какое количество наблюдателей вправе назначить кандидат в участковую избирательную комиссию
Какое количество наблюдателей вправе назначить кандидат в участковую избирательную комиссию
Порядок назначения наблюдателей при проведении выборов и референдумов
Кто вправе назначить наблюдателя?
При проведении выборов наблюдателей могут назначать:
политические партии, включенные в избирательный бюллетень (то есть те, которые выдвинули списки кандидатов и прошли процедуру регистрации, например, при проведении выборов депутатов Государственной Думы или Курской областной Думы);
избирательные объединения, выдвинувшие зарегистрированных кандидатов (например, политическая партия, выдвинувшая кандидата на должность Президента Российской Федерации, который прошел процедуру регистрации и включен в избирательный бюллетень);
кандидат, включенный в избирательный бюллетень (например, кандидат на должность Президента Российской Федерации или главы муниципального образования, зарегистрированный и включенный в избирательный бюллетень).
Таким правом не обладают кандидаты, включенные только в список кандидатов, выдвинутый политической партией
При проведении референдума наблюдатель может быть назначен:
инициативной группой по проведению референдума;
общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне (например, при проведении референдума Курской области наблюдателей вправе назначить областные и общероссийские общественные организации, в то время как городские или районные общественные организации таким правом уже не обладают)
Законами, регулирующими конкретный вид выборов право назначения наблюдателей, помимо политических партий, участвующих в выборах, может быть предоставлено иным общественным объединениям. Однако в соответствии с Федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Законами Курской области, регулирующими порядок проведения выборов Губернатора Курской области, депутатов Курской областной Думы, глав и депутатов представительных органов муниципальных образований Курской области, право назначения наблюдателей иными общественными объединениями не предусмотрено.
В какие комиссии и в каком количестве можно назначить наблюдателей?
Политическая партия, кандидат вправе назначить наблюдателей во все избирательные комиссии, действующие в пределах избирательного округа, в котором выдвинут список кандидатов или баллотируется кандидат.
Законодательство о выборах не ограничивает число наблюдателей, которые могут быть назначены в каждую избирательную комиссию. Вместе с тем одномоментно исполнять полномочия наблюдателя в помещении одной комиссии имеет право только один из назначенных наблюдателей – одновременное осуществление полномочий наблюдателя двумя или более наблюдателями, представляющими интересы одного кандидата (одной политической партии) запрещено.
Какие документы необходимо предъявить наблюдателю в комиссии для подтверждения своего статуса?
Лицо, назначившее наблюдателя, выдаёт ему направление.
В направлении в обязательном порядке должны быть указаны следующие сведения:
фамилия, имя и отчество наблюдателя;
адрес места жительства наблюдателя;
номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда направляется наблюдатель;
отметка об отсутствии ограничений, препятствующих исполнению полномочий наблюдателя.
Данный перечень сведений является исчерпывающим. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Соответственно, комиссия не вправе требовать указания каких-либо иных сведений, помимо вышеперечисленных.
От имени политической партии наблюдатель назначается решением органа, уполномоченного на это уставом политической партии. В этом случае направление подписывается руководителем данного органа и заверяется печатью (если данный орган имеет право на использование печати).
Вместе с тем на практике достаточно широкое распространение имеет ситуация, в соответствии с которой уставами политических партий право назначения наблюдателей закреплено за местными отделениями данных партий, не имеющими статус юридического лица и, соответственно, не обладающими правом использования печати. В таких случаях проставление печати на направлении не требуется.
В случае назначения наблюдателя зарегистрированным кандидатом направление выдается зарегистрированным кандидатом либо его доверенным лицом. В нём должна быть проставлена подпись кандидата либо от имени кандидата направление подписывает его доверенное лицо.
Следует иметь в виду, что избирательным законодательством прямо предусмотрено, что проставление печати на направлении наблюдателя, назначенного кандидатом, не требуется.
В участковую комиссию направление может быть предъявлено с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до момента получения сообщения о принятии территориальной комиссией протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссии.
В иные комиссии наблюдатель вправе подать направление в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории.
Направление наблюдателя действительно только при наличии паспорта гражданина Российской Федерации или заменяющего его документа (военный билет, временное удостоверение личности).
Комиссия обязана проверить правильность оформления направления наблюдателя. В случае ненадлежащего оформления направления (например, указание не всей необходимой информации или подписание направления неуполномоченным лицом) избирательная комиссия указывает на выявленные недостатки и предлагает лицу, представившему направление, покинуть помещение для голосования с возможностью исправления данных недостатков лицом, направившим данного наблюдателя.
В случае если направление оформлено надлежащим образом избирательная комиссия вносит наблюдателя в специальный реестр и фиксирует время начала исполнения им соответствующих полномочий. В последующем в реестре делаются отметки о выходе наблюдателя из помещения для голосования, помещения избирательной комиссии и возвращения в него.
После указанных действий наблюдателю предлагается занять место, определенное избирательной комиссией для наблюдения за работой комиссии.
Какое количество наблюдателей вправе назначить кандидат в участковую избирательную комиссию
Статья 33. Наблюдатели
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.
(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Статья 33. Наблюдатели
Информация об изменениях:
1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ в часть 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения
2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.
ГАРАНТ:
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ часть 4 статьи 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции
4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.
Информация об изменениях:
Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.
6. Наблюдатель вправе:
Информация об изменениях:
1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;
Информация об изменениях:
5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;
6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;
7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;
9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;
10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;
12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.
7. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;
3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;
4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) проводить предвыборную агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Какое количество наблюдателей вправе назначить кандидат в участковую избирательную комиссию
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 30 января 2018 г. № 134/1110-7 “О Разъяснениях порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов Президента Российской Федерации”
В целях реализации положений статьи 23 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов Президента Российской Федерации (прилагаются).
Заместитель Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | Н.И. Булаев |
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации | М.В. Гришина |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 30 января 2018 г. № 134/1110-7
Разъяснения порядка назначения наблюдателей субъектами общественного контроля при проведении выборов
Президента Российской Федерации
К субъектам общественного контроля в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» относятся Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации.
Общественная палата Российской Федерации при проведении выборов Президента Российской Федерации вправе назначить наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории любого субъекта Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет Общественной палаты Российской Федерации или секретарь Общественной палаты Российской Федерации в соответствии с регламентом Общественной палаты Российской Федерации.
Общественные палаты субъектов Российской Федерации назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Решение о назначении наблюдателей принимает совет общественной палаты субъекта Российской Федерации или председатель общественной палаты субъекта Российской Федерации в соответствии с регламентом общественной палаты субъекта Российской Федерации.
Наблюдателями от субъектов общественного контроля могут быть назначены представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, а также иных некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп, общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан Российской Федерации. Кроме того, наблюдателем в избирательные комиссии от субъектов общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
В соответствии с пунктом 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Субъекты общественного контроля при назначении наблюдателей проверяют соблюдение требований пункта 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ и подтверждают отсутствие указанных ограничений в направлении, выданном наблюдателю.
Наблюдателем от субъекта общественного контроля может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом по федеральному избирательному округу, то есть независимо от места его жительства.
2. Субъекты общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования.
Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним субъектом общественного контроля.
3. При назначении наблюдателя Общественная палата Российской Федерации или общественная палата субъекта Российской Федерации, назначившие данного наблюдателя, обязаны выдать ему направление в письменной форме, которым удостоверяются полномочия наблюдателя.
В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона (если имеется), номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии (территориальной, участковой), куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 статьи 23 Федерального закона № 19-ФЗ. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется.
В направлении целесообразно указать действующий номер телефона наблюдателя для установления с ним оперативной связи в случае необходимости (например, для извещения наблюдателя о составлении избирательной комиссией протокола с отметкой «Повторный» либо о проведении повторного подсчета голосов избирателей).
Направление наблюдателя от Общественной палаты Российской Федерации может быть подписано членом Общественной палаты Российской Федерации, избранным в ее состав от общественной палаты субъекта Российской Федерации (представителем общественной палаты субъекта Российской Федерации), уполномоченным Советом Общественной палаты Российской Федерации. В этом случае направление заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.
Направление наблюдателя от общественной палаты субъекта Российской Федерации подписывается председателем (секретарем) общественной палаты субъекта Российской Федерации либо иным уполномоченным лицом и заверяется печатью общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо печатью аппарата общественной палаты субъекта Российской Федерации, либо специальной печатью для оформления направления наблюдателя.
Рекомендуемые формы направлений наблюдателя субъектом общественного контроля приведены в приложениях № 1 и № 2 к настоящим Разъяснениям.
Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя.
Предварительное уведомление избирательной комиссии о направлении наблюдателя не требуется.
При предъявлении наблюдателем в участковую избирательную комиссию направления секретарем участковой избирательной комиссии или иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, проверяется документ, удостоверяющий личность наблюдателя, и в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования, делается запись о присутствии наблюдателя на избирательном участке в день голосования с указанием времени прибытия и убытия наблюдателя. Также в направлении проверяется наличие всех необходимых сведений о наблюдателе. В случае их отсутствия наблюдатель уточняет необходимые сведения о себе, которые вносятся в указанный список лиц, присутствовавших при проведении голосования.
Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса. Форма нагрудного знака наблюдателя при проведении выборов Президента Российской Федерации установлена постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 25 декабря 2017 года № 118/958-7.
Приложение № 1
к Разъяснениям порядка
назначения наблюдателей субъектами
общественного контроля при проведении
выборов Президента Российской Федерации
для участковой избирательной
также номер избирательного участка,
с указанием субъекта
Российской Федерации, иностранного
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января
2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
Общественная палата Российской Федерации направляет наблюдателем в
(наименование избирательной комиссии,
с указанием субъекта Российской Федерации, иностранного государства)
(фамилия, имя, отчество)
проживающего (ую) по адресу: ___________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации,
иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры)
контактный телефон: ____________________________________________________
Ограничения, предусмотренные пунктом 8 статьи 23 Федерального закона
от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской
Федерации», в отношении указанного наблюдателя отсутствуют.
Российской Федерации ____________________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение № 2
к Разъяснениям порядка
назначения наблюдателей субъектами
общественного контроля при проведении
выборов Президента Российской Федерации
для участковой избирательной
также номер избирательного участка,
с указанием субъекта Российской
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10 января
2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»
(наименование субъекта Российской Федерации)
направляет наблюдателем в ______________________________________________
(наименование избирательной комиссии,
с указанием субъекта Российской Федерации)
(фамилия, имя, отчество)
проживающего (ую) по адресу: ___________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации,
иного населенного пункта, улицы, номер дома и квартиры)
контактный телефон: ____________________________________________________
Ограничения, предусмотренные пунктом 8 статьи 23 Федерального закона
от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской
Федерации», в отношении указанного наблюдателя отсутствуют.
субъекта Российской ____________________ _____________________
Федерации (подпись) (инициалы, фамилия)
Обзор документа
Разъяснен порядок назначения наблюдателей в избирательные комиссии Общественной палатой РФ и общественными палатами субъектов Федерации при проведении президентских выборов.
Общественные палаты могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые могут поочередно вести наблюдение за ходом голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования 2 и более наблюдателями, назначенными одной палатой.
Указано, кто может быть назначен наблюдателем, как удостоверяются полномочия наблюдателя.
Предварительно уведомлять избирательную комиссию о направлении наблюдателя не требуется. Наблюдатель вправе носить нагрудный знак с обозначением своего статуса.