какое место в системе образов романа достоевского преступление наказание занимает семья мармеладовых
Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых? По произведению Ф. М. Достоевского (ЕГЭ по литературе)
Первоначальный замысел романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» во многом отличался от его итоговой версии. Писатель хотел назвать произведение «Пьяненькие» и рассказать о бедных жителях Петербурга — о Семене Мармеладове и его семье. Затем Ф. М. Достоевский решил выдвинуть на первый план Родиона Раскольникова, а Мармеладовых использовать для раскрытия главного героя.
Рассмотрим, какое место занимает эта семья в системе образов романа.
Глава семейства — Семён Захарович Мармеладов, сильно пьющий, но способный на милосердие человек. В начале романа Родион знакомится с героем в трактире, тот рассказывает Раскольникову о собственной жизни: о бедственном положении его семьи, о дочери Соне, на деньги которой герой пьёт. Семён понимает, что губит родных людей, но не может остановиться. Он признается, что «в нищете… первый сам готов оскорблять себя». Эта история подталкивает Родиона на задуманное преступление, главный герой становится увереннее в собственной теории.
После разговора в трактире Родион помогает Семену дойти до дома, где Раскольников видит всё то, о чём рассказал ему герой: больная жена, напуганные и голодные дети. Катерина Ивановна умна и образованна, но судьба её трагична. Первый муж умер, оставив героиню с тремя детьми, затем Семен Мармеладов женился на ней, чтобы спасти от нищеты, и сам стал причиной их бедности. Однако, Катерина Ивановна не слабая: она трудится ради мужа и детей, не жалеет себя. Семейство Семена Захаровича — это собирательный образ нищих людей. На примере Мармеладовых, «униженных и оскорблённых» людей, автор показывает тяжелую судьбу Петербургской семьи того времени и раскрывает тему социального неравенства.
Дочь Семена от первого брака — Соня Мармеладова, один из центральных образов романа. Любящая, жертвенная героиня преступает речь. Правильно: переступает нравственный закон нравственный закон ради спасения собственной семьи, потому что дня нее смысл жизни — это сочувствие к человеку, помощь ему. Соня является глубоко верующей, духовная сила спасает героиню от отчаяния и саморазрушения. Родион видит в ней «всё человеческое страдание». Соня, став голосом совести Раскольникова, помогает ему признаться в совершении преступления и понести наказание. Затем героиня сопровождает Родиона на каторге и указывает ему путь к духовному спасению.
Таким образом, Ф. М. Достоевский с помощью образов членов семьи Мармеладовых раскрыл такие социально-значимые темы, как грех и искупление, свобода личности, ценность морали, а также идею о недопустимости безразличного отношения общества к бедным людям, нуждающимся в помощи.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Семья Мармеладовых – образ, описание жизни, роль в романе “Преступление и наказание”
Важное место в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Каждый член семейства повлиял на мировоззрение центрального персонажа – Родиона Раскольникова. И в то же время автору удалось в судьбе семьи Мармеладовых отразить отдельную историю, актуальную в те времена.
Семен Захарович
Семен Захарович Мармеладов – отец семейства. Автор многое рассказывает о жизни данного персонажа, который впервые появляется в повествовании при встрече с Родионом Раскольниковым. Будучи совершенно бедным, он начинает пить, что и мешает ему получить в дальнейшем работу. У героя нет никаких средств к существованию. Из-за своего пристрастия к алкоголю он фактически делает бедной всю свою семью, из-за чего дочери приходится пойти по желтому билету.
Несмотря на все это, читатель чувствует жалость к Мармеладову, потому что он добр по своей природе. Катерине Петровне он предлагает выйти за него замуж, потому что «не мог смотреть на такое страдание» женщины. Мармеладов способен к милосердию и состраданию, он чутко чувствует все эмоции других людей. Все поступки героя искренни и идут от всей его маленькой души. Да, Мармеладов является именно «маленьким человеком», так часто встречающимся в русской литературе. О том, почему герой запил, ничего автором не сказано, однако читатель понимает, что было что-то такое, что заставило его это сделать. Мармелад противен сам себе, потому что понимает, в какое положение он привел свою семью. По сути он казнит себя самостоятельно. А гибель героя, хоть и случайная, – единственный выход из сложившейся ситуации.
Катерина Ивановна
Катерина Ивановна – жена Мармеладова, имеющая трое детей от первого брака. История ее жизни не так проста. Выросла героиня в семье довольно известного человека, была образованна и умна. По происхождению Катерина Ивановна – дворянка. Однако жизнь ее сложилась так, что в молодом возрасте она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на свое бедное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за свое существование. Эта героиня – более сильный образ, чем Семен Захарович Мармеладов. Но, как и он, Катерина Ивановна умирает от чахотки, оставляя одних своих детей, судьба которых и так была несладка в таких условиях.
Автор романа мастерски описывает и детские образы, которые с самого детства обречены на бедную жизнь. Это и шестилетняя девочка, которая «спала на полу, как-то сидя, скорчившись», и семилетний мальчик, который «дрожал в углу и плакал», и девятилетняя девочка с исхудавшим личиком, которая была «тоненькая как спичка».
Описание этих образов делает ситуацию семьи Мармеладовых еще трагичнее.
Соня Мармеладова
Соня – дочь Семена Мармеладова от первого брака. Это светлый и милосердный человек, готовый к самопожертвованию. И была она такой, несмотря на то, что ей приходилось зарабатывать деньги «желтым билетом». Делает она это ради того, чтобы прокормить свою семью. Учитывая, что Катерина Ивановна не была ей родной матерью, ради нее и ее детей она пошла действительно против своих нравственных принципов. Такое самопожертвование ради совершенно чужих людей говорит о большом и добром сердце героини.
Значение образов
Образ семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» играет большую роль в повествовании. Каждый из членов семьи (кто-то больше, кто-то меньше) оказал влияние на главного героя – Родиона Раскольникова. Он видит бедное положение семейства Мармеладовых и все больше убеждается в своей теории. Возможно, встреча с Семеном Захаровичем, а затем и Катериной Ивановной стала поводом для проверки своей идеи – убийства старухи-процентщицы ради блага таких вот бедных людей, какими были Мармеладовы.
Образ Сони в судьбе Раскольникова тоже очень велик, она направляет его на путь истинный.
Семья была собирательным образом всех тех людей, которые не жили, а просто существовали из-за нищеты.
Для автора произведения семья Мармеладовых была значима еще тем, что смогла раскрыть отдельную линию, трагичную судьбу целой семьи, находящейся в бедственном положении. Первоначально Ф. М. Достоевский хотел написать роман про обедневшего жителя Петербурга и его семье. Так, писатель имел замысел произведения «Пьяненькие», однако впоследствии данную историю он поместил в роман «Преступление и наказание», чтобы показать поводы формирования теории Раскольникова.
Данная статья даст характеристику семье Мармеладовых, ее значение в повествовании, а также поможет написать сочинение «Семья Мармеладовых».
Какое место в системе образов занимает семья Мармеладовых? по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.)
Изначально Ф.М.Достоевский планировал строить сюжет своего знаменитого социально-психологического романа вокруг семейства Мармеладовых. Произведение должно было носить название «Пьяненькие», но позже автор изменил сюжетную линию и озаглавил его «Преступление и наказание».
Мармеладовым в романе уделено немало внимания, их семейство является одним из основных образов. Какую авторскую задумку воплощают эти персонажи? Ответ на этот вопрос заключается в фигурах самих членов семьи.
Глава семейства является бывшим чиновником.
Семен Захарович пропил состояние и опустился на социальное дно. В итоге он существует за счет обворовывания семьи и родной дочери, торгующей своим телом. Мармеладов чувствует вину перед семейством, но не в силах побороть пагубные привычки. Вместо того чтобы взять себя в руки и вытянуть жену и детей из нищеты, он погибает под копытами лошади.
Жене Мармеладова также уготована трагическая судьба. Катерина Ивановна – гордая и образованная женщина вынуждена терпеть унижения от опустившегося мужа и прозябать в нищете. У нее развивается чахотка и в конечном итоге болезнь сводит ее в могилу.
Бедственное положение семьи вынуждает дочь Мармеладовых заниматься проституцией. Добрая и отзывчивая девушка терпит нравственную гибель. Но именно ей Достоевский отводит роль ангела-спасителя для Родиона Раскольникова. Встреча с Соней стала для бывшего студента поворотным моментом в жизни.
На фоне семейной драмы Мармеладовых глубже раскрывается образ самого Раскольникова. Одновременно автор показывает мир «маленьких» людей, доведенных обстоятельствами до нищеты и унижения, хотя в своем естестве они не так уж плохи. Судьба семейства Мармеладовых стала отражением царящего в обществе равнодушия, толкающего людей на преступления против самих себя.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Какое место в системе образов романа достоевского преступление наказание занимает семья мармеладовых
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
12.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)
12.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?
12.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардовского?
12.4. Мы живем, под собою не чуя страны. (по произведениям XX века).
Комментарии к сочинениям
C12.1. Какие общечеловеческие пороки воплощены в образе Хлестакова? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор»)
Хлестаков — фигура общечеловеческая. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя. Но пустота и глупость не позволяют ему осмыслить свои беды, попытаться изменить жизнь. Ему кажется, что представься лишь случай, и все изменится, он перенесется “из грязи в князи”. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринужденно чувствовать себя лицом значительным, хотя на самом деле он откровенно глуп и лишен даже практической сметки. Хлестаков чистосердечен, неспособен к созидательной, продуманной лжи. Внутренняя пустота делает его поведение совершенно непредсказуемым: в каждый момент он ведет себя так, “как получается”. Образ Хлестакова явился гениальным художественным обобщением Гоголя. Объективный смысл и значение этого образа состоят в том, что он представляет собой нерасторжимое единство “значительности” и ничтожества, грандиозных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков — это концентрация черт эпохи в одном человеке.
C12.2. Какое место в системе образов романа Ф. М. Достоевского «Пре-ступление и наказание» занимает семья Мармеладовых?
Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, образованная, гордая, тщеславная, она вы-нуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.
Дочь Мармеладова Соня вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно по-гружаться, от того унижения, что она терпит.
На примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.
C12.3. Что позволяет говорить об исповедальности поэзии А. Т. Твардов-ского?
Лирика Твардовского наиболее ярко и отчетливо затронула нравственные темы, связанные с войной. Лирика Твардовского глубоко личностная и исповедальная, часто повествование в его произведениях ведется от 1 лица. Все это создает эффект наибольшего сопереживания. Примером для анализа могут стать такие стихотворения, как «Я убит подо Ржевом», «Есть имена и есть такие даты», «Я знаю, никакой моей вины», «Лежат они, глухие и немые…» В стихах звучит призыв к вечной памяти о погибших в черные годины войны.
Трудно найти такого поэта, в котором бы так трепетно ощущалось чувство вины за все, что произошло на войне. В стихах этого поэта – пафос вечной памяти и боли, а также ответственности живых перед погибшими.
12.4. Мы живем, под собою не чуя страны. (по произведениям XX века).
Размышляя о судьбах писателей, Герцен писал в 1851 году: «Ужасная, черная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром. История нашей литературы — или мартиролог, или реестр каторги. »
Что же изменилось в XX веке? История повторяется: трагически складываются судьбы Цветаевой, Ахматовой, Платонова, Булгакова, Пастернака, Мандельштама.
На примере произведений этих авторов может быть раскрыта тема. Для анализа могут быть взяты стихотворения: «Мы живем под собою не чуя страны», «Ленинград» О. Мандельштама, «Расстояние: версты, мили. » М. Цветаевой, «Зимняя ночь» Б. Пастернака и др.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями Какое место в системе образов романа достоевского преступление наказание занимает семья мармеладовыхСистема образов- неотъемлемая часть каждого художественного произведения, которая заключается в взаимодействии героев между собой, их роли в сюжете и раскрытии авторского замысла. В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» семья Мармеладовых занимает особое место и является одним из основных образов произведения. Рассмотрим каждого члена семьи по отдельности, чтоб убедиться в этом. Глава четы Мармеладовых- отец, Семен Захарович. Когда-то был чиновником, но пропил все свое состояние и опустился на социальное дно. Живет за счет обворовывания собственной семьи, которая и так уже находится в нищете. С Мармеладовым мы знакомимся, как ни странно, в трактире, благодаря главному герою произведения, Родиону Раскольникову: «Лицо его было отекшим от постоянного пьянства, а во взгляде светилась восторженность, были смысл и ум, но в то же время и безумие.» Именно в Родионе Мармеладов находит слушателя и доверяет ему свою историю жизни, что в последствии подталкивает Раскольникова на осуществление своей теории «право имеющих и тварей дрожащих». Семен Захарович Мармеладов оказывается не только образом, отражающим всех обездоленных людей, но также и способствует происхождению важных событий романа. Еще один довольно значимый представитель семьи- Сонечка Мармеладова. В первый раз мы слышим о ней из рассказа Семена Захаровича, ее отца. Сонечка делает отчаянный шаг, пойдя по желтому билету, ради спасения своей семьи, когда Мармеладов начинает пропивать все деньги. Облик Сонечки, ее «работа» никак не сочетаются с тем, что у нее внутри. Беззащитная, робкая и полная любви девушка, способная прощать всё остается такой лишь благодаря вере в Бога. «Что бы я без бога-то была?» Именно Сонечке Раскольников рассказывает о содеянном и ищет в ней помощь. Мармеладова оказывается тем образом, который помогает главному герою признаться в преступлении и, возможно, встать на путь истинный. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее. Образ семьи Мармеладовых занимает важное место как в развитии главного героя Родиона Раскольникова, так и во всем романе. Без представителей данной семьи могло бы не быть как преступления, но также могло бы и не быть искупления за него.
|