какое количество принципов экологического менеджмента существует
Экологический менеджмент Тест с ответами
1. Ассимиляционный потенциал — это
• Способность окружающей природной среды воспринимать различные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих основных свойств в неопределенно длительной перспективе
2. Экологический менеджмент охватывает планирование, управление и контроль всей деятельности предприятия в отношении охраны окружающей среды.
• Да
3. Является ли затратный метод методом экономической оценки природных ресурсов.
• Да
4. В каком году был разработан и принят стандарт Международной Организации Стандартизации ISO 14000?
• 1996
5. В каком году в России был принят стандарт серии ИСО 14000?
• 1998
6. Временно согласованные выбросы (ВСВ) являются
• Отступлением от экологического нормирования
7. Является ли экологический аудит одним из разделов стандарта серии ИСО 14000?
• Да
8. Природные ресурсы, не восстанавливающиеся самостоятельно и не восстанавливаемые искусственно:
• Невозобновляемые
9. Главной целью экологического нормирования является обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов.
• Да
10. Процедура учета экологических требований при подготовке и принятии решений с целью предупреждения возможных негативных последствий реализации хозяйственной и иной деятельности это –
• ОВОС
11. Что такое экономический ущерб, наносимый окружающей среде?
• это фактические или возможные потери, возникающие в результате каких-либо событий или явлений вследствие антропогенного воздействия
12. Укажите верное определение
• Предотвращенный ущерб – это разность между возможным и фактическим ущербом от загрязнения окружающей среды
13. Система стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры загрязнений и не на технологии, а нацелена на организацию и внедрение системы экоменеджмента на предприятии
• Да
14. Вставьте пропущенное слово в определение: «Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды – это * оценка последствий от изменения свойств окружающей среды в результате негативных результатов хозяйственной деятельности
• Стоимостная
15. Стандарты воздействия на окружающую среду определяются на основе ПДК.
• Да
16. Русский ученый, который развил учение о биосфере.
• В. И. Вернадский
17. Биосфера — целостная геологическая оболочка Земли, заселенная живыми организмами и качественно преобразуемая ими с целью улучшения жизнепригодных свойств. В каком году было введено это понятие?
• 1875
18. Виды экологического менеджмента.
• Активный, пассивный
19. Сколько видов ущерба существует:
• 3
20. Несут ли предприятия за экологически правонарушения материальную ответственность?
• Нет
22. Какое количество принципов экологического менеджмента существует:
• 7
23. В экономике природопользования существует понятие экстернальные эффекты. Укажите сколько видов экстернальных эффектов существует?
• Два (положительные и отрицательные)
24. Экологическое нормирование это –
• Процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду
25. Несут ли должностные лица и граждане за экологически правонарушения материальную ответственность?
• Да
26. Экологическое право — совокупность норм, регулирующих общественные экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования охраны природной среды для настоящих и будущих поколений.
• Да
27. В каком году была сформулирована концепция устойчивого развития?
• 1992
28. Природные ресурсы, сокращающиеся по мере их использования это
• исчерпаемые
29. Внедрение системы административного управления охраной окружающей среды на основе международных стандартов ИСО серии 14000 – экологический менеджмент осуществляется на:
• уровне предприятия
30. Результат коэволюции человека с природой, управляемой человеком.
• Ноосфера
31. Укажите какие величины необходимы для расчета экономического ущерба от загрязнения окружающей среды
• Базовый норматив платы
• Коэффициент экологической ситуации данной территории
• Фактическую массу загрязняющего вещества
• Показатель относительной опасности загрязняющего вещества
• Количество загрязняющих веществ
Какое количество принципов экологического менеджмента существует
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Ecological management. General rules and objectives of regulation
Дата введения 2008-01-01*
_______________________
* См. ярлык «Примечания».
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) «НИИ экономики, связи и информатики «Интерэкомс»
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 020 «Экологический менеджмент и экономика»
Введение
— качества и конкурентоспособности продукции (услуг), выпускаемых (оказываемых) субъектами хозяйственной деятельности;
— уровня охраны окружающей среды, установленного законодательными актами;
— безопасности хозяйственной деятельности для жизни и здоровья населения;
— уровня сбережения первичных ресурсов и максимального использования в хозяйственной деятельности вторичных ресурсов из выбросов, сбросов, отходов, что в целом должно способствовать реализации стратегических основ устойчивого развития общества, включая конституционное право граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и мерах по возмещению ущерба за утрату здоровья или имущества.
При разработке комплекса СЭМОС важное значение придавалось гармонизации данного комплекса стандартов с международными требованиями, что подтверждают следующие примеры:
ГОСТ Р 14.13-2007 «Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля» гармонизирован с Директивой Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».
При этом комплекс СЭМОС призван дополнить систему действующих национальных стандартов Российской Федерации, идентичных международным стандартам ИСО серии 14000.
Экологическая безопасность как результат реализации стратегических требований экологического менеджмента должна обеспечиваться посредством установления в нормативно-правовых актах и нормативно-технических документах требований по предупреждению негативных воздействий естественного и антропогенного характера на окружающую среду, что на правовом уровне регулируется Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления»; «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О техническом регулировании», а также документами, указанными в [1]-[23] раздела «Библиография», основные из которых в стратегическом единстве представлены на рисунке 2.
Мировая практика свидетельствует о большой отдаче природоохранных инвестиций, дающих эффект (предотвращенный ущерб) в целом в экономике, в 10-15 раз превышающий такие вложения.
Экономический эффект могут получить и муниципальные образования, так как согласно ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в частности находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды.
Необходимо помнить, что конституционными являются положения об охране природы как основе жизни и деятельности людей (ст.9) и о праве каждого человека на благоприятную окружающую среду (ст.42).
В связи с этим в задачи нормативно-технического обеспечения сферы экологического менеджмента входит предотвращение, сокращение и, насколько это возможно, уменьшение загрязнений окружающей среды (в соответствии с Директивой Совета Европейского Союза 96/61/ЕС от 24 сентября 1996 г. «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений»). Решение этих задач возможно, в первую очередь, путем мониторинга, идентификации и комплексного контроля источников загрязнения с обеспечением рационального использования первичных и вторичных ресурсов в соответствии с принципами «предотвратить загрязнения» и «загрязнитель платит», начиная со стадии проектирования хозяйственной деятельности до стадии снятия изделий с эксплуатации и их ликвидации путем утилизации инертных частей и удаления опасных составляющих, на что направлены требования документов комплекса СЭМОС, включая:
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения;
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;
ГОСТ Р 14.03-2005 Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация;
ГОСТ Р 14.07-2005 Экологический менеджмент. Руководство по включению аспектов окружающей среды в технические регламенты;
ГОСТ Р 14.08-2005 Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию (ИСО/МЭК 64);
ГОСТ Р 14.11-2005 Экологический менеджмент. Общие требования к органам, проводящим оценку и сертификацию/регистрацию систем экологического менеджмента (ИСО/МЭК 66);
ГОСТ Р 14.12-2006 Экологический менеджмент. Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции;
ГОСТ Р 14.13-2007 Экологический менеджмент. Оценка интегрального воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду в процессе производственного экологического контроля, а также национальные стандарты Российской Федерации комплекса СЭМОС, которые будут изданы по мере разработки.
1 Область применения
Настоящий стандарт не распространяется на оборонную продукцию и ядерные объекты.
Требования, установленные в настоящем стандарте, учитывают при разработке нормативно-технической документации и подготовке научной литературы, относящейся к сферам экологического менеджмента в процессах хозяйственной деятельности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изменения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 14.03-2005 Экологический менеджмент. Воздействующие факторы. Классификация
ГОСТ Р 14.07-2005 Экологический менеджмент. Руководство по включению аспектов окружающей среды в технические регламенты
ГОСТ Р 14.08-2005 Экологический менеджмент. Порядок установления аспектов окружающей среды в стандартах на продукцию
ГОСТ Р ИСО 14001-2007 Системы экологического менеджмента. Требования к руководству по применению
ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения
ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 30772, ГОСТ Р 52104, а также следующие термины с соответствующими определениями:
окружающая среда: Окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие.
3.1.2 биосфера Земли: Общепланетарная оболочка, состав, структура и энергетика которой главным образом обусловлены прошлой или современной деятельностью живых организмов (живым веществом) в течение геологического времени.
3.1.3 техносфера: Часть биосферы, коренным образом преобразованная человеком в технические и техногенные объекты (по [7]).
3.1.4 экосфера: Совокупность свойств Земли как планеты, создающих на ней условия для развития жизни (биотоп биосферы).
3.1.5 социосфера, общественная среда: Подсистема антропосферы, представляющая собой совокупность подсистем управления и общественных отношений.
1 Социосфера состоит из четырех подсистем, включая социальные отношения, здравоохранение, культуру, идеологию.
2 Связи между отдельными элементами системы проявляются в виде потоков вещества, энергии, информации и воздействий (актов), что свойственно общим открытым системам.
3.1.6 ресурсосфера: Совокупность биоестественных природных и техногенных материальных, энергетических ресурсов, актуально и/или потенциально вовлекаемых в антропогенную (человеческую) деятельность для производства продукции и оказания услуг.
1 Ресурсосфера состоит из подсистем натурального (поставки сырья, материалов, оборудования) и денежного обращения, экономики, торговли, финансовой деятельности.
Какое количество принципов экологического менеджмента существует
Система экологического менеджмента (СЭМ) ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» это часть общей системы управления предприятием. Она состоит из организационных элементов и функций, которые направлены на реализацию Экологической политики ОАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород». Важным элементом СЭМ является создание механизмов, с помощью которых оценивается экологическая безопасность предприятия, осуществляется постоянный сбор и обновление информации. На ее основе предприятие может установить четкие цели и задачи в области экологической безопасности, а также методы их достижения.
ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» внедрило и поддерживает эффективную систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001. СЭМ ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» была сертифицирована в 2012 году на соответствие требованиям международного стандарта и в 2015 году успешно прошла ресертификационный аудит, проведенный независимым органом по сертификации DQS.
Область применения системы экологического менеджмента ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» охватывает деятельность по транспортировке природного газа по магистральным и газопроводам-отводам, включая связанные с ними вспомогательные процессы, организацию и эксплуатацию сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В основе СЭМ лежит установленная самим предприятием экологическая политика. Экологическая политика ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» разработана в соответствии с положениями Экологической политики ОАО «Газпром» и утверждена Распоряжением №65 от 21 марта 2011 года.
Руководство предприятия в строгом соответствии с экологической политикой Общества наряду с проблемами обеспечения надежности оборудования и безопасности деятельности персонала, приоритетное внимание уделяет вопросам предотвращения возникновения опасных ситуаций с экологическими последствиями. Положения Экологической политики обязательны для использования каждым работником предприятия и в равной степени относятся ко всем организациям — партнерам (контрагентам). Для реализации основных принципов деятельности, прописанных в экологической политике предприятия, Общество принимает на себя следующие обязательства:
1. Действовать в соответствии с природоохранным законодательством РФ, отраслевыми нормативами и правилами, международными соглашениями и стандартами, относящимися к экологическим аспектам деятельности Общества.
2. Обеспечивать ресурсосбережение, в том числе и рациональное использование транспортируемого газа путем оптимизации режимов работы технологических объектов транспорта и использования газа.
3. Осуществлять учет интересов и безопасность работников, населения и окружающей среды путем обеспечения экологической безопасности газотранспортной системы Общества и ее объектов в процессе эксплуатации и своевременным проведением реконструкции и ремонтных работ с постоянным улучшением природоохранной деятельности Общества и системы управления этой деятельностью для минимизации ущерба, наносимого природной среде.
4. Осуществлять реализацию Программы развития газотранспортной сети магистральных газопроводов и региональных Программ газификации городов и населенных пунктов.
5. Повышать энергоэффективность процессов транспортировки газа на всех стадиях, как модернизации, так и совершенствования технологии с осуществлением производственного экологического контроля и мониторинга за объектами технологической и производственной деятельности Общества.
6. Осуществлять непрерывное профессиональное и экологическое образование работников Общества для вовлечения персонала Общества в деятельность по уменьшению экологических рисков и повышению качества системы экологического менеджмента.
7. Обеспечивать широкую доступность информации о хозяйственной деятельности Общества, прозрачность его природоохранной деятельности и принимаемых в этой области решений.
Политикой также определены долгосрочные цели в области охраны окружающей среды:
минимизация удельного негативного техногенного воздействия на окружающую среду;
повышение эффективности использования невозобновляемых природных ресурсов и источников энергии;
ориентация на высокие экологические стандарты во всех процессах производственно-хозяйственной деятельности;
вовлечение каждого сотрудника Общества в деятельность по уменьшению экологических рисков и повышению качества системы экологического менеджмента.
Экологическая политика является основой для постановки экологических целей и разработки природоохранных мероприятий. Она демонстрирует всем заинтересованным сторонам обязательства ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» в области охраны окружающей среды и желание сотрудников предприятия подтвердить это конкретными действиями. В рамках реализации Экологической политики ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород» активно ведется работа по реконструкции существующих производственных объектов и внедрению современных технологий и оборудования, улучшающих экологические параметры деятельности предприятия.
Неотъемлемым элементом СЭМ является процесс идентификации и оценки значимости экологических аспектов. Идентификация экологических аспектов проводится ежегодно в соответствии с требованиями СТО «Газпром» 12-1-019-2015 «Порядок идентификации экологических аспектов».
Идентификация и оценка значимости экологических аспектов заключается в установлении видов деятельности Общества, оказывающих воздействие на окружающую среду и оценке степени и интенсивности воздействия.
Основными видами воздействия на окружающую среду при транспортировке газа являются :
Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ от технологических объектов компрессорных станций, газораспределительных станций, котельных;
Выбросы метана в атмосферный воздух при технологическом обслуживании газопроводов, компрессорных станций и газораспределительных станций;
Образование отходов производства и потребления;
Сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты и рельеф местности;
Загрязнение недр и почв;
Нарушение почвенного покрова в процессе ремонта газопроводов;
Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитным излучением.
Оценка воздействия на окружающую среду является основой для выявления значимых экологических аспектов Общества, определения экологических целей и задач, планирования и реализации необходимых природоохранных мероприятий.
Какое количество принципов экологического менеджмента существует
(812) 388-34-33—> Работаем по всей России 8-911-223-33-04 8-906-262-29-52
info@gociss.ru
Разработка, внедрение и сертификация систем экологического менеджмента. Подготовка к сертификации и подтверждение соответствия системы экологического менеджмента требованиям национальных и международных стандартов: порядок сертификации, выдачи сертификатов, практические рекомендации по подготовке к сертификации предприятия.
Экология является одним из важнейших факторов, влияющим на здоровье населения. Увеличение выбросов в окружающую среду, нерациональное использование ресурсов, неправильная утилизация отходов приводят к таким масштабным проблемам как изменения климата, разрушение экосистем и снижение биологического разнообразия. Столь глобальные проблемы не могут не волновать общество и требуют качественного решения.
Одним из возможных вариантов является внедрение системы экологического менеджмента (далее СЭМ).
Что же такое система экологического менеджмента?
Высшее руководство, встроив СЭМ в бизнес-процессы, стратегию и принятие решений может определять риски, увеличить возможности по предупреждению или снижению негативного влияния на экологию, что имеет стратегические последствия, улучшить свои экономические показатели, достичь запланированных результатов.
Система экологического менеджмента помогает определить ответственность за принятие решений по вопросам безопасности и устраняет неопределенности, тем самым обеспечивая своевременное принятие решений, ответственным за них и квалифицированными людьми.
Откуда появился стандарт на систему экологического менеджмента?
Возникновение стандарта на системы экологического менеджмента стало ответом на возрастающий в обществе интерес к проблемам окружающей среды.
В 1992 году была проведена первая конференция в Рио-де-Жанейро под названием «Саммит Земли». Задачей её было сформировать в обществе ориентацию на сохранение, качество окружающей среды и здоровой экономики для всех народов.
Семейство стандартов ISO 14000 прежде всего включает в себя стандарт ISO 14001, представляющий собой фундаментальный набор правил, используемых организациями по всему миру, проектирующими и внедряющими эффективные СЭМ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001-2016.
Проблемы развития экологического менеджмента в РФ
1) Узкое понимание экологической деятельности предприятий и значимости СЭМ
2) Недопонимание характера стандартов серии ИСО 140000
3) Низкий уровень менеджмента на предприятии
4) Плохая информированность предприятий относительно принципов и выгод деятельности в области СЭМ
5) Недопонимание руководством компаний происходящих изменений в подходах к решению экологических проблем 6) Отсутствие соответствующей системы стимулирования
Актуальность и цель внедрения системы экологического менеджмента:
Достижение баланса между социальными, экологическими экономическими интересами является необходимостью для удовлетворения потребностей нашего и будущих поколений.
Со стороны государства принимается ряд законодательных мер, позволяющих пресекать правонарушения в области охраны окружающей среды, предусматривая систему штрафов за несоблюдение установленных требований. С другой стороны, оказывается экономическая поддержка предприятиям, развивающим и внедрившим СЭМ в виде: льгот, включения в инвестиционные программы, системы бонусов и субсидий, безвозмездных ссуд и т.д.
Внедрение системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001-2016 нацелено на поддержание стабильности, обеспечения безопасности окружающей среды и возможностью устойчивого социально-экономического развития организации.
Обоснование внедрения стандарта экологической безопасности ГОСТ Р ИСО 14001-2016 или почему внедряют СЭМ:
— является распространенным требованием на тендерах;
— необходим для компаний с привлечением международного капитала;
— позволяет активно участвовать в закупках;
— улучшает имидж компании в глазах клиентов;
— привлечение инвестиций.
Эффекты от внедрения и дальнейшей сертификации СЭМ на соответствие требованиям ISO 14001:
Структурные: развитие системы между подразделениями, развитие системы мотивации и обучение, развитие стратегического управления
Рыночные: повышение конкурентоспособности, приоритет при взаимодействии с международными компаниями, меньшие рисковые платежи при взаимодействии с финансовыми компаниями, преимущества при участи в тендерах, преимущества на рынках «экологичной» продукции, создание положительного имиджа организации
Рисковые: Снижение вероятности внештатных, аварийных ситуаций, Снижение вероятности и ожидаемых последствий нарушения законодательства
Ресурсные: Снижение себестоимости продукции за счёт рационального использования сырья, ресурсов, материалов и т.д., снижение себестоимости продукции за счет эффективного управления отходами, включая вторичное использование
Природоохранные: Снижение потерь вследствие заболеваний и повышение трудоотдачи персонала, снижение платежей и штрафов за загрязнение, снижение загрязняющих выбросов и сбросов, отходов производства и потребления
Версии стандарта ISO 14000.
Сертификаты соответствия ISO 14001: 2004 действует до 15.09.2018г. До этой даты все организации должны оценить и при необходимости доработать свои СЭМ до требований ISO 14001:2015. Каким образом осуществить переход на новую версию – решает организация.
Информация об официальном установленном порядке перехода приведена в IAF ID 10:2015, выпуск 1 «Руководство по планированию перехода на новую версию ИСО 14001:2015», где даются рекомендации для организаций по действиям в переходный период.
Сертификация на соответствие требованиям ISO 14001:2004 может проводиться до сентября 2017 года.
Организация, заинтересованная в сертификации на соответствие требованиям ISO 14001:2015, сама вправе определять необходимые мероприятия для перехода на новую версию. Степень изменений, которые необходимо внедрить для достижения соответствия, будет зависеть от уровня зрелости и результативности уже существующей системы, организационной структуры и существующей в организации практики
Нормативная база:
ГОСТ Р ISO 14001-2016 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Стандарт предназначен для оказания помощи организации в определении её экологической политики и целей с учётом требований закона и данных о значительных воздействиях на окружающую среду.
ГОСТ Р 54298-2010 «Системы экологического менеджмента. Порядок сертификации систем экологического менеджмента на соответствие ГОСТ Р ИСО 14001-2007».
ГОСТ Р ИСО 14004-2007 «Системы экологического менеджмента. Общее руководство по принципам, системам и методам обеспечения функционирования. Рекомендации структурированы в соответствии с этапами формирования и развития системы экологического менеджмента и касаются всех пунктов требований, регламентирующих ИСО 14001».
Стандарты группы 14010 устанавливают принципы и процедуры аудита системы менеджмента, а также квалификационные критерии для аудиторов этой системы.
ГОСТ Р ИСО 14015-2007 «Экологический менеджмент. Экологическая оценка участков и организаций».
Стандарты группы ИСО 14020 устанавливают основные принципы, терминологию и рекомендации по методам и процедурам различных типов экологической маркировки.
ГОСТ Р ИСО 14020-2011«Этикетки и декларации экологические. Основные принципы»
ГОСТ Р ИСО 14021-2000 «Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II)»
ГОСТ Р ИСО 14024-2000 «Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры»
ГОСТ Р ИСО 14025-2012 «Этикетки и декларации экологические. Экологические декларации типа III. Принципы и процедуры»
Стандарты группы 14030 содержат рекомендации по оценке экологической эффективности
ГОСТ Р ИСО 14031-2001 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности. Общие требования»
Стандарты 14040 устанавливают общую структуру и требования к проведению исследований, касающихся жизненного цикла, и составлению отчётов по данному вопросу.
ГОСТ Р ИСО 14040-2010 «Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Принципы и структура»
ГОСТ Р ИСО 14041-2000 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Определение цели, области исследования и инвентаризационный анализ»
ГОСТ Р 52867-2007 «Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Примеры применения ГОСТ Р ИСО 14041 для определения цели, области исследования и проведения инвентаризационного анализа»
ГОСТ Р ИСО 14042-2001 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Оценка воздействия жизненного цикла»
ГОСТ Р ИСО 14043-2001 «Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла. Интерпретация жизненного цикла»
ГОСТ Р ИСО/ТС 14048-2009 «Экологический менеджмент. Оценка жизненного цикла. Формат документирования данных»
Стандарты группы ИСО 14050 включает определения основных понятий, используемых в стандартах комплекса серии 14000.
ГОСТ Р ИСО 14050-2009 «Менеджмент окружающей среды. Словарь».
Стандарты группы ИСО 14060 учитывают экологические аспекты в стандартах на продукцию.
Выбор в пользу интеграции систем менеджмента
Одной из актуальных проблем управления промышленными предприятиями является проблема повышения их эффективности. Самым простым и малозатратным способом решения этой проблемы является интеграция систем менеджмента. Интегрированная система менеджмента – это совокупность двух и более систем менеджмента, функционирующих как единое целое и отвечающих требованиям нескольких стандартов. Как правило, чаще всего вместе интегрируют СЭМ (ГОСТ Р ИСО 14001) и СМК (ГОСТ Р ИСО 9001) и СМПБиОТ (OHSAS 18001:2007/ГОСТ Р 54934-2012).
Преимущества внедрения ИСМ:
1. позволяет согласовывать и структурировать действия внутри организации;
2. объединяет в себе преимущества каждой из входящих в ИСМ систем менеджмента;
3. внедрение группы стандартов более эффективно и экономично (снижение затрат в 1,5-2 раза) по сравнению с независимым внедрением нескольких систем менеджмента и дальнейшей сертификацией на соответствие требованиям различных стандартов;
4. способствует стабильному развитию организации или предприятия;
5. позволяет выполнить требования по повышению уровня экологии, безопасности, качества и пр;
6. повышение технологичности разработки, внедрения и функционирования систем менеджмента;
7. возможность совмещения ряда процессов в рамках ИСМ (планирование, анализ со стороны руководства, управление документацией, подготовка кадров, обучение, внутренние аудиты и пр.);
8. Снижение затрат при проведении совместного аудита интегрированных систем.
Отказ от интеграции
В случаях, когда приоритетной задачей для предприятия является, например, построение в короткий срок системы экологического менеджмента и скорейший выход на сертификацию, интеграция СЭМ в СМК уходит на второй план, и основные усилия идут на разработку документов в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001.
Как следствие, стандарты внедряются обособленно друг от друга, системы менеджмента функционируют с низкой степенью интеграции, что приводит к снижению эффективности и результативности работы организации.
Внедрение ИСМ позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов:
— дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;
— запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;
— сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;
— длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;
— большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.
Документирование процедур
Следует отметить, что стандарт ISO 14001 содержит значительно меньше требований в части обязательного документирования процедур по сравнению с ISO 9001. Организации предоставляется возможность самостоятельно принять решение о том, какие элементы СЭМ документировать, а какие нет.
К числу основных элементов СЭМ относятся:
Формирование системы менеджмента базируется на 5 основных стадиях:
I.Предварительная.
Этап 1. Самым первым этапом этой стадии является принятие руководством решения о внедрении СЭМ и определение области применения. Основным условием принятия решения руководства о внедрения СЭМ должно быть понимание необходимости учета экологических требований организацией при дальнейшем формировании стратегии развития и долгосрочном планировании.
Также руководство должно проанализировать и понять сможет ли организация внедрить СЭМ самостоятельно или потребуется привлечение консультантов.
При разработке СЭМ необходимо учитывать существующую структуру управления, опыт и потенциал специалистов.
Этап 2. Этап 2. Обучение специалистов внедрению СЭМ. Наличие на предприятии персонала, подготовленного в области СЭМ, определяется необходимостью поддержания системы в рабочем состоянии, её постоянном совершенствовании и демонстрации инспектирующим органом вовлеченности и осведомленности всего персонала в обеспечении актуальности экологической составляющей. Каждый занятый в организации человек должен осознать свою ответственность за выполняемую им работу. Поэтому в организации должно быть проведено обучение перед внедрением СЭМ.
Этап 3. Оценка исходной ситуации. Для правильного определения области СЭМ рекомендуется провести предварительную оценку соответствия требованиям СЭМ с целью анализа исходного состояния природоохранной деятельности, выявления приоритетных экологических аспектов организации и выявления ресурсов, необходимых для внедрения СЭМ. Оценка может быть проведена с помощью контрольных листков, карт процессов, опросов, наблюдения, предыдущих аудитов и др. анализов в зависимости от области деятельности организации.
Этап 4. Для проведения предварительной оценки формируется группа специалистов предприятия (с привлечением сторонних экспертов) или группа аудиторов-консультантов (с привлечением представителей предприятия) и назначается представитель высшего руководства по СЭМ. Численность группы зависит от размера предприятия. Практика показывает, что на среднем и крупном предприятии в группу входят 3-5 человек на полный срок службы до года. На малых- 1-2 человека (при затратах 50% от рабочего дня. Состав должен обеспечить охват всех подразделений.
Этап 5. Разработка программы внедрения СЭМ. Группа экологического менеджмента разрабатывает программу внедрения СЭМ, утверждаемою высшим руководством, определяет последовательность действий, предусматривает привлечение к этой работе специалистов и руководителей всех уровней.
Этап 6. Разработка системы внутренних стандартов, регламентирующих проведение процедур, связанных с СЭМ. Практика показывает, что большинство организаций идут по пути разработки документированных процедур, определяющих порядок идентификации и экологических аспектов их оценки соразмерно оказываемому воздействию. Внутренние стандарты, разрабатываемым и утверждаемым предприятием самостоятельно. Количество стандартов не должно быть слишком большим, чтобы для руководителей оставалась возможность принятия самостоятельных решений экологического характера. С другой стороны, стандартов не должно быть и слишком мало, иначе снизятся значимость и возможность контроля. Опыт показывают, что наиболее целесообразное количество документов и стандартов — 20–25.
II.Планирование
Этап 7. Разработка политики и целей. В соответствии с требованиями ISO 14001, высшее руководство ответственно за то, чтобы политика соответствовала характеру, масштабу и экологическим воздействиям деятельности организации, её продукции и услуг. Однако часто руководители пропускают мимо внимания это требование, из-за чего тексты политики не дают ни малейшего представления о специфики деятельности организации. Поэтому необходимо разработать политику актуальную именно для вашего предприятия, тщательно проанализировав внутреннюю и внешнюю среду.
В соответствии с принятой экологической политикой разрабатываются экологические цели, задачи и программы по достижению целей и решению задач. Цели должны быть четко сформулированы, установлены на определенный период времени, измеримы, реально достигаемы и согласованы с другими целями организации. Согласно п. 4.3.2 ISO 14001 организация должна разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры идентификации применимых к экологическим аспектам законодательных и прочих требований и получения доступа к ним. При этом необходимо определить, как данные требования применяются на практике.
Хорошей практикой является создание сводного реестра требований, относящихся к экологическим аспектам, информацию о наименовании документа, должностях сотрудников, которые должны быть ознакомлены с этими требованиями и местонахождении документов. Однако на практике, реестры предприятий содержат лишь название документа и в лучшем случае отметки об актуальности.
Этап 8. Идентификация экологических аспектов деятельности предприятия. Определение приоритетных экологических аспектов деятельности — один из самых сложных этапов. Для его реализации на предприятии необходимо:
— разработать методики идентификации экологических аспектов;
— осуществить максимальный учет всех существующих и потенциальных аспектов;
— выделить из них наиболее важные;
— создать реестр экологических аспектов в каждом подразделении (пересмотр реестров осуществляется ежегодно).
Идентификация экологических аспектов проводится на основании анализа технической документации, экологических нормативов, материальных балансов, данных мониторинга и контроля.
Этап 9. Формирование и ведение реестров законодательных и правовых актов, относящихся к природоохранной деятельности. Функционирование СЭМ на предприятии предполагает соблюдение всех законодательных и нормативных требований в области охраны окружающей среды, в силу чего в обязательном порядке должны быть сформированы реестры законодательных требований к экологическим аспектам деятельности предприятия: в состав первого реестра входят: международные правовые акты, законы, указы и распоряжения, постановления, правовые акты ; в состав второго реестра входят: межгосударственные и государственные стандарты, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила. Учету подлежит также весь перечень полученных предприятием лицензий и разрешений природоохранного характера.
Этап 10. Разработка целевых и плановых экологических показателей и внутренних критериев их эффективности Целевые показатели — это количественная характеристика целей СЭМ на определенный период времени. все целевые показатели должны опираться на экологическую политику. Плановые показатели — это количественная характеристика задач, стоящих перед предприятием. Установленные целевые и плановые показатели, оформленные документально, служат основой составления программ природоохранных мероприятий.
Этап 11. Разработка программ природоохранных мероприятий Согласно ГОСТ Р ИСО 14001–2007 процесс планирования природоохранных мероприятий завершается составлением их программы. Кроме того, программа природоохранных мероприятий — это руководство к действию, в котором указано, кто, в какие сроки, за счет каких ресурсов и что должен делать. Направлены мероприятия на снижение вредного влияния деятельности организации на окр. среду.
Этап 12. Формирование организационной структуры СЭМ. Успешное функционирование СЭМ зависит от организационной структуры, где ключевым звеном выступает служба экологического менеджмента. В обязанности группы СЭМ входит решение следующих вопросов:
— обучение персонала (повышение квалификации работников );
— обеспечение внутренних и внешних связей (между структурными подразделениями, а также координация внешних связей с заинтересованными сторонами );
— разработка документации (в том числе стандартов предприятия по системе экологического менеджмента) и управление ею;
— внутренний аудит системы экологического менеджмента (устанавливается порядок проведения внутренних аудитов).
Этап 13. Организация системы образования. Программы обучения используются разные, в зависимости от целевой группы:
— старшие руководители
— все работникии
— работники,ответственные за мероприятия по охране окру- жающей среды
— работники, чьи функции имеют отношение к проблемам окружающей среды
Этап 14. Пересмотр документации в связи с внедрением СЭМ. Документация, отражающая функционирование на предприятии СЭМ, должна быть информативной, удобной для просмотра, легко определяться по виду (назначение документа, область его действия), иметь ссылки к смежной, дополняющей или уточняющей документации. Все документы хранятся в течение установленного срока и содержат описание всех процедур, касающихся их разработки, согласования, использования, пересмотра и хранения.
Этап 15. Организация системы обмена информацией Внутренний обмен информацией. В рамках СМК в организации уже определены процессы внутреннего обмена информацией по вопросам результативности СМК. Для достижения соответствия требованиям ИИО 140001 необходимо доработать существующие процедуры к экологическим аспектам и СЭМ.
О применяемых процедурах и требованиях должны быть информированы не только сотрудники организации, но и поставщики, включая подрядчиков.
Операции и процедуры должны быть документированы. Следует проанализировать имеющиеся документы и после этого принять решения о разработке новых недостающих документированных процедурах. Процедуры по управлению операциями содержаться в регламентах работ, рабочих инструкциях, инструкциях по охране труда, контрольной и договорной документации, программах производственного контроля.
Оперативные критерии: нормы выбросов, температура, давление и т.д. Они необходимы для подтверждения того, что условия выполнения операций соответствуют запланированным. Важно идентифицировать экологические последствия возможных аварийных ситуаций и принимать меры по их минимизации.
Этап 17. Мониторинг и измерение.
Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры по мониторингу и измерению ключевых характеристик своих операций, оказывающих воздействия на окружающую среду.
Цели мониторинга:
— Определение степени достижения экологической политики, целей и задач;
— Сбор информации для определения наиболее значимых экологических аспектов;
— Обеспечение соответствия природоохранным требованиям;
— Измерение характеристик выбросов, сбросов, объемов образования отходов, потребления ресурсов для обеспечения соответствия экологическим целям и задачам;
— Предоставление данных для поддержки и оценки процесса управления операциями;
— Предоставление данных для оценки результативности СЭМ.
Выделяют 2 вида мониторинга: проактивный и реактивный.
Этап 18. Важно обеспечит анализ причин несоответствий, выявленных по результатам мониторинга, разработку корректирующих и предупреждающих действий.
Требования к оборудованию. В стандарте ИСО 14001 содержаться требования по обеспечению применения и технического обслуживания калиброванного и поверенного оборудования для мониторинга и измерений, и видение соответствующих записей. Если в организации была ранее внедрена СМК, то можно смело распространять уже внедренные процедуры, распространив их действие на оборудование.
Периодическая оценка соответствия. Согласно требованиям стандарта ИСО 14001 обязательно должны вестись записи о проводимых процедурах оценок соответствия.
Критерии соответствия.Критериями соответствия выступают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, установленные гос. органами. Нормативы устанавливаются в соответствии с разработанной природоохранной документацией.
Оценка соответствия физических значений и показателей может осуществляется:
— при проведении экологического мониторинга и контроля;
— при инспекционных проверках надзорными органами;
— при проведении контроля за соблюдением экологических норм на объектах строительства;
— при анализе СЭМ(ИСМ);
— при внутренних аудитах СЭМ 9ИСМ) и др.
Этап 19. Управление несоответствиями, разработка КД и ПД. При интеграции СМК и СЭМ необходимо распространить на процессы управления несоответствующей продукцией, корректирующие и предупреждающие действия требованиям стандарта ИСО 14001. Требования в части анализа причин фактических и потенциальных несоответствий, КД и ПД аналогичны требованиям ИСО 9001. Однако, согласно требованиям ИСО 14001 необходимо не только идентифицировать несоответствия, но и предпринять действия по их смягчению на окр. среду.
Этап 20. Внутренний аудит. Методология внутреннего аудита аналогична аудиту СМК. При разработке процедур по внутреннему аудиту необходимо руководствоваться стандартом ИСО 19001»руководящие указания по аудиту систем менеджмента». Внутренние аудиты СЭМ могут проводиться как совместно с СМК, так и отдельно.
Этап 21. Формальная оценка состояния СЭМ и ее адекватности требованиям настоящего времени
Анализ со стороны руководства СЭМ способствует поддержанию её эффективности и выполняется не реже чем 1 раз в год. Требования ИСО 9001 и ИСО 14001 к процедуры анализа со стороны руководства схожи, поэтому процедуры, разработанные в рамках СМК могут успешно применяться к ИСМ.
Данными для анализа могут являться:
— результаты аудита;
— статистические сведения о сбросах, выбросах, количестве,
— образующихся отходов;
— иные сведения.
Этап 22. Разработка и внедрение мероприятий, запланированных по результатам анализа СЭМ руководством. По результатам анализа со стороны руководства должны быть приятны решения по возможным изменениям в политике, целях, задачах и направленные на постоянное улучшение.
Сертификация СЭМ в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001-2016
Важно отметить, что сертификация СЭМ на данный момент не обязательна, но многие организации проходят эту процедуру по объективным причинам, приведенным в начале статьи.
Подтверждение соответствия (сертификация) системы менеджмента происходит в несколько этапов:
В ходе аудита экспертами могут быть выявлены несоответствия или уведомления. Несоответствия классифицируются как малозначительные или значительные. На каждое несоответствие организацией-Заявителем должны быть разработаны корректирующие действия, а также проведен анализ причин возникновения несоответствий.
Эксперты ОС оценивают приемлемость корректирующих действий и дают рекомендации для руководителя ОС о выдаче/не выдаче сертификата соответствия.
Окончательное решение о выдаче сертификата соответствия принимает руководитель ОС/заместитель руководителя ОС.
В случае положительного решения сертификат оформляется в установленном порядке на русском (и по запросу, на других языках).
Сертифицированному предприятию дается разрешение на использование знака соответствия системе менеджмента и баннера, размещаемого на интернет порталах.
На что стоит обратить внимание при выборе органа по сертификации?
1. Имеет ли орган по сертификации аттестат аккредитации подтверждающий соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012, выданный Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитацией).
2. Есть ли у органа по сертификации право проводить сертификацию в зарегистрированной Системе добровольной сертификации.
Перед тем, как заключить договор на сертификацию, необходимо проверить, внесён ли он в реестр аккредитованных лиц.
3. Наличие опыта и положительной репутации у органа по сертификации
Целесообразно поинтересоваться, как долго существует орган по сертификации, есть ли среди заказчиков органа по сертификации крупные и государственные организации.
Если орган по сертификации соответствует всем вышеприведенным параметрам, не сомневайтесь, в таком органе Вы получите легитимный и признаваемый сертификат и в дальнейшем не испортите свою репутацию.
При возникновении вопросов по разработке, внедрению и сертификации систем менеджмента Вы всегда можете обратиться в ГоЦИСС и получить бесплатную консультацию квалифицированного эксперта.
Контакты для связи:
Телефон/факс: (812) 388-34-33/(812) 387-03-62