какое количество показателей соответствия учителя иностранного языка предлагает зимняя

Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка

Термин “профессиональная компетентность” начал активно употребляться в 90-е годы прошлого века, а само понятие становится предметом специального, всестороннего изучения многих исследователей, занимающихся проблемами педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Т. И. Руднева, Г. Н. Стайнов и др.).

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессинального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентноспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

Говоря о профессиональной компетентности учителя нельзя не сказать о создании портфолио учителя. Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

В педагогической литературе часто используются и уже “устоялись” термины компетенция, компетентность.

Широкое применение терминов компетенция, компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: “…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия “компетентный” в словарях трактуется как “осведомленный, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию “Толковый словарь русского языка” определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

Профессиональная компетентность учителя – это совокупность умений структурировать научные и практические знания для лучшего решения педагогических и воспитательных задач.

Основные показатели профессиональной компетентности учителя иностранного языка включают в себя необходимость умения развивать у учащихся коммуникативное и межличностное общение, компонентами которого являются лингвистическая, тематическая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.

Схема самоанализа урока.

Для успешной работы на уроке компетентный учитель иностранного языка должен придерживаться требований к содержанию и методике проведения урока.

Требования к содержанию урока.

Требования к методике проведения урока.

В настоящее время существует достаточно много классификаций по оценке профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Методист З.М. Цветкова предлагает такую модель:

Рассмотрим классификацию, разработанную И.А. Зимней.

Компетенция личностного самосовершенствования и саморазвития

Таким образом, компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приемов, методов обучения) и искусства (актерство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.

Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:
первое
– определение целей урока;
второе – уточнение типа урока;
третье – уточнение вида урока;
четвертое – выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями;
пятое – определение структуры урока, соответствующей целям и задачам, содержанию и методам обучения.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний.

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

– воспитание патриотизма;
– воспитание интернационализма;
– воспитание гуманности;
– воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
– воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
– воспитание дисциплинированности;
– воспитание эстетических взглядов.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся:

интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.

первый тип – уроки изучения нового учебного материала;
второй тип – уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
третий тип – уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
четвертый тип – комбинированные уроки;
пятый тип – уроки контрольные (уроки учета и оценки знаний и умений)

В своей практической деятельности мы можем пользоваться такими видами уроков, как:

а) урок-лекция;
б) урок-беседа;
в) киноурок;
г) урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
д) урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений);
е) ) урок практических работ;
з) урок-экскурсия, виртуальная экскурсия;
и) урок-семинар;
к) дидактическая игра;
л) анализ ситуаций;
м) устный опрос;
н) письменный опрос;
о) контрольная работа;
п) зачет.

Четвертое правило – это выбор методов и приемов обучения. В рамках теории развивающего обучения разработана система методов, построенная на основе принципа целеполагания (отражающего систему целей обучающего и обучаемого), принципа бинарности (отражающего характер взаимодействия деятельности учителя и учащегося) и принципа проблемности (отражающего наличие противоречия в учебном процессе и предмете). К таким методам относятся:

Следующее правило организации урока – это определение структуры урока. Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока. Поскольку в основе структуры традиционного урока лежит цель деятельности только самого преподавателя (опросить, объяснить, закрепить и дать учащимся задание), то не возникает достаточных условий для реализации идей и принципов развивающего обучения. Главное – традиционная структура урока не дает преподавателю возможности применять разнообразные формы, методы и средства обучения.

Известно, что всякое формирование новых знаний идет на базе актуализации новых знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности.

Исходя из этого, можно использовать такую структуру урока:

Чтобы сделать учение привлекательным, нужно проводить уроки в интересной форме. А это достигается применением интересных средств обучения, созданных самим преподавателем в виде проблемных вопросов, кроссвордов, учебно-познавательных заданий, слайдовых презентаций, проектов.

Источник

Профессиональная деятельность учителя иностранного языка. Базовые параметры оценки профессиональной компетенции учителя иностранного языка.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Профессиональная деятельность учителя иностранного языка. Базовые параметры оценки профессиональной компетенции учителя иностранного языка

Липская Екатерина Андреевна

МБОУ СШ № 31 г.Сургут

Успешная реализация целей обучения ИЯ в современном их понимании в полной мере зависит от уровня профессиональной подготовки учителя/преподавателя ИЯ.

Учитель должен обладать профессиональной компетенцией, т.е. способностью эффективно осуществлять свою преподавательскую деятельность. Показателем сформированности данной компетенции является профессиональное мастерство учителя.

Учитель/преподаватель должен обладать профессиональными знаниями:

— системы языка и основных лингвистических и лингводидактических категорий, а также культуры страны изучаемого языка, ее истории и современных проблем развития, в том числе современных проблем зарубежных сверстников учащихся, с которыми ему приходится работать;

— основных положений общеобразовательной концепции на определенном этапе развития общества государственной общеобразовательной политики, в том числе и по ИЯ;

психологии личности ученика в каждую конкретную «эпоху» ее развития, закономерностей усвоения ИЯ в учебных условиях;

основных требований, предъявляемых обществом и наукой к учителю, его уровню профессионального мастерства и личностным качествам;

основных закономерностей обучения ИЯ, а также содержания и специфики всех составляющих процесса обучения: целей, содержания, методов, средств обучения с точки зрения их исторического развития и современного состояния.

Профессионально значимые умения можно условно подразделить на четыре группы:

1. Умение познавать особенности личности обучаемого, которое формируется и развивается на основе процесса самопознания.

2. Умения, связанные с планированием речевого общения в учебном процессе.

3. Умения, связанные с реализацией спланированных профессиональных действий и оценкой их результатов.

4. Умения анализировать результаты организованного на уроке/занятии иноязычного общения.

На уроке и после его окончания учитель анализирует свою деятельность и деятельность учащихся и, исходя из результатов этого анализа, вносит соответствующие коррективы в цели и содержание обучения.

Владение учителем названными выше знаниями и умениями, составляющими его профессиональную компетенцию, дает основание полагать, что он сможет реализовать современную образовательную политику в области обучения ИЯ.

Источник

Мониторинг качества преподавания иностранного языка в школе. Из опыта работы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мониторинг учебных достижений обучающихся и качества преподавания иностранного языка в школе. Пути повышения качества обучения

«Современное, качественное образование должно быть доступно

для каждого ребёнка. Равные образовательные возможности – мощный

ресурс для развития страны и обеспечения социальной справедливости»

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям в сфере образования. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения и совершенствование механизмов контроля за качеством образования.

В настоящее время, когда выполняются требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования к обучению иностранному языку и доминирующим подходом в обучении стал компетентностный подход, возникла необходимость рационального управления учебным процессом. Такое управление невозможно без четкой системы контроля, поэтому актуальным стало практическое применение педагогического мониторинга качества образовательного процесса в школе, который обеспечивает объективный подход к оцениванию различных составляющих иноязычной компетенции обучающихся.

Сущность педагогического мониторинга как средства управления качеством образования состоит в том, что он представляет собой целостную систему взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов: диагностики, контроля, оценки, коррекции и прогнозирования.

При осуществлении мониторинга учитель обладает достоверной информацией для управления качеством образования, что и является целью мониторинга. Основными задачами педагогического мониторинга являются:

непрерывное наблюдение за качеством ЗУН

своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе, и факторов, их вызывающих

предупреждение негативных тенденций

осуществление краткосрочного прогнозирования развития

Система педагогического мониторинга включает в себя несколько процедурных этапов:

разработка программы проведения мониторинга, выделение целей и задач для каждого этапа проведения

подготовка методик статической обработки данных

разработка технологии педагогического анализа полученных результатов

сбор информации (тестирование, контрольная работа, анкетирование и др. измерительные материалы)

проведение анализа полученной информации, получение ее качественных и количественных характеристик

проверка результатов, формулировка основных направлений коррекционной работы

оформление полученной информации в удобном для дальнейшего использования виде

Наибольшего времени требует II этап – основной элемент в организации мониторинга. Он предполагает разнообразие видов деятельности.

Не менее важен III этап – аналитический. Обработка, систематизация информации послужит дальнейшему использованию данных мониторинга. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, шкал.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько верными были решения, поможет скорректировать, пересмотреть формы, способы действия или же утвердиться в их правильности. Такой подход не только удобен, но и позволяет минимизировать субъективные расхождения при выставлении оценки, а также выработать единые требования как к обучению, так и к оцениванию.

Применительно к школе можно выделить следующие виды мониторинга: текущий, тематический и итоговый мониторинг. Текущий вид мониторинга подразумевает, в первую очередь, проверку знаний и умений обучающихся на разных этапах урока. Тематический мониторинг связан с контролем знаний и умений обучающихся после изучения крупной темы. Итоговый мониторинг – это контроль за результатами обучения после крупного раздела или курса в целом.

В процессе осуществления мониторинга я использую различные методы проверки и контроля знаний обучающихся, как традиционные (устный, письменный, текстовый), так и не традиционные (модульная и рейтинговая системы, портфолио, урок-дискуссия). Каждый из перечисленных методов имеет свои преимущества и недостатки.

В настоящее время одной из наиболее технологичных, объективных и эффективных форм проведения мониторинга качества знаний и умений обучающихся является тестирование, поскольку представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях. Кроме того, решение теста поддается качественному учету и служит показателем степени усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков и прочее. Во всех современных УМК по английскому языку контроль качества знаний осуществляется в основном в виде тестов.

Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью обучающегося, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.

В этой связи важную роль играет анализ контрольных работ учащихся, так как от его правильности и своевременности зависят способы корректировки знаний, умений и навыков обучаемых, полученных при изучении определенного раздела материала.

Приведенный ниже анализ контрольных работ был проведен в 7 и 8 классах в 2018-19 учебном году (Приложение1). Также приводится сравнительный анализ результатов сдачи ГИА по английскому языку в 2017 – 2019 гг.

Таким образом, педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. Результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг стал механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который способствует стимулированию, активизации, развитию учащихся, связан с предоставлением им большей свободы и ответственности. Точнее сказать, мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.

Источник

Контрольно- оценочная деятельность педагога на уроках иностранного языка.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выступление на методическом объединении

Кустиковой Алены Владимировны,

учителя иностранного языка

на тему: Контрольно- оценочная деятельность педагога на уроках английского языка

Контрольно-оценочная деятельность педагога в современных условиях

на уроках английского языка.

Глубочайшим свойством человеческой натуры

является страстное стремление людей

быть оцененными по достоинству.

Неоспоримый факт, что современному обществу нужны образованные

люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, эффективно и разумно действовать в современном постоянно меняющемся

мире. Но этого невозможно достичь без изменения подходов к системе контроля и оценки в процессе обучения. Проблема оценки школьных достижений всегда была в центре внимания специалистов в сфере образования. За последние несколько лет этот вопрос возрос в связи с введением ФГОС второго поколения.

В настоящее время в большинстве наших школ критерии оценивания

находятся в руках педагога.

результатом их собственных поисков. Вот тогда школьники начинают любить учиться, поскольку чувствуют себя личностью.

Организовать любую деятельность, в том числе учебно- познавательную, без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, её регулятором, показателем результата.

Затрагивая данную тему, мы рассматриваем такие понятия:

контроль – это процесс сравнения контролируемого объекта, деятельности с эталонами, нормами, критериями.

Перед нами встают основные вопросы: Что оценивать и кто оценивает? Как оценивать? Нельзя путать два понятия – «отметка» и «оценка».

Отметка – количественный измеритель уровня знаний и умений обучающихся. Отметки обучающихся фиксируются в школьной документации, шкала отметок жёстко устанавливает уровень усвоения школьником единообразного образовательного стандарта. Отметка формальна.

Оценка – это определение и выражение в условных знаках- баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения обучающимися знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. Оценка эмоциональна.

Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать

Контрольно-оценочная деятельность включает в себя три основных

1.контрольно-оценочная деятельность учителя;

2.самоконтроль и самооценка;

3.взаимоконтроль и взаимооценка.

Контроль учителя за процессом и результатом труда направлен, как на

деятельность обучающихся, так и на свою деятельность, а также на

взаимодействие школьников и учителя. Постепенно учитель передает в руки

обучающего контрольно-оценочный «инструментарий». При таком подходе

отношение школьника к учебе изменяется. Он начинает понимать, что в любой деятельности ошибок не избежать. Осознание и исправление этих ошибок ведет обучающегося к более глубокому осмыслению всего учебного материала.

Оценка формирует у обучающихся положительную мотивацию к учебно-

познавательной деятельности, воспитывает прилежание только тогда, когда

обучающийся уверен в ее объективности; воспринимает ее как полезную для себя; знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть ещё более высоких

результатов и уверен, что ему окажут в этом достижении помощь.

Овладение обучающимися умением самоконтроля обеспечивает комфорт в обучении, снимает стресс, позволяет школьникам учиться с интересом и

Также в современном курсе обучения иностранным языкам возрастает

роль контроля, как средства, которое повышает мотивацию обучающихся,

активизирует их познавательную активность.

Сегодня мы являемся свидетелями того, что иностранный язык становится реально востребуемым. Все большее число людей изучают иностранный язык и широко используют эти навыки в практической деятельности. Оживление межкультурной коммуникации, повышение интереса к накопленному человечеством интеллектуальному богатству делают иностранный язык не просто интересной учебной дисциплиной, но и необходимым средством для диалога культур. Важно, чтобы проверка и оценивание знаний на уроках

английского языка должны быть систематическими, индивидуальными и

В своей практике преподавания всё чаще применяю устную проверку. Например, понимание прочитанного текста, хотя чтение является умением в области письменной речи, хорошо проверять устным путём. Это занимает меньше времени, чем письменная проверка. Считаю, что устная форма проверки способствует выработке быстрой реакции на вопрос, развитию памяти обучающихся.

Основу устного контроля составляет монологическое высказывание обучающегося или вопросно-ответная форма – беседа, в которой учитель ставит вопросы и ожидает ответа обучающегося. Это может быть рассказ обучающегося по теме урока, а также его объяснение или сообщение. Также можно использовать и такой прием, вызывающий интерес к проверке, как постановку вопросов обучающемуся, который отвечает у доски. Если отвечающий обучающийся испытывает определенные затруднения, то можно предложить остальным обучающимся группы поставить ему вопросы в такой последовательности, чтобы ответы на них позволили полностью и логично раскрыть содержание, например, пересказ текста.

Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, ясными, конкретными, охватывающими основной материал. Их содержание должно стимулировать обучающихся логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные примеры, делать обоснованные выводы и этим способствовать объективному выявлению знаний.

Эта форма контроля является довольно распространенной в современной школе, причем на одном уроке один и тот же обучающийся может отвечать неоднократно. Как уж говорилось выше, при таком опросе может иметь место монологическое высказывание одного обучающегося по теме, по ситуации общения в связи с прочитанным или прослушанным текстом, заранее подготовленное сообщение и так далее. Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы обучающихся, поэтому он служит важным средством развития речи, памяти, мышления обучающихся.

Таким образом, индивидуальный опрос – это наиболее подходящая форма контроля подготовленной и неподготовленной монологической (а иногда и диалогической) речи обучающихся и уровне ее сформированности. В этом и есть основное достоинство индивидуального опроса как формы контроля.

Отдельно хотелось бы выделить такую, наиболее распространенную форму письменного контроля, как тест. Тесты являются наиболее экономной формой контроля и объективным показателем степени усвоения обучающимися языкового материала.

Тесты выполняют две различные функции: контролирующую и обучающую. К тестам, выполняющим контролирующую функцию, относятся

два основных вида: тесты, проверяющие наличие у школьников определенного уровня коммуникативной компетенции и тесты, проверяющие

овладение обучающимися конкретным языковым материалом и отдельными

речевыми умениями за определенный период обучения.

Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит в том, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному обучающемуся.

1) уровня достижения в определенном виде деятельности;

2) способностей к определенному виду деятельности;

3) трудностей в овладении тем или иным видом деятельности и возможных способов их преодоления.

В практической деятельности мне чаще приходится встречаться с тестами первой группы. Такие тесты могут измерять общие умения в речевой деятельности или достижения определенного уровня умений в процессе усвоения конкретного курса обучения.

Тесты могут быть итоговыми или промежуточными (тематическими).

Итоговые тесты предназначены, для того чтобы объективно подтвердить достигнутый обучающимися уровень обученности.

Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.

Тесты могут определять уровень обученности или языковой компетенции обучающегося относительно уровня других обучающихся или относительно определенного критерия. Таким образом, результаты тестирования могут быть использованы для оценки уровня обученности обучающихся, для отбора их в то или иное учебное заведение. Учитель в своей практике может применить любой способ оценивания знаний, умений и навыков, но главное, чтобы обучающийся одобрил его, а результаты внедрения не заставили себя ждать. Хочется верить, что грамотный и систематически организованный контроль знаний повысит познавательную активность и мотивацию к изучению английского языка у обучающихся..

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *