какое издательство лучше аст или эксмо

Президент «Эксмо-АСТ»: «Игры с государством всегда опасны»

Издательская группа «Эксмо-АСТ», купившая летом 2014 г. два издательства – «Дрофу» и «Вентана-Граф», специализирующихся на выпуске учебной литературы, тогда обозначила это направление как один из приоритетов дальнейшего развития бизнеса. Продажи книг в России стагнируют, а учебники – один из немногих динамично растущих сегментов, объяснял решение о выходе на этот рынок контролирующий акционер и президент «Эксмо-АСТ» Олег Новиков.

Весной 2017 г. объединенная издательская группа «Дрофа-Вентана» была преобразована в корпорацию «Российский учебник», в состав которой вошло еще одно издательство – «Астрель». В 2018 г. доля «Российского учебника» достигла 30% рынка учебников (в экземплярах), объем которого составил 26 млрд руб. (по данным «Эксмо-АСТ»). Но после того как в прошлом году почти половина изданий «Российского учебника» не попала в федеральный перечень учебников, «Эксмо-АСТ» задумалась о продаже этого бизнеса, чтобы сконцентрироваться на издании коммерческой литературы, рассказал «Ведомостям» Новиков.

– С момента, как мы зашли на рынок учебной литературы, доходы этого направления в рамках издательской группы растут. По итогам 2018 г. выручка корпорации «Российский учебник» составила 6,25 млрд руб. (без НДС), в 2015 г. совокупная выручка издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф» была равна 4,53 млрд руб. (без НДС).

Продавать учебники – это хороший бизнес. Государство (а 50% оборота рынка учебной литературы – госзаказ) – это платежеспособный партнер. Однако в этом бизнесе сейчас есть определенные ограничения, которые вводит регулятор – Минпросвещения. В частности, я имею в виду исключение в декабре прошлого года из федерального перечня учебников (ФПУ; школы вправе закупать только те учебники, которые внесены в этот перечень. – «Ведомости») почти половины из 482 изданий «Российского учебника», утверждение нового федерального государственного образовательного стандарта. И, по сути, отказ от всего того, что развивает систему (вариативность, создание индивидуальных образовательных траекторий, развитие цифровых сервисов), возвращает систему общего образования на много лет назад.

За последние три года действия регулятора и его позиция сильно изменились, и сегодня можно даже говорить об отсутствии понимания правил и последовательности в его деятельности.

В ситуации, когда нет ни прозрачности, ни предсказуемости, довольно сложно прогнозировать развитие бизнеса. В этом не хочется участвовать. Есть все-таки желание заниматься бизнесом в конкурентной, рыночной среде.

Мы рассматриваем возможность продажи учебного бизнеса и по ряду других причин: рынки коммерческой и учебной литературы становятся все более автономными и синергии между этими направлениями бизнеса в рамках «Эксмо-АСТ» становится все меньше. Наша группа традиционно сосредоточена в первую очередь на коммерческом книгоиздании. Здесь сейчас начинают появляться новые вызовы, и на этом мы и хотим стратегически сосредоточить свои усилия. Да и рост книжного рынка на 6–7% в год в ситуации, когда экономика страны стагнирует, можно считать достаточно хорошим.

– В 2019 г., по нашим прогнозам, мы можем потерять около 25% от общего объема продаж. Но за счет того, что корпорация проводила различные маркетинговые акции – скидки на учебники и сопутствующие товары, а также акции, когда покупаешь учебник из ФПУ и получаешь в подарок издание, не вошедшее в перечень, – и благодаря тому, что рынок учебной литературы в этом году вырос, доля «Российского учебника» сократится приблизительно на 5%. Ситуация может поменяться в следующем году, если Минпросвещения издаст новый приказ по итогам сентябрьского заседания научно-методического совета, на котором было принято решение о включении в федеральный перечень 363 учебников, в том числе изданий «Российского учебника». Но эффект от этого «Российский учебник» сможет ощутить только в следующем году.

Олег Новиков

– Изначально их было несколько. Но если честно, потенциальных покупателей пугал еще один фактор – сумма иска в 3,7 млрд руб., поданного к издательству «Вентана-Граф» (входит в корпорацию «Российский учебник». – «Ведомости») конкурентом – издательством «Просвещение». Предметом спора было использование товарного знака «Федеральный государственный образовательный стандарт». Но «Просвещение» отказалось от этого иска, что открыло для нас возможность договариваться о продаже «Российского учебника» с теми, кто проявлял интерес. Сейчас ведем переговоры с одной компанией.

– Размер мультипликатора – годовая выручка корпорации «Российский учебник», которая в 2018 г. составила 6,25 млрд руб. (без НДС), а в 2019 г. ожидается, что она сократится примерно на 25%. Между этими цифрами как раз и обозначено пространство для будущих договоренностей.

– С руководством «Просвещения» мы не встречались уже достаточно давно. Я знаю потенциальных покупателей, и у меня нет информации о том, что они как-то аффилированы с этим издательством. «Просвещение» – частная компания, уже сейчас она занимает порядка половины рынка учебной литературы. С учетом того, что на данном рынке большая часть доходов – это госконтракты, формировать монополию достаточно рискованно. Как показывает практика, игры с государством всегда опасны, и, даже если ты считаешь, что что-то контролируешь, проходит какое-то время, и выясняется, что ситуация кардинально поменялась.

– Диджитализация издательского бизнеса. Если в начале 10-х гг. диджитализацию связывали с крахом традиционной модели книгоиздания, то сейчас пришло осознание, что никакой угрозы в себе этот процесс не несет. Наоборот, дает новые возможности для развития издательского бизнеса.

Мы сейчас в России и во всем мире наблюдаем тенденцию увеличения потребления литературы в формате электронных и аудиокниг. И если сегодня на долю электронных книг приходится порядка 5% от общего объема рынка (продажи электронных книг в 2018 г. составили 4,8 млрд руб., весь книжный рынок – 86 млрд руб. – «Ведомости»), то уже в ближайшие годы их доля может вырасти до 20%. Большой потенциал у аудиокниг: по итогам 2019 г. их продажи превысят 1 млрд руб., или 1,5% от всего рынка, к 2021–2022 гг. этот показатель имеет все шансы увеличиться до 6%.

Востребованность электронных форматов книг обусловлена еще и тем, что у нас они в 2 раза дешевле бумажных. А в других странах разница составляет всего 10–20%. И такое ценообразование – принципиальная позиция «Эксмо-АСТ». Это связано с тем, что мы стараемся учитывать покупательную способность россиян. Если взять другие рынки – Европу, к примеру, – то там электронные книги стоят столько же, сколько бумажные, но доля регулярно покупающих их гораздо выше, так как и уровень доходов населения выше. Мы считаем, что новые форматы в целом работают на увеличение потребления книжного контента, в том числе бумажного. За счет привлечения и удержания важной для нас аудитории – молодежи. Среди молодых людей в возрасте 10–14 лет доля читателей, по данным исследования «Росиндекса», составляет 74%. А потреблять контент они привыкли в диджитал-среде.

«Эксмо-АСТ»

Основной владелец: Олег Новиков.

Финансовые показатели: выручка (без НДС) – 21,57 млрд руб.

Основные направления бизнеса – издание художественной, развлекательной, учебной и детской литературы. По данным компании, совокупный тираж в 2018 г. составил 146,9 млн экземпляров. В рейтинге ведущих издательских домов мира (Global 50 The World Ranking of the Publishing Industry 2019) занимает 43-е место.

– Мы уже это делаем, причем по всем направлениям: издание произведений, дистрибуция, маркетинг. Если раньше редактор отвечал за выпуск только бумажной версии, то сейчас он должен ориентироваться и на электронный, и на аудиоформат. С учетом роста популярности формата «самиздат» мы сейчас пересматриваем систему рецензирования таких произведений. Назрела необходимость сокращения сроков рецензирования. Нельзя подвешивать такой контент на несколько месяцев, так как либо автор уйдет к другому издательству или платформе, либо история перестанет быть трендовой.

В зависимости от произведения мы определяем канал продвижения. И если это нонфикшн или какой-то значимый для интернет-аудитории автор, то продвигаем его, к примеру, в Telegram. Это доказало свою эффективность – конверсия из читателей в покупатели довольно высокая.

Долгие годы мы эксклюзивно дистрибутировали наши издания только на «Литресе» (среди его акционеров – «Эксмо-АСТ» и Ozon. – «Ведомости»). А дальше уже сам «Литрес» не только размещал произведения издательской группы у себя на платформе, но и договаривался с другими ресурсами. С новыми партнерами, которые еще не сотрудничают с «Литресом», мы будем договариваться напрямую. К примеру, мы уже договорились о дистрибуции наших аудиокниг со шведским сервисом Storytel, который вышел на наш рынок не так давно.

Задача – не только максимально нарастить количество площадок, на которых будет представлен наш контент, но и увеличить само контентное предложение. В том числе за счет так называемого «самиздата» и новых авторов.

На «Литресе» в том числе мы будем развивать подписную модель, так как именно она формирует потребительскую лояльность. Но пока некоторые правообладатели, в первую очередь зарубежные издательства, не готовы давать нам права на диджитал в рамках подписной модели, так как экономическая выгода для них в этом случае не столь очевидна, как доходы от разовой покупки. Но мы ведем переговоры об этом и пытаемся найти способы их заинтересовать – показывая не только объем доходов, но и динамику роста этих доходов.

– 50% забирает себе площадка, оставшееся делят между собой издательство и автор. С ведущими авторами мы разделяем доходы 50/50. Начинающие авторы в среднем получают 20–30%.

– Это как раз один из главных вызовов. Именно поэтому мы расширяем сотрудничество с другими площадками. Иначе если автор придет к нам, а мы ему предложим дистрибутировать его контент только на «Литресе», то ему действительно проще пойти и договориться с самой площадкой. Мы хотим стать неким надежным мостом, связывающим читателя, автора и площадки.

– Практически нет. Классика и нонфикшн востребованы во всех форматах. В бумаге пока останется детская литература, так как это преимущественно книги-игрушки и книги-раскраски, которые направлены на развитие мелкой моторики и образного мышления. В печати остается востребованной и.

– Да, очень востребована. Этот феномен я могу объяснить лишь невероятной трудоспособностью и тем, что автор хорошо понимает запросы своей аудитории. Сколько бы ни злословили по поводу ее творчества, она продолжает выпускать по 10 книг в год. Более того, сейчас еще и детские книги пишет, что также отвечает интересам ее аудитории, ядро которой составляют женщины в возрасте от 20 до 60 лет.

– Вопрос в том, нужно ли это кому-то. Никаких предложений о продаже розничного бизнеса мы пока не получали. Если говорить о сети «Читай-город – Буквоед», то она развивается достаточно успешно: средний темп роста выручки – 20% в год. Сеть активно идет в регионы, в этом году, думаю, будет открыто порядка 70–80 новых книжных магазинов, в том числе в городах с населением от 50 000 жителей. Мы уже присматриваемся к городам с населением менее 50 000, в планах – города с еще меньшим количеством жителей, но с платежеспособным спросом. Это, например, Гусь-Хрустальный, Плес. Несмотря на противоречивые оценки, мы рассматриваем ситуацию с этим направлением как достаточно позитивную. В планах – увеличение в ближайшие 3–4 года количества магазинов сети с 610 до 1000. В целом сеть приносит прибыль, уровень рентабельности составляет 6–8%, что вполне устраивает акционеров.

– В России мы пока не планируем кардинально менять модель дистрибуции и отказываться от офлайновой розницы. А вот что касается международной экспансии, то ее мы намерены преимущественно реализовывать как раз в диджитале. В конце мая «Литрес» вышел на рынок Польши, запустив там сервис litres.pl и мобильное приложение Czytaj! на национальном языке. Рынок электронных книг там в пересчете на рубли составляет около 1,4 млрд. Объем всего польского книжного рынка сопоставим с российским, и в этом мы видим хорошую перспективу.

– Включая поставки в страны ближнего зарубежья – около 8% от общей выручки «Эксмо-АСТ» в 2018 г. Рынок электронных книг Польши действительно не очень большой. Но выход на него – это для нас пробный шар. В целом для экспансии нам интересна сейчас Прибалтика и Восточная Европа, которой пока не интересуется Amazon. Но говорить о планах, насколько сможем нарастить экспортную выручку, рано. Пока понятно, что здесь есть куда развиваться.

Источник

Александр Мамут продал издательский и полиграфический бизнес Олегу Новикову

Комментарии Страницы: [1] 2

Petr какое издательство лучше аст или эксмо

какое издательство лучше аст или эксмо1 сентября 20:18

Это, конечно, смотря для кого.

А так обычная монополия (а холдинг Новикова, конечно, во многих книжных сферах — именно монополия; например, в издании художки) со всеми вытекающими плюсами и минусами.

Допускаю, что изменений будет немного и они будут касаться в первую очередь управленческих аспектов. Но и издательская политика наверняка изменится. Через годик это все наглядно будет заметно.

Отказ от газетки — это сильный ход, и сейчас возможен, да, но требует аккуратного просчета. Вряд ли прям сразу.

А вот от яндекс-переводов отказаться невозможно: переводчиков приличного качества, работающих за приемлемые для издательств деньги — не хватает.

Подорожает определенно.
И пространства для экспериментов и подвигов типа издания Типтри-мл и Лафферти будет поменьше.

В остальном посмотрим. Все-таки и АСТ, и ЭКСМО между собой конкурируют и сейчас, и различия между ними весьма заметны.

Совершенно точно, что приведут к единому виду всяческие KPI и тд. Что как раз сильно влияет на тягу к экспериментам и подвигам.

Ну и думаю, что в обозримом будущем мы увидим книги Азбуки в Лабиринте )

Изменения — это не всегда улучшения.

На самом деле очень интересна конкретика.
А какие бонусы МИФ получил от вхождения в холдинг?
Как вы с Бомборой взаимодействовали?

И если не секрет, план продаж в рублях был? Или по наименованиям? 😉

Мне, признаюсь, сложно поверить, что внутри холдинга у разных издательств разные метрики используются

Имхо, это несколько несправедливо по отношению да вот хотя бы к анонсам и новинкам последнего времени: Кордвайнер Смит, Стэплдон, перезапуск Вулфа, Кея.

Безусловно, чем больше независимых издателей, тем больше это пространство, тут-то спору нет. Но так ли сильно обрежут возможности «Азбуки».

В чем же несправедливость? Я заслуг других издательств не умаляю.
Смит — это вообще это здорово.
А Вулф, кстати, выходит в переводе твоего любимого «Сташефски»

Насколько знаю, «Покой» и «Книгу Нового Солнца» переводили другие люди.

Карта — это бонус. В первой книге концепт был вообще другой явно. Шмутцы из той же истории. Мелочи это, нюансы.
Реальный косяк один. Я бы даже сказал, косячина — второй том «Памяти льда» с потерянным куском текста. Так и то нахаляву разослали исправленный доп всем желающим.

Главное, что в весьма качественном новом переводе в едином оформлении издали уже почти десятикнижье, которое до этого вальнули две разных команды. Это не перепаковку старья с косметикой сделать, это однозначный вин.

Частично соглашусь. Мне поначалу и карта мало помогала.
Но в ЧФ в принципе Эксмо картами не стремилось радовать читателей (кроме Бэккера времен Жикаренцева). С Аберкромби в то же время было всё аналогично. В предыдущих изданиях Эриксона с картой тоже не парились, по-моему.

С картами еще жаль, что с самого начала не осилили на форзацы помещать.

В предыдущих изданиях карта была. А главное: когда мы сдавали перевод, там отдельно отмечалось, что вот же карта, вот к ней легенда (а это табличка с десятками названий!) Всё в первом томе тогдашняя ответред посеяла.

И поэтому там не градус пофигизма снижался, а мы — через спонсора — давили и занудничали, и в конце концов ответред вынуждена была прислушиваться к. А потом был знаменитый Бэккер с кусками на английском, смена ответреда и да, всё стало выправляться. (Я упрощаю, и сильно, чтобы не вдаваться).

Просто не должен выпуском фэнтезийных серий заниматься человек, который даже не представляет, сколько там томов (!) и что важно для книги и для читателей.

Про карту и легенду вроде даже было что-то в вашей колонке тогда)) Господи, сколько лет уже прошло.

По хронологии событий:
Мне казалось, что уже Горинова (Aglaya Dore) разгребала ситуацию после фейла с «Памятью льда». Это был 2016 год.
А чудесный Бэккер от Макух был в 2015 году. Там Березина еще была, по-моему.

В общем, по моим впечатлениям со стороны, ситуация совсем нормализовалась после «Памяти льда». А до этого было то чуть получше, то похуже.

Конечно, при нынешней команде уровень издания был бы совсем другим: от оформления до согласованности, сработанности всех участников процесса.

Ох, да. Всё это было в другой жизни, практически.

Источник

Ответило ЭКСМО.

Где-то полтора месяца назад дописала свой первый роман (Цепная Лисица) и первым делом разослала по издательствам (какие нашла подходящими).

Дальше, чтобы не грустить, загрузила роман сюда и отправила его на конкурс Аромат Любви.

А сегодня пришло письмо от ЭКСМО. Вот скрин.

какое издательство лучше аст или эксмо

Если перейти по ссылке, то попадаешь на оф.сайт эксмо, и надо выбрать какие права передать.

какое издательство лучше аст или эксмо

Скажите, кому-нибудь ЭКСМО отвечал? Они всем предлагают опубликовать эл.версию? И стоит ли соглашаться, потому что оплата там мизерная, что-то около 17-33% в зависимости от.

Сейчас книга везде висит бесплатно, ясное дело какое издательство лучше аст или эксмо. И может так её больше народа увидит.

Может они редакцию делают или рекламу (в чём сильно сомневаюсь). Или какие-то ещё есть плюшки какое издательство лучше аст или эксмо.

Короче, для меня это тёмный лес! Но может кто-то уже проходил этот путь?

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Не рекомендую соглашаться. Мне предлагали опубликовать детектив в электронном виде. Отдала исключительные права по глупости. Детектив провисел на Литресе от силы три дня, потом книгу (без понятия почему) удалили сотрудники ЭКСМО. В итоге я расторгла договор и больше его не подписывала.
Присылают подобное «письмо счастья» не всем. У меня фэнтези висит на рассмотрении в издательстве у редактора. Возможно, здесь зависит больше от жанра книги. Помню, случай был, когда я неотредактированный детектив присылала в первый раз. Так мне подобное письмо сразу через час пришло на электронную почту. Создаётся впечатление, будто модераторы смотрят на аннотацию, и если она им понравится, потом отправляют на рассмотрения редакторам для публикации книги в бумажном виде.

какое издательство лучше аст или эксмо

Предлагают издаваться по электронке не у них,а у Эксмо диджитал. Это две разные структуры. Правообладатель Эксмо диджитал,а не Эксмо.

какое издательство лучше аст или эксмо

Насколько я знаю, это отдача своих прав на несколько лет за ничтожные деньги, по сути задаром, потому что никто не будет продвигать вашу книгу, вообще не будет. Продвижением книг издательства заниматься перестали. Рекламу они не делают. Оно будет просто висеть в интернете неподвижно и неизвестно никому. Говорят, просто опубликоваться через Литрес-самиздат и самому пиарить и то выгоднее.

Нет, бумажной книги не будет.

какое издательство лучше аст или эксмо

Они практически всем подряд это предлагают. Бумажной книги не дождетесь!

какое издательство лучше аст или эксмо

какое издательство лучше аст или эксмо

Эксмо диджитал отвратительная идея, на которую я попался и много раз пожалел.

Получите только наплевательское отношение к своему труду и себе как автору, что довольно-таки обидно. Никому бы не советовал, сам жалею, что повелся = =

какое издательство лучше аст или эксмо

Очень сочувствую! Как же хорошо, что прежде чем решать об отправке, я создала этот пост и опросила людей. Надеюсь он хоть кому-то поможет, кто почитает ваш и другие отзывы до отправки своей книги на эту площадку

какое издательство лучше аст или эксмо

Это ЭКСМО.Диджитал, они разместят вас на литресе как есть и будут делать вид, что продают, шлите их сразу в долгое.

Я таких писем счастья много получила. За девять месяцев отправила прилично своих рукописей,которые я уверена,что их даже не читали. Случайно наткнулась на отзывы про «Эксмо диджитал» и зарыдала. Все мои книги выведены по сериям. Я старалась. И что все коту под хвост? Писала для того,чтобы просто висели на электронных площадках. Почитайте отзывы одного паренька,которые сам покупал свои книги и лопухнулся.

Что вы пишете издаваться самому? Прочитайте отзывы про ЛитРес самиздат,ничем не лучше от «Эксмо диджитал».

Я тоже вижу,что вы сами покупаете свою книгу и друзей просите,но только зря. Ваши друзья зря пишут отличные комментарии к книге. Сама же хотела пойти по этой схеме,но вовремя отдумалась. Даже у знаменитых авторов нет таких хвалебных комментариев и одних пятёрок))

Я сама буду на следующей год по новым книгам участвовать в конкурсах. Больше вас никак не заметят. И напоследок. Эксмо и Эксмо диджитал это совершенно два разных подразделения. Это как велосипед и самокат. И не забудьте почитать историю паренька,который вывел своими покупками книгу в топ. Учитесь на чужих ошибках. Хотя. Если вы миллионер,то покупайте сами книги и выводите в топкакое издательство лучше аст или эксмовсем своим друзьям наказала,кто знает,что я отправляла рукописи не покупать их. Кто хочет обогощать Эксмо диджитал,тот пусть обогощает,но это буду не я.

Делайте выводыкакое издательство лучше аст или эксмо

Источник

Царь горы книг: как издательство «Эксмо» поглотило конкурентов из АСТ

Гендиректор «Эксмо» Олег Новиков предлагает объяснение: «В АСТ стремились увеличить объем продаж через увеличение выпуска. Редактор не отслеживал, что дальше происходит с книгой». Тем не менее более пятнадцати лет эта стратегия была успешной. Издательство, в начале 1990-х входившее в группу компаний АСТ Тельмана Исмаилова и унаследовавшее от нее название, к середине 2000-х стало грозой книжного рынка. Ключевых авторов АСТ удерживало солидными авансами и могло затеять гонорарную войну, переманивая у конкурентов как сочинителей попсовых детективов (например, Юлию Шилову — №3 по тиражам в 2007 году), так и мастеров интеллектуальной прозы (Захара Прилепина, Людмилу Улицкую). О коммерческом чутье основателя АСТ Якова Хелемского слагали легенды. Он держал в уме все названия и тиражи.

Когда в кабинет Хелемского привозили новинки, он щупал каждую книгу и тут же назначал отпускную цену.

«Бывало, мы встречались выпить чаю, а он все что-то вычислял, писал», — вспоминает гендиректор «Торгового дома «Библио-Глобус» Борис Есенькин.

«Хелемский сообщил мне, что в АСТ прошло «маски-шоу», — откровенничает Владимир Григорьев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и СМИ, курирующий книжную отрасль. — Выяснилось, что компания помимо использования регистрации в офшорных юрисдикциях пользуется услугами фирм-однодневок. После урегулирования этой проблемы и началось наше общение по поводу реорганизации. Я пытался убедить в том, что нужно изменить бизнес-модель, предлагал продать пакет акций инвестору, который помог бы провести корпоративную «зачистку». Использование «помоек» в бизнесе могло привести как к краху компании, так и к негативному восприятию издателей со стороны налоговиков».

«Эксмо» разделили на автономные дивизионы, между которыми распределили функции по изданию художественной, детской, досуговой и прикладной литературы. Каждое подразделение получило свободу выбора редакционной политики, причем редакторы обязались анализировать продажи издаваемых книг, чтобы при необходимости корректировать номенклатуру и тиражи. «Это дало «Эксмо» определенные ребра жесткости и снизило зависимость судьбы компании от личности владельцев», — утверждает Александр Гаврилов, директор Института книги и совладелец книжных магазинов «Додо».

Собственники АСТ, наоборот, делегировать полномочия не собирались. Роли между собой, впрочем, они разделили. «Яков Хелемский — человек книги, он ее тонко чувствует и понимает, практически безошибочно ощущает потенциал. Андрей Герцев, по моим данным, отвечал в основном за GR, кичился тем, что у него есть генералы-покровители», — рассказывает Владимир Григорьев (комментарии у бывших совладельцев АСТ получить не удалось: Хелемский эмигрировал в Израиль, Герцев на запросы Forbes об интервью не ответил). Источник на книжном рынке утверждает, что Герцев был глубоко уверен, что если в АСТ еще раз придут с проверками, то партнеры сумеют откупиться.

Без налоговой оптимизации группе Хелемского, похоже, трудно было бы поддерживать агрессию на рынке. Помимо гонорарных войн АСТ прикармливала книготорговцев, предоставляя отсрочки платежей сроком до года, а крупнейшему дистрибьютору «Топ-книге» — до двух лет. «Заказываешь книжки, приходит поставка, а она больше того, что ты заказывал. Звонишь в АСТ: что это? Отвечают: поставьте на полку, либо вернете потом, либо продадите», — описывает политику издательства Александр Гаврилов.

В 2008 году Олег Новиков впервые предложил конкурентам подумать об альянсе, который позволил бы издателям оптимизировать издержки. Однако дальше разговоров дело не пошло. Яков Хелемский чувствовал себя на коне. Когда из «Иностранки», купленной Александром Мамутом, ушли главный редактор Варвара Горностаева и гендиректор Сергей Пархоменко, он тут же пригласил их к себе создавать новое издательство. Так в структуре группы АСТ появился Corpus, сразу выстреливший бестселлером («Подстрочник» Лунгиной).

Но в 2009 году начала рушиться «Топ-книга», бывшая одним из основных торговых партнеров АСТ. Новиков предложил АСТ создать совместное предприятие с участием «Топ-книги» для ее же спасения. Однако Хелемский и Герцев снова предпочли независимость. Задолженность «Топ-книги» перед АСТ составляла 850 млн рублей, при этом издательская группа предоставила дистрибьютору кредит на 400 млн рублей под 16% годовых.

Деньги не спасли оптовика от краха. И не вернулись к АСТ. В 2010 году в «Топ-книге» началась процедура банкротства. Уже в том же году «Эксмо» оставила АСТ позади, продав книг на 6,7 млрд рублей против 5,7 млрд рублей у конкурента. К финансовым проблемам АСТ добавились новые — налоговые проверки. Нескольким компаниям группы были выставлены претензии на сумму свыше 6 млрд рублей (включая штрафы и пени). Представители АСТ оспорили налоговые требования в суде. Владимир Григорьев и на этот раз пытался помочь крупнейшей книгоиздательской группе: «Я собрал их [собственников АСТ] и предложил выступить посредником в общении с налоговыми органами, чтобы заключить досудебное соглашение о выплате задолженности и, возможно, получить налоговые каникулы. Но поставил условие: они честно покажут объем выпуска и объем реализации. Предупреждал, что если они начнут обращаться к юристам-лоббистам, это вряд ли приведет к позитивному результату».

Энтузиазма его предложение не вызвало. Владельцы АСТ считали многомиллиардные претензии «недоразумением». Однако дела только ухудшились. В марте 2012 года полиция провела обыск в офисе торгового ООО «Полимикс-Центр», входящего в издательскую группу АСТ, по подозрению в уклонении от уплаты налогов группой лиц по предварительному сговору. Казна, по подсчетам налоговиков, недополучила 1,5 млрд рублей. Сразу после этого случая Хелемский перебрался в Израиль. Андрей Герцев остался в России разбираться с проблемами.

Некий издатель, пожелавший сохранить анонимность, полагает, что одна из причин краха АСТ — досадное совпадение: последнее «маски-шоу» на Звездном бульваре случилось в пересменок между правительством Медведева и Путина, и никто из покровителей АСТ не захотел разруливать конфликт.

Компании издательской группы АСТ одна за другой проигрывали налоговые споры. По словам Владимира Григорьева, Герцев пытался найти поддержку у ряда крупных бизнесменов. Олег Новиков уточняет: акционеры АСТ контактировали с компанией А1 из «Альфа-Групп». «Когда окончательно стало ясно, что они [основатели АСТ] все-таки выбрали неграмотную стратегию, я начал консультации с издательским сообществом с целью спасения АСТ как издательской структуры», — рассказывает Григорьев. В частности, он общался с владельцем группы «Азбука-Аттикус» Александром Мамутом, президентом «ПрофМедиа» Рафаэлем Акоповым. Единственным, кто согласился, был Олег Новиков.

Гендиректор «Эксмо» договорился с Хелемским и Герцевым, что, если реорганизация АСТ получится, он выплатит им определенную сумму (цена сделки не раскрывается). «Я ситуацию глубоко не понимал, не было управленческой отчетности, неясно было, где реальные активы, где пассивы, кому принадлежат товар, права, акции. Все было запутано, — объясняет Новиков. — Было решено не пытаться спасать старую систему, создать новые компании. Насколько я знаю, часть старых компаний сейчас находится в стадии банкротства».

«Новиков спас структуру от финансового краха, — уверен Олег Бартенев, бывший миноритарный акционер АСТ, отошедший от дел задолго до продажи издательства. — Когда собственники все здесь побросали, мог наступить коллапс. Тогда Новиков взял АСТ под свое управление и вложился очень существенно — надо было большому количеству сотрудников платить зарплату». В штат нового ООО «Издательство АСТ» перешли 90% сотрудников прежнего — около 500 человек.

Нынешнее АСТ структурой похоже на «Эксмо». АСТ состоит из самостоятельных редакций-импринтов со своими издательскими стратегиями, ориентированными на определенные читательские группы. К примеру, Corpus специализируется на современной зарубежной прозе, «Прайм-Еврознак» — на эзотерической и психологической литературе, а «Редакция Елены Шубиной» работает с молодыми российскими авторами.

Олег Новиков не скрывает, что налаживать отношения с оптовиками и розницей очень тяжело, большие сложности вызывает управление резко возросшим ассортиментом — около 45 000 наименований, из них треть низколиквидных. До 15% тиражей книг прежнего АСТ отгружались розничной сети «Буква», созданной бывшими собственниками издательства. Но у «Буквы» теперь втрое меньше магазинов. Был соблазн объединить часть бизнес-процессов «Эксмо» и АСТ, но Новиков решил этого не делать. «Эксмо» продает свои книги через собственные дистрибьюторские центры, АСТ — в основном через независимых оптовиков. Затраты на дистрибуцию у «Эксмо» поэтому на 5% выше, чем у АСТ, зато собственные центры плотнее работают с региональной розницей. В результате по ряду сопоставимых позиций продажи «Эксмо» на 10–15% выше, чем АСТ.

Издательства продолжают конкурировать за авторов. Например, писательница Галина Куликова ведет сейчас переговоры одновременно с «Эксмо» и АСТ. Компании участвуют в одних и тех же международных издательских тендерах. Интеграцию «Эксмо» и АСТ Новиков не планирует до тех пор, пока структуры способны самостоятельно развиваться. Выручка «Эксмо» в 2013 году составила 6,5 млрд рублей, АСТ — 4,5 млрд рублей.

Российская книжная палата (РКП) пока не подвела отраслевые итоги за минувший год. Но в 2012 году на долю «Эксмо» и АСТ приходилось более 19% выпущенной в стране книгопечатной продукции (с учетом учебников, брошюр и т. д.).

Статус крупнейшего книгоиздателя Олега Новикова, кажется, не слишком радует — он выглядит утомленным.

«Работа интересная, но тяжело операционно управлять двумя такими крупными компаниями, — признается бизнесмен. — В результате меньше времени, чем хотелось бы, удается уделять «Эксмо». Я бы хотел создать холдинговую компанию, назначить гендиректоров и отойти от операционного управления».

Когда это станет возможным? Новиков не берется прогнозировать. Рынок бумажных книг в России понемногу сжимается (среднестатистический тираж книги, по подсчетам РКП, в первой половине 2013 года оказался почти на 11% меньше, чем за тот же период 2011 года). Не лучшее время уходить на покой, особенно когда вложился в расширение бизнеса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *