 92. | ||
А. Общие критерии | ||
1.2.1. Пожары в зданиях, сооружениях, установках (в т.ч. магистральные газо-, нефте-, продуктопроводы) производственного назначения | 1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более. | |
1.2.2. Пожары в зданиях, сооружениях, установках сельскохозяйственного назначения | 1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более. | |
1.2.3. Пожары в зданиях, сооружениях и помещениях предприятий торговли. Пожары в складских зданиях и сооружениях | 1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более. | |
1.2.4. Пожары на транспортных средствах (в т.ч. железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный транспорт) | 1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более. | |
1.2.5. Пожары в зданиях (сооружениях) жилого, административного, учебно-воспитательного, социального, культурно-досугового назначения, здравоохранения | 1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более. | |
1.2.6. Пожары на объектах другого назначения | 1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.2. Прямой материальный ущерб: 1500 МРОТ и более. | |
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | ||
1.2.7. Пожары на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы | Любой факт пожара или взрыва | |
1.2.8. Пожары (взрывы) в шахтах, подземных и горных выработках, метрополитенах | Пожары (взрывы) в метрополитене – любой факт пожара или взрыва. | |
1.2.9. Обнаружение неразорвавшихся боеприпасов | 1. Обнаружение боеприпасов в районе вооруженных конфликтов или обнаружение боеприпасов времен Великой Отечественной войны – решение об отнесении происшествия к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС. | |
2. Обнаружение боеприпасов вне района вооруженного конфликта – любой факт обнаружения в населенном пункте; в остальных случаях решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС. | ||
1.2.10. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) | 1. Обнаружение взрывчатых веществ (боеприпасов) в районе вооруженных конфликтов – любой факт обнаружения складов взрывчатых веществ (боеприпасов). 2. Обнаружение (утрата) взрывчатых веществ (боеприпасов) вне района вооруженного конфликта – решение об отнесении факта обнаружения к источнику происшедшей ЧС принимают органы управления по делам ГО и ЧС. | |
1.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) аварийно химических опасных веществ (АХОВ) А. Общие критерии | ||
1.3.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ при их производстве, переработке или хранении (захоронении) | 1. О факте пролива на грунт токсичных веществ сообщается как о ЧС по решению органа управления по делам ГО и ЧС. Превышение ПДК (ПДУ) в пределах санитарно-защитной зоны, по которому аварию относят к источнику происшедшей ЧС, устанавливается органами управления по делам ГО и ЧС с учетом местных условий. | |
1.3.2. Образование и распространение АХОВ в процессе химических реакций, начавшихся в результате аварии. | 2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением (ПДК (ПДУ) в 5 раз и более*.3. Максимальное разовое превышение ПДК экологически вредных веществ в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 раз и более. 4. Превышение ПДУ в 50 и более раз при загрязнении почв (грунтов) на площади 100 га и более. 5. Число погибших – 2 чел. и более. 6. Прямой материальный ущерб: | |
________________ * За исключением мест, где нормативные документы допускают большую концентрацию загрязняющих веществ | ||
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | ||
1.3.3. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) АХОВ | Любой факт выброса токсичных веществ. | |
1.3.4. Аварии с боевыми отравляющими веществами | Любой факт аварии. | |
1.3.5. Обнаружение (утрата) источников АХОВ | 1. Обнаружение (разливы) ртути – превышение ПДК: в 50 раз и более, или 30-49 раз в течение 8 часов, или в 20-29 раз в течение 2 суток. 2. Решение об отнесении факта обнаружения (утраты) источника АХОВ к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев). | |
1.3.6. Выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ* | Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев). | |
________________ * Для отраслей ТЭК “Внезапные выбросы метана, углекислого газа и других опасных химических веществ”. | ||
1.3.7. Выбросы на нефтяных и газовых месторождениях нефти и газа (открытые фонтаны нефти и газа) | Решение об отнесении факта выброса к ЧС принимается органами управления по делам ГО и ЧС (в случае, если не достигнуты вышеприведенные значения общих критериев). | |
1.3.8. Аварии с разливом нефти и нефтепродуктов* | Аварийный выброс нефти в объеме 20 т и более, а при попадании в водные объекты 5 т и более. | |
1.4. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса, сброса) радиоактивных веществ (РВ) А. Общие критерии | ||
1. Третий (серьезный) инцидент и более высокие уровни событий (аварий) по международной шкале ядерных событий (ИНЕС) на АЭС или иных ядерных установках. 2. Распространение загрязнения за санитарно-защитную зону с превышением ПДК (ПДУ) в 5 и более раз. 3. Максимальное разовое превышение ПДК в поверхностных, подземных и морских водах (вне зон хронического загрязнения) в 100 и более раз. 4. Превышение ПДУ при загрязнении почв (грунтов) в 100 раз и более на площади 100 га и более. 5. Уровни (дозы) облучения населения при радиационных авариях или обнаружении радиоактивного загрязнения, требующие вмешательства (осуществления защитных мероприятий), установленные “Нормами радиационной безопасности (НРБ-99)” (табл. 6.1-6.3). При выполнении условий: 7. Число погибших – 2 чел. и более. 3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения – более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 7 Бк/м. | ||
1.4.2. Аварии на промышленных, экспериментальных и исследовательских реакторах и ядерных экспериментальных установках военного назначения | 1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала – более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 1100 Бк/м. 2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны – более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 275 Бк/м. 3. Измеренная мощность дозы на территории зоны наблюдения – более 0,1 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 7 Бк/м. | |
1.4.3. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) РВ на предприятиях ядерно-топливного цикла | 1. Измеренная мощность дозы гамма-излучения в помещениях постоянного пребывания персонала – более 10 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 1100 Бк/м. 2. Измеренная мощность дозы гамма-излучения на территории промплощадки и санитарно-защитной зоны – более 2,5 мкЗв/ч и (или) объемная активность йода-131 более 275 Бк/м. А. Общие критерии | |
1.5.1. Аварии с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) сбросом патогенных для человека микроорганизмов на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях) | 1. Любой факт выброса (сброса) токсичных веществ. 2. Любой факт выброса (сброса) веществ, содержащих возбудитель инфекционных заболеваний людей I и II групп патогенности и опасных заболеваний животных. Вопрос об отнесении к ЧС факта выброса (сброса) веществ, содержащих компоненты, опасные для растений, решается органами управления по делам ГО и ЧС по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации | |
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | ||
1.5.2. Аварии на транспорте с выбросом и (или) сбросом (угрозой выброса и (или) сброса) патогенных для человека микроорганизмов | Любой факт выброса (сброса) патогенных для человека микроорганизмов | |
1.5.3. Обнаружение (утрата) патогенных для человека микроорганизмов | Любой факт утраты (обнаружения) патогенных для человека микроорганизмов | |
1.6. Внезапное обрушение зданий, сооружений, пород А. Общие критерии | ||
1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.2. Прямой материальный ущерб: гражданам – 100 МРОТ; организации – 500 МРОТ. | ||
1.7. Аварии на электроэнергетических системах А. Общие критерии | ||
1. Число погибших – 2 чел. и более. Число госпитализированных – 4 чел. и более.2. Прямой материальный ущерб: гражданам – 100 МРОТ; организации – 500 МРОТ | ||
Б. Критерии, учитывающие особенности источника ЧС | ||
1.7.1. Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и населения | Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более | |
1.7.2. Аварии на электроэнергетических системах (сетях) с долговременным перерывом электроснабжения основных потребителей и населения | Аварийное отключение систем жизнеобеспечения в жилых кварталах на 1 сутки и более | |
1.7.3. Выход из строя транспортных электрических контактных сетей | Решение об отнесении к ЧС перерывов в движении принимается органами управления по делам ГО и ЧС в зависимости от возможностей использования обходных путей и других местных условий | |
1.8. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения А. Общие критерии | ||
1. Аварийное отключение систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на 1 сутки и более. 2. Число погибших – 2 чел. и более. Какое минимальное количество осадков и за какой период позволяет отнести очень сильный снег к чсКритерии опасных гидрометеорологических явлений Дата введения 2003-07-01 1 РАЗРАБОТАН Главной геофизической обсерваторией им. А.И.Воейкова 2 РАЗРАБОТЧИКИ В.И.Кондратюк (руководитель разработки), Е.А.Федорова (ГГО), Н.Н.Бобровицкая (ГГИ), В.Ф.Гридасов (ВНИИСХМ), Ю.В.Лупачев (ГОИН) 3 УТВЕРЖДЕН Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидрометом) 23.08.2002 4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН ЦКБ ГМП 14 октября 2002 г. за номером РД 52.04.563-2002 5 ВЗАМЕН РД 52.04.563-96 1 Область примененияНастоящая инструкция содержит перечень и критерии опасных гидрометеорологических явлений (ОЯ), входящих в состав опасных природных явлений, и устанавливает порядок и формы подачи штормового сообщения о них. Инструкция является обязательной для организаций наблюдательной сети Росгидромета, а также для ведомственных станций и постов, привлекаемых к подаче штормовых сообщений об ОЯ. 2 Нормативные ссылки2.2 В настоящей инструкции использованы ссылки на ГОСТ Р 22.0.03-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения. 3 Определения и сокращенияВ настоящей инструкции применяются следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями. — межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. — центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. — зональная гидрометеорологическая обсерватория. — центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями. — метеорологическая дальность видимости. — автоматизированная система передачи данных. — авиаметеорологическая станция гражданская. — группа автоматического опознавания. 4 Общие положения4.1 В настоящей инструкции используется термин «опасные гидрометеорологические явления» взамен ранее применяемых терминов «стихийные гидрометеорологические явления» (СГЯ) и «особо опасные явления» (ООЯ). 4.2 Положения инструкции приведены в соответствии с требованиями Закона РФ «О гидрометеорологической службе», наставлений 6, кодов [7, 8] и «Порядка действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении ОЯ» [9] (приложение Б). 4.3 Штормовые сообщения об ОЯ формируются в наблюдательных подразделениях по результатам наблюдений за состоянием окружающей природной среды и содержат информацию, необходимую для составления прогностическими подразделениями Росгидромета предупреждений об ОЯ, а также для оповещения заинтересованных потребителей о возникновении ОЯ. 4.4 Гидрометеорологические явления и величины (наблюдаемые или измеряемые) относятся к ОЯ при достижении ими соответствующих критических значений (критериев). Критерии ОЯ устанавливаются либо по вероятности возникновения явлений, либо «директивно» с учетом результатов анализа данных гидрометеорологических наблюдений за многолетний период. При этом критерии ОЯ либо принимаются едиными для всей территории страны, либо устанавливаются дифференцированно для различных физико-географических и природно-климатических районов. 4.5 В настоящей инструкции приведен перечень ОЯ с едиными для всей территории России критериями. В целях повышения эффективности гидрометеорологического обеспечения потребителей перечень ОЯ, приведенный в разделе 5, может быть сокращен или дополнен, а критерии ОЯ уточнены с учетом местных природно-климатических и экономических особенностей территории, обслуживаемой УГМС (ЦГМС). 4.6 Штормовые сообщения подаются наблюдательными подразделениями в соответствии с критериями ОЯ, установленными для данного УГМС (ЦГМС). Обобщение результатов наблюдений за ОЯ в центрах обработки ведется по единым критериям ОЯ, приведенным в разделе 5. Гидрометеорологические явления, включенные в перечень ОЯ дополнительно, и их критерии, а также уточненные критерии ОЯ, содержащиеся в разделе 5, УГМС (ЦГМС) сообщают в головные научно-исследовательские учреждения для сведения. Обобщение дополнительно включенных ОЯ УГМС (ЦГМС) производят по своему усмотрению. 4.7 Информацию о НГЯ передают заинтересованным потребителям на договорной основе. Форма подачи сообщений о НГЯ устанавливается УГМС (ЦГМС) по согласованию с потребителем и с учетом требований наставлений гидрометеорологическим станциям и постам по производству наблюдений. Допускается подача сообщений о НГЯ открытым текстом с принятыми телеграфными сокращениями. В прогностические организации и подразделения Росгидромета сведения о НГЯ по указанию УГМС (ЦГМС) подаются в синоптической телеграмме в группе 9 по коду КН-01 [7]. 4.8 К наблюдениям за ОЯ привлекаются все организации наблюдательной сети Росгидромета и их сетевые наблюдательные подразделения (ЦГМС, ГМО, ЗГМО, ГМБ, АМЦ, станции, посты, экспедиционные отряды, гидрографические и другие партии). Ежегодно ЦГМС-Р (ГМЦ) составляют «Список наблюдательных подразделений, подающих штормовые сообщения», утверждаемый руководителем УГМС. В этот список включают также ведомственные станции и посты, привлеченные к подаче штормовых сообщений об ОЯ. Для наблюдательных подразделений, включенных в список, указывают адреса подачи штормовых сообщений, порядок и средства передачи сообщений. 4.9 Перечень и критерии ОЯ, а также адреса подачи штормовых сообщений доводятся до сведения каждого сетевого наблюдательного подразделения. По решению УГМС в перечень могут быть дополнительно включены НГЯ, о которых следует подавать экстренную информацию потребителям. 5 Перечень и критерии опасных гидрометеорологических явленийПеречень ОЯ, их определения и критерии приведены в таблицах 1-4.
|