какое место занимает социальная психология среди других наук

Место социальной психологии в системе наук

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная психология — это раздел психологии, исследующий закономерности поведения и деятельности людей. Все явления, которые изучает социальная психология, обусловлены включением индивида в социальные группы, и психологическими характеристиками самих групп.

Предмет и история становления социальной психологии

Социальная психология является разделом, посвящённым исследованию человеческого поведения в социуме (обществе) и различных группах. Наука проводит анализ восприятия других людей, общения и влияния на них. Знание базовых основ социальной психологии очень важно для психологического воспитания индивида и организации его взаимодействия с коллективом.

Социальная психология имеет свое место в системе наук. Она расположилась на пересечении психологии и социологии, поскольку изучает аспекты, присущие для данных наук. В состав предмета исследования социальной психологии можно включить следующие темы:

В качестве науки социальная психология существенно «моложе», чем само «социально-психологическое мышление». Сложность создания научных аспектов социальной психологии состоит в формировании этой дисциплины из большого количества источников. По этой причине трудно выявить, на каких границах внутри того или иного раздела науки были обособлены элементы социально-психологического знания.

На формирование социальной психологии в качестве самостоятельной отрасли знаний оказывали влияние причины двоякого рода: социальные и теоретические. Наука приобрела самостоятельный статус в мировом масштабе в 1908 году. Тогда была выпущена книга В. Макдугалла «Введение в социальную психологию». В Европе начало социальной психологии было положено работой Э. Росса «Социальная психология».

Место социальной психологии в системе научного знания

Социальная психология представляет собой отрасль психологической науки. Она занимается изучением закономерностей возникновения и функционирования психологических явлений. Существование последних связано с взаимодействием индивидов в обществе и с их вовлеченностью в соответствующие группы социума.

Готовые работы на аналогичную тему

Ее возникновение произошло на стыке двух основных наук (психологии и социологии). Тем не менее, социальная психология до настоящего времени смогла сохранить особенный статус. Это привело к тому, что каждая родительская дисциплина включает социальную психологию в свой состав. Одной из причин этого является история развития, складывающаяся в недрах этих наук.

Другая причина неоднозначности положения этой дисциплины представлена объективным существованием определенных фактов общественной жизни. Их невозможно исследовать только через объединенные усилия 2 наук: психологии и социологии.

Все социальные явления, так или иначе, имеют свои «психологические» аспекты, так как проявление общественных закономерностей происходит в сфере деятельности людей, где обнаруживаются психологические феномены. При осуществлении совместной деятельности людей также могут возникать особенные типы связей общения и взаимодействия. В этом случае анализ также невозможно представить без системы социологического знания.

Вопрос о месте социальной психологии в системе наук до сих пор так и не нашел окончательного решения, поскольку относится к проблеме «границ» социальной психологии. Касательно этого вопроса имеются четыре точки зрения:

Все рассмотренные подходы остановились перед проблемой определения «границы», которая отделяет социальную психологию с одной стороны от психологии, с другой стороны от социологии. Проблема разграничения очень сложная, а понятие «границы» очень условно.

Взаимосвязь социальной психологии с другими науками

Связи социальной психологии с другими науками обладают прочностью и закономерностью. Так, философские и социологические науки дают социальной психологии возможности методологически точно и теоретически правильно подойти к пониманию сути явлений и процессов и к специфике общественного сознания.

Общая психология дает возможность социальной психологии с более высокой точностью понять и методологически правильно осмысливать психологические особенности человека (индивида, личности), который всегда является субъектом общественных отношений и выступает в качестве носителя социальной психики. Исторические науки в этой связи ориентируют социальную психологию на осуществление развития социальной психики и сознания человека на разных стадиях становления общества и отношений между людьми.

Политические науки позволяют получить понимание того, какие политические явления (процессы) и каким образом оказывают влияние на общественное сознание. Они помогают понять, как происходит изменение социальной психики людей в условиях или под воздействием политической деятельности.

Экономические науки способствуют раскрытию сути и своеобразия функционирования экономических и общественных процессов. Они показывают, каким образом отношения в экономике и обществе влияют на общественные отношения, включая проявление в их рамках социальной психики и общественного сознания индивида.

Культурология и этнология занимаются исследованием аспектов культурно-этнического развития разных общностей. Они дали возможность социальной психологии провести адекватную и правильную интерпретацию влияния культуры и национальной принадлежности на проявление социально-психологических феноменов.

Источник

Место в системе наук социальной психологии

Социально-психологическая наука занимает особое место в системе научного знания. Начало наука берет в трудах философов античности, которые раскрывали вопросы положения человека в социуме, взаимодействия между людьми, управления человеком. Уже тогда можно было отметить наличие связей социально-психологических знаний и общественных запросов. Сегодня эта взаимосвязь усиливается, исследователи утверждают, что развивающиеся потребности ощущают необходимость глубокого изучения социальных проблем, особенно, стоящих на границе социологии и психологии.

Границы социальной психологии

Социальная психология формировалась и развивалась на стыке двух наук: социологической и психологической. Каждая из «родительских» дисциплин включает социальную психологию в свой состав. Г.М.Андреева считает причиной такого включения факты общественной жизни, которые могут быть исследованы только при объединении двух наук.

Говоря о границах социальной психологии Г.М.Андреева выделяет три позиции:

Причем стык может быть понят по-разному: как отторжение социальной психологией определенной части социологии и психологии или как функционирование в не захваченных этими науками областях.

какое место занимает социальная психология среди других наук

Рисунок 1. Варианты определения границы социальной психологии с социологией и психологией

Определение границы между социальной психологией и социологией

Если говорить о границе между социологической наукой и соц. психологией, то необходимо отметить общие задачи наук. В области общей теории изучаются вопросы соотношения общественного и личностного. В области специальных социологических теорий исследуются вопросы социологии массовых коммуникаций, общественного мнения, социологии личности. Стало быть, граница проходит в сфере изучения больших социальных групп. Именно в этой сфере, по утверждению Г.М.Андреевой, особенно сложно разграничить социальную психологию и социологию.

какое место занимает социальная психология среди других наук

Рисунок 2. Границы социальной психологии и смежных наук

Д. Майерс считает, что происходит отождествление социологической и социально-психологических научных областей потому, что обе науки решают общие задачи и изучают поведенческие закономерности человека в группе. Отличие состоит в том, что социология фокусирует внимание на группах, а соц. психология – на индивидах (что думает человек о других, влияние на человека группы).

Д. Майерс приводит в качестве примера исследование супружеских отношений. Для социологов – это тенденции браков, разводов, степени совместимости. Для социальных психологов – это отдельная пара с ее особенностями.

Специфичным является социально-психологическое исследование влияния группы на отдельных людей и человека на группу.

Социальная психология при проведении исследований применяет такой метод, как эксперимент, который предполагает некоторое манипулирование факторами. Например отсутствие или наличие давления на человека со стороны членов группы. Такое манипулирование необходимо для того, чтобы посмотреть к каким результатам приводит та и другая ситуация. Социология исследует такие факторы как, экономический класс, например. Ими весьма трудно манипулировать.

Определение границы между социальной психологией и общей психологией

Здесь вопрос еще более сложный. Многие российские ученые считают, что социальная психология является результатом развития одной из сторон общей психологии, где происходит фиксация данных о взаимодействии людей друг с другом. Между науками находят много общего. Различие лишь в том, что явления с социально-психологической точки зрения исследуются более конкретно, так как зависят от микросреды, в которой существуют.

Связь наук имеет две стороны. Закономерности и процессы общей психологии отражаются в социально-психологических явлениях, но и эти явления способствуют углублению познаний об общепсихологических процессах.

Только в условиях групповой коллективной деятельности можно раскрыть особенности таких процессов, как познание, эмоции, воля и таких свойств, как темперамент, характер. Это доказывают труды многих исследователей. То есть, явления, изучаемые социальной психологией, необходимы для завершения системы общепсихологической науки.

Г.М.Андреева считает самыми близкими областями социальную психологию и психологию личности. Личность в общей психологии исследуется без учета социального контекста, и лишь социальная психология изучает социальную детерминацию. С точки зрения отечественной школы психологии личность определяется, как «заданная» обществом. А.Н.Леонтьев отмечает две формы деятельности индивидов: открытую коллективность или с глазу на глаз. Но в каких бы условиях не протекала деятельность человека, ее невозможно рассматривать без влияния на нее общественных отношений. В общей психологии происходит изучение структуры потребностей, мотивов личности. В социальной психологии изучаются действия личности в конкретных социальных группах, мотивации, потребности данной личности.

Зарубежные ученые также во главу угла ставят сходство и различие подходов общей и социальной психологии в вопросах исследования человека.

Психологи, занимающиеся исследованием личности в целом, делают упор на индивидуальные внутренние механизмы, на их различия. Например, почему у человека в большей степени проявляется агрессивность. Социальные психологи наблюдают за общей массой людей, как они оценивают и влияют друг на друга. Например, почему при определенной ситуации масса людей поступает гуманно или, напротив, жестоко.

Психологи В.В.Петухов В.В.Столин определяют место социальной психологии в системе наук следующим образом. Они рассматривают психику как систему управления поведением человека и выстраивают схему трех субъектов.

какое место занимает социальная психология среди других наук

Рисунок 3. Схема «3-х субъектов» В.В.Петухова – В.В. Столина

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что собственные позиции социальной психологии определены довольно четко, что делает возможным отделить ее проблематику от проблем смежных наук.

Источник

Место социальной психологии среди других наук

Место социальной психологии в системе научного знания. Сфера собственных интересов социальной психологии, предпосылки возникновения, предмет и проблемы. Задачи социальной психологии и проблемы общества, перспективы развития психологической науки.

РубрикаПсихология
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления01.08.2010
Размер файла706,2 K

какое место занимает социальная психология среди других наук

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

2. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

2.1 Предмет социальной психологии и ее проблемы

3. Задачи социальной психологии и проблемы общества

Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. История становления этой дисциплины вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук.

Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии. Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт. Но в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем. Следовательно, история социальной психологии должна включать в себя рассмотрение всех этих традиций, равным образом, как и выявление коренных методологических и теоретических различий в их современных формах.

2. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

2.1 Предмет социальной психологии и ее проблемы

Социальная психология по своему существу является наукой, стоящей весьма близко к острым социальным и политическим проблемам, а потому принципиально возможно использование ее результатов различными общественными силами. Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, столь необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить предмет социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Во-вторых, к моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей, как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» и позволило обсуждать судьбу социальной психологии не в качестве «буржуазной науки». Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах социальной психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук. Обсуждение этих вопросов на новом уровне становилось не только необходимым, но и возможным.

Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода. Первый из них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр.

Второй подход, напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе при их психологического знания (есть ли это раздел общей психологии, эквивалент социальной психологии или вообще самостоятельная область исследований). Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе социальную психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания. Логично, что подобный подход в большей степени оказался популярным среди психологов.

Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари, то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи следующей схемы.

Что касается социологии, то ее современная структура обычно характеризуется при помощи выделения трех уровней: общей социологической теории, специальных социологических теорий, конкретных социологических исследований. Следовательно, в системе теоретического знания имеются два уровня, каждый из которых соприкасается непосредственно с проблемами социальной психологии. На уровне общей теории исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п. Но именно эти же проблемы представляют интерес и для социальной психологии. Следовательно, здесь проходит одна из границ. В области специальных социологических теорий можно найти несколько таких, где очевидны и социально-психологические подходы, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Пожалуй, именно в этой сфере особенно трудны разграничения, и само понятие «границы» весьма условно. Можно сказать, что по предмету различий часто обнаружить не удается, они прослеживаются лишь при помощи выделения специфических аспектов исследования, специфического угла зрения на ту же самую проблему.

3. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.

Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции.

В заключение можно отметить, что в современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально- психологических знаний.

2. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.

3. Будилова Е.Л. Философские проблемы в советской психологии; М., 1971.

4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. М., 1983, т. 3.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

6. Московией С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.

8. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

9. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. Пер. с франц. М., 1972.

10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Наука, 1985.

Источник

Место социальной психологии среди других наук

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 4
2. МЕСТО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ 6
2. 1. Предмет социальной психологии и ее проблемы 6
3. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

ВВЕДЕНИЕ
Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин.
Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания. История становления этой дисциплины вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук.
Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии. Все это, несомненно, стимулирует интенсивное развитие социальной психологии на современном этапе.

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Изучение истории социально-психологической мысли имеет большое значение не только с точки зрения повышения эрудиции психолога или социолога, но и для более углубленного и четкого представления о существе науки, ее проблематике и, наконец, о ее предмете. История социальной психологии как науки значительно «моложе» истории того, что можно назвать «социально-психологическим мышлением». Потребность осознать характер совместной деятельности, форм общения, складывающихся в ней, по-видимому, так же стара, как и сама эта совместная деятельность людей. История первобытного общества свидетельствует, что ‘ПОДИ уже на заре человечества сталкивались с социально-психологическими явлениями и каким-то образом пытались использовать их. Так, например, в различных системах древних религий использовались такие формы массовых настроений, как подверженность психологическому заражению, приводящему к воздействию толпы на индивида. Из поколения в поколение передавались обряды, табу, и это выступало своего рода нравственным регулятором человеческого общения. Определенные секреты воздействия на публику были известны и древним ораторам. В таких своеобразных формах «социально-психологическое мышление» насчитывает тысячелетия, в то время как история социальной психологии как научной дисциплины — относительно молодая отрасли знания.
Трудность создания научной истории социальной психологии заключается в том, что дисциплина эта формировалась из многих источников, и сложно определить, на каких рубежах внутри той или другой науки обособились элементы социально-психологического знания. Но еще большую трудность представляет тот факт. Но в период, когда социальная психология наиболее определенно заявила о себе как о самостоятельной дисциплине, сразу же сложились различные традиции в ее развитии, опирающиеся на различные философские школы, в том числе марксистская традиция, которая предлагала специфическое решение ряда проблем. Следовательно, история социальной психологии должна включать в себя рассмотрение всех этих традиций, равным образом как и выявление коренных методологических и теоретических различий в их современных формах.
При возникновении социальной психологии как самостоятельной отрасли знаний, как и при возникновении любой другой научной дисциплины, сыграли свою роль причины двоякого рода: как социальные, так и чисто теоретические. Процесс создания предпосылок социальной психологии отличается в целом от процесса развития любой научной дисциплины, его содержание — это зарождение социально-психологических идей первоначально в лоне философии, а затем постепенное отпочкование их от системы философского знания. Правда, отпочкование это осуществлялось не непосредственно, а через отпочкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь социальной психологии — психологии и социологии.
Многие исследователи отмечают наличие элементов социально-психологических знаний в лоне самых разных философских концепций. Так, американский исследователь О. Клайнберг считает, что большинство проблем социальной психологии, именно как проблем, зародилось в философских системах древности. Г. Олпорт еще более точно указывает адрес: с его точки зрения, родоначальником этих проблем следует считать Платона. Действительно, через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались идеи социальной психологии. В античной философии — это не только философия Платона, но и философия Аристотеля. В философии нового времени нельзя опустить такие имена, как Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель. Как видно, социально-психологические идеи присутствовали в системах как идеалистической, так и материалистической философии.

3. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА
Столь обширная дискуссия по поводу предмета социальной психологии — участь большинства наук, возникающих на стыке различных дисциплин. Точно так же и итоги дискуссий во всех этих случаях не обязательно приводят к выработке точной дефиниции. Однако они все равно крайне необходимы потому, что, во-первых, помогают очертить круг задач, решаемых этой наукой, и, во-вторых, ставят нерешенные проблемы более четко, заставляя попутно осознавать свои собственные возможности и средства. Так, дискуссия о предмете социальной психологии не может считаться вполне законченной, хотя база достигнутого согласия вполне достаточна, чтобы проводить исследования. Вместе с тем остается несомненным, что не все точки над «i» поставлены. Как известный компромисс сложилось такое положение, что практически в нашей стране сейчас существуют две социальные психологии: одна, связанная преимущественно с более «социологической», другая — преимущественно с «психологической» проблематикой.
Острота проблем социальной психологии диктуется, однако, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе паук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включённость (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества. Конечно, это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают, по крайней мере, две задачи для исследователей.
Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Следовательно, сама ориентация этих исследований должна быть внимательно изучена под углом зрения задач, в свое время поставленных практикой. Современные научные исследования не могут осуществляться без определенной системы их финансирования, а система эта сама по себе диктует и цель, и определенную «окраску» основного направления работы. Поэтому вопрос об отношении к традиции социальной психологии любой другой страны не имеет однозначного решения: нигилистическое отрицание чужого опыта здесь столь же неуместно, сколь и простое копирование идей и исследований. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.
Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Следовательно, для социального психолога весьма остро стоит не только вопрос о профессиональной этике, но и о формулировании своей социальной позиции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно отметить, что в современном обществе раскрываются многочисленные сферы приложения социально- психологических знаний.
Многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплоченность — все это явления, присущие любому типу общественной организации. Эти явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определенные социальные установки и т.д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определенным общественным явлениям — все это определяется содержанием конкретных общественных отношений.
Новая социальная реальность рождает необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др. Идея о том, что общество диктует проблемы социальной психологии, должна быть дополнена идеей о том, что долг социального психолога — уметь выявить эти проблемы. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2005.
2. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.
3. Будилова Е. Л. Философские проблемы в советской психологии; М., 1971.
4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. М., 1983, т. 3.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
6. Московией С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
7. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1949.
8. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
9. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. Пер. с франц. М., 1972.
10. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. М.: Наука, 1985.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *