какое максимальное расстояние должно быть между промежуточными опорами при длине каната более 12 м
Какое максимальное расстояние должно быть между промежуточными опорами при длине каната более 12 м
Система стандартов безопасности труда. Строительство
Общие технические требования
Occupational safety standards system. Building. Safety ropes. General safety requirements
Дата введения 1983-01-01
Постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 25 декабря 1981 г. N 234 дата введения установлена 01.01.83
ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2003 г.
Настоящий стандарт распространяется на стальные страховочные канаты (далее канаты), расположенные горизонтально или под углом до 7° к горизонту, применяемые при производстве строительно-монтажных работ для защиты работающих при падении с высоты, и устанавливает общие технические требования к ним, а также условия их применения.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Канаты должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и стандартов или технических условий на канаты конкретных конструкций.
Требования безопасности, учитывающие специфику применения канатов при их установке и эксплуатации, следует предусматривать стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.2. Канат должен быть снабжен устройством для его крепления к конструктивным элементам зданий и сооружений и натяжения. Это устройство должно обеспечивать удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната, в зависимости от расстояния между точками крепления.
Принципиальная схема каната приведена на чертеже.
1.3. Конструкция деталей каната должна исключать возможность травмирования рук работающего.
Детали каната не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УСТАНОВКИ СТРАХОВОЧНОГО КАНАТА
Выше плоскости опоры для ступней ног
На уровне плоскости опоры для ступней ног
1.4. Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций; при этом каждая сборочная единица или деталь каната должна иметь массу не более 20 кг.
1.5. Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.
1.6. Длину каната между точками его закрепления (величину пролета) следует назначать в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий и сооружений, на которые его устанавливают.
При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.
Применение канатов из других материалов должно быть обосновано стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.9. При установке каната выше плоскости опоры для ступней ног необходимо предварительно натянуть его на усилие от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) в зависимости от расстояния между точками закрепления каната.
Предварительное натяжение каната следует производить до установки его на промежуточные опоры.
Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).
Величину предварительного натяжения следует контролировать величиной провисания в середине пролета натянутого каната в соответствии с таблицей.
Расстояние между точками закрепления, м
Величина предварительного натяжения каната, Н (кгс)
Контролируемая величина провисания каната в середине пролета, мм, при диаметре каната, мм
Какое максимальное расстояние должно быть между промежуточными опорами при длине каната более 12 м
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. СТРОИТЕЛЬСТВО
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
Несоблюдение стандарта преследуется по закону
Настоящий стандарт распространяется на стальные страховочные канаты (далее канаты), расположенные горизонтально или под углом до 7° к горизонту, применяемые при производстве строительно-монтажных работ для защиты работающих при падении с высоты, и устанавливает общие технические требования к ним, а также условия их применения.
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
1.1. Канаты должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и стандартов или технических условий на канаты конкретных конструкций.
Требования безопасности, учитывающие специфику применения канатов при их установке и эксплуатации, следует предусматривать стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.2. Канат должен быть снабжен устройством для его крепления к конструктивным элементам зданий и сооружений и натяжения. Это устройство должно обеспечивать удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната, в зависимости от расстояния между точками крепления.
Принципиальная схема каната приведена на чертеже.
ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА УСТАНОВКИ СТРАХОВОЧНОГО КАНАТА
Выше плоскости опоры для ступеней ног
На уровне плоскости опоры для ступеней ног
1.3. Конструкция деталей каната должна исключать возможность травмирования рук работающего.
Детали каната не должны иметь надрывов, заусенцев, острых кромок, трещин и раковин.
1.4. Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций; при этом каждая сборочная единица или деталь каната должна иметь массу не более 20 кг.
1.5. Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступеней ног.
При переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям канат должен быть закреплен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступеней ног, а при переходе по подкрановым балкам-не более 1,2 м.
1.6. Длину каната между точками его закрепления (величину пролета) следует назначать в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий и сооружений, на которые его устанавливают.
При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.
1.7. Статическое разрывное усилие каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры ступеней ног работающего, не должно быть менее 40400 Н (4040 кгс), а каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м,-менее 56000 Н (5600 кгс).
1.8. Для изготовления страховочного каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступеней ног работающего, следует применять стальные канаты диаметром 8,8 мм по ГОСТ 3077-80, диаметром 9,1 мм по ГОСТ 2688-80 или диаметром 9,7 мм по ГОСТ 3069-80, а для каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м,-стальные канаты диаметром 10,5 мм по ГОСТ 3077-80 или по ГОСТ 3069-80 и диаметром 11,0 мм по ГОСТ 2688-80; при этом следует применять стальные канаты маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/мм 2 ).
Применение канатов из других материалов должно быть обосновано стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.9. При установке каната выше плоскости опоры для ступеней ног необходимо предварительно натянуть его на усилие от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) в зависимости от расстояния между точками закрепления каната.
Предварительное натяжение каната следует производить до установки его на промежуточные опоры.
Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).
Величину предварительного натяжения следует контролировать величиной провисания в середине пролета натянутого каната в соответствии с таблицей.
Расстояние между точками закрепления, м | Величина предварительного натяжения каната, Н (кгс) | Контролируемая величина провисания каната в середине пролета, мм, при диаметре каната, мм | |
8,8; 9,1; 9,7 | 10,5; 11,0 | ||
12 | 1000 (100) | 55 | 75 |
21 | 1000 (100) | 220 | 300 |
36 | 2000 (200) | 240 | 340 |
48 | 3000 (300) | 280 | 400 |
60 | 4000 (400) | 330 | 480 |
Соотношения между величинами и предварительного натяжения и провисания каната в середине пролета для канатов, не указанных в этой таблице, должны быть установлены стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
1.10. При установке каната на уровне плоскости опоры для ступеней ног не следует предварительно натягивать его; при этом длина каната должна быть подобрана таким образом, чтобы закрепленный на концах и натянутый посередине усилием 100 Н (10 кгс) канат не выходил за габаритные размеры конструктивных элементов, на которые он устанавливается.
1.11. Детали крепления стального каната, а также конструктивные элементы зданий или другие устройства, к которым его крепят, должны быть рассчитаны на горизонтально приложенную нагрузку, равную 22000 Н (2200 кгс) и действующую в течение 0,5 с.
1.12. Детали каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 45 до плюс 50°С и относительной влажности до 100 %.
1.13. Детали крепления каната, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметь антикоррозионные покрытия.
Сигнальная окраска-по ГОСТ 12.4.026-76.
1.14. На канаты должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по эксплуатации.
1.15. Канат перед эксплуатацией, а также через каждые 6 мес в процессе эксплуатации должен испытываться статической нагрузкой по методике, изложенной в п. 3.4.
1.16. Термин, использованный в настоящем стандарте, и его пояснение приведены в справочном приложении.
2.1. Канат должен подвергаться приемо-сдаточным, периодическим и типовым испытаниям, которые проводятся предприятием-изготовителем и потребителем.
Приемка канатов производится партиями. Число канатов в партии должно быть не более 200 шт.
2.2. Приемо-сдаточным испытаниям на соответствие требованиям пп. 1.2, 1.3, 1.13 и 4.1 должен быть подвергнут каждый канат.
2.3. Проверку соответствия каната требованиям п. 1.4 настоящего стандарта производят путем взвешивания на весах по ГОСТ 13882-68. Для этого от каждой партии отбирают 3 % канатов, но не менее 3 шт.
3.1. Высоту установки каждого каната от плоскости опоры для ступней ног (п. 1.5) определяют путем замера металлической линейкой по ГОСТ 127-75 в местах его закрепления на концах, а расстояние между точками закрепления при длине каната более 12 м (п. 1.16)-стальной рулеткой по ГОСТ 7502-80.
3.2. Величины статических разрывных усилий стального каната (п. 1.7), а также соответствующие им размеры сечения каната по стандартам, указанным в п. 1.8, устанавливают по данным результатов механических испытаний в актах-сертификатах.
3.3. Величину предварительного натяжения каждого каната (п. 1.9) определяют путем замера металлической линейкой по ГОСТ 427-75 величины провисания в середине пролета каната, установленного в рабочее положение.
Результаты замера должны соответствовать данным, приведенным в таблице настоящего стандарта; при этом предельное отклонение от контролируемой величины ± 15 мм.
При измерении величины провисания каната он должен быть освобожден от закрепления к промежуточным опорам.
3.4. Соответствие установленного в рабочее положение каната требованиям п. 1.11 следует определять путем его статического нагружения в середине пролета грузом массой 400 кг, который прикладывают к установленному в рабочее положение канату через гибкие канаты (капроновый или стальной) или стальной стержень.
3.5. Испытание каната в процессе эксплуатации (п. 1.15) осуществляют по методике, изложенной в п. 3.4.
3.6. После испытания по пп. 3.4 и 3.5 канат осматривают. Канат считают выдержавшим испытание, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях. При этом эксплуатацию каната разрешают в том случае, если в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закрепляют канат в процессе эксплуатации, также не обнаружены разрушения или трещины.
3.7. Испытания каната по пп. 2.2, 2.3 и 3.2 осуществляет предприятие-изготовитель. Контроль соответствия каната требованиям, приведенным в пп. 1.2, 1.3, 1.13, 3.1, 3.3 и 4.1 а также их испытания по пп. 3.4 и 3.5 осуществляет предприятие, эксплуатирующее канат.
4. МАРКИРОВКА, УПАКОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
4.1. Каждый канат должен иметь маркировку. Маркировка должна включать:
товарный знак (или краткое наименование предприятия-изготовителя);
значение статического разрывного усилия;
дату изготовления (месяц, год);
дату испытания (месяц, год);
обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.
4.2. Места маркировки, требования к упаковке, транспортированию и хранению канатов должны устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
ТЕРМИН, ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ В НАСТОЯЩЕМ СТАНДАРТЕ, И ЕГО ПОЯСНЕНИЕ
Страховочный канат-устройство, предназначенное для закрепления одного или более работающих карабином предохранительного пояса при выполнении трудовых операций на высоте, состоящее из гибкого стального каната, расположенного горизонтально с наклоном до 7°, концы которого неподвижно закреплены к конструктивным элементам зданий и сооружений непосредственно или через специальные элементы.
Требования к анкерным линиям
Вне зависимости от типа анкерных линий, общие требования к их конструктиву и безопасности идентичны для гибких и жестких моделей. Системы должны в полной мере отвечать техническим условиям изготовителя, который определяет специфику эксплуатации, применения и установки конструкций.
Специфика
Все анкерные линии в обязательном порядке снабжаются устройствами крепежа к конструктивным (несущим) элементам сооружений. Если в конструкции используется канат – дополнительно необходимо устройство для его натяжения, также обеспечивающее комфорт установки, снятия, перемещения и замены каната, в зависимости от расстояния между крепежными точками. Конструкция не должна допускать шанс на травмирование рук сотрудника. При этом масса страховочного каната не должна расходиться с техническими условиями и стандартами.
Канат необходимо ставить на уровне плоскости опоры для ступней, но не ниже. Такой приказ Минтруда России был введен 4 августа 2015 года (№383н).
Минимальное статическое усилие на разрыв в отношении каната, который ставится на высоте более 1,2 м от плоскости опоры ступней, не должно быть ниже 40400 H. Если же трос крепится на высоте до 1,2 м, то усилие автоматически вырастает до 56000 Н. Что касается толщины стального троса, то его диаметр не может быть менее 8 мм (1558 МПа).
Особенности применения
Каждый канат в обязательном порядке должен иметь следующую маркировку, которая включает:
Эксплуатация канатов разрешена лишь в том случае, если в результате осмотра специалистами не обнаружено никакое разрушение или трещины. То же самое касается и конструктивных элементов зданий, к которым крепится жесткая или гибкая анкерная линия.
Детальнее узнать об особенностях различных средств защиты на высоте можно узнать у консультантов компании «Комплект-М». Звоните!
Анкерная линия
Комплектация и требования
Каждая линия имеет свою комплектацию. Для гибкой обязательны металлический трос, промежуточные и конечные анкеры, демпферы — (амортизаторы) в случае срыва работника уменьшают нагрузку на крепления конструкции, мобильные механизмы, систему для натяжения тросов и веревок.
Международным стандартом ГОСТ EN 795-2014 «Система стандартов безопасности труда… Общие технические требования…» установлены следующие требования для пользования разнообразными анкерными линиями.
Жесткие и гибкие анкерные линии
Жесткие и гибкие анкерные линии
Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое должны применяться страховочные системы, в составе которых в качестве анкерных устройств используются жесткие или гибкие анкерные линии.
Анкерные линии конкретных конструкций должны отвечать требованиям технических условий предприятия-изготовителя, определяющих специфику их применения, установки и эксплуатации.
Анкерные линии должны быть снабжены устройством для их крепления к конструктивным элементам здания, сооружения. При использовании в конструкции каната — устройством для его натяжения, обеспечивающим удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната в зависимости от расстояния между точками крепления.
Конструкция деталей анкерной линии должна исключать возможность травмирования рук работника.
Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.
При переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям канат должен быть установлен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног, а при переходе по подкрановым балкам — не более 1,2 м.
При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.
Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.
Стальные канаты горизонтальной анкерной линии, устанавливаемой на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работника, должны быть диаметром не менее 8,0 мм. Стальные канаты должны быть, в основном, маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв. мм).
Величина предварительного натяжения с учетом провисания в середине пролета натянутого каната определяется в соответствии с расчетом значения нагрузки в анкерном устройстве, предусмотренном приложением № 13 к Правилам.
Величина провисания должна учитываться при расчете запаса высоты.Детали каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 45 до плюс 50°С и относительной влажности до 100 %.
Детали крепления каната, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметь антикоррозионные покрытия. В организации должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по эксплуатации канатов в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя.
Эксплуатация каната разрешается в том случае, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях. При этом в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закреплен канат, в процессе эксплуатации также не должны быть обнаружены разрушения или трещины.
Каждый канат анкерной линии должен иметь маркировку, включающую:
Обзор видов
Существует большое количество сфер жизни общества, в которых нужны такие конструкции, как анкерные линии. Они используются при строительных работах, в башнях и при ремонте электросетей. Везде, где важна безопасность на большой высоте, используются различные виды систем. Они делятся по следующим критериям.
Ориентации несущего элемента
В зависимости от вида работы классифицируются на два вида.
Горизонтальные
Применяются в удерживающих и страховочных устройствах систем. Данные линии, с синтетической веревкой или тросом, обладают механизмом натяжения.
Горизонтальная конструкция подойдет для работы на крышах и обслуживания скатной кровли.
Вертикальные
Предназначены для движения по плоскости, расположенной вертикально или под наклоном. Для присоединения рабочего используется блокирующее устройство ползункового типа, фиксирующееся на автомате в случае, если рабочий сорвался с высоты.
Времени использования
По этому критерию делятся на следующие виды.
Временные — после того как работа будет закончена, линии этого типа больше не используются. Они достаточно дешевые, но менее прочные и безопасные.
Выделяют гибкие и жесткие анкерные линии. Рассмотрим их подробнее.
Гибкие
Важной особенностью их строения считается проволочный трос, который является несущей (основной) частью линий. Монтаж может проходить не только вертикально, но и горизонтально — все зависит от типа работы
Крепится с помощью концевых анкеров, которые располагаются через каждые 10-12 метров. Для снижения нагрузки в случае падения рабочего применяются демпферы и амортизаторы.
Среди них выделяют однолинейные (когда в конструкции только один направляющий, по которому перемещается анкерная точка) и двухлинейные (когда направляющих два).
Гибкие анкерные линии делятся на постоянные и временные. В свою очередь, постоянные или стационарные делятся на тросовые, ленточные и веревочные. Все они нужны при разнообразной работе — от подъема рабочих до эвакуации людей.
Использование возможно в любых условиях, самое главное – они должны быть защищены от повреждения об острые края. Устанавливаются они под углом 75-180 градусов, что сводит к минимуму риск срыва рабочих. Гибкие линии можно прикреплять к любым поверхностям.
Жесткие
Данные системы несколько отличаются по своему строению от гибких — здесь линия имеет вид прямого или изогнутого рельса. За основу берутся стальные балки больших размеров, по которым перемещается специальная каретка. Она может быть с роликами или без них.
Жесткие анкерные линии (ЖАЛ) монтируются к зданию так, чтобы ограничить возможность смещения боковых линий. Крепятся за счет концевых или промежуточных анкеров, что зависит от места прикрепления балки к поверхности. Такая страховочная конструкция монтируется на длительный период и используется постоянно. Если сравнивать с гибкими линиями, времени и затрат на монтаж требуется больше.
Особенности использования
Безопасность при проведении работ зависит не только от качества изготовления линий, но и от соблюдения правил техники безопасности.
Демонстрацию анкерной линии смотрите далее.