amx m4 mle 54 история
AMX M4 mle. 54
Хорошая новость для танкистов, отдающих предпочтение игре на «французах». Разработчики планируют ввести альтернативную ветку тяжёлых танков, которая будет состоять из 3-х машин. Здесь будут сохранены лучшие качества этого класса техники, при этом танки будут неплохо защищены, что наконец-то прервёт традицию легендарной картонной брони французских тяжей.
Кроме этого, для каждой из машин предусмотрено 2 варианта топового вооружения на выбор, что позволит настроить технику под индивидуальную тактику игры. Вершиной эволюции альтернативной ветки станет АМХ М4 54 – тяжёлый танк 10-го уровня.
В настоящее время, новички находятся на стадии тестовых испытаний, поэтому появятся в игре с выходом ближайшего обновления. Определённо, AMX M4 54 представляется очень интересной машиной, которая определённо придётся по вкусу многим игрокам.
Известны предварительные характеристики техники, поэтому можно получить некоторые представления о её боевых возможностях. Поэтому познакомимся с этой машиной поближе. Мы подготовили AMX M4 mle. 54 гайд, где постараемся осветить ключевые моменты девятого уровня. Также выкачиваемый тяжёлый танк, с экипажем из 5 человек.
Исторические факты AMX M4 mle. 54
Работы над машиной велись в середине 50-х, за основу был взят нереализованный «Проект 141». Были проведены повторные расчёты по усилению брони, для лобовой проекции планировалась установка 280-миллиметровых бронеплит. Однако и эти разработки были прекращены, и ни одного боеспособного образца выпущено не было. Уточним, что в реальности этой машины не существовало.
AMX M4 mle. 54 Тактико-технические характеристики
Начнём с того, что AMX M4 mle. 54 имеет стандартный для своего уровня коэффициент прочности в 2 200 единиц. При этом танк вполне соответствует своему классу и весит 80 тонн. Отметим, что в качестве силовой установки используется 1 200-сильный двигатель, что даёт соотношение мощности к массе в 15 л. с. на единицу боевого веса.
В результате, мы имеем дело с довольно манёвренной и динамичной машиной, способной разгоняться до 40 км/час. Скорость поворота гусеничного шасси составит 32 градуса в секунду, поэтому закрутить этого тяжа будет весьма проблематично.
Кроме этого, улучшенное сопротивление ходовой части позволяет машине уверенно себя чувствовать на мягком грунте и не слишком терять скорость на подъёмах. Несмотря на ряд положительных характеристик, танк будет довольно близоруким: радиус обзора в 390 метров далёк от идеала, даже для этого класса техники. Кроме этого, сильно хромают параметры маскировки.
Машина обладает довольно громоздким силуэтом, и спрятать такой сарайчик даже в двойных кустах будет проблематично. К слову, коэффициент незаметности составляет всего 6.2% для статично стоящего танка, поэтому любителям постоять в кустах остаётся только разочарованно вздохнуть.
Переходим к одной из двух изюминок новинки – вооружению. Выше упоминалось, что в этом плане альтернативная ветка тяжей будет кардинально отличаться от своих собратьев. В частности, разработчики решили убрать характерные для «французов» стволы, с барабанной системой заряжания.
Кроме этого, на выбор предлагается 2 топовых орудия: оба абсолютно играбельные, но имеющие разные технические характеристики. Рассмотрим обе пушки более детально.
Итак, AMX M4 mle. 54 танк, который может оснащаться 120-миллиметровым орудием D. 1203 B. Здесь мы имеем среднее бронепробитие в 264 миллиметра для бронебойного снаряда. Если зарядить голду, можно довести этот показатель до 325 мм.
5,5 | Скорострельность (выстр/мин) |
264/325/65 | Средняя бронепробиваемость (мм) |
400/400/515 | Средний урон (ед.) |
2202 | Средний урон в минуту (ед/мин) |
0,33 | Разброс на 100 м |
1,8 | Время сведения (с) |
3580 | Масса (кг) |
В принципе, этих параметров хватает, чтобы комфортно расправляться с любыми противниками своего уровня, и откровенно издеваться над девятками и восьмёрками. Время перезарядки составляет 10.3 секунды, что позволяет делать 5 выстрелов в минуту.
Разовый урон составляет 400 единиц, что несколько меньше чем у большинства одноклассников. Значение ДПМ варьируется в пределах 2 200 единиц. Добавим, что орудие довольно точное: разброс 0.33 на сотню, сводится за 1.8 секунды.
В качестве альтернативы, можно оснастить француза 130-миллиметровым орудием 45 Model 1935. Этот тип вооружения обладает более скромной способностью дырявить броню противника: 250 мм для бронебойного снаряда и 280 для голды.
3.8 | Скорострельность (выстр/мин) |
250/280/65 | Средняя бронепробиваемость (мм) |
560/560/640 | Средний урон (ед.) |
2127 | Средний урон в минуту (ед/мин) |
0,35 | Разброс на 100 м |
2,2 | Время сведения (с) |
3700 | Масса (кг) |
В обоих случаях, УВН составят 8 градусов, что обеспечивает вполне комфортную игру от рельефа. Введение двух вариаций вооружения позволит игрокам делать выбор между скорострельностью и альфой, что указывает на различное поведение в бою.
Оборудование для AMX M4 mle. 54
Несмотря на то, что AMX M4 mle. 54 wot смотрится довольно неплохо в техническом плане, это вовсе не означает, что танк не нуждается в некоторых усовершенствованиях. Чтобы повысить базовые характеристики, на машину устанавливается дополнительное оборудование. Мы рекомендуем попробовать стандартный вариант:
Устанавливать на технику маскировочную сеть, учитывая сарайность конструкции не имеет смысла: ощутимого прироста незаметности это не даст. Зато можно попробовать заменить вентиляцию просветлённой оптикой, если радиус обзора имеет для игрока приоритетное значение. Хорошо покажет себя и противоосколочный подвой, который поможет снизить ущерб от попаданий артиллерии.
Умения экипажа AMX M4 mle. 54
Дополнительным вариантом повысить эффективность топового «француза» в бою является выучка танкистов. Экипаж техники насчитывает 5 человек, поэтому рекомендуем прокачивать навыки в такой последовательности:
Не стоит пренебрегать и игнорировать боевые расходники, которые приходя на помощь в трудных ситуациях. Поэтому обязательно выбираем в ангаре, ремкомплект, аптечку и огнетушитель, и обязательно ставим галочку в графе автоматического пополнения.
Пока не известно, насколько горючей окажется эта машина при критических повреждениях двигателя. Если танк является счастливым обладателем прочной трансмиссии, можно отказаться от огнетушителя и взять в бой кофе с круасаном, чтобы получить дополнительный плюс к боевым показателям.
Как играть на AMX M4 mle. 54?
Итак, нам предлагают неплохую машину, имеющую лобовую броню и отличное вооружение, помимо этого, танк обладает хорошими скоростными показателями, поэтому будет занимать более выгодные позиции, опережая союзников.
Учитывая совокупность характеристик, попадая на городские карты, машина вполне может находиться на первой линии атаки, спрятав нижний бронелист, танкуя башней и раздавая урон. Кроме этого, можно задержаться на 2-3 линии, и просто отстреливать неосторожных противников. Однако отдавая предпочтение этой тактике, нужно тщательно подходить к выбору позиции: танк гарантированно будет светиться при выстрелах, становясь мишенью для арты.
Машина играбельна и на открытых картах. УВН позволяет эффективно использовать рельеф, показывая только башню и нанося противникам урон. Однако в обоих случаях, не стоит проявлять чудеса героизма.
Оказавшись в окружении, «француз» долго не протянет: долгий перезаряд орудия и отсутствие нормальной защиты в бортах и корме сыграют фатальную роль. Зато машина может быстро менять направление атаки, уходить с потенциально опасных направлений и с любой точки карты возвращаться для защиты базы.
Бронирование AMX M4 mle. 54
Переходим ко второй положительной новости – защищённость альтернативной ветки машин. Разумеется, AMX M4 mle. 54 уступает в этом плане «немцам» и «советам», но всё равно не кажется лёгкой добычей.
Итак, наиболее защищённым элементов является лобовая проекция башни, где имеется 300 миллиметров брони, дополненных внушительной маской орудия. Следовательно, пробить башню «француза» в лоб можно только голдой, и то при благосклонности ВБР.
С боковыми элементами дела обстоят намного хуже: здесь установлены 80-миллиметровые бронелисты, которые без труда будут пробиваться даже «восьмёрками».
Если говорить о лобовой броне корпуса, мы имеем 220-миллиметровый ВЛД, расположенный под неплохим углом. Нижняя лобовая деталь выглядит ожидаемо слабой: всего 125 мм. Бортовую проекцию защищает 60-миллиметровая броня.
В целом, защищён танк неплохо, и вполне способен танковать урон на городских картах, однако, считать его неуязвимым, а тем более бессмертным не стоит. Отлично защищённая в передней части башня, имеет 2 хорошо выступающих люка, которые противникам не составит труда выцелить и пробить.
Кроме этого 40-миллиметровая крыша станет лакомым кусочком для артиллерии, и фугасы будут сюда заходить с максимальным уроном. Прискорбно обстоять дела и с кормовым отсеком: здесь в качестве защиты используются 40-миллиметровые бронелисты, поэтому поворачиваться к кому-либо тылом, крайне не рекомендуется.
Краткий вывод по AMX M4 mle. 54
Проанализировав характеристики, можно прийти к выводу, что новый ТОП будет интересен опытным игрокам и новичкам. Мы имеем такие положительные моменты:
К недостаткам относятся:
В целом, машина вполне достойна того, чтобы начать её прокачивать. Кроме этого, приведённые характеристики не окончательные, поэтому к релизу можно надеяться на улучшение.
Видео AMX M4 mle. 54
Французский танк AMX M4 mle. 54
Представляем вашему вниманию новый тяжелый танк X уровня AMX M4 mle. 54 в дереве развития Франции.
Танк будет на вершине ветки развития этого класса боевых машин наравне с AMX 50 B скидка на ветку которого была с 1 по 15 июля 2017 года. Ниже мы рассмотрим его технические характеристики, слабые и сильные стороны, а также плюсы и минусы AMX M4 mle. 54 для случайных боев в World of Tanks.
Танк AMX M4 mle. 54
Над танком в Wargaming работали с начала лета 2017. И вот французский танк 10 уровня появится в обновлении World of Tanks 9.20.1 уже в середине октября 2017.
Показатель | Значение |
Бронепробитие | 264 мм брони |
Повреждения | 400 за выстрел |
Повреждения в минуту | 2430 единиц в минуту |
Повреждения по модулям | 165 единиц за выстрел |
Скорострельность орудия | 6,08 выстрелов в минуту |
Длительность перезарядки | 9,88 секунды |
Скорость снаряда | 1067 метров в секунду |
Боезапас | 40 снарядов |
Урон стокового орудия 120 mm/45 Model 1935 | 400/400/515 хп за выстрел |
Пробитие стокового орудия 120 mm/45 Model 1935 | 264/325/65 мм брони |
Урон топового орудия 130 mm D. 1203 B | 560/560/640 хп за выстрел |
Пробитие топового орудия 130 mm D. 1203 B | 250/280/65 мм брони |
Как видно из таблицы выше, внушительными можно назвать следующие огневые характеристики:
Эти данные позволят танку AMX M4 mle. 54 быстро отстреливаться, нанося серьезный совокупный урон. Для перезарядки орудия необходимости уходить с передовой нет, так она занимает менее 10 секунд. Примечательно, что стоковое орудие пробивает броню лучше, чем топовое, однако по урону лидирует 130-миллиметровое орудие.
Сником показывает как выглядит AMX M4 mle. 54 сбоку. Именно в этой части танка боковая броня 54-го «француза» имеет наименьшую защиту.
Перейдем к данным о скорости механизмов и агрегатов французского ТТ 10 уровня
Показатель | Значение |
Точность орудия (кучность стрельбы) | 0,29 |
Время прицеливания | 1,73 секунды |
Разброс сразу после выстрела | Увеличивается в 10 раз до значения 2,88 |
Сбивание прицела от поворота башни | 0,08 |
Уменьшение кучности от движения танка | 0,17 |
Уменьшение точности от поворота ходовой | 0,17 |
Снижение точности при максимальной скорости движения | 6,9 |
Увеличение разброса при повороте башни на максимальной скорости | 2,45 |
Разброс от поворота танка на максимальной скорости | 5,52 |
Верхний предел подъема орудия | 15 градусов |
Нижний предел опускания орудия | 8 градусов |
Скорость вращения ходовой части | 32 градуса |
Скорость вращения башни | 33,4 градуса |
Пожалуй среди характеристик маневренности танка AMX M4 mle. 54 можно выделить следующие главные особенности:
С такими выдающимися параметрами французский тт 10 уровня будет свободно «танковать» в ближнем бою и эффективно работать на большой дистанции по движущимся целям. Выстрелы будут точными, снаряды будут наносить большой урон из-за высокой скорости прицеливания. С пробитием брони на максимальном значении также не будет проблем. Если у противника уровень брони ниже 264 мм, поражение ему обеспечено в большинстве попаданий.
Перейдем к характеристикам защищенности танка AMX M4 mle. 54.
Показатель | Значение |
Прочность всего танка | 2200 хп |
Прочность корпуса | 1760 хп |
Прочность башни | 440 хп |
Лобовая броня | 220 мм |
Боковая броня корпуса | 60 мм |
Броня вокруг орудия | 300 мм |
Броня по бокам башни | 80 мм |
Прочность топливного бака | 200 хп |
Прочность боекуладки | 260 хп |
Прочность двигателя | 360 хп |
Прочность вращающего механизма башни | 160 хп |
Прочность гусениц | 300 хп |
Важнейшими показателями защищенности танка являются следующие тактико-технические характеристики:
Опираясь на информацию их таблицы защитных характеристик можно с уверенностью констатировать, что в бою на танке AMX M4 mle. 54 следует прятать корпус за рельефом местности или зданиями. Подставлять под удары следует более защищенную башню. В целом для тяжелых танков 10 уровня новый «француз» не обладает лидирующими значениями по уровню прочности. Следует иметь ввиду, что корпус легко пробивается сбоку. Броню корпуса рекомендуется ставить ромбом по направлению к огневым позициям противников. Встречать врагов в ближнем бою лучше всего лбом.
Теперь затронем характеристики танка, отвечающие за обнаружение танков и скрытность.
Показатель | Значение |
Обзор | 390 метров |
Дальность связи рации | 782,1 метра |
Маскировка без движения | 6,2% |
Маскировка в движении | 3,1% |
Маскировка при стрельбе с места | 0,87% |
Маскировка при стрельбе в движении | 0,43% |
Выдающихся значений по показателям наблюдения у AMX M4 mle. 54 нет. Хорошими значениями при этом обладают:
Для наблюдения тяжелый «француз» 54-той модели обладает стандартными характеристиками. Можно отметить высокий показатель дальности передачи данных об обнаруженных противниках своим союзникам. В связи с этим наиболее эффективным расположением танка на поле боя будет центр карты или отдаленные её части, откуда можно сообщать о размещении врагов своей артиллерии. Что касается маскировки, показатели в 6,2 и 3,1 %-та соответственно являются отличными данными для боевых машин класса ТТ. Используя рельеф местности (небольшие овраги, впадины, кустарники или деревья) можно значительно повысить маскировку.
Далее рассмотрим оставшиеся ТТХ, к которым относятся экономические характеристики, показатели веса танка и его основных составных частей, а также предназначение танка для уровня боев.
Показатель | Значение |
Цена | 6100000 серебра |
Стоимость снаряда | 1060 серебра |
Урон на 1 единицу потраченного серебра | 2,65 хп |
Грузоподъемность ходовой части | 85 т |
ВБР (балансировка). Танк участвует в случайных боях | 9 и 10 уровня |
Масса танка | 79,88 т |
Масса башни | 18,5 т |
Вес двигателя в сборе | 750 кг |
Вес дополнительного оборудования | 0 кг (не учитывается) |
Масса орудия | 3580 кг |
Остановимся на некоторых значениях детально и обсудим их. Внимание привлекают следующие характеристики:
Пожалуй дешевым в обслуживании танк AMX M4 mle. 54 назвать нельзя. Довольно высокая скорость перезадяки и возможность быстро потратить боекомплект из 40 снарядов делают послебоевые затраты на оснащение расточительными. Только на снаряды в среднем будет уходить от 15000 до 20000 серебра за каждый бой. Прибавьте сюда затраты на ремонт и чистая прибиль от заработанного серебра не превысит 20% от заявленных цифр по результатам каждого среднего боя на этом танке. Поэтому «фармить» все же лучше на премиум танке того же семейства AMX M4 mle. 49, который к слову является его «младшим братом».
Важная информация: В патче 9.20.1 для WoT французские тяжелые танки появятся в альтернативной ветке развития дерева исследований.
Пока в списке танков AMX M4 mle. 54 отсутствует во французском дереве развития.
Наработки Третьего рейха для Четвёртой республики
После окончания Второй мировой войны французское танкостроение стало в значительной степени опираться на наработки немецких коллег. Их достижения во многом отразились на проекте французского тяжёлого танка AMX M4, который стал предшественником AMX-50. Хотя дело до серийного производства этой машины не дошло, она оставила свой след в истории мирового танкостроения. Вот как начиналась история этого танка.
Несмотря на оккупацию немцами Франции, проходившую в два этапа (летом 1940-го и осенью 1942 года), французская танкостроительная школа не прекращала свою активность ни на минуту. Даже в условиях оккупации в обстановке строжайшей секретности шли работы по проектированию новых образцов бронетанковой техники, а также глубокой модернизации состоявшей на вооружении. Наибольший прогресс наблюдался на мощностях Ateliers de construction de Rueil (ARL) из Рюэй-Мальмезон, что к западу от Парижа. Помимо целого ряда проектов довоенного периода, в активе бывшего танкового производства артиллерийского гиганта APX была такая машина, как SARL 42 (Somua-ARL 42), разработанная в 1942 году. В ноябре 1944 года на ARL началось проектирование тяжёлого танка, в котором максимально использовался опыт работ по SARL 42 и среднему танку B1 ter. Также в разработке танка максимально использовался опыт изучения немецкой трофейной техники, и в особенности тяжёлого танка Pz.Kpfw.Tiger Ausf.B. В 1946 году на испытания вышел первый прототип танка ARL 44.
Впрочем, французские военные отчётливо понимали, что проектируемая машина — не более чем временная мера. Стремительно развивавшиеся в годы Второй мировой войны технологии делали разработку ARL устаревшей ещё на стадии проектирования. Достаточно сказать, что ходовая часть танка, как и в значительной степени конструкция его корпуса, восходила не то что к 30-м, а к середине 20-х годов. Тут ни бронирование лобовой части в 120 мм, ни двигатель Maybach HL.230 не могли особо помочь сократить отставание. Закрывать разработку танка военные благоразумно не стали (и оказались правы, как показало время), но уже 31 июля 1945 года стартовал конкурс на разработку нового 50-тонного среднего танка. ARL в нём не участвовала, ибо работы по ARL 44 находились в самом разгаре.
Согласно архивным данным, в конкурс вписались следующие фирмы: Forges et Chantiers de la Méditerranée (FCM), Ateliers de construction d’Issy-les-Moulineaux (AMX), Lorriane, Somua, и… Renault. Последний кандидат более чем странный, особенно ввиду того, что AMX – это не что иное как национализированное в 1936 году танковое производство Renault. Кроме упоминания о том, что Renault приняла участие в конкурсе, иной информации нет — даже до стадии проекта работы не дошли. О других участниках конкурса можно сказать, что только FCM совсем не повезло, и её 50-тонный танк так и остался на бумаге. Lorraine и Somua после более чем 5 лет работ довели свои проекты до стадии прототипов (Lorraine 40t и Somua SM соответственно). Дошло дело даже до проектирования и постройки на базе Lorraine 40t самоходных установок.
Больше всех, впрочем, повезло AMX. Фирма из пригорода Парижа работала над 50-тонным танком почти полтора десятка лет, проект многократно переделывался, на его базе спроектировали и построили САУ. Увы, до серии AMX 50 так и не дошёл, но эта машина оставила заметный след в истории мирового танкостроения.
Исходные характеристики танка, проектируемого AMX, во многом повторяли техзадание на ARL 44. Машина, которая изначально имела индекс Char A.M.X.45, а также проходила по чертежам как NOM 141 (проект 141), должна была иметь лобовую броню корпуса толщиной 120 мм (нижний лобовой бронелист 50 мм), борта – 50–60 мм. Толщина лба башни достигала 110 мм, а бортов 30 мм. Подобно ARL 44, в башню литой конструкции, которую проектировал концерн DEFA (Direction des Études et Fabrications d’Armement, позднее переформирован в GIAT, с 1989 года Nexter), предполагалось поставить 90-мм пушку фирмы Schneider с длиной ствола 65 калибров. С пушкой был спарен 7,5-мм пулемёт MAC Mle.1931, ещё один пулемёт ставился в шаровой установке в лобовой части корпуса. Приводить в движение 47-тонный танк предполагалось при помощи немецкого двигателя Maybach HL.230. Немецким в танке был не только двигатель: внешне перспективный танк сильно напоминал Tiger II. От идеи разместить коробку передач во лбу французы отказались, так что трансмиссия и ведущие колёса были сзади с самого начала.
Швейцарская силовая установка продержалась в качестве двигателя M4 недолго. Фактически такого мотора не существовало в металле, а силовая установка – не менее важная деталь танка, чем, скажем, его вооружение. Неудивительно, что очень скоро место швейцарцев снова заняли немцы. Maybach после окончания войны оказался под «колпаком» французов, довольно долгое время шло взаимовыгодное сотрудничество. Более того, ряд немецких инженеров-танкостроителей, включая Порше, волей или неволей оказались вовлечены во французский танкопром.
Если ARL 44 был использованием уже готовых наработок, то AMX M4 стал вместилищем немецких технологий конца войны. С определённой точки зрения, в нём была частичка тех самых E-50 и E-75, о которых так любят рассуждать любители альтернативной истории. Стоит напомнить, что как раз у E-50 предполагалось установить трансмиссию сзади. Кроме того, двигатель Maybach HL.234, который предполагался в качестве силовой установки E-50 и E-75, эволюционировал в силовую установку, ставшую базовой для AMX M4. Новый двигатель HL.295, первые чертежи которого датированы сентябрем 1945 года, представлял собой увеличенный HL.234. Индекс, традиционно для танковых моторов Maybach, означал объём – 29,5 литров. Мощность HL.295 составила 1000 л.с. при 2800 об/мин. И это не проектный двигатель – его действительно строили в металле. Кстати, моторы Maybach приводили в движение Lorraine 40t и Somua SM. Что же касается AMX M4, то впервые на нём HL.295 появился в конце ноября 1945 года.
К тому моменту AMX M4 претерпел очередные метаморфозы. Башня осталась без переделок, зато корпус и его начинка изменились значительно. Толщину лобового листа снизили до 90 мм, а бортов до 40 мм, но при этом угол наклона верхнего лобового листа вырос с 42° до 55°. В целом, корпус стал ещё больше напоминать Tiger II, правда, при этом башня стала больше смещена вперёд. Это создало массу проблем при проектировании люков механика-водителя и стрелка-радиста. Люки пришлось делать меньше по размерам и разводить их по углам крыши корпуса. Кроме того, у механика-водителя появился смотровой прибор в лобовом листе по типу Pz.Kpfw.Panther Ausf.D и Ausf.A.
Облик AMX M4 продолжал меняться зимой 1945–46 года. Одним из изменений стал пересмотр размещения экипажа в башне. Первоначально командирская башенка, в которой угадывалась аналогичная деталь с довоенного сверхтяжёлого танка AMX Tracteur C, находилась справа по ходу движения. В декабре её переместили, подобно комбашенке Tiger II, влево, одновременно её конструкция стала сильно напоминать конструкцию с немецкого танка.
Куда интереснее обстояло дело с корпусом, точнее с ходовой частью. В один погожий декабрьский день кого-то из инженеров осенило, что торсионы – это сложно и как-то не по-французски. Настоящие французские танки использовали тележечную схему. Вот её в конце декабря 1945 года и презентовали инженеры AMX в качестве альтернативы басурманским торсионам. Что ещё более любопытно, этих самых тележечных подвесок сделали аж два варианта!
Первый вариант тележечной подвески представлял собой глубокое переосмысление конструкции инженера Сурина, который использовался на танках чехословацкой CKD. Правда, Сурин использовал в своей конструкции катки большого диаметра, здесь же катки оказались значительно меньше, чем в варианте с торсионной подвеской. В качестве упругих элементов использовались рессоры — учитывая массу танка, решение, мягко говоря, довольно смелое. С тележками получился небольшой конфуз: на каждый борт получалось по 7 катков, так что передние катки имели индивидуальную рессорную подвеску. В конструкцию пришлось вводить поддерживающие катки, по 4 на борт. Менялся и ленивец, кроме того, механизм его натяжения навевал воспоминания о старом добром Char B.
Точно такой же ленивец предусматривался и на втором варианте тележечной подвески. В этой версии количество поддерживающих катков выросло до пяти, при этом первый и пятый каток имели меньший диаметр. Число опорных катков увеличилось до 8, так что обошлось без индивидуальной подвески. На сей раз инженеры, некоторые из которых явно трудились над танками 30-х годов, не стали искать сложных путей и взяли систему, которая использовалась на Renault R-35 и ряде других лёгких танков. Вместо резиновых упругих элементов инженеры использовали спаренные пружины — такая конструкция была прогрессивнее рессор.
Оба варианта тележечной подвески оказались отвергнуты. Безусловно, с торсионами есть сложности, да и подвеска конструкции Эрнста Книпкампа имела свои минусы. Но по сравнению с тем, что нагородили инженеры AMX, она была верхом совершенства. Мало того что тележечная подвеска не слишком подходила для столь тяжёлого танка, она оказалась намного сложнее. А уж сколько нелицеприятных слов сказали бы французские танкисты, пойди AMX M4 с такой системой в серию, и представить трудно. Одним словом, с альтернативой дело не задалось.
Уже спустя год проект M4 подвергся очередному, довольно радикальному пересмотру, но об этом уже в следующий раз…
Источники:
Centre des archives de l’Armement et du personnel civil (CAAPC)