1703 дата в истории
Какие исторические события произошли в 1703 году
Основание Санкт-Петербурга
В том же году Петр I приказал начать строительство завода, рядом с которым впоследствии вырос город Петрозаводск.
1703 год в Северной войне
1703 год стал четвертым годом в затяжном военном конфликте между Российской Империей и Швецией. Борьба велась не только за территории, но и за геополитическое влияние в регионе.
В результате затяжной Северной войны России все-таки удалось закрепить свои позиции в Прибалтике и занять место великой европейской державы.
1703 год в зарубежной истории
В 1703 году важные исторические события происходили не только в России, но и в остальном мире. В Западной Европе шла война за испанское наследство. Так как король Испании скончался, не оставив наследника, за право посадить на трон своего наследника боролся король Франции и император Австрии. В 1703 году австрийский эрцгерцог Карл объявил себя королем, однако не смог ни короноваться, ни фактически управлять государством. Итогом противостояния через несколько лет стало воцарение на испанском престоле представителя французской династии Бурбонов.
Запомнился 1703 год и природными катастрофами. В Атлантическом океане зародился ураган, и в его зону действия попало побережье Южной Англии. В то время эта часть острова была более населенной. Погибло около 8000 человек, также ураган принес большие разрушения, уничтожив целые приморские селения.
Этот день в истории: 27 мая 1703 года была заложена Петропавловская крепость
27 мая 1703 года в устье Невы началось строительство крепости Петра и Павла, что положило начало возведению Санкт-Петербурга — новой российской столицы.
Начиная с 1700 года Россия вела войну Северную войну со Швецией за выход в Балтийское море. Оправившись от нарвского разгрома и пользуясь тем, что шведский король Карл XII перенес основной театр войны в Польшу и Саксонию, русская армия смогла перейти к наступательным действиям в Прибалтике. К лету 1703 года были отвоеваны земли в устье Невы, для защиты которых от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться. Захваченную крепость Ниеншанц, которую шведы использовали для контроля над устьем Невы, посчитали недостаточно пригодной для новых задач. В связи с чем, место для новой крепости выбрали на острове Енисаари (с финского — Заячий), откуда прекрасно просматривались входы в рукава Невы из Финского залива.
27 мая 1703 года на Заячьем острове Петром I была произведена закладка крепости, с которой начался город Санкт-Петербург — первый русский порт на Балтийском море. Свое название Петропавловская крепость получила в честь апостолов Петра и Павла. Возглавлял строительство ближайший помощник царя — светлейший князь А. Меншиков. Считается, что чертеж этой первой земляной крепости принадлежит самому Петру I, а математический расчет плана выполнил французский фортификатор Ламбер.
Крепость строили солдаты, пленные шведы и крепостные крестьяне, которые посылались от каждой губернии. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Отмечали это событие и в Москве, и на берегах Невы. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. Поэтому к середине XVIII века крепость была «одета» в камень.
С истории создания крепости начинается история жизни города. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, но бытовало и другое название — Петропавловская — по имени собора Петра и Павла, расположенного в центре крепости. С 1917 года оно утвердилось как официальное. Во время Октябрьской революции крепость стала полевым штабом Петроградского военно-революционного комитета, руководившего восстанием и взятием Зимнего дворца.
В 1924 году в крепости открыли Музей, а с 1993 года Петропавловская крепость объявлена историко-культурным заповедником. Бастионы крепости названы в честь Петра I и его ближайших сподвижников, лично надзиравших за их строительством, — Государев, Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой и Нарышкин бастионы.
В состав единого архитектурного ансамбля входят: Петропавловский собор; оборонительные сооружения; Ботный дом, в котором хранится точная копия ботика Петра I «Дедушки русского флота»; здание Монетного двора и др. Казематы Трубецкого бастиона, где с петровских времен держали особо важных государственных преступников, а позднее — одиночки Секретного дома Алексеевского равелина, также стали территорией музея.
Ежедневно с Нарышкина бастиона раздается полуденный пушечный выстрел, и ежегодно 27 мая Петропавловская крепость становится местом торжественного празднования Дня города Санкт-Петербурга.
Этот день в истории: 18 мая 1703 года — первая победа русского флота на Балтике
18 мая 1703 года в устье реки Невы состоялся морской бой между тремя десятками лодок с солдатами Преображенского и Семёновского лейб-гвардейских полков и двумя боевыми кораблями шведского флота, пришедшими в составе эскадры на помощь крепости Ниеншанц. В ходе непродолжительного боя оба шведских корабля были взяты на абордаж. Бой сей явился первым морским сражением русского флота на Балтике. 18 мая считается датой рождения Балтийского флота.
11 мая 1703 года Пётр I жестокой бомбардировкой заставил сдаться шведскую крепость Ниеншанц в устье Невы, на месте нынешнего Санкт-Петербурга. А уже вечером 13 мая невдалеке от устья Невы появляется эскадра из девяти шведских судов под командованием адмирала Нумерса, направленная на помощь осажденной крепости.
Шведы, не зная, сдалась крепость или нет, подали условный сигнал — два пушечных выстрела. Борис Петрович Шереметев распорядился ответить двумя выстрелами крепостной артиллерии, что и повторял потом ежедневно утром и вечером. Пароль угадали верно, шведы его приняли и, задержанные встречным ветром, встали на якоря, спустив шлюпку, которая должна была привезти на борт лоцмана. Засада с Гутуевского острова атаковала высадившихся со шлюпки, но преждевременно — удалось захватить лишь одного матроса. Сама шлюпка поспешно вернулась к эскадре.
Шведов, впрочем, не смутило присутствие на Гутуевском острове небольшого отряда русских. Ниеншанц исправно утром и вечером подавал опробованные условные пушечные сигналы, что убеждало шведских моряков в полном благополучии дела.
17 мая от эскадры отделились высланные на разведку десятипушечный бот «Гедан» («Щука») и восьмипушечная шнява «Астрильд» («Звезда»). Однако они не успели до наступления темноты войти в Неву и встали на якорь в ожидании рассвета. Об этом тотчас дают знать Петру в Ниеншанц.
Петр с Меншиковым с тридцатью лодками спустились ночью навстречу неприятелю. Часть лодок под командованием Меншикова осталась у истоков реки Фонтанки скрывшись за островом Овечий, а вторая половина во главе с самим Петром I спустилась к деревне Калинкиной к морю. На рассвете эта группа тихою греблею вдоль Васильевского острова на фоне леса обошла шведов и зашла на них со стороны моря. Под утро потемнел горизонт и пошел проливной дождь, что сыграло на руку атакующим. Группа Меншикова вышла с верховьев Фонтанки, после чего обе группы одновременно атаковали шведов.
Шведы, еще ночью заметив обходящие их лодки, сыграли тревогу и подняли паруса, намереваясь присоединиться к эскадре. Однако сильный встречный ветер и узость протоки им в этом препятствовали. Шведская эскадра также подняла паруса, пытаясь прийти на помощь попавшим в ловушку товарищам, однако войти в Неву не решилась.
Шведские корабли открыли сильный заградительный артиллерийский огонь. Несмотря на это, а также полное отсутствие своей артиллерии, русские лодки бросились в атаку на шведские суда. Миновав зону обстрела корабельных пушек, лодки достигли бортов кораблей и начался жестокий абордажный бой. При помощи только мушкетной стрельбы и гранат русские солдаты взяли оба шведских судна на абордаж. Свершилось небывалое — с лодок, не имевших артиллерийского вооружения, были захвачены в абордажном бою два военных корабля, оснащенных восемнадцатью пушками. Царь одним из первых влетел на палубу «Астрели» с топором и гранатою в руках.
Взяв вражеские корабли в качестве трофея, русские воины привели их в полдень следующего дня 19 мая к стенам крепости, получившей название Шлотбург. Обескураженный потерей двух кораблей, адмирал Нумерс увел эскадру в море, но продолжал оставаться все лето у устья Невы.
Все офицеры, участвовавшие в бою, были награждены золотыми медалями с цепями, а солдаты — серебряными медалями без цепей. На одной стороне медали находился барельефный портрет Петра I, а на другой — фрагмент боя и надпись: «Небываемое бывает. 1703». По правительственному заказу были изготовлены гравюры с изображением взятых судов и видом боя.
Приказом Главнокомандующего ВМФ России от 19 декабря 1995 года день 18 мая объявлен днем создания Балтийского флота и с 1996 года ежегодно отмечается как День Балтийского флота.
Основан Санкт-Петербург
«ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ ШВЕДАМ»
ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА
1 мая 1703 года русские войска в ходе боевых действий Северной войны взяли шведскую крепость Ниеншанц (при впадении в Неву реки Охты). Военный совет во главе с Петром I решил, что эта крепость для дальнейшего укрепления не подходит: Ниеншанц «не гораздо крепок от натуры», как говорил сам царь. Кроме того, Ниеншанц был довольно далеко от моря, и у шведов оставалась возможность укрепиться на одном из островов дельты Невы. Русские тогда все равно оказались бы отрезанными от моря.
Самостоятельно обследовав острова дельты, Петр нашел именно то, что нужно: Заячий остров, расположенный у разветвления Невы на два рукава, недалеко от моря. Со всех сторон остров омывался водой, что стало бы естественной преградой в случае его штурма. С острова можно было держать под прицелом вражеские корабли, откуда бы они ни вошли в Неву.
Сразу же после закладки крепости на берегу Невы за три дня был срублен деревянный дом для Петра. Царь захотел, чтобы его новое жилище походило на полюбившиеся ему голландские постройки, поэтому стены деревянного дома масляной краской расписали под кирпич. Петр жил в этом доме недолго и только летом, но в память об основателе Петербурга домик Петра сохранен до сегодняшнего дня.
НОВАЯ СТОЛИЦА
«И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою царицей
Порфироносная вдова».
А.С. Пушкин. Медный всадник
«ЗДЕСЬ ГРАДУ БЫТЬ»
До сих пор устойчиво представление о Петербурге, построенном на костях его первых строителей. Соответствует ли этот миф действительности? Ответ на этот вопрос связан с решением целого ряда проблем. Какие категории населения были привлечены к строительству города в первые десять лет? Какова была реальная численность первых строителей, и сколько из них погибло на этой стройке? Каковы были основные причины заболеваемости и чем болели работники? Отдельный интерес представляет позиция власти относительно заболеваемости и смертности в Невской дельте: смотрели ли они на это безучастно или предпринимали какие-то меры.
О.Г. Агеева, рассматривая петровский Петербург сквозь призму русского общественного сознания начала XVIII в., подробно останавливается на интересующем нас вопросе. Автор впервые в историографии идет вразрез с общепринятым мнением и утверждает, что большой смертности в Петербурге не было. Исследователь выводит свои подсчеты по общей смертности в Петербурге из документа за 1716 г., согласно которому на сооружении будущего Невского проспекта из 3262 работных людей скончалось 27 человек, что составляет 0,74 процента. Исходя из этого процента, О.Г. Агеева подсчитывает, что ежегодно петербургская стройка уносила около 150 человек, что за 1703–1715 гг. составило примерно две тысячи человек. Таким образом автор приходит к выводу, что сообщаемые иностранцами цифры завышенными в 50–100 раз, и явление это – не более чем слухи, миф, отражающие реакцию населения «на дискомфорт петербургской жизни»
МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
Основание новой столицы на западном рубеже государства было не только воплощением планов и идеалов основателя, но и определило всю дальнейшую судьбу города ив историко-политической реальности России, и в ее культурно-государственной мифологии. Начиная с этой эпохи, такие противоположные характеристики, как древнее/ новое, историческое / мифологическое, получали черты противопоставления концентрического/ эксцентрического, исконного / чужеземного. За этим противопоставлением тянулась антитеза двух коренных государственно-культурных моделей.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
от 6 сентября 1991 г. N 1643-1
О ВОЗВРАЩЕНИИ ГОРОДУ ЛЕНИНГРАДУ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОГО
Президиум Верховного Совета РСФСР постановляет:
Бой в устье Невы и утверждение России на Балтийском море
В ходе Северной войны успешные действия русских войск под командованием генерал-фельдмаршал Бориса Шереметева позволили России утвердиться в Ингрии и приступить к очищению Ладожского и Чудского озера, где крейсировали шведские корабли. Шведские Военно-морские силы содействовали своим сухопутным силам и препятствовали продвижению русских войск. Русские возместили недостаток средств (боевые корабли только строились) храбростью и находчивостью. Неоценимую роль в борьбе со шведскими морскими силами сыграли отряды небольших речных судов (ладей, карбасов, шлюпок и пр.), их использовали до войны как транспорты, перевозя различные грузы по рекам и озёрам. На речные суда были посажены команды солдат. Понятно, что по своим боевым качествам они не могли противостоять шведским боевым кораблям, которые были вооружены 10-20 пушками и имели команды из хорошо подготовленных моряков. Шведское командование было уверено в своих силах и не ожидало серьёзного противодействия со стороны русских на воде. Но шведы недооценили смекалку, храбрость и стойкость русских. Так, в мае 1702 года в узком проливе, который соединял Чудское и Псковское озёра, отряд русских судов наткнулся на шведскую эскадру под руководством командора Лешерна. Начался ожесточённый бой: шведы осыпали русские карбасы ядрами, раздавались ружейные залпы. Несколько русских судов было разбито. Однако русские на своих небольших судёнышках не отступили и упорно шли в атаку. Они смогли взять на абордаж яхту «Флундран», а затем «Виват» и «Вахтмейстер». Русский отряд прорвался в Чудское озеро.
Шли бои и на Ладожском озере. 15 июня 1702 года русские суда под командованием полковника Островского атаковали эскадру вице-адмирала Нумерса у устья реки Вороны. Шведы сошли на берег и грабили окрестные селения. Русские солдаты повредили флагманскую бригантину «Джойа» и вынудили шведов отступить. Вскоре русский отряд под руководством полковника Тыртова из 30 судов атаковал эскадру Нумерса у Кексгольма (Корелы). Шведская эскадра потеряла несколько судов и до 300 человек убитыми и ранеными. Вице-адмирал Нумерс был вынужден оставить Ладожское озеро и уйти в Финский залив. Русские войска получили возможность начать осаду крепости Нотебург (древнерусс. Орешек). Нотебург закрывал путь из Ладожского озера в Неву. В октябре при участии морских сил (крепость располагалась на острове) Нотебург был взят. Русская армия получила возможность идти к побережью Финского залива.