какое качество присуще грушницкому
Образ и характеристика Грушницкого — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Образ Грушницкого представлен в главе «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Этот второстепенный персонаж — антипод главного героя, некоторые считают его пародией Печорина.
Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности
Автор не сообщает, как звали Грушницкого, поскольку этот герой представлен в главе «Княжна Мери», которая является частью дневника Печорина. В ней он называется так, как его называет автор дневника, то есть по фамилии.
Сколько Грушницкому лет тоже неизвестно, Печорин считает, что едва ли 21 год, хотя выглядит он лет на 25. Он черноволос, смугл, хорошо сложен.
«Грушницкий — юнкер», то есть солдат из дворян. На службе он только год, но у него уже есть орден — «георгиевский солдатский крестик». Свою толстую серую солдатскую шинель Грушницкий носит с особым франтовством, носит её гордо, так как хочет предстать перед окружающими существом, обречённым «каким-то тайным страданиям». Поэтому княжна Мери подумала, что он разжалован в солдаты за дуэль и в её глазах он стал романтическим героем.
Характер и поступки
Главное качество, присущее Грушницкому — фразёрство, то есть любовь к красивым, напыщенным фразам, которые лишены внутреннего содержания. Он любит готовыми пышными фразами, намёками на свои «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания» производить впечатление на женщин. Княжна Мери сначала с благосклонностью слушала его сентиментальную речь и «мудрые фразы», но затем ей надоели его фразёрство, тем более, что она узнала, что он — не разжалованный офицер.
Этот герой самолюбив. Печорин отмечает, что, разговаривая, юнкер не слушает собеседника, не отвечает на его возражения, а говорит, закидывая собеседника словами. Он «занимался целую жизнь одним собою». Цель жизни Грушницкого, по мнению Печорина, «сделаться героем романа». Он старался уверить окружающих в том, что он человек с возвышенными чувствами, герой и страдалец.
Самодовольство Грушницкого проявилось в том, что он не улавливает иронию Печорина, когда тот говорит, что солдатская шинель делает его героем в глазах чувствительных барышень, и уверяет, что княжна Мери влюблена в него. Когда он был произведён в офицеры и явился к Печорину в армейском пехотном мундире, на его лице было написано самодовольство, а походка была гордой. Самодовольство этого героя проявляется и в том, что он, говоря с Печориным, называет Мери «моя княжна». Грушницкий хочет добиться любви княжны Мери тоже, скорее всего, из-за своего самолюбия и самодовольства.
Печорин отмечает, что этот человек не знает и не понимает других людей, не вникает в причины их поступков, так как занят только собой.
Отношения Печорина и Грушницкого
Эти люди познакомились в действующем отряде, затем встретились в Пятигорске, куда юнкер приехал лечить раненую ногу. Наружно они были в дружеских отношениях, но не любили друг друга:
Печорин относится к Грушницкому снисходительно, с иронией. Он характеризует его как романтического фанатика, желающего стать героем романа. Характер Грушницкого был неприятен Печорину из-за того, что юнкеру было присуще такое качество как фразёрство и показная храбрость («он в деле махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза»).
Конфликт между ними начался с того, что Грушницкий обиделся на приятеля, сказавшего при княжне Мери, что он стал в мундире моложавее, хотя знал, что тот хочет казаться немолодым человеком. Ещё больше он обиделся, когда узнал, что Печорин будет танцевать мазурку с Мери. Дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной, когда Грушницкий рассказал своим приятелям, что Печорин ночью посещал княжну Мери.
Таким образом, причина дуэли Печорина и Грушницкого — обострение их конфликта, о котором можно рассказать в нескольких словах:
Заключение
Образ Грушницкого, человека заурядного, всеми силами старавшегося выглядеть романтиком, необычным человеком, помогает понять незаурядность личности главного героя романа.
Характеристика образа Грушницкого, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Образ и характеристика Грушницкого — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Образ Грушницкого представлен в главе «Княжна Мери» романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Этот второстепенный персонаж — антипод главного героя, некоторые считают его пародией Печорина.
Портрет Грушницкого: имя, возраст, воинское звание, описание внешности
Автор не сообщает, как звали Грушницкого, поскольку этот герой представлен в главе «Княжна Мери», которая является частью дневника Печорина. В ней он называется так, как его называет автор дневника, то есть по фамилии.
Сколько Грушницкому лет тоже неизвестно, Печорин считает, что едва ли 21 год, хотя выглядит он лет на 25. Он черноволос, смугл, хорошо сложен.
«Грушницкий — юнкер», то есть солдат из дворян. На службе он только год, но у него уже есть орден — «георгиевский солдатский крестик». Свою толстую серую солдатскую шинель Грушницкий носит с особым франтовством, носит её гордо, так как хочет предстать перед окружающими существом, обречённым «каким-то тайным страданиям». Поэтому княжна Мери подумала, что он разжалован в солдаты за дуэль и в её глазах он стал романтическим героем.
Характер и поступки
Главное качество, присущее Грушницкому — фразёрство, то есть любовь к красивым, напыщенным фразам, которые лишены внутреннего содержания. Он любит готовыми пышными фразами, намёками на свои «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания» производить впечатление на женщин. Княжна Мери сначала с благосклонностью слушала его сентиментальную речь и «мудрые фразы», но затем ей надоели его фразёрство, тем более, что она узнала, что он — не разжалованный офицер.
Этот герой самолюбив. Печорин отмечает, что, разговаривая, юнкер не слушает собеседника, не отвечает на его возражения, а говорит, закидывая собеседника словами. Он «занимался целую жизнь одним собою». Цель жизни Грушницкого, по мнению Печорина, «сделаться героем романа». Он старался уверить окружающих в том, что он человек с возвышенными чувствами, герой и страдалец.
Самодовольство Грушницкого проявилось в том, что он не улавливает иронию Печорина, когда тот говорит, что солдатская шинель делает его героем в глазах чувствительных барышень, и уверяет, что княжна Мери влюблена в него. Когда он был произведён в офицеры и явился к Печорину в армейском пехотном мундире, на его лице было написано самодовольство, а походка была гордой. Самодовольство этого героя проявляется и в том, что он, говоря с Печориным, называет Мери «моя княжна». Грушницкий хочет добиться любви княжны Мери тоже, скорее всего, из-за своего самолюбия и самодовольства.
Печорин отмечает, что этот человек не знает и не понимает других людей, не вникает в причины их поступков, так как занят только собой.
Отношения Печорина и Грушницкого
Эти люди познакомились в действующем отряде, затем встретились в Пятигорске, куда юнкер приехал лечить раненую ногу. Наружно они были в дружеских отношениях, но не любили друг друга:
Печорин относится к Грушницкому снисходительно, с иронией. Он характеризует его как романтического фанатика, желающего стать героем романа. Характер Грушницкого был неприятен Печорину из-за того, что юнкеру было присуще такое качество как фразёрство и показная храбрость («он в деле махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза»).
Конфликт между ними начался с того, что Грушницкий обиделся на приятеля, сказавшего при княжне Мери, что он стал в мундире моложавее, хотя знал, что тот хочет казаться немолодым человеком. Ещё больше он обиделся, когда узнал, что Печорин будет танцевать мазурку с Мери. Дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной, когда Грушницкий рассказал своим приятелям, что Печорин ночью посещал княжну Мери.
Таким образом, причина дуэли Печорина и Грушницкого — обострение их конфликта, о котором можно рассказать в нескольких словах:
Заключение
Образ Грушницкого, человека заурядного, всеми силами старавшегося выглядеть романтиком, необычным человеком, помогает понять незаурядность личности главного героя романа.
Характеристика образа Грушницкого, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.
Читайте также: «Герой нашего времени» — краткое содержание романа М. Ю. Лермонтова
Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени»: образ, описание внешности и характера в цитатах
Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени»: образ, описание внешности и характера в цитатах
Полное имя Грушницкого в романе не указано.
«. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим. «
«. я пари держу, что она не знает, что ты юнкер. «
«. Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня. » (о Грушницком)
«. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. «
«. взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xоxол. «
«. причина, побудившая его вступить в К. полк. «
«. В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание. «
«. сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу. «
«. знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится. «
«. Грушницкий громко отвечал мне по-французски. «
«. Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…»
«. Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тут‑то он, я думаю, старается. «
«. ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно. «
«. «Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами. «
«. Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко. «
«. Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак. «
«. но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать. «
«. он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. «
«. Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма. «
«. Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием. «
«. села возле Грушницкого, и между ними начался какой то сентиментальный разговор. «
«. даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал. «
«. Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие. «
«. под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное. «
«. Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин. «
«. я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет. » (Грушницкий Печорину о себе)
«. признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. «
«Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. «
«. Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расxоxотаться, если бы это было согласно с моими намерениями. «
«. О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар. «
«. Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким‑то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого‑то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. «
«. спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по‑видимому имеющую какую‑то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи. «
«. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. «
«. От княгини Лиговской, – сказал он очень важно. «
«. Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом. «
«. довольный плохим каламбуром, он развеселился. «
«. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий. «
«. он из тех людей Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. «
«. Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне. «
«. носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. «
«. Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении. «
«. да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем. «
«. носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. «
«. Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня. «
«. явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира. К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой xоxoл. «
«. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. «
«. шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…»
«. Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение. «
«. но как признаться в таком подлом умысле. «
«. оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности. «
«. Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить. «
«. вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы. «
«. И вы не отказываетесь от своей клеветы. «
«. прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка. » (Печорин Грушницкому о его клевете)
«. Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее. «
«. Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва. «
«. Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также. «
Это был цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени» Лермонтова, описание внешности и характера героя.
Характеристика Грушницкого в романе «Герой нашего времени»
Кто такой Грушницкий?
В романе «Герой нашего времени» Грушницкий предстаёт перед нами в главе «Княжна Мери». Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же узнаём, что Грушницкий «носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Эта шинель – его маска, «трагическая мантия», которая помогает предстать ему в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за дуэль. Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, «понял его», и Грушницкий за это его не любит. Да и Печорин его не жалует. Он чувствует, что этот юноша – в какой-то мере его конкурент и что «когда-нибудь они столкнутся на узкой дороге». Характеристику Грушницкому в романе «Герой нашего времени» даёт в основном Печорин. Из его журнала мы узнаём, что у этого персонажа под маской.
Черты характера Грушницкого
«Добрые свойства»
Надо отдать должное Печорину, он оценивает Грушницкого объективно, видя не только его негативные черты, но и «добрые свойства». Когда Грушницкий перестаёт играть свою роль, «он довольно мил и забавен» в общении с женщинами, «довольно остёр» на язык и слывёт храбрецом (хотя и бросается в бой с зажмуренными глазами). Да и добиваясь любви княжны Мери, он не играет её чувствами, как это будет выглядеть в исполнении Печорина, а всего лишь хочет возвыситься в глазах окружающих.
Позёрство
Однако в целом образ Грушницкого в романе «Герой нашего времени» негативен. Его главным отрицательным качеством можно назвать позёрство. Его главное наслаждение – «производить эффект».
Самовлюблённость
Грушницкий настолько влюблён в себя, что не видит опасности, исходящей от Печорина. В отличие от того, «он не знает людей и их тонких струн», потому что всю жизнь занимался только собой. Грушницкий не умеет слушать других, не отвечает на возражения в споре, произнося взамен длинные тирады. Он уверен в своей неотразимости и не считает Печорина соперником. Неудивительно, что Печорину удаётся довольно легко отбить у него княжну.
Подлость
Грушницкий – отражение Печорина
В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал?
Грушницкий — образ и характеристика героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Повесть написана в форме дневника Печорина, именно он и даёт читателям характеристику Грушницкого.
Грушницкий является как бы «кривым зеркалом» Печорина, его карикатурой, и оттеняет характер главного героя. Он обладает многими качествами Печорина, но если у того эти качества подлинные, то у Грушницкого — подделка и поза.
Однако есть у них одно качество, безусловно присущее обоим, — это эгоцентризм. У Печорина он уже неискореним, а у Грушницкого обусловлен молодостью. Со временем этот недостаток мог бы сгладиться или вовсе исчезнуть.
Характеристика образа Грушницкого помогает лучше понять главного героя романа — Печорина.
Личность
Автор не указывает полного имени героя, в повести он представлен только по фамилии. По происхождению Грушницкий дворянин. Его родители небогаты, владеют деревней в одной из российских губерний.
Грушницкий носит чин юнкера, служит всего год. Он одет в толстую серую солдатскую шинель, чтобы выглядеть настоящим героем и вызывать интерес у женщин. С Печориным он познакомился в действующем отряде, где был ранен в ногу и отправлен для лечения на воды. Через неделю туда же прибыл Печорин. Они встретились как сослуживцы и приятели.
Внешность
За военные подвиги он награждён георгиевским крестом. Получив офицерское звание, стал носить армейский пехотный мундир.
Характер и способности
Грушницкий получил соответствующее его дворянскому статусу воспитание: соблюдает приличия (не напрашивается в дом княгини Лиговской), знает французский язык, но танцует недостаточно хорошо.
Когда молодой человек сбрасывает с себя маску разочарованности и романтической загадочности, то становится милым и забавным — так считает Печорин.
Грушницкий отличается слабохарактерностью, плохо разбирается в людях. Это не удивительно, ведь он ещё очень молод и не имеет жизненного опыта. У Печорина же другое объяснение: «…он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою». Это не совсем справедливое замечание: во-первых, «целая жизнь» Грушницкого — это всего 20 лет, из них на сознательную жизнь приходится намного меньше; во-вторых, сам Печорин целую жизнь занимается одним собой, но при этом хорошо разбирается в людях.
Самодовольство, уверенность в своих достоинствах характеризуют молодого человека не слишком умным. Он также самолюбив и тщеславен. Его эгоцентризм проявляется в том, что он не умеет слушать других и вникать в их проблемы, на первом месте у него собственное «Я». Его речь обычно вычурна, наполнена стандартными фразами, приготовленными на все случаи жизни. Он любит говорить громко, производя эффект на окружающих, рисоваться и играть роль. Обычно это роль страдальца или человека возвышенных страстей.
Грушницкий считает себя храбрым, но Печорин, видевший его на поле боя, имеет другое мнение: «… он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что‑то не русская храбрость. »
К низким чертам характера Грушницкого относятся его мстительность, подлость, способность к клевете и обману. Он идёт на обман сознательно, хотя при этом внутренне сопротивляется, понимая, что это недопустимо. За клевету по отношению к княжне Мери Печорин вызывает Грушницкого на дуэль и убивает его.
Грушницкий и Печорин
У этих героев много общего: дворянское происхождение, образование, воспитание, служба на Кавказе. В чертах характера также много сходства: гордость, самолюбие, мстительность… Печорин честно говорит о себе: «…я стал злопамятен…». А Грушницкий доказывает это своими действиями.
Но и разности в их характерах достаточно: внешняя непроницаемость и умение скрывать свои чувства у Печорина — выразительность лица у Грушницкого; сдержанность, холодность и немногословность Печорина — эмоциональность, любовь к высокопарным речам Грушницкого; знание людей Печориным — неумение разбираться в людях Грушницким; скрытность Печорина — открытость Грушницкого; умение из любой ситуации извлекать пользу для себя у Печорина — неумение использовать своё положение у Грушницкого.
Многие отрицательные черты характера Грушницкого преходящи и обусловлены молодостью: склонность к позе, актёрству, подражание романтическим героям. Это всё прошло бы со временем. Но некоторые качества спровоцировал в нём Печорин. Например, когда между юнкером и княжной Мери начала проявляться симпатия, не следовало бы вмешиваться в их отношения, но в Печорине взыграла ревность, и он начал ухаживать за княжной, хотя не испытывал к ней никаких чувств, ему просто хотелось развлечься таким образом, подразнить Грушницкого. Получилось, что в очередной раз он ломает жизнь двух людей, а Грушницкого вообще лишает жизни. Печорин не мог найти себе серьезной деятельности и потому постоянно искал случая для удовлетворения своих мелких страстей. Проявленная им низость поступка вызвала дальнейшие низкие поступки Грушницкого.
Излишняя доверчивость молодого офицера тоже навредила ему: он поверил убеждению Печорина, что княжна влюблена в него. Драгунский капитан смог склонить его на подлую дуэль, использовав досаду молодого человека на то, что княжна предпочла его Печорину. В его душе шла борьба, убийцей и подлецом он быть не хотел и с трудом согласился на эту подлость, но жажда мести победила.
Трагический исход жизни Грушницкого был неизбежен в результате его встречи с Печориным, который разрушал всё, что было на его пути. «Я лгал; но мне хотелось его побесить», — говорит он об отношении к молодому человеку. Только и всего – побесить. Поиграть на чужих чувствах, унизить.
Вывод
Образ Грушницкого очень реалистичен. В нем показан тип романтика не по внутреннему состоянию, а по подражанию, следованию за модой. Этот вид романтизма был довольно распространён в то время, когда кумирами молодёжи были Дон Жуан и Чайльд-Гарольд Байрона, Вертер Гёте, Наполеон и т. д. Отсюда и его замкнутость на самом себе, его неумение вести диалог. Отвечая на чей-то вопрос или возражение, такие люди продолжают собственную речь, не вслушиваясь в слова собеседника. Но это, как уже было замечено, прошло бы с возрастом. Грушницкий всё-таки не обладал такими разрушительными чертами характера, какие были у Печорина. Когда он в своём дневнике описывает состояние княжны Мери после его признания в отсутствии любви к ней, обращают на себя внимание такие страшные его слова: «… она проведёт ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение: есть минуты, когда я понимаю Вампира… А еще слыву добрым малым и добиваюсь этого названия!»
Грушницкий — одна из жертв Печорина.
Характеристика образа Грушницкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.