какое изобретение спасло эйфелеву башню

Что спасло пошлую и мещанскую Эйфелеву башню от сноса

Не про вирус. 131 год назад – 31 марта 1889 года – в Париже торжественно открыли Эйфелеву башню. 300 писателей, художников и скульпторов требовали ее снести.

Парижский муниципалитет решил построить башню к открытию Всемирной выставки, которую устраивали к 100-летию французской революции. В январе 1887-го был подписан договор с Густавом Эйфелем. Планировалось, что башня простоит 20 лет, а потом ее разберут на металлолом.

Беспокойная французская общественность не заставила себя долго ждать. 300 писателей и художников направили в муниципалитет протест с требованием отменить чудовищное решение. Остановить строительство «смехотворной башни, доминирующей над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба». Переводя на современный язык, их не устраивала новая высотная доминанта. «На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса».

Они ошибались. Эйфелева башня не похожа на чернильную кляксу. И смотреть на «отвратительную тень» парижанам пришлось не 20 лет, а значительно дольше.

Отбросив ругань, общественность перешла на патетику. «Мы, – писатели, художники, скульпторы, архитекторы, поклонники до сей поры нетронутой красоты Парижа, – мы собрались, чтобы всеми силами, со всем негодованием души, во имя непризнанного французского вкуса, во имя французского искусства и подвергающейся угрозе истории Франции, выразить наш протест против неприличного возвышения в самом сердце Парижа бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни, которую остроумная общественность, часто обладающая трезвым рассудком и здравым чувством справедливости уже окрестила Вавилонской башней».

Уф, умела тогдашняя «остроумная общественность» нагнать пафосу, не то что нынешняя. Не удивительно. Среди подписантов – Шарль Гуно, Ги де Мопассан, Эмиль Золя, Александр Дюма-сын. И ни одного знаменитого художника. Хотя в Париже было навалом знаменитых художников. Можно сказать, все приличные художники ошивались тогда в этом районе и рисовали городские пейзажи. Но они почему-то не протестовали.

Месье Альфан, руководитель работ по организации Всемирной выставки, переправил протест министру торговли. Оказалось, что тогдашние чиновники не уступали общественности в остроумии. Они не стали созывать других деятелей культуры для другого воззвания – с призывом поддержать Эйфелеву башню, поскольку Париж должен развиваться. Ответ министра гласил: «Единственное, что я прошу вас сделать, – это получить протест и сохранить его. Он должен фигурировать в экспозиции выставки. Столь изящная и благородная проза, подписанная известными во всем мире именами, не сможет не привлечь толпу и, возможно, удивит ее».

Умница-министр попал в точку. Толпа повалила. За несколько месяцев работы выставки башня окупилась на три четверти. Но все же – толпа. Моветон, как говорят французы. Канальи, как говорит артист Боярский, когда играет французов.

Из властителей дум первым как бы сдался Мопассан. Он стал постоянно обедать в ресторане Эйфелевой башни, поскольку этот ресторан – единственное место, откуда башню не видно. Это, впрочем, не спасло его от сумасшедшего дома.

И только в 1912 году, через 23 года после открытия, нашелся первый эстет, вступившийся за Эйфелеву башню. Им был не кто-нибудь, а Гийом Аполлинер – крупнейший поэт эпохи. Его программное стихотворение «Зона» – гимн Эйфелевой башне, «пастушке» при стадах парижских мостов.

Но даже Аполлинер не указ беснующейся общественности. К тому же он – чересчур эстет. И сборник стихов, в который вошла «Зона», носил чересчур эстетское название – «Алкоголи».

Прошло 30 лет со дня открытия. 1920-й. Писательница-эмигрантка Тэффи, самая остроумная женщина всех времен и, по крайней мере, русского народа, пишет в рассказе «Башня»: «Нам давно даны эстетические директивы: не любить Эйфелеву башню. Она пошлая, она мещанская, она создана только для того, чтобы epater les bourgeois (эпатировать буржуа), она – не знаю что, она – не помню что, но, словом, ее любить нельзя».

Когда Париж освободили, лифт сразу заработал. То есть французы в это время уже ценили башню. Но, исходя из логики наших борцов за исторический центр, ценили не очень сильно, – позволили над ней поизмываться: в 1969 году на Эйфелевой башне залили каток. Сезон открыли медведи из Московского цирка. Ни в Париже, ни в Москве протестов не было.

Остается последний вопрос: почему Эйфелеву башню, как планировалось, не разобрали через 20 лет?

Потому что вмешался прогресс – изобрели радио. Башня стала принимать радиосигнал. Никогда заранее не знаешь, чего построишь и для чего оно потом сгодится.

Глеб Сташков

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Источник

А ведь могла бы и не стоять: Как Эйфелеву башню чуть не разобрали на металлолом

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Как известно, День взятия Бастилии ознаменовал собой начало французской Революции, именно поэтому многие монархические страны отказались присутствовать на выставке. Всего в этом мероприятии приняли участие 42 страны, продемонстрировавшие свои достижения в области машиностроения, сельского хозяйства и легкой промышленности.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Десятки декоративных павильонов и выставочных залов были возведены на площади в 1 гектар. Каждая страна попыталась оформить выделенное для нее пространство в национальном стиле. Там были здания с изображением фараонов, мексиканских идолов, индийских крокодилов.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Самым выдающимся экспонатом выставки стала Эйфелева башня – символ достижений французской науки и техники. Несмотря на то, что ее официальное открытие состоялось 31 марта 1889, в начале выставки еще не работали ее лифты. Но это не помешало посетителям только за первую неделю подняться на Эйфелеву башню 30 тысяч раз.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

какое изобретение спасло эйфелеву башню

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Всего за девять месяцев после открытия Эйфелеву башня посетило столько людей, что городу удалось возместить три четверти затрат на ее строительство, а это более 5 миллионов франков.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Но время шло, а поток туристов, желающих посмотреть на 300-метровую «железную даму», не иссякал. К тому же ее начали использовать в качестве вышки для радиопередач, а потом в военных целях. Сегодня Эйфелева башня считается символом не только Парижа, но всей Франции. И уже мало кто вспоминает, что ее когда-то хотели разобрать на части.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

какое изобретение спасло эйфелеву башнюmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Эйфелева Башня — это самая известная архитектурная достопримечательность Парижа, известная как символ Франции, воздвигнутая на марсовом поле и названная в честь своего конструктора Гюстафа Эйфеля.

Она является самым узнаваемым и высоким зданием в Париже, её высота вместе с новой антенной составляет 324 метра, что примерно равняется с домом в 81 этаж!

Эйфелева Башня была построена в 1889 году и имеет удивительную историю происхождения. В 1889 году в Париже, в память столетнего юбилея Французской революции, была проведена Всемирная выставка, именно благодаря выставке городские власти поручили придумать и воздвигнуть временное сооружение служащее ей входной аркой.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Конец XIX века ознаменовался множеством изобретений, коренным образом изменивших человеческую жизнь: от телефона до гоночных автомобилей. «Грандиозная железная леди» Густава Эйфеля стала олицетворением творческого подъема того периода, иногда называемым «весной технологий», и символизировала начало крупномасштабных перемен в жизни человечества, продолжающихся и поныне.

В Великобритании конструкции из чугуна впервые начали применять в строительстве с 1779 года, во Франции с 1803 года. Примерно в 1845 году, прочный ковкий чугун ознаменовал собой будущие изменения в концепции строительства. Использование металла в архитектуре стало одним из самых оригинальных форм творческого выражения 19 века. Благодаря своей легкости и прочности, он позволял быстрое и экономичное строительство высоких сооружений.

Обще-французский конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны были определить архитектурный облик будущей Всемирной выставки, стартовал 1 мая 1886 года. В конкурсе приняли участие 107 претендентов, большинство из которых в той или иной степени уже повторяли проект башни, предложенный Эйфелем. Таким образом проект Эйфеля становится одним из четырёх победителей, и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом.

Проекты участников конкурса должны соответствовать двум главным требованиям:

• возможность демонтажа по окончании работы Всемирной выставки.

Как ни странно, подобный проект строительства башни составили два главных инженера компании Эйфеля (Морис Кёхлен и Эмиль Нугье) еще в июне 1884 года, задолго до объявления конкурса французским правительством. Она имела форму высокой пирамидальной колонны с четырьмя опорами в нижней части, по мере поднятия верх колонны соединялись вместе. Проект строительства башни стал смелым переносом основных принципов мостостроения на высоту 300 метров, эквивалентной символической цифре 1000 футов.

1 мая 1886 началось рассмотрение архитектурных и инженерных проектов, определяющих архитектурный облик будущей Всемирной выставки. В конкурсе принимают участие 107 претендентов. Предпочтение отдали проекту Густава Эйфеля.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Но для того, чтобы башня отмечалась большей изысканностью и отвечала вкусам требовательной парижской публики, архитектору Стефану Совестру было поручено поработать над ее художественным обликом. Он предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать её опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застеклённые залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.

Исполнительный комитет по проведению Выставки предоставил лишь около четверти необходимых средств для сооружения. Густав заключил сделку, сделавшей его очень богатым человеком: он согласился финансировать строительства башни из собственных средства, но настоял на единоличном контроле и получении прибыли на протяжении двадцати лет. Согласие была достигнуто. Неожиданностью для всех стало то, что все расходы на ее строительство окупились в течение первого года эксплуатации.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

В январе 1887 года Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни. Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков.

Все компоненты башни изготавливались на заводе Эйфеля в Леваллуа-Перре вблизи Парижа. Каждую из 18 000 деталей рассчитали и расчертили с точностью до десятой доли миллиметра.

300 рабочих в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней выполняли строительные работы. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров. И уже 31 марта 1889 года, меньше чем через26 месяцев после начала рытья котлованов, Эйфель пригласил нескольких более-менее физически выносливых чиновников к первому подъему на 1 710 ступеней!

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную даму» пришли более 2 миллионов посетителей.

Но и противников у Эйфелевой Башни также хватало, начиная от самого начала её строительства. В таком лике выступила творческая интеллигенция Парижа и Франции, они опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков, в связи с чем посылали в мэрию Парижа негодования и требования прекратить постройку башни, а после постройки требования демонтажа.

Протесты предшествовали строительству таких выдающихся сооружений как Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду и Пирамида музея Лувр, но с течением времени парижане быстро привыкали и изменяли свое отношение.

Показательной стала опубликованная в газете Le Temps статья «Протест против строительства башни месье Эйфеля», адресованная назначенному директору по организации проведения Всемирной выставки месье Альфанду. Статью подписали ряд громких имен в мире литературы и искусства: Мопассан, Эмиль Золя, Шарль Гарнье, Александр Дюма младший. В письме, в частности, указывалось: «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни».

Другие критики проекта пошли еще дальше, публикуя статьи с оскорбительными выражениями: «самый высокий фонарный столб в мире «, «железный монстр», «скелет колокольни», «металлическая опора гимнастического снаряда, незавершенная, путанная и деформированная», «высокая и худая пирамида железных лестниц, этот гигантский неуклюжий скелет на фундаменте, построенный, судя по всему, для того, чтобы выдержать огромный монумент Циклопа «,»недостроенная фабричная труба, гриль в виде колокольни, решето в виде свечи «.

Но от планировавшегося по договору сноса, через 20 лет после выставки, башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, — это была эпоха внедрения радио!

какое изобретение спасло эйфелеву башню

На протяжении своей истории башня неоднократно меняла цвет своей покраски — от желтого до красно-коричневого. Последние десятилетия Эйфелева башня неизменно красится в так называемый «коричневый-эйфелевый» — официально запатентованный цвет, близкий к естественному оттенку бронзы

Вес металлической конструкции башни — 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн).

Нижний этаж представляет собой пирамиду, образуемую 4 колоннами, соединяющимися на высоте 57,63 метров арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни, представляющая собой квадрат.
какое изобретение спасло эйфелеву башню

На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находится вторая платформа.

Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну, несущую на себе третью платформу, также квадратной формы; на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 метров находится площадка. На башню ведут лестницы из 1792 ступеней и лифты.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

На первой платформе возведены залы ресторана; на второй платформе резервуары с машинным маслом для лифта и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии 10 километров!

какое изобретение спасло эйфелеву башню

По некоторым подсчётам Эйфелеву Башню посетили уже более чем 200,000,000 человек начиная с ее строительства в 1889 году! Она является наиболее посещаемым туристическим памятником в мире!

Создатель башни нередко с юмором говорил о своем детище: «Мне следовало бы испытывать чувство ревности к башне. Ведь она гораздо известнее меня». Позолоченный бюст Гюстава Эйфеля установлен у северной «ноги» башни с простой надписью: «Эйфель: 1832 — 1923».

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Карьера Эйфеля как предпринимателя завершилась с провалом проекта Панамского канала, где он работал инженером и поставлял машины, изготовленные на принадлежащем ему машиностроительном заводе Левалуа-Перре близ Парижа. Густава обвинили в махинациях, связанных со строительством Панамского канала, суд приговорил его к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа. Кассационный суд, правда, отменил приговор в связи с истечением срока давности.

С тех пор Эйфель посвятил все свое время работе башни и проведению различных научных экспериментов. После первых успешных передач радиосигналов в 1898 году, Эйфель сделал предложение военному руководству Франции использовать башню в качестве радиоантенны для передачи сигналов на большие расстояния. Действительно, именно благодаря этим экспериментам Эйфелева башня продолжила свое существование, поскольку рассчитана простоять всего 20 лет, до 1909 года, а затем ее собирались демонтировать! Еще до 1909 года ее пытались несколько раз демонтировать. Спас от демонтажа сам Эйфель, убедивший военное руководство в целесообразности использовать ее для передачи радиосигналов. Именно Эйфелю мир обязан сохранением одной из самых красивых башен и инженерных чудес в истории человечества. С признанием научной практичности, она завоевала право быть сохраненной в качестве памятника. Сегодня Эйфелева башня насчитывает несколько десятков антенн, в том числе телевизионную антенну высотой 324 метра.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Эйфель и представить не мог, что реализация его проекта станет всемирно известным символом Парижа, воспроизводимым в различных уголках планеты. Как одна из наиболее знаковых фигур в мире, Эйфелева башня стала источником вдохновения для создания многих подобных сооружений по всей планете. Копию башни построили в более 30 городах мира, в том числе Лас-Вегасе, Токио, Берлине. Она неразрывно связана с тем, что мы сегодня называем «Седьмым искусством»: кино. Эйфель желал использовать образ башни в своих коммерческих интересах, но, столкнувшись с общим протестом, отказался от своих прав и позволил символу стать общественным достоянием.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

В 2003 году «Железную леди» посетил 200 млн посетитель за 114 лет своего существования. Члены королевских семей, кинозвезды, туристы, мировые знаменитости, путешественники — эти «граждане Эйфелевой башни» все вместе стали частью истории одной из самых знаменитых достопримечательностей французской столицы. Наравне с египетскими пирамидами, Пизанской башней, Акрополем, Колизеем и Статуей Свободы, Эйфелева башня вызывает любопытство и восхищение миллионов. Начиная с 1998 года, более 6 млн человек посещают этот архитектурный памятник ежегодно! Это наиболее признанное архитектурное сооружение мира.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

История башни неразрывно связанна с многим историческим событиям Франции. Так, в годы Второй мировой войны она была “союзником” французского сопротивления. После оккупации Парижа в 1940 году, французы вывели из строя все лифты, и в итоге Гитлер так и не смог подняться на башню во время своего “визита триумфатора” в Париж, ограничившись фотографированием на ее фоне. Вспоминая этот эпизод, во Франции говорят “Башня победила Гитлера”. Кстати, немцы так и не смогли толком закрепить свой флаг на ее вершине. Опять же из-за отсутствия возможности подняться на самую верхушку сооружения. Сломанные лифты, которые немецкие оккупанты не смогли несколько лет отремонтировать, странным образом заработали буквально на следующий день после освобождения Парижа.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Размеры и форму Эйфелевой башни использовали для создания сложных и оригинальных инноваций в освещении. Она выполняла функцию парижского маяка, на ней устанавливались рекламные знаки, осветительные приборы, ее превращали в новогоднюю елку и театр фейерверков. Ее искусственная иллюминация постоянно развивалась и улучшалась на протяжении многих лет, используя самые современные достижения в области освещения: с газа на электричество, из ламп накаливания до неоновых и натриевых ламп.

Впервые Эйфелеву башню осветили в день открытия в 1889 году. Тогда освещение состояло из 10 тысяч газовых фонарей, двух прожекторов и установленного на верхушке маяка, свет которого символизировал цвет национального флага Франции: синий, белый и красный. В 1900 году на конструкциях “Железной леди” появились электрические лампы. В 1925 году Андре Ситроен разместил на башне рекламу, названную им “Эйфелева башня в огне”. 125 тысяч электрических лампочек поочередно изображали силуэт башни, звездный дождь, полет комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилию Ситроен. Эта рекламная акция продолжалась до 1934 года, а башня стала самым высоким местом в мире для рекламы.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

Новую систему освещения официально открыли 31 декабря 1985. Создана Пером Бидо, дизайнером освещения, она состояла из 336 прожекторов, оснащенных натриевыми лампами, освещавших башню желтоватым цветом. Направленные вверх лучи света освещали ее каркас изнутри. Эта система заменила собой предыдущую, установленную еще в 1958 году и встретила всеобщее признание в мире. Многие другие крупные города начали использовать подобную систему для освещения ночью своих памятников. Летом 2003 года башня “оделась” в новые осветительные одеяния. За несколько месяцев бригада верхолазов из тридцати человек опутала конструкции башни 40 километрами проводов и установила 20 тысяч лампочек, изготовленных по специальному заказу одной из французских компаний. Новая иллюминация, стоившая 4,6 млн. евро, напоминала освещение в Новогоднюю ночь 2000 года.

9 мая 2006 года, в честь 20-летия празднования Дня Европы, Эйфелеву башню впервые на короткий период подсветили синим цветом. А с 1 июля по 31 декабря 2008, во время председательства французского президента в Совете Европейского Союза, она на долгое время кардинально поменяла свою традиционную подсветку.

какое изобретение спасло эйфелеву башню

• Посетители могут пользоваться лестницей или лифтами для поднятия на Эйфелеву башню.

• Лестницы являются открытыми для всех желающих и ведут только на площадку второго этажа (115 м).

• На башне установлены три лифта, но все вместе они никогда не работают в связи с необходимостью ежедневного технического обслуживания и вопросами безопасности.

• Чтобы добраться до вершины (276 м), посетители должны воспользоваться еще одним лифтом со второго этажа. С высоты открывается чудесная панорама Парижа. Во время наибольшего наплыва туристов (май-сентябрь), приходится долго ждать в очереди для подъема наверх.

• Магазин “Эйфелевой башни” предлагает большой выбор сувениров, главной тематикой служит Париж, “Железная леди”, брелки, почтовые открытки, медали, канцелярские принадлежности, одежда, посуда. Большинство этих предметов можно приобрести только здесь.

• Эйфелева башня имеет два ресторана на втором этаже с панорамным видом на город, и бар на самом верху.
• Зимой, на втором этаже Эйфелевой башни открывают небольшой каток.

• Башня открыта ежедневно круглый год без выходных:

• С 9:30 до 23:00, с 1 января по 17 июня и с 29 августа по 31 декабря

• С 9:00 утра до 24:00, с 18 июня по 28 августа

• На Пасху и во время весенних каникул башня остается открытой до полуночи.

• Доступ к вершине башни может быть временно закрытым из-за неблагоприятных погодных условий или большого наплыва посетителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *