какое масло для двигателя лучше для мазда
Какое масло лить в двигатель! (тесты моторных масел)
На форумах да и тут постоянно возникают темы с выбором масел.
Кто-то льет штатное (рекомендованное), а кто-то мотюль/кастрюль/мобюль и прочие.
Я не вижу смысла для 2х литрового атмо-овоща в каком-то супер-мега-продвинутом масле.
Более того, считаю заливать в двигатель масло отличное по типу от рекомендованного — бесполезно или даже вредно.
К сожалению, тесты масел в СМИ бывают крайне редко, тем интереснее посмотреть на результаты:
Тест синтетических моторных масел Mazda, Ford, Nissan, Toyota, GM, Castrol (2009)
Данный тест выявил значительный разброс параметров среди участников. И это неудивительно, ведь каждый производитель двигателей при разработке «фирменного» масла ориентируется на конкретные особенности своих двигателей. У кого-то моторы «похолоднее», и поэтому к маслу предъявляются несколько меньшие требования по термоокислительной стабильности; у кого-то выше производительность масляного насоса, и поэтому маслу позволено быть погуще при низких температурах и т.д. Поэтому общий вывод из данного теста оказался совершенно не таким, какой мы рассчитывали получить изначально. Нам не удалось доказать ни превосходства, ни, наоборот, меньшей функциональности «фирменных» масел относительно «обычных», — слишком разнообразные были получены результаты. Зато вполне уверенно мы можем сказать, что, заливая «фирменное» масло (и, естественно, соблюдая межсервисные интервалы), вы гарантируете длительный ресурс своему двигателю. Но при этом прочие масла (не «марочные») им ничуть не уступают.
p.s. — да, в двигатель своего авто заливаю только рекомендованное масло, а именно 5W-30 ACEA A5/B5 API SL/CF. Выпускает его (как известно) Elf (ELF EVOLUTION SXR 5W30) под маркой «Mazda Dexelia».
Почему заливаю его?
Во-первых масло «мазда» никто в здравом уме не будет подделывать, для этого есть более известные Масляные марки — например, масло Shell из второй ссылки «За рулем» — контрафакт.
Во-вторых оно дешевле распиаренных мотюль/кастрюль/мобюль.
В-третьих, потому что оно имеет вполне современные характеристики:
характеристики ELF EVOLUTION SXR 5W-30 (ссылка на pdf)
Mazda Dexelia Ultra 5W-30
Покупал масло Mazda Dexelia Ultra 5W-30 тут:
Фотки канистр старого образца — справа, и нового образца — слева. В продаже встречаются и те и другие.
Масло В Мазду 6 GJ/GL 2.0 SkyActive. 0W20 или 5W30, А5 или SN(SP)/GF5(GF6)
Эту тему уже рассматривал здесь
www.drive2.ru/b/558233049611896131/
Формально из вышесказанного следует что в мазду можно применять любое масло вязкостью 0W20, 5W20, 0W30, 5w30, 10W30 стандарта SN GF5 или А5.
Оригинальное Масло Мазда Оил вязкостью 5W30 и 0W20, поставляемое на наш рынок официально — бычное гидрокрекинговое масло стандарта А5 и SN GF5, за которое не стоит переплачивать. Масло вязкостью 0W20 сделано в первую очередь с целью уменьшения расхода, в рамках мирового соглашения автопроизводителей. Но на самом деле не совсем все так.
_________________________________________________
Что мы имеем. Моторы Скайактив – это моторы с непосредственным впрыском топлива и высокой степенью сжатия. Соответственно этим моторам свойственно следующее:
1. Высокая склонность к нагарообразованию. И хоть нет прямого доказательства что зольность влияет на нагар. Я бы остановил свой выбор на среднезольных маслах стандарта SN GF5.
2. На моторах с прямым впрыском высокая степень разжижения масла при попадании топлива, особенно в зимний период прогревов. Т.о. Я бы остановил свой выбор на вязкости 5W30.
Соответственно идеальным вариантом для Мазды считаю масла 5W30 SN GF5.
В итоге европейская продукция отпадает сразу же (т.к 5W30 там полнозольное стандарта А5 и стандарта 2008г, оно разрабатывалась для моторов старых поколений), остаются такие вариант, как американское оригинальное масло 5W30 (но у него по неподтвержденным источникам полусинтетическая база, точнее смесь II и III группы), но и такие варианты как Идемитсу (Японского или Тайландского производства), Кендалл, Петроканада, Кикс и т.д. Но не все так просто.
Сейчас в сми появился еще один показатель, про который все начали массово говорить. Это LSPI – детонация на низких оборотах под нагрузкой для моторов с непосредственным впрыском и преимущественно с турбонадувом. В SkyActive турбонадув только в старшей версии возможен, но при всем при этом высокая геометрическая степень сжатия (хотя фактическая за счет цикла Миллера на низких оборотах намного ниже) во всей линейке. В любом случае рабочее давления в данном моторе, хоть и не такое как в турбомоторах, но явно значительно выше чем в обычном атмосфернике. На сегодняшний день проблем с LSPI на моторах SkyActive не выявлено, но кто знает.
_________________________________________________
Исследования показали, что склонность к LSPI оказывает применение масел с пониженным кол-вом противоизносных присадок, т.е. среднезольных и малозольных и с большим содержанием моющих присадок на основе Кальция. Т.е. масла стандарта SN GF5 как раз и являются причиной данной проблемы на моторах с прямым впрыском и турбонадувом. Получился замкнутый круг: с одной стороны среднезольные масла необходимы в экологических целях, с целью снижения нагарообразований, по требованию применения современных катализаторов, с другой стороны возникла проблема LSPI.
Мировые производители обратили внимание на данную проблему, и разработали масла новых стандартов API SN plus ILSAC GF5 (а сейчас уже API SP ILSAC GF6) и Dexos 1 Gen2. Это фактически обычные среднензольные масла за некоторым исключениям, в них моющий пакет представлен на основании магние/кальцевых присадок (содержание кальция максимально снижено)
_________________________________________________
Стандарт Dexos 1 Gen2 во многом аналогичен стандарту API SN plus ILSAC GF5 (а так же SP GF6) особенно по хим составу, но является исключительно внутренним стандартом для корпорации GM и соответственно при сертификации предъявляются разные требования к моторным и ресурсным испытаниям. Эти стандарты не взаимозаменяемы, но фактически индентичны и при необходимости могут пройти ту или иную сертификацию
_________________________________________________
И самое интересное если посмотреть анализ оригинального масла Мазда Supra 0W20 старого и нового исполнения (с приставкой X), то в новом поколении не только поменялась банка с этикеткой, но и состав моющих присадок— перешли на моющий пакет с содержанием магния и с сниженным кол-вом кальция, т.е. Мазда Supra X 0W20 соответствует требованиям API SN plus ILSAC GF5 или даже API SP ILSAC GF6
www.oil-club.ru/forum/top…-oil-supra-0w-20-svezhee/
www.oil-club.ru/forum/top…oil-supra-x-0w-20-свежее/
Ну а теперь какие варианты представленные на нашем рынке с подобными характеристиками из более известных брендов (5W30 SN plus GF5 и/или Dexоs1Gen2) :
1. Мобил 1х1 5W30 (арт.152721)
2. Ravenol DXG 5W30 (арт. 4014835732391)
3. Petro-Canada Supreme Synthetic 5W-30 (арт.MOSYN53C16)
4. Motul 8100 Eco-Lite 5W-30 (арт. 104988 )
5. Total Quartz 9000 Future FGC 5W-30(арт. 209056, 214291)
6. Castrol Magnatec Professional DX 5W-30 (арт. 15BA8D)
7. ZIC X7 5W-30 API SN Plus (арт. 162675 )
8. Profix 5W-30 API SN Plus (арт. SNPLUS5W30C)
9. Kixx G1 SN PLUS 5W-30 (арт. L210144TE1)
10. S-Oil 7 Red 5W-30 API SP ILSAC GF6 (арт. E108296)
11. Petro-Canada Supreme Synthetic 5W-30 API SP ILSAC GF6 (арт.MOSYN53C20)
12. Kendall GT-1 5W30 API SN Plus GF5 Dexos1 gen2(арт.075731074576)
1-е две позиции стоят не привычно дорого, но обосновано, в этих маcлах базы не обычный гидрокрекинг. Там и ПАО и эстеры. Хотя я сторонник гидрокрекинга, просто меняю его чаще. 5-я позиция от Тотал фактически условно полный близкий аналог Mazda Supra X (которое тоже производит Тотал), только вязкостью 5W30, а не 0W20.
10 позиция это фактически один из первых представителей нового стандарта API SP ILSAC GF6 совместного производства S-OIL и TOTAL Lubricants.
Стандарт SN Plus это промежуточный (переходной) стандарт между SN и SP. Больших изменений между стандартами SN Plus и SP — нет, по хим составу очень похожи, но к последнему стандарту предъявляется ряд дополнительных моторных испытаний, которые не проводились ранее при стандарте SN и SN+.
В остальном- это фатически обычное гидрокрекинговое масло (VHVI- синтетика класса III+) со стандартным, среднезолным (типовым/унифицированным) пакетом присадок для данного стандарта, с максимально сниженным кол-вом зольности и со сниженным значением кальция.
Таких масел на рынке очень мало, вот некоторые из них:
1. Мобил 1Х1 0W20 (арт.152559)
2. Ravenol DFE 0w-20 (арт.1111109004, 4014835853768)
3. Amsoil Signature Series 0W-20 API SN (арт.ASM1G). Имеет привышение по зольности (>1). Фактически это полнозольное масло с урезанным противоизносным пакетом (у Идемитсу Zepro Экомедалист схожее значение зольности)
4. Shell Helix Ultra 0W-20 API SN Plus (арт.550052652) — это не ПАО и не эстеры, это GTL (группа III+, гидрокрекинг из газа) на сколько лучше обычного гидрокрекинга не известно.
Стоит отметить что вышеперечисленные масла 0W20 на синтезированных базах не имеют таких особенностей по вязкости, которыми обладает оригинальное масло Мазда Supra X или Идемитсу Экомедалист — минимальной вязкостью на непрогретом моторе и максимальной вязкостью при рабочих температурах. Масла 0W20 на синтезированных базах имеют максимальные значения по вязкости в рамках стандарта SAE, почти на границе с вязкостью 5W30. Отсюда возникает опять же вопрос в их применении — зачем использовать густые 0W20, когда 5W30 не намного гуще, при этом явно обладают дополнительным запасам по свойствам.
Максимальный эффект, который можно получить от масел низкой вязкости способны обеспечить:
— Оригинальное масло Мазда Supra X 0W20 — но оно на гидрокрекинговой базе.
— Идемитсу Экомедалист 0W20 — оно тоже на гидрокрекинговой базе, уже старого стандарта SN GF5 и имеет превышение по зольности, но оно идентично оригинальному маслу предыдущего поколения Мазда Supra (без X) 0W20, которое применялось официально на моторах SktActive с 2012 по 2018г.
_________________________________________________
Наверняка есть еще достаточно известные продукты, о которых возможно подскажете вы. Умышленно не рассматривал масла вязкостью 5W20 и 0W30, т.к. в большинстве случаев в среднезольном стандарте SN GF5 (и выше) они получаются из вязкости 0W20 и 5W30 за счет добавления всевозможных загустителей в т.ч. и полимерных — что так же вызывает отложения в моторах.
Пишите кто, что использует. А пока похоже придется отказаться на время от секты Идемитсу…пришли масла нового поколения.
Масло. Часть 2: Моторное масло для Skyactiv — v.I
Это — в продолжение и в дополнение предыдущей статьи Масло. Часть 1: Как часто менять.
Ну что ж, начнем, пожалуй…
Введение.
Есть несколько типов подхода автовладельцев к замене масла:
1. Если автомобиль еще на гарантии — не париться, ездить по регламенту к дилеру и лить то, что зальет дилер.
2. Если автомобиль еще на гарантии — не париться, ездить по регламенту к дилеру и лить то, что зальет дилер. Посреди регламента так же ездить к дилеру и лить дилерское масло.
3. Если автомобиль еще на гарантии — ездить по регламенту к дилеру и лить то, что зальет дилер, а посреди регламента лить самому то, что рекомендовано в руководстве по эксплуатации (РЭ).
4. Если автомобиль еще на гарантии — ездить по регламенту к дилеру и лить то, что сами привезете и посреди регламента лить самому, но всегда то, что рекомендовано в руководстве по эксплуатации (РЭ).
5. Самому определять что лить и когда лить.
А так же другие вариации…
Каждый подход имеет право на существование. Наиболее лучший (для автомобиля) — п.4, наиболее оптимальный (для владельца/автомобиля) — п.2.
Для большинства из этих подходов владельцу авто желательно хотя бы минимально понимать какое масло покупать и лить. Постараюсь в меру кратко и максимально понятно (буквально — на пальцах) рассказать об этом.
В РЭ производитель, как правило, дает право выбора: конкретно пишет марку масла и указывает рекомендованные типы масел (по вязкости). И то и другое, как минимум — сохраняет гарантию.
В реалии же еще проще — всего два типа: 1 — думающий и старающийся сделать максимально лучше владелец и 2 — думающий, но старающийся в гарантийный период иметь как можно меньше интересоваться своим автомобилем. И то и другое — верно, автомобиль будет ездить и не будет приносить расстройств.
Эта статейка предназначена для первого типа владельцев авто.
Ни в коем случае не следует заливать в двигатель масло, вязкость которого не предусмотрена в РЭ производителем автомобиля! Производитель авто уже учёл все возможные режимы эксплуатации и конкретные особенности двигателя вашего автомобиля и рекомендовал именно те параметры вязкости, которые для мотора вашего автомобиля являются оптимальными.
Поскольку конструкции двигателей разных марок отличаются между собой, условия работы масла в них не вполне одинаковы. Поэтому изготовители автомобилей проводят испытания масел на двигателях собственного производства. На основании этого указывают либо определенный класс по какой-либо классификации (например, АСЕА), либо составляют собственные спецификации, в которых обозначены конкретные марки масел, допущенных к применению.
(Далее по тексту будет многобуков. История длинная и занудная, но по своему усмотрению каждый решает сам — читать или не читать. Лично я не рекомендую дальше читать людям, знающих о масле всё, а также людям не знающих о масле ничего — и для тех и для других это полный бред, поэтому сразу переходите в самый конец повествования)
Тем, кто всё же решился читать далее (откуда у вас столько свободного времени?) — перейду конкретно к своему автомобилю с двигателем Skyactiv и акцентирую ваше внимание на маслах низкой вязкости.
Каждый производитель вынужден принимать компромиссные решения, дабы их продукция отвечала тем или иным условиям, а в сложившейся мировой тенденции, когда всем экология встала во главу угла, долговечность и надёжность уже отходит на второй план — главное выполнять условия гарантии и требования эко-норм! Кроме того, технологии не стоят на месте, конструкции двигателей меняются (в частности изменяются формы и размеры поршней, компрессионых и маслосъемных колец, размер маслособирающей щели в канавке маслосъемного кольца, что требует маловязкого масла — густое будет хуже проникать к паре шатун-поршневой палец), точность изготовления двигателей (допуски, посадки) уменьшается, гидродинамические потери снижаются и т.д. Одновременно в двигателях все шире стали применяться гидрокомпенсаторы, гидронатяжители, различные устройства, где масло уже выполняет функции гидравлической жидкости — здесь предпочтительны маловязкие масла. Поэтому многие производители начинают переходить на низковязкие масла. Тенденция, однако!
Теперь про экономию топлива. Дело в том, что масло, как и любая жидкость, обладает таким свойствам, как вязкость. Вязкость масла зависит не только от температуры, но и от давления и от скорости сдвига (скорости сдвига — это одна из характеристик масла). Чем лучше масло, тем меньше потеря вязкости при большой скорости сдвига. Другими словами, хорошее масло не потеряет своей вязкости даже при большой скорости сдвига, что имеет место в масляной пленке, на которой происходит вращение коленчатого вала двигателя (типичный подшипник жидкостного трения). Увеличение трения в этом случае связан с жидкостным трением и, следовательно, с вязкостью масла. При этом имеют место просто потери КПД двигателя, так как на это жидкостное трение (перемешивание масла) тратиться энергия, а это ведет и к увеличению выбросов в атмосферу.
Иными словами — чем меньше вязкость масла, тем легче крутятся железки, а с повышением трения в этом случае уже борятся с помощью специальных присадок.
Конечно, речь идет об экономии топлива порядка 1,5-5%, не более, но и это сейчас важно. На рынке – конкуренция.
При подборе моторного масла необходимо всегда сверяться с рекомендациями по вязкости, указанными в РЭ. Более того, следует помнить, что 0W-20 пригодна лишь для новых моделей двигателей, которые специально разработаны для применения низковязких моторных масел. Например, низковязкие масла применяются на автомобилях, где используются особые режимы работы двигателя — это гибриды, а так же автомобили, оборудованные системой старт-стоп — где важно, что бы подача масла к узлам трения должна быть максимально быстрой и вязкость холодного масла должна соответствовать рабочей как у горячего двигателя. И самое главное применение низковязких масел обусловлено тем, что из-за запрета во многих европейских странах прогрева холодного двигателя, низковязкие масла сразу после пуска имеют рабочую вязкость, достигаемую более вязкими маслами лишь через некоторый промежуток времени работы на ХХ, который запрещён в этих странах.
Не нужно иметь ученых степеней — достаточно даже чисто логически рассмотреть механическую цепочку работы двигателя Skyactiv: система старт-стоп при прочих условиях работает при температуре окружающего воздуха от минус 10 и выше при условии, что двигатель прогрет — т.е. температурные параметры работы масла при срабатывании системы старт-стоп примерно одинаковы. Двигатель глохнет в среднем на 2 минуты и запускается за 0,35 сек. За 2 минуты на остановленном двигателе бОльшая часть необходимого для работы двигателя масла за это время успеет стечь в картер, масляная пленка успеет испариться или стечь, но за 0,35 сек при пуске — масло должно поступить во все узлы. Понятно, что тут чем жиже масло — тем лучше, и в данном случае — тем меньше износ.
Часть 2. Что льют в других странах?
А теперь посмотрим по сторонам — какие рекомендации по маслу к данному двигателю в других странах?
Так, например, в США, Канаде и Пуэрто-Рико: межсервисный пробег составляет 12 тыс. км или 6 месяцев, в тяжелых условиях: 8 тыс. км или 4 месяца.
Мексика: межсервисный пробег 10 тыс. км или 6 мес., в тяжелых условиях — 5 тыс. км или 3 месяца.
РЭ по поводу замены масла в США, Канаде и Пуэрто-Рико пишет следующее :
U.S.A. and CANADA — 0W-20 full synthetic recommended:
Mazda genuine oil is used in your Mazda vehicle and 0W-20 lubricant is recommended. Mazda genuine 0W-20 oil is required to achieve optimum fuel economy. If 0W-20 is not available, 5W-20 may be used for oil level maintenance and oil changes however, it must be replaced with 0W-20 at the next oil change to maintain optimum performance.
Recommended viscosity: SAE 0W-20
Т.е. рекомендуется исключительно 0W-20. Если его нет в наличии, то можно залить 5W-20, но при следующем ТО обязательно залить 0W-20. Иными словами, маслом 5W-20 допускается лишь как временная замена отсутствующего 0W-20!
Для стран кроме США и Канады (я так понимаю из РЭ — это Мексика):
5W-30 (If SAE 5W-30 engine oil is not available, use SAE 5W-20 engine oil.)
Тут всё понятно, страна с жарким климатом, поэтому рекомендуется масло 5W-30 SM Если его нет в наличии, то можно залить 5W-20.
Конкретное масло рекомендуют лить — Castrol, ILSAC GF-5
Далее, сама Япония:
Здесь как и у нас, межсервисный пробег 15 тыс. км или 1 год. Конкретное масло рекомендуют лить: Mazda Golden ECO 0W-20 или Golden SM 5W-30.
Европа:
Здесь межсервисный пробег 20 тыс. км или 1 год.
Масло такое же как и у нас, конкретное масло рекомендуют лить производства фирмы Total: Mazda Ultra 5W-30 или Supra 0W-20.
Обратимся к русской РЭ: для России Мазда рекомендует применять как более новое мало 0W-20 (SN), так и более старое 5W-30 (SM). Будем исходить из этого. Но, согласно РЭ, допустимый альтернативный выбор более широк, можно выбирать из:
Теперь самое интересное. Масла одной степени вязкости (классификации) могут иметь очень разное качество, как бензин на заправке — на одной АЗС 95-й нормальный, а на другой АЗС тот же 95-й врагу не посоветуешь…
Часть 3. Из чего делают масло?
Итак, очень кратко, только что бы понятно было, основное:
1. Все масла проиводят по разным технологиям производства масляной основы.
Гидрокрекинг. Простым языком, гидрокрекинг – это технология очистки, а также улучшения характеристик и параметров минеральной основы до «синтетических» путем сложной химической обработки. Получается масляная основа, которая по своим характеристикам существенно лучше и чище минеральной, но все-таки, как правило, не дотягивает до синтетической, произведенной по современным технологиям. Но при этом себестоимость гидрокрекинга намного ниже, чем синтеза, поэтому гидрокрекинговые моторные масла, как правило, существенно дешевле синтетических.
РАО (ПАО). Это высокотехнологичный продукт синтеза базового масла из газа этилена, превосходящий базовые гидрокрекинговые масла, но из-за своей высокой стоимости применяется в основном в топовых линейках производителей масел в различных пропорциях.
Стоит сказать, что современный гидрокрекинг вплотную приблизился к ПАО по своим характеристикам (индекс вязкости, стабильность при высоких температурах, низкая летучесть и т.п.) При этом, он не имеет минусов, присущих ПАО: низкая смазывающая способность, высокий коэффициент трения, агрессивность к резине, плохая растворяемость присадок, высокая цена.
Гидрокрекинговые масла обладают высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига, а от износа могут защищать даже лучше, чем синтетические. С другой стороны, синтетика более однородна в смысле линейности углеводородных цепей, что дает преимущества, например, в температуре замерзания, у РАО меньше нагарообразование.
К слову сказать, и гидрокрекинг и ПАО синтез можно доводить до разной степени совершенства — здесь в игру вступает соотношение цена-качество.
Эстеры. Это эфиры — продукты нейтрализации карбоновых кислот растительных масел и вторичных продуктов крекинга спиртами.
Есть еще GTL — масла на газовой основе, который вобрал в себя все достоинства гидрокрекинга и PAO:
Таким образом, GTL — почти идеальное масло. На данный момент есть только у Shell (под американским брендом Pennzoil). Первое в мире массовое GTL-моторное масло Pennzoil Ultra API SN — выпускается Shell с 2012 года.
Мы имеем три группы базовых масел:
1. Нефтяные основы (в народе минеральные)
2. Газовые основы (в народе синтетика)
3. Растительные основы.
Большинство современных масел основано на смеси нескольких групп базовых масел и пакетов присадок, что позволяет сгладить недостатки отдельных групп базовых масел. А вот дальше начинаются нюансы зависящие исключительно от честности и жадности производителя — смеси у всех разные.
2. Все масла имеют разный комплекс присадок, направленных на изменение свойств или акцентирование конкретного свойства для эксплуатации в определенных условиях.
Концентрация присадок в маслах определяет их эксплуатационные свойства. Это один из основных показателей масел, обусловливающий их ценность, надежность работы и ресурс ДВС. Именно по нему в первую очередь проводится подбор масел. К сожалению, полный анализ содержания присадок в маслах потребителем невозможен.
Часть 4. Характеристики.
Теперь о характеристиках масел (тоже предельно кратко):
Идеальное масло такое, которое независимо от температуры имеет стабильный показатель вязкости. Увы, но такого продукта в природе не существует и вязкость масла изменяется в зависимости от его температуры. Явление это характеризует индекс вязкости масла. Чем меньше с изменением температуры меняется вязкость масла, тем выше индекс.
Вязкость — первична, поэтому сначала следует подбирать требуемое масло по SAE, а уж потом, в пределах выбранной группы, уточнять свой выбор, выискивая масло с максимальным индексом вязкости и другим важным характеристикам.
Вязкость особое значение имеет зимой, так как при минусе пока масло прогониться по каналам при запуске двигателя механизмы трутся практически в сухую. Не зря говорят, что запуск холодного двигателя при морозе приравнивается к нескольким км пробега.
Браковочными параметрами масла являются: температура вспышки, вязкость, щелочное число. Именно по тому, насколько каждый их этих параметров подходит к предельному значению можно судить о том, может ли масло еще работать в двигателе конкретной машины, при конкретных условиях эксплуатации, на конкретном топливе.
Кому интересно, подробные анализы масел всегда можно найти на oil-club.ru.
Часть 5. Изменение свойств в процессе эксплуатации.
Есть еще два очень важных нюанса, вытекающих уже из эксплуатации масел:
1. Падение вязкости.
Падение вязкости подтверждается анализами отработок с нагруженных бензиновых двигателей даже с небольшими пробегами, где масла 0W- превращаются из SAE40 в SAE30, а из SAE30 в SAE20.
Не буду разрушать ваш мозг тоннами информаций (кому нужно — тот сам найдёт), обобщенно могу сказать, что:
— Судя по рецептуре масла на PAO основе содержат большую концентрацию модификатора вязкости, чем на PAO + III или II група или просто 0W- на базе II или III группы.
— Масло с большой концентрацией модификатора вязкости (а это как раз 0W-) более подвержено к просадке вязкости при интенсивных нагрузках или нагруженном моторе — отжиги, бездорожье, горные дороги, прицепы и т.д и т.п.
— Деградация модификатора вязкости зимой (попадание плохого топлива (не соответствие бензина сезонности) в масло) может привести к образованию геля при минусовых температурах (т.е. заливайте на зимний сезон свежее масло).
— Масло с большой концентрацией модификатора вязкости (0W-) дает больше отложений во впуске и впускных клапанах на моторах с прямым впрыском.
Как вывод в этой части: или ищите масло 0W- на хорошей основе с хорошей рецептурой или применяйте 0W- только если этого требует суровый климат, не используйте их при высоких плюсовых тепературах и не нагружайте или отжигайте на них. Чем меньше первая цифра перед W и больше вторая после нее — тем больше загустителя в данном масле.
2. Полимеризация.
Это так называемая в народе «масляная чума». Пожалуй, нет таких автовладельцев, которые не слышали о «масляной чуме» — на исправном автомобиле масло вдруг превращается в густую мазутообразную субстанцию и начинает очень быстро угорать, происходит резкий рост вязкости, падение щелочного и рост кислотного числа, осаждение на стенках двигателя густых гудроноподобных отложений, препятствующих прокачке масла через каналы системы смазывания. Эпидемия поражает машины независимо от их марок и производителей, практически по всей стране. «Болеют» в основном машины, обслуживаемые на серьезных автосервисах, в которых заливается бочковое фирменное масло. Резкое повышение вязкости масла может быть связана с неожиданной полимеризацией некоторых компонентов пакета присадок по причине объемного перегрева моторного масла.
Нашли простой и действенный способ определять подвержено ли то или иное масло этой самой полимеризации — прожарка масла (путем сильного нагрева можно узнать поведение масла при высоких температурах, в результате могут быть два возможных результата — чистое или грязное). Вот здесь результаты Сергея Смирнова по прожарке различных масел. Так же, в сети можно найти множество тестов других пользователей, например: alexey-bass.github.io/bmwservice-oils/
Часть 6. Рекомендации для Skyactiv.
Теперь конкретно по рекомендованным маслам для Skyactiv:
Как ранее писал, в России дилеры льют Mazda Ultra 5W-30 (старое гидрокрекинговое масло, по спецификации SM) от фирмы Total. Согласно тестам (см. выше) данное масло подвержено полимеризации (это гидрокрекинг с большим количеством модификатора вязкости), поэтому — не советую его лить.
Второе рекомендуемое тоже от Total, Mazda Supra 0W-20 (по новейшей спецификации SN) — о нем пока на данный момент ничего неизвестно, нет ни одного анализа на полимеризацию, отработку или нового масла.
Но есть информация по маслам, заливаемым в других странах. Например, в США дилеры чаще льют в основном масло производства Idemitsu «Genuine Mazda 0W-20 GF-5 with Moly — Synthetic Engine Oil» — судя по имеющимся в интернете анализам отработок можно утверждать, что происходит разжижение данного масла, однако это не приводит к повышенному износу (вязкость падает почти на 30% за пробег на масле около 7000 миль, высокий молибден (660) — снижает износ).
Иными словами — это не то же самое масло, что льют наши диллеры (Supra 0W-20) и которую производит компания Total. Конечно, более точно это может показать только их сравнительный анализ, но я не нашел таковых. Тоталовская Supra 0W-20 из бочки — по характеристикам немного по-хуже, чем масло от Idemitsu. На российском сайте Idemitsu есть масло Zepro Eco Medalist 0w-20. Его состав очень похож на Idemitsu для американских Мазд, но молибдена тут еще больше — более 900! … и это масло — зеленого цвета 🙂 и имеет очень высокий индекс вязкости — 234! Масла с такими модификаторами (в т.ч. с таким количеством молибдена) снижают трение, и, как следствие — нагрев и износ, двигатель работает тише.
Оригинальное масло Mazda Ultra 5W-30 — гидрокрекинговая минералка, подвержена полимеризации ввиду большого количества модификатора вязкости, поэтому желательно избегать его применения. Оригинальное масло Mazda Supra 0W-20 — тоже гидрокрекинг с конской дозой полимера и модификаторов трения — склонно к просадке вязкости при интенсивных нагрузках или нагруженном моторе, сильно разжижается (в большинстве своём бензином и деградацией — зимняя эксплуатация это подтверждает) — поэтому его применения тоже желательно избегать.
Вообще, рекомендую избегать применения в СХ-5 гидрокрекинговых масел.
Присмотритесь к списку «идеальных» масел с сайта oil-club.ru.
На все эти масла вы сможете найти анализы лаборатории.
Напоследок, несколько общих рекомендаций:
1. Производите замену масла чаще, чем рекомендуется РЭ, например — раз в 7500-10000 км.
2. На замену масла к дилеру лучше приезжать со своей канистрой масла, купленной в проверенном магазине. После ее покупки дайте ей постоять некоторое время, и, если есть возможность, проследите, нет ли осадка в канистре (можно отлить пару литров в прозрачную тару и дать постоять дней пять).
3. Рекомендация, вытекающая из предыдущего пункта: приехав на ТО к дилеру, никогда не угадаешь, что именно в этот момент дилерская бочка с маслом становится практически пустой. Что останется внизу этой бочки? Там может быть осадок! И его зальют в ваш авто. А нет мысли, что недобросовестный мастер в эту бочку иногда подливает отработку дабы увеличить объем прибыли? Именно поэтому, на всякий случай, на замену масла к дилеру лучше приезжать со своей канистрой масла.
4. Постарайтесь производить смену масла так, что бы перед зимним периодом (актуально для средней и северной полосы России) было залито свежее масло.
5. Присутствуйте лично при смене масла на ТО.
6. Приучите себя хотя бы раз в неделю открывать капот и следить за уровнем и состоянием масла по щупу. Вас сразу должно насторожить резкое увеличение расхода масла, либо его внезапное разжижение, либо, наоборот, загустевание.
7. Заправляйте свой автомобиль (если вы его любите) качественным топливом.
Несколько ремарок:
1. Меня интересовал вопрос масла в бензиновом моторе. У дизеля есть некоторые свои тонкости и особенности.
2. Я — не профессиональный сервисмен, я не зарабатываю маслом на жизнь и не изучаю масло профессионально, я не нюхаю, не пью и не жарю машинное масло. Я просто с достаточной толикой человеческого любопытства изучил некоторое количество общедоступной ИНФОРМАЦИИ, и, с еще бОльшим количеством любопытства — информацию о Skyactiv и некоторых других современных двигателях. В рамках данного сайта нет никакой нужды вываливать тонны информации — поэтому я отсеял всё лишнее, одним словом — я отсеял всю шелуху, не нужную обычному пользователю, сделал выжимку из самой основной информации и провел небольшой анализ информации по рекомендованным маслам для Skyactiv.
3. Не могу назвать всё это настоятельной рекомендацией или даже — советом. Хоть по тексту достаточно часто и встречаются такие слова, но это всё же просто информация. Информация для размышления, для насыщения природной любознательности.