какое крупное открытие совершила экспедиция вилькицкого

Борис Вилькицкий и его последнее Великое географическое открытие

какое крупное открытие совершила экспедиция вилькицкого

Борис Андреевич родился 9 (22 по н. ст.) марта 1885 года в семье известного исследователя Арктики Андрея Ипполитовича Вилькицкого.

В 1897 году Б.А. Вилькицкий становится воспитанником Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге. После окончания корпуса, в 1903-м, он произведен в мичманы (младшее офицерское звание Российского Императорского флота) и назначен штурманским офицером на эскадренный броненосец «Цесаревич», который осенью того же года был перебазирован на Дальний Восток.

27 января 1904-го, без официального объявления войны, японские миноносцы атаковали русские корабли на рейде Порт-Артура. «Цесаревич» принял бой и пытался отразить нападение, но получил серьезные повреждения и на долгое время вышел из строя.

Б.А. Вилькицкий воевал на передовой и в ноябре 1904 года, во время сражения за гору Высокую, был ранен пулей в грудь навылет. За доблесть и героизм, проявленные в ходе Русско-японской войны, Борис Андреевич награжден орденами Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом, Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и 3-й степени с мечами и бантом.

После возвращения с Дальнего Востока Б.А. Вилькицкий служит штурманским офицером на Балтике, осенью 1905 года принимает участие в подавлении революционных выступлений в Эстляндии. В 1908-м он окончил Николаевскую морскую академию по гидрографическому отделу, в 1911-м за свою службу был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени, а в декабре 1912 года получил назначение флагманским штурманским офицером Штаба командующего Морскими силами Балтийского моря.

В апреле 1913-го Борис Андреевич занял должности помощника начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана и командира ледокольного парохода «Таймыр», входящего в ее состав. После того как начальник экспедиции И.С. Сергеев из-за тяжелой болезни не смог исполнять свои обязанности, в июле 1913 года руководство было передано Б.А. Вилькицкому.

Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под командованием Бориса Андреевича добилась триумфального успеха. В 1913 году она совершила последнее Великое географическое открытие, обнаружив архипелаг общей площадью около 37 тыс. кв. км.

Служа на флоте антибольшевистского Севера, Б.А. Вилькицкий занимался гидрографическими исследованиями Западной Арктики и налаживанием радиосвязи между северными регионами и Сибирью, в которой к тому времени Белое движение консолидировалось вокруг адмирала А.В. Колчака. В 1919-м Борис Андреевич принял активное участие в организации и проведении первой Карской товарообменной экспедиции, целью которой было обеспечение военного сотрудничества и торгово-экономических связей Белой Сибири со странами Европы.

Во время Русского Исхода на Севере в феврале 1920 года Б.А. Вилькицкий был одним из командующих эвакуацией Белых войск по морю в Норвегию. Ледокол «Козьма Минин», на котором находились Главный начальник Северного края, генерал-лейтенант Е.К. Миллер и члены его правительства, в ходе артиллерийской дуэли успешно отбил атаку красного ледокола «Канада», пытавшегося его преследовать. Из Норвегии Борис Андреевич собирался перебраться на Юг России для продолжения борьбы с большевиками, но не успел осуществить свои планы до падения Белого Крыма.

Б.А. Вилькицкий подготовил и успешно провел две Карские товарообменные экспедиции в 1923-м и 1924 годах, но за то же время полностью разуверился в возможности перерождения советской власти.

Спустя годы он писал, что убедился «в том, что политический маятник в Советской России снова и сильно качнулся влево, что техники, интеллигенты и научные работники снова сильно зажаты, что вопросы коммунистической политики доминируют над экономикой и бытом, что работать с пользой нельзя, а зря сложить свою голову легче легкого». Борис Андреевич категорично подвел итог под советской страницей своей жизни: «Расчеты на эволюцию и изжитие большевиков были биты!»

Вернувшись в Европу, Б.А. Вилькицкий проживал во Франции. В 1928-1931 годах он в Бельгийском Конго возглавлял гидрографическую бригаду, занимавшуюся изучением нижнего течения реки Конго. Подорвав здоровье в африканских тропиках, Борис Андреевич обосновался в Брюсселе, где до конца жизни работал на скромных конторских должностях и давал уроки русского языка, так и не приняв иностранного гражданства.

Очень многим из нас, эмигрантов, и из советских подневольных граждан было бы тяжело видеть имена царственных мучеников, начертанными в сочетании с приведенными выше названиями. Поэтому оно и к лучшему, что земли, будем верить, временно переименованы. Пройдут годы, забудутся ужасы революции и Гражданской войны, отойдут в историю и годы советского рабства; исчезнут одиозные народу имена, рассеянные по всему необъятному простору России, как уже исчезли улицы и заводы имени Троцкого; вернется Ленинграду имя великого Петра, как и другим городам их исторические названия, обретут вновь и здешние земли имена покойных Государя и Цесаревича, имена, принадлежащие им по праву истории».

Пророческими выглядят слова Бориса Андреевича о возвращении изначального имени Ленинграду, а также упоминание им острова Сергея Каменева (небольшая неточность, фактически речь идет об архипелаге, а не острове), который уже в 1937 году сменил название на архипелаг Седова.

Б.А. Вилькицкий скончался 6 марта 1961 года, похоронен в Брюсселе. 20 ноября 1996-го его прах был перенесен на Смоленское Православное кладбище Санкт-Петербурга и перезахоронен на семейном некрополе Вилькицких, рядом с могилами его отца, генерала корпуса гидрографов Андрея Ипполитовича (1858-1913) и младшего брата Юрия Андреевича (1888-1905).

Источник

Последнее географическое открытие ХХ века.

В этот день, 4 сентября 1913 года, было совершено последнее великое географическое открытие. Экспедиция на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла Землю Николая II.

какое крупное открытие совершила экспедиция вилькицкого

Честь открытия архипелага, расположенного в непосредственной близости от Таймыра, выпала на долю русских военных моряков, которые участвовали в Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана, совершенного в период в 1910-1915 годы. Попытки пройти тот путь совершали и раньше, но ни одна из них не закончилась успехом.

В России понимали, что нужны были новые суда, способные бороздить те неприступные и суровые территории. Поэтому было поручено построить два однотипных гидрографических судна «Таймыр» и «Вайгач». Создавали их на Невском судостроительном заводе в Петербурге.

Суда представляли собой пароходы ледокольного типа. Сразу, как только их спустили на воду, их тут же зачислили в состав Военно-морского флота России.

Так, из Санкт-Петербурга и «Таймыр», и «Вейгач» отправились на Дальний Восток. Сначала обычным путем – через Суэцкий канал, и затем – через Индийский океан. В начале 1910 года суда дошли до Владивостока. Оттуда они уже начали свое полярное путешествие.

Сложность заключалась в том, что они смогли попасть только в район к западу от чукотского селения Уэлен, расположенного вблизи мыса Дежнева. По сути, тогда это была разведка – моряки изучали довольно тяжелые условия хождения в Арктике, делали выводы, составляли маршруты.

Моряки отмечали, что тяжелые льды в западной части моря Лаптевых, примерно в 150 милях от мыса Челюскина, стали серьезным препятствием, остановив продвижение «Таймыра» и «Вейгача» на запад.

После этого судам пришлось вернуться во Владивосток. Минул еще один год. Исследования продолжались. Тогда судам удалось пройти на запад от Лены.

Как Вилькицкий возглавил экспедицию, или «укрощение» суровых льдов
В пути внезапно заболел начальник экспедиции, и его сменил командир «Таймыра» капитан 1 ранга Борис Вилькицкий. Он был сын начальника Главного гидрографического управления Морского министерства России. А тот, в свою очередь, был известным военным гидрографом и деятелем Русского географического общества генерала А.И. Вилькицкого.

И тогда судну удалось впервые пройти, обогнув Новосибирские острова. Потом «Таймыр» нашел никому неизвестный остров, который позже назвали в честь генерала А.И. Вилькицкого.

Когда работы по описанию западного побережья моря Лаптевых и близ расположенных островов были закончены, «Таймыр» и «Вейгач» подошли к точке, расположенной в 12 милях от мыса Челюскина.

Экипажи собирались двинуться на запад, но сплошные и толстые льды было невозможно «укротить». В итоге Борис Вилькицкий дает команду идти на север – аккурат вдоль кромки ледяного поля.

На этом пути, к северо-востоку от мыса Челюскина, вскоре показалась низменная полоса неизвестной земли. Этого острова не было на карте. Его назвали островом Цесаревича Алексея (позже будет переименован в малый Таймыр), который теперь входит в архипелаг Северная Земля.

Откуда айсберги-гиганты?
Чем севернее, тем суровее – на пути стали попадать айсберги. Их высота достигала до 12 метров. Это было не только неожиданно. Судя по записям в корабельных дневниках, ранее никто из полярников, присутствующих на борту, не видел вблизи полуострова Таймыр плавающих обломков ледников.

3 сентября 1913 года экипажи с обоих судов почти одновременно заметили очертания высокого гористого берега с пятнами снега. «Таймыр» и «Вайгач» приблизились к большому острову.

«Белых пятен» на карте больше не осталось
На следующий день члены экипажей сошли на берег, чтобы присутствовать на торжественной церемонии подъема русского национального флага на вновь открытой земле, названной Землей Императора Николая II.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *