какое максимальное количество наблюдателей при проведении голосования в течение одного дня
Какое максимальное количество наблюдателей при проведении голосования в течение одного дня
Порядок назначения наблюдателей при проведении выборов и референдумов
Кто вправе назначить наблюдателя?
При проведении выборов наблюдателей могут назначать:
политические партии, включенные в избирательный бюллетень (то есть те, которые выдвинули списки кандидатов и прошли процедуру регистрации, например, при проведении выборов депутатов Государственной Думы или Курской областной Думы);
избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов (например, политическая партия, выдвинувшая кандидата на должность Президента Российской Федерации, который прошел процедуру регистрации и включен в избирательный бюллетень);
кандидат, включенный в избирательный бюллетень (например, кандидат на должность Президента Российской Федерации или главы муниципального образования, зарегистрированный и включенный в избирательный бюллетень).
Таким правом не обладают кандидаты, включенные только в список кандидатов, выдвинутый политической партией
При проведении референдума наблюдатель может быть назначен:
инициативной группой по проведению референдума;
общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне (например, при проведении референдума Курской области наблюдателей вправе назначить областные и общероссийские общественные организации, в то время как городские или районные общественные организации таким правом уже не обладают)
Законами, регулирующими конкретный вид выборов право назначения наблюдателей, помимо политических партий, участвующих в выборах, может быть предоставлено иным общественным объединениям. Однако в соответствии с Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Законами Курской области, регулирующими порядок проведения выборов Губернатора Курской области, депутатов Курской областной Думы, глав и депутатов представительных органов муниципальных образований Курской области, право назначения наблюдателей иными общественными объединениями не предусмотрено.
В какие комиссии и в каком количестве можно назначить наблюдателей?
Политическая партия, кандидат вправе назначить наблюдателей во все избирательные комиссии, действующие в пределах избирательного округа, в котором выдвинут список кандидатов или баллотируется кандидат.
Законодательство о выборах не ограничивает число наблюдателей, которые могут быть назначены в каждую избирательную комиссию. Вместе с тем одномоментно исполнять полномочия наблюдателя в помещении одной комиссии имеет право только один из назначенных наблюдателей – одновременное осуществление полномочий наблюдателя двумя или более наблюдателями, представляющими интересы одного кандидата (одной политической партии) запрещено.
Какие документы необходимо предъявить наблюдателю в комиссии для подтверждения своего статуса?
Лицо, назначившее наблюдателя, выдаёт ему направление.
В направлении в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:
фамилия, имя и отчество наблюдателя;
адрес места жительства наблюдателя;
номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда направляется наблюдатель;
отметка об отсутствии ограничений, препятствующих исполнению полномочий наблюдателя.
Данный перечень сведений является исчерпывающим. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Соответственно, комиссия не вправе требовать указания каких-либо иных сведений, помимо вышеперечисленных.
От имени политической партии наблюдатель назначается решением органа, уполномоченного на это уставом политической партии. В этом случае направление подписывается руководителем данного органа и заверяется печатью (если данный орган имеет право на использование печати).
Вместе с тем на практике достаточно широкое распространение имеет ситуация, в соответствии с которой уставами политических партий право назначения наблюдателей закреплено за местными отделениями данных партий, не имеющими статус юридического лица и, соответственно, не обладающими правом использования печати. В таких случаях проставление печати на направлении не требуется.
В случае назначения наблюдателя зарегистрированным кандидатом направление выдается зарегистрированным кандидатом либо его доверенным лицом. В нём должна быть проставлена подпись кандидата либо от имени кандидата направление подписывает его доверенное лицо.
Следует иметь в виду, что избирательным законодательством прямо предусмотрено, что проставление печати на направлении наблюдателя, назначенного кандидатом, не требуется.
В участковую комиссию направление может быть предъявлено с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до момента получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.
В иные комиссии наблюдатель вправе подать направление в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.
Направление наблюдателя действительно только при наличии паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа (военный билет, временное удостоверение личности).
Комиссия обязана проверить правильность оформления направления наблюдателя. В случае ненадлежащего оформления направления (например, указание не всей необходимой информации или подписание направления неуполномоченным лицом) избирательная комиссия указывает на выявленные недостатки и предлагает лицу, представившему направление, покинуть помещение для голосования с возможностью исправления данных недостатков лицом, направившим данного наблюдателя.
В случае если направление оформлено надлежащим образом избирательная комиссия вносит наблюдателя в специальный реестр и фиксирует время начала исполнения им соответствующих полномочий. В последующем в реестре делаются отметки о выходе наблюдателя из помещения для голосования, помещения избирательной комиссии и возвращения в него.
После указанных действий наблюдателю предлагается занять место, определенное избирательной комиссией для наблюдения за работой комиссии.
Какое максимальное количество наблюдателей при проведении голосования в течение одного дня
Статья 36. Наблюдатели
1. Наблюдателей вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом, а также инициативные агитационные группы. В пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее межрегиональное, региональное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке. В пределах территории муниципального образования наблюдателя вправе назначить соответствующее местное общественное объединение, зарегистрированное в установленном федеральным законом порядке.
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры.
3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы, политической партией, иным общественным объединением. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка референдума, наименование комиссии референдума, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. В случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой не требуется и проставление печати. Направление действительно при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
5. В каждую участковую комиссию инициативная группа по проведению референдума, инициативная агитационная группа, политическая партия, иное общественное объединение могут назначить несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении участковой комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной инициативной группы по проведению референдума, одной инициативной агитационной группы, одной политической партии, одного иного общественного объединения.
6. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком участников референдума;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона;
3) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа участников референдума, внесенных в списки участников референдума, числа бюллетеней, выданных участникам референдума, погашенных бюллетеней, открепительных удостоверений, голосов участников референдума на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в бюллетенях отметки участников референдума;
6) визуально знакомиться при подсчете голосов участников референдума с любым заполненным или незаполненным бюллетенем; наблюдать за составлением комиссией референдума протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона;
7) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;
8) знакомиться с протоколами комиссии референдума, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, о результатах референдума, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах референдума, получать от соответствующей комиссии референдума заверенные копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие комиссии референдума либо составленных этими комиссиями в период, указанный в части 3 статьи 34 настоящего Федерального конституционного закона, в том числе копии списка лиц, присутствовавших при голосовании, либо изготавливать копии указанных протоколов и иных документов, при этом по требованию наблюдателя комиссия референдума обязана заверить указанные копии;
9) обжаловать решения и действия (бездействие) участковой или иной комиссии референдума, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую комиссию референдума или в суд;
10) присутствовать при повторном подсчете голосов участников референдума в соответствующих комиссиях референдума;
11) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества. Если наблюдатель направлен инициативной группой по проведению референдума, инициативной агитационной группой, это также может быть указано на нагрудном знаке. Если наблюдатель направлен политической партией, иным общественным объединением, на нагрудном знаке может быть указано наименование политической партии, иного общественного объединения.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать участникам референдума бюллетени;
2) расписываться за участника референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;
3) заполнять за участника референдума, в том числе по его просьбе, бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете бюллетеней, проводимом членами комиссии референдума с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе комиссии референдума;
7) проводить агитацию среди участников референдума;
8) участвовать в принятии решений комиссией референдума.
Какое максимальное количество наблюдателей при проведении голосования в течение одного дня
Статья 33. Наблюдатели
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Статья 33. Наблюдатели
Информация об изменениях:
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ в часть 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
ГАРАНТ:
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ часть 4 статьи 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
6. Наблюдатель вправе:
Информация об изменениях:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
Информация об изменениях:
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.