какое качество портило васе жизнь
«Контрольная работа по родной русской литературе » 8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.От лица кого написан рассказ «Стальное горло» М..Булгакова?
2.На какую должность назначили главного героя в Никольском медицинском пункте-больнице?
3.Как называется операция, которую собирается провести главный герой?
4.Что происходит с девочкой в результате операции?
5.Назовите имя человека без сердца в рссказе А. Грина «Пропавшее солнце»
6.Какой вопрос лежал в основе игр человека без солнца.
7. Когда человек без солнца вспоминал о Роберте?
8. На что спорили гости человека без солнца, когда Роберту впервые решили показать солнце?
9. Что произошло с Робертом, когда он увидел первый раз солнце?
10.Как отреагировал человек без солнца на то, что мальчик остался жив?
11.Что приказал человек без сердца по отношению к мальчику?
12.Какого возраста был конь рассказе А. Куприна «Изумруд»?
1) 1 год
2) 2 года
3) 3 года
4) 4 года
13.Какой масти был конь?
1) пегий
2) вороной
3) серебристо-стальной
4) белый
14.Как звали конюхов?
1) Иван и Пётр
2) Василий и Назар
3) Матвей и Иван
4) Назар и Пётр
15.Как использовался конь?
1) работал в поле
2) перевозил поклажу
3) в цирке
4) на скачках
16. Кто управлял повозкой?
1) русский
2) англичанин
3) немец
4) араб
17. Чем закончилось соревнование?
1) победой Изумруда
2) поражением Изумруда
3) Изумруд сломал ногу
4) Изумруд перевернулся
18. Чем угостил коня человек в длинном пальто и новой шляпе?
1) сеном
2) овсом
3) сахаром
4) хлебом
19.Как переправляли коня?
1) бежал сам
2) на поезде
3) на пароходе
4) на самолёте
20. Что случилось с конём?
1) был отравлен
2) сломал ногу
3) умер от старости
4) умер от работы
22. Какую награду получил лётчик германской разведывательной авиации Фридрих Буш?
а) британский крест;
б) медаль «За взятие Ленинграда»;
в) стальной немецкий орден;
23. За какие заслуги новодеревенский школьник Лёша Михайлов получил медаль «За оборону Ленинграда»?
а) за взятие в плен немецкого лётчика;
б) за уничтожение фашистского самолёта;
в) за помощь немецким самолетам в обнаружение и обезвреживании 12 зенитных установок русских;
г) за помощь британским войскам в обнаружение и обезвреживании 12 зенитных установок русских.
24. Назовите причины, по которым не спали дети в Новой Деревне.
а) бомбёжки немецких самолётов, из-за которых детям приходилось прятаться в погреб;
б) разработка детьми плана по уничтожению зенитной батареи русских, их боеприпасов и пропитания, содействовав этим вражеским войскам ;
в) детское любопытство, ненависть к врагу, желание помочь своим соотечественникам, солдатам зенитной батареи;
г) осуществление детьми плана по поимке и взятию в плен немецкого главнокомандующего.
25. События и временной отрывок, которые описывает Пантелеев в своем рассказе.
а) ноябрь 1941 г., блокада Ленинграда, бомбёжки города фашистами;
б) декабрь 1941 г., жестокие бои на подступах к Москве;
в) январь 1943 г., ожесточённые бои в Сталинграде;
г) сентябрь 1812 г., сражение у деревни Бородино с французами.
26. Какую игру придумал Лёша Милайлов
а) строительство снежной игрушечной зенитной батареи;
б) строительство ледяного замка с рыцарями;
в) игра в хоккей с русскими зенитчиками.
г) строительство землянки для ночного укрытия;
27. Что ожидало Лёшу Михайлова по словам Вальки Вдовина?
а) трибунал – чрезвычайный специальный судебный орган;
б) расстрел за измену Родине;
в) поездка в Ставку Верховного Главнокомандования;
28. Какое неожиданное предложение получил главный герой у полковника?
а) предложение стать разведчиком в тылу врага;
б) поехать домой на трофейном мотоцикле;
в) предложение о поездке в «Артек»;
г) строительство ложных объектов.
29. Какая настоящая фамилия Пантелеева?
30. Какое прозвище дали Васе его одноклассники в рассказе Ю. Я. Яковлева «Рыцарь Вася»?
а) тюфяк б) рыцарь в) толстяк г) рохля
а) Тостиков б) Рыбаков в) Ковалёв г) Петров
32. Какое качество портило Васе его жизнь?
а) Медлительность б) Неповоротливость
в) Неловкость г) Все ответы верны
а) Космонавты б) Геологи в) Разведчики г) Рыцари
а) В лесу б) С друзьями в) В музее г) В кино
в) Стать стройным и красивым
г) Стать отличником
а) учительница б) сосед по парте в) мама г)папа
б) Предотвратил пожар
в) Помог милиции задержать вора
г) Спас утопающего мальчика
а) Вася б) Димка Ковалёв в) одноклассники малыша
а) он герой, потому что спас малыша;
б) он заболел, потому что его бил озноб
в) он бы провалился под лед, если бы на нем были доспехи рыцаря.
а) Вручили грамоту б) Объявили благодарность в) Выдали денежную премию г) Никак не наградили
«Бывает так, что еще не опали листья, а на землю уже ложится первый слабый снег. К утру подморозит, и река покроется людом. Этот лед зеркальный и тонкий».
а) пейзаж б) портрет в) интерьер
42. Как называется такое описание: «Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка…»
а) пейзаж б) портрет в) интерьер
43. Главная мысль рассказа в том, что
а) надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.
б) надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.
в) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Рабочая программа учебного предмета ОУП.11 Родная литература
Открытый урок по родной литературе
Рабочая программа по родной литературе 3класс
КТП по литературному чтению на родном (русском) языке 1 класс
Рабочая программа по родной русской литературе в 5-6 классах
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5245772 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»
Тест по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»
Просмотр содержимого документа
«Тест по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»»
Тест по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»
В каком году было написано произведение Яковлева «Рыцарь Вася»?
1955 б) 1961 в) 1967 г) 1978
К какому литературному жанру принадлежит произведение Яковлева «Рыцарь Вася»?
а) Новелла б) Рассказ в) Повесть г) Роман
3. Какое прозвище дали Васе его одноклассники? а) тюфяк б) рыцарь в) толстяк г) рохля
4. Какая фамилия была у Васи? а) Тостиков б) Рыбаков в) Ковалёв г) Петров
5. Какое качество портило Васе его жизнь? а) Медлительность б) Неповоротливость
в) Неловкость г) Все ответы верны
6. Какие герои больше всего привлекали Васю? а) Космонавты б) Геологи в) Разведчики г) Рыцари
7. Где Вася проводил все свое свободное время? а) В лесу б) С друзьями в) В музее г) В кино
8. О чем больше всего мечтал Вася? а) О любви б) О подвигах в) Стать стройным и красивым г) Стать отличником
9. На кого сердился за свои неудачи Вася? а) на одноклассников б) на учительницу в) на самого себя г) на маму
10. Кто постоянно говорил Васе: «Поторапливайся, а то опоздаешь!»? а) учительница б) сосед по парте в) мама г)папа
11. Какой подвиг совершил Вася? а) Спас котенка б) Предотвратил пожар в) Помог милиции задержать вора г) Спас утопающего мальчика
12. Кто первым заметил тонущего малыша? а) Вася б) Димка Ковалёв в) одноклассники малыша
13. В каком классе учился малыш, которого спас Вася а) 1-м, б) 2-м, в) 3-м.
14. О чем думал Вася перед сном а) он герой, потому что спас малыша; б) он заболел, потому что его бил озноб в) он бы провалился под лед, если бы на нем были доспехи рыцаря.
15.Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг? а) Вручили грамоту б) Объявили благодарность в) Выдали денежную премию г) Никак не наградили
16. Как называется такое описание: «Бывает так, что еще не опали листья, а на землю уже ложится первый слабый снег. К утру подморозит, и река покроется людом. Этот лед зеркальный и тонкий». а) пейзаж б) портрет в) интерьер
17. Как называется такое описание: «Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка…» а) пейзаж б) портрет в) интерьер
18. Главная мысль рассказа в том, что
а) надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.
б) надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.
в) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.
Тест по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася» (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по рассказу Ю. Яковлева «Рыцарь Вася»
1. Какое прозвище дали Васе его одноклассники?
а) тюфяк б) рыцарь в) толстяк г) рохля
2. Какая фамилия была у Васи?
а) Тостиков б) Рыбаков в) Ковалёв г) Петров
3. Какое качество портило Васе его жизнь?
а) Медлительность б) Неповоротливость
в) Неловкость г) Все ответы верны
4. Какие герои больше всего привлекали Васю?
а) Космонавты б) Геологи в) Разведчики г) Рыцари
5. Где Вася проводил все свое свободное время? а) В лесу б) С друзьями в) В музее г) В кино
6. О чем больше всего мечтал Вася?
а) О любви б) О подвигах в) Стать стройным и красивым г) Стать отличником
7. Кто постоянно говорил Васе: «Поторапливайся, а то опоздаешь!»?
а) учительница б) сосед по парте в) мама г)папа
8. Какой подвиг совершил Вася?
а) Спас котенка б) Предотвратил пожар в) Помог милиции задержать вора г) Спас утопающего мальчика
9. Кто первым заметил тонущего малыша?
а) Вася б) Димка Ковалёв в) одноклассники малыша
10. О чем думал Вася перед сном
а) он герой, потому что спас малыша; б) он заболел, потому что его бил озноб в) он бы провалился под лед, если бы на нем были доспехи рыцаря.
11. Как Васю наградили в школе за совершенный подвиг?
а) Вручили грамоту б) Объявили благодарность в) Выдали денежную премию г) Никак не наградили
12. Как называется такое описание:
«Бывает так, что еще не опали листья, а на землю уже ложится первый слабый снег. К утру подморозит, и река покроется людом. Этот лед зеркальный и тонкий».
а) пейзаж б) портрет в) интерьер
13. Как называется такое описание: «Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. На толстом лице выделялись три бугорка…» а) пейзаж б) портрет в) интерьер
14. Главная мысль рассказа в том, что
а) надо промолчать, когда хвалят одноклассника за то, чего он не совершал. В этом заключается настоящее товарищество.
б) надо всегда спасать тонущих детей. Это смелый поступок.
в) главное в человеке не его внешность, а его внутреннее состояние: душа, мечты, сердце.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Конспект урока по родной литературе в 5 классе
Тема Великой Отечественной войны в лирике оренбургских поэтов
Открытый урок по марийскому языку про произведению М. Шкетана
Презентация «Миниатюры Пришвина» (5 класс)
Тема: «Бахъбааб пагьмучебти, район машгьурбирути». (Базлихъла замана дураберкlибси).
Доклад на тему: «Биография О.Батырая»
Статья: «Родной язык как основа этнокультурного содержания образования».
Конспект урока родной (русской) литературы для 7 класса «Р.р. Анализ и выразительное чтение стихотворений И. С. Никитина «Поле», И. А. Гофф «Русское поле»»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5245772 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Большинство московских родителей поддерживают экспресс-тестирование на ковид в школах
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Минобразования Кузбасса рекомендовало техникумам и школам уйти на каникулы до 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
«Благородное сердце Васи». Урок-размышление по рассказу Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася»
Разделы: Литература
Оборудование: выставка рисунков учеников, словари В.И. Даля, С.И. Ожегова, литературных имён; музыкальный фон. Запись словаря на доске: Ричард, Айвенго, Дон Кихот.
Музыкальный фон: Ричард Клайдерманн «Лунная соната» в современной оранжировке.
Опережающее домашнее задание: предварительные читательские отзывы о рассказе, рисунки, эпиграфы к рассказу, суперобложка.
Мужество – это обладание серединой между страхом и отвагой.
1. Сообщение учителя о писателе. Ю.Я. Яковлев – детский писатель. Задумываясь о детях, автор размышляет о будущем, о детской радости, о детском горе, о воспитании трудом, красотой, о важности примеров бескорыстия, благородства, о духовном здоровье. Писатель опирается на действительные эпизоды, случаи, происшествия, на все, к чему пристально присматривается и чутко прислушивается.
Герои Ю.Я.Яковлева – разные по возрасту и характеру, душевным наклонностям и увлечениям. Но их роднит одно – они не могут и дня прожить без дела, не могут равнодушно пройти мимо горя другого человека, всегда готовы ринуться в бой за справедливость и доброту. Изображая своих героев в разных жизненных ситуациях, писатель напоминает о том, что нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, что нужно с детства готовить себя к «звёздному мигу» человеческой жизни. Он внушает святые понятия любви, дружбы, товарищества, помогает школьнику познать законы честности и справедливости.
2. Беседа по содержанию рассказа.
– Чем привлекает нас рассказ Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася»?
– Что написано о Васе? Каким его характеризует автор?
Звучат детские впечатления от рассказа. Ученики выступают с предварительными читательскими отзывами. – «Он привлекает нас искренностью рассуждений, душевностью, отсутствием нравоучений, пониманием детской души, настойчивым призывом к взрослым признавать за детьми право называться людьми».
3. Работа в группах.
I группа. Какова внешность Васи? (Куртка в обтяжку, на толстом его лице. )
II группа. Его манеры, действия. (Медлительный, неповоротливый, ходил в развалку и т.д.)
III группа. Отношение к нему окружающих (Все называли его тюфяком, «на уроках физкультуры был предметом общих насмешек).
– А как характеризует его автор?
– «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем..»
– В отличие от автора, одноклассники видят его толстым, неуклюжим, неповоротливым, считают, что причина его полноты – это обжорство. Но это не так. Он не любил есть. Ребята были очень, очень несправедливы к нему. Ну и что, что он толстый, неуклюжий, ведь он только растёт, его внешность постепенно формируется. Вы же растёте, и все вы разные! А что делает герой в ответ на эти обидные слова?
– «Он привык к судьбе неудачника и сердился только на самого себя».
– Итак, в центре рассказа мальчик. Мы рассмотрели нашего героя с точки зрения его внешности, отношения к нему окружающих, автора. А как мы, читатели, к нему относимся?
– «Сочувствуем ему, так как к нему очень несправедливы окружающие».
– Какой главный вопрос автор предлагает для обсуждения? Найдите в отрывке cлова «…а в его груди билось благородное сердце…» три слова, которые очень важны. – «рыцарь (подвиг); слабых и обиженных; мечта».
– Что значит быть настоящим рыцарем? Вы растёте, каждый из вас превратится в мужчину, настоящего мужчину. Каким должен быть мужчина? У каждого из вас есть своё представление о том, что значит быть настоящим мужчиной. Ю.Я. Яковлев даёт нам понять, что значит быть настоящим мужчиной, рыцарем. Найдите в словарях В.И. Даля и С.И. Ожегова значение слова рыцарь. Назовите свойства настоящего рыцаря:
– «Настоящий рыцарь не может быть злым, злобным, обидчивым. Вася не реагировал на обиды, обижался только на себя. Мама называла его «слоном в фарфоровой лавке». Приятель сказал, что «на такого толстого никакие доспехи не налезут». И он не обижался на них».
– «Если ты не можешь изменить ситуацию, измени отношение к ней, к ситуации». Какое ещё качество есть у Васи? – «Он – мечтатель. Он в душе рыцарь. Он мечтает и представляет себя рыцарем».
– Что ещё мы знаем о Васе?
– «Ходит в музеи, знакомится с рыцарскими доспехами, мечтает о подвигах, читает «Дон Кихота» Сервантеса, знакомится с рыцарями по книгам. Он готовит себя к подвигу».
– Как стать настоящим рыцарем?
– Вася жалеет, что у него имя не подходит к рыцарю, ведь существуют же звучные имена рыцарей таких, как: Ричард, Айвенго, Дон Кихот, которые известны всему миру. Совершил ли Вася подвиг? Стал ли он рыцарем?
4. Пересказ эпизода спасения ребёнка (обращаемся к тексту).
– А ведь имена настоящих рыцарей известны всем в своей эпохе и даже сейчас. Это настоящие герои. Не сказочные. Какие же ещё качества характера должны быть у рыцаря?
– «Рыцарь должен быть скромный, не кричать о своём подвиге. Настоящий рыцарь совершает поступок не для того, чтобы имя стало известным, а потому, что он по характеру такой смелый и благородный».
– «Их славят люди! Жизненное кредо (объяснить) у них – защищать слабых и беззащитных».
– А наш герой встретился, к сожалению, с подлостью и обманом. Здесь бы и сказать на линейке, кто совершил подвиг, кто на самом деле спас малыша, но «от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели». Я считаю, что он тюфяк: «поплёлся, с трудом протиснулся, сдвинул парту. В конце концов, сам поверил, что Димка – герой вчерашнего происшествия». Какой же он рыцарь? Убедите меня в обратном, что он не тюфяк.
– «Он просто внешне такой. А за внешней оболочкой, неуклюжей фигурой скрывается горячее сердце».
5. Творческое задание. Защита рисунков к рассказу (по желанию):
– Предлагаю записать в тетрадь признаки рыцаря: «честная справедливая душа»; «мечтательный; характер мужественный и скромный».
– «Димка же не бросился спасать, только кричал и руками размахивал, значит, у него не такой характер, а бросился спасать Вася».
– Какой момент в рассказе вы считаете самым важным? Как называется самый остросюжетный момент в развитии действия?
– «Кульминация. Это тот момент, когда Вася спасает первоклассника».
– Обратимся к финалу. О чём говорится в финале? Кто герой финальной сцены? Найдите авторские характеристики, оценочные слова, которыми характеризует автор героев.
– «Речь шла о Димке, который якобы спас малыша: «…смелый поступок; Димка, оказывается, выполнял пионерский долг и сохранил честь красного галстука. А наш герой стоит, слушает, стиснутый со всех сторон. Ему хотелось сказать, но, увы: поплёлся, протиснулся…».
– Как мы узнаём о героях?
– «При помощи художественных средств: портрет, манеры, действия, авторское отношение, пейзаж, диалог, кульминация, развязка».
– Можно ли в финальной сцене найти ответ на вопрос: «Что значит быть настоящим рыцарем?».
– «Да. Он остался скромным, верным своей мечте, снова рисовал рыцаря».
– Можно ли считать финал развязкой и почему?
– «Действие завершилось. Развязка в рассказе является одновременно и завязкой следующих событий в других рассказах. Для Васи нет развязки. Он остался верен своей мечте: пришёл в класс, сел за парту и снова начал рисовать рыцаря».
– Пять учеников накануне получили домашнее задание прочитать 4 – 5 рассказов Ю.Я.Яковлева и об одном из них подготовить небольшое сообщение по определённому плану: 1. Название рассказа. 2. Что волнует героя и автора? 3. Какова главная проблема? 4. Кому бы вы хотели порекомендовать чтение этого произведения и почему?
Мы выберем ту проблему, которая волнует всех.
6. Звучат сообщения:
1. «В «Багульнике» рассказывается о том, как школьник Костя заботился о животных, о братьях наших меньших, помогая беспомощным людям. О доброте, о бескорыстии, об ответственности взрослых за свои поступки, о благородстве».
2. «В рассказе «Черника» главная проблема – это проблема одиночества. Коля Луковкин в пионерском лагере заболел, его поместили в пустой лагерный изолятор, ему было очень скучно, тоскливо, одиноко. И ему принесла чернику Смирнова, внешне девочка некрасивая. Но за её некрасивой внешностью он увидел доброе сердце».
4. «Рассказ «На деревьях вырастают листья». В этом рассказе ставятся проблемы: 1) проблема одиночества; 2) проблема взрослых и детей, их взаимоотношения; 3) проблема особого внимания взрослого к миру детей, которые порой бывают умнее, добрее, тоньше, мудрее, чем взрослые. Иногда взрослые со своими проблемами, заботами не видят того, что видят дети. И у детей можно многому научиться. Я посоветовала бы прочитать этот рассказ и взрослым, и детям, т.к. эти проблемы волнуют всех».
5. «Где начинается небо» – это рассказ о мальчике, который пробовал летать с парашютом из окна первого этажа, используя вместо парашюта простыню или наволочку, за что ему всегда попадало от мамы. Рассказ о мальчике и о взрослом, которые с полуслова поняли друг друга. Ведь взрослый в далёком детстве также пробовал летать из окна только с зонтиком. Он так же, как и ребёнок, прыгал с высоты птичьего полёта. Взрослый понял самое главное, что небо начинается «не на гребне крыши и не в синих струях, по которым плывут облака, а оно берёт начало совсем близко от земли – на первом этаже или на уровне плеча. Начинается в бесстрашном сердце и простирается до тучи или до звёзд, смотря куда его поднимет сердце». Я порекомендовала бы прочитать одноклассникам, мальчикам, потому что этот рассказ учит ребят быть смелыми, мужественными, бесстрашными. Этот мальчик мог бы прыгнуть с парашютом и из окна пятого этажа, но ещё не пробовал пока. Такие ребята не останавливаются ни перед какими трудностями. Также этот рассказ о взаимопонимании взрослых и детей».
– Итак, мы прослушали с вами краткие сообщения ребят о прочитанных рассказах. Что общего в их выступлениях? – «Они хотят, чтобы рассказ прочитали взрослые и дети. – Оказывается, героями его рассказов являются и взрослые, и дети». – Чем дополните выступления товарищей?
– «В рассказе «На деревьях вырастают листья» героиня не знает, как быть с родным отцом, как помочь, чтобы он не пил, не просил денег на выпивку, не курил и не бранился по ночам, а заботился о них».
– «Герой рассказа «Багульник» – мальчик, который заботился о братьях наших меньших, выгуливал и подкармливал собак и немощных людей».
– «Из рассказа «Черника» мы узнаём об одиночестве Коли Луковкина, который из-за своей болезни был помещён в лагерный изолятор, и которого спасла от страшной человеческой болезни – от одиночества, Смирнова, угостив его черникой. Для Коли мир стал совсем другим, он выздоровел, и Смирнова, эта невзрачная девочка, превратилась в умную и красивую девочку».
– «Где начинается небо» – здесь повествуется о бесстрашном мальчике, который готов прыгнуть из окна пятого этажа, а также о полном понимании его мечты взрослым, его собеседником».
– Какая же проблема объединяет все эти рассказы? – «Главная проблема – это проблема взаимопонимания взрослых и детей. Оказывается, взрослые не всегда понимают детей. Но не только взрослые не понимают детей, но не понимают и дети друг друга. Эта проблема волнует и героев рассказа – детей, взрослых, автора и нас, читателей».
7. Вывод: Вася, безусловно, рыцарь, рядом с его именем должно обязательно стоять слово рыцарь! В начале рассказа Ю.Я. Яковлев поставил проблему: Что такое рыцарь? Какими качествами должен обладать настоящий рыцарь? Далее идёт цепь событий, раскрывающих характер мальчика через его поступки. Ребята не назвали его рыцарем.
– А почему мы можем назвать вслед за автором?
– «Автор и назвал рыцарем нашего героя наравне с Ричардом, Айвенго, Дон Кихотом. Но ведь в глазах окружающих он оказался тюфяком. По-прежнему никто в нём не увидел рыцаря.
– «А он своей мечте не изменил, пришёл после линейки и снова начал рисовать рыцаря».
– Умение быть верным своей мечте – это тоже свойство настоящего рыцаря. Почему рассказ называется не тюфяк, а рыцарь Вася?
– «Потому что Вася обладает всеми качествами настоящего рыцаря: благородный, скромный, мужественный, самоотверженный, не злой, не реагировал на обиды, готовил себя к подвигу внутренне, оказался верен своей мечте. Я могу вам порекомендовать прочитать любой рассказ Ю.Я. Яковлева, и каждый из его героев обладает какими-либо чертами настоящего рыцаря. Но об этом поговорим на других уроках.
– Какие нравственные уроки даёт нам писатель?
– «Быть добрыми, не озлобляться, мужественными, самоотверженными, совершать благородные поступки, не требуя ничего взамен, т.е. бескорыстно бороться с несправедливостью. Автор помогает детям взрослеть нравственно, готовит их к самостоятельной жизни».
– «Он не гасит в сердце читателя огонёк надежды, веру в людей. Учит тому, чтобы и дети, и взрослые понимали хорошо друг друга. Вася не изменяет своей мечте».
– «Автор учит тому, чтобы каждый задумался над теми принципами и свойствами, которые присущи настоящему рыцарю, чтобы постепенно избавлялись от своих недостатков, воспитывали в себе только положительные качества. Нельзя изменять дружбе, искать лёгких дорог, с детских лет готовить себя «к звёздному мигу» человеческой жизни».
8. Домашнее задание по выбору учеников:
1. Прочитать другие рекомендованные рассказы Ю.Я. Яковлева.
2. Составить киносценарий и киноафишу к рассказу (групповое задание).
3. Составить кроссворды к рассказу (по желанию).

