какое лето что за лето да это просто колдовство средство выразительности

Какое лето что за лето да это просто колдовство средство выразительности

Задание 24. Изобразительно-выразительные средства языка

Теоретический материал, необходимый для выполнения задания № 24.

Типы изобразительно-выразительных средств языка

Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

Фемида( женщина с весами) – правосудие.

В сто сорок солнц закат пылал.

От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.

Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне).

Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

Талии не тоньше бутылочной шейки ( Гоголь)

Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

В переносном смысле может использоваться существительное

Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству ( в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

1.между предметом и материалом

2.между содержимом и содержащим.

3.между действием и орудием действия.

4.между автором и его произведением.

5.Между местом и людьми, там находящимися.

1.Не то на серебре- на золоте едал ( Грибоедов).

2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

3.Перо его дышит местью.

4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

5. На субботник вышла вся школа.

Это соединение несоединимого.

Горькая радость, горячий снег, мёртвые души.

От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

Автор « Войны и мира»

Пишущий эти строки (я).

Туманный Альбион ( Англия.)

1.Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

Иными словами, когда о целом говорят через его часть. Так о человеке можно сказать по его одежде, внешности, особенности.

Защита требует оправдания

Пуще всего береги копейку

Эй, борода! (о человеке с бородой)

Синие и белые воротнички

( о людях физического и умственного труда).

И вы, мундиры голубые. (Лермонтов о жандармах).

Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.

Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком.

Кругом трава так весело цвела.

…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом

Звуковые средства изобразительности

Усиление выразительности с помощью повторения согласных звуков.

Шипенье пенистых бокалов

И пунша пламень голубой

Выразительный приём, при котором используется повторение гласных звуков.

У наших ушки на макушке.

Чуть утро осветило пушки…

Это приём, при котором повторяются слова или фразы, помогающие создать образ, воспроизвести картину.

Колёса поезда мерно стучали: на восток, на восток, на восток.

Использование подражания звукам живой и неживой природы.

Когда гремел мазурки гром

(словно звучит гром).

    Это приёмы, которые используют прямое, а не переносное значение слов, однако их роль тоже заключается в создании яркого, эмоционального и более запоминающегося образа. Фигуры служат для передачи настроения, усиления эффекта от фразы, поэтому они очень часто используются в поэзии.

    Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

    Не напрасно дули ветры,

    Не напрасно шла гроза.

    Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

    Правда твоя – это наша правда, Родина!

    Слава твоя – это наша слава. Родина!

    Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

    Кто был никем, тот станет всем.

    Пришёл, увидел, победил!

    Не жалею, не зову, не плачу.

    Жили – были дед да баба.

    Пришёл я однажды в школу.

    Швейцара мимо он стрелой

    Взлетел по мраморным ступеням.

    Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

    Горькая радость. Звонкая тишина.

    Синтаксический параллелизм

    Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

    Молодым везде у нас дорога,

    Старика везде у нас почёт.

    Это намеренный пропуск какого- либо слова, которое подразумевается из данного контекста.

    Радостно книгу возьмите – и в класс!

    Приём, при котором автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.

    Я сама не из таких,

    Кто чужим подвластен чарам.

    Я сама… Но, впрочем, даром

    Тайн не выдаю своих.

    Синтаксические средства выразительности

    Возможности синтаксиса для создания образа чего- либо просто безграничны. Умелое их использование помогает красиво, точно, верно создать образ, выразить к нему оценку.

    Ряды однородных членов

    Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

    Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

    Приём нарушения логической связи между однородными членами предложения.

    Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и сакцентировать на главном, важном.

    Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.

    Вопросно-ответная форма изложения.

    Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.

    Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.

    Риторические обращения

    Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме,призыва к действию.

    Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

    Риторические вопросы.

    Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.

    Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

    Обособленные члены

    В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.

    Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

    Бессоюзие или асиндетон

    Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

    Швед, русский, колет, рубит, режет.

    Многосоюзие или полисиндетон

    Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.

    Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

    Восклицательные предложения.

    Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.

    Надо воспитывать милосердие в детства!

    Риторические восклицания.

    Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

    Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

    Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.

    Изобразительные возможности морфологии.

    Морфологические способы усиления выразительности, создания образа тоже часто используются как в произведениях, так и в обыденной речи.

    Экспрессивное использование определённых признаков существительного.

    1.Использование форм падежа

    2. Использование числа

    1. Что-то воздуху мне мало.

    2. О, сколько здесь Обломовых!

    Можно использовать прямое и переносное значение времени глагола.

    Прихожу я вчера в школу и вижу, что занятия отменены из-за морозов. Ну и обрадовался же я!

    В экспрессивных целях, то есть для передачи чувств, эмоций, могут использоваться разные формы частей речи.

    Преудивительнейший случай произошёл со мной вчера.

    Как же это неприятно!

    Междометия, звукоподражательные слова.

    Междометия и звукоподражательные слова помогают предать эмоции, взволнованность героев или автора.

    Существуют лексические средства выразительности. Про них можно найти материал на данном сайте в разделе: « Теория. Задание № 22».

    Источник

    тропы и фигуры речи

    Изобразительно-выразительные средства языка

    Тропы- слова и обороты, употребленные в переносном значении.

    1.Эпитет-определение, подчеркивающее характерное свойство предмета:
    лохматые тучи; беспечно смеется иволга; я помню чудное мгновенье.

    6.Сравнение-сопоставление двух предметов или явлений при помощи:
    а) сравнительных союзов как, словно, будто, как будто: как пахарь, битва отдыхает;
    б) существительного в творительном падеже: дорога вьется лентой.

    9.Литота- чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета:
    мужичок с ноготок.

    1.Антитеза-противопоставление: Мне грустно, потому что весело тебе.

    3.Градация-последовательное усиление или ослабление художественных средств:
    ручьи, реки, озера, океаны слёз.

    4.Параллелизм-тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста:
    В синем море волны плещут,
    В синем небе звезды блещут.

    5.Анафора – одинаковое начало строк или предложений:
    Жди, когда снега метут,
    Жди, когда жара,
    Жди, когда других не ждут,
    Позабыв вчера.

    7.Подхват-повторение конечного слова или фразы в начале следующей строки:
    О, весна без конца и без краю-
    Без конца и без краю мечта!

    8.Рефрен ( припев) – повторение строки или ряда строк в конце строфы.

    11.Умолчание-прерывание начатой речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее:
    Где было взять [деньги] ему, ленивцу, плуту?
    Украл, конечно; или, может быть,
    Там на большой дороге, ночью, в роще…

    12.Риторические фигуры-обороты, предназначенные для усиления выразительности речи:
    а) риторическое обращение: Поля! Я предан вам душой.
    б) риторическое восклицание: Какое лето! Что за лето! // Да это просто колдовство.
    в) риторический вопрос: Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?

    13.Бессоюзие-перечисление явлений или предметов без использования союзов:
    Швед, русский-колет, рубит, режет,
    Бой барабанный, клики, скрежет.

    15. Парцелляция – расчленение фразы на части или на отдельные слова:
    …Но горы близко.
    И снег на них. Мы время проведем
    У печки. В Имеретии. Зимою. ( В. Инбер)

    Источник

    ЕГЭ Русский язык. Экспресс-подготовка. Задание № 26. Языковые средства выразительности.

    ЕГЭ Русский язык.

    Экспресс-подготовка.

    Задание № 26. Языковые средства выразительности.

    какое лето что за лето да это просто колдовство средство выразительности

    Задание № 26. Языковые средства выразительности.

    Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.

    Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.

    Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.

    Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.

    Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.

    ТЕОРИЯ.

    Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.

    Помните главное: это слова в переносном смысле, то есть в жизни мы это «увидеть» не сможем, нам кажется, что это так происходит, это наше вИдение мира.

    Аллегория.

    Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

    Примеры.

    Фемида( женщина с весами) – правосудие.

    Гипербола

    Пример.

    В сто сорок солнц закат пылал.(В. Маяковский)

    Ирония

    От греческого «притворство». Это троп, при котором скрывают истинный смысл, это лёгкая насмешка.

    Пример.

    Откуда, умная, бредёшь ты голова (обращение к Ослу в басне И.Крылова).

    Литота

    Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

    Пример.

    Талии не тоньше бутылочной шейки (Н.В. Гоголь)

    Метафора

    Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

    Пример.

    Метонимия

    Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

    Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

    1.между предметом и материалом

    2.между содержимом и содержащим.

    3.между действием и орудием действия.

    4.между автором и его произведением.

    5.Между местом и людьми, там находящимися.

    Примеры.

    1.Не то на серебре- на золоте едал ( А.Грибоедов).

    2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

    3.Перо его дышит местью.

    4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

    5. На субботник вышла вся школа.

    Олицетворение.

    Пример.

    Синекдоха

    Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

    Когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера).

    Примеры:

    Пуще всего береги копейку

    И вы, мундиры голубые. (М.Ю. Лермонтов о жандармах).

    Сравнение.

    Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.

    Пример.

    Эпитет

    Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

    Примеры.

    Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С.Есенин)..

    Кругом трава так весело цвела.

    …когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом

    Шаг 2.

    Если необходимо найти лексические средства, то среди слов предложенного списка нужно искать следующие термины.

    Типы слов по смыслу

    Контекстные синонимы это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

    Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

    Синонимы данных слов вне текста:

    Контекстные антонимы это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

    Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение ( великий- величественный, эффектный- эффективный).

    Типы слов по сфере употребления

    Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).

    Термины названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)

    Типы слов по происхождению

    Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать )

    Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).

    Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. ( Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).

    Типы слов по сферам употребления

    ( хвастунишка, читалка, задира.)

    Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :

    -нарушающие языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

    — нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

    — вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

    Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).

    С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

    — книжные : яблоко раздора, звёздный час

    — просторечные: вкручивать мозги, дурья башка.

    Шаг 3.

    Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.

    Примечание: некоторые фигуры речи могут быть одновременно и синтаксическими средствами (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.).

    Фигуры речи

    приёмы).

    Определения.

    Примеры.

    Анафора

    Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

    Пример.

    Не напрасно дули ветры,

    Не напрасно шла гроза.

    Эпифора

    Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

    Пример.

    Правда твоя – это наша правда, Родина!

    Слава твоя – это наша слава. Родина!

    Антитеза

    Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

    Кто был никем, тот станет всем.

    Градация

    Пример.

    Пришёл, увидел, победил!

    Не жалею, не зову, не плачу.

    Инверсия

    Жили-были дед да баба.

    Пришёл я однажды в школу.

    Швейцара мимо он стрелой

    Взлетел по мраморным ступеням.

    Оксюморон

    Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

    Примеры.

    Горькая радость. Звонкая тишина.

    Синтаксический параллелизм

    Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

    Пример.

    Молодым везде у нас дорога,

    Старика везде у нас почёт.

    Перифраз.

    От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

    Примеры.

    Автор Войны и мира»

    Пишущий эти строки (я).

    Туманный Альбион ( Англия.)

    Умолчание

    Приём, при котором автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.

    Я сама не из таких,

    Кто чужим подвластен чарам.

    Я сама… Но, впрочем, даром

    Тайн не выдаю своих.

    Парцелляция.

    Пример.

    Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

    Бессоюзие или асиндетон

    Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

    Пример.

    Швед, русский, колет, рубит, режет.

    Многосоюзие или полисиндетон

    Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.

    Пример.

    Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

    Риторические восклицания.

    Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

    Пример.

    Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство!

    Риторические вопросы.

    Это вопросы, не требующие ответа. На них автор либо сам отвечает, либо хочет, чтобы над вопросом подумали читатели. Они создают иллюзию беседы. Обращены такие вопросы во всем людям. Часто используются в художественной или публицистической литературе.

    Пример.

    Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался?

    Шаг 4.

    Наконец, если необходим найти синтаксические средства, то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.

    Средства

    Определения

    Примеры

    Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

    Пример.

    Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

    Ряды однородных членов

    Вводные слова.

    Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное

    Пример.

    Вероятно, там, в родных местах, как в детстве удивительно пахнет цветами, самые большие ромашки из которых можно сплести замечательные букеты.

    Вопросно-ответная форма изложения.

    Это приём, при котором размышления автора представлены в виде вопросов-ответов.

    Пример.

    Для чего нужно приучать детей с детства читать правильные книги,- спросите вы? А я отвечу: чтобы стать человеком, настоящим, достойным права так называться.

    Риторические обращения

    Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.

    Пример.

    Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

    Обособленные члены.

    Пример.

    В родных местах всё так же шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своим и вещими шёпотами тем поэтом, каким я стал.

    Восклицательные предложения.

    Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.

    Примеры.

    Надо воспитывать милосердие в детства!

    Цитирование

    Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.

    Пример.

    Пользуйтесь подсказками.

    Рассмотрим пример.

    Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

    «Рассуждая на тему творчества и «нахождения себя», автор использует такой прием, как (А)_____ (предложения 8—9; 17—18). Что может помешать творческой личности? Использованные в 13-м предложении (Б)_____ дают, по мнению автора, ответ на этот вопрос. Говоря о том, какие профессии можно считать творческими, а какие — нет, В. Белов в 20-м предложении использует (В)_____. Это даёт возможность подготовить читателя к пониманию следующего, 21-го предложения. Кроме этого, в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.»

    Список терминов:

    1) сравнительный оборот

    5) просторечная лексика

    6) ряды однородных членов

    7) вопросно-ответная форма изложения

    8) общественно-политическая лексика

    9) риторический вопрос

    10) восклицательные предложения

    ПОЯСНЕНИЕ.

    А) Приём-7 ( вопрос-ответ).

    (8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).

    Б) Ответ-6, ряды однородных членов.

    (17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.

    (13) Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные.

    В) Антонимы-3.

    (20)Ореол исключительности той или иной профессии, деление труда по таким принципам, как «почётно-непочётно», «интересно-неинтересно», как раз и поощряет мысль о недоступности творчества для всех и для каждого. (21) Но это вполне устраивает сторонников нивелирования личности, которые выделяют безликую толпу бездарных людей и противопоставляют ей людей талантливых.

    Ответ: 7638.

    Алгоритм выполнения задания № 26.

    В пример выше читаем: «в тексте широко использована (Г)_____, например, «потребность», «личность», «ориентация», «принципы» и др.».

    Как видим, нет чёткого указания, что надо искать, но даны слова в скобках, кроме того, слово «использована» стоит в ж. роде. Поэтому здесь подходит «политическая лексика».

    Таков алгоритм выполнения задания № 26.

    Источник

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *