какое место занимали текст и слово в работах концептуалистов
Какое место занимали текст и слово в работах концептуалистов
Концептуальное искусство!
Что такое концептуализм!
Что такое концептуальное искусство?
Какой же смысл несет в себе это словосочетание? Какое проявление «искусства» и «современного искусства» заключается в этих словах?
Обратимся к самому названию или термину – «концептуализм».
С латинского языка conсерtus переводится, как «мысль». И действительно, за всем концептуальным искусством стоит в определенной форме та или иная мысль.
Концептуальное искусство – это направление в авангардистском искусстве 20-го века, поставившее целью переход от создания художественных произведений к воспроизводству «художественных идей» (так называемых концептов), которые инспирируются в сознании зрителя с помощью надписей, графиков, диаграмм, схем и т. п.
Концептуальное искусство!
Концептуальное искусство направлено автором не на эмоциональное восприятие, а к интеллектуальному осмыслению увиденного, услышанного и ощущаемого.
Концептуальные объекты могут формироваться и существовать в виде фраз, текстов, схем, графиков, чертежей, фотографий, аудио- и видео- материалов.
Объектом концептуального искусства может стать любой предмет, явление, процесс, поскольку концептуальное искусство представляет собой чистый художественный жест.
Концептуальное искусство! История концептуализма!
Классическим христаматийным образцом концептуализма считается композиция Джозефа Кошута «Один и три стула» (1965), включающая стул, его фотографию и описание предмета из словаря.
Сама идея взять в качестве предмета искусства уже готовый стул далеко не нова и не случайна. Еще в 1917 году известный дадаист Марсель Дюшан изготовил первый реди-мэйд «Фонтан». Это был обыкновенный писсуар, подписанный псевдонимом художника.
Суть инсталляции Дюшана заключалась в том, что готовый фабричный предмет не мог быть произведением искусства, но так как к нему свою руку приложил художник, он автоматически приобретает художественную ценность.
Таким образом, Дюшан практически подготовил почву для возникновения современного концептуализма.
В данном случае возникла двоякость ситуации: это произведение обладает художественными качествами, потому что некогда было нарисовано художником Де Кунингом или затем стерто художником Раушенбергом.
Изобретение термина «концептуальное искусство» и введение его в обиход приписывают американскому философу и музыканту Генри Флинту. Так называлось его эссе 1961 года (Conceptual Art), опубликованное в книге An Anthology of Chance Operations под редакцией Джексона МакЛоу и Ла Монте Янга в 1963 году.
В 1970-е годы в концептуальном искусстве весьма резко проступили социально-протестные тенденции, обновившие методы фотоплаката и фотомонтажа, но затем в нем, как правило, доминировала либо отрешенная философская созерцательность либо язвительная самоирония (типичная для стилистики так нываемой «нео-гео» 1980-1990-е годы).
К числу видных концептуалистов относят М.Дюшана, Д.Кошута, Р.Раушенберга, Х. Хааке, Б. Крюгера, Дж. Хольцер в США, Д. Бюрена во Франции, М. Мерца в Италии.
Современное концептуальное искусство!
Концептуализм в искусстве! Современное концептуальное искусство! Появление концептуального искусства! История концептуального искусства!
Что надо знать о концептуализме?
Крайне концептуально, что название статьи – уже с копирайтом. По ссылке вы сможете ознакомиться со статьей Дмитрия Александровича Пригова о концептуализме, здесь же мы постараемся ответить на этот вопрос не с точки зрения профессионального художника, выросшего в окружении работ московского концептуализма, а с более общечеловеческой.
Концептуализм — направление, возникшее в Америке и Европе в 1960-х гг., но также имеющее богатое наследие и в русской культуре. Это его отличает от современных ему направлений — абстрактного экспрессионизма и поп-арта, которые на территории Советского Союза трансформировались в совсем другие (см. статью соц-арт)
1987. Фанера, акрил. 24×30 см
Главным объектом концептуального искусства является идея, поэтому оно часто работает с текстом. По сути, оно изучает границу между текстом и визуальными образами. Произведением концептуального искусства может быть не только картина, но также и скульптура, и инсталляция, и перформанс.
Самыми яркими представителями концептуализма на западном фронте можно назвать Джозефа Кошута, Ива Кляйна, в некоторые периоды творчества — Пьеро Мандзони, Роберта Раушенберга. Кроме Кошута, остальные художники приходили к концептуализму и через какое-то время отказывались от него.
Среди московских концептуалистов основными являются Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, далее — Андрей Монастырский, Игорь Макаревич и группа «Коллективные действия», в некоторых своих работах — группа «Гнездо».
Обратите внимание, что мы не пишем «стиль», мы пишем «направление» — у концептуального искусства нет единого «стиля» — как, скажем, у импрессионизма. Самыми характерными стилевыми особенностями можно называть частое присутствие текста на картине.
«Текст присутствует в работе либо буквально, либо текст предполагается, он как бы брезжит, просвечивает сквозь картину — как, например, на картинах Пивоварова — видно, что там рассказана история, но она рассказана фигурками, цветом, пятнами, цветовыми сегментами «- Наталья Сидорова, (искусствовед, преподаватель образовательной программы «По следам современного искусства» в Музее современного искусства «Гараж», старший научный сотрудник отдела Новейших Течений в Государственной Третьяковской Галерее)
Виктор Пивоваров «Говорит Москва…».1992
Самым показательным примером, на котором разбирают понятие «концептуальное искусство», является работа Джозефа Кошута «Один и три стула», или его многочисленные описывающие сами себя произведения из неоновых ламп. Кошут великолепно формулировал свое искусство: «Основное значение концептуализма, как мне представляется, состоит в коренном переосмыслении того, каким образом функционирует произведение искусства — или, как функционирует сама культура: как может меняться смысл, даже если материал не меняется. …физическая оболочка должна быть разрушена, т. к. искусство — это сила идеи, а не материала».
Джозеф Кошут, «Один и три стула».1965
Что же интересно в этом стуле? К примеру, то, что Джозеф Кошут не приезжал самолично выбирать стул в магазин, чтоб его произведение экспонировалось в новом месте. Стул выбирал ассистент куратора — по сути, неважно кто. Каждый раз, при каждом повторении это произведение будет авторства Джозефа Кошута, потому что художник — автор идеи.
Произведения Кошута описывают сами себя в большинстве случаев, не являясь при этом объектом эстетического наслаждения. Для художника важно обратиться к вашему сознанию, не затронув при этом эмоциональный спектр. Если мыслить в историческом контексте, то это вполне объяснимо — эмоциональный спектр зрителя был совершенно выжат вырывающимися на холст экзистенциальными откровениями художников-экспрессионистов.
Уильям де Кунинг, «Обмен».1955
В чем же отличие московского концептуализма от западного? Главным автором, который препарировал и определил понятие «московский концептуализм» является Борис Гройс. Он автор термина, который до сих пор в ходу — «московский романтический концептуализм». Дело в том, что западный концептуализм не содержал в своей основе литературу (имеется в виду «большая» литература).
«Оба отца-основателя московского концептуализма, Илья Кабаков и Виктор Пивоваров, называют в истоках своего творчества великую русскую литературу. У Кабакова очень часто в основе его произведений какие-то персонажи. Среди его героев появляется бездарный художник. Или человек, который ничего не выбрасывает — как в его инсталляции «10 персонажей», в которой работы Кабаковым между 10 вымышленными персонажами, каждый из которых — маленькими герой, который живет в маленькой квартире, забитый, его никто не знает, он такой застенчивый маргинальный персонаж, и он тайком, тихо, делает какие-то вещи для души. Когда он на виду, он живет тихой жизнью клерка, рабочего на фабрике и так далее. Очень незаметный человек. И этот герой, этот маленький человек — этот тот самый «маленький человек» из произведений Гоголя, Чехова», — Наталья Сидорова.
Произведения московских концептуалистов — это часто «литература», история, рассказанная не литературным языком, а в форме инсталляций, картины, или набором объектом.
К тому же, это всегда немного исповедь. Кабаков не рассказывает о себе, но он «проговаривается» о себе, доверяя свою историю, разбивая себя на несколько героев. Что-то, что есть в нем — какая-то маленькая, прячущаяся черта — он рассказывает о ней, придумав персонаж, который несет в себе эту черту в более ярко выраженном виде.
«Это важно, учитывая, что на глобальной сцене концептуализм и исповедальное искусство — совершенные антиподы — нельзя сравнивать концептуализм с экспрессионизмом — там есть исповедь, надрыв души, когда художник предельно себя выражает. Но в московском концептуализме есть некая исповедальность, даже некая эмоциональность, просто не проявленная криком», — Н. С.
Возьмем, к примеру, вышеописанную работу Кошута — «Один и три стула» — в ней нет автора. Автор в этих произведениях изымается, и даже конкретный экспонируемый предмет может быть подобран кем угодно — из этих работ мы ничего не узнаем о характере Кошута. В западно-европейской направлении это отсутствие предусмотрено нарочно, там у автора нет личной манеры и быть ее не может, нет личной истории, и есть только примат концепции.
Пивоваров и Кабаков — это киты, но есть другое поколение, к примеру, Юрий Альберт — он очень последовательный концептуалист. Его работа «Живопись для слепых» представляет собой черный щит, покрытый масляной эмалью, и на его части прикреплены маленькие полусферы, тоже покрытые этим цветом. Отходя на небольшое расстояние, зритель понимает, что это шрифт Брайля. Этим шрифтом набрана фраза «Не продается вдохновение, но можно живопись продать». Шрифт Брайля крупный, невидящий человек не смог бы прочитать, т. к. надпись слишком большая, а человек видящий не может понять, что там написано — для него это просто минимализм (см. статью про минимализм). Получается, что здесь главное — концепция, насколько мы понимаем или не понимаем искусство.
Юрий Альберт «Живопись для слепых. Визуальная культура N3» Из серии «Элитарно-демократическое искусство» 1989
Если «первая волна» концептуалистов очень серьезно относилась к своему творчеству («Искусство до нашего времени — это настолько же искусство, насколько неандерталец — это человек!»), то последователи этого направления вполне позволяли себе самоиронию в своих работах — впрочем, никогда не отказываясь от принципов произведения, рефлексирующего на тему себя и от текстового наполнения.
Что такое концептуализм в поэзии
Концептуализм От англ. conceptual art. — первое международное движение, возникшее после Второй мировой войны не только в литературе, но и в других искусствах. Само понятие У слова «концептуализм» есть два важных предшественника. Первый — это консептизм (conceptismo) в литературе испанского барокко, для которого было характерно остроумное сближение предметов, не имеющих прямого сходства. Второй — концептуализм (conceptualismus) европейской схоластики, предполагающий, что познание действительности осуществляется благодаря общим понятиям, концептам. Кроме того, в русской философии языка учение о концептах разрабатывал Юрий Степанов, работы которого читали многие концептуалисты. появилось во второй половине годов, когда художники и теоретики заговорили о том, что идея, или концепция, в искусстве важна не меньше, чем традиционные художественные средства. Особенно концептуалистов интересовало, как устроены язык и речь, почему слова значат то, что значат, и какова природа человеческой коммуникации.
Русский концептуализм — очень широкое движение, к которому относятся разные авторы и практики. Это поэзия Дмитрия Александровича Пригова и акции «Коллективных действий», живопись Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова, романы Владимира Сорокина, конкретная поэзия Всеволода Некрасова и Михаила Сухотина, работы Виталия Комара и Александра Меламида, проза и живопись группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“», наконец, песни и хэппенинги Егора Летова и группы «Гражданская оборона».
И хотя не все эти авторы согласились бы принадлежать к одному направлению, а отношения между ними иногда доходили до неприятия и вражды, все они старались преодолеть границы между разными видами искусств и интересовались тем, как работает язык. Ниже подборка из пяти произведений пяти разных поэтов, каждый из которых по своему понимал концептуализм.
Куриный суп, бывает, варишь
А в супе курица лежит
И сердце у тебя дрожит
И ты ей говоришь: Товарищь! —
Тамбовский волк тебе товарищ! —
И губы у нее дрожат
Мне имя есть Анавелах
И жаркий аравийский прах —
Мне товарищ
Дмитрий Александрович Пригов — именно так, с отчеством, он предпочитал подписываться — наверное, самый известный русский концептуалист. Его сочинения лучше всего изданы (собрание сочинений в пяти томах), выставки его художественных работ проходят в ведущих музеях, ему регулярно посвящаются научные конференции, книги и статьи. Действительно, среди русских поэтов второй половины ХХ века это одна из наиболее заметных и противоречивых фигур. Как и авангардисты начала века, Пригов пытался устранить разрыв между литературой, изобразительным искусством и жизнью. Однако если в историческом авангарде это превращало художника в героя, вызывающего на сражение весь остальной мир, то в концептуализме Пригова художник — своего рода аскет, впитывающий и перерабатывающий все сигналы мира и с помощью тяжелого повседневного труда превращающий их в искусство. Такой труд сам Пригов называл промыслом, и уже в этом определении скрыта непременная для него насмешка: все его творчество одновременно и серьезно, и шутливо, и утверждает некую истину, и насмехается над ней.
В середине годов появились стихи о Милицанере, воспринимавшиеся как тотальная ирония над советской действительностью. Пригов работал с официальной советской речью, которую его современники-интеллектуалы чаще всего презирали: будто за ритуальными формулами и шаблонами скрывался смысл.
Рисунок Дмитрия Александровича Пригова Иллюстрация из сборника статей «Пригов и концептуализм». Москва, 2014 год. © Дмитрий Александрович Пригов / Издательство «Новое литературное обозрение»
В процитированном стихотворении в бытовую ситуацию вторгается официальная речь и тут же меняет обыденную реальность. Обращение к курице («товарищь») влечет за собой ответ-фразеологизм: «Тамбовский волк тебе товарищ». Курица говорит «дрожащими» губами (хотя губ у птиц не бывает). При этом остается непонятным, кто такой Авеналах (имя составлено из половин древнееврейского имени Авенир, «отец света», и арабского «Аллах» и напоминает имена средневековых демонов), при чем здесь «аравийский прах» и к каким последствиям приведет общение героя с мертвой курицей.
В этом стихотворении можно увидеть и иронию над расхожими, лишившимися смысла выражениями, и над человеком, который не задумываясь использует их. Абсурдное и бессмысленное выражение меняет мир непредсказуемым образом, а границы между предметами и явлениями размываются. В рамках привычного языка и рутинной реальности Пригов обнаруживает присутствие потустороннего мира, и курица из супа, обернувшаяся древним демоном, намекает читателю на то, что с языком стоит быть поаккуратнее.
Концептуализм — искусство, в котором всегда идея важнее формы произведения: суть, особенности, история
Концептуализм (от латинского conceptus — «мысль, представление») — это постмодернистское направление в искусстве, которое провозглашает верховенство идеи произведения над формой его художественного выражения. Последователи концептуализма убеждены, что их картины, скульптуры, инсталляции и перформансы должны вызывать у зрителя не эмоции, а желание интеллектуально переосмыслить увиденное.
Концептуализм — это не коммерческое искусство, в нем объектами для творчества могут быть любые предметы обихода, природные материалы и даже части среды обитания человека. Художник-концептуалист не стремится создать готовое произведение, а пытается передать зрителю свои идеи, вовлечь его в некую интеллектуальную игру.
История концептуализма
Концептуализм сформировался в мировом искусстве на основе переосмысления идей авангардистских течений первой половины ХХ века — дадаизма и минимализма. Огромную роль в его зарождении сыграло творчество Марселя Дюшана (Marcel Duchamp). Гениальный художник еще в 1910-х начал использовать готовые вещи в виде провокационных произведений искусства, изобрел новаторскую технику «реди-мэйд».
В 60-е годы ХХ века в развитых западных странах начинают активно распространяться идеи необходимости дематериализации искусства. Их сторонники призывают художников отказаться от создания классических произведений (картин или скульптур). Истинное значение имеет лишь идея автора, которую можно донести до зрителя разными способами.
Название «Концептуальное искусство» (Conceptual Art) впервые применил американец Генри Флинт (Henry Flynt) в своей одноименной философской работе 1961 года. Но настоящим основоположником концептуализма принято считать Джозефа Кошута (Joseph Kosuth), который развил идеи Дюшана и призвал не ограничивать творца в средствах выражения своих замыслов.
В качестве демонстрации нового искусства Кошут в 1965 году предложил публике свою знаменитую инсталляцию «Один и три стула». Работа представляла собой сочетание трех предметов: обычного деревянного стула, его фото и описания из энциклопедической статьи.
Философия концептуализма, лишенная коммерческого подтекста, быстро нашла отклик в интеллектуальной среде. Новаторские идеи стремительно приобрели популярность не только в США, но и в странах Западной Европы. В январе 1970 года в Нью-Йорке прошла первая специализированная выставка работ концептуалистов.
В последующем десятилетии концептуализм достиг пика популярности в мировой культуре. Но и в дальнейшем интерес к этому направлению не пропал окончательно. В XXI веке концепт-искусство все так же востребовано публикой.
Основные особенности концептуализма
Концептуальные произведения искусства имеют характерные отличительные особенности. Такие работы можно определить по следующими признакам:
По мнению концептуалистов, художник вправе сам решать, что действительно является для него произведением искусства и не обращать внимание на мнение остальных людей.
Известные художники-концептуалисты
Имена известных художников-концептуалистов хорошо знакомы ценителям современного искусства. Отдельного упоминания в нашей статье заслуживают:
На портале Very Important Lot можно не только прочитать интересные статьи об искусстве, но и принять участие в арт-аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить картины и скульптуры в различных стилях напрямую у современных художников и скульпторов.