какое мастерство наставника педагога является самым важным

Эссе «Мастерство педагога — основа педагогической деятельности»

какое мастерство наставника педагога является самым важным Юлия Курбатова
Эссе «Мастерство педагога — основа педагогической деятельности»

Суть педагогического мастерства – это своеобразная совокупность личной культуры, знаний и кругозора педагога, его всесторонней подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и опытом.

Очень важна роль педагога в его педагогической деятельности, а в особенности его умение и актерское мастерство.Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Актерское мастерство помогает педагогу поймать внимание детей, расположить их к себе.

Мастерство педагога выражается, прежде всего, в умении так организовать учебную деятельность, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня воспитанности, развития и знаний воспитанников. Настоящий педагог всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по-особому подойти к воспитаннику, зажечь мысль, взволновать его.

Искусство педагога проявляется в умении проводить занятия, развивать их способности, самостоятельность, пытливость, в умении эффективно проводить воспитательную работу в процессе развития и воспитания, формировать у дошкольника высокую нравственность, чувство патриотизма, трудолюбие, самостоятельность.

Задача педагога – мастера – найти путь к выработке положительных эмоций в самом педагогическом процессе.Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, интересные примеры, остроумные замечания и т. п. Эти приемы вырабатывают устойчивый, постоянный интерес к развивающей деятельности.

Педагог – мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее эффективные. Наверное, овладев мастерством, педагог будет знать, как добиться лучшего результата в работе, как преодолеть трудности, которые ежедневно возникают в практике воспитателя.

А трудностей у педагога бывает много, так как предмет воспитания и обучения труден, а сфера деятельности очень широка и многогранна. Педагог постоянно сталкивается с постоянно меняющимся миром своих воспитанников, с необходимостью мгновенно принимать решение, действовать. От него требуется ежедневно едва ли не миллион реакций и миллион воздействий.

Ведь педагог не только профессия, назначение которой передавать знания, но и высокая обязанность создания растущей личности, утверждения человека в человеке. Данный сложный процесс предполагает наличие определенных жизненно ценных качеств у самого педагога.

Трудно себе представить общение, которое бы совсем не несло познавательного или воспитательного заряда.

Эффективность педагогического воздействия во многом будет определяться волевыми свойствами педагога, его настойчивостью, инициативностью, целеустремленностью, решительностью и самостоятельностью. Наряду с этими свойствами ему важно обладать выдержкой, дисциплинированностью, гибкостью поведения, способностью предвидеть реакцию учащихся при изменении педагогической ситуации, готовность к перестройке способов воздействия, способностью к сотрудничеству с воспитанниками.

Эмоциональная отзывчивость, способность поставить себя на место дошкольника, эмпатия, доброта, душевная щедрость наряду с такими эмоциональными свойствами как уравновешенность, уверенность в себе, самообладание, саморегуляция эмоциональных проявлений, составляет необходимые условия педагогического взаимодействия с дошкольниками.

УБЕЖДЕННОСТЬ – лежит в основе социальной активности педагога, его социально- нравственной направленности. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам, уничтожающим достоинство человека, обостренное чувство долга и ответственности, способность нести культуру и т.

Профессиональная направленность личности педагога включает интерес к профессии, педагогические склонности и намерения.

ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ – выражается в положительном эмоциональном отношение к детям, родителям, педагогической деятельности, в стремлении к овладению знаниями и умениями.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ – формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих способностей. Основа педагогического призвания – это любовь к детям, это качество является предпосылкой для многих профессионально-значимых качеств.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДОЛГ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (оказание помощи в пределах своих прав и обязанностей). Проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя (не считаясь со временем и здоровьем, педагогический такт (чувство меры в отношениях с детьми, в воздействии на них). Педагогический такт зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ – мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности.

Основунравственной направленности составляют:

ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ИНТЕРЕСЫ (культура научно – педагогического мышления). В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью.

Нельзя представить облик педагога как стандартную модель, состоящую из общепринятых добродетелей. Будущий педагог должен иметь ориентиры в виде желаемых свойств, характерных для профессионально-педагогического самовоспитания

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ. Замкнутый учитель невольно воздвигает стену взаимопонимания между собой и учениками, ему сложно проникнуть во внутренний мир ребенка.

САМООБЛАДАНИЕ. Сильные приемы нужны слабым педагогам. Владеющий эмоциями педагог не раздражается по пустякам, не злоупотребляет наказаниями. По мнению К. Д. Ушинского, педагог должен иметь бесконечное терпение. Живость реакции и эмоциональность в работе с детьми должна сочетаться с выдержкой и самообладанием.

Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности Консультация для педагогов Тема: «Аналитическая деятельность педагога как главное условие при планировании педагогической деятельности».

Эссе «Мое педагогическое мастерство» Если вы удачно выберите труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас. К. Д. Ушинский Почему я выбрала профессию педагога?.

Педагогическое мастерство. Профессиональный рост и профессиональное мастерство педагога Что такое педагогическое мастерство? Тысячи педагогов дадут своё определение. Начинающие свой педагогический путь за основу формирования.

Педагогическое проектирование как основа профессиональной деятельности педагога дошкольного образования Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, личностных, интеллектуальных и физических.

Эссе на тему «Из опыта работы молодого педагога-психолога» Скоро будет восемь лет с тех пор как я начала работать с детьми и почти год с несовершеннолетними. За это время перед глазами прошла сотня.

Эссе на тему: Значение иследовательской деятельности педагога «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в скучную однообразную.

Эссе «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их решения» Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу. Л. Н. Толстой Я, Кривец.

Источник

Наставничество как одна из форм обучения начинающих педагогов и повышения их профессиональной

какое мастерство наставника педагога является самым важным Людмила Пузина
Наставничество как одна из форм обучения начинающих педагогов и повышения их профессиональной

Наставничество в самом общем виде можно определить как способ передачи знаний, опыта, и установок более опытного человека – менее опытному. Упоминания о наставничестве в таких его проявлениях, как подготовка к обряду инициации, менторство, старчество, система взаимного обучения, добровольчество, волонтёрство, тьюторство, коучинг и др., можно встретить в истории развития различных культурных сообществ от первобытности до современности.

Феномен наставничества зародился и получил своё развитие в рамках групповой деятельности людей. Групповая деятельность была безальтернативным способом выживания homo sapiens, поэтому феномен наставничества формировался в рамках объективных противоречий между потребностями в организации групповой деятельности людей и различием их индивидуальных способностей.

В процессе цивилизованного развития жизнь социума изменялась, появлялись новые профессии, для освоения которых требовался более длительный срок подготовки с целью выявления индивидов, способных к конкретной, более сложной, чем у предыдущих поколений, профессиональной деятельности.

Таким образом, наставничество формировалось на протяжении жизни практически всех поколений человечества с эпохи первобытности. Освоить новые знания и обрести профессиональные знания без наставников было сложно во все времена, соответственно феномен наставничества стал закономерностью цивилизованного процесса.

Однако наша встреча не предполагает глубокого погружения в историю этого феномена в мировом разрезе. Нам интересно как наставничество используется в педагогическом сообществе.

Наставничество в истории педагогики явление далеко не новое, имеет свою многовековую историю развития, подъема, спада, забвения. Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына Одиссея, был Ментор мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием.

Так появился термин «ментор» или наставник. Философы с давних времен пытались определить основные задачи наставника. Сократ, например, считал, что наставник должен пробуждать душевные силы ученика. По мнению Платона, воспитание надо начинать с раннего возраста и осуществлять такое воспитание может только наставник преклонных лет, умудренный жизненным опытом.

В советские времена наставники были наиболее почетными и уважаемыми людьми,так как им доверялось самое главное: идейно-политическое и профессиональное становление личности молодого специалиста. Поэтому в наставники выдвигали наиболее авторитетных специалистов, обладающих высокими моральными и нравственными качествами, хорошей профессиональной подготовкой, богатым жизненным опытом; повышался уровень педагогического мастерства наставников через курсы повышения квалификации с привлечением преподавателей вузов; организовывались выставки передового опыта работы лучших наставников;

проводилось материальное стимулирование деятельности наставников.

Так, по распоряжению Министерства просвещения СССР от 27 марта 1974 года выпускники вузов проходят стажировку под руководством администрации соответствующих организаций и предприятий и при этом контролируются высшими учебными заведениями. Нужно отметить ещё такую составляющую понятия «наставничество», как преемственность поколений. Специалисты, окончившие вузы, с помощью системы управления распределялись по регионам, что позволяло планировать процесс распределения квалифицированных кадров и организации их успешной адаптации в профессиональной деятельности. Это обеспечивало преемственность, тем самыми наставничество укоренялось как «сверху», так и «снизу».

В 1990-е годы и академия постдипломного педагогического образования, и районные методические центры (НМЦ, и вузы активно помогают адаптироваться молодым учителям. Опытные педагоги делятся своими знаниями, кропотливо работают с молодыми специалистами. Наставничество становится необходимой потребностью.

В образовательном пространстве современного российского общества происходят существенные инновационные изменения, которые обусловлены социальным заказом, ежегодным ростом востребованности государственных институтов воспитания, прежде всего дошкольных образовательных учреждений.

Современный ритм жизни требует от педагога непрерывного, профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания.

Концепцией модернизации российского образования поставлены весьма серьезные задачи: повышение качества дошкольного образования, создание необходимых условий для развития личностного потенциала ребенка дошкольника. Поэтому появляется острая потребность в высокопрофессиональных специалистах, способных гибко реагировать на происходящие перемены, перспективно мыслящих, готовых принять на себя ответственность за предлагаемые решения и внедряемые проекты, в специалистах, готовых осуществлять педагогическую деятельность в организации дошкольного образования

И так, что же такое наставничество в современном понимании?

Наставничество (менторство)обучение посредством предоставления в разных видах обучаемому модели действий и их корректировки посредством обратной связи.

Наставничество (менторинг) — это один из методов обучения персонала, когда более опытный сотрудник делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени.

Преимуществом наставничества является возможность обучения прямо на рабочем месте.

Менторинг бывает персональным, групповым, коллективным. Чаще всего мы сталкиваемся с персональным менторингом, при котором один наставник ведет одного сотрудника. Это еще один плюс наставничества. Реже встречается групповой менторинг (один наставник ведет группу сотрудников) или коллективный (несколько наставников на одного или группу сотрудников).

Следует различать наставничество, коучинг и менторство. Эти понятия дополняют друг друга и близки по духу, но!

Коучинг направлен не столько на передачу знаний и выработку навыков, сколько на активизацию процессов самообучения и саморазвития. Это происходит путем предоставления непрерывной обратной связи в процессе совместного анализа ситуаций и проблем.

Менторство сочетает в себе признаки коучинга и преподавательской деятельности. Тут также важна обратная связь, но добавляется хорошая теоретическая база. Ментор сначала рассказывает теорию, потом показывает пример, и только потом обучающийся выполняет задание и получает обратную связь.

Наставничество делает акцент на практическую часть. Более опытный сотрудник передает свои знания и навыки менее опытному. В идеале наставничество может происходить непрерывно.

Обычно наставником выступает более опытный педагог, обладающий знаниями и профессиональным опытом который помогает начинающему педагогу преодолеть все трудности карьерного и социального роста.

Наставникможет выполнять разные функции:

Наставник — внимательный помощник — Наставник — самурай

Проявляет внимание и эмпатию, поддерживает, воодушевляет. Задает вопросы. Создает доверительные отношения с «учеником». Такой наставник — друг. И пожалеет, если не получится, и обсудит плохое настроение и семейные проблемы. Суровый наставник. Обратную связь дает честно, прямо. Информацию излагает четко, требует четкого выполнения. Может поругать. Требует качественного выполнения работы. Он словно бросает вызов. Такой наставник может первоначально вызвать испуг у «ученика». Но такая позиция наставника дает возможность в кратчайшие сроки собраться и выполнить необходимую работу.

— принцип социальной справедливости и согласования интересов всех участников,

— принцип ответственности партнеров друг перед другом,

— принцип равновыгодности всех заинтересованных сторон

Задача наставника — провести начинающего специалиста через несколько этапов развития.

Неосознанная некомпетентность — начинающий специалист не знает, что он не знает.

Осознанная некомпетентность — начинающий специалист знает, что он не знает и хочет узнать.

Осознанная компетентность — начинающий специалист знает, что он знает, но применение этого знания постоянно контролируется и осознается.

Неосознанная компетентность — начинающий специалист знает и применяет свое знание автоматически, на уровне навыков.

Цель наставника перевести начинающий специалист из состояния неосознанной некомпетентности в состояние неосознанной компетентности.

Чтобы наставничество было эффективным, следует соблюдать несколько правил.

Правила наставничества:

1. Ответственность за результаты адаптации начинающего педагога в профессиональной деятельности.

2. Обоснованный выбор способов поддержки субъектов с учетом их андрагогических особенностей.

3. Правильная мотивация. Покажите обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объясните, что он учится для самого себя, для самосовершенствования. Научите его получать обратную связь от окружающих его людей, извлекать уроки из собственного опыта.

4. Научите его использовать все возможности для развития и роста.

5. Эффективная система поддержки. Подкрепляйте успехи обучаемого, поддерживайте упорство и желание получать новые знания и умения.

6. соблюдать производственную и корпоративную этику, укреплять своими действиями свою репутацию.

Основной моделью обучения в наставничестве является модель:

«Расскажи – Покажи – Сделай»

РАССКАЖИ Наставник объясняет задание обучаемому, предварительно распределив его по шагам. Большие задания разбиваются на несколько частей и проводятся отдельными сессиями. Наставник задает вопросы сотруднику, чтобы удостовериться, что он усвоил информацию. Сотрудник своими словами пересказывает содержание задания.

ПОКАЖИ Наставник показывает, как нужно выполнять задание, комментируя по ходу дела, какой шаг он выполняет. По окончании он спрашивает, все ли было понятно.

СДЕЛАЙ Сотрудник сам выполняет задание. Наставник может попросить сотрудника сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы. По окончании наставник дает обратную связь сотруднику и договаривается с ним, по каким критериям будут оцениваться полученные навыки.

какое мастерство наставника педагога является самым важным«Родительский дневничок» — одна из форм работы с родителями Работа с родителями сейчас на первом месте, очень много проблем и вопросов встает в работе с детьми и родителями, не всегда получается.

какое мастерство наставника педагога является самым важным«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

какое мастерство наставника педагога является самым важным«Творческая мастерская –одна из форм работы с родителями» Совместное творчество формирует хорошие доверительные отношения между детьми и родителями, оказывает положительное влияние на развитие ребенка.

какое мастерство наставника педагога является самым важнымЖурнал «Вестник ЗОЖ», как одна из форм здоровьесберегающей деятельности в ДОУ В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений.

какое мастерство наставника педагога является самым важнымДетско-родительский клуб как одна из форм взаимодействия с семьей Детско – родительский клуб, как одна из форм взаимодействия с семьей. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама.

какое мастерство наставника педагога является самым важнымИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

какое мастерство наставника педагога является самым важнымЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

какое мастерство наставника педагога является самым важнымСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

какое мастерство наставника педагога является самым важнымТематические выставки — одна из форм работы с родителями. В статье 44 Закона об Образовании, впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. 1. Родители.

Источник

Опыт работы «Наставничество как средство сопровождения Профессионально-личностного становления начинающего педагога»

какое мастерство наставника педагога является самым важным Инна Шелбогашева
Опыт работы «Наставничество как средство сопровождения Профессионально-личностного становления начинающего педагога»

Опыт работы. Наставничество как средство сопровождения

Профессионально-личностного становления

начинающего педагога

в рамках реализации клуба «Школа начинающего педагога»

Со мной работали десятки молодых педагогов.

Я убедился, что как бы человек успешно

не закончил педагогический вуз,

как бы он не был талантлив,

но если не будет учиться на опыте,

никогда не будет хорошим педагогом,

я сам учился у более старых педагогов.

Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только половина будут работать по своей специальности, и, кроме того, очень часто среди них есть такие, которые просто не находят более высокооплачиваемой работы. Но что еще более печально, почти половина из них покидают систему образования в течение нескольких лет.Необходимо решение очень многих проблем: это финансовая поддержка, система моральных наград и поощрений, адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Многие из этих проблем вполне могут быть решены в стенах учреждения.

Прежде чем прийти в группу к детям, молодым специалистам необходимо познакомиться с современными технологиями и научиться применять их в своей профессиональной деятельности. Если запас знаний педагоги пополняют периодически на курсах повышения квалификации, то навыкам организации различных видов деятельности в разнообразных формах, применению современных нетрадиционных методов и приемов, освоению новых подходов и технологий, применению аналитико-оценочной компетентности на практике, приходится учиться самостоятельно, путем проб и ошибок, порой просто опустив руки, потому что не получается.

Правильно построенная работа с молодым специалистом уже с первого дня его пребывания в ДОУ является одним из факторов успешного входа в профессиональный мир. Проблема организации квалифицированной помощи в период адаптации на практике в общеобразовательном учреждении остается социально значимой и актуальной.

Отсюда вытекает главная цель администрации образовательного учреждения: организовать целенаправленную системную помощь начинающему специалисту в приобретении практического опыта.

Для этого на базе МБДОУ №44 «Соловушка» г.Междуреченск был организован клуб: «Школа начинающего педагога».

Цель клуба – оказание помощи начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Включает в себя педагогов наставников, молодых специалистов, а так же педагогов сменивших свою специализацию (получивших документ о профессиональной переподготовке).

На основании Приказа №1 от 30.08.2017г. Шелбогашева Инна Николаевна назначена руководителем клуба, а так же наставником у трех молодых педагогов.

Наставник выбирается из наиболее подготовленных педагоговпо следующим критериям: высокий уровень профессиональной подготовки; развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; опыт воспитательной и методической работы; стабильные результаты в работе; способность и готовность делиться профессиональным опытом; стаж педагогической деятельности не менее 5 лет.

Задачи клуба «Школа начинающего педагога»:

• прививать молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепление воспитателей в образовательном учреждении;

• ускорять процесс профессионального становления воспитателя и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;

• формировать профессиональные качества молодого педагога;

• формировать потребность в непрерывном профессиональном совершенствовании;

• адаптировать к корпоративной культуре, усвоению лучших традиций коллектива детского сада и правил поведения в образовательном учреждении;

• расширить социокультурные границы профессиональной деятельности молодых педагогов.

• Анализ результатов образовательной деятельности, изучение уровня профессиональной подготовки педагогов, их потребностей, затруднений.

• Организация семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, мастер-классов, открытых занятий с целью совершенствования методики и оптимизации их проведения.

Разработка и обсуждение планирования.

• Взаимное посещение занятий обмена опытом, совершенствование методики преподавания.

• Ознакомление педагогов с новинками нормативно-правовой, учебно-методической и справочной литературы.

Сроки и этапы реализации клуба «Школа начинающего педагога»

1-ый этап – диагностический. На первом этапе шло изучение личности начинающего педагога, знакомство с его личностными и профессиональными качествами,к которым относятся: педагогическое образование, теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников, наличие опыта практической работы с детьми, ожидаемый результат педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных черт характера. Диагностика проводилась в форме анкетирования, тестирования и наблюдения за организацией воспитательно – образовательного процесса в группе.

Таким образом, диагностический этап позволил нам определить стратегию и тактику деятельности по отношению к работе молодых педагогов.

Для каждого из них наставником разрабатывалсяя индивидуальный план, в котором отображаются содержание деятельности, сроки проведения и форма отчетности согласно годовым задачам.

II этап – реализационный.

Включает в себя оказание помощи в профессиональном совершенствовании и коррекции затруднений, которые так же затрагивает знания, умения и личностные компоненты.

По итогам проведения диагностического этапа нами были выбраны и применены разнообразные формы и методы работы с молодыми педагогами, способствующие повышению их профессиональной компетенции.

III этап – аналитический.

На данном этапе производился сбор и анализ результатов работы начинающего педагога. Для отслеживания динамики и результативности использованных форм и методов мы применяли то же тестирование, которое было выбрано на первом этапе. По завершению третьего этапа проводились самоанализ и рефлексия деятельности наставника. Итоги работы клуба «Школа начинающего педагога» были представлены на итоговом педагогическом совете. А начинающие педагоги подтверждали свою педагогическую компетентность через показ открытых занятий, участие в методических мероприятиях, как в детском саду, так и на муниципальном уровне.

• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ,

• закрепление молодых педагогов в учреждение, «омоложение» коллектива ДОУ;

• Участие в профессиональных конкурсах на различном уровне, создание методических разработок и рекомендаций, обмен опытом;

• Повышение профессиональной культуры педагогов, их уровня категорийности и умения работать на запланированный результат.

Характер реализации работы клуба

«Школа начинающего педагога»

Характер реализации – цикличный. Этапы повторяются циклами с учетом прибытия новых начинающих педагогов, потребностей педагогов и выявленных их профессиональных затруднений. Каждый начинающий педагог имеет возможность проявить себя в обучении следующих поступивших, поделиться накопленным опытом работы с детьми. Т. к. наиболее действенный способ обучения молодых специалистов с соответствующим профессиональным образованием – обмен опытом.

1 этап – диагностический.

Для реализации данного этапа и выявления трудностей начинающих педагогов мы провели анкетирование (Приложение №1, №2, №3).

По итогам анкетирования начинающих специалистов, можно сделать следующие выводы по основным затруднениям педагогов:

— Необходимость закрепления получаемых теоретических знаний, требований и положений ФГОС ДО, Профессионального стандарта педагога путем практической отработки навыков.

— Сложности в разработке и ведении документации.

— Трудности в предупреждении и разрешении конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.

— Недостаточно развиты навыки анализа и рефлексии собственной деятельности.

— Отсутствие навыков презентации своей деятельности, страх публичных выступлений, неуверенность в своих силах.

— Отсутствие узких специалистов в ДОО (осуществляющих обучение изобразительной деятельности, физического воспитания) влечет за собой овладение дополнительными навыкам.

Так же нами был изучен уровня профессиональной компетентности начинающих педагогов. Для выявления уровня компетентности был использован тест из авторских разработок Кириенко С. Д. (приложение 2).

Проанализировав результаты тестирования уровня компетентности у начинающих педагогов, мы установили, что из 3 педагоговна момент начала исследования были выявлены следующие уровни:

Высокий – 0 педагогов – 0%

Средний – 2 педагога – 67%

Низкий – 1 педагог – 33%

По итогам анкетирования и тестирования определяется совместный план работы начинающего педагога с наставником.

План работы:

Годовые планы работы клуба начинающего педагога 2017 – 2020гг. (Приложение №4)

Вовлеченность в работу Стажировочной муниципальной площадки

Ф. И. О. группы Степень вовлеченности Городские мероприятия Областные мероприятия

Шевцова И. Н. эксперт Подготовка мероприятий по заданной теме с опорой на принципы деятельностного подхода, на основе собственного опыта и опыта учреждения мастер-классы,

тренинги Семинары: «Готовность педагогических и руководящих работников к профессиональной деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога»; «Партнерское взаимодействие между семьей и современной ДОО через инновационные подходы. Предотвращение и разрешение конфликтов в профессиональной деятельности педагога ДОО».

Стройкина Е. А. участник Вовлечение в предложенную деятельность;

Реализация домашнего задания с детьми своей группы;

Простомолотова О. С. участник

Ковалева С. Л. Участник (В дальнейшем переведена в эксперты)

По итогам тестирования, согласно выявленным затруднениям педагоговбыли выбраны следующие темы для самообразования:

Ф. И. О. педагога Тема самообразования

Стройкина Е. А. Реализация системы мероприятий направленных на оздоровление и физическое развитие детей

Простомолотова О. С. Развитие творческих способностей детей в непосредственно образовательной деятельности и в самостоятельной деятельности

Ковалева С. Л. Взаимодействие ДОУ с семьями

Перспективный план работы с начинающими педагогами:

месяц Деятельность наставника Деятельность молодого специалиста

Обсуждение плана работы на учебный год (может корректироваться в течение года)

Консультация по ведению нормативной документации, плана воспитательно-образовательной деятельности группы.

Консультация «Возрастные особенности детей данной группы» Изучить возрастные особенности детей группы, в которой работает молодой специалист.

Определение с темой самообразования.

октябрь Посещение утреннего приема детей.

Консультация: «Организация воспитательно-образовательной работы с детьми в группе в утренние часы»

Посещение утренней гимнастики

— умение грамотно использовать приемы объяснения

— умение правильно подбирать комплексы

Изучить методические рекомендации по организации утренней гимнастики в ДОУ

ноябрь Взаимное посещение НОД (согласно теме самообразования) Посещение НОД наставника

— умение сопоставлять задачи и содержание НОД;

— умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

— умение подвести итог НОД

декабрь Консультация: «Интегрированные НОД в ДОУ»

Консультация: «Организация и проведение праздников в ДОУ»

— умение составить и провести интегрированное НОД

февраль Анализ организации деятельности во второй половине дня (подъем детей, корригирующая гимнастика, организация индивидуальной работы, игровой и самостоятельно деятельности детей, общение с детьми и родителями и т. д.)

— умение управлять самостоятельной деятельностью детей;

-организация индивидуальной работы с детьми

март Посещение и анализ организации прогулки.

— умение организовать деятельность способствующую развитию познавательной и двигательной активности детей;

— организация деятельности детей по закаливанию и сохранению здоровья;

-организация индивидуальной работы с детьми.

май Отчёт по работе с педагогом Отчёт по приобретённым умениям и навыкам

А так же составлены: карта индивидуального образовательного маршрута молодого педагога по развитию профессиональной компетенции (Приложение №5)

Повышение квалификации начинающих педагогов

Процесс повышения профессионализма начинающих специалистов строится с учётом следующих факторов:

• уровень базового образования;

индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т. п.

• уровень профессиональных потребностей педагога.

Ф. И. О. педагога образование Профессиональная переподготовка 1 квалификационная категория Высшая квалификационная категория

Стройкина Е. А. высшее 2014г. 22.10.2014г. 2017г.

Простомолотова О. С. высшее педагогическое 2015г. 26.04.2017г. 2020г.

Ковалева С. Л. высшее педагогическое 2017г. 22.08.2018г. 2020г.

Курсы повышения квалификации проходятся по графику.

Наставником оказывается помощь в написании заявлений в аттестационную комиссию.

Для успешного прохождения аттестации,а так же для преодоления трудности: отсутствие навыков презентации своей деятельности, страх публичных выступлений, неуверенность в своих силах, начинающие педагоги привлекались к конкурсным мероприятиям, наставником осуществляется активная помощь и поддержка педагогов в различных конкурсных мероприятиях по продвижению и реализации своего педагогического мастерства. Постоянно развиваем творческий и педагогический потенциал.

Все три начинающих педагогапринимают участие в городских конкурсах: «А ну – ка, воспитатели!», мероприятиях, и конкурсах организованных ДЮЦ, ЦДТ. Ковалева С. Л. стала победителем городского конкурса профессионального мастерства «Педагог года 2020». Так же педагоги и их воспитанники принимают участие во Всероссийских конкурсах, за что имеют наградной материал (Приложение №6).

С целью поднятия мотивации педагогов,в нашем саду существует поощрительный бонус: каждый месяц выбирают «Лучший педагога месяца». Выбор педагогаосуществляется по критериям:

• Создание образовательной среды с учетом возрастных и психологических особенностей детей данной группы;

• Реализация педагогической деятельности согласно задачам ДОУ на месяц;

• Организация и проведение мероприятий (открытые занятия, мастер-классы, выставки);

• Участие в конкурсах и мероприятиях города, области. И т. д.

В данном конкурсе принимали участие все педагоги ДОУ. Молодые педагоги так же являлись победителями в этом конкурсе, за что были отмечены наградным материалом.

3 этап – аналитический

Для подтверждения эффективности проделанной нами работы по организации такой формы методической работы, как наставничество, нами было проведено повторное тестирование уровня компетентности молодых педагогов.

По результатам повторного тестирования можно сделать следующие выводы:

Высокий – 1 педагог – 33%

Средний – 2 педагога – 67%

Низкий – 0 педагогов – 0%

Таким образом, по итоговым результатам, мы видим, что процесс профессионального развития молодых педагогов проходит эффективно при организации такой формы методической работы как наставничество.

Так же эффективность работы молодых специалистов мы можем отследить по «Картам индивидуального образовательного маршрута молодого педагога по развитию профессиональной компетенции» (приложение №4). И в конце года каждый педагог составляет самоанализ педагогической деятельности, для отслеживания продуктивности процесса самообразования.

В 2020-2021 учебном году нами было принятии решение расширить сеть наставничества: передача профессионального опыта работы от начинающих педагогов подросткам желающим поступить в педагогические вузы. А так же мы приняли участие в реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие колледжа и ДОО, в условиях повышения готовности педагогов к профессиональной деятельности» (Приложение №7, и наладили онлайн встречи (на платформе Zoom) со студентами Киселёвского педагогического колледжа. Нами был разработан проект «Я воспитатель!». Цель, которого, является оказание профориентационной поддержки подросткам. К реализации данных проектов были привлечены ученицы МБОУ СОШ №1 и №26. План работы на 2020-2021 учебный год – приложение №8.

Данный проект был представлен на городском конкурсе «Команда лидеров образования».

Список используемых источников

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. — М. : Наука, 1980. — 335 с.

2. Амонашвили, Ш. А. Личностно гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. —Минск: Университет, 1990. — 552 с.

3. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М. : Высшая школа, 1980. — 368 с.

4. Буравихин, В. А. Учитель и общество / В. А. Буравихин // Педагогика. —Барнаул: 1996. — С. 60–62.

5. Вершловский, С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя / С. Г. Вершловский, Н. П. Литвинова, Т. М. Симонова // Советская педагогика. — 1984. — № 4. — С. 76–81.

6. Голянская, О. А. Социально профессиональная адаптация молодежи в современных условиях / О. А. Голянская // Тезисы Всероссийской научно — практической конференции «Социально — профессиональная адаптация молодежи в современных условиях». —Кемерово: 1995. — С. 3–34.

7. Горовая, В. И. Педагогическое мастерство в профессиональной деятельности педагога высшей школы / В. И. Горовая // Непрерывное педагогическое образование. — 1994. — № 6. — С. 44–49.

10. Долгова, В. И. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении / В. И. Долгова, Е. В. Мельник, Ю. В. Моторина // Концепт. — 2015. — № 31. — С. 76–80.

12. Кузьмина, Н. В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологические проблемы развития / Н. В. Кузьмина // Гуманизация образования. — 1995. — № 1. — С. 63–66.

13. Кулюткин, Ю. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. — 1986. — № 2. — С. 18–23.

14. Макаренко А. С. Избранные педагогические сочинения. — М. : Педагогика, 1983. — 392 с.

15. Маркова, А. К.Психология труда учителя: Книга для учителя / А. К. Маркова. — М. : Просвещение, 1993. — 192 с.

16. Никитина, И. Н. К вопросу о понятии социальной адаптации / И. Н. Никитина // Вопросы теории и методов социологического исследования. — 1980. — № 6. — С. 57–62.

18. Петренко, Е. И. Профессиональная адаптация молодого учителя в общеобразовательном учреждении / Е. И. Петренко. — [Текст] : непосредственный, электронный // Молодой ученый. — 2017. — № 50 (184). — С. 256-260. — URL: https://moluch.ru/archive/184/47316/ (дата обращения: 03.05.2020).

19. Чистякова С. Н. Формула проектирования профессионального успеха // Профессиональное образование и занятость молодежи — XXI век. Система профессиональногообразования в условиях модернизации: Международная научно-практическая конференция. —Кемерово:, 2014. — С. 21–27.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

какое мастерство наставника педагога является самым важнымОдному всегда труднее справиться со своими пробелами. Опыт работы службы сопровождения выпускников интернатных учреждений Я работаю в «Комплексном центре социального обслуживания населения № 4» в отделении помощи семье и детям. На базе нашего Центра в апреле.

какое мастерство наставника педагога является самым важнымОпыт работы «Лэпбук как средство познавательного развития детей» Лэпбук, для меня, самое удобное и любимое пособие для занятий с детьми. При всей своей компактности, оно включает в себя богатый развивающий.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *